Как научить ребенка говорить букву р

Составление коррекционной программы

Она зависит от формы нарушения звукопроизношения. Например, у ребенка может вовсе отсутствовать вибрант в речи или он может заменять его другими звуками или смешивать их. Распространены и ротацизмы, то есть искажение. Различают 8 видов ротацизмов. Поэтому логопед подбирает поэтапную постановку звука «р» индивидуально для каждого маленького пациента. Тем не менее, есть перечень упражнений, которые подходят при любой форме нарушения произношения вибранта.

Техника «Подражание» для простых случаев

Упражнение для постановки заключается в слуховом восприятии звука. Маленькому ученику предлагают примеры фонемы, например рев мотора, гром. А он, сидя перед зеркалом, повторяет услышанное.

Скороговорки для закрепления произношения

Дети любят веселые скороговорки и потешки. Вы снова можете обратиться к пособиям, а можете сочинять их вместе. Помните, что только ваша поддержка и хорошее настроение помогут вашему ребенку справиться с такой сложной задачей.

Примеры скороговорок на произношение буквы Р:

  • «Трое трубачей трубят в трубы»;
  • «Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали»;
  • «У Кондрата куртка коротковата».

Ну и классика — про траву на дворе и дрова на траве или история про Греку, который ехал через реку.

Более сложные скороговорки для выговаривания буквы Р представлены ниже (нажмите на картинку для увеличения):

Кстати, это скороговорки не всегда легко даются даже взрослым. Можно поиграть — кто быстрее и чище их произнесет.

Что мешает произнести букву «р» правильно

Основными причинами почему не проговаривается этот звук являются проблемы, связанные с ротовой полостью.

Короткая подъязычная связка

Другое название — уздечка. Именно она мешает свободно двигаться языку. Обычно этот дефект устраняется еще в роддоме. Она также может помешать правильному захвату соска у младенца во время грудного вскармливания. Если данный дефект был обнаружен в школьном возрасте, ее растягивают логопедическими упражнениями.

Проблемы с фонематическим слухом

Фонетический слух – это способность слышать и воспринимать звуки правильно. В три года дети должны различать похожие друг на друга звуки, хотя проговаривать их еще не могут. В некоторых случаях такие нарушения связаны с аденоидами и другими заболеваниями. Тем самым ребенок не слышит определенный звук и в своей речи он заменяет его на другой похожий.

Неправильное речевое дыхание

Чтобы правильно произносить звуки, в том числе и букву Р, нужно управлять выдохом. Не все дети умеет это делать в раннем возрасте. Некоторые поднимают для этого плечи, другие не умеют регулировать свое дыхание во время речи.

Прикус

Правильный прикус предполагает перекрытием верхними зубами нижних примерно на треть, остальные зубы должно плотно смыкаться. При неправильном прикусе, поставить некоторые звуки правильно невозможно физиологически. Потребуется исправлять прикус ребенка.

Нужно ли обращаться к логопеду?

Нужно обратиться к специалисту, если ребенок к 5 годам еще не научился выговаривать какие-то звуки, в том числе Р. Логопед определит причину неправильного произношения, исключит серьезные патологии.

В 5 лет вообще лучше сводить ребенка к логопеду, даже если вы думаете, что все в порядке — нужно оценить речевое развитие малыша. Перед тем, как ребенок пойдет в школу, его также нужно показать специалисту.

Консультация логопеда также нужна, если есть другие проблемы с речью:

  • в 2 года малыш общается только жестами;
  • в 3 года говорит настолько невнятно, что другие люди не могут разобрать его речь;
  • в 5 лет говорит невнятно, слишком быстро или медленно;
  • переставляет слоги, выбрасывает их или добавляет лишние;
  • говорит гнусаво (в нос);
  • если в 4-5 лет произносит мягко все звуки в речи.

Картавость может быть следствием каких-то мозговых нарушений, болезней нервной системы, хотя такие случаи, конечно, более редки, чем простая незрелость артикуляционного аппарата. Именно для того, чтобы своевременно обнаружить симптомы серьезных нарушений и принять меры, нужна консультация логопеда.

Даже если вы хотите справиться с неправильным произношением самостоятельно и уже вооружились списком рекомендаций и упражнений на артикуляцию, лучше хотя бы один раз сходить к хорошему логопеду. Он определит, насколько проблема серьезна, нет ли каких-то патологий в ротовой полости, которые мешают малышу правильно выговаривать звуки, даст квалифицированные советы в зависимости от индивидуальных особенностей вашего ребенка.

Третий способ постановки «Р»

Здесь уже нужно прибегнуть к механике. Вам понадобятся ватные палочки, пользуйтесь ими очень аккуратно, следя за состоянием малыша.

Школьник издаёт протяжный звук З, краешком языка прикасаясь к альвеолам. «Вылетает» фрикативный Р.

В то время, как ребёнок произносит фрикативный Р, аккуратно введите ему под язык конец ватной палочки.

Аккуратно, но быстро двигайте палочкой из стороны в сторону под языком ребёнка, задевая снизу кончик языка. В тоже самое время палочка должна касаться и альвеол. Это позволит малышу направить воздушный поток – школьник будет дуть в место касания.
Возникнет вибрация языка

Выйдет грубоватый Р.
Важно, чтобы ребенок не прекращал тянуть звук Р.
Рот необходимо чуть приоткрыть. Только для того, чтобы в него входила палочка для помощи «дрожания» языка.

Скажите ребенку, что он выговаривает Р (словно рычит большой тигр).

После того, как вибрация станет постоянной, проговорите слог РА по карточке с символом А (учите тигра разговаривать).

Почему ребенок не выговаривает букву «р»?

С проблемой невыговаривания звуков детьми, особенно «р», сталкиваются многие родители. При этом причины такого явления могут быть самые разные:

  • Анатомические. У некоторых деток встречаются аномалии развития речевого аппарата. Некоторые могут влиять на их способность выговаривать звуки:

    • плохая подвижность языка;
    • аномальное строение подъязычной уздечки;
    • неправильный прикус;
    • слабо развитые мышцы щек и губ.

    Исправить такие проблемы достаточно сложно. В этом поможет специальная артикуляционная гимнастика, растяжение уздечки. В некоторых случаях требуется хирургическая операция.

Особенности восприятия звуков. В этом случае дети часто путают буквы, переставляют их местами, подменяют одни звуки другими. Причиной может быть нарушение фонетического слуха – когда малыш не воспринимает некоторые звуки.

Также такое нарушение может быть связано с подражанием кому-либо из близкого окружения (например, старший брат картавит, а малыш копирует его речь).

  • Проблемы с ЛОР-органами. Их могут спровоцировать нарушения дыхания (слабый вдох) или заболевания уха, горла, носа. Болезни, способные спровоцировать нарушение произношения звуков:

    • аллергический ринит;
    • тонзиллит;
    • перенесенная ангина;
    • наличие аденоидов или полипов в горле;
    • парезы ЛОР-органов.

    В этом случае подбирается индивидуальное лечение, направленное на борьбу с основным заболеванием. Также детям потребуется подобрать комплекс логопедических упражнений для восстановления речевых функций.

  • Неврологические нарушения. Поражение речевого аппарата вследствие неврологических патологий называют дизартрией. Такое нарушение влияет не только на чистоту дикции, но и на возможность произносить некоторые звуки.

Отдельно выделяются психологические причины нарушения речи. В этом случае требуется консультация психотерапевта.

Нарушения слуха

Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.

Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:

  1. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
  2. Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
  3. Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
  4. Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
  5. Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.

Проблемы с речевым дыханием

Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз. На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.

Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.

Упражнения

Начинать занятия всего нужно с разминки артикуляционного аппарата. Для этого делают зарядку для языка, губ и всего речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика

«Маятник»: малыш высовывает язык и двигает им от левого уголка рта к правому.

«Кисточка»: как можно шире открываем ротик и язычком, словно кисточкой, красим нёбо от передних верхних зубов и как можно глубже к горлу. Такие «раскрашивания» можно обыгрывать, используя каждый день новый воображаемый цвет.

«Комарики»: ребёнок открывает рот и выставляет кончик языка за зубки, проговаривая длинный звук з. Потом проделывается тоже, но язык нужно переместить к нёбу, уперев у основания верхних зубов.

«Гармошка»: малыш улыбается и широко раскрывает рот. Язык нужно упереть в нёбо так, будто хочется произнести звук «нь». С этим положением языка попеременно то очень широко открывать рот, то закрывать его. Делать 15-20 раз. Это упражнение способствует растяжению короткой уздечки.

https://youtube.com/watch?v=TA7TNGwThsA

Занятия на автоматизацию и произношение звука “р”

Кроме артикуляционной гимнастики, полезно выполнять логопедические задания. Они направлены на автоматизацию звуков, расширение словарного запаса и формирование грамматического строя речи. При этом тренируется память и развивается логическое мышление.

Как научиться говорить букву Р

Прежде чем приступить к постановке звуков, необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Принцип от простого к сложному. Невозможно сразу же научить ребёнка выговаривать правильно звуки. Нужно постепенно усложнять задачу, и результат вам гарантирован.
  2. Занятия должны быть интересными. Не стоит заставлять ребёнка заниматься, ведь это только оттолкнёт его, и добиться успеха будет намного сложнее. Ваше чадо перестанет заниматься, так и не научившись произносить звук р, начнёт выговаривать его с помощью горла. Горловое р очень сложно устранить, практически невозможно.
  3. Выполняйте упражнения регулярно. Нескольких занятий будет недостаточно.

Техника постановки звука

  • Для начала ребёнок должен научиться выговаривать букву р отдельно, при этом выполнять упражнения: открыть рот и кончик языка направить за верхние зубки, затем ритмично и быстро проговаривать звук «д-д-д» или «з-з-за». Попросите ребёнка постучать по нёбу, при этом сильно дуть на кончик язычка. Выработка вибрации — первая ступень в постановке сонорного звука. Иногда, чтобы научиться говорить звук р, необходимо выполнять упражнения с механической помощью — специальных логопедических зондов или подручных средств в домашних условиях. При необходимости логопед обучит вам этому методу.
  • Затем закрепить произношение звука р необходимо в слогах прямых и обратных ( ра-ро-ру, ар-ор-ур и другие).
  • После того как ваш ребёнок научился правильно выговаривать звук, необходимо закрепить произношение в предложениях, скороговорках. Часто родители допускают огромную ошибку, пытаясь исправить звукопроизношение своих детей, используя лишь скороговорки. Запомните – этого делать не стоит, так как ребёнок неправильно подготовлен к постановке звука.

Упражнения для постановки звука

Выполняйте упражнения ежедневно перед зеркалом вместе со своим ребёнком. Это не только полезно, но ещё и весело. Для начала нужно подготовить губы:

  1. Улыбнитесь. Пусть ребёнок задержит эту позу около 10 секунд.
  2. Сложите губы трубочкой. Выполните это упражнение в течение 7-10 секунд.

Упражнения для языка:

  • «Маляр». Попросите ребёнка направить язычок вверх к нёбу. Проведите им вперёд и назад, как будто язык – это волшебная кисточка.
  • «Лошадка». Пусть ребёнок попробует сделать язычком так, как лошадка.
  • «Чистим зубки». Почистите язычком верхние и нижние зубы.
  • «Грибочек». Попробуйте направить язычок к нёбу и задержать его в этом положении, широко открыв рот. Таким образом, уздечка будет ножкой, а язык шапочкой грибочка.
  • «Индюк». Направьте язык к верхней губе и произнесите «Бл-бл-бл».
  • «Чашечка». Попробуйте завернуть боковые края языка и направить кончик языка вверх.

Научить ребёнка выговаривать звук р необходимо с помощью весёлых и занятных игр. Упражнение «Заведи моторчик» можно выполнять с помощью ватной палочки или пальчика вашего малыша, при этом очень тщательно вымыть руки. Попросите ребёнка выговаривать звук «д-д-д» при этом язык должен быть направлен за верхние зубки. Вы же должны помочь пальчиком вызвать вибрацию языка, направляя его рядом с уздечкой. Повторите это упражнение несколько раз, пусть ребёнок прислушается к себе. Возможно, он поймёт, как правильно «рычать», и всего-навсего нужно будет только закрепить звук в слогах и предложениях.

Упражнения для дыхания

  1. «Свечка». Представьте, что перед вами торт со свечкой. Попробуйте устроить соревнование: кто быстрее её задует.
  2. «Буря в стакане». Для выполнения этого упражнения необходимо: налить в прозрачный стаканчик немного водички, взять коктейльную трубочку и подуть в неё. Таким образом, получаются большие волны. Если же пузырьки будут небольшие, это свидетельствует о том, что у ребёнка нарушено речевое дыхание.
  3. «Снежинка»(листик, жучок, бабочки и другие). Вырежьте с бумаги снежинку и подуйте на неё. Следите, чтобы во время выполнения данного упражнения щёки ребёнка не надувались, вдох нужно делать через носик. Попробуйте подуть сначала медленно, а потом сильней. Для этого упражнения можно взять обычную вату.
  4. «Футбол». Выложите из кубиков или сделайте маленькие игрушечные ворота. Возьмите шарик или маленький кусочек ваты. С помощью трубочки попробуйте забить противнику гол в его ворота.
  5. «Весёлый лабиринт». Для выполнения упражнения потребуется кусочек ваты и счётные палочки. С помощью счётного материала выложите лабиринт и попробуйте дойти до финиша, передвигая вату струёй воздуха.

Возможные причины проблемы

  1. Главная причина — слабость артикуляционного аппарата. «Лечится» эта проблема различными упражнениями на артикуляцию, движениями губами, языком, и не только специальными занятиями для произношения того или иного звука, но и простым гримасничанием. Если ребенок будет активно кривляться и строить рожицы, в процессе такой игры будут тренироваться язык, губы, мышцы лица.
  2. Мешать правильному образованию звуков могут и индивидуальные особенности уздечки языка (подъязычной связки), например, когда она слишком короткая. Определить, насколько длина уздечки соответствует норме, может только врач. Если она короткая, в большинстве случаев растянуть ее можно специальными упражнениями. Сейчас логопеды склоняются именно к такому варианту, постепенно отказываясь от подрезания уздечки, за исключением отдельных случаев.
  3. Еще одна причина — неразвитый фонематический слух: способность различать звуки (фонемы) любого языка. Это не имеет отношения к физиологическому слуху, то есть к самой способности слышать звуки: ребенок не может правильно определить, какой звук произносит другой человек, и, следовательно, потом делает ошибки и при произношении слов.
  4. Фонематический слух развивается постепенно, особенно помогают этому общение с родителями, чтение ребенку вслух, заучивание стихов. Но иногда фонематический слух нарушается, поэтому ребенок плохо различает звуки речи, которую он слышит. В частности, вредно для правильного развития фонематического слуха сюсюканье, когда родители подражают детской речи. Дети могут путать звонкие и глухие звуки, твердые и мягкие, Р и Л тоже могут спутать с какими-то другими. Здесь тоже помогут упражнения, о которых мы расскажем ниже.
  5. Неправильное речевое дыхание тоже может привести к тому, что ребенок не выговаривает Р. Оно может быть обусловлено как привычкой, так и различными патологиями, например, хроническим насморком, увеличенными аденоидами, сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушениями иммунной системы. Соответственно, если есть такие проблемы со здоровьем, нужно их решать.

Причины нарушения

Среди логопедов нет единого мнения о причинах возникновения того или иного нарушения. Некоторые специалисты считают, что дело в наследственности. Если один из родителей страдает ротацизмом, то его ребенок с большой долей вероятности будет с этим же дефектом. Генетика тут не виновата. Дети учатся говорить, подражая речи взрослого. А если образец уже сам по себе с нарушениями, то и ребенок его перенимает.

Обычно ротацизм является проявлениями дислалии. Это нарушение произношения звуков, но при нормальном слухе и сохранной подвижности артикуляционного аппарата. Причинами ее появления могут быть:

  • соматические болезни и ослабленность организма;
  • педагогическая запущенность;
  • двуязычие в семье;
  • нарушения фонематического слуха.

Виной всему могут быть и нарушения в строении артикуляционного аппарата. Короткая подъязычная уздечка не будет давать подниматься кончику языка.

Важность упражнений для автоматизации буквы р

Помогающих научить ребенка выговаривать букву р упражнений много. Мы привели лишь несколько примеров. Не стоит забывать и о таких полезных занятиях по развитию речи, как разучивание скороговорок, декламация стихов, пересказ литературных произведений.

После того, как ребенок стал говорить букву р, полезно закрепить навык. Для этого следует выполнять с ребенком специальные упражнения для автоматизации. Они включают произношение прямых слогов со звуком р, потом – слов, словосочетаний и предложений. Например: «Я собираю помидоры на огороде. Ты собираешь помидоры на огороде. Вы… Они…». Таким способом правильное произношение доводится до автоматизма. Упражнения с ребенком лучше проводить в игровой форме, без принуждения и настойчивости.

2 этап – дыхательная гимнастика

Важно! Даже в домашних условиях дыхательную гимнастику выполнять не более 2-3 минут, иначе у ребёнка может возникнуть головокружение. Заниматься нужно в свободной одежде, не сковывающей движения

  1. Сначала попросите ребёнка глубоко подышать. Глубокий вдох носом, длинный выдох ртом.
  2. Затем переходите к упражнению «Ветерок». Вам понадобиться лёгкая длинная полоска бумаги (желательно от бумажного платочка или салфетки). Поднесите полоску бумаги к лицу ребёнка и попросите подуть на неё (полоска должна подняться вверх). Следите за тем, чтобы ребёнок не надувал щёки! Нужно сделать глубокий вдох и затем тихонько подуть на полоску бумаги!
  3. Следующее упражнение «Снежок»: кладём на носик ребёнку маленький кусочек ватки и просим подуть его так, чтобы ватка подлетела вверх. Следите за тем, чтобы воздушная струя выходила спокойно, без рывка. Необходимо наблюдать, чтобы малыш не надувал щёки.

Не всегда у малыша получается сразу.

Обратите внимание

  1. Когда вибрирующий звук больше похож на Р, кладите на стол карточку. Когда малыш произносит гласный, резко убирайте палочку.
  2. После ребенок кратко проговаривает слоги РА-РА-РА (рычит). Каждый раз «заводите его язык» ватной палочкой.

Теперь убираем механическое воздействие. Малыш произносит РА-РА-РА. На одном из слогов (только не на первом) не касайтесь палочкой его языка (не «заводите» вибрацию). Школьник скажет слог сам.

Ребенок не должен заметить, что вы не участвуете в его произнесении. Как только он это почувствует, у него пропадёт вибрация. Поэтому шевелите у него на альвеолах палочкой, только не задевайте язык.

Сперва он произнесет без вашей помощи 2 и более слогов.

Когда он будет сам проговаривать слоги, подскажите ему, что он «рычит» без вашей помощи. Предложите самому сказать слог РА.

Если не выйдет, для «запуска» вибрации коротким быстрым движением подтолкните язык внутрь рта. Повторяйте, пока он не научится произносить Р безо всякой помощи.

Как правильно научить ребенка говорить букву «Р»

Многие родители не хотят ждать 5,5-6 лет. К сожалению, принцип: «чем раньше, тем лучше» здесь не совсем оправдан. Мы же не учим ребенка ходить, когда ему исполнилось 3 месяца. Он просто физически к этому не готов.

Точно также обстоят дела и со звуками. При произнесении «Р» задействованы органы артикуляции, которые у детей 3-4 лет еще недостаточно развиты.

Конечно, бывают случаи, когда малыш в 4 года начал правильно произносить все звуки языка, но это, скорее, исключение из правил.

Как же быть родителям? Как научить ребенка говорить букву «Р»? Логопеды рекомендуют заняться артикуляционной гимнастикой, которая подготовит речевой аппарат к произнесению звуков. Но слишком торопить события все же не стоит.

Не торопите события. Не пытайтесь научить 4-х летнего малыша говорить «Р». Если речевой аппарат ребенка не готов, это может спровоцировать горловое «Р». На исправление дефектов речи в этом случае у вас уйдет много времени и сил.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука «Р»

① «Блинчик».

Регулярные занятия без перерывов — уже половина успеха

Попросите малыша улыбнуться, широкий язычок положить на нижнюю губу и удержать на протяжении 3-5 секунд.

Постепенно время нужно увеличивать, но не более 10 секунд. Нижняя губа не должна «подсаживать» язык.

Если упражнение не получается, предложите ребенку наказать непослушный язык: высунуть его пошлепать губами со звуками: пя-пя-пя-пя.

② «Вкусное варенье».

«Блинов» мы налепили – теперь можно и варенья поесть. Попросите малыша приоткрыть рот и широким кончиком языка облизать губу.

Можно капнуть на это место немного варенья или сгущенного молока – дети будут выполнять задание тщательнее и активнее. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. На первых порах можно придерживать ее руками.

Упражнение выполняется 3-5 раз. Количество раз постепенно увеличивается до 10. Только в том случае, если у ребенка появляются первые результаты.

③ «Маляр».

Цель упражнения – выработать движения язычка вверх, разработать его подвижность. Для выполнения задания необходимо открыть рот и хорошо улыбнуться. Плавными движениями языка вперед-назад необходимо «погладить» небо.

Язык все время должен оставаться широким. Следите за тем, чтобы он не вываливался изо рта. Задание выполняется 3-5 раз и постепенно увеличивается до 10.

④ «Грибок».

Цель упражнения – растянуть подъязычную уздечку, выработать умение поднимать язычок вверх. Ребенок должен улыбнуться, слегка приоткрыть рот и всей площадью прижать язычок к небу.

Язык – это шляпка гриба, а подъязычная уздечка – это ножка. В таком положении нужно постараться открыть рот как можно шире. Упражнение выполняется 3-5 раз и постепенно увеличивается до 10.

К сожалению, рекомендаций, как быстро научить ребенка говорить букву Р – не существует. Это сложная и кропотливая работа.

3 упражнения для постановки звука Р у детей

Для постановки буквы Р необходимо развить у ребенка сильную воздушную струю

Для правильного произношения «Р» необходима сильная воздушная струя. С этой целью полезно выполнять такие упражнения:

  1. «Задуй свечу». Можно дуть на свечу сильно, чтобы она потухла, а можно легко, чтобы она «танцевала». Постепенно увеличивайте расстояние от рта малыша до свечи, чтобы усложнить задание.
  2. «Буря в стакане». Наберите в стакан воды и дайте ребенку трубочку. Ему нужно хорошо вдохнуть воздух через нос и выдохнуть через рот в трубочку.
  3. «Сдуй снежинку». Попросите малыша улыбнуться и положить широкий язык на нижнюю губу. Положите на кончик языка небольшой кусочек бумажки и предложите ребенку сдуть его. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы – не закрывали зубы.

При выполнении дыхательных упражнений следите за тем, чтобы ребенок вдыхал через нос, а выдыхал через рот. Упражнения нельзя выполнять больше 3-4 раз, чтобы не закружилась голова.

Также важно выполнять занятия, когда ребенок здоров. У него не красное горло, нет подозрительного налета на языке и других возможных симптомов заболеваний

Если выполнение артикуляционных и дыхательных упражнений не привело к желаемому результату, обратитесь к специалисту

Если выполнение артикуляционных и дыхательных упражнений не привело к желаемому результату, обратитесь к специалисту.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: