Разрешение конфликтных ситуаций в школе

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. — М., 1981
  2. Алешина Ю.Е. Проблемы теории и практики медиации участников // Личность, общение, групповые процессы: Сб. обзоров. – М.: ИНИОН, 1991
  3. Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 1995
  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. — СПб., 1992
  5. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. –М.: Российское педагогическое агентство, 1995
  6. Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов. – М., Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001
  7. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986
  8. Социальная психология. Учебное пособие. / Отв. Ред. А. Л Журавлев. –М.: ПЕР СЭ, 2002
  9. Пономарев Ю.П. Игровые модели: математические методы, психологический анализ. – М.: Наука, 1991
  10. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. – М., 1993
  11. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения – М.: Наука, 1990
  12. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М., 1999
  13. www.koob.ru

Пример педагогического конфликта

Опытный Учитель 1 обладает своим видением преподавания литературы, которое абсолютно не совпадает с мнением молодого специалиста Учителя 2. Однажды, Учитель 1 позволил себе строго покритиковать открытый урок Учителя 2 в присутствии учеников.

Возможно, ситуация закончилась бы обычной обидой молодого специалиста, если бы не случилось продолжения. Один из учеников рассказал родителям о некомпетентности недавнего студента-педагога. Бдительные родители добрались до администрации школы с жалобой на непрофессионализм молодого педагога.

Очевидный конфликт. При чем, это пример многогранного конфликта. Участниками его являются все субъекты образования: ученик, 2 учителя, администрация, родители. Сторонними наблюдателями является целый класс.

Структура данного конфликта: наличие давнего несовпадения взглядов учителей + конфликтная ситуация с открытым уроком + инцидент с родителями.

Последствия неразрешенного конфликта: падение рейтинга учителя, снижение его самооценки, эмоциональное и профессиональное выгорание, увольнение.

Эффективный способ решения конфликта. Грамотный руководитель, разобравшись и проанализировав ситуацию, предлагает обоим педагогам разработать и провести совместный открытый урок в том же классе, с присутствием желающих родителей.

Совместная деятельность поможет: во-первых, скрепить союз учителей; во-вторых, произведет обмен опытом (это может поменять категоричную позицию зрелого педагога).

Задача урока: повысить авторитет Учителя 2 в глазах учеников.

Таким образом, и конфликт будет исчерпан, и извинения принесены за доставленные переживания молодому педагогу. Эта ситуация станет хорошим опытом и закалит будущего мастера педагогического искусства.

Конфликты на рабочем месте

Как сотрудники, так и руководители организации ежедневно становятся участниками ситуаций, в которых сталкиваются личные и деловые интересы, проявляются индивидуальные особенности людей и специфика их профессиональной деятельности. Все это создает почву для конфликтов, от скорости и успешности разрешения которых зависят как взаимоотношения в коллективе, так и результаты работы. Та­ким образом, устранять конфликты нужно быстро и эффективно. А для этого руководитель должен уметь находить правильные ре­шения в проблемных ситуаци­ях. Но прежде чем начать в этом практиковаться, необходимо по­нять, что такое конфликт и чем он отличается от простои антипатии сотрудников друг к другу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.Фото: Екатерина Афанасьичева.

Выходы из конфликтных ситуаций

Существует простая классификация выходов их конфликтов:

  • Избегание: не реагировать, “прятать голову в песок”
  • Приспособление: действовать в ущерб собственным интересам
  • Соперничество: конкурировать, бороться за свою точку зрения
  • Компромисс: добиваться уступок, предлагая ответные уступки
  • Сотрудничество: выработать стратегическое решение, оценив все факторы

Не будем описывать все стратегии поведения подробно. На это нужно отдельное время. Классификация тут приведена для того, чтобы понять, что же такое неконфликтность? В рамках данной классификации явно конфликтным будем считать того, кто соперничает или слишком тяжело идет на компромисс. То есть по факту нам надо проверить, как кандидат находит выходы из тех или иных конфликтных ситуаций. Нас устроит компромисс и сотрудничество. Избегание и приспособление, хоть и явно неконфликтные стратегии, но возникают вопросы: а нужно ли так действовать? Может все же надо хотя бы попытаться отстоять точку зрения, разобраться? Соперничество не устроит вовсе.

Алгоритм разрешения педагогического конфликта

Определить суть конфликта: его причины, участников, последствия.
Создать команду по разбору ситуации и разрешению конфликта: в нее могут входить только одни непосредственные оппоненты, либо еще и свидетели, коллеги, классный коллектив. Главное, чтобы соотношение сил было равное.
Определить роль ведущего в разборе конфликта.
Определить время и место

Важно, не приступать к разрешению ситуации в самый разгар противостояния. Необходимо, чтобы все успокоились и настроились на конструктивную беседу.
Установить правила: не перебивать, не оскорблять, не врать.
Выслушать позицию обеих сторон

В ходе разговора ответить на вопросы. Что произошло? Почему это произошло? Какие чувства вызвал конфликт у оппонентов? Как быть дальше?
Собрать предложения по урегулированию ситуации. Провести, например, «мозговой штурм». Выбрать из общего списка, предложение удовлетворяющее обе стороны.

Это общий алгоритм урегулирования конфликтной ситуации. Но, в зависимости от многих критериев конфликта, этот алгоритм можно провести в форме ролевой игры, деловой встречи, неформальной беседы. А в рамках психологии, возможно включить в методику сказкотерапии или драмотерапии.

Фантазия педагога не знает границ. Поэтому даже скучный алгоритм можно превратить в интересный процесс. Главное, чтобы участники ситуации приобрели бесценный опыт и применяли его в жизни.

Важно осознавать, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой большую общественную ценность

Примеры профессиональных конфликтов

Немало их в сфере обслуживания, например, при проведении ремонта бытовых приборов, в ателье по пошиву одежды, в парикмахерской. На первый взгляд благодатная и денежная работа, чем не тёплое место? Не тут-то было: работа с людьми всегда предполагает потенциальный конфликт, возникающий из-за недовольства клиента предоставленными услугами.

Государственная служба также не безоблачна, ведь особый статус госслужащего возлагает на него немалую ответственность. К тому же далеко не все готовы выполнять требования того или иного общественного института, а в такой ситуации профильный представитель государства вынужден принять меры, которые могут войти в противоречие с интересами участников системы.

Например, сложно представить себе налогоплательщика, который добровольно и с радостью отдаёт государству налоги. Однако налоговики принимают все меры для получения таких платежей, порой даже и принудительно.

Особо ярким примером профессионального конфликта становится военный или правоохранитель: здесь одновременно переплетаются моральные и физические, естественные и искусственные конфликты. Чего стоит один только случай применения оружия, не говоря уже о военных действиях или задержании подозреваемого.

Столь же конфликтогенна профессия судьи, ведь одна из сторон всегда окажется недовольна принятым решением, считая его незаконным. Примеры профессиональных конфликтов в России неплохо иллюстрирует профессия государственного деятеля: критика в их адрес неизбежна.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

1.1 Понятие педагогического общения и его виды

Исследователи выражают различные 
точки зрения, определяя общение.
Так, например, А.А. Леонтьев утверждает,
что общение – это сложный многоплановый
процесс установления и развития контактов
между людьми (межличностное общение)
и группами (межгрупповое общение), порождаемый
потребностями совместной деятельности.
Общение – процесс или процессы, осуществляющиеся
внутри определенной социальной общности
– группы, коллектива, общества в целом,
процессы, по своей сущности не межиндивидуальные,
а социальные. Они возникают в силу общественной
потребности, общественной необходимости.

Большая современная энциклопедия
дает следующее определение общения:
«Общение – взаимодействие двух или 
более людей, состоящих в обмене
между ними информацией познавательного 
или аффективно-оценочного характера»
.

В психолого-педагогическом
словаре находим следующее: «Общение
– взаимодействие субъектов, в котором 
происходит обмен рациональной и 
эмоциональной информацией, деятельностью,
опытом, знаниями, навыками и умениями,
являющееся необходимым условием развития
и формирования личностей и групп»

По мнению М.М. Рыбаковой педагогическое
общение можно отнести к тем видам деятельности,
для которых содержание и характер отношений
между ее участниками являются залогом
ее успеха. Под педагогическим общением
понимается также влияние учителя на личность
ученика с целью изменения его поведения,
убеждений, стиля отношения к самому себе
и окружающим людям, формирования ценностных
ориентаций и качеств личности .

Педагогическое общение в обучении
и воспитании служит инструментом воздействия
на личность обучаемого. Педагогическое
общение – целостная система (приемы и
навыки) социально-психологического взаимодействия
педагога и воспитуемых, содержащая в
себе обмен информацией, воспитательные
воздействия и организацию взаимоотношений
с помощью коммуникативных средств. Кроме
обычных функций, специфика педагогического
общения порождает еще одну функцию социально-психологического
обеспечения воспитательного

процесса, организаторскую 
функцию взаимоотношений педагога
с воспитуемыми и выступает как средство
решения учебных задач.

Можно выделить следующие 
характеристики общения в процессе
педагогической деятельности:

  • общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения);
  • система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности;
  • ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи .

Существует несколько 
видов общения:

  1. Социально ориентированное общение (лекция, доклад, телевизионное выступление). В этом случае лектор выступает как представитель общества (какой-либо социальной группы), и решаемая им задача является социальной.
  2. Групповое предметно ориентированное общение – общение, включенное в коллективный труд, помогающее коллективу решить стоящую перед ним задачу. На первом месте здесь стоят производственные отношения. Решаемая задача также является социальной; предмет и цель такого общения – организация коллективного взаимодействия в процессе труда.
  3. Личностно ориентированное общение – общение одного человека с другим. Это общение также может быть различным: это может быть и деловое общение, а может и простое «выяснение отношений».

Подводя итог, скажем, что 
общение – способ передачи информации
от одного человека к другому, передача
или сообщение мыслей и чувств. Среди разных
видов общения можно выделить педагогическое
общение, которое занимает особое место.
Педагогическое общение – такое общение
преподавателя (педагогического коллектива
в целом) с учащимися в процессе обучения,
которое создает наилучшие условия для
развития мотивации учащихся и творческого
характера учебной деятельности для правильного
формирования личности.

Таким образом, можно сказать,
что на сегодняшний день продуктивно 
организованный процесс педагогического
общения призван обеспечить в педагогической
деятельности реальный психологический
контакт, который должен возникнуть между
педагогом и учащимся. Превратить их в
субъектов общения, помочь преодолеть
разнообразные психологические барьеры,
возникающие в процессе взаимодействия,
перевести детей из привычной для них
позиции ведомых на позицию сотрудничества
и превратить их в субъектов педагогического
творчества. В этом случае педагогическое
общение образует целостную социально-психологическую
структуру педагогической деятельности.

Основные причины педагогических конфликтов

К объективным причинам, которые приводят к этим конфликтам относят такие противоречия, как:

  • между системой воспитания и образования в обществе;
  • ценностями, которые культивирует школа/семья и ценностями, которые складываются в окружающей среде;
  • между педагогическим коллективом и семьей;
  • между традициями и новациями в системе обучения и воспитания.

К субъективным причинам конфликтов относят следующие:

  • индивидуальные личностные особенности учителя, например, бескомпромиссность, директивность и тому подобное;
  • контрольно-оценочная деятельность, которая переносится на межличностные отношения;
  • неумение учитывать индивидуальные особенности личностей в процессе работы с ними.

Педагогические конфликты могут быть открытыми и скрытыми. Например, в начальной школе большинство конфликтов, которые развиваются между ребенком и взрослым протекают от лица ребенка и имеют скрытый характер, потому что к открытому противостоянию он попросту не готов. Это может вылиться в переживания по поводу нарушений отношений с родителями или учителем, из-за невозможности предпринять какие-либо действия (что может привести к нарушению его здоровья или успешности деятельности), но при этом никаких конфликтных действий относительно значимых для него людей он не предпринимает. А вот подростки уже более склонны к социальным конфликтам и быстрому переносу возникших противоречий в область активных конфликтов.

Классификация школьных конфликтов и их причины

Школьный конфликты можно представить в виде основных источников, которых всего три:

  • организация учебно-воспитательного процесса (организационные конфликты);
  • межличностные отношения в системе «учитель и ученик» (конфликты взаимоотношений);
  • конфликтогенные личности (отдельные учителя или отдельные ученики).

Организационные причины подразделяются на следующие:

  • нецелесообразное составление расписания (отвечающее удобству учителя, а не учеников);
  • плохо подобранный состав учителей, работающих на одной параллели;
  • плохо стыкующиеся программы и требования;
  • учебная перегрузка учеников;
  • плохой режим работы школы/плохая организация питания/уроков физкультуры и тому подобное.

Также стоит рассматривать возрастные школьные периоды, в которых наиболее часто возникают конфликты между учителями и учениками. Это может происходить из-за объективных особенностей детского развития или ввиду недостаточно продуманной организационно-педагогической школьной деятельности. К этому можно отнести переход из начальной в среднюю школу — в этот период часто обнаруживается несовпадение требований, методик и подходов, которые используются педагогами в этих сегментах. Также внутренние конфликты часто возникают в 1-м классе, когда ребенку сложно адаптироваться к школьным условиям, 9-м, когда возникает усиленная тревожность из-за дальнейших перспектив в обучении и 11-м классе — в нем остро ощущается неготовность подростка к взрослой жизни и самостоятельности.

Замечание 1

Конфликт взаимоотношений подразумевает противоречия, которые возникают в ходе борьбы за лидерство между конкретным учеником и педагогом. Также к ним относят конфликты на этической почве (например, противоречивые требования учителей, авторитарные способы подчинения и многое другое).

Также стоит учитывать факт существования конфликтогенных личностей, которые способны генерировать вокруг себя повышенную конфликтность, внося в собственные социальные связи элемент своей внутренней противоречивости (неустроенности). При учете, что профессия педагога на сегодняшний день находится среди самых психологически неустойчивых — учителей можно отнести к группе людей, чувствительных к конфликту/конфликтным формам реагирования на разные ситуации. То же самое можно отнести и к детям. Они являются носителями социальных конфликтов ввиду критического возраста или высокой личной тревожности и склонности к агрессивному реагированию.

То есть, любой школьный конфликт между учителем и учеником необходимо анализировать на трех уровнях:

  • с точки зрения объективных особенностей организации школьного учебно-воспитательного процесса;
  • с точки зрения социально-психологических особенностей учительского коллектива, класса, а также конкретных межличностных отношений, развивающихся между педагогом и учеником;
  • с точки зрения возрастных, половых, а также индивидуально-психологических особенностей участников конфликта.

Можно считать, что конфликт разрешен продуктивно, если имеются реальные объективные и субъективные изменения в условиях и в организации всего школьного процесса, системе коллективных норм/правил, а также в психологических установках лиц, участвующих в конфликте относительно друг друга и их готовности к конструктивному поведению в следующих конфликтах.

Вывод

Педагогические конфликты могут рассматриваться в самых разных аспектах, однако не стоит забывать о позитивном значении нормативности этого явления. Ведь оно не только служит источником проблемы, но и источником развития учебно-воспитательного процесса. И даже больше — конструктивное решение конфликта помогает развитию личности его участников.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Разновидности профконфликтов

В этой категории можно выделить подгруппы возникающих противоречий по различным критериям:

  • по сфере деятельности: юридические, сфера обслуживания, медицина, государственное управление и другие отрасли;
  • по направленности нагрузки: физические (усталость, ненормированный день) и моральные (принятие сложных решений, ответственность за других, вынужденное нарушение чужих пределов и другие);
  • по природе возникновения: естественные (когда медик вынужден причинить боль пациенту, делая лечебный укол) и искусственные (связанные с издержками государственной системы, когда госинспектор, сам того не желая, вынужден заниматься бюрократическим сбором излишних документов).

Дальнейший анализ поможет выделить и иные виды профессиональных конфликтов, но критерии у них будут разными.

Дальнейшие действия по алгоритму

Исходя из полученной информации менеджер продолжает выстраивать оптимальную стратегию:

  1. Начальный этап переговоров. Когда третья сторона имеет общее представление о мнении на конфликт двух других сторон, то можно перейти к обсуждению причин, методов урегулирования и возможного исхода конфликтной ситуации с вышестоящим начальством или с лидерами отдела.
  2. Абстрактный подход. Личное отношение к противоборствующим сторонам является серьезной помехой. Необходимо абстрагироваться, т.е. представлять, что стоит за конфликтом двух неизвестных участников, и как он может разрешиться.
  3. Скрытые мотивы. Нередко за внешним поводом (к примеру, оператор дал неточную информацию) стоят скрытые мотивы (например, наказать компанию из-за прошлых разногласий, получить компенсацию). Именно скрытые мотивы двигают участниками.
  4. Метод «кнута и пряника». Конфликт – процесс, в котором, чаще всего, обе стороны в чем-то правы и не правы. Нужно похвалить обоих участников в правоте, усомниться или отметить неверные суждения, действия.
  5. Оценка исхода. Возможно только три варианта оценки разрешения конфликта: благоприятная, неблагоприятная и реальная. Менеджер может попытаться найти способы достижения компромисса.
  6. Вмешательство или отстраненность. Не во все конфликты следует обязательно вмешиваться. Иногда вмешательство менеджера может привести к неблагоприятным последствиям. Пример: ради клиента, который был неправ или груб, сделали выговор ценному сотруднику, а тот, в итоге, уволился.
  7. Программа-максимум и программа-минимум. Менеджер разрабатывает стратегию разрешения конфликта, предлагает в рамках стратегии по несколько способов урегулирования ситуации каждой из сторон.
  8. Непосредственное разрешение спорной ситуации. Для достижения благоприятного исхода или компромисса может потребоваться менять стратегию и тактику (инструменты или методы).

После окончания противостояния необходимо обязательно провести обобщение с учетом полученного опыта. Это поможет предотвратить аналогичные конфликтные ситуации в будущем или избежать неблагоприятного исхода.

Психологический портрет профессионала

Определяя соответствие выбранной профессии психотипу личности, желательно начать с перечня профессиональных конфликтов в конкретной деятельности. Например, конфликт с потребителем (для парикмахера), с контрагентом (для юриста), с органами власти (для адвоката), с общественными институтами (для религиозного деятеля), с воспитанниками (для педагога).

Отталкиваясь от этих данных, необходимо выяснить, какие черты характера являются желательными для такой деятельности, а какие и вовсе не приемлемыми. Например, для юриста важна настойчивость, для педагога – выдержка, для парикмахера – уступчивость.

В любой профессии хороша высокая стрессоустойчивость, ведь такой человек способен быстро переключаться из одного режима в другой и не воспринимать негатив на свой счёт.

Конфликт «Учитель — ученик»

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным  
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку

Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.
При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.Пример
 

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.
После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого

Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой

Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком

Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать

В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: