А есть ли в бочке мёда ложка дёгтя?
То, что такая методика обучения чтению – просто находка, мы уже выяснили. Но как обычно бывает: не всё то золото, что блестит.
Иными словами, и здесь тоже есть свои минусы, которые следует принимать во внимание
- В первую очередь, логопеды обеспокоены тем, что дети при заучивании складов не понимают механизма складывания букв в отдельности и впоследствии нередко пропускают окончания слов и сталкиваются с проблемой при задании разделить слова на так нелюбимые Зайцевым слоги при разборе по составу.
- Далее бывают сложности с фонетическими заданиями, потому как в школьной программе цвета для звуков другие (как мы помним, синие и красные), нежели у Зайцева (голубой, синий и зелёный). Педагоги сетуют: научить детей проще, чем переучивать.
- В-третьих, возникает путаница в схожих по звучанию гласных. Так, например такие зайцевские склады, как «БЭ» и «ВЭ» нередко становятся на письме у детей заменителями правильных «БЕ» и «ВЕ» (ну вот слово «теннис» «зайцевский» малыш может написать, как слышит – «тэннис»).
Есть пробелы и с вычленением отдельных звуков, что напрямую влияет на грамотность.
Как бы то ни было, есть много сторонников этой методики, которым нравится такая игровая форма обучения чтению. Педагоги рекомендуют её для тех детей, у которых более развито правое мозговое полушарие (а мы помним, что это как минимум все левши) – они мыслят образно. И при этом не забывают сказать, что такой способ не развивает творческие способности. Хотя для кого-то это не такая и большая проблема.
Нашла видео в тему, на котором папа и малыш очень весело занимаются по представленной выше методике. Посмотрите)
Всем успехов в учебе!
Ваша «ШколаЛа»)
Сравнение с кубиками Чаплыгина
Свою методику Евгений Чаплыгин создавал с опорой на методику Зайцева. Однако его способ обучения является уникальным и запатентованным. Набор кубиков Чаплыгина содержит: 10 одинарных кубиков с буквами и 10 двойных кубиков, образующих блоки, инструкцию по применению. Кубики в блоках вращаются вокруг своей оси, образуя склады.
Рассмотрим основные отличия методик.
- Кубики Чаплыгина более простые в использовании.
- В методике Чаплыгина нет заучивания складов, как у Зайцева. Он использует буквы и слоги. Детям легче понять, как составлять слова.
- Для кубиков Чаплыгина не требуется много места для хранения.
- Кубики Зайцева сделаны из бумаги или пластика, а кубики Чаплыгина – деревянные.
- Покупка кубиков Чаплыгина обходится намного дешевле, чем кубиков Зайцева.
- Методика Зайцева содействует наибольшему развитию детей. Обучаясь по ней, ребенок знакомится с твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими.
- Зайцев в своей методике использует попевки и таблицы, для лучшего усвоения материала детьми.
- На кубиках Зайцева 52 склада, а из кубиков Чаплыгина можно составить только 32.
Кубики Зайцева, методика обучения чтению
Методика Зайцева и его обучение чтению известны по всему миру. Зайцев ввел такое понятие, как «слог», который представляет собой пару «громкий + согласный», а также «согласный с твердым знаком + согласный с мягким знаком», плюс одна отдельная буква. Многие родители знают о «Зайцевских» кубиках, на которые нанесены слоги.
В основе системы Зайцева лежит принцип: от простого к сложному. И этот принцип взят из самой жизни, ведь малыш, когда начинает говорить, не говорит целые слова, а произносит отдельные звуки или слоги. Это и означает — идти от простого к сложному.
Во время обучения дети работают с отдельными слогами, они поют их или в такт ритмично хлопают в ладошки. Все кубики «звучат» по-разному, благодаря чему дети быстро понимают разницу и различия между гласными и согласными слогами, звонкими и мягкими согласными. Н. Зайцев вывел 46 признаков, по которым его кубики различаются между собой. Например, для деревянных кубиков характерный звук постукивания, а для «золотых» — звонкий.
Методика обучения
Занятия с кубиками могут быть как индивидуальными, так и групповыми
Пособие Николая Зайцева может использоваться как по оригинальной методике, так и с разнообразными дополнениями, играми, которые вы можете придумать вместе с ребёнком. В любом случае занятия с кубиками затрагивают зрительную, слуховую и тактильную память, так как для освоения различий между складами малыш включает разный канал восприятия.
Подготовка к занятиям
Ребёнок должен быть настроен на занятие, тогда результат не заставит себя ждать
Прежде чем начинать заниматься по кубикам Зайцева, необходимо убедиться в том что:
- ребёнок настроен на занятие (он не хочет есть, пить, хорошо себя чувствует);
- вы готовы уделить достаточно времени на работу с кубиками, ничто не будет вас беспокоить;
- окружающая обстановка не отвлекает малыша от занятия (не работает телевизор, не пришёл друг и нет других отвлекающих нюансов).
Упражнения-игры с кубиками Зайцева
В учебнике, который продаётся в наборе Зайцева, есть много игр для занятий с кубиками
Автор обучающей методики рекомендует одновременное использование и кубиков, и таблиц: сначала ребёнок складывает буквы на кубиках, а затем показывает их на таблице. Хотя некоторые родители предпочитают ограничиваться только кубиками. Среди рекомендованных Зайцевым игровых упражнений можно выделить следующие:
- «Сложи имя». Вместе с малышом проговорите его имя и сложите слово из кубиков. Постепенно добавляйте имена других членов семьи, названия животных и т.д.
- «Пение по таблице». Вместе с малышом пропойте глухие-звонкие, твёрдые-мягкие согласные. Чтобы добавить в игру подвижности, предложите крохе вставать на носочки, когда он слышит звонкий склад, и приседать, если услышит глухой. По этому же принципу можно хлопать в ладоши на сочетания с мягким знаком или прыгать на одной ноге, если называете сочетание с твёрдым знаком.
- «Что ты ешь?». Составьте с ребёнком меню из слов, которые называют продукты.
- «Весёлый паровозик». Из гласных букв составляем вагоны поезда, а для начала движения просим малыша пропеть каждую букву.
- «Колобок». Один кубик-колобок бросаем в разные стороны по комнате, малыш должен догнать «беглеца» и назвать склад, который окажется сверху.
- «Найди пару». Проговариваем склад на кубике и находим его в таблице.
- «Угадай голос». Вспоминаем, какие звуки произносят животные, и просим малыша найти склады с этими буквами (например, ав, мяу).
Как пошагово научить ребенка 7 лет читать в домашних условиях
Данный процесс является трудоемким, сложным и весьма ответственным. Родители должны проявить настойчивость и упорство, иначе все их усилия будут напрасными, однако при этом атмосфера при обучении должна быть доброжелательной, чтобы не отбить у ребенка желания учиться.
С чего начинать обучение чтению по слогам?
Важно учитывать, что скорочтению семилетних деток учить не стоит. Эта методика еще слишком сложна для них, и подходит только для школьников 10-12 лет. До того как дети достигнут такого возраста, их лучше всего учить читать в темпе, соответствующем разговорному
Так они будут намного легче запоминать и усваивать новую информацию.
Если мама не знает, с чего начать обучение, то необходимо обратить внимание на специализированные книжные магазины с детскими пособиями. Сегодня брошюр, помогающих в данном процессе, существует огромное множество, поэтому выбрать будет из чего
Наиболее эффективным сегодня считают букварь Жуковой, где тщательно подобрана очередность занятий и даны советы родителям для правильного обучения чтению по слогам.
Кубики и карточки очень хорошо подходят для дошколят, которые только начинают познавать азы чтения. А вот для деток семилетнего возраста нужно покупать азбуки, плакаты, паззлы.
Чем помогут слоговые таблицы, и как их использовать
Слоговые таблицы являются отменным способом обучения. Это специальные наборы, которые состоят из слогов, повторяющихся несколько раз подряд. Ярким примером является следующая табличка:
Слоговая таблица
Плюс данной методики заключается в том, что проговаривание слогов отлично тренирует артикуляционный аппарат ребенка. Для начала все слоги проговариваются в медленном темпе, затем он постепенно ускоряется. В итоге получается своеобразная скороговорка, которая выговаривается «на одном дыхании».
Благодаря таким занятиям значительно улучшается речевая моторика, развиваются ораторские способности. Конечно, ребенку поначалу будет трудно, поэтому не стоит ожидать молниеносных результатов.
Важно!Все занятия должны происходить по принципу игры – так изучение нового будет происходить легче, интереснее, веселее.
За один урок можно проговаривать не более 3 строк. Если ребенку тяжело, то нужно остановиться на 1 строке, но изучить ее основательно. В противном случае, эффекта от проводимых занятий не будет.
Открытые слоги могут читаться в двух направлениях – по диагонали или по вертикали. Согласный звук необходимо «тянуть» таким образом, чтобы он медленно и плавно перетекал в гласный. Такой принцип характерен для чтения по диагонали. Если же читать по вертикали, то гласный будет оставаться прежним, а вот согласные будут меняться.
Варианты упражнений для обучения чтению в домашних условиях
Есть несколько эффективных вариантов упражнений, которые помогут научить семилетних деток читать:
- Ребенок сидит на стуле, руки на коленях. При команде «бросок» он начинает читать, когда же звучит слово «засечка» — он останавливается. Отдых длится несколько секунд, после чего снова звучит команда «бросок», и учащийся должен отыскать строчку, где он закончил чтение, и продолжить процесс. Занятие можно продолжать не более 5 минут.
-
Во время занятия «Буксир» необходимо менять темп чтения от медленного к более быстрому. Ребенок при этом не должен отставать в скорости прочтения текста. Затем следует перейти на чтение «про себя», что школьник тоже должен повторить.
- Последнее занятие базируется на поиске в таблице со слогами второй части, которая будет формировать определенное слово.
Такие занятия лучше всего выполнять в группе детей. Но если уроки проводятся в семейном кругу, то участвовать должны оба родителя.
С какого возраста учить ребёнка чтению
На рекламных плакатах, которые рекламируют развивающие центры, нередко предлагают сверхсовременные методы обучения детей чтению чуть ли не с пелёнки. Но давайте подумаем над тем, нужен ли младенцу подобный навык. Ответ очевиден – нет! В раннем возрасте малышам необходима забота мамы и папы, а не регулярные «развивашки».
Специалисты советуют ориентироваться не на возраст детей, а на их индивидуальные особенности. Некоторые малыши проявляют интерес к книгам и занятиям уже в 3 года, другие же начинают заглядывать в книгу и проговаривать слоги в пять лет. И это нормально, ведь каждый ребёнок развивается в своём собственном темпе.
Вот почему не стоит привязываться к определённому возрасту, гораздо важнее оценить, «созрел» ли ребёнок к чтению.
Критерии готовности следующие:
- умение выстраивать предложения;
- достаточно богатый лексикон, понимание сказанного и прочитанного родителями;
- чёткая и связная речь;
- произношение и различение звуков речи;
- умение различать созвучные слоги (ба-па, ва-фа) и буквы в сходно звучащих словах (плод-плот);
- способность ориентироваться в пространстве – право-лево, верх-низ (нужно, чтобы ребёнок умел следовать по тексту с левой стороны вправо и сверху вниз);
- умение концентрироваться на оном занятии в течение 15 минут;
- выраженный интерес к буквам и книгам.
Даже если малыш в чём-то не соответствует приведённым выше критериям, расстраиваться не стоит. Нужно больше заниматься с ребёнком: несвязная речь – больше и чаще разговариваем с ним; замена звуков – обращаемся за помощью к логопеду, проводим артикуляционную гимнастику и пр.
Пожалуй, самый важный критерий готовности с психологической точки зрения – заинтересованность ребёнка в чтении, книгах. Если он хочет научиться читать, нужно не упускать момент и удовлетворить этот запрос.
Об авторе
Николай Александрович Зайцев – потомственный русский педагог. Он родился в 1939 году. В 1958 году начал обучение в Ленинградском педагогическом университете имени Герцена. Он работал в интернате для детей с интеллектуальными нарушениями. В 60-е годы отправился в Индонезию в качестве переводчика. Это позволило ему в дальнейшем найти работу преподавателя русского языка для иностранцев. Диплом университета Зайцев не получил, поскольку дипломная работа не прошла по требуемым стандартам.
Именно на должности преподавателя русского языка для иностранцев Зайцев начал разрабатывать свои методики.
Потом он попытался внедрить методики в школьное обучение. Первые результаты оказались неудовлетворительными. Николай Александрович связывал их с неправильной организацией обучения в начальных классах. Он организовал экспериментальные группы в детских садах.
Вскоре Зайцев открыл образовательный центр, где обучали нестандартным технологиям в образовании. Самая известная разработка – кубики, по которым обучают детей чтению.
В настоящий момент методики Зайцева официально признаны эффективными для обучения дошкольников и младших школьников.
В настоящий момент методику Зайцева поддерживают многие дефектологи. В их числе – Л.А. Ясюкова, которая известна по научным работам, посвящённым детям с диагнозом СДВГ. Она имеет хорошие результаты в обучении таких детей.
Верховный суд Российской Федерации вынес решение, по которому методика Зайцева может использоваться различными образовательными организациями.
Методика Зайцева похожа на другую известную методику – Глена Домана. У Домана дети сразу обучаются читать словами. Основа методики Зайцева – слоги. Автор предпочитает называть их складами.
Оптимальный возраст для начала обучения по методике Зайцева
Некоторые программы позволяют начинать обучение по методике Н.А. Зайцева с самого рождения. Основное большинство программ задействуют детей в возрасте от 2 до 7 лет. Возраст ребенка, конечно же, влияет на скорость овладения чтением путем занятий по методике Н.А. Зайцева, так как обучение маленьких «учеников» происходит медленнее. Зато 3-4-летние малыши начинают читать буквально через два-четыре занятия. И примерно через 15-20 уроков малыш может уже, гуляя, удивить маму, прочитав ей название улицы. В целом выбор за родителями. Решите, что вы хотите получить от этой методики и выбирайте для себя тот путь, который считаете наиболее подходящим для своего малыша.
Преимущества
Как и любая другая педагогическая находка, метод Зайцева имеет как плюсы, так и минусы. К числу его несомненных достоинств относится следующее:
- Обучение в процессе игры приносит истинное удовольствие крохе. Ему интересно, уроки не вызывают скуки.
- Занятия с кубиками помогают развивать мелкую моторику ребенка, что полезно уже само по себе.
- Развитие памяти – как зрительной, так и слуховой.
- Малыш имеет реальные шансы научиться читать гораздо раньше сверстников без нудной зубрежки и слез, с удовольствием.
- Обучение грамотности. Склады составлены таким образом, что соответствуют правилам родного языка, поэтому с ранних лет кроха запомнит, что ШИ и ЖИ следует писать без буквы Ы.
- Нет возрастных ограничений, заниматься чтением можно с любого возраста, главное, чтобы ребенку было интересно.
Как видим, плюсов достаточно много, и они весомые.
Почему по методике Зайцева нужно петь?
В наборе даже есть специальные попевки Зайцева, которые являются неотъемлемой частью методики. В них строки и столбики, алфавит распеваются с помощью известных мелодий.
Считается, что пение (или ритмичное проговаривание) способствует скорейшему и более простому запоминанию ребенком складов, улучшает память, служит своеобразной артикуляционной гимнастикой и даже способнос исправить некоторые логопедические недостатки.
Пропевая склады, не обязательно идти в определенном порядке. Ведь изначально методика построена на том, чтобы малышу было интересно заниматься. так что используйте то, что нравится крохе в данный момент. Начинать нужно с самого простого — попевок по кубикам, затем по столбцам и рядам. Сначала пусть поет взрослый, ребенку кубики даже не показывайте. Затем, если кроха заинтересуется, покажите кубики – и объясните, что и зачем вы поете. Ребенку обязательно захочется подпевать вам. А позже он и сам будет петь, без вашего участия.
Основа методики – попевки и кубики должны быть постоянно вместе. И не переживайте, если ни вы, ни кроха не обладаете идеальным музыкальным слухом: мелодии настолько просты, что никому не составит труда повторить их.
РАННЕЕ РАЗВИТИЕ: что мы советуем купить
Таблицы Зайцева
Таблицы Зайцева — это наглядные обучающие пособия высокой системности, на которых смоделирован весь учебный материал.
Таблицы подают сразу весь материал и вывешиваются на стены.
Они создают обучающую информационную среду. Таблицы являются многофункциональными посредниками между учениками и наставниками:
- учат;
- дают информацию;
- являются путеводителями по учебному материалу;
- отрабатывают нужные навыки;
- помогают взаимообучению.
По содержанию таблицы делятся:
- на складовые (для сопоставления качеств звуков — мягкости, глухости, звонкости, твердости, мягкости и для составления слов);
- на стосчетовые (для обучения счету в пределах 100 — это 4-хцветная лента с числами от 0-99, группами квадратов и кружков для изучения десятков, четности-нечетности);
- на математические (показывает, из чего состоят числа, их свойства, действия над ними, происхождение цифр, дробей, степеней).
Таблицы и кубики неразъединимые части обучающего процесса.
Минусы звукового метода
1. Звуковой метод не подходит сторонникам раннего развития ребенка, которые хотят, чтобы малыш научился бегло читать раньше пяти — шести лет. Поскольку обучение чтению идет через анализ слова, через развитие фонематического слуха, через звуки к слогам, через слоги — к словам, то это — довольно длительный процесс, требующий определенного уровня развития ребенка, поэтому начинать заниматься по этому методу слишком рано — просто бессмысленно.
2. Научиться быстро и не задумываясь складывать звуки в слоги, а потом в слова, особенно если эти слова — длинные и сложные, не так то просто. Для достижения быстрой техники чтения необходимо много читать и тренироваться. Будьте готовы к тому, что сначала малыш читать слова будет медленно, с трудом, с ошибками.
3. Обычно первое время ребенок не понимает прочитанного, поскольку все его усилия будут направлены на то, чтобы прочитать и разобрать отдельные слова
Пониманию прочитанного придется уделять отдельное внимание
Методика Зайцева.
Методика Зайцева, а точнее, метод обучения чтению Николая Зайцева основан на использовании
► специальных кубиков, так называемых «Кубиков Зайцева»,
► таблиц, разработанных автором методики
► и аудиозаписей с пропевками столбиков и строчек таблиц под музыкальное сопровождение.
Методика Зайцева обучения чтению является очень популярной, она отлично подходит сторонникам раннего развития детей, и, кроме того, она нравится самим детям.
Ведь все, что от них требуется — это играть интересными, разноцветными и очень увлекательными кубиками, и петь песенки. Все обучение и запоминание происходит как бы само собой, без особенных усилий и трудозатрат.
Итак, этапы обучения ребенка чтению по методу Николая Зайцева:
1. Приобретаем (или изготавливаем самостоятельно) материал для занятий (кубики, таблицы, аудиозаписи), развешиваем таблицы.
2. Поем песенки — попевки, играем в кубики, пишем слова (кубиками и на таблицах), чтение приходит само.
В чем суть методики
При работе с малышами педагог заметил ключевые особенности в обучении детей младшего возраста:
- Знать названия букв вовсе необязательно, чтобы уметь читать.
- Чтение по слогам вызывает у детей сложности. А все потому, что слог в русском языке может состоять как из одной, так и пяти букв. Многие односложные слова представляют для детей настоящее препятствие в чтении.
- В обучении письмо первично, чтение — вторично. При изучении как родного, так и иностранного языка, детям и взрослым намного проще сопоставлять звуки со знаками.
зрение, слух,
Важно! Главный принцип обучения заключается в чтении по складам (буквосочетаниям), а не по слогам, как принято в классическом методе обучения. Под складом подразумевается усилие, которое совершает человек, чтобы произнести звук.. Буквосочетания напоминают те самые первые попытки заговорить, которые предпринимает малыш
Буквосочетания наиболее естественны, а поэтому являются знакомыми и интуитивно понятными для всех. Ведь когда кроха пытается говорить, то произносит буквосочетания, но никогда не отдельные буквы. Поэтому Зайцев утверждает, что попытки обучать малыша по классическому способу противоречат природе и даже могут сформировать у малыша языковые комплексы
Буквосочетания напоминают те самые первые попытки заговорить, которые предпринимает малыш. Буквосочетания наиболее естественны, а поэтому являются знакомыми и интуитивно понятными для всех. Ведь когда кроха пытается говорить, то произносит буквосочетания, но никогда не отдельные буквы. Поэтому Зайцев утверждает, что попытки обучать малыша по классическому способу противоречат природе и даже могут сформировать у малыша языковые комплексы.
Чтение по методике Зайцева обязательно включает такие принципы:
- подача материала исключительно в форме игры. В такой форме малышу легче усваивать информацию, ведь он не чувствует давления и знает, что не должен показать определенный результат;
- время на усвоение материала дается малышу в достаточном количестве. Акцент ставится на индивидуальных особенностях каждого карапуза, с учетом его подготовки, способностей;
- урок не должен продолжаться более 25 минут.
Перед тем, как научиться разговаривать, ребенок проходит не менее необходимые этапы физического развития: начинает держать головку, переворачиваться на бочок, сидеть, ползать, ходить.
Игры с кубиками Зайцева для детей 2-4 лет
С этой развивашкой можно не только учиться читать, но и весело и с пользой играть. Включите фантазию и воображение или используйте наши идеи для игр.
Строители
Постройте из кубиков Зайцева башни, дома и замки, гоночные трассы и длинные дороги, проговаривая при этом склады. Например, прежде чем взять для строительства кубик, попросите малыша его “расколдовать”, назвав одну из граней.
Поём вдвоём
Пусть ребёнок выберет любой кубик, а вы произнесите или пропойте все склады, расположенные на гранях выбранной игрушки. Затем попросите повторить за вами. Чтобы играть было интересно, постепенно говорите всё быстрее или дайте задание найти кубик за минуту
Это поможет ребёнку не заскучать и активирует его внимание и память. Детей эта игра очень увлекает
Если малышей несколько, то она становится ещё интереснее!
Паровоз
Поставьте на полку или стол игрушку, она будет локомотивом паровоза. К ней в течение игры станут “подъезжать” вагоны, например, с буквой М. Покажите ребёнку этот кубик и поставьте у игрушки-локомотива. А затем попросите найти все кубики с заданной буквой. Когда все “вагоны” будут найдены, посчитайте их, иначе ваш поезд не тронется с места! Чтобы малыш быстрее научился читать, произносите склад вслух и просите малыша повторять за вами. Скоро вы заметите, как он с лёгкостью называет склады без вашей помощи.
Роль родителей
Методика Зайцева является частью педагогики сотрудничества. Главным в ней является создание обучающей среды и наставник.
- Образовательная среда создается совместно с родителями, что дает мощный импульс к развитию ребенка.
- Родители также должны поддерживать авторитет наставников у детей.
- Если из системы ребенок-наставник-родители, выпадает хоть одно звено, обучение становится бесполезным.
- Родители должны сами увлечься обучением, помогать ребенку с удовольствием. Это будет залогом успеха их ребенка.
- Если родители решили обучать своего ребенка по методике Зайцева дома, они должны создать творческую развивающую среду, разобраться в основах системы, а потом начинать системные занятия. Только тогда можно надеяться на успех. Надо помнить, что кубики Зайцева — это не просто игрушки, а учебные пособия.
С какого возраста можно начинать обучение и в какие игры играть
Познакомить малыша с кубиками можно практически с рождения. Учитывайте, что в этом возрасте ребенок еще не способен на занятия. До полугода развитие ребенка идет очень быстрым темпом. Не стоит его сейчас дополнительно перегружать. Кубики можно использовать в качестве погремушки, лишь временами показывая ему склад или слово. Не пытайтесь в этот период увидеть каких-то результатов, не ждите их от ребенка. Сейчас с их помощью вы только подготовите ребенка к обучению, которое ждет его впереди.
После 6 месяцев ребенку уже становится не интересно играть с кубиками, как с погремушкой. Теперь можно начинать пропевать склады. До достижения годовалого возраста продолжайте показывать кубики, склады, простые слова. Позвольте крохе поползать среди них. Можете попробовать попросить его дать вам кубик с определенным складом. Оставляйте склады на предметах, названия которых вы составили и в течение дня, показывайте и пропевайте их малышу.
Чем старше становится ребенок, тем сложнее предлагаются ему игры. Годовалому крохе, вместе с теми играми, что были раньше, уже можно увеличивать уровень сложности, предлагая новые. Действуйте постепенно. Можно воспользоваться пособием Н.Зайцева «Письмо. Чтение. Счет», к котором предложена масса занимательных игр, а можно придумать свои. Подключайте фантазию малыша, спросите у него, в какие он хочет поиграть игры.
Поиграйте в «Зоопарк». Пусть малыш расселит по зоопарку различных животных, составляя их названия из складов. В «Магазине» он может разложить товар по полочкам. Отправляясь в «Путешествие» обязательно надо собрать чемодан. Пусть он побудет в роли повара, сложив в кастрюлю названия, необходимых для приготовления супа или любимого блюда, ингредиентов.
Предложите ребенку сыграть в игру «Кто больше назовет». Называйте слова, которые начинаются с заданного склада. Можно сделать эту игру тематической.
Положите перед ним кубики, из складов на них должно быть можно составить его имя. Пусть малыш попробует это сделать самостоятельно. В следующий раз усложните задачу, подходящие склады он должен найти сам. Пусть он складывает слова из кубиков, а потом ищет эти склады в таблице, показывая указкой на необходимый склад.
В игры, которые вы придумали вместе, ребенок будет играть с огромным удовольствием, ведь они для него гораздо занимательнее, чем предлагаемые автором. Эти игры будут именно такими, которые ему нравятся, придуманы с учетом его интересов.
Общее описание методики Зайцева
Педагог-новатор поставил себе целью обучать детей чтению, письму, грамотности и счету без зубрежки и навязывания. Учась в институте, он уже понял, что традиционное образование не эффективно. В этом же направлении разработана его система. Он ушел от традиционной схемы обучения: упражнение-задание. Только игра, только то, что интересно и никакого насилия. Николай Александрович заложил в свою систему такие принципы:
- ребенок не учиться жить, а живет здесь и сейчас, поэтому он будет учиться тому, что ему интересно сейчас;
- обучение должно идти в ногу с развитием ребенка, не опережая его;
- ребенку доступны любые сложные задания, если они ему доступны и актуальны;
- ребенок — это активная личность, а не объект обучения;
- ребенок изучает окружающий мир всем телом, движение для него — дополнительный источник информации.
Они позволяют давать мощный толчок естественным способностям ребенка, подталкивая его к саморазвитию.