Как пользоваться счетами абакус: инструкция для первоклассников

Сложение

К самому сложению, как арифметическому действию, на абакусе переходят не сразу. Сначала в игровой форме дети изучают состав чисел в пределах 10 и 20. Без этих знаний просто не обойтись, ведь детям придется постоянно делать замены, переходя с младшего разряда на старший.

Принцип сложения

Давайте сначала посчитаем косточки. Начинаем работу с крайней левой колонки. Считая, передвигаем косточки вверх. Всего получается 4. Теперь сбрасываем их вниз, пятой будет верхняя косточка. Затем снова просчитываем снизу по одной. В итоге число 9. Как быть дальше? Сначала сбросим бусинки в разряде единиц и просто перейдем на старший разряд – десятки, отложив одну косточку во второй нижней колонке. Теперь таким же образом считаем десятки и переходим на сотни.

Если числа двузначные, трехзначные и так далее, то откладывают числа на соробане, начиная со старшего разряда

Это важное замечание, поскольку в традиционной математике сложение и вычитание начинается с младшего разряда.. На первых порах при выполнении вычислений дети смотрят на ментальные карты

После овладения навыками счета карты уходят, дети должны удерживать числа в уме и выполнять соответствующие операции

На первых порах при выполнении вычислений дети смотрят на ментальные карты. После овладения навыками счета карты уходят, дети должны удерживать числа в уме и выполнять соответствующие операции.

Видео «Ментальная арифметика — сложение»

Уроки на плюс

Давайте рассмотрим на примерах:

  • 4 +5. Откладываем на соробане 4 и придвигаем верхнюю бусинку – получилось 9. Здесь никаких переходов на старший разряд нет, ничего изменять не нужно.
  • 6 + 5. Верхняя косточка пятерка, к ней прижимаем одну снизу. Получили 6. На колонке внизу осталось только 3 косточки, а нам нужно 5. Как быть? Присчитываем оставшиеся бусинки, получаем снова девятку и переходим на новый разряд, откладывает 1 десяток. Все косточки на первой колонке сбрасываем, добавляем одну единицу (5 – 1). Получилось 11.
  • 24 +3. На второй колонке откладываем 2 десятка, на первой 4 единицы. Получаем первое слагаемое. Считаем дальше: сбрасываем бусинки на первой колонке снизу и вместо них выставляем бусинку-пятерку. Считаем дальше, добавляя по одной бусинке: 6, 7. Смотрим на абакус и называем полученное число – 27.
  • С изменением десятков. 16 + 8 = 16 +10 – 2 = 24.

Как видите, при выполнении действий нужно постоянно опускать бусинки нижней колонки, если она переполнена, и переходить на следующую спицу. Если такового действия не выполнить, результат будет неверным.

Ментальная арифметика для детей — методика получения гениев или всего лишь один из способов быстрого счёта

В настоящее время в мире насчитывается более 5 тысяч школ, в которых обучаются ментальной арифметике более 5 млн детей. Существует несколько десятков разновидностей этой методики. Только в России учебные центры работают по десяти популярным франшизам:

  • Абакус;
  • Smartykids;
  • Менар;
  • UCMAS;
  • GENIUS;
  • ALOHA;
  • Unicum kids;
  • Abacumo;
  • Соробан;
  • Пифагорка.

Единый принципиальный подход заключается в том, что обучение ведётся на специальных механических счётах абак (абакус). В Китае их разновидность называется суньпань, в Японии — соробан. В общем случае абак — это семейство счётных досок, которые применялись для арифметических вычислений ещё до нашей эры в древних культурах Европы и Азии. Соробан представляет собой совокупность вертикальных спиц с нанизанными на них камнями. Одним из примеров абака являются русские счёты.

Счёты соробан состоят из нечётного количества вертикальных спиц с нанизанными на них костяшками

Обучаясь ментальной арифметике, дети сначала учатся считать на абаке, механически передвигая камни руками, затем стараются выполнять математические операции в уме, мысленно представляя свои действия со счётами. В конце концов, дети становятся способны выполнять следующие операции в уме быстрее, чем на калькуляторе:

  • вычитать, умножать, делить шестизначные числа;
  • извлекать корень;
  • находить проценты.

Согласно рекомендациям специалистов по ментальной арифметике, лучше всего даётся обучение детям в возрасте от 4 до 14 лет. Причём если обычная программа обучения математическим вычислениям предполагает, что дети после первого класса должны уметь складывать и вычитать в пределах двадцати, а после второго класса в пределах ста, то дети, освоившие ментальную арифметику, могут уже в возрасте 5–6 лет спокойно оперировать трёхзначными числами.

Стандартный курс ментальной арифметики рассчитан на два года. Дети должны заниматься в классе раз в неделю. Занятие длится 1–2 часа. Но залогом успеха является ежедневное выполнение домашних заданий, на которые затрачивается от 10 до 20 минут.

Отличие изучения классической арифметики от ментальной в том, что в первом случае основой являются слуховые и визуальные ощущения, а во втором добавляются зрительные образы и тактильные ощущения. Математические операции на счётах на начальном этапе осуществляются перемещением косточек на спицах с помощью обеих рук одновременно.

Ментальной арифметикой дети занимаются в специальных классах раз в неделю в течение двух лет

Аргументы в пользу этих развивающих занятий для ребёнка

Именно развитие моторики обеих рук и зрительной памяти позволяет сторонникам ментальной арифметики говорить, что при вычислениях по данному методу оказываются задействованными оба полушария головного мозга. Поэтому считается, что такие занятия развивают:

  • воображение;
  • память;
  • логическое мышление;
  • концентрацию внимания;
  • умение абстрагироваться.

В подтверждение этого дети, прошедшие полное обучение, могут одновременно производить сложные вычисления, слушать аудиокниги или играть на музыкальных инструментах.

В интернете можно обнаружить краткое описание исследований учёных из Мадрасского университета в Индии. В исследованиях принимали участие две группы детей по 160 человек в каждой. Дети, которые изучали ментальную арифметику, лучше запоминали числа и концентрировались на заданиях, были более креативными.

Доктор социальных и экономических наук Максим Белицкий считает, что занятия ментальной арифметикой в будущем могут пригодиться руководителям бизнеса любого уровня, так как им приходится оперировать большими массивами чисел.

По ментальной арифметике проводятся чемпионаты мира, в которых участвуют сотни детей

Аргументы против

Правда, бо́льшая часть педагогов и учёных относятся довольно настороженно к ментальной арифметике. Например, преподаватели математики Леонид Звавич и Александр Шевкин напоминают, что в мире существует масса других систем быстрого устного счёта. Также российских педагогов настораживает агрессивное продвижение ментальной арифметики в качестве бизнес-модели.

Американские учёные изучали эффективность этой методики на учениках начальной школы. Каких-либо преимуществ перед другими методиками не было выявлено. Скептики приводят в свою пользу и другие аргументы:

  • нет необходимости в длительных занятиях ментальной арифметикой, так как в решении стандартных школьных задач на логику этот метод не помощник;
  • развивается только навык устного счёта, а другие математические способности атрофируются;
  • из-за шаблонного подхода утрачивается способность к поиску оптимального метода решения той или иной математической задачи.

Можно ли заниматься ментальной арифметикой дома?

Обучать ребенка счету на абакусе не обязательно в
специализированных центрах. Если родители мобильны, готовы тратить время и силы
на самообразование и развитие детей, то домашние занятия по ментальной
арифметике станут не только хобби, но и семейным видом общения через своеобразную
игру.

Плюсы методики

  • Развитие мышления и мелкой моторики.
  • Работа со счетами — это еще и тренировка движений пальцев, которая развивает их ловкость и цепкость.
  • Умение быстро считать в уме.
  • Это умение положительно отразится на учебе, и пригодится в жизни.
  • Улучшение памяти.
  • Ребенку, осваивающему ментальную арифметику, будет значительно легче запоминать большие объемы информации по всем предметам.
  • Повышение интереса к учебе.
  • Незаурядный метод вычислений и множество интересных фактов помогут ребенку понять, как много полезного и увлекательного можно найти на уроках в школе.
  • Высокая концентрация внимания.
  • Занятия ментальной арифметикой требуют внимательности и сосредоточения, и это умение остается с ребенком и на уроках в школе, и в момент выполнения домашних заданий.

Минусы методики

  • Ребенок спешит и допускает ошибки в решении.
  • В период обучения ребенок с азартом «скачет» по цифрам, торопиться, чтобы сделать все как можно быстрее. Иногда дети не вдумаются и допускают ошибки. Регулярные занятия помогут устранить этот эффект, когда ребенок привыкнет к таким тренировкам.
  • Ребенка можно перегрузить столь интенсивными занятиями.

Освоение ментальной арифметики — это интеллектуальный труд.
Важно соблюдать правильный режим и не допускать переутомления. Не стоит заставлять
ребенка заниматься слишком много, ведь он может устать и физически, и морально,
а в дальнейшем интерес к обучению пропадет

История возникновения

Методика ментального счета имеет древние корни. И это несмотря на то, что разработана она сравнительно недавно ученым из Турции Халитом Шеном. Что же он использовал для своей системы ментального счета? Абакус, который был создан в Китае еще 5 тыс. лет назад. Этот предмет представляет собой счеты, которые внесли огромный вклад в развитие всей мировой арифметики. После изобретения абакус начал свое постепенное распространение по всему миру. В 16-м веке из Китая он попал в Японию. На протяжении четырех сотен лет жители Страны восходящего солнца не только успешно использовали такие счеты, но и тщательно прорабатывали их, пытаясь усовершенствовать такой нужный для совершения арифметических действий предмет. И это им удалось. Японцы создали счеты соробан, которые и до сегодняшнего дня используются для обучения детей в начальной школе.

На протяжении всей истории развития человечества совершенствовалась математическая наука. И сегодня она может предложить нам огромное количество своих достижений. Но, несмотря на это, ученые считают, что использование абакуса приносит больше пользы в обучении детей точному счету.

Нужна ли ментальная арифметика детям: мнения специалистов

Направление получения знаний, умений и навыков в области ментальной арифметики достаточно популярно, поэтому многие педагоги, психологи считают обязательным обучиться такой технике преподавания. Организуются не только уроки, но и открываются специализированные частные школы по обучению детей разных возрастов быстрому счету в уме.

Мнения специалистов в области психологии и педагогики расходятся, некоторые из них видят только преимущества перед стандартным обучением.

  • при обычном образовательном процессе используется только одно полушарие головного мозга – либо правое, либо левое;
  • один процесс формирует сразу несколько умений – усидчивость, концентрацию внимания, развивает логику, память, а для получения этого результата в обычной школе необходимо применение нескольких разных методик;
  • после тренировки на ментальном уровне ребенок учится выполнять несколько действий одновременно, такой результат труден для достижения в ходе обычного образовательного процесса.

Педагог Н. Чаплиёва:

Ментальная арифметика хорошо развивает воображение, творческую жилку ребенка, его мышление, память, мелкую моторику, внимательность, усидчивость

Занятия ею направлены на то, чтобы у ребенка одновременно развивались оба полушария, что очень важно, ведь традиционная подготовка ребенка к школе развивает только правое полушарие мозга. Психолог Н

Орешкина:

Психолог Н. Орешкина:

Дети 4-5 лет вообще с трудом могут концентрироваться на такое время, если только речь идет не о просмотре мультика. Но если занятие будет построено в игровой форме, если дети будут заниматься на счетах, что-то разукрашивать, то они усвоят знания будучи при этом в естественной для себя среде – в игре. Кроме того, детям не должно быть тяжело, не надо превышать допустимый уровень нагрузки. Например, для 4-леток занятия должны идти не более 30 минут. Могу сказать, что ментальная арифметика для детей – это очень интересно. Но если ребенок в чем-то отстает от своих сверстников, то для него такие занятия будут слишком тяжелыми. Если у ребенка нет внутреннего ресурса для занятий, то это будет бесполезная трата времени, сил и денег.

Н. Мутева, учитель начальных классов школы

Ментальная арифметика позволяет детям развивать чувство числа. Благодаря такому движению появилась некая мода на математику в целом. Родители тратят время и деньги, дети стараются. С помощью счетов дети делают мелкие движения руками, их мозг развивается намного активнее. Но это слишком рискованно утверждать, что методика работы на счетах (даже двумя руками сразу) влияет на всестороннее развитие ребенка. Умение быстро считать в уме – вовсе не проявление математических способностей.

На практике многие дети, которые занимаются ментальной арифметикой, очень спешат и, это не удивительно, ошибаются. Они не считают по привычной форме для нас, не просчитывают промежуточные результаты в примерах. Они торопятся, хотят быстрее сказать ответ, а в итоге немного ошибаются. Не все, конечно. Но у меня есть такие дети. Мне отчасти приятно, что сейчас растет спрос на математику, модно учиться быстро считать, но математика – это не только счет, это цепочка логических суждений.

Другие специалисты относятся негативно к практике ментальной математике, видят в ней недостатки:

  • ребенок при длительных тренировках имеет свойство зацикливаться на этом виде деятельности, поэтому при индивидуальном подходе к решению других задач, он не может проявить нестандартное мышление;
  • счет в уме направлен только на получение вычислительного результата, а не на решение проблемы, понимание смысла каких-либо действий или понятий;
  • такой ребенок становятся чрезмерно уверенным в себе, обучаясь в обычной школе, их перестают принимать в свое общество другие дети, так как считают, что он не такой, как они. В результате появляются межличностные конфликты, проблемы с поведением.

Каждый специалист в чем-то прав, ведь дети развиваются по той концепции, которую им предлагают. Во всем должна быть «золотая середина» — увлечение ментальной арифметикой занятие серьезное и формирующее многие навыки, но зацикливать ребенка на нем нежелательно. Ведь ему необходимо жить и взаимодействовать с обществом, в котором везде нужен индивидуальный и комплексный подход.

Основы ментальной арифметики

Как выглядят счеты абакус и из чего состоят вы уже знаете. Сейчас нужно понять, как набирать числа.

Располагаем соробан как на рисунке выше. Перед нами столбики, у стандартного соробана их 13. Мы будем использовать абакус с девятью столбиками (такой же как в приложении Simple Soroban). Начиная с крайне правого столбика, в этом столбце единицы. Т. е. здесь можно составить цифру от 0 до 9. Следующий столбец — это десятки, здесь числа от 10 до 90. В последующих соответственно сотни, тысячи и т. д. На верху соробана размещено по одной бусине, в соответствии со своим столбцом они обозначают число кратное пяти, т. е. в первом столбце это 5, во втором 50, в третьем 500 и так далее. Чтобы нам показать цифру пять, нужно опустить верхнюю бусину вниз, это будет пять. В исходном положении, когда верхние бусины в верху, а нижние внизу это ноль. Чтобы больше было понятно разберем несколько цифр:

  • Чтобы составить цифру 7 нужно опустить верхнюю бусину в первом столбце, это будет 5 и поднять две бусины с низу, т.е. мы к 5 прибавили 2 получилось 7.
  • Цифра 9 это опущенная верхняя бусина и 4 нижние бусины, поднятые вверх до разделительной планки.

Как только научились быстро набирать единицы, переходим к двухзначным числам, т.е. к десяткам.

Набираем число 73, для этого опускаем верхнюю бусину из второго столбика, это получилось 50, поднимаем еще две нижние бусины из этого же столбца с десятками, получилось 70. В первом столбце поднимаем три нижних бусины, и в итоге получаем 73.

Несколько раз потренируетесь и все будет понятно, потом переходите к сотням и так далее.

Все передвижения бусин нужно делать определенными руками и не менять последовательность. В столбце единиц мы все делаем правой рукой, при этом поднимаем бусины большим пальцем, а опускаем указательным. Например, когда мы хотим составить цифру 5 нужно указательным пальцем правой руки опустить верхнюю бусину. Если нужно составить цифру 2 нужно большим пальцем правой руки поднять две бусины из первого столбца. Запоминаем правило вверх это большой палец, вниз указательный. В столбце с десятками все тоже самое только левой рукой. Если смотрели видео как дети считаю, можно было заметит, как они крутят пальцами. Так они представляют, как передвигают бусины на счетах и тем самым производят у себя в голове, подсчет на воображаемом соробане.

Так как вся суть метода сводится к тому чтобы все вычисления происходили в уме и без каких-либо вспомогательных инструментов, нужно научится запоминать цифры и комбинации из бусин. Для этого нам понадобятся вспомогательные карточки, которые можно сделать самим. На одной стороне пишем цифру, а на другой ее графическое обозначение в виде фрагмента счет. Пример на фото ниже.

После того как научились пользоваться карточками и быстро называть цифры расположенные на них, переходим к простым арифметическим вычислениям, первое что мы разберем это сложение.

Как узнать, какой перед тобой счет?

Депозитный, сберегательный и текущий счета обладают рядом простых отличий, благодаря которым отличить один от другого нетрудно:

  • Длительность договора. На текущий дебет всегда оформляется бессрочный договор, на депозитный — срочный договор, то есть ограниченный сроком действия. Причина заключается в том, что для управления деньгами, вложенными клиентами в депозиты, нужно точно знать длительность их инвестирования. Поэтому даже депозитные договоры с автоматическим продлением, и те действуют не более семи лет без обновления;
  • Размер вознаграждения и стоимость годового обслуживания. При открытии текущего дебета пользователь в лучшем случае не получает вознаграждение, в худшем — должен ежегодно платить банку за пользование сервисом. При пользовании депозитом ситуация полностью меняется, и теперь уже банк платит клиенту за предоставленные возможности;
  • Степень свободы банка. Так, в рамках открытого текущего дебета банк может лишь обслуживать поступление или перевод денежных средств. В рамках открытого вклада банк наделен куда более полным перечнем полномочий, вплоть до управления деньгами в одностороннем порядке (если это не нарушает условий подписанного депозитного договора).

Личный опыт: я выпустила для детей дополнительные карты

Я открыла карты в Тинькофф себе и двоим школьникам. Установила приложение, в котором видны все траты и удобно перекидывать с карты на карту. Есть кэшбэк за траты. Ещё можно назначать задания и устанавливать плату за них, но это противоречит моей модели воспитания. 

Я вижу все траты дочери, плюс мне приходят СМС о каждой операции.

Однажды на детской карте у дочери не было денег, и я дала ей свою корпоративную карту. На удивление, дочь потратила гораздо меньше денег, чем обычно. И потом она призналась: «Знаешь, мам, я как-то опасалась сильно тратить деньги с твоей карты. Это же наши семейные деньги, вдруг нам не хватит на продукты». Так что на примере своей семьи я вижу, что совместное распоряжение финансами повышает ответственный подход к тратам.

Однажды сын потерял карту в школе. В мобильном приложении я могла её заблокировать, но вскоре карту нашли и вернули сыну. 

Где и как учиться ментальной арифметике

Сегодня существует множество развивающих студий, которые предлагают пройти курсы по ментальной арифметике

Какую из них выбрать, решать вам: обратите внимание на цену, удобное расписание и возможность посещать занятия вместе с ребёнком

Научиться ментальному счёту можно и дома, но для этого потребуется не только желание, но и абакус, обучающие пособия или видеоуроки и масса терпения. 

Как выбрать школу или курс ментальной арифметики

Сейчас почти везде есть “развивашки”, обучающие ментальному счёту. Но, к сожалению, там иногда можно встретить непрофессионалов, которые самостоятельно обучились по видеороликам и решили передавать свои знания дальше. Поэтому при выборе школы будьте бдительны.

Вот несколько пунктов, на что важно обратить внимание:

  1. Есть ли возможность посетить первое пробное занятие бесплатно.Так вы сможете убедиться, готов ли ваш ребенок обучаться или ещё нет, познакомиться с преподавателями, оценить сам центр и задать все интересующие вопросы.

  2. Уточните, где обучались педагоги, есть ли у преподавателя документ о праве обучать ментальной арифметике. Проходил ли обучение сам руководитель центра или школы.

  3. Попросите рассказать, по какой методике работают в этой школе.Если вам скажут, что обучать без формул (при счёте на абакусе есть 26 базовых формул, а их сочетание равно ещё 38), то бегите оттуда. 

  4. Есть ли какие-то тренировочные платформы, экзамены, олимпиады. Центр, в котором есть только бумажные тетради и абакусы (соробаны), отстаёт от современных методов обучения ментальной арифметике.

Выбрав школу, обращайте внимание, какие успехи делает ваш ребёнок. Стоит задуматься о другой студии, если малыш после пары месяцев обучения:

  • продолжает считать на абакусе одной рукой;

  • делает вычисления с трёхзначными числами, но затрудняется, решая простые примеры (3+4 или 6-2) 

Ментальная арифметика в домашних условиях – за и против

Научиться быстро считать в уме дома — это не фантастика, а реальность. Но сначала вам самим стоит освоить азы ментальной арифметики, выстроить план занятий на несколько месяцев вперед, запастись пособиями, купить абакус или соробан. 

Какие есть плюсы в занятиях дома:

  • комфортная обстановка для ребёнка,

  • экономия времени (не нужно тратить время на дорогу в центр или школу),

  • новый вид общения с ребёнком,

  • более глубокое понимание способностей малыша.

Есть и отрицательные стороны домашних занятий:

  • “педагог” сам плохо разобрался в теме, и ему сложно передать свои знания “ученику”;

  • отсутствие дисциплины. Обязательно нужен чёткий план занятий и строгое расписание;

  • родитель не может адекватно оценить способности ребёнка. Он становится либо слишком требовательным педагогом, либо делает много поблажек;

  • занятия длятся дольше, чем может выдержать ребёнок. 

Об этапах занятия

Обучение ментальному счёту распределено на несколько этапов.

  1. ПодготовительныйДети изучают цифры и учатся их писать, знакомятся с абаком, передвигают косточки. 

  2. НачальныйУченики осваивают технику работы на абаке, учатся использовать две руки для вычислений. Все вычисления делают на счётной доске.

  3. ОсновнойПостепенно уменьшается использование счётов. Вместо доски дети используют изображения, представляя перемещение костяшек во время вычисления.

  4. ЗавершающийДети представляют абак в уме и все действия с ним выполняют ментально. 

Уроки для начинающих проходят 1-2 раза в неделю. Кроме этого, обязательно требуются ежедневные тренировки по 15-20 минут. 

О важности использования счетов

Не так давно инструкция как считать на деревянных счетах была в каждом магазине, бухгалтерии, на складах. В СССР и других странах в прошлом веке активно пользовались таким инструментом, потому что при больших объемах работы это надежнее, чем полагаться на умственный счет без записи.

На какое-то время абакусы пропали из школ и с предприятий, но по мере распространения популярности ментальной арифметики стали стремительно возвращаться в учебные центры. Они используются при обучении детей математике, потому что помогают понять сам принцип счета, значение основных действий – сложения, вычитания, умножения и деления.

В продаже вы найдете модели, которые отличаются по основным параметрам:

  • Количество костяшек и спиц.
  • Наличие выделенного пространства для «пятерок».
  • Материал изготовления.
  • Вес и размеры.

Ребенку для занятий лучше купить крупный абакус, на котором будет удобно передвигать костяшки даже тем, у кого мелкая моторика пока недостаточно хорошо развита.

Как набирать числа на деревянных счетах

Как мы уже говорили, каждая спица – это разряд. Потому чтобы собрать какое-либо число, нужно передвинуть определенное количество костяшек. К примеру, нам нужно набрать число 125. Для этого передвигаем одну сотню, два десятки и пятерку (либо пять косточек по единице).

Этот принцип важно освоить, потому что на нем будет строиться выполнение различных математических действий. Именно когда мы начинаем решать примеры при помощи абакуса, можно говорить, что мы используем счеты и считаем на них

Как складывать на деревянных счетах

Сложение обычно становится первой операцией, которую начинают изучать на регулярных занятиях ментальной арифметикой.

Начинаем всегда с двух чисел, берем не слишком большие. Если вы работаете с простыми числами, можно не думать про разряды на абакусе. К примеру, нужно сложить 2 и 5. Дайте ребенку передвинуть две костяшки на одной спице и пять на другой. Остается только пересчитать, сколько косточек было передвинуто и ответ готов.

Разряды можно начинать использовать в том случае, если мы работаем с двух-, трехзначными и более крупными числами. Именно так ребенок начнет понимать сами принципы использования математики.

Как вычитать на деревянных счетах

Вычитание работает по обратному принципу. Для этого нужно сначала установить нужное количество костяшек, а потом вычесть из большего числа меньшее. Соответственно, мы просто убираем достаточное количество косточек и пересчитываем остаток.

Как умножать на деревянных счетах

Когда мы уже освоили сложение и вычитание, можно переходить к более сложным действиям. Предполагается, что к моменту начала занятий ребенок уже должен знать таблицу умножения и понимать общие принципы выполнения таких действий.

Главное правило умножения – движение от большего к меньшему. При этом, нужно раскладывать числа, с которыми мы работаем, на составляющие. Представим, что нужно умножить 11х9. Для этого потребуется разделить первое число на десятки и единицы, а потом умножить все это на второе. Выглядеть процесс будет следующим образом:

  • 10х9 = 90
  • 1х9 = 9.

Далее складываем полученное. 90+9 = 99. Это и будет наш ответ. Но как отобразить его на абакусе? Нужно просто переместить 6 костяшек в разряде единиц и 6 в разряде десяток.

Как делить на деревянных счетах

Процесс деления стоит начинать изучать позже всего, потому что многие отмечают его сложность. Как известно, любой подобный пример состоит из трех частей – делимое, делитель и частное (результат).

На абакусе лучше всего отвести левую сторону под делимое, правую под делитель и между ними оставить пространство для высчитывания частного. Процесс будет во многом напоминать умножение, но там где мы использовали сложение, придется вычитать.

История возникновения абакус

Как утверждают ученые, возникновение первого счетного инструмента относится к третьему тысячелетию до нашей эры. Предположительно они возникли в Месопотамии. Древний Рим увидел абаки ближе к пятому веку до нашей эры.

В музее Афин вы можете увидеть знаменитую мраморную доску 75 см в ширину и 149 см в ширину. Несколько проведенных линий указывают на то, что перед вами настоящий абак. Найденные археологами позже, абаки имеют небольшие изменения во внешнем виде.

Сделанные углубления заменили линии, куда клались счетные камни. Они стали прообразом косточек. Сегодня абакус является достижением не только китайской, но и мировой культуры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: