Лечение навязчивостей

Содержание

Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.

Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.

Разновидности тревожно-фобического расстройства

В настоящее время исследовано более пятисот фобий. Специалисты поделили их на три обширных группы: специфические (простые), социальные фобии, агорафобия.

Простые фобии

К ним относят страх перед действием, ситуацией, объектом. Это может быть боязнь темноты, определенных животных (собак, пауков, змей, насекомых), отверстий, авиаперелетов, темноты, закрытого пространства, крови, высоты, болезней и т.д.

Как правило, такие нелепые страхи развиваются у маленького ребенка в тот период, когда он начинает познавать мир. У некоторых людей они пропадают в процессе взросления, а у других – остаются на всю оставшуюся жизнь.

Социальные фобии

Страдающие ими люди боятся внимания со стороны и негативной оценки того, что они делают. Поэтому такие индивиды стараются избегать публичных выступлений, нахождения в обществе, вечеринок, людных мест, ответов у доски в школе или вузе, звонков незнакомым абонентам и т. п. Развивается такая фобия обычно в подростковый период.

Социофобы опасаются, что посторонним они будут казаться нелепыми, неадекватными, странными. Беспокоит их и собственная реакция на тревожность: дрожание голоса, покраснение лица, дрожание рук, тошнота.

Агорафобии

Это боязнь оказаться в ситуации, из которой трудно выбраться или где помощь не может быть оказана своевременно. Проявляется она у людей после 20 лет.

Агарофобы боятся ходить в магазин, театр, кино, ездить в общественном транспорте, автомобиле и лифте, оставаться одни в квартире, находится вдали от дома, на открытых пространствах. Прогрессируя, расстройство расширяет свои границы, то есть, тревожных ситуаций становится все больше, и в итоге человек, стараясь избежать их, становится затворником.

Кроме фобий, к тревожно-фобическим расстройствам относят патологии, имеющие яркую поведенческую и когнитивную симптоматику, с сильно выраженной реакцией организма на страх.

  • панические атаки;
  • генерализованное тревожное расстройство;
  • приступы по типу синдрома Да Косты.

Как проявляются приступы злости у детей

В зависимости от возраста дети выражают агрессию по-разному:

  • до 1,5 лет: плач, укусы, швыряние игрушек;
  • 1,5–5 лет: возможны вспышки ярости, физическое нападение на сверстника, крик, плач, топанье ногами, валяние на полу, убегание, обзывательства;
  • 5–7 лет: драчливость, истерики, оскорбления, игнорирование, порча имущества;
  • младший школьный возраст: дразнилки, «лёгкие» нападения (толкнуть, отобрать рюкзак, кинуть чем-то), планирование мести, порча имущества, игнорирование просьб, слёзы;
  • старший школьный возраст: физическая и вербальная агрессия, перенос агрессии на себя.

Как бы ребёнок ни проявлял злость, важно разобраться в причинах происходящего, решить конфликт здесь и сейчас и предотвратить агрессию в будущем. ‍

Как снять испуг у ребенка маме

Мама и сама в силах снять испуг у ребенка. Для этого, прежде всего, нужно соблюдать спокойствие самой. Следует помнить, что  нельзя на испуганного малыша повышать голос, а тем боле наказывать его строго и бить ремнем. Может быть, его страх вызван тем, что воспитание матери носит весьма жесткий характер.

Надо больше времени проводить с малышом. Очень хорошо помогают совместные походы в лес или поездки куда-то за город. Там ребенок раскрывается и самостоятельно рассказывает матери о своих страхах. В душевных беседах можно все эти страхи преодолеть вместе с ребенком.

Если мама верит в силу молитв и заговоров, то может обратиться и к ним. Если есть среди знакомых бабушка, которая занимается лечением испугов, то можно и к ней отвезти ребенка. Бабулька в таком случае помогает заговоренной водой или лечит малыша целебными травами.

Навязчивые действия у детей, лечение навязчивых действий

К навязчивым действиям у детей относятся разнообразные элементарные движения, склонные к повторению (невроз навязчивых движений): покашливание, хмыканье, потирание ладоней, подергивание плечами, подергивание головой, облизывание губ, покусывание губ, обкусывание ногтей (онихофагия), выдергивание волос (трихотилломания), моргание, частое поправление одежды. Детьми они осознаются как чуждые, они стесняются этих действий и на время силой воли могут их подавить. Более сложные навязчивые действия называются ритуалами. Обычно ритуалы утомительны не только для ребенка, но и для взрослых, которые его окружают. Иногда ритуалы шокируют окружающих. Например, ребенок, который боится темноты, прежде чем войти в темную комнату, может выполнять следующий ритуал: гладить ручку закрытой двери, шептать ей ласковые слова, затем заходить в комнату и подпрыгивать на месте, при этом прыжков должно было быть ровно десять. Причина появления данного ритуала у ребенка необъяснима, он очень необычен. Например, чтобы не получить двойку, ребенок ступает только на темные плитки в коридоре, чтобы ничего не случилось с папой, дотрагивается рукой до всех стенок. В той или иной степени ритуалы всегда присущи детскому неврозу страха. Сарклиник проводит лечение навязчивых действий, движений в Саратове.

Последствия детских испугов

Бытовой детский испуг является достаточно серьезной проблемой и совсем не обращать внимания на нее нельзя. Даже если сразу после испуга ребенок чувствует себя хорошо, стоит обратиться к врачу, так как последствия испуга могут проявиться позже, даже спустя несколько лет. Очень часто не сам случай, связанный с испугом, а паническая реакция родителей способствуют возникновению испуга у малыша. Поэтому взрослым следует стараться соблюдать психическое равновесие даже в критических ситуациях.

Некоторые дети настолько чувствительны, что даже не смотря на внешнее спокойствие родителей, они очень эмоционально реагируют на любые события. Это могут быть различные посещения незнакомых мест, прогулки на новых детских площадках, общение с животными и прочее. После таких контактов дети могут плохо засыпать, беспокойно вести себя во время бодрствования, плакать, капризничать и другое.

Родители не всегда замечают причину стресса, но чаще всего со временем начинают замечать его последствия. К последствиям детских страхов относят:

  • тревожный сон;
  • энурез (недержание мочи);
  • заикание;
  • нервный тик и прочее.

Если подобные расстройства случились с крохой, время показаться специалисту.

Как детские страхи влияют на взрослую жизнь

Дети боятся не только монстров. Основные их страхи связаны с инстинктами и социальными факторами. Разберем основные страхи и их влияние на взрослую жизнь.

К инстинктивным страхам относят страх смерти, замкнутого пространства, высоты, темноты, разных животных (в том числе, насекомых), стихий (воды, огня и т.п.), людей определенных профессий (врачей, пожарных) и страх потеряться.

Прямое влияние, которое оказывают эти страхи на нашу жизнь, — это избегание. Мы стараемся не ездить в лифтах или летать на самолетах, до последнего откладываем визит к врачу, и отказываемся от отдыха на природе, потому что панически боимся насекомых. С такими страхами довольно просто работать, потому что мы можем довольно легко понять, чего мы на самом деле боимся.

Совсем другое дело, когда страхи неосознанные и проявляются в виде особых ритуалов или неявных стремлений. Например, страх темноты может трансформироваться в страх перед неизвестностью и проявляться в виде отказа пробовать новое. Мы можем отказаться от новой работы в другом городе, потому что не знаем, как сложится наша жизнь в новом городе.

Стремление к популярности и признанию тоже может быть следствием детских страхов. Если мы говорим ребенку постоянно быть на виду, чтобы не потеряться, он подсознательно усваивает, что необходимо всегда оставаться в центре внимания и старается быть заметным любой ценой.

У детей с сильными детскими страхами во взрослом возрасте развиваются особые ритуалы, причину появления которых они не могут объяснить. Например, страх перед животными-паразитами или бактериями может вылиться в обсессивно-компульсивное расстройство. Такие люди обрабатывают с антисептиками все продукты питания, постоянно моют полы и протирают пыль, не могут жить в гостиницах, сидеть на лавочке в городском парке, не ходят на концерты и спектакли, потому что опасаются подхватить какую-нибудь болезнь.

К социальным страхам относятся страх одиночества, отчуждения, наказания и насмешек. Такие страхи приводят к тому, что ребенок, а потом и взрослый подавляет собственное «Я», старается быть удобным, послушным и «правильным». Он отказывается от своих желаний, чтобы угодить другим, делает все, о чем его просят, и часто оказывается в ситуации, когда ему самому не на кого положиться.

Эти страхи также приводят к тому, что во взрослом возрасте человек избегает близких отношений, никого не подпускает к себе, ведет замкнутый, а то и асоциальный образ жизни. Возможность сблизиться с другими приводит к апатии и депрессии. Иногда страхи настолько сильны, что человек старается отгородиться от реального мира с помощью алкоголя, наркотиков, компьютерных игр или выдуманных миров.

Проблема усиливается, если родители или другие значимые взрослые (например, педагоги, бабушки или дедушки) отмахиваются от страхов, считая их чем-то несерьезным, запрещают проявлять негативные эмоции и игнорируют особенности детей.

Причины детских испугов

Часто, сами того не замечая, родители могут создавать предпосылки к возникновению детских страхов. «Если не будешь спать, тебя заберет бабай» или «Если будешь убегать от мамы, тебя украдут цыгане» и таких устрашающих баек может быть сколько угодно. С одной стороны, мама или папа пытаются подобным образом воспитывать свое чадо, прививая ему хорошие манеры, правила хорошего тона, учат вести себя, а с другой – запугивают малыша. Когда ребенок оказывается в какой-то новой для себя фантазийной ситуации, он может напридумывать ее завершение и детские страхи выползают наружу.

Родители могут закрепить страх своей реакцией на какую-либо ситуацию, которая произошла с ребенком. Например, ребенок упал, порезался, ушибся и другое, а реакция мамы на это событие становится настолько яркой и эмоциональной, что малыш больше пугается ее поведения. В следующий раз, когда с ним случится подобное, он вспомнит реакцию мамы и перепугается своей травмы больше, нежели ее реальных последствий.

Причинами детского испуга могут быть следующие факторы:

  • неожиданные крики или чересчур громкие звуки, возникающие неожиданно для малыша;
  • какие-то животные, которые малышу кажутся огромными, и потому очень страшными;
  • гроза или град могут сильно испугать ребенка, особенно если подобные явления он видит впервые;
  • различные стрессовые ситуации (громкая ругань или драка прохожих на улице, громкая ссора родителей при малыше и т. д.), от подобных инцидентов надо стараться оберегать малышей;
  • не стоит держать детей «в ежовых рукавицах», подобное воспитание также может оказать негативное влияние на их психику.

Малыш спокоен и уверен в себе только тогда, когда он чувствует, что находится под защитой родителей. Когда подобное чувство по каким-то причинам у малыша временно отсутствует – тут и начинают возникать различные страхи. С возрастом ребенок научится контролировать свои страхи, в этом ему обязательно должны помочь окружающие – объяснять, почему не надо бояться собак или грозу, стараться уводить ребенка от шумных кампаний и т. д.

Если кроха оказался в какой-то новой для себя ситуации, или месте, а котором его не предупредили (например, привели к стоматологу, но не предупредили, что врач может лечить зуб страшной бормашиной), ребенок может испугаться настолько, что в следующий раз подобный поход вряд ли завершиться хорошо. Правильнее будет рассказать детям, что их ждет в том или ином месте, даже если предполагаются только позитивные эмоции.

Родители должны постоянно сопровождать ребенка рассказами о том, что они вместе будут делать, куда пойдут, и с чем могут столкнуться в том или ином месте.

Советы по профилактике

Чтобы нервные тики ребенка со временем не переросли в более серьезные психические нарушения, нужно предпринять все возможные меры, чтобы их не допустить. Для осуществления этого не нужно ничего сверхъестественного. Достаточно будет не забывать о том, что малыш видит поведение родителей и окружающих его людей, делает собственные выводы и оценивает происходящие события в силу своего уровня развития.

Психика ребенка в раннем возрасте неустойчива и ранима, поэтому любое выяснение отношений родителей на повышенных тонах – стрессовая ситуация, которая может повлечь за собой тикозные проявления. Именно в семье малыш должен чувствовать поддержку и понимание. Это его крепость, в которой он, в случае необходимости, может спрятаться от всех своих страхов. Если таких взаимоотношений нет, то риск развития тиков достаточно высок.

Дети, живущие в спокойной, доброжелательной обстановке, очень редко бывают подвержены нервным тикам. Чтобы не пришлось лечить последствия психического дисбаланса у ребенка, достаточно создать для него комфортные условия. Заключаются они в следующем:

  • избегание беспокойства и стрессовых ситуаций;
  • здоровый полноценный сон;
  • качественная и полезная еда, запрет на фастфуд и слишком сладкую и жареную пищу;
  • соблюдение режима дня, правильная организация отдыха;
  • дозированное использование компьютера и просмотр телепередач;
  • максимальное пребывание на свежем воздухе;
  • занятия в спортивных секциях, соответствующих интересам и темпераменту ребенка;
  • недопустимость переутомления.

В редких случаях воспитание подрастающего поколения обходится без наказаний. Они, безусловно, нужны, но в пределах разумного. Физическое воздействие сразу исключается. Допустимы лишь моральные методы влияния. Ребенок должен четко знать, за какой проступок он наказан и как нужно было поступить правильно. При этом следует заверить малыша, что на любовь к нему наказание никак не влияет. Только в такой ситуации он сделает правильные выводы и получит минимальное нервное потрясение.

Даже если появления нервных тиков у ребенка избежать не удалось, следует помнить, что это не самое страшное, что могло с ним произойти

Современная медицина в сочетании с родительской заботой и вниманием способны творить чудеса

Как страх становится фобией

Страх — одна из базовых эмоций человека. Он возникает в ответ на какую-то опасность, реальную или мнимую. Такая реакция была необходима нашим предкам для выживания: окружающий их мир был полон всевозможных угроз и опасных вызовов. Наш мозг склонен переоценивать опасность: в самом деле лучше принять камень за медведя и избежать столкновения с хищником, чем принять медведя за камень и погибнуть. Сегодня опасных ситуаций в нашей жизни становится все меньше, но реагируем на них мы точно так же, как и тысячи лет назад.

У детей за счет большей подвижности психики и меньшего жизненного опыта практически любой негативный жизненный опыт может перерасти в фобию — гипертрофированную форму страха. Чтобы фобия появилась во взрослом возрасте, необходимо довольно сильное травмирующее воздействие. В детском возрасте все иначе: всего одна агрессивно настроенная собака может стать причиной кинофобии, панического страха перед этими животными.

В основе развития детских страхов лежат:

  1. Физиология. Реакция на опасность зависит от особенностей строения мозга и гормональной системы. Чем сильнее организм реагирует на опасные ситуации, тем сильнее страх и выше вероятность развития фобий. Стоит отметить, что чисто физиологические причины редко становятся причиной сильных страхов. На них всегда накладываются другие факторы.
  2. Семья. Отношения с родителями напрямую влияют на возникновение фобий. Если мы сами постоянно тревожимся, беспокоимся по любому поводу и остро реагируем на любую опасную ситуацию, ребенок перенимает нашу манеру поведения. Когда мы постоянно говорим сыну или дочери об окружающих его опасностях, он начинает считать окружающий мир небезопасным и боится всего, чего только можно. Также на тревожность одинаково влияют как гиперопека и сильные реакции родителей, когда мы все делаем за ребенка, так и дефицит общения и ровное отношение к любой опасности.
  3. Психология. На формирование фобий влияют и особенности психики ребенка. Если ребенок высокочувствительный, принимает все близко к сердцу и у него хорошо развита фантазия и воображение, риск развития фобий увеличивается.

Если не работать с детскими страхами, во взрослом возрасте они могут обернуться самыми неожиданными проблемами.

Что может привести к развитию судорог у грудничков?

Причиной появления судорог у детей до 1 года могут быть:

  • патологические процессы в центральной нервной системе;
  • метаболические расстройства.

Развитие судорожного синдрома, связанное с нарушением деятельности нервной системы, спровоцировано следующими состояниями:

  • нарушением процессов возбуждения в нервных клетках;
  • отеком головного мозга, кровоизлиянием либо инфицированием в родах;
  • повышением внутричерепного давления.

Нарушение обмена веществ, которое может привести к возникновению судорог, связано с:

  • дефицитом витаминов и микроэлементов;
  • снижением уровня сахара (гипогликемия) и кальция (гипокальциемия) в крови малыша.

В ряде случаев появление судорог обусловлено влиянием на организм неблагоприятных экзогенных факторов, таких как:

  • возбудители столбняка, менингита, энцефалита, краснухи и другие, глистные инвазии;
  • применение антибактериальных и гормональных лекарственных средств в лечении сопутствующих болезней;
  • повышенная температура при прорезывании зубов;
  • перегрев тела, спровоцированный тугим пеленанием.

Виды и причины возникновения психотравмы у детей

В психологии детские травмы делятся на пять видов:

  1. отвержение (предательство, игнор, изгнание);

  2. разрыв отношений (конфликт, ссора, фразы родителей: «Видеть тебя больше не могу!», «Считай, что я для тебя не существую», «Ты мне больше не сын!»);

  3. утрата (потеря любимых близких людей);

  4. плохое здоровье;

  5. насилие. 

Причинами могут выступать травмирующие события, которые имеют большое значение для ребенка

Часто взрослые даже не понимают, что какими-то действиями провоцируют травмирование детской психики, поэтому так важно знать эти причины.. Самыми распространенными факторами возникновения детских психологических травм являются:

Самыми распространенными факторами возникновения детских психологических травм являются:

Болезни (постоянные простуды, которые ограничивают малыша в прогулках, движении и общении, хронические заболевания, вызывающие боль и тревогу, могут стать причиной неуверенности и беспомощности, а, повзрослев, человек становится патологически мнителен и уделяет повышенное внимание состоянию своего здоровья, постоянно выискивает у себя недомогания, злоупотребляет медикаментами).

Насилие, принуждение со стороны взрослых (когда родители оказывают давление на ребенка «из лучших побуждений», чтобы он вырос достойным и сильным человеком, применяют физическое наказание или кричат, это может дать обратный эффект, и малыш вырастет неуверенным в себе или агрессивным; дети, пережившие физическое насилие, однозначно нуждаются в помощи психотерапевта).

Факт предательства со стороны значимого взрослого (развод, несправедливое отношение) может вызвать у крохи чувство вины, низкую самооценку и стать причиной сложностей в общении со взрослыми и сверстниками.

Недостаток внимания со стороны родителей (дети, не получающие в должном количестве родительские ласку и заботу, будут и сами испытывать сложности в проявлении любви и внимания к другим людям во взрослом возрасте).

Смерть родных может перевернуть всю жизнь ребенка, все его мировоззрение, и послужить причиной его замкнутости и необщительности. В сложных случаях, когда малыша преследует чувство вины, он замыкается в себе, перестает общаться, может потребоваться помощь психотерапевта.

Последствия испуга

Если испуг не лечить, сам собой он не пройдет, а это чревато последствиями – он повлияет и на поведение ребенка, и на его здоровье. У младенцев испуг может выразиться в таком заболевании как родимчик. Это состояние, когда у малыша:

  • искажается и бледнеет лицо;
  • синеют губы;
  • закатываются глаза;
  • дергаются мышцы лица и конечностей;
  • голова запрокидывается назад;
  • судорога сводит все тело.

Кроме того, у ребенка может развиться эпилепсия и другие неврологические заболевания. Нарушение психологических функций приводит к интеллектуальным проблемам, отражается на социализации ребенка, на его будущем.

Как лечить испуг

Как и всякое заболевание нервной системы, испуг лечится (в комплексе) тремя основными методами:

  • традиционной медициной;
  • нетрадиционной, народной медициной;
  • домашними профилактическими действиями.

Первое, что нужно сделать маме, когда она заметила, что малыш испугался, взять его на руки и прижать к себе. Детки, особенно грудного возраста, быстрее успокаиваются, если чувствуют поддержку, участие и тепло родительской ласки. Мамины объятья, поцелуи, спокойный и тихий голос действуют как лекарство.

Какие дети попадают в группу риска?

Не все дети обязательно сталкиваются с проблемой испуга, но существуют те, которые больше других предрасположены к нему. В их число входят:

  1. Ребята, которых слишком балуют и опекают. Условия, когда близкие люди пытаются отгородить кроху от любого негативного опыта, в результате не тренируя его нервную систему на незначительных эмоциональных переживаниях, способствуют тому, что ребенок, столкнувшись с действительно сильным отрицательным потрясением, испугается.
  2. Дети, чьи родственники постоянно говорят им об опасности. В окружающем нас мире каждый второй объект условно представляет опасность, но встреча с ними не всегда способна нанести вред. Большинство слишком заботливых родителей запрещают своим детям находиться рядом с розетками, утюгами или другой потенциально опасной техникой. Например, многих деток, с целью добиться того, чтобы они не трогали уличных животных, запугивают тем, что собаки больно кусаются, а кошки могут поцарапать, таким образом, прививая им устойчивый страх перед этими животными. У такого ребенка встреча с дружелюбным псом может закончиться сильным испугом.
  3. Дети, страдающие заболеваниями нервной системы. ЦНС не удается справиться с положительными или отрицательными эмоциями.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок в 2 года кусается?

Лечить кроху следует очень аккуратно, так как эта проблема напрямую связана с его психологией. Нельзя игнорировать страхи, присущие малышу, и нежелательно решать подобные вопросы с чрезмерной жесткостью.

В первую очередь, после обнаружения страха у грудного ребенка или признаков пережитого испуга, необходимо понять, что конкретно спровоцировало такое состояние, и только затем пытаться помочь крохе справится со своей боязнью. В ситуации, когда самостоятельно преодолеть страхи у новорожденного не получается, следует проконсультироваться со специалистом. Психолог сможет посоветовать определенные методики, помогающие в борьбе с фобиями.


ИНТЕРЕСНО: ребенок во сне дергается и вздрагивает

Народные методы борьбы с испугом

Не менее результативными иногда бывают и народные методы, которые используют для того, чтобы убрать испуг. Однако по мнению доктора Комаровского справиться со страхами у малыша, прибегая к народной медицине, нельзя (см. также: что рекомендует делать Комаровский при нервных тиках у детей?). Единственное к чему может привести такой подход – спокойствие родителей, а, следовательно, и их крохи, что является одной из основных целей любого подхода к подобной проблеме. Ниже представлены примеры народных способов:

  1. Снять состояние шока, сопровождающее испуг, помогает выпитая сразу после случившегося чашка теплой сладкой воды или другого напитка.
  2. Молитва или заговор.
  3. Выкатывание яйцом. Суть метода сводится к тому, что сырое яйцо катают по животу малыша, после чего оно разбивается в любую посуду из стекла. Об успешном завершении подобной процедуры говорят пятна любого рода, содержащиеся в разбитом яйце.
  4. Святая вода и молитва «Отче наш». Необходимо утром и вечером умывать младенца святой водой, плюс пить ее трижды в день. Кроме этого в процессе умывания нужно читать «Отче наш».
  5. Вылить на воск. Экстрасенсы считают, что подобный недуг носит информационный характер, а пока еще слабая детская энергетика в такие моменты нарушается. Для того чтобы отлить испуг используется именно воск, так как он прекрасно впитывает в себя энергию. Прежде всего, надо растопить церковные свечи и медленно слить полученный воск в миску с холодной водой, которая должна находиться над головой крохи. При этом не забывать молиться.

Причины нервного тика

В зависимости от первоначального состояния нервной системы ребенка различают:

  • первичные нервные тики;
  • вторичные нервные тики.

Первичные нервные тики

идиопатическимрасстройства нервной системыПричинами первичных нервных тиков являются:

  • Психоэмоциональное потрясение. Наиболее частая причина нервных тиков у детей. Возникновение тика может спровоцировать как острая психоэмоциональная травма (испуг, ссора с родителями), так и длительная неблагоприятная психологическая обстановка в семье (недостаток внимания к ребенку, чрезмерная требовательность и строгость в воспитании).
  • Тик первого сентября. Примерно у 10% детей нервный тик дебютирует в первые дни посещения школы. Это связано с новой обстановкой, новыми знакомствами, определенными правилами и ограничениями, что является сильным эмоциональным потрясением для ребенка.
  • Нарушение питания. Недостаток в организме кальция и магния, участвующих в мышечном сокращении, может вызвать судорожную активность мышц, в том числе и тики.
  • Злоупотребление психостимуляторами. Чай, кофе, всевозможные энергетические напитки активируют центральную нервную систему, заставляя ее работать «на износ». При частом употреблении таких напитков происходит процесс нервного истощения, что проявляется повышенной раздражительностью, эмоциональной нестабильностью и, как следствие, нервными тиками.
  • Переутомление. Хроническое недосыпание, длительное пребывание за компьютером, чтение книг при плохом освещении ведут к повышению активности различных зон головного мозга с вовлечением экстрапирамидных систем и развитием нервных тиков.
  • Наследственная предрасположенность. Последние исследования указывают на то, что нервный тик передается по аутосомно-доминантному типу наследования (если у одного из родителей есть дефектный ген, то у него будет проявляться данное заболевание, а вероятность наследования его ребенком составляет 50%). Наличие генетической предрасположенности не обязательно приведет к развитию заболевания, но шанс возникновения нервного тика у таких детей больше, чем у детей без генетической предрасположенности.

По степени выраженности первичный нервный тик может быть:

  • Локальным – вовлекается одна мышца/группа мышц, и данный тик доминирует на протяжении всего периода заболевания.
  • Множественным – проявляется в нескольких группах мышц одновременно.
  • Генерализованным (Синдром Туретта) – наследственное заболевание, характеризующееся генерализованными моторными тиками различных групп мышц в сочетании с вокальными тиками.

По длительности первичный нервный тик бывает:

  • Транзиторным – длительностью от 2 недель до 1 года, после чего проходит бесследно. Через определенное время тик может возобновиться. Транзиторные тики могут быть локальными или множественными, моторными и вокальными.
  • Хроническим – длительностью более 1 года. Может быть как локальным, так и множественным. В течение болезни могут исчезать тики в одних группах мышц и появляться в других, однако полной ремиссии не наступает.

Вторичные нервные тики

Факторами, способствующими возникновению нервных тиков, являются:

  • врожденные заболевания нервной системы;
  • черепно-мозговая травма, в том числе и врожденная;
  • энцефалит – инфекционно-воспалительное заболевание головного мозга;
  • генерализованные инфекции – вирус герпеса, цитомегаловирус, стрептококк;
  • интоксикация угарным газом, опиатами;
  • опухоли головного мозга;
  • некоторые медикаменты – антипсихотические препараты, антидепрессанты, противосудорожные, стимуляторы центральной нервной системы (кофеин);
  • невралгия тройничного нерва – гиперчувствительность кожи лица, проявляющаяся болью при любых прикосновениях к лицевой области;
  • наследственные заболевания – хорея Гентингтона, торсионная дистония.

Изменения в организме ребенка при нервном тике

Головной мозгНервные волокнаМышечные волокнаАТФдлительное, непроизвольное, часто болезненное сокращение мышцыПсихоэмоциональное состояние ребенка хотя до этого, возможно, не придавал ему никакого значения

Диагностика нервного тика у детей

невропатолог-педиатр

Когда следует обращаться к врачу?

К невропатологу необходимо обращаться в следующих случаях:

  • нервный тик сильно выражен;
  • множественные нервные тики;
  • нервный тик причиняет физические неудобства ребенку;
  • нервный тик нарушает социальную адаптацию ребенка;
  • нервный тик не проходит самостоятельно в течение 1 месяца.

Что ждет ребенка на приеме у врача?

Вопросы, которые задаст невропатолог:

  • Когда впервые появился нервный тик?
  • Как проявляется нервный тик?
  • Были ли стрессовые ситуации в жизни ребенка перед возникновением нервного тика?
  • При каких обстоятельствах чаще проявляется или усиливается нервный тик?
  • Какие лекарства давали ребенку до обращения к врачу?
  • Имеются ли у ребенка известные хронические заболевания либо перенесенные травмы?
  • Страдал ли нервным тиком кто-либо из близких родственников ребенка?

Какое обследование проведет невропатолог?

  • Оценка общего состояния ребенка – дает врачу информацию о состоянии развития ребенка, о состоянии костно-мышечного аппарата и нервной системы.
  • Оценка двигательных функций – выявляются стереотипные непроизвольные сокращения мышц лица и других групп мышц.
  • Оценка чувствительных функций – дает информацию о возможных сопутствующих заболеваниях нервной системы.
  • Оценка рефлексов – слишком выраженные рефлексы (гиперрефлексия) свидетельствуют о повышенной возбудимости нервной системы ребенка, что может являться причиной нервных тиков.

Какие дополнительные исследования может назначить невропатолог?

  • Общий анализ крови – позволяет заподозрить инфекционные либо паразитарные заболевания у ребенка.
  • Ионограмма – определение содержания кальция и магния в крови. Недостаток или избыток данных микроэлементов может привести к возникновению мышечных подергиваний.
  • Анализ на гельминты – глистные заболевания могут быть причиной нервных тиков.
  • Магнитно-резонансная томография – назначается при подозрении на повреждение мозга, черепа, кровеносных сосудов, если появлению нервного тика предшествовала травма головы.
  • Электроэнцефалография – метод, позволяющий зарегистрировать повышенную активность различных отделов головного мозга и записать данные на бумаге.

Когда может понадобиться консультация других специалистов?

  • Психотерапевт – при первичном нервном тике, появившемся после острой или хронической стрессовой ситуации.
  • Инфекционист – при подозрении на инфекцию головного мозга либо генерализованные инфекции.
  • Токсиколог – при интоксикации химическими веществами либо медикаментами.
  • Онколог – при подозрении на опухоль головного мозга.
  • Генетик – при наличии нервного тика у близких родственников ребенка (дедушка, бабушка, родители, родные братья или сестры).

Адаптация в обществе

Дети, как известно, по своей природе жестоки, поэтому ребенку с явными проявлениями гиперкинеза адаптироваться в новом коллективе будет весьма проблематично. Но он ведь не виноват в том, что нервный тик случился именно у него

В общении со взрослыми ему очень важно чувствовать толерантное отношение

А если дома на этой теме постоянно заостряют внимание, одергивают малыша, считая, что он делает это намеренно, ситуация лишь усугубляется

 Родители должны быть всецело на стороне ребенка, причем он это должен чувствовать не только на словах. Вот как это должно выглядеть: 

все разговоры о нервных расстройствах, в том числе и тиках, должны быть под запретом, тем более в присутствии малыша.
не акцентировать внимание на проблеме, вести себя свободно и естественно.
провести разъяснительную беседу с преподавателями или воспитателями коллектива, который посещает ребенок, призвать их к содействию.
подобрать малышу подходящее занятие для проведения досуга. Приветствуются одиночные виды активного спорта, например, лыжи или плавание.
обеспечить полноценное и разнообразное питание.. В период переходного возраста организм подростка непредсказуем, к тому же претерпевает гормональные изменения

Если на этом этапе еще и обнаруживаются нервные тики, то это вообще может обернуться личной трагедией. В первую очередь страдает самооценка, ребенок замыкается в себе, не желает ни с кем общаться, а зацикливается лишь на своем недуге

В период переходного возраста организм подростка непредсказуем, к тому же претерпевает гормональные изменения. Если на этом этапе еще и обнаруживаются нервные тики, то это вообще может обернуться личной трагедией. В первую очередь страдает самооценка, ребенок замыкается в себе, не желает ни с кем общаться, а зацикливается лишь на своем недуге.

Задача родителей – вовремя рассмотреть угрозу и принять все меры по их устранению. Даже если тики не прошли сами собой, есть все шансы, что от них поможет избавиться правильно подобранная терапия или медикаментозное лечение. В любом случае можно и нужно стремиться жить полноценной жизнью.

Как помочь предотвратить агрессивное поведение

Вот профилактические меры:

‍Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.

‍Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.

‍Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.

‍Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.

Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: