Игры-упражнения на выявление лидеров, на сотрудничество

А стоит ли игра свеч?

Черты лидера могут быть заложены и развиты в ребёнке с самого детства. Но ни в коем случае они не будут присущи совсем маленькому карапузу.

Так, например, коммуникабельность и высокая скорость реакции изначально заложены качественными особенностями центральной нервной системы. Но посредством воспитания родители должны направить развитие ребёнка в нужное русло.

По статистике лидерскими качествами обладают не больше 5% населения Земли. Это говорит о том, что если вы будете насильно и слишком активно навязывать малышу определённую модель поведения, при отсутствии у него к тому склонностей, то это вам не доставит никакого удовольствия, а ваше чадо станет более замкнутым.

Если вы предъявляете к ребёнку очень высокие требования, то это станет причиной развития у него неуверенности в себе, раздражённости, комплекса неполноценности.

Поэтому перед тем как начать воспитывать в своём крохе лидерские качества, посоветуйтесь с родными и компетентными специалистами — педагогами, детскими психологами.

Возможно, не стоит задаваться такой целью: «лепить» из малыша лидера и тем самым давить на ребёнка? Несомненно, определённые качества пригодятся ему в повседневной жизни, в большей или меньшей степени. Но! Если он прирождённый лидер, то он им обязательно станет. Если же вашему чаду не суждено стать руководителем огромного предприятия или занимать высокопоставленные посты, вы, конечно, тоже можете развивать в нём лидерские качества: неспеша и ненавязчиво. Только так он будет чувствовать себя нужным и счастливым. И обязательно станет в жизни тем, кем хочет….

Типы лидерства

Когда собирается более 2 человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые участники начинают играть более активную роль, чем другие, к ним прислушиваются — они занимают доминирующее положение. Остальные участники становятся ведомыми.

Лидерство может быть положительным — поддерживать дисциплину и производительность труда в коллективе. Отрицательное лидерство, наоборот, тормозит развитие, негативно влияет на производственные процессы и членов коллектива.

Лидера могут назначить официально. Также он может и не занимать никакого официального положения, но, в силу своих организаторских способностей, фактически руководить коллективом. Психологи выделяют формальное (влияние на людей с позиций занимаемой должности) и неформальное (влияние при помощи своих способностей, умения и других ресурсов) лидерство.

Лидер — зеркало группы, поэтому в другой группе с иными ценностями, ожиданиями, требованиями он может и не стать главным. Лидерские качества могут быть присущи человеку, который не занимает руководящую должность, но при этом имеет авторитет в коллективе.

Существуют разнообразные классификации лидерства, но социологи чаще пользуются типологией, предложенной известным немецким социологом М. Вебером. Ученый выделяет типы лидерства:

  1. Традиционное — основано на традициях, ритуалах, силе привычки. Право на первенство лидер приобретает в силу своего происхождения. В современных условиях традиционный тип лидерства существует в странах с монархической формой правления. В политике, искусстве, бизнесе встречается в трансформированном виде.
  2. Рационально-легальное — носителя власти избирают демократическим путем и передают ему властные полномочия. Действия лидера рациональные, отвечают закону и порядку, действующему в группе.
  3. Харизматическое — связано с личностью человека, его способностями, посредством которых он оказывает сильное влияние на окружающих. Востребован в обществе, где происходят кризисные процессы, отсутствует система общественного контроля. Такие люди испытывают сильную тягу к власти. Негативная сторона — опасность узурпации власти или фокус на себя.

Российский философ и психолог, основоположник научной социальной психологии — профессор Б. Парыгин классифицировал лидеров:

  1. По содержанию деятельности. Вдохновитель — предлагает программу поведения (генерирует идею, организует исполнение). Исполнитель — организует выполнение заданной программы.
  2. По стилю руководства. Авторитарный — единоличное управление. Демократический — вовлекает в управление членов группы, делегирует компетенции. Анархический — коллектив предоставлен сам себе.
  3. По характеру деятельности. Ситуативный — кризис-менеджер. Проявляется в критический момент, берет на себя управление и решает проблему. Универсальный — постоянно проявляет качества лидера.

Чтобы построить успешную карьеру, эффективно руководить компанией, недостаточно быть начальником, назначенным вышестоящим начальством. Современная реальность такова, что эффективное руководство и процветание фирмы возможно только, когда представители менеджмента обладают качествами лидеров.

Что будет, если…

Психологические игры для подростков бывают разными. Одни из них помогают познакомиться с ровесниками, другие помогают наладить общение, а третьи развивают человека как личность. Игра «Что будет, если…» именно из таких, философских. Она заставляет подростков подумать над теми жизненными вопросами, над которыми они еще не задумывались в силу возраста. А ведь принять решение все равно придется, и лучше сделать это обдуманно, чем потом разрешать проблемы в спешке и на ходу. Так какие же правила игры? Ребята делятся на две команды. Ведущий по очереди задает сложные вопросы командам, и каждый из участников по очереди дает ответы. Соответственно, выигравшей командой считается та, которая соберет наибольшее количество очков. Какие здесь можно задавать вопросы? Вот образцы:

  • Что ты будешь делать, если случится наводнение?
  • Что будет, если люди перестанут работать на нелюбимой работе?
  • Что будет, если человек всегда будет говорить правду?
  • Что ты будешь делать, если родители разведутся?
  • Что будет, если люди научатся читать мысли?
  • Что будет, если люди смогут летать?
  • Что будет, если животные научатся разговаривать?

Мафия

Одна из самых популярных психологических игр для детей – это «Мафия». Правила ее очень просты. Есть мирные жители, а есть мафия. Задача мафии — убить мирных жителей, задача мирных жителей – вычислить мафию. У этой игры есть различные вариации. В нее можно включать и другие роли, если позволяет количество игроков. Например, комиссар и доктор – это те персонажи, которые создают в мафии дополнительную динамику. Эта психологическая настольная игра давно уже стала неотъемлемой частью практически любой вечеринки. И это очень хорошо. Дети учатся наблюдательности, начинают лучше узнавать друг друга и смотрят на то, как их товарищи врут. Это поможет в жизни. Ребята смогут распознавать ложь и быстро выводить человека на чистую воду. А главное — они научатся красиво и четко выражать свои мысли, а еще смогут лучше понимать окружающих людей, причем даже малознакомых.

Лидерство раньше и сейчас

За последние несколько десятков лет коренным образом изменилось отношение к воспитанию подрастающего поколения. Наши мамы и папы воспитывались в скромности и строгости: выставление напоказ своих достижений считалось дурным тоном. В то же время детям прививались альтруизм, чувство такта, вежливость.

Но изменения, произошедшие в политике и социуме, перевернули все прежние представления о жизненных ценностях. Постепенно в нашу повседневность стали входить понятия карьера, рынок, конкуренция, адаптация к переменам, проявление инициативы, стрессоустойчивость.

Психологи и педагоги постоянно твердят о том, что детям нужно чуть ли не с пелёнок прививать чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах — это поможет им стать настоящими лидерами.

Все мы осознаём, что в современном мире подобные качества просто необходимы, поэтому и ставим перед собой такую воспитательную задачу. Нередко родители начинают понимать всю суть проблемы детского лидерства, когда ребёнок уже стал довольно взрослым. А ведь всё начинается ещё с самого детства.

Уже трёхгодовалый малыш довольно ярко проявляет лидерские качества. Именно к нему тянутся другие ребята, делятся самыми лучшими игрушками и сладостями с ним. Как правило, ребёнок-лидер решает, в какую игру будут играть все, распределяет роли, а сам выступает обычно ведущим.

Его любят не только сверстники, но и взрослые. В школе, и в детском саду таким детям дают самые ответственные поручения, их ставят в пример другим ребятам.

Отчего у ребёнка проявляются такие качества? Почему его все уважают, хотя он сам ещё мало что знает и умеет? Дело в том, что эгоцентризм заложен в каждом от рождения, а лидерские качества — одно из его здоровых проявлений.

Игра «Путешествие на остров«

В игре могут принимать участие дети из подготовительной группы или младшие школьники. Желательное количество участников – от 8 человек. Если детей больше 8, то для начала взрослый должен разделить детей на несколько команд.

На первом этапе команды должна дать названия своим кораблям. После этого каждая команда должна дружно (в один голос) сказать «Отчаливаем!», и игра начинается.

Второй этап игры заключается в формировании экипажа. В каждой команде должен быть выбран капитан, штурман и «заяц». Остальные участники становятся пассажирами корабля. Взрослый не должен вмешиваться в распределение ролей. Однако уже на этом этапе он может увидеть, кто из детей проявляет в данной фазе наибольшую активность, и кто какую роль себе выбирает. Потенциальные лидеры чаще всего стремятся стать или капитанами, или «зайцами».

Во время «плавания игрокам» можно предложить поиграть в любую игру. Либо попросить детей самим выбрать себе развлечение. Как правило, именно лидер берёт на себя в этом деле руководящую роль.

Заключительный этап игры – прибытие на остров. Дети должны разместиться на ночлег в «палатках». При этом каждая команда имеет в наличии две двухместные палатки и по одной одноместной и трёхместной (если в команде 6 игроков, то у них должно быть по одной «палатке» каждого вида). Именно по принципу размещения в палатках взрослый может выявить общительных детей с лидерскими задатками, а также одиночек, которые захотят жить одни или будут вынуждены это сделать по остаточному принципу.

Крокодил

Все любят пантомимы. Да, многим больше нравится их отгадывать, чем показывать. Социально-психологическая игра «Крокодил» помогает подросткам раскрепоститься, а также весело скоротать свободное время. Благодаря тому, что приходится выступать перед большим скоплением незнакомого народа, ребенок будет приобретать навыки работы с публикой, а также навыки актерского мастерства. Ведь показать пантомиму довольно сложно. Тем более, что подростки уже не дети, и они могут загадывать своим друзьям такие сложные слова, как атомная электростанция. Показать это понятие без того, чтобы не применить фантазию, просто невозможно. В «Крокодила» можно играть по-разному. Например, все присутствующие могут разбиться на две команды и отгадывать пантомимы на время. А можно играть, когда каждый человек отвечает за себя сам. Во втором случае очки считать не нужно. В первом варианте интереснее будет играть, когда ведущий будет подсчитывать баллы. Обязательно перед началом игры следует озвучить правила. Показывая пантомимы, нельзя использовать голос, а также нельзя показывать пальцем на предметы, находящиеся в комнате.

Игра «Собери стихотворение»

Данная игра подойдёт для детей, которые уже умеют читать, т.е. для младших школьников. Каждому участнику выдаётся карточка со строчкой известных всем стихотворений. Отличным вариантом являются стихи Агнии Барто, к примеру, из цикла Игрушки. Как правило, их знают все дети.

По сигналу ведущего дети выясняют, у кого какая строчка и из какого стихотворения она взята. После этого участники делятся на группы и зачитывают произведения. При этом каждый читает свою строчку.

Внимательный наблюдатель легко заметит, кто из детей берёт на себя роль лидера, организовывая процесс поиска нужных строчек.

Какими качествами должен обладать лидер

Лидерские качества — совокупность навыков, знаний, умений, позволяющих личности собирать команду единомышленников и воздействовать на них. Лидер должен обладать основными качествами:

  1. Целеустремленность. Ведет за собой людей, четко видя цель и зная способ ее достижения.
  2. Умение мотивировать. Добивается выполнения указаний, объясняя целесообразность принятых решений. Находит подход к любому человеку.
  3. Уверенность в себе. Берет на себя управление группой людей и отвечает за результат.
  4. Ответственность. Отвечает не только за себя — за свои мысли, поступки и решения, но и за других — «мы в ответе за тех, кого приручили».
  5. Решимость. Способен принимать решения, которые влияют на личную репутацию, успех всей компании и жизнь других людей.
  6. Компетентность в деле. Знает работу «изнутри», все технические нюансы, производственные и технологические процессы.
  7. Аналитические способности. Умеет анализировать динамику процессов, чтобы своевременно вносить изменения для достижения успеха в деле.
  8. Самодисциплина. Делает, что должен, в любых обстоятельствах. Умеет сосредоточиться в экстремальных условиях, чтобы принять правильное решение. Не зацикливается на неудачах, а двигается дальше. Преодолевает себя и свои страхи.
  9. Коммуникабельность. Умеет общаться с людьми — говорить, слышать убеждать. Легко адаптируется к новым условиям.
  10. Желание постоянно развиваться в выбранной сфере деятельности.

Виды психологических занятий

Психологические упражнения для детей подростков классифицируются по стилю проведения тренинга. В таблице ниже перечислены основные виды занятий данной категории.

Виды психологических упражнений для подростков Характеристика тренинга
Навыковые Данный вид психологических упражнений позволяет проработать те сферы личности подростка, которые отвечают за приобретение определенного навыка. Например, сформировать предрасположенность к принятию конкретного решения в ситуации с определенными условиями.
Активнообучающие Эта категория психологических упражнений для подростков создана для того, чтобы по результатам проведенного занятия, ребенок самостоятельно приходил к умозаключению о необходимости выполнять те или иные действия в сложившейся ситуации.
Тренировочные Психологические упражнения тренировочного типа предусматривают проведение отработки уже приобретенных жизненных навыков. Педагог помогает подросткам понять, почему в данной ситуации необходимо совершать конкретный вид действий.
Самораскрывающие Данный вид психологических упражнений предусматривает изменение поведенческих навыков подростка через механизм коррекции его внутреннего отношения к уже имеющейся проблематике, темы, которая изначально заложена в основу тренинга. Во время проведения самораскрывающих занятий педагог отвечает на все вопросы, поступающие от участников группы.

Психологические упражнения для подростков подбираются руководителем группы для достижения определенных целей. Все занятия формируются с учетом личностных качеств каждого ребенка, уровня его интеллектуального, психологического и физического развития.

Тренинги вышеперечисленных видов могут создаваться для сплочения коллектива, его обучения новым знаниям или коррекции поведенческих наклонностей. Для достижения максимальной результативности в реализации поставленных задач формируются группы из детей подростков численностью не более 10 человек.

Визитка

«Визитка» — это психологическое упражнение для подростков, применяющееся для работы с коллективом детей, которые не знакомы друг с другом. Данный тренинг может быть использован для развития коммуникативных навыков каждого ребенка.

Цели и задачи

Задачей проведения занятия «Визитка» является психологическое раскрепощение детей, которые испытывают сложности в общении со сверстниками, отличаются замкнутостью, стеснительностью, имеют дефицит коммуникативных способностей.

Необходимое оборудование

Коллективное упражнение «Визитка» требует наличия следующего инвентаря:

  • мяч любого размера, который удобно передавать с рук в руки;
  • визитка с пустым полем, которую можно заполнять самостоятельно;
  • ручка или простой карандаш.

Данные предметы участники группы получают от преподавателя непосредственно перед началом проведения тренинга.

Пошаговое описание

«Визитка» — это несложное психологическое упражнение для личностного развития подростков, выполнение которого выглядит следующим образом:

  1. Каждый ребенок заполняет свой шаблон визитки, в котором указывает свое имя.
  2. Подросток, желающий познакомиться с любым другим участником группы, должен передать ему мяч со словами «Давай познакомимся», а затем вручить визитку.
  3. В ответ ребенок получает визитку с именем своего сверстника.
  4. На данном этапе между детьми завязывается разговор, в процессе которого они должны узнать максимальное количество информации о собеседнике.

В процессе подготовки к проведению занятия «Визитка» педагог или детский психолог должны сформировать группу так, чтобы в ней было парное количество участников. После завершения тренинга преподаватель задает подросткам вопросы о том, как прошло их знакомство, какую информацию они узнали о своих сверстниках, было ли их общение интересным.

Лягушка

Эта игра чем-то похожа на предыдущую. Все стоят в кругу. Ведущий выходит за дверь. Игроки, пока ведущего нет, договариваются о том, кто из них будет «лягушкой». Ведущий возвращается и встает в центр круга. Его задача определить, кто же назначен на роль «лягушки».

Что делает лягушка? Лягушка показывает язык (высовывает и засовывает обратно). Но делает это только тогда, когда ведущий на нее не смотрит, например, когда он поворачивается к «лягушке» спиной. Ну а когда тот, кто водит поворачивается к «лягушке» лицом, то она старается ничем себя не выдать.

Бывает, что ведущий поворачивается именно в тот момент, когда «лягушка» еще не успевает спрятать язык. Бывает, что «лягушку» выдают взгляды других участников игры, которые на нее смотрят

Так что здесь ведущему нужно быть очень внимательным и учиться читать по лицам, «лягушке» нужно быть осторожной, чтобы не попасться, ну а остальным игрокам нужно сохранять невозмутимость

Клуб «Фудзияма»

Итак, есть у нас в Липецке клуб «Фудзияма». Там детишек обучают различным единоборствам, танцам, шахматам и другим интересным вещам. В этот клуб я записала своего младшего сына Артема, он ходит на айкидо. Денис на Артема посмотрел и тоже захотел заняться этим видом спорта. Так что теперь у нас в семье целых два начинающих айкидошника)

И как-то раз, администратор клуба Анна рассказала мне, что на базе клуба планируется открытие «Школы лидеров». Я сразу же подумала про мою Сашку, так как это именно то, что ей (с ее неуемной энергией и стремлением всех организовать) нужно.

И вот, в это воскресение «Фудзияма» устроила день открытых дверей. Где все желающие посещать «Школу лидеров» могли подробнее узнать, что же это такое. Ребята приходили вместе с родителями. Я была на работе, поэтому мои дети пошли туда самостоятельно.

Для взрослых была устроена встреча с психологом, который рассказывал о том, как нужно правильно общаться с детьми, как помочь им в учебе, про другие важные вещи и отвечал на интересующие вопросы.

Ну а детишки, все в основном в возрасте 10 лет и старше, отправились в соседнее помещение вместе со своим инструктором Петей для того, чтобы и познакомиться друг с другом, и научиться новым интересным играм.

Насколько я поняла, игры подбирались с учетом того, что это все-таки «Школа лидеров». Каждая из них направлена на развитие определенного навыка, который наверняка пригодится в жизни любому человеку, а лидеру особенно. За два часа успели сыграть в семь игр, которые я и хочу вам представить.

Игра-знакомство

Об этой игре я знала давно, нечто подобное мы проводили на свадьбах, когда еще работали в своем праздничном агентстве, для того чтобы всех гостей перезнакомить. Но вариант игры, представленный в «Фудзияме» мне понравился больше.

Все садятся в круг. Первый участник начинает рассказывать о себе. Например,

При чем здесь сухопутная? А при том, что обязательно нужно придумать про себя прилагательное, начинающееся на ту же букву, что и твое имя. Слово «сухопутная» пришло Саше на ум первым, так что она его и сказала. По-моему очень оригинальненько)

Задача следующего игрока еще раз кратко представить предыдущего игрока и затем рассказать о себе. Опять же пример, после Саши в кругу сидела девочка Катя. Итак, Катя говорит:

Третий человек в круге представляет двух человек, сидящих до него, а потом себя. Например,

То есть, каждый последующий человек представляет всех предыдущих и потом себя.

Во время этой игры запомнить имена всех участников не проблема. Думаю, что прилагательные используются в игре не случайно, они включают в процесс запоминания еще и образную память.

Примеры развивающих упражнений

Кто я?

Запишите 10 правдивых ответов, начиная каждый с местоимения «Я».

Проанализируйте ответы на предмет соответствия лидерским качествам, и определите, что вам мешает быть (или стать) лидером. Если вы себя охарактеризовали, например, как тихоня, подумайте, как это исправить и работайте в этом направлении.

Диалог с внутренним критиком

Если вы слишком самокритичны и думаете, что у вас ничего не выйдет, научитесь возражать «внутреннему голосу». Записывайте все, в чем сомневаетесь. Перечитайте, что записали, и попробуйте принять решение, не думая о том, что оно может быть неправильным.

Дневник успеха.

В конце дня отмечайте свои успехи. Вы должны записать минимум 3 положительных вещи, даже если день не удался. Упражнение развивает позитивное мышление и дает дополнительную мотивацию.

Мнение окружающих

Попросите друзей и родственников перечислить ваши достоинства и недостатки. Пусть честно ответят, за что они вас уважают, а какие ваши черты характера, привычки раздражают их. Запишите это интервью. Спокойно прочтите записи, ведь характеристику давали ваши близкие люди, которые вас любят, несмотря ни на что. Упражнение помогает избавиться от внутренних страхов, дискомфорта, мотивирует начать работать над собой.

«Учимся у других»

Напишите ФИО 3 известных людей, с которыми вы лично знакомы. Это может быть управленец, спортсмен или ученый.

Поставьте каждому оценку (например, по 5-балльной системе).

Дайте каждому характеристику, как руководителю.

Из присущих им качеств выберите 3, которые вы хотели бы развить в себе.

Развитие мотивации

Вспомните свое лучшее достижение в учебе, спорте или другой деятельности. Что вы сделали лучше других, что повлияло на вашу победу?

Попробуйте четко ответить, как вам удалось стать победителем.

Представьте, что объясняете это другим людям, чтобы они могли улучшить свои результаты.

Это упражнение можно выполнять несколько раз для разных достижений.

Лидерский тренинг: бесплатные бонусы

В стоимость тренинга включено дальнейшее участие в этом тренинге и без ограничений по времени в качестве ассистента (человек, который прошел уже тренинг, помогает организовывать процесс обучения и может принимать участие в процессе тренинга в специальном формате).

Между сессиями у участников тренинговой программы есть возможность организовывать поддерживающие групповые встречи на базе . Такие встречи обычно проводятся для обмена опытом и обсуждения, как усвоилась новая информация, осуществляются ли шаги к достижению целей.

Частые вопросы о тренинге лидерства

Подходит ли ваш тренинг лидерства для подростков?

Нет, на эту программу мы отбираем уже осознанных взрослых, которые имеют первичную подготовку. Для подростков, возможно, подойдет больше программа «Мастер жизненного успеха» (см. в разделе «Детско-родительское направление»). Изучайте программу и принимайте решение — будем рады видеть вас!

Подходит ли тренинг лидерства для детей?

Нет, тренинг «Основы эффективного лидерства» для детей не подходит

Обратите внимание на детский лагерь «Мир Моей Мечты», игровые занятия для детей или детский тренинг «Волшебная страна»

Это семинар на лидерство или полноценный курс?

Это полноценный курс, состоящий из четырех сессий и более 100 часов занятий в течение года. Отличия от семинара или вебинаров про лидерство — существенные.

Можно ли получить уроки лидерства онлайн?

Нет, нельзя. К сожалению, данный курс лидерства не проводится онлайн, отдельные уроки в интернете также не доступны. Записывайтесь и участвуйте лично — это намного эффективнее!

Можно ли ваш тренинг лидерства скачать?

Нет, скачать тренинг «Основы эффективного лидерства» в свободном доступе нельзя. В настоящее время записи проведенных тренингов доступны только их участникам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: