Игры на внимание и память для младших школьников

Внимание и его свойства простыми словами

Наши знания о конкретном предмете составляют то, что мы о нем помним, что можем рассказать. Эти знания напрямую зависят от особенностей нашей памяти.

Учеными описано большое количество видов памяти (50 видов), так запоминание бывает непроизвольным и произвольным. Произвольное и даже непроизвольное запоминание невозможно без внимания.

Поэтому внимание — это наше важное и первичное условие получения знаний. А знания — это успехи ребенка в школе, его удовлетворение от учебы, а в будущем — успешность и эффективность

Что касается определения внимания, то вниманием принято считать отбор, сознательно или бессознательно, конкретной информации, которую человек получает через органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) и игнорирование другой информации. У внимания есть свойства, все они функционально связаны между собой и их разделение связано только с проводимыми психологами исследованиями:

У внимания есть свойства, все они функционально связаны между собой и их разделение связано только с проводимыми психологами исследованиями:

  • концентрация — способность сосредоточиваться на каком-то одном деле, мысли, образе и отвлечении внимания от всего остального при наличии помех
  • переключаемость — переключение с одного объекта на другой (быстрота или скорость)
  • распределение — возможность разделяться сразу на несколько дел одновременно
  • устойчивость — способность удерживаться на определенном уровне в течение длительного времени
  • избирательность — выбор одного из множества других
  • объем — максимальное количество предметов, удерживаемых одновременно или за очень короткий период времени

Предлагаем вам и вашему ребенку пройти тесты на развитие памяти и внимания для школьников. Тесты хорошо проходить и школьнику из 1 класса, и из 3 класса, а также из 6 — 9 классов

Если вы хотите проверить свое внимание, то вам сюда (ссылка откроется в новом окне)

Само прохождение тестов не только дает понять, на каком уровне находится внимание в данный момент времени, но и развивает его. К слову, 100 % внимательность дают специальные игры

Но не только моментальную способность увидеть отличия, а также феноменальную память

К слову, 100 % внимательность дают специальные игры. Но не только моментальную способность увидеть отличия, а также феноменальную память.

Что нужно делать, чтобы раскрыть способности ребенка, к которым в том числе относится и феноменальная память, читайте бесплатно в нашей книге. Скачать ее можно по этой ссылке (откроется в новом окне).

На концентрацию и зрительную память

Игры с картинками

В играх для тренировки зрительной памяти детей активно применяются карточки с разнообразными рисунками. Суть их заключается в том, что ребенок запоминает изображенные предметы – их форму, цвет, количество и т.п.

Игра проходит следующим образом. Ребенку показывают картинку и дают внимательно рассмотреть ее в течение тридцати секунд. После этого картинку убирают из поля зрения и просят назвать предметы, которые он запомнил или рассказать в целом, что он там увидел.

Сначала лучше начать с общего впечатления. По мере того, как ребенок научится сосредотачиваться на целом изображении, постепенно можно переходить к деталям.

Например,  найти 6 медведей на картинке

К тому же, можно предложить игры — лабиринты, для формирования сосредоточенности и концентрации внимания ребенка. По принципу от простого к сложному.

В качестве иллюстрации, задание 1: для того чтобы полетела ракета, какой шнур требуется поджечь.

По аналогии,задание 2 (второй уровень): если козлы разбегутся, в каких частях веревки появятся узлы

И наконец, третий уровень — задание 5: определить какая часть марионетки, какой веревкой управляется.

Как правило, такие игры -лабиринты часто можно найти в различных детских журналах. Оказывается это не только развлечение. Но их можно использовать  с целью формирования устойчивого внимания вашего ребенка!

Так же можно предложить вашему школьнику  игру с числами. Например,  «Найди числа в домике».

  1. найти все цифры жирным шрифтом, затем тонким.
  2. назвать все цифры по порядку, при этом одна должна быть тонкая, другая жирная.
  3. найти все цифры по порядку, но тонкие от по возрастанию, а жирные по убыванию, причем перечисли нужно сначала одни потом другие. Например: 1, 50, 2, 49, 3, 48…

Следующая разновидность игры на развитие внимания у младших школьников  – найти различия в двух почти одинаковых картинках. Ребенку дают внимательно рассмотреть два рисунка, которые почти ничем не отличаются друг от друга

Ему нужно обратить внимание на все – на мелкие детали, их цвет и размер. А задача – найти ту деталь, которая является лишней, недостающей или видоизмененной

Аналогичным образом игра усложняется если для анализа представлено несколько картинок. Например, упражнение: где одинаковые слоны.

Игры с предметами

Следующая игра  на внимание называется «Что пропало?». Играть в нее можно и с одним ребенком и в компании

Для этого, на столе раскладывают несколько небольших предметов (штук 20 -25). Это может быть все что угодно: монеты, катушки ниток, украшения, пуговицы, канцелярские товары и проч. Ребенок должен посмотреть, сконцентрироваться и постараться запомнить. Потом выйти из комнаты

Играть в нее можно и с одним ребенком и в компании. Для этого, на столе раскладывают несколько небольших предметов (штук 20 -25). Это может быть все что угодно: монеты, катушки ниток, украшения, пуговицы, канцелярские товары и проч. Ребенок должен посмотреть, сконцентрироваться и постараться запомнить. Потом выйти из комнаты.

  1.  что-то убрать, ребенок должен угадать что.
  2.  что-то перекладывают, меняют местами, ребенок должен угадать что.
  3.  добавить другие предметы.
  4.  убрать одни предметы, но на это место положить что-то другое. Ребенок должен определить, что конкретно убрано, а что добавлено.

Моей младшей дочке особенно нравиться играть в эту простую и забавную игру.

Упражнения

В настоящее время разработано достаточно много разных методик и упражнений, которые направлены на развитие у ребенка функций запоминания.

К наиболее действенным можно отнести следующие виды простых методик, которые можно использовать для улучшения процессов запоминания:

  1. Упражнение «Вечерний обзор» — следует выработать у ребенка привычку каждый вечер рассказывать обо всех событиях, которые произошли с ним в течение дня. Причем родителю следует попросить пересказать все обратном порядке, то есть начать с событий вечера и вплоть до момента пробуждения. Вначале могут быть сложности, поэтому можно задавать ребенку наводящие вопросы. В целом, такое упражнение помогает выстраивать последовательность событий, развивает умение анализировать, а также улучшает память.
  2. Разглядывание двух одинаковых картинок – ребенку следует показать два одинаковых (на первый взгляд) изображения и попросить найти основные различия. Такой метод позволит развить не только память, но и внимательность.
  3. Упражнение «запомни все» — родителю следует выбрать какой-то предмет и показать его школьнику (например, лампу, стул и т.д.). Последний должен его внимательно рассмотреть, не притрагиваясь. Далее ребенок должен закрыть глаза и попробовать максимально подробно описать предмет, который ему показали (цвет, детали, размер и т.д.).
  4. Упражнение «Что изменилось?» — перед ребенком следует разложить несколько предметов в ряд (к примеру, карандаш, ручка, резинка и т.д.) и попросить запомнить в каком порядке они лежат. Далее школьник должен закрыть глаза и досчитать до 20. В это время необходимо изменить порядок расположения предметов.После того, как он откроет глаза, родителю следует поинтересоваться, что изменилось.

Игры на развитие тактильной памяти

Развитие памяти должно происходить разносторонне, это не только слова, звуки, выражения, но и образы, ощущения, вкусы. Обязательно надо развивать тактильную и вкусовую память

Для этого придумываются игры на внимание ребенка с завязанными глазами. Например, нарезаются фрукты и овощи одинаковыми кубиками, каждый участник, пробуя кубик, должен отгадать, что он только что съел

Самыми сложными считаются в этом плане йогурты, так как они одинаковой консистенции или леденцы.

Тактильная память и внимание к деталям развивается также с завязанными глазами. Такие игры с детьми начинаются с того, что ребенок усаживается, ему завязывают глаза и дают в руки знакомые вещи, которые он только на ощупь должен отгадать

Правила можно усложнить:

  • разрешено только гладить;
  • нельзя отрывать предмет от стола;
  • нельзя трясти;
  • разрешается прикоснуться только к части предмета.

Самая сложная вариация будет тогда, когда ребенку дается ощупать предмет, потом перед ним кладут несколько похожих, отличающихся лишь немногим – мячики, кубики, брелки. И после того как он ощупает, снимает повязку и угадывает что именно только что держал в руках, не прикасаясь к предметам

В игре внимание и память развиваются благодаря тому, что ребенок запоминает детали и мелочи – вес, фактуру, величину.

Чем полезны развивающие компьютерные игры

Онлайн игры на развитие внимания помогут выработать в малыше усидчивость, улучшить зрительную память

Способность концентрировать внимание поможет первокласснику легче адаптироваться к учебному процессу в школе. Ученикам начальной школы больше понравится игра, которая поможет тренировать мышление и логику

Ребенок, как правило, обладает хорошей памятью от природы. Очень часто родители с удивлением обнаруживают, что их малыш с легкостью запоминает телефоны родственников или знакомых. Он способен запоминать имена и другую сложную информацию. Но памяти необходима ежедневная тренировка, в противном случае наблюдается снижение способности к запоминанию. В обычной жизни тренировать память малыша можно заучиванием веселых стихов или песенок.

Взрослый человек обладает способностью к запоминанию информации, но она с возрастом снижается. Это происходит из-за отсутствия постоянной тренировки. Человеческий мозг должен активно работать, чтобы сохранять хорошую память, в том числе и зрительную, логику и мышление.

Для тренировки памяти и внимания разработаны игры различной сложности, которые подойдут как для самых маленьких, так и для взрослых игроков. Большое количество онлайн игр бесплатно можно найти на нашем ресурсе.

Упражнения и приемы на развитие памяти и внимания у младших школьников

Приемы, упражнения и занятия становятся продуктивнее, если они проходят в игровой форме. Главное в этом деле – систематичность. Делать упражнения нужно регулярно. Итак, детям младшего школьного возраста подойдут такие упражнения для развития внимания:

Разложите перед ребенком 15 предметов маленького размера. Разрешите ему рассматривать предметы полминуты. Потом малыш отворачивается, а вы перекладываете 5 предметов в другое место или меняете местами. Когда он снова повернется, дайте ему еще 30 сек. на рассматривание предметов. Накройте предметы полотенцем или салфеткой. Попросите ребенка описать, что изменилось в расположении предметов.
Предложите лист бумаги с изображением животных разного вида и их домиков. Рисунки изобразите в хаотичном порядке. Попросите ребенка определить, к какому животному какой домик относится.
Распечатайте картинку, в которой одна половина раскрашена разноцветными красками, а вторая не заполнена. Попросите малыша разукрасить вторую половинку так же, как раскрашена первая

Когда ребенок справится с задачей, дайте ему рисунок, на котором вторая половина отсутствует, чтобы малыш дорисовал детали самостоятельно.
Это упражнение развивает не только память и внимание, но и творческое мышление. Попросите досчитать до 31, но вместо каждого третьего числа говорить «не собьюсь»

Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь» и так далее.
Дайте ребенку взглянуть на ряд цифр. Ряд должен быть непоследовательным. Попросите рассказать, какие цифры он запомнил, и назвать соседей некоторых цифр.
Попросите досчитать до 20. Одновременно с этим попросите малыша вести письменный счет, только в обратном порядке, начиная с цифры 20.
Возьмите коробку спичек, бусинок, зубочисток или ватных палочек и выложите из них рисунок. Позвольте 3 секунды посмотреть на ваше произведение, затем попросите его повторить такой же рисунок.
Придумайте предмет, название которого знакомо ребёнку. Малыш должен полностью охарактеризовать предмет. Попросите называть не только физические характеристики, но и описывать свое мнение о предмете. Он должен не рассказать, а поразмышлять, чтобы ответить на ваш вопрос.
Возьмите несколько монет или пуговиц, дайте ребенку такое же число таких же предметов. У вас с ребенком содержится по одинаковому набору пуговиц или монет. Попросите отвернуться и выложите предметы на столе в произвольном порядке. Дайте ребенку посмотреть на это полминуты, после чего накройте предметы. Он должен повторить порядок с помощью своего набора предметов;
Дайте ребенку простой текст, в котором содержатся ошибки. В течение минуты попросите исправить ошибки. Не давайте слишком сложных текстов в большом объеме, постепенно количество ошибок увеличивайте.

Попросите ребенка в деталях рассказать о своей дороге в школу. Пусть он вспомнит детали пути и все интересные для него моменты, включая описание людей, которых он видел.
Возьмите несколько разноцветных карточек маленького размера и выложите их в порядке, который вам понравится. Попросите посмотреть на карточки, после чего он закроет глаза и перечислит последовательность цветов. Количество карточек со временем увеличивайте.
Упражнение на запоминание и концентрацию внимания на деталях, а не на общей картине. Распечатайте пять рисунков, которые между собой похожи, но имеют незначительные отличия. Дайте ребенку один рисунок, который он изучит за 30 сек. Теперь перемешайте все рисунки и разложите их на столе

Попросите найти тот рисунок, который вы ему показывали.
Стандартное упражнение на нахождение 10 отличий поможет развить зрительную память и внимательность.
Когда идете с ребенком по улице, обращайте его внимание на некоторые детали. Для этого подойдут вывески, дорожные знаки, надписи, рекламные щиты

Когда придете домой, попросите воспроизвести на бумаге все, что вы рассматривали.

Для качественного результата учитывайте, в какой атмосфере проходят занятия.

Настольные игры для развития памяти для школьников

В младшем школьном возрасте непроизвольное запоминание постепенно переходит к произвольному, оно становится осознанным и целенаправленным. Образная и зрительная память у таких детей пока развита лучше, чем смысловая и логическая. Информацию они воспроизводят дословно, не умея пока вычленять главное и второстепенное. Этому они обучаются в среднем и старшем школьном возрасте.

Настольные игры на развитие памяти в школьном возрасте направлены на совершенствование механизмов запоминания, развитие способности удерживать в памяти большие объёмы информации, а также на её осмысление, умение анализировать, систематизировать.

Готовые настольные игры для этого возраста:

  1. «Образно говоря». В этой игре необходимо подобрать пары карточек, на которых изображены фразеологизмы в прямом и переносном смысле.
  2. «Ничего человеческого». Участникам необходимо в подробностях запомнить детали на картинках с изображением роботов.
  3. «Аллес Тролли». Игроки запоминают изображения на карточках, а затем быстро ищут их на игровом поле.
  4. «Сюрпризы». Дети помогают сказочным эльфам собрать подарки по спискам желаний ребят.
  5. «Магический лабиринт». Игроки ищут выход из лабиринта, им требуется держать в уме те пути, которые ведут в тупики, чтобы снова в них не попасть.
  6. «Хамелеон». Участникам раздаются карточки, на которых изображены цифры, числа и рисунки. Далее игроки ищут карты с элементами своих карточек.
  7. «Гарсон». В игре участники запоминают заказы, передавая их повару. Чем больше заказы, тем больше очков за них начисляется.

Обычно настольные игры для развития памяти предусматривают несколько уровней сложности

Самостоятельно можно организовать и другие игры для детей школьного возраста.

«Макаронина»

Эта игра командная.

Участники садятся извилистой «макарониной». Каждый получает карточки с изображением продуктов и запоминает, что на них нарисовано. Затем все меняются карточками. Каждый должен вспомнить, что было на его карточках изначально. Тот, кто не вспомнил, объявляется «макарониной» и выходит из игры.

«Увидел, услышал — запомни!»

Для игры понадобится бумага и ручки.

Один из участников записывает 5 однозначных чисел, затем их вслух. Дальше каждый должен записать их у себя на листике в том же порядке. Тот, кто продиктовал числа, проверяет записи. Затем его сосед пишет у себя на листке бумаги уже свои 5 чисел и показывает их ребятам в течение пяти секунд. Остальные должны их запомнить и записать у себя на листочке в той же последовательности.

Многие настольные игры для памяти могут проводится как с участием двух человек, так и в большой компании

«Пуговицы»

В игре принимают участие два человек. Понадобятся два одинаковых комплекта разноцветных пуговиц и два игровых поля с клетками, на которые поместятся пуговицы.

Игроки по очереди выкладывают на своём поле пуговицы в определённой последовательности, давая некоторое время сопернику на запоминание выложенной цепочки. Затем закрывают поле листом бумаги и просят второго участника повторить последовательность, выложив на своём поле. За правильный ответ начисляют баллы. Кто больше наберёт в итоге балов, тот и победил. Для начинающих будет достаточно выкладывать по 3–4 пуговицы, для опытных игроков больше.

Тренировать память можно с помощью самых обычных предметов, главное — наличие желания

Игры для развития памяти

Важно помнить, что каждый школьник и так устает от высоких учебных нагрузок, поэтому дополнительные занятия должны быть не только полезными, но и интересными. Так для развития памяти подойдут следующие игры и упражнения:

  • «Комната». В эту игру можно играть вдвоем или небольшой компанией. Предложите ребятам запомнить положение вещей в комнате, а затем попросите их выйти за дверь и переместите случайные объекты на другое место. После того, как игроки зайдут, они должны найти все предметы, которые были перемещены. Эта игра отлично тренирует зрительную память и внимательность к деталям.
  • «Перестановка». Возьмите несколько небольших предметов или карточек с картинками и разложите их в ряд. Попросите ребенка запомнить порядок, в котором они лежат, а затем перемешайте их. Теперь нужно по памяти восстановить последовательность, в которой они лежали изначально. Данная игра тренирует зрительную память, учит не только запоминать, но и вспоминать полученную ранее информацию.
  • «Опиши предмет». Предложите ребенку как можно более подробно запомнить то, как выглядит какой-либо объект. После этого он должен закрыть глаза и перечислить все свойства этого предмета в мельчайших деталях: цвет, форму, узор, размер и так далее. Эта простая игра поможет научиться более детально запоминать информацию.
  • Сборка пазлов. Чем больше деталей в пазлах, тем сложнее их собирать. Сначала можно предлагать ребенку простые варианты для сборки, постепенно переходя к более сложным. Также можно предложить ему собирать пазлы, не используя образец постоянно. Это позволит улучшить способность вспоминать ранее увиденное.

На внимание и логическое мышление

Фигуры  цифры и внимание

В простом варианте игры на развитие логического мышления тоже представляют собой игры с картинками. Только они уже несколько сложнее. Такие упражнения нередко предлагают выполнять на уроках математики.

Ребенку предлагается картинка, состоящая из нескольких клеточек. Как правило, не больше 9. В каждой строчке есть по три разные геометрические фигуры. В одной строчке их только две, и ребенку предлагается найти недостающую фигуру.

В других вариантах фигуры предлагается раскрасить. Причем в последовательности цветов тоже есть своя логика – или фигуры есть только одного цвета, предназначенного им, или  нужно раскрасить фигуру недостающим цветом.

Детям более старшего возраста можно предлагать делать несложные упражнения на сложение и вычитание цифр, или попытаться разобрать хитрый шифр. Когда определенные буквы скрываются за цифрами. При помощи шифра прочитать несколько слов.

Внимание, слова и понятия

Если ребенок не очень увлекается математикой, то играть можно просто при помощи слов. Нужно назвать несколько объединенных чем-то общим слов – например: воробей, ворона, синица – птицы. Яблоко, груша, персик – фрукты. К ним нужно прибавить слово, которое выбивается из общей группы. Например, к птицам прибавить мяч, а к фруктам – хлеб. И попросить ребенка найти лишнее.

Таким же образом, из нескольких известных и очевидных для ребенка вещей попросить найти странное и необычное. Например: котенок мяукает, утенок крякает, ворона лает

Что не так? Это же упражнение можно отнести к развивающим слуховое внимание

5 упражнений для улучшения памяти

Память можно тренировать так же, как и мышцы тела.

К примеру, регулярные походы в спортклуб помогут сделать вашу фигуру стройной и пропорциональной. Подобное происходит и с памятью.

Наиболее эффективные данные методы в подростковом периоде, но, независимо от возраста, вы сможете добиться хороших результатов.

Визуализация.
Чтобы проделать это упражнение, вам понадобится помощь.
Закройте глаза, а ваш помощник пусть не спеша зачитывает описание картинок.
Вам же нужно поэтапно визуализировать услышанное.
А затем постараться записать на бумаге описание картинок в таком порядке, как вам их зачитывали.
Это может быть что угодно.
Например:
Слоны на водопое.
Гепард, гонящийся за антилопой.
Красная Феррари, мчащаяся по городу.
Искрящийся на солнце изумруд.
Шатающие от ветра ветки деревьев.
Молодой человек, покупающий букет роз.
Малыш, учащийся ходить.
Дети, скатывающиеся с горки на санках.
Мама, готовящая ужин.
Отец, читающий газету и т.д.

Учим стихи.

Суть упражнения для тренировки памяти полностью раскрывает его название.Заучивайте стихи не только на родном, но и на иностранных языках.
Выполняйте упражнение ежедневно.
Начните с детских четверостиший и постепенно выбирайте более объемные и сложные произведения.
Данный метод не только улучшит вашу память, но и расширит эрудицию.
P.S. любая девушка порадуется, если вы признаетесь ей в любви сонетом Шекспира!

Спички тренируют зрительную память.
Все очень просто: бросаете на любую горизонтальную поверхность, например, на стол 5 спичек.
Минуту смотрите на получившуюся композицию, стараясь максимально запомнить расположение спичек на столе.
Затем отворачиваетесь спиной и пробуете воспроизвести увиденное.
Постепенно количество спичек можно увеличивать

Читаем вслух.
Важно развивать все типы памяти.
Этот метод поможет вам укрепить слуховую.
Ежедневно читайте вслух в течение 10-15 минут отрывки из любых произведений.
А затем максимально детально перескажите себе то, что услышали.
Хороших результатов можно достичь уже после нескольких недель ежедневных тренировок.

5. Учим слова.

Запишите не листике бумаги 10 слов.Например:
Мама
Дерево
Конкурс
Ваза
Чемодан
Арбуз
Велосипед
Шпильки
Люстра
Шоколад
В течение 20 секунд постарайтесь их запомнить.
Затем переверните листок и запишите те слова, что вспомните.
Ежедневно используйте разные слова!
Постепенно упражнение нужно усложнять: увеличивать количество слов, воспроизводить их в определенном порядке, заменять слова на цифры и т.д.

Очень рекомендую посмотреть данный видеоролик,

где предоставлены интересные советы о том,

какими еще методами можно улучшить свою память и всегда быть на высоте

Продукты для улучшения памяти

Умение связно мыслить и возможность быстро запоминать информацию напрямую зависит от того, что вы едите.

Если вы хотите избежать развития склероза и сохранить ясный ум до глубокой старости, в вашем рационе обязательно должны быть:

  1. Источники полезных углеводов: гречка, овес, бананы, груши и персики.
  2. Источники полезных белков: молочные продукты, говядина и яйца.
  3. Источники полезных жиров: лосось, сельдь, скумбрий, мойва и прочие жирные сорта рыбы.

Положительно влияют на память и определенные витамины.

Их вы можете употреблять в виде таблеток или получать вместе с продуктами питания:

  1. Витамин С: цитрусовые, черная смородина, земляника, болгарский перец, облепиха, томаты, шиповник и т.д.
  2. Витамины группы В: злаки, говядина и свинина, рыба и морепродукты, зеленые овощи, яйца, ягоды и фрукты и т.д.
  3. Витамин Е: растительные масла, бобы, орехи, семена подсолнечника, печень, овсянка, яйца.
  4. Витамин D: жирные сорта рыбы, икра осетровых, петрушка, молочные продукты.
  5. Витамин Р: зеленый чай и практически все фрукты и овощи в свежем виде.

Если не будете лениться выполнять упражнения для развития памяти и правильно питаться, то проблем с запоминанием у вас никогда не будет.

Причины плохого запоминания

На практике нередко наблюдаются случаи, когда у ребенка происходит нарушение памяти. Это состояние характеризуется невозможность и неспособностью ребенка сохранять, накапливать и использовать информацию, полученную ребенком при взаимодействии с окружающим миром.

Причин развития такого патологического состояния достаточно много. Можно выделить следующие наиболее распространенные факторы, негативно влияющие на развитие памяти у ребенка 8-11 лет, а именно:

  • постоянные стрессы и переутомления, которые негативно влияют на общее психофизическое состояние ребенка,
  • перенесенные в прошлом соматические заболевания, а также следствие сезонного гиповитаминоза,
  • неудачная вакцинация, произведенная в раннем детстве,
  • перенесенные ребенком черепно-мозговые травмы,
  • развитие различных поражений в структурах головного мозга, в том числе рост опухоли,
  • диагностированная задержка речевого и общего развития,
  • проявление острых и хронических нарушений кровообращения в голове, атеросклероз, спазм мозговых сосудов и прочие патологические изменения.

«Шпионские штучки»

Развиваем двигательную память. Она также имеет большое значение в жизни ребенка.

Итак, друзья, поздравляю, вы теперь шпионы! И у вас важная миссия. Представьте себе, что вам нужно пройти через помещение, пронизанное невидимыми лазерными лучами. Их не видит никто, кроме одного самого опытного шпиона,  он же ведущий. Благодаря его супер-зрению мы и пройдем.

Итак, ведущий показывает, как нужно преодолевать воображаемые лучи. Здесь нужно пригнуться, там переступить, здесь ползком, а тут в прыжке.

Задача остальных шпионов, внимательно смотреть и запоминать все движения ведущего. А потом повторить его маршрут.

Какую память и внимание развивать у дошкольников — простыми словами

Какие игры для развития внимания и памяти выбрать? Столько есть видов памяти, уже описано около 50, с чего начинать? И у внимания столько свойств, что непонятно, какое развивать в первую очередь. Давайте по порядку.

Начнем с памяти

Поскольку до 7 лет — период созревания природной памяти, мы ее и будем развивать. А вот различные мнемотехнические способы запоминания для деток 4-6 лет не так актуальны и мы их можем пока отодвинуть в сторону. До них дойдет время, но чуть позже.

С рождения и до 3-х лет у детей доминирует правое полушарие, а потом потихоньку вступает в свои права левое полушарие. Окончательно это происходит в 9-10 лет.

До 3-х лет ребенок впитывает информацию как губка, она к нему сама пристает, даже помимо воли. Говоря научным языком — непроизвольно.

Поэтому обучение языкам в этом возрасте у билингвов идет этим же путем — все пристает само самой, как и родная речь. Конечно, не самом собой, для это есть научные объяснения, но мы про это поговорим в другой статье.

Активное в этом возрасте правое полушарие связано с непроизвольным запоминанием. Именно оно дает образно-эмоциональную и зрительно-наглядную память нашим деткам.

За память же на слова, формулы, цифры отвечает левое полушарие.

Кроме того, мы будем развивать внимание и память, а не наполнять ребенка фактами. Поэтому,  нам интересно все, что физиологично, а это образная память, которая делится на:

Поэтому,  нам интересно все, что физиологично, а это образная память, которая делится на:

  • осязательную
  • обонятельную
  • вкусовую
  • зрительную
  • слуховую

Это двигательная, эмоциональная память и чуть меньше словесно-логическая память, поскольку за последнюю отвечает левое полушарие головного мозга.

Сделаем упор на правое полушарие, которое до этого времени, до 6 -7 лет, должно набрать силу.

Поскольку позднее правое со своими способностями (феноменальной памятью, воображением) «передает эстафету» левому полушарию.

Как мышцы атрофируются, а способности остаются не развитыми и потихоньку сходят на нет.

Но как гениальные люди не потеряли эти способности? Все очень просто. Все гениальное просто) Скачивайте нашу книгу  об этом здесь (ссылка откроется в новой вкладке).

Внимание! Зачем его иметь?

Внимание — это своеобразный выбор ребенком того, что запоминать, что делать, с кем обращаться, куда смотреть, как долго, на чем концентрироваться. Это не определение внимания, а его суть

Если вы хотите подробно узнать о внимании и протестировать внимание у школьников, читайте здесь. Если вы хотите протестировать свое внимание, то проходите сюда (ссылки откроются в новой вкладке)

Без внимания нет запоминания

Поэтому внимание очень важно и как раз в возрасте от 4 до 6 лет берет свое начало и развивается активное произвольное и опосредствованное внимание

Произвольное внимание возникает при осознанном и целенаправленном направлении и удержании внимания на каком-то объекте в течение определенного времени. Опосредствованное внимание возникает посредством введения дополнительных средств, связанных или не связанных с самим объектом внимания

Опосредствованное внимание возникает посредством введения дополнительных средств, связанных или не связанных с самим объектом внимания. Например, путем использования символов (стрелка, показывающая на объект), слов (можно сказать, например, «обрати внимание…» или «посмотри»)

Например, путем использования символов (стрелка, показывающая на объект), слов (можно сказать, например, «обрати внимание…» или «посмотри»). Важны все свойства внимания:

Важны все свойства внимания:

  • концентрация — способность сосредоточиваться на каком-то одном деле, мысли, образе и отвлечении внимания от всего остального
  • переключаемость — переключение с одного объекта на другой (быстрота или скорость)
  • распределение — возможность разделяться сразу на несколько дел одновременно
  • устойчивость — способность удерживаться на определенном уровне в течение длительного времени
  • объем — максимальное количество предметов, удерживаемых одновременно

Как выбрать правильную игру

Взрослый человек способен выбрать себе развлечение самостоятельно исходя из своих способностей и предпочтений. На нашем сайте можно пройти специальный курс, который поможет развитию умственных способностей.

За детей такой выбор должны делать родители

При этом важно учитывать:

  • возраст ребенка и его пол. Существуют игры, которые разработаны специально для малышей. Вряд ли такие приложения понравятся школьникам. А слишком сложные задания не под силу маленьким детям. Кроме того, большинство из онлайн развлечений ориентированы на пол игрока;
  • психологическую направленность. Не стоит детям, особенно младшего возраста, играть в стрелялки или войнушки;
  • лучше если игра будет красочной, яркой, с любимым сказочным персонажем. Это сделает игровой процесс еще более увлекательным, при этом обучение и тренировка будет более успешной.

Компьютер может служить прекрасным инструментом для обучения и тренировки навыков, если грамотно его использовать. Не стоит ограничивать обучение своего малыша только онлайн играми, даже развивающими. Играйте в обычные игры, читайте сказки и учите стихи, пойте веселые детские песенки. Во время прогулок рассказывайте об окружающей природе и о том как устроен мир. Такое времяпрепровождение благоприятно скажется на психологическом состоянии малышей и их родителей.

«Дай списать»

Эта игра у нас проходит на ура на детских праздниках. Мы используем ее в качестве конкурса. Приготовьте текст, распечатанный на принтере. Текст не очень трудный, соответствующий возрасту детей и желательно смешной. Так же потребуются листы бумаги и ручки по количеству детей, которые будут играть.

Давайте представим, что мы в школе. Можно списывать на уроках? Нет, нельзя! А у нас можно! В этом вся соль!

Взрослый (он как будто учитель) говорит: «Приготовьтесь, сейчас будем писать диктант!»

Дети готовятся, берут ручки и листы бумаги.

Учитель начинает диктовать. Правда диктует очень быстро и только один раз. Ученики, конечно же, не успевают. Учитель, конечно же, злится. Предупреждает детей, что через пять минут будет собирать работы. И, уходя, прикалывает свой текст на стену, противоположную той, около которой стоит стол, за которым работают ученики.

Что делать ученикам? Двойки получать не хочется. Учителя нет. Текст диктанта есть.

Списывать!

Да побыстрее!

Здесь есть пара правил. Ученики не могут отрывать свой листок от стола, на котором он лежит, и списывать друг у друга.

И понеслось! Ученики подбегают к стене, читают текст, бегут к столу, записывают. Одно – два предложения. А что там дальше? Забыли! Бегут обратно к стене, запоминают еще пару предложений. К столу! Записывают! И так далее.

Через пять минут возвращается учитель. Говорит: «Стоп». Дети кладут ручки. Работы сдают на проверку. Победителем становится тот, кто успел написать больше других. И желательно без ошибок!

Игра развивает словесно-логическую и зрительную память. Можно ее усложнить, если установить ограничение по подходам к тексту.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: