Исключение двойных стандартов в нравственном воспитании
Дети испытывают полное доверие к нравственным эталонам, задаваемым взрослыми. Если бабушка дарит игрушку внуку, приговаривая «не давай мальчишкам, а то сломают», то дошкольник будет следовать бабушкиному наказу.
Только представьте, какое противоречие при этом наваливается на юную личность. С одной стороны, ребенок считает, что должен следовать бабушкиной «заботе». А с другой стороны, из-за этого сверстники называют его жадиной и не хотят с ним дружить. К тому же родители и та же бабушка несколько дней назад твердили, что жадничать нехорошо…
Не секрет, что некоторые семьи проповедуют двойные стандарты. В семейном кругу призывают своих детей быть добрыми, щедрыми, уступчивыми. Но, отпуская дошкольника поиграть со сверстниками, наставляют совершенно иначе: с тем не дружи, игрушки не раздавай, настаивай на своем…
Подобный двойственный подход мешает ребенку усвоить нравственные нормы, и следовательно, воспитать в себе соответствующие нравственные качества. Дошкольник теряется, что же все-таки важнее – быть приветливым и дружелюбным со всеми или дружить избирательно; проявлять щедрость или жадность?..
Еще более значимым примером для ребенка являются поступки и поведение значимых взрослых. От родителей дошкольник перенимает стиль отношения к другим людям, к природе, к животным. На основе реальных поступков ребенок сформирует свои представления о «хорошем» и «плохом». Нравственный или безнравственный смысл родительских поступков перекроет все нравоучения, адресованные ребенку. Как бы ни отрицали отец и мать, морально-этические ориентиры их детей – это калька семейных ценностей.
Кризис дошкольного возраста/кризис 7 лет
Начало этого периода обычно приходится на время активной подготовки к школе. Дети, которые начали посещать школу с 6 лет сталкиваются с ним чуть раньше, малыши, приступившие к обучению в 7 — чуть позже. Истоки этого кризиса кроются в приближении важных изменений в жизни ребенка. Ребенок начинает осознавать свое место в социальных отношениях, к уже имеющемуся внутреннему Я добавляется социальная роль. Чувствуя приближающиеся изменения, он переоценивает свою позицию, начинает пытаться соответствовать своему пониманию о взрослом поведении.
Основные признаки кризиса 7 лет:
- Повышенное кривляние, попытка копировать поведение взрослых в чрезмерной манере. Мальчики могут пытаться копировать поведение папы: прийти и сесть с газетой перед телевизором, обращаться к маме со специфическими словами, выражать свои мысли в подчеркнуто взрослой манере;
- Натянутое поведение, чересчур взрослое отношение к вещам, поступкам. В 7-8 лет малыш еще ребенок, но он хочет казаться взрослым, поэтому начинает резко отрицать все, что кажется ему детским, пытаться жить как взрослый;
- Появление необоснованных капризов;
- Конфликтность и негативизм. Некоторые дети в этот период начинают спорить со взрослыми, пытаясь выдвигать свои аргументы, подчеркивая свою самостоятельность.
Как преодолеть кризис дошкольного возраста:
- Терпение. Не нужно кричать или спорить с ребенком. Если вы не согласны с его мнением, то постарайтесь спокойно его переубедить, предоставив ему понятные аргументы;
- Не заставляйте играть или быть ребенком. Покажите крохе все стороны взрослой жизни. Если он предпочитает быть взрослым и не играть, то предложите ему заняться взрослым занятием: убраться в квартире, помочь вам постирать, приготовить ужин и т. д. Это поможет привлечь кроху к бытовым занятиям и даст ему возможность почувствовать себя взрослым. Желание играть вернется через некоторое время;
- Не реагируйте на капризы, воспринимайте их спокойно. Каждое проявление негативизма пытайтесь обсуждать с малышом на понятном для него языке.
Кризисные явления обычно проходят в течение первого полугода, заканчиваются вместе с завершением адаптационного периода в школе.
Формирование нравственных качеств: все зависит от возраста
Для деток разного возраста упор нужно делать на разных моментах
Очень важно следующее:
Для самых маленьких – дать почувствовать любовь окружающих и научить детей ее выражать; аккуратно и осторожно порицать агрессию.
Для младших дошкольников – научить стремиться к успеху и адекватно воспринимать неудачи; очень важно совпадение преподнесенной теории и примера взрослых.
Для средних дошколят – научить решать логические вербальные задачи, руководствуясь понятиями нравственности; умение понимать и воспринимать чувства других.
Для старших дошкольников – научить делать анализ позитивных и негативных поступков.
Теория – это хорошо, правильно и важно. Но литературные красивые фразы или, наоборот, нелицеприятные примеры из жизни часто отталкивают малышей, заставляют их стрессовать
Мы должны научить применять теорию на практике. Чтобы не получилось так: ребенок знает, как надо поступать, но в жизни это не находит применения. И он действует по инерции, как привык.
Надо дать ему попробовать действовать правильно и рассказать, что это – именно оно: помощь, добро, поддержка, вежливость и т.д. Ведь часто получается, что уже взрослый человек говорит, что любит кого-то или что-то (маму, друзей, животных), но действием это не проявляет. А если любишь маму – сложи аккуратно свою одежду, застели постель и убери игрушки. Бабушке помоги найти лекарство и тапочки. Собаке смени воду в миске или насыпь корма.
Особенности нравственных качеств детей дошкольного возраста
Человечность означает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, сочувствие. Поэтому показателем сформированности личностного качества является характер отношения к людям, природе, к самому себе. В основе человечности ребенка-дошкольника лежит способность понимать другого, переносить опыт другого на себя. Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается в раннем детстве. Систематическая работа, направленная на воспитание у дошкольников гуманного отношения к людям и окружающей природе, ведет к формированию у них гуманизма как нравственного качества. Другими словами, гуманизм — это качественная характеристика личности. В то же время развитие гуманистических чувств и установок — сложный и противоречивый процесс. Способность сопереживать, сочувствовать, радоваться, не завидовать, искренне и охотно делать добро развивается особенно в дошкольном возрасте.
Коллективизм — это нравственное качество детей дошкольного возраста, основанное на формировании положительных, доброжелательных, коллективных отношений. Главная и единственная функция детского коллектива — воспитательная: дети вовлекаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них. Для формирования коллективных отношений появление такого явления, как дружба, имеет существенное значение. Дружба как самая тесная связь между детьми ускоряет процесс эффективного восприятия социальных отношений. Взаимная поддержка и отзывчивость — неотъемлемые черты коллективных отношений. Взаимоотношения детей определяются моральными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает вхождение ребенка в мир себе подобных, в мир людей.
Патриотизм и гражданственность еще не полностью сформированы в дошкольном возрасте, а только заложены их основы. Поэтому воспитание начал патриотизма и гражданственности является одной из важнейших частей нравственного воспитания дошкольников. Чувство любви к родине связано с чувством любви к родине. Эти чувства связаны с общей основой — привязанностью и чувством безопасности
Таким образом, если мы воспитываем в детях чувство привязанности как таковой и чувство привязанности к дому, то при соответствующей педагогической работе это в конечном итоге будет дополнено чувством любви и привязанности к своей стране.
Ценностное отношение к труду — это осознание важности трудовой деятельности в жизни человека. Отличительной особенностью ценностного отношения к труду является то, что это нравственное качество дошкольника, которое интегрирует такие моральные качества, как терпимость, эмпатия и услужливость
Отношение к труду у дошкольников включает в себя уважение к другим.
Диалогичность — готовность дошкольника взаимодействовать с другими людьми, слушать и понимать их.
Кроме того, в большинстве исследований самыми важными моральными качествами считаются доброта, вежливость, чуткость, тактичность, скромность, услужливость, общительность, дисциплинированность.
В результате систематического формирования нравственных качеств личности дошкольников их отношения с другими людьми приобретают черты нравственной направленности, развивается способность управлять своими действиями и чувствами на основе моральных требований. Нравственные представления детей становятся более осознанными и играют роль регуляторов поведения и отношений детей с окружающими
Активно формируются самостоятельность, дисциплина, ответственность и самоконтроль, а также ряд привычек культурного поведения, умение поддерживать доброжелательные и дружеские отношения со сверстниками, проявлять уважение и внимание к старшим. Развиваются основы социальных, патриотических и интернациональных чувств
Все это, как правило, свидетельствует об успешном нравственном развитии и составляет необходимую морально-волевую готовность к школьному обучению.
Воспитание, как фактор личностного развития
Воспитание не является единственным фактором развития, но его значение первостепенно. Оно поднимает личность на новые ступени развития, моделирует ее, потому является основным фактором развития.
Мы воспитываем наших детей с рождения. Как говорят в народе, дети начинают впитывать «с молоком матери» информацию об окружающем мире, постепенно складывая в своих головках идею и отношение ко всему. Воспитание – педагогический процесс. Под воспитанием мы понимаем обучение вместе с личным примером. Первыми воспитателями становятся родители (исключая случаи с детьми-сиротами или отказниками). Затем в сей процесс включается школа – учителя (воспитатели) реализуют свои программы, установленные государством.
Влияние воспитания на развитие личности – запуск механизмов саморегуляции, движения саморазвития. Воспитывая извне, невозможно слепить «готовый продукт» – индивид создает себя сам, а воспитание оказывает прямое воздействие на этот процесс.
Важно
Следует помнить, что не все люди поддаются официально признанным воспитательным методам, развивающим воздействиям, которые диктуют базовые теории воспитания и развития. Генетика берет свое – каждый индивидуален с рождения. Поэтому не существует единственно верного способа, метода или стимула
К каждому нужен индивидуальный подход. Это следует помнить, как родителям, так и педагогам!
Поэтому не существует единственно верного способа, метода или стимула. К каждому нужен индивидуальный подход. Это следует помнить, как родителям, так и педагогам!
Особенности формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Энциклопедический словарь определяет термин мораль как синоним «нравственности» и реже «этики». Как «этика» в греческом, «мораль» в латинском, «нравственность» в немецком этимологически восходит к слову «мораль» (характер). Концептуальное различие между терминами «мораль» и «нравственность» было проведено Г.В.Ф. Гегелем в его «Философии права», где мораль представлена как последняя ступень развития объективного духа из абстрактного права и нравственности. Мораль — это сфера реальной свободы, в которой субъективная воля утверждает себя как объективная воля, которая свободна не только в себе, но и для себя. Мораль — это сфера практической свободы, содержательная конкретность воли, которая возвышается над субъективным мнением и волей, это «законы и институты, которые существуют в нас и для нас» .
Толковый словарь С.И. Ожегова определяет нравственность как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Следовательно, мораль — это внутреннее качество человека, нормы, правила поведения, которыми он руководствуется.
Моральные качества определяются как чувства справедливости, долга, чести, совести, достоинства и т.д. Моральные чувства подготавливают, корректируют поведение и деятельность человека в соответствии с принятыми правилами и требованиями, предполагают единство рационального и эмоционального, формируются под влиянием социальной среды, через усвоение общественно принятых норм и правил. Нравственные чувства регулируют отношения между людьми на основе оценки, осознания моральных ценностей. Они имеют широкий спектр выражений и участвуют во всех моральных реакциях и проявлениях человека.
Как уже упоминалось во введении, дошкольный возраст является наиболее синтетическим периодом для формирования нравственных качеств. Формирование нравственных качеств происходит в процессе нравственного воспитания, понимаемого как ряд последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и нужного уровня нравственной воспитанности личности ребенка (Р.И. Деревянко, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн и др.).
По мнению И.Ф. Харламова, формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения человека и их постоянное соблюдение.
Нравственное воспитание — это целенаправленный процесс формирования у молодого поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. По мнению В. С. Мухиной, основной функцией нравственного воспитания является формирование нравственного сознания молодого поколения, устойчивого нравственного поведения и нравственных чувств, соответствующих современному образу жизни, формирование активной жизненной позиции каждого человека, привычки руководствоваться в своих действиях, поступках, отношениях чувствами общественного долга.
В современной науке нравственное воспитание считается одним из важнейших аспектов общего развития детей дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к поручениям, умение оценивать свои поступки и поступки других.
С.В. Петерина отмечает, что особенностью дошкольного возраста является повышенная уязвимость к социальным влияниям. Прочность, устойчивость нравственного качества зависит от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного формирования личности.
В процессе общения со взрослыми возникает чувство привязанности и любви к ним, желание действовать в соответствии с их указаниями, делать им добро, воздерживаться от поступков, огорчающих близких. Ребенок испытывает волнение, видит огорчение или недовольство от своей шалости, озорства, радуется улыбке в ответ на его положительное действие, испытывает радость от одобрения близких людей.
Волевая сфера дошкольника
Среди психических функций воле отводят одно из важных мест. Ученые давно спорили и продолжают дискуссировать по поводу становления воли.
Произвольность и волевая регуляция поведения и деятельности личности остается до сих пор предметом частых дискуссий в ученых кругах, в том числе что касается личности ребенка. Одни ученые предлагают рассматривать волю как побуждающую личность к активности способность, определяет его поведение. Другие исследователи видят в воле тесную связь с разумом человека.
На самом деле воля представляет собой способность индивида действовать и поступать согласно поставленной им цели, преодолевать некоторые препятствия.
Разные поступки способны направить личность на изменение в них качеств, помогающие регулировать свое поведение. Благодаря воле психика человека непрерывно изменяется. Волевые качества и старания существуют в простой и сложной форме. Простые волевые действия способствуют направлению личности достигать намеченную цель без сомнений и размышлений. Человеку четко представляется, что именно он будет делать, и начинает действовать почти автоматически, непроизвольно.
Сложные волевые действия осуществляются в несколько этапов:
1. Индивид осознает цель, стремится к ее достижению
2. Человек обдумывает всевозможные пути для достижения данной цели
3. Далее появляется мотив к выполнению действия
4. Идет противовес — действовать или нет, как действовать
5. Человек решает выбрать одну из возможностей выполнения определенного действия
6. Происходит осуществление решения, которое в конце концов было принято
7. Преодоление различного рода препятствий и трудностей, пока цель не будет достигнута.
Когда ребенок осуществляет какую-либо деятельность, он также преодолевает различные трудности. Со временем ребенок приходит к целеустремленности, самостоятельности, дисциплинированности и другим волевым качествам.
Однако, иногда могут возникнуть ситуации, когда у ребенка усилия воли не проявляются из-за несформированности у него воли, волевой сферы. Поэтому необходимо своевременно воспитывать волю и волевые качества у ребенка.
Самым успешным и результативным периодом для этого называют дошкольный возраст, когда несмышленыш уже пытается освободиться из-под опеки взрослых, хочет выполнять что-то самостоятельно, но не владеет еще необходимыми умениями и навыками. Если же навязывать ребенку свою волю, то можно вызвать со стороны ребенка проявление негативизма, бунт.
Формирование воли ведет к развитию у дошкольников произвольности, самосознания, мотивационной деятельности.
Произвольная регуляция как одно из волевых качеств помогает дошкольнику в старшем возрасте сосредотачиваться на конкретно поставленной цели, проявлять мотивацию к ее достижению. Чаще всего здесь мы наблюдаем у дошкольников игровую мотивацию.
Волевая сфера предусматривает становление навыков самостоятельности ребенка, критериями и показателями можно назвать умение ребенка старшего дошкольного возраста приступить, продолжить и закончить начатую деятельность в кругу сверстников. Он также умеет вступить в игру или другое занятие, действуя в коллективной деятельности, проявляя самостоятельность.
Когда ребенок самостоятелен, он в процессе взаимодействия с одногруппниками в детском саду проявляет личные навыки, показывает своими делами и действует по условиям окружающей ситуации.
Старший дошкольный возраст значится этапом, когда самостоятельность успешно приобретается ребенком в процессе формирования всей его личности.
Во взаимосвязи с остальными детьми самостоятельность ребенка старшего дошкольного возраста можно проследить, когда осуществляется общее дело, когда малыш вносит свои пожелания в общий замысел в детские мероприятия, коллективные творческие дела и т.п.
Этапы формирования личности в дошкольном возрасте
Становление личности подразумевает развитие познавательных процессов и нравственных качеств, формирование мировоззрения и самосознания, развитие самостоятельности в деятельности и социальной активности. Это не полный перечень тех особенностей, которые характеризуют личность человека, но они являются главными движущими силами формирования личности ребенка.
Перечисленные составляющие закладываются в дошкольном возрасте. Активным стартом можно считать 3-летний возраст, когда пробуждается детская Я-самость. К началу школьного обучения формирование личности преодолевает два важных этапа, способствующих развитию основных возрастных особенностей:
- Этап становления самостоятельности
- Этап формирования личностной инициативности.
Первый этап личностного развития дошкольника нацелен на постепенное снижение физической зависимости от взрослого и приобретение самостоятельности. Малыш многократно оглашает родителям и бабушкам свою потребность действовать самому. «Я сам» — звучит в той деятельности, которая интересна малышу.
Ребенок пробует свои возможности. Такое понятное действо, как складывание игрушек, совершенно не интересует малыша, поскольку понятно и посильно. А вот налить суп в тарелку с помощью половника или приколоть булавку на кофточку – невероятно увлекательно!
Второй этап подразумевает переход от выбора, который предлагает ребенку взрослый, до проявления собственной инициативы. Это значительное расширение границ развития. «Хочу сложить эту модель конструктора», «Буду тоже поливать цветы», «Знаете, какую игру я придумал…» — инициативность старших дошкольников распространяется на все виды деятельности.
На этих ступеньках личностного развития дошкольника происходят многочисленные изменения. Вырабатываются нравственные суждения и критерии: что можно, чего нельзя, что хорошо, а что плохо. Развиваются эмоционально-волевые качества. Но в сфере развития личности главным достижением дошкольного возраста является именно самостоятельность и инициативность.
Личностные новообразования дошкольного возраста
Рассмотрим детальнее, какие новообразования формируются в личностном развитии младших дошкольников, а затем в старшем дошкольном возрасте.
Особенно заметны изменения в критические возрастные периоды. На дошкольное детство их выпадает два: кризис 3-х лет, сменяющий раннее детство на дошкольное, и кризис 7-ми лет, предваряющий школьный период.
Малыш проявляет настойчивость, чтобы ему позволили самостоятельно сделать определенное действие. Получив согласие старших, ребенок чаще всего сталкивается с новой преградой – дело не спорится! Пуговица не проходит в петлю, сумка не поднимается, башня из кубиков разваливается…
Предстоит непростая задача – не бросить дело, а вновь и вновь делать попытки, пока не получится. Поэтому такие новообразования как самостоятельность и воля появляются на одном и том же этапе личностного развития.
Инициативу многим детям проявить легче, чем целеустремленность. Это качество воспитывается, если взрослые поощряют познавательную деятельность дошкольника. Заинтересовался ребенок, как из семечка появляется росток, проявил инициативу, чтобы посадить его рядом с комнатным растением. Но потом нужно регулярно поливать и терпеливо ждать, пока росточек проклюнется.
В подобных ситуациях дошкольник чаще нуждается в поддержке, чтобы удерживать цель в поле своего внимания и интереса. В такой же поддержке ребенок нуждается, если действия неуспешны
Взрослым очень важно наряду с инициативностью поддерживать у ребенка стремление к цели, так как это ценное личностное качество
Характеристика спокойных людей
Такого человека психологи называют флегматиком. Это отдельный тип темперамента. Ему присущи качества медлительности, выдержанности и немногословности. Это значит, что очень спокойный человек редко выражает свои настоящие эмоции. Однако такие люди не лишены чувств. Ведь внутри них всегда бушуют разнообразные эмоции. Потому что, каждый человек испытывает стресс во время принятия серьезных решений. Спокойные личности не исключение. Они могут казаться полностью бесчувственными на свидании или собеседовании. Однако внутренние переживания затрагивают их. Это отражается на физиологии: трясутся руки, расширяются или сужаются зрачки.
Среди большого количества людей проще всего выделить спокойных личностей. Ведь они показывают себя, как сдержанного и педантичного человека. Также такой тип людей всевозможными способами избегает споров и ссор. Перед принятием решения флегматики долго думают.
Определение спокойности
Такие люди обладают большим запасом внутреннего удовлетворения и уверенности. Он преобладает над всеми стрессовыми ситуациями, которые происходят с личностью. Спокойный человек сочетает в себе некоторые качества.
Сдержанность и воспитанность. Такие люди не будут попросту вступать в споры и доказывать кому-то свою точку зрения. Ведь они уверены в себе.
Способность быть счастливым. Спокойный человек не беспокоится из-за мелочей. Ведь он чувствует, что счастлив. Таковым его сделало воспитание и окружающие люди.
Уравновешенность. Такие люди имеют точку равновесия, за которую никогда не выходят. В противном случае можно потерять спокойствие. Во время радостных и грустных событий такие люди остаются внутренне уравновешенными.
Волевые качества. Некоторые люди рождаются сильными личностями, а другие развивают их
Совсем не важно, из какой семьи человек, ведь он может сам себя воспитывать.
Такими качествами обладают спокойные люди. Однако иногда встречаются и другие черны характера. Самые спокойные люди зачастую воспитываются в благополучных семьях. Также у них есть врожденные качества покоя.
Средства для становления волевого поведения дошкольника
Рассмотрим результативные средства в ходе становления и развития волевого поведения: дидактические игры, привлечение к труду, межличностное общение со сверстниками и взрослыми.
Дидактические игры помогают детям овладеть игровой деятельностью наряду с ее наглядно-содержательной направленностью, сформировать умения и способности поставить определенную цель, подобрать по вкусу игровую роль, правильно повести себя с товарищами по игре, согласовывая с ними свои действия, играя с действиями других ребят. Игры помогают выполнять игровые действия с товарищами. Это способствует развитию саморегуляции.
Когда дошкольник привлекается к трудовым обязанностям, выполняет трудовые поручения, то происходит мобилизация его волевых сил, формируется волевая сфера.
В процессе коммуникации у ребенка волевые качества формируются очень активно, ведь в это время ребенку свойственна произвольность поведения. Детская речь хорошо развивается в ходе ролевой игре, где особо четко видно, как повышается мотивированность и осознанность поведения малыша.
Особенно оптимально общение для воспитания волевой сферы в сюжетно-ролевой игре. По мнению Е.О. Смирновой, в ролевой игре у ребенка нет сформированного самоконтроля поведения. В игровой деятельности образ действий ребенка мотивируется поведением окружающих и их ролями, при этом поведение изменяется на неосознанным.Вывод
Волевые действия в дошкольном возрасте уже хорошо обозначаются, но их применение в поведении ребенка остаются очень сильно ограниченными. Результаты многих исследований подтверждают, что только старший дошкольник готов к продолжительным волевым усилиям.
В период тщательной подготовки к учебе в школе у малыша должна быть сформирована волевая сфера, малыш должен иметь сформированность основных волевых качеств. И их возникновению и налаживанию у будущего первоклассника отводят главную роль в ДОУ. Ведь именно благодаря наличию волевых качеств у ребенка процесс его начального обучения будет менее стрессовым. Ребенок сможет с легкостью выполнять то, что ему скажет учитель. Сформированность волевой сферы поможет легко привыкнуть к школьному режиму, школьной программе.