Сюжетно — ролевые игры дома с детьми 3-4 лет

Функции игротерапии

Деятельность по коррекции психологического состояния ребенка необходима для:

  1. Диагностики. При проведении игровой терапии уточняются особенности личности маленького пациента, а также его взаимоотношений с людьми и окружающим миром. Если с ребенком попытаться просто вступить в беседу, то он, скорее всего, замкнется в себе по тем или иным причинам Это не позволит взрослому получить ответы на интересующие его вопросы. Совершенно иначе ситуация развивается при наличии неформальной обстановки. В этом случае малыш покажет все что было испытано им на сенсомоторном уровне. Производя спонтанные действия, ребенок совершенно произвольно, но при этом наиболее полно выразит себя.
  2. Обучение. Уже одно или несколько занятий метода позволят ребенку расширить свой кругозор и обрести умение перестраивать взаимоотношения. Благодаря игровой терапии малыш способен совершенно безболезненно пройти процесс социализации и реадаптации, а также узнать о той организации, которой обладает окружающий его мир.
  3. Терапевтическая функция. В раннем возрасте результат игры маленькому пациенту пока еще не интересен. Более важным для него является сам процесс, позволяющий выразить свои страхи и переживания, неловкость, испытываемую в общении с людьми, найдя при этом решение проблем и конфликтов. В результате у ребенка происходит развитие и значительное укрепление необходимых психических процессов с постепенным формированием толерантности и адекватного реагирования на то, что происходит вокруг.

Поделитесь вашим мнением на сей счет!

Прежде чем изложить вам свои мысли, расскажу о забавном говорящем хомячке, который может стать прекрасным «напарником» малышу. С этим мягким повторюшкой ребенок будет возиться часами, воображая, будто зверек живой, умеет говорить, петь. Почему бы его не использовать с целью организации различных бытовых сюжетов? Хомяк может исполнять любую роль, настолько он универсален.

Но вернемся к вопросу, для какого возраста детей характерны сюжетные игры?

На самом деле, даже маленькие детки способны копировать простейшие действия взрослых, применив первый опыт к игрушкам: покормить куклу, уложить спать. Вот уже элементы сюжетно-ролевой забавы начального уровня.

Вообще, вопрос, в каком возрасте сюжетно-ролевая игра нужна малышам, некорректен, по-моему. Лишь только дитя начинает совершать осознанные действия с куклами-мишками, сразу же необходимо всячески мотивировать его воображать различные бытовые ситуации.

Дорогие родители, вы должны понять – малышню обязательно нужно учить играть, как ни парадоксально это звучит! Несмелые, неуверенные, робкие школьники – результат их низкой социализации. А социализируются дети во время ролевых занятий.

Особенности ролевых занятий с детьми из разных групп детского сада

Не знаю, получилось ли у меня раскрыть проблему, для какого дошкольного возраста ребят характерны сюжетные детские игры, но я старалась.

Жду ваших откликов! Подписывайтесь на новости, делитесь информацией.

До скорой встречи!

Одежда для кукол

Очень интересна для девочек игра с переодеванием кукол. Иногда, куклы имеют гардеробы, которым могут позавидовать самые привередливые модницы. Такие наряды складывают в игрушечные шифоньеры или комоды.

Одежда для кукол

Если комода в кукольном доме нет, то можно вешать кукольную одежду на маленькие вешалки.

Вешалки для кукольной одежды

А игрушечными стиральными машинками стирают. Стирка может быть и ручной, если мама в маленьком тазу разведет шампунь, то девочка с удовольствием постирает кукольную одежду сама. А для сушки одежды папа может смастерить маленькую сушилку.

Сушка кукольной одежды

Купание куклы тоже может быть игрой. Дайте своей дочке маленький кусочек мыла, теплую воду, а она сама вымоет все свои куклы.

Как играть с куклами

Если кукла после купания капризничает и плачет, конечно, ее нужно успокоить. Это можно сделать, прижав куклу к себе.

Кукла плачет

Какие бывают сюжеты ролевых игр

Какие бывают сюжеты детских ролевых игр? Сюжет – основа игры, без него действия не произойдет, так как не будет главных героев, событий, итога. 

Сюжеты ролевых игр изменяются с возрастом их участников. Если малыши играют в больницу, семью, школу, королевства, то дети постарше выбирают игры в магазин, салон красоты, войну, бизнес.

Уже во время разработки сюжета и подготовки определяется лидер, к которому прислушиваются, с которым советуются. 

Но находятся и такие, которые спорят и стремятся занять место лидера. Столкновение интересов двух координаторов может иметь разный исход:

  • либо оба научатся слышать и понимать друг друга, а поэтому станут «работать» в тандеме,
  • либо компания играющих разделится на две части – сторонников одного и сторонников другого,
  • либо один из лидеров покидает компанию один, а все остаются.

Игра еще не началась, а опыт сотрудничества и решения конфликтных ситуаций уже получен. Этот опыт будет осмыслен ребенком самостоятельно или с помощью родителей (друзей, людей, которым малыш доверяет). 

Пролог…

Маленького человека, только что появившегося на свет, встречает огромный и незнакомый мир. Малыш пока ещё не знает, каков этот мир: недоброжелательный или приветливый, скучный или весёлый, блёклый или красочный, скупой или щедрый. Огромную роль в том, каким всё-таки окажется мир вокруг малыша, сыграют родители и близкие люди. Именно от их тепла, любви, заботы, а главное мировоззрения во многом зависит то, как ребёнок будет относиться к жизни в будущем. Родителям предстоит пройти с крохой путь его личностного развития и становления, познакомить его с окружающим миром и сделать вместе множество открытий! Одним из способов знакомства малыша с миром, расширения его кругозора, развития творческих способностей, памяти, воображения и навыков коммуникации является кукольный театр. Каким интересным может быть домашний кукольный театр и как вовлечь Ваше чадо в эту интереснейшую игру, мы и поговорим…

Куклы, такие «живые» и разные!

Главными героями любого кукольного спектакля являются, конечно же, куклы. Которые делятся на два типа: верховые и низовые.

Верховые куклы, как Вы, наверное, уже догадались, это куклы, которые одеваются на руку – перчаточные или пальчиковые. Тело такой куклы изготавливается из ткани, а вот голова может быть из самых различных материалов (ткани, бумаги, дерева, пластика). Пальчиковые куколки обычно имеют односложный состав, т.е. обе части игрушки состоят из одного материала (чаще всего из ткани или из дерева).

Достоинств у верховых кукол огромное количество:

  1. Такую куклу очень легко «оживить», стоит всего-навсего одеть её на руку, и можно начинать представление.
  2. Такую куклу можно приобрести практически в любом магазине игрушек или смастерить самостоятельно из подручных материалов.
  3. Представления с куклами-перчатками можно показывать даже новорожденному крохе.
  4. Такие куклы прекрасно развивают мелкую моторику малыша.
  5. Такие куклы всегда яркие, милые и обязательно понравятся Вашему чаду.

Низовые куклы – это куклы, которые управляются кукловодом, и которых зрители видят в полный рост. Это может быть классическая марионетка, части тела которой крепятся к нитям, а нити, в свою очередь, крепятся к элементу управления (чаще всего это две перекрестные деревянные палочки), с помощью которого кукла и приводится в действие кукловодом.

Особенности низовых кукол, на которые стоит обратить внимание родителям:

Эти куклы намного сложнее в управлении, поэтому малыш вряд ли сможет участвовать в представлениях наравне с Вами раньше, чем ему исполнится 3-5 лет.

Такую куклу трудно сделать самостоятельно, проще приобрести готовый экземпляр или набор заготовок, которые останется просто скрепить между собой или раскрасить.

Таким куклам, в отличие от верховых, требуются декорации или пастельная однотонная одежда кукловода, чтобы последний меньше отвлекал на себя внимание зрителей.

Почему ребенок обязательно должен играть в ролевые игры

Почему ребенок обязательно должен играть в ролевые игры? Несмотря на то, что игра остается игрой, чувства, которые испытывают дети, являются настоящими

Поэтому важность ролевых игр подчеркивают многие психологи. . Игры в персонажей помогают познать основные виды общения: ролевое, деловое, дружеское

Игры в персонажей помогают познать основные виды общения: ролевое, деловое, дружеское.

  1. Общение ролевое познается, когда малыши играют в больницу, магазин, школу, салон красоты. Они выбирают роли, ориентированные на взаимодействие в рамках данной игры: доктор – пациент, продавец – покупатель, учитель – ученик, мастер – клиент.
  2. Общение деловое формируется тогда, когда начинается игра. Доктор, продавец, учитель, мастер салона красоты – профессии, которые позволяют зарабатывать деньги. Пациент, покупатель, ученик, клиент – потребители услуг, которые обеспечивают заработок первой категории. В процессе игры устанавливается контакт между сторонами и происходит деловое общение. Дети учатся формулировать мысли, желания, требования к качеству услуг, отстаивать мнение, договариваться.
  3. Дружеское общение в процессе игры доставляет удовольствие, сближает эмоционально, вызывает доверительные отношения. Дети учатся коммуницировать, прислушиваться к себе и другим, находить общие занятия и проводить время вместе.

Ведь взрослым не всегда удается выкроить время на игру с ребенком и совместные прогулки. Малыши, которые умеют дружить и общаться, спокойно проводят время друг с другом. А ролевые игры привносят в это общение еще и пользу. 

Как бы ни были заняты взрослые, им следует время от времени прислушиваться к детским разговорам во время игры. Нередко они помогают родителям лучше узнать ребенка и увидеть его проблемы.

Чем ролевые игры полезны для развития ребенка?

Достоинства подобных занятий разнообразны. Они заключатся в следующем:

  • создание коммуникативного и речевого опыта;
  • дают возможность ребенку действовать в условиях, напоминающих реальные ситуации;
  • раскрытие шанса для исследований и экспериментирования;
  • помогают получить социальные навыки от общения с детьми и взрослыми;
  • примеряя к себе непривычную роль, малыш лучше будет понимать окружающих;
  • способствуют познанию различных культур, выражению мысли и чувств в максимально дружественной атмосфере;
  • дают возможность лучше учиться через развлекательную форму;
  • стимулируют воображение и творческие навыки.

О каких нюансах следует знать

Достоинства и эффективность трансформационных игр смогли оценить уже миллионы людей по всему миру.

Игровая форма позволяет расслабиться и вытащить на поверхность сознания вещи, которые участники могли бы постесняться озвучить на приеме у специалиста. А взаимодействие с группой позволяет перенять чужой опыт, проследить за эмоциями и реакциями других людей, тем самым лучше понять собственную проблему.

Идея таких игр в том, что настоящий ответ на волнующий вопрос лежит чаще всего не там, где его ищешь. А карточки с необычными метафорами, фразами, подсказками способны порой натолкнуть на совершенно неожиданные инсайты. Кроме того, ТИ предполагают, что никто не знает ответа лучше того, кто задает вопрос. Все ответы уже есть внутри нас, им нужен только толчок, чтобы подняться из подсознания.

Вместе с тем следует помнить о некоторых нюансах:

Любая трансформационная игра – это лишь инструмент для самопознания, а не волшебная палочка, которая в один миг изменит вашу жизнь. Такие игры – это как волшебный пендель, после которого человек получает мотивацию и новые идеи для конкретных активных действий. Я не устану повторять, что любое полученное, но не примененное на практике знание будет бесполезным. Только действие имеет значение. Если вы сыграли и ничего не изменили в своей жизни, можно сказать, что вы просто весело провели время.
Даже самая крутая и эффективная трансформационная игра не может заменить терапию у специалиста. ТИ не лечат неврозы, глубокие депрессии, не избавляют от хронической усталости, не решают проблему с бессонницей и не лечат психологические травмы.
Результат во многом будет зависеть от профессионализма и таланта ведущего. Ведь игра – это только инструмент. Его эффективность и полезность зависит от того, в чьих руках он находится. Недостаточно просто знать правила

Важно уметь грамотно и аккуратно обращаться с эмоциями и чувствами людей, быть проводником, наставником. Найти действительно хорошего игропрактика может оказаться непростой задачей

Здесь важно опираться на реальные отзывы и рекомендации тех, кто уже посещал подобные мероприятия у конкретного игропрактика и остался доволен результатами.

Виды и методы игротерапии

Для того чтобы игра состоялась, необходимы правила её проведения и игрушки, если в них есть необходимость.

В зависимости от того, на каких психологических принципах базируются правила игры, различают следующие виды игротерапии:

  • ИТ в психоанализе;
  • игротерапия в отечественной психологической науке;
  • примитивная ИТ;
  • игровая терапия построения отношений;
  • ИТ отреогирования;
  • игровая терапия с неструктурированным материалом;
  • индивидуальная ИТ;
  • групповая игротерапия.

Методы ИТ зависят от игрушек или дополнительного реквизита, который используется во время терапии. Поскольку вариантов множество, получается, и методов немало, но мы выделим основные.

  1. Песочный
  2. Сказкотерапия
  3. Активный
  4. Пассивный
  5. Куклотерапия
  6. Освобождающий
  7. Структурированный
  8. Терапия отношениями
  9. Шахматный
  10. Музыкальный

По некоторым названиям, становится очевидной их суть. Но хотелось бы уточнить, что смысл активного метода заключается в том, что игротерапевт играет в игру наравне с пациентом или является её ведущим. В пассивном же, он берёт на себя роль наблюдателя. В освобождающем и структурированном методах целью является обыгрывание ситуации, которая гложет ребёнка, также высвобождение эмоций. Терапия отношениями позволяет сделать акцент на том, что происходит здесь и сейчас в кабинете, а не в прошлом пациента. Для этого имеются различные программы игротерапии.

Роль игры в развитии ребенка. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

Анастасия Рыкачева Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности.

Игра детская – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

В период дошкольного детства ребёнок включается в разные виды деятельности. Но игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка . Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова и др.

Игра – важнейшая сфера самовыражения ребенка , развития его «самости» . Игра в полной мере выполняет свои развивающие функции , когда является самостоятельной детской деятельностью.

Игра дат ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки.

В игре ребенок начинает осознавать себя как члена определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие «мы» . Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив .

В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, переход на новую ступень интеллектуального развития .

В процессе организации образовательной деятельности детей воспитатель широко использует игровые технологии обучения детей (например, логико-математические и дидактические игры ) . Игра выступает как оболочка – некое обрамление образовательной деятельности (например, игра-путешествие и др.) . В образовательной деятельности применяются различные игровыеприемы: действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли

Эти приемы поддерживают внимание детей, способствуют повышению познавательной активности, стимулируют проявления творчества

Профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельностидетей:

*умение наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы направленные на её развитие ;

*обогащать впечатления детей с целью развития их игр ;

*обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры ;

*уметь организовывать начало игры ;

*широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка , его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания) и д. р. ;

*создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

*уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми;

*уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснения) ;

*регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры , давать яркие игровые роли детям с низким социометрическим статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей;

*предлагать с целью развития игры новые роли , игровые ситуации, игровые действия;

*учить детей обсуждать игру и оценить её.

Дошкольное детство – сензитивный период игры . Если в это время ребенок наигрался от души , то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли, например роль ученика .

Список литературы

1. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения . Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013.

3. Игра и дошкольник . Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб.: Детство-пресс, 2004.

Ролевая игра как средство развития коммуникативных умений

Общение в игре спонтанное, школьникам приходится вырабатывать такую модель поведения, которая предполагает формирование следующих коммуникативных умений:

  • готовность к сотрудничеству;
  • толерантность;
  • терпимость к чужому мнению;
  • умение вести диалог;
  • умение находить компромиссное решение.

В процессе игры между детьми устанавливаются такие отношения, которые они потом воспроизводят в реальной жизни. Ребята обучаются таким приемам и правилам общения, которые в дальнейшем смогут использовать в сходных по форме жизненных ситуациях. Проигрывание ситуации несколько раз дает возможность школьникам поменяться ролями, испробовать другие варианты поведения, провести рефлексию деятельности.

Проведение анализа

Диагностика игровой деятельности проводится педагогом на основе наблюдения за игровыми ситуациями, которые дети проигрывают самостоятельно. В младших группах рекомендуется проводить диагностику три раза в год с целью корректирования деятельности педагога по совершенствованию игровых навыков воспитанников. В старшем дошкольном возрасте целесообразно проводить диагностическое исследование в начале учебного года и в конце.

Анализ профессиональных умений воспитателя проводит старший воспитатель или методист.

На что обратить внимание:

  • Кто из детей выступил в роли инициатора игры.
  • Был ли предварительный план.
  • Какое количество детей принимало участие в игре.
  • Перечень ролей и их распределение.
  • Какие игровые действия совершали игроки.
  • Что находилось в фокусе внимания детей: предметы или отношения.
  • Какие новые игровые ситуации были введены.
  • Продолжительность игры.
  • Ситуация была проиграна полностью или оборвалась неожиданно.
  • Уровень самостоятельности детей в игре.
  • Как выстраивались отношения между детьми.
  • Выходил ли кто-то из детей из игры спонтанно.
  • Возникали ли конфликтные ситуации.
  • Взаимоотношения воспитателя и детей.

в детском саду прошел праздник Березки, посвященный Дню Святой Троицы. Дети водили хороводы, пели песни, читали стихи и играли в русские народные игры

Роль воспитателя в развитии игровой деятельности детей.

Педагогические приёмы, которые применял педагог для совершенствования сюжетно-ролевых умений детей:

  • путём бесед, чтения художественной литературы, показа иллюстраций стремился расширить знания детей, которые помогут сделать игру интереснее;
  • проявлял заинтересованность игровой деятельностью детей;
  • предлагал новый поворот сюжета или новых персонажей;
  • предоставлял необходимое оборудование для игры или проводил занятие по изготовлению его вручную;
  • координировал действия воспитанников прямыми указаниями или дополнительными вопросами: «Причеши куклу», «Построй дом», «Кто будет машинистом поезда?» и т. д.;
  • воспитатель выполнял главную или второстепенную роль?

Приёмы для развития отношений между детьми во время игры:

  • старался заинтересовать и увлечь игрой робких, несмелых воспитанников;
  • объединял детей для игры;
  • поощрял самостоятельное распределение ролей или игрушек самими детьми;
  • сглаживал или нейтрализовал конфликты между воспитанниками из-за нарушения правил или несправедливого распределение ролей.

Диагностический протокол уровня развития игровых навыков детей

Показатели развития

Фамилия, имя ребёнка

1 2
I. Содержание игры1. Замысел игры появляется:а) с помощью взрослого;б) самостоятельно
2. Разнообразие замыслов
3. Количество игровых задач
4. Разнообразие игровых задач
5. Самостоятельность при постановке задач:а) вставит взрослый;б) с помощью взрослого;в) самостоятельно
II. Способы решения игровых задач6. Разнообразие игровых действий с игрушками
7. Степень обобщенности игровых действий с игрушками:а) развёрнутые;б) обобщённые
8. Игровые действия с предметами-заместителями:а) с помощью взрослого;б) самостоятельно
9. Игровые действия с воображаемыми предметами:а) с помощью взрослого;б) самостоятельно
10. Принимает роль
11. Разнообразие ролевых действий
12. Выразительность ролевых высказываний
13. Наличие ролевых высказываний
14. Ролевые высказывания возникают по инициативе:а) взрослого;б) ребёнка
15. Ролевая беседа возникает:а) со взрослым;б) со сверстником
16. Ролевая беседа возникает по инициативе:а) взрослого;б) ребёнка
17. Содержательность ролевой беседы
III. Взаимодействие детей в игре18. Вступает во взаимодействие:а) со взрослым;б) со сверстником
19. Ставит игровые задачи:а) взрослому;б) сверстнику
20. Принимает игровые задачи:а) от взрослого;б) от сверстника;в) отказывается
21. Длительность взаимодействия:а) кратковременное;б) длительное

Кукла для мальчика?

Некоторые родители считают, что кукол следует покупать только девочкам, а мальчиков увлекают только машинки, кубики и конструкторы. Это неправильно. В сюжетной игре, имеющей такое большое значение для интеллектуального и социального развития малыша, воспроизводятся прежде всего взаимоотношения между людьми, и именно их олицетворяют собой куклы. Поэтому они должны быть непременным атрибутом игр. А нежелание мальчиков играть с куклами объясняется чаще всего тем, что родители даже не пытаются организовывать с ними такие игры. Наблюдения показывают, что мальчики, с которыми взрослые разыгрывают разные сюжеты с участием кукол, играют с ними не менее охотно, чем девочки.

Компьютерные игры для дошкольников. Картотека компьютерных игр для детей старшего дошкольного возраста

Ольга Бецких Картотека компьютерных игр для детей старшего дошкольного возраста

Существуют разные компьютерные программы , в которых перед ребенком ставятся те или иные игровые или обучающие задачи. Одни из них относятся к задачам открытого типа (имеют несколько вариантов решений, другие — закрытого имеют только одно решение). Игры могут быть режиссерскими, позволяющие сочинять и рисовать на экране игровые «мультики» ; дидактическими, обучающими конструированию, основанному на формировании динамических пространственных представлений, активизирующими сознательное применение элементарных математических представлений.

В работе с дошкольниками я рекомендую использоваться только развивающие и специальные обучающие программы. К числу таких игр относится ряд продуктов Ассоциации « Компьютер и Детство » , компаний «Новый Диск» , «Никита» , «Просвещение Медиа» и др. К таким играм относятся,например:

«Красная Шапочка. Математика для дошкольников » .

Серия игр «Веселые уроки. Математика» .

«Три поросёнка против волка (арифметика) ».

«Три поросёнка против волка (учим цифры) ».

«9. Считаем и играем» .

«Баба-Яга учится считать» .

«Маша и Медведь. Подготовка к школе» .

«Скоро в школу. Веселая математика» .

Все приведённые выше игры хорошо использовать при обучении дошкольников счёту .

КАРТОТЕКА КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР по обучению старших дошкольников счёту .

Данная картотека подобрана согласно возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста , ФГОС ДО. Игры можно скачать совершенно бесплатно в сети Интернет или проводить онлайн — занятия.

Эпилог…

Привлекая малыша к игре или знакомя с понятием «театр», помните о самых главных правилах:

  1. Любое взаимодействие должно быть в формате игры. Поддерживайте интерес, постоянно меняя виды деятельности (утром придумываем сценарий, а вечером – делаем куклу). Не превращайте создание спектакля в рутинную ежедневную обязанность.
  2. Все действия должны быть в радость и на позитивной волне. Никогда не заставляйте делать ребёнка то, к чему он еще не готов или чего в данный момент не хочет. Если он почему-то испугался куклы, поговорите с ней сами и покажите, насколько она доброжелательна. Если во время репетиции у крохи испортилось настроение, не требуйте повторять текст, а просто объявите «антракт» (заодно и малышу расскажите, что это значит).
  3. Никакого насилия. Если малыш стеснительный, не стоит заставлять его быть ведущим спектакля или рассказчиком. Пусть его роль будет сначала «за кадром» (ширмой), «второго плана». Обязательно похвалите его после выступления за старание и выдержку. А в следующий раз чуть усложните роль. Если Вы видите, что ребёнку тяжело дается, например, текст, не стоит заставлять его повторять слова десятки раз. Подумайте, возможно, Вы взяли слишком трудное для малыша произведение, и в 4 года Шекспира выучить действительно сложновато?! Варьируйте ситуацию «по ходу пьесы».
  4. Вовлекайте в участие всю семью. Помните, как говорил Кот Матроскин: «Совместный труд объединяет…»? Особенно, если Вы готовите показательное представление для детсадовских друзей малыша в честь его первого юбилея (5 лет!), то участие в этом процессе и мамы, и папы, и бабушки, и дедушки, и старшего брата безоговорочно поспособствует весёлой атмосфере, рождению множества идей и ещё большему сплочению семьи.

Всё, описанное выше, поможет малышу прочувствовать себя частью, и очень важной частью, масштабной увлекательной игры, а Вам создать по-настоящему театральную атмосферу и получить кучу положительных эмоций от совместного творчества. Продолжение следует… Часть 2

Часть 3. 

Продолжение следует… Часть 2. Часть 3. 

Почему для детей важны ролевые игры

Почему же для детей важны ролевые игры? Играя, дети проживают разные эмоции и испытывают новые чувства. Они получают разный опыт, осваивают неизведанное и расширяют кругозор.

Кроме того, в процессе ролевой игры ребенок получает опыт социального общения. Оно неоднозначно, так как малыш с одной стороны, общается со сверстником, а с другой стороны – с тем, кого тот играет в настоящий момент: доктором, учителем, парикмахером, строителем.

Отрабатываются навыки общения с представителем какой-то профессии: ребенок учится формулировать свои мысли, желания, чувства, задавать вопросы, отвечать на вопросы, искать компромисс и решать возникшие проблемы.

Ролевая игра способствует повторному проживанию сильных эмоций. Например, посетив врача, ребенок несколько дней играет в больницу и проводит процедуры, которые испытал сам, на медведях и зайцах. Сходив в парикмахерскую, девочка приводит в порядок прически куклам. 

Если что-то напугало ребенка, предложите ролевую игру, в которой он сможет самостоятельно справиться со страшным персонажем. Если же что-то обрадовало – поступите также, пусть малыш еще раз испытает радость и положительные эмоции.

Кому может помочь

Этот метод универсален, существует игротерапия и для взрослых, которые с ее помощью также «проживают» неприятные эмоции или избавляются от стресса. Но если «домашняя игротерапия» может проводиться с любым ребенком, то профессиональная — требует обязательно обращения к специалисту, который, как правило, «работает» с определенными проблемами, так как именно при их наличии игротерапия является максимально эффективной. Так, игровая терапия с тревожными детьми имеет свои особенности, также как и игротерапия с детьми с отставанием в развитии или психотравмой.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ: Гештальт-терепия: что такое гештальт, принципы и суть, защитные механизмы, молитва

Это могут быть психические и поведенческие расстройства, проявляющиеся:

  • Агрессивностью,
  • Страхами
  • Тревожностью
  • Трудностями в общении со сверстниками и взрослыми
  • Низкой успеваемостью
  • Заиканием
  • Энурезом
  • Другими проблемами.

С такими нарушениями поведения и расстройствами сталкиваются множество детей, которые пережили стресс из-за развода родителей, потери близкого человека, переезда, жестокого обращения, ставшие свидетелями какого-то психотравмирующего события и так далее.

Игровая терапия с тревожными детьми помогает не только снизить уровень негативных эмоций, но обнаружить их источник, а это иногда бывает гораздо важнее – в случае семейного насилия, жесткого обращения с детьми в образовательных учреждениях и так далее.

Игротерапия используется как метод коррекции поведения и обучения новым навыкам у детей с особенностями развития и нарушением соцадаптации. Этот метод применяется при всех видах психического расстройства, исключая глубокий аутизм и шизофрению. С помощью игротерапии детям с особенностями развития прививают важнейшие бытовые навыки, учат взаимодействию с другими людьми, а также проявлению своих эмоций. Но терапию таких детей должен проводить только специалист с образованием и навыками работы. Самостоятельно родители и лица, занимающиеся развитием ребенка могут проводить элементы игротерапии в виде обучения бытовым навыкам, но не коррекционную работу.

Сегодня игровая терапия рекомендована к применению с 2-х лет. Игротерапия в детском саду помогает решить проблемы адаптации ребенка, учит детей взаимодействию и навыкам общения. Ее может проводить как детский психолог, так и воспитатель, получивший соответственное образование.

Виды и примеры детских развлечений

Ролевые игры — это одна из важных составляющих развития малышей. Подобные мероприятия способствуют стимулированию лучшего воображения. Притворство либо художественная игра становятся значимой составляющей развития детей.

«Дочки-матери» и другие эмоционально-сопряженные занятия

С помощью таких развлечений у ребенка можно сформировать в коллективе четкую социальную модель поведения. Например, привить девочкам материнский инстинкт, механизмы обращения с будущим новорожденным. К тому же мероприятие помогает развить коммуникативный опыт в полной мере.

В этой же категории эмоциональные игры, которые вызывают недоступные пока переживания: воспитание детей, взрослые семейные отношения. Стоит показать малышам собственный пример: взять на руки куклу, поцеловать ее, затем убаюкать. Дочка быстро научится повторять такие действия. Самым маленьким крохам полезно демонстрировать на пупсе части тела.

«Школа», «больница», «магазин», прочие ситуационные действия

Эти занятия достаточно часто сопровождаются применением специального реквизита: игрушечных касс, денег, докторских наборов. Помимо моделирования поведения и формирования реакции на разные форматы ситуаций, развивается представление о функционале дополнительного реквизита. Во время игры с малышом взрослым нужно показать приемы правильного счета денег. Например, научить, сколько будет пятьдесят и десять, какую «денежку» необходимо покупателю вернуть в качестве сдачи.

«Репетиция поведения»

Это мероприятие представляет собой моделирование происшедшей либо воображаемой ситуации, повторное переживание которой поможет приобрести некоторый опыт в игре. «Отрепетируйте» предстоящий день рождения малыша, вспоминая ошибки прошедшего праздника. Можно представить «мнимый зоопарк», вернувшись из реального мероприятия. Такое времяпровождение позволяет избавиться от психологического напряжения, оно нередко используется, чтобы вызвать «повторное переживание» как положительных, так и отрицательных эмоций. После этого проще проанализировать события, помочь крохе победить стресс (по ходу этой игры желательно задавать малышу наводящие вопросы).

Когда ребенок получил испуг от животного в зоопарке — тогда повторное переживание подобной ситуации с резиновым зверем поможет избавиться от страха. Для маленьких детей подойдет повторение определенных мероприятий: покачивание ребенка, вращение руля. Помогите крохе и покажите пример, сделав для закрепления его несколько раз.

Театр и маскарад

Одной из наиболее любимых игр для детей является сцена, переодевание. Объясняется это не только включением в развлечение взрослых, но и приближением любимого праздника (дня рождения, Нового года, Первомая). Костюмированное представление поможет в полной мере «влиться» в роль, а также получить восхищение от окружения, а еще ощущение «анонимности». Это позволит избавить кроху от фобий, комплексов, он раскрепостится, поскольку на нем маска и его никто не сможет узнать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: