Сила волос

Краткое содержание легенды о Самсоне и Далиле

Библейский сюжет о Самсоне и Далиле изначально подразумевает знание истории. В те далёкие времена Филистимляне не были нацией в полном понимании. Но умели мыслить стратегически. Таким образом, нечестным и хитрым путём они полностью поработили все колена Израилевы, которые к тому времени были ещё недостаточно организованы.

Легенда об этих двух людях описана в Книге Судей. Рождение Самсона от бесплодной женщины предвестил Ангел. Его отцом был Мана из рода Данова. И послан он был на землю Богом, дабы “спасать” Израиль от Филистимлян у одним условием: остерегаться всего, что исходит от виноградной лозы и не есть нечистого. Только тогда его сила в противостоянии Филистимлянам будет огромной.

Мальчика назвали Самсоном. Став взрослым, он увидел женщину из дочерей Филистимских и захотел взять её в жёны.

Лучшая статья для Вас, переходите: Собака в доме по православию

Родители предупреждали его о плохом исходе этих отношений, но первое юношеское чувство было намного сильнее мудрых слов отца и матери. С ними он пошёл в Фимнафу, где жила любимая женщина и по дороге победил напавшего льва голыми руками. Так впервые проявилась огромная физическая сила Самсона, помогавшая ему не раз в трудных жизненных ситуациях.

Ещё спустя несколько дней он снова пошёл к избраннице, и на той же дороге увидел, что в трупе побеждённого им льва завёлся рой пчёл. Достал оттуда мёд, ел и угощал всех.

Вскоре молодые сыграли свадьбу, где Самсон загадал присутствующим загадку, которую Филистимляне разгадать не смогли и подослали к нему жену с просьбой сказать ответ. После того, как жена узнала отгадку, она сразу же сказала её представителям своего народа. Самсон разозлился и покарал 30 филистимлян. Так началось их 20-летнее противостояние.

Самсон очень любил Далилу. И узнав об этом, Филистимляне решили подкупить женщину, дабы та выведала секрет огромной физической силы мужа, за что пообещали ей большое количество серебра. И Самсон раскрыл Далиле тайну своей силы своей, которая крылась в его волосах.

Лучшая статья для Вас, переходите: Библейские пророки и библейские пророчества

После этого женщина остригла волосы мужу, который мирно спал, и отдала его своим соратникам, а те, в свою очередь:

  • заковали его в медные цепи;
  • ослепили;
  • заточили в доме узников для дальнейшего принесения в жертву богу Дагону.

Но не учли, что волосы на голове Самсона начали понемногу отрастать. Он набрался силы, сдвинул с мест несущие столбы – и обрушил дом, убив при этом больше филистимян, чем за 20 лет судейства. Сам он также был погребён под обломками и позже похоронен рядом с отцом.

Свадьба и загадка

Первый случай, когда Шимшон столкнулся с филистимлянами, произошел в одну из его частых экспедиций, когда он прибыл в Тимну, филистимскую деревню. Там он увидел прекрасную девушку из местных, которую сразу решил взять в жены. Хотя его родители пытались отговорить сына от поспешного брака, Шимшон все же решил жениться (после того, как она сделала гиюр).(3)

На свадебном торжестве Шимшон понял, что у него появилась возможность воплотить свой план в жизнь. Он бросил вызов 30 филистимским гостям, придложив отгадать его загадку, и если бы они угадали ответ, Шимшон раздал бы каждому по новому костюму, а если нет, то они бы дали ему в общей сложности 30 костюмов. Филистимляне согласились. Шимшон произнес свою загадку, но филистимляне никак не смогли разгадать ее.(4) Дело в том, что пути в Тимну он проходил мимо того самого места, где некогда убил льва, и заметил, что рой пчел превратил тушу животного в улей. Шимшон взял оттуда немного меда, поел и пошел дальше. И на свадьбе задал следующую загадку: «Из евшего вышла еда, а из сильного вышло сладкое. Что это такое?» Евший — это лев, царь всех зверей, а сладкое — это мед. Итак, несмотря на то, что всю неделю филистимляне не могли найти ответ, на седьмой день они пришли к Шимшону, они ответили ему: «Что слаще меда и кто сильнее льва?»

Откуда они узнали ответ? Попросив несколько дней на раздумья и не придумав ни одной версии, филистимляне обратились к жене Шимшона. Они потребовали, чтобы она уговорила мужа дать ей верный ответ, иначе они сожгут ее и дом ее отца. Жена Шимшона испугалась, стала плакать и давить на мужа, и в какой-то момент он сдался. А она тут же передала верный ответ филистимлянам.

Поэтому, когда филистимляне пришли к Шимшону с ответом, он сразу понял, что произошло. В гневе покинув город, он отправился в Ашкелон, принадлежавший на тот момент филистимлянам, убил 30 человек, взял их костюмы и отправил тем, кто “отгадал загадку”. А затем ушел в дом своего отца.

Взгляд критической школы[править]

Согласно библейской критики, рассказ о Самсоне есть нечто иное как адаптация финикийского мифа о солнечном божестве Мелькарте, главном божестве Тира, Гадеса, и Карфагена.

Таково мнение Ю.Б. Циркина и других авторов, считающих Самсона солнечным божеством, Мелькартом.

Некоторые учёные усматривают во всей истории Самсона солнечный миф (שמשון‎ от שמש‎, Солнце), вследствие чего и имя רלילה‎ в связи с этим получает символическое значение. Подобной точки зрения держится, например, Ignaz Goldziher, по мнению которого «Делила (от Лайла, לילה‎, ночь) надвигающаяся ночь, которая срезает лучистые локоны своего любовника Солнца (crines Phoebi); в последних же сконцентрирована вся его сила».

Таким образом, согласно мнению этой школы, Далила — персонификация ночного божества, может быть Луны, схожей с карфагенской Тиннит (tanet — Луна), и включавшей некоторые черты Астарты.

История создания. Первые постановки

Сен-Санс начал работать над «Самсоном и Далилой» в 1867 году, предполагая написать ораторию. Но его либреттист, Лемер, убедил его в театральном потенциале произведения. Франц Лист предложил поставить её в Веймаре, где он работал музыкальным директором при космополитичном, прогрессивном и весьма музыкальном дворе великого герцога. Мировая премьера оперы (с либретто в немецком переводе) состоялась в веймарском Grossherzogliches Theater

(ныне Немецкий национальный театр в Веймаре) 2 декабря 1877 года. В письме от 20 января 1882 года к г-же Ш. Тардьё Ф. Лист писал:

Любовные сцены на библейский сюжет в театре меня шокируют за исключением «Далилы» нашего чудесного и доблестного друга Сен-Санса, сочинившего великолепный любовный дуэт и совершенно кстати, ибо Далила и Самсон должны были беситься от любви, тогда как в «Магдалине» и «Иродиаде» Массне это было лишь театральной условностью.

Во Франции же эта опера, как написанная на библейский сюжет, имела большие проблемы с постановкой. В самом начале Полина Виардо как-то даже устроила в своем доме частное представление, чтобы заинтересовать директора парижской оперы. Аккомпанировал сам Сен-Санс, но их совместные усилия остались безуспешными. На самом деле, оперу не слышали во Франции до 1890 года — до премьеры на сцене провинциального Руана. К этому времени Полина Виардо, которая боролась за эту постановку и для которой это произведение, в сущности, было написано и которой оно было посвящено, оказалась уже слишком старой, чтобы исполнять партию Далилы. Парижская премьера, в подготовке которой участвовал сам композитор, состоялась 23 ноября 1892 года в Гранд-опера (дирижёр Эдуар Колонн). Он же дирижировал российской премьерой оперы, которая состоялась в Петербурге в 1893 году.

В Лондоне постановке оперы препятствовал министр двора лорд Роберт Уинн Каррингтон, но всё же она была исполнена в виде оратории, как первоначально и задумывал автор.

Блудница

Однажды вечером, будучи в Газе, Самсон увидел красивую блудницу и тут же её возжелал. Блудница отнеслась к нему благосклонно и пригласила к себе в дом. Богатыря с его длинными волосами и могучей фигурой трудно было с кем-нибудь спутать, многие местные жители его узнали, и пока Самсон предавался любовным утехам, дом блудницы окружили. Опасаясь богатырской силы своего врага, филистимляне надеялись расправиться с ним ночью, в темноте, когда Самсон подойдёт к городским воротам, которые будут заперты. А пытаясь взломать их, он отвлечется, и тогда филистимляне схватят его. Однако когда богатырь в полночь собрался покинуть Газу, он одним движением сорвал городские ворота вместе с косяками и засовом, взвалил их себе на спину и, издеваясь над своими врагами, вознёс на самую высокую гору напротив Хеврона. Так и вторая встреча с филистимлянкой чуть не закончилась для Самсона трагически. Но и это ничему его не научило.

Персонаж в искусстве

Жан Одран, Тело Самсона, принесенное его семьей к его погребению, после Франсуа Вердье

Картина

  • против. 1500: Самсон и Далила, картина Андреа Мантенья .
  • 1609 или 1610: Самсон и Далила, картина Питера Пауля Рубенса .
  •  : Слепота Самсона, картина Рембрандта .
  • 1698: Тело Самсона, принесенное его семьей к его захоронению, картина Франсуа Вердье, интерпретированная гравюрой Жана Одрана .
  • 1842: Самсон и лев, Франческо Хайес .

Музыка

Интерпретация Самсона в Капитольском Театре в Тулузе в 1971 году.

  • 17 ..: Самсон и Далила, кантата Себастьяна де Броссара .
  • 17 ..: Самсон, духовная кантата, EJG 36 Элизабет Жаке де Ла Герр
  • 1741: Самсон, оратория Георга Фридриха Генделя .
  •  : Опера « Самсон и Далила » Камиллы Сен-Санса .
  • 1929: Если бы я поступил так, я бы разрушил здание, Слепой Вилли Джонсон.
  • 1972 Самсон и Далила, Середина дороги, покрытая Шейлой
  • 1989: Gouge Away, песня группы Pixies .
  • 2002: Самсон, Регина Спектор .
  • 2013: Самсон, В. В. Браун (альбом «Самсон и Далила» )

Кино

  •  : Самсон и Далила, французский фильм Фердинанда Зекки .
  •  : Самсон, французский фильм Анри Андреани и Фердинанда Зекки .
  •  : Самсон, американский фильм Дж. Фаррелла Макдональда .
  •  : Самсон, французский фильм Мориса Турнера .
  •  : Самсон и Далила, американский фильм Сесила Б. Де Милля .
  •  : Самсон, польский фильм Анджея Вайды .
  •  : Самсон и Далила Ла Библия, немецко-итало-американский телефильм Николаса Роуга .
  •  : Самсон, американский фильм Брюса Макдональда и Габриэля Саблоффа.

Постановки

Опера неоднократно ставилась на многих европейских сценах. Среди спектаклей конца XX века: постановка Венской оперы (1990, режиссёр Г. Фридрих; А. Бальтса — Далила), парижской «Опера Бастий» (1991, В. Атлантов — Самсон)

Постановки в России

В России опера впервые прозвучала в 1893 г. в Петербурге в исполнении французской труппы под управлением дирижёра Э. Колонна.

Через три года, 19 ноября 1896 г. опера была поставлена в петербургском Мариинском театре (М. Славина — Далила, И. Ершов — Самсон, Л. Яковлев, И. Тартаков — Верховный жрец).

В 1901 г. прошла постановка в Москве, на сцене Нового театра, под управлением того же Э. Колонна.

Затем опера шла на многих сценах России (Свердловск, 1927). 2 декабря 2003 г. состоялась премьера Мариинского театра (дирижёр — В. Гергиев; О. Бородина — Далила).

Особая сила Шимшона

В Священном Писании приводится и много других историй, связанных с силой Шимшона. Однажды, когда он пришел в Азу, один из главных городов филистимлян, и остался там на ночь, враги окружили его и закрыли городские ворота, намереваясь утром атаковать. Шимшон догадался об их злодейских замыслах, поэтому встал в полночь, вырвал из земли гигантские запертые городские ворота, положил их себе на плечи и унес далеко оттуда, на вершину горы.

В другой раз, сразу после инцидента с лисами, филистимляне попытались смягчить гнев Шимшона и сожгли дом его неверной жены и ее отца, подразумевая, что таким образом отомстили за него. Но когда Самсон услышал, что они сделали, он лишь сильнее разгневался, напал на филистимлян и убил многих из них.

Филистимляне собрали огромную армию и расположились лагерем в Иудейском городе Лехи, где скрывался Шимшон. Они передали местным жителям, что те либо обязаны в кратчайшие сроки передать им Шимшона, либо будут убиты.

Когда испуганные жители Иудеи пришли к Шимшону и рассказали ему об угрозе филистимлян, он остался невозмутим. По собственному желанию он был связан и приведен в филистимский лагерь. Радостные филистимляне встали, чтобы убить его, но в этот момент на него спустился дух Всевышнего, и тогда он сорвал связывавшие его веревки, словно они были старыми и истлевшими, и, схватив первое, что увидел – челюсть осла – убил тысячу человек.

После этой впечатляющей победы весь еврейский народ понял, что Шимшон был избран Всесильным, чтобы вести их, и назначили его судьей над собой.

Далила и падение Шимшона

Падение Шимшона в конечном счете все же произошло от рук филистимлян — от женщины, на которой он женился, Далилы. Беда была в том, что Шимшон очень сильно ее полюбил, и его враги поняли, что благодаря этому можно его одолеть.

Однажды знатные филистимляне пришли к Далиле, пока она была одна, и предложили ей поистине огромные деньги, если она откроет им секрет силы своего мужа и поможет им организовать его захват. И вероломная Далила согласилась.

Каждый день Далила мучила мужа вопросами, пытаясь разными способами выманить его тайну. Несколько раз Шимшон пытался отшутиться, но Далила была непреклонна и требовала истины.

«Если ты свяжешь меня с семью сырыми тетивами, тогда моя сила исчезнет, — отвечал ей Шимшон. — Если ты свяжешь меня новыми веревками, которые никогда не были в употреблении, я стану обычным человеком». «Если ты свяжешь семь прядей моих в тканьё, я ослабею». Каждый раз Далила пыталась опробовать эти способы, пока Шимшон спал. Каждый раз она вскрикивала: «Шимшон, на тебя напали филистимляне!», и Шимшон резко просыпался, демонстрируя свою силу, отчего становилось очевидно, что ее методы не работали.

Далила плакала перед ним: «Как ты можешь говорить «я люблю тебя», если на самом деле твое сердце не со мной? Уже три раза ты насмехался надо мной, но так и не признался, в чем секрет твоей силы!». И так она его измучила, что однажды Шимшон сдался.

Наконец, он рассказал ей секрет своей силы. «Бритва никогда не касалась моей головы, потому что я назир Богу еще с тех времен, когда был в чреве моей матери. Если я побреюсь, тогда моя сила оставит меня, и я стану слабым как любой человек».

На этот раз предательница Далила точно поняла, что муж говорит ей правду. Она поспешила позвать филистимлян к своему дому. Когда Шимшон спал, Далила обрезал его волосы, а затем воскликнула: «Шимшон, филистимляне напали на тебя!»

Шимшон вскочил, готовый защищаться. Но Божественная сила, которой он прежде обладал, отошла от него, и люди, которые сидели в засаде, легко его одолели. Жестокие филистимляне выкололи ему глаза и, заковав в цепи, отвели в Азу.

Талмуд учит, что Шимшон был наказан ослеплением, потому что прежде смотрел на филистимлянок с вожделением. Хотя Бог и хотел, чтобы Шимшон женился на филистимлянках, но личные мотивы его были не совсем чистыми, так как он именно мечтал обладать ими.(7)

Царь Давид — создание Иерусалима

История рассказывает о том, что следующим царем стал Давид, который был пастушком и прославился тем, что в юности сумел победить великана. Когда войска филистимлян пытались захватить землю евреев и назначили битву с ними, великан Голиаф вызывал на бой жителей Палестины.

И через сорок дней юный Давид решился сразиться с Голиафом, который в качестве оружия использовал камни. Он сумел метнуть камень прямо в голову Голиафа, вооруженного мечом, копьем и щитом, и победил его.

Тогда филистимляне покинули территорию израильтян, пораженные тем, что их предводитель был убит.

Давид был мудрым и талантливым правителем, который поддерживал мирные отношения с соседней Древней Финикией . Под его властью находилось много народов, которые причисляли себя к Израильскому царству. Во время правления Давида столицей царства стал Иерусалим.

Далида и Самсон

(Суд 16:4После того полюбил он одну женщину, жившую на долине Сорек; имя ей Далида.

Имя Далида — что значит «истощающая». Она должна была лишить его покоя. В Библии написано, что она до смерти истощила его душу. И однажды он сдался и сказал, что никому еще не говорил: «Я от утробы матери моей назорей, я никогда не стриг волосы, я отделен для Бога».

Есть кое-что в потере волос Самсона. Число семь означает число совершенства. Бог сотворил всю землю и почил в седьмой день. Но в случае с Самсоном, мы знаем, что его волосы не делали его совершенным. Поэтому число семь здесь означает не совершенство, а отделение для покоя в Боге.

Самсон уснул и Далида пригласила Филистимлян прямо к нему в комнату, и они остригли ему волосы. И у него не получилось отразить удар. Он понял, что сила его пропала. Он потерял свой покой, ведь он был отделен для него. Секрет Самсона был в этом покое. Филистимляне вырезали Самсону глазницы, и он ослеп.

Когда Самсон лишился покоя, он остался не только без зрения и перспективы на жизнь, он потерял всё и свободу в том числе. Но Бог даёт ему шанс.

Может быть сейчас, в твоей жизни есть грех аморальности, но ты принимаешь решение с этим покончить. Слава Богу, есть надежда. В Библии написано, что волосы Самсона начали отрастать. Постепенно он начал приобретать покой. Он ничего не видел кроме темноты. И вдруг начал снова думать о призвании от Бога. Бог милостив всегда. И вот однажды было большое собрание Филистимлян, почётным гостем была Далида, потому что она предала Самсона. И они стали кричать: «Приведите сюда Самсона (того, кто раньше внушал им страх), давайте все вместе над ним посмеёмся». 

Рембрандт: Самсон и Далила

Практически на столетие раньше, в тысяча шестьсот тридцать шестом году, художник из Голландии Рембрандт написал ставшее известным всему миру полотно под названием «Ослепление Самсона филистимлянами».

При этом нужно отметить, что Рембрандт вовсе не является в широком смысле первооткрывателем в данной тематике

Он первым обратил внимание на трагический момент ослепления Самсона: здесь и злобное торжество врагов, и беспомощность главного героя картины, и радостная измена самой Далилы. Эта работа откроет Рембрандту дорогу к высоким заказам

В настоящее время полотно выставлено на одной из университетских художественных экспозиций в городе Франкфурт – на – Майне.

Главная ошибка Самсона

Однако враги Самсона не учли, что в заточении его волосы начали понемногу отрастать. В подвале дома, где он был прикован к несущим столбам, он подготовил план мести. Набравшись сил, он рванул цепи. Переломленные столбы рухнули, погребая под собою и обитателей дома, и самого Самсона. Одним своим движением Самсон погубил больше филистимлян, чем за всё время своего правления в качестве судьи Израиля.

Рембрандт «Ослепление Самсона», 1636 годМестонахождение: Музей Штаделя, Франкфурт, Германия

Конечно, очевидным мотивом предания о Самсоне и Далиле является воззвание к моральной чистоте и порицание предателей. Но существует и несколько иное мнение. Согласно ему, одной из главных идей этой легенды стала разница между борьбой по велению Бога и собственным противостоянием.

Неслучайно отмечается, что Самсон был ослеплён. Здесь подразумевается не только физическая, но и духовная слепота. Он был посланником Господа, а потому должен был подчинять эмоции разуму. Однако в дни своего пленения Самсон настолько возненавидел филистимлян, что превратил борьбу с ними в личное стремление.

Федор Семенович Завьялов «Самсон разрушает храм филистимлян», 1836 годМестонахождение: Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург, Россия

Предание о Самсоне и Далиле принадлежит к ряду самых известных библейских легенд. И здесь речь идёт не только о предательстве. Ветхозаветное сказание объясняет нам, что порой мы находимся в плену собственных чувств, становясь “ослеплёнными” яростью или обидой

Но в такие моменты важно понимать, что промысел Божий гораздо выше человеческих чувств. Поддавшись порыву, можно оказаться погребённым под обломками жизни – что и произошло с могучим Самсоном

Избранная дискография

  • Далила — Мария Максакова,Самсон — Никандр Ханаев,Верховный жрец — Владимир Прокошев,Старый иудей — Сергей Красовский,Абемелих — Иван Петров, хор и оркестр Большого театра, дирижёр — Александр Мелик-Пашаев,1946 год.
  • Далила — Элен Бувье,Самсон — Жозе Луччони,Верховный жрец — Поль Кабанель,Старый иудей — Анри Меду,Абемелих — Шарль Камбон, хор и оркестр театра «Гранд-опера», дирижёр — Луи Фурестье,1946 год.
  • Далила — Мария Каллас,1961 год
  • Далила — Рита Горр,Самсон — Джон Викерс, хор и оркестр Парижской оперы, дирижёр — Жорж Претр,1962 год
  • Далила — Елена Черней,Самсон — Людовик Шписс,Верховный жрец — Дан Иорданеску,Старый иудей — Василий Молдовяну,Абемелих — Константин Думитру, хор и оркестр Румынского радио и телевидения, дирижёр — Курт Адлер,1969 год .
  • Далила — Ширли Верретт,Самсон — Ришар Кассили, хор и оркестр театра «Ла Скала», дирижёр — Жорж Претр, 1970-е гг.
  • Далила — Елена Образцова,Самсон — Пласидо Доминго,Верховный жрец — Ренато Брузон,Абемелих — Пьер Тау,Старый иудей — Роберт Ллойд, хор, Оркестр Парижа, дирижёр — Даниэль Баренбойм,1979 год .

Ослепление Самсона

Он был полностью ослеплен, всюду передвигаясь с мальчиком – поводырем. Однажды язычники – филистимляне в день празднования памяти Дагона привели Самсона в свое собрание, подвергая его особенным издевкам.

П. П. Рубенс. «Смерть Самсона», 1605 г.

Волосы его к тому времени постепенно отрастали, сам Самсон горько оплакивал свой блуд. Он попросил  поводыря подвести себя к двум большим колоннам, на которые опиралась основная часть здания, будто бы желая убедиться в их прочности.

Воззвав к Богу, Самсон разорвал цепи, которыми был окован, и обрушил здание, погубив большое количество филистимлян. Сам он также погиб под обломками. Похоронили Самсона рядом с отцом.

Чему учит библейское сказание о Самсоне и Далиле?

Многие считают, что история о Самсоне и Далиле – это история предательства, однако, это ошибочное мнение. Мотив предательства, действительно, весьма част в Библии. Можно, к примеру, вспомнить предательство Иуды Искариота, историю Иосифа и его братьев и пр. Но, хотя данный мотив прослеживается в легенде о Самсоне и Далиле, он не является здесь основным.

Один из самых важных уроков, которые мы можем вынести из библейской легенды о Самсоне и Далиле, — это научиться контролировать свои эмоции и не позволять эмоциям контролировать нас. Стремление к мести и чувство ярости – то, что на самом деле погубило Самсона.

Самсон погиб, потому что он позволил своим эмоциям управлять своим поведением. Он убивал Филистимлян из гнева и мести. Мы не имеем права убивать или причинять вред по причине того, что мы не можем контролировать свой гнев. Правосудие должно быть в руках Бога. Самсон сражался с Филистимлянами в течение двадцати лет. Он убил многих и уничтожил многое. Он был зол, и гнев отвлекал его от Божьего плана на него. Миссия, которую Бог возложил на него, стала его личной битвой, он уже боролся за себя, следуя своему собственному гневу, своим страстям. Месть стала мощной и всепоглощающей силой в сердце Самсона и изменила направление его жизни.

Описанная в Библии слепота Самсона, есть не что иное, как символическое описание его духовной слепоты. Не понятно, в какой именно момент Самсон перестал идти по пути Господа, а пошел по пути собственной мести, используя ту силу, которую Господь дал ему.

Смерть Героя

После попадания в плен Шимшон был поставлен заниматься молотьбой. Однажды, в день, когда все филистимляне собрались на большой праздник, чтобы принести особую жертву своему идолу, они решили заодно и отпраздновать свою победу над Шимшоном. Они пели, танцевали и благодарили своего бога за то, что тот предал богатыря в их руки. В какой-то момент они послали за слепым Шимшоном, чтобы тот развлекал их. Измученный и униженный, он пришел и развлекал их, но понимал, что не может больше выносить этих грубых насмешек, однако еще более отвратительно ему было поклонение филистимлян идолам.

Обратившись к тому, кто его вел, Шимшон попросил: «Подведите меня к колоннам, чтобы я мог опереться на них и немного передохнуть». Мальчик повиновался.

А волосы на его голове за время плена уже немного отрасли. Пылающий гневом и болью, но полный надежды, Шимшон взмолился Всевышнему: «О, Господи, Боже, прошу, вспомни меня и дай мне силу, прошу, только на этот раз! Позволь мне отомстить этим жестоким идолопоклонникам, чтобы они знали, что ты единственный Бог

И неважно, если я умру вместе с ними!»

Внезапно он снова почувствовал на себе дух Бога. Возблагодарив Всевышнего, Шимшон протянул руки, схватился за колонны, поддерживающие здание, и уперся в них всей силой. В следующее же мгновение стены и крыша рухнули, разрушив все здание. Все присутствующие там филистимляне вместе с самим Шимшоном погибли во время крушения. В тот день Шимшон пожертвовал собой, но смог убить больше филистимлян, чем за всю свою жизнь.

После этого сошли в то место его братья и весь дом его отца, взяли его тело и вернули домой, похоронив между Цорой и Эштаолом, – на той земле, где он так доблестно сражался, чтобы защитить свой народ, – в гробнице Маноаха, го отца. Шимшон был признанным лидером еврейского народа на протяжении 20 лет.

В искусстве и литературе

Библейский сюжет о Самсоне — одна из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса.

В изобразительном искусстве

Франческо Мороне. «Самсон и Далила»

Соломон Соломон. «Самсон и Далила», 1887 В изобразительном искусстве эпизоды из жизни Самсона изображены на мраморных барельефах IV в. в Неапольском соборе. В средние века сцены из подвигов Самсона часто встречаются в книжных миниатюрах. Картины на темы истории о Самсоне писали художники А. Мантенья, Тинторетто, Лукас Кранах, Рембрандт, Ван Дейк, Рубенс и другие.

В литературе

Одной из первых пьес, посвящённых Самсону, стала трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556. Тема приобрела особую популярность в XVII в., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, — драма Дж. Мильтона «Самсон-борец» (1671; русский перевод 1911 г.). Среди произведений XVIII в. следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве ха-плиштим» («Самсон и филистимляне»), более известную под названием «Ма‘асе Шимшон» («Деяния Самсона»; 1727). В XIX в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в XX в. Ф. Ведекинд, С. Ланге, Л. Андреев и другие, а также еврейские писатели: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» — «Любовь Самсона», 1951-52) и другие.

В музыке

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в 1877 г.).

В кинематографе

  • 1914 — «Самсон и Далила» / англ. Samson and Delilah, реж. Дж. Ф. Макдональд
  • 1922 — «Самсон и Далила» / англ. Samson and Delilah, реж. Александр Корда
  • 1949 — «Самсон и Далила» / англ. Samson and Delilah, реж. С. Б. де Милль
  • 1961 — «Самсон» / польск. Samson, реж. Анджей Вайда
  • 1963 — «Геракл против Самсона» / итал. Ercole sfida Sansone, реж. Пьетро Франчиши (Pietro Francisci)
  • 1984 — «Самсон и Далила» / англ. Samson and Delilah, телевизионный фильм, реж. Ли Филипс (Lee Philips)
  • 1996 — «Самсон и Далила» / англ. Samson and Delilah, телевизионный фильм, реж. Николас Роуг
  • 2009 — «Самсон и Далила» / англ. Samson and Delilah, реж. Уорик Торнтон (фильм имеет отдельные парафразы с библейским сюжетом, но в целом совсем о другом)
  • 2018 — «Самсон»

Заключение

Пример судии Самсона назидателен. Выходит, что даже рождение по обетованию ангела автоматически не делает кого–то святым.

Такой талант, как физическая сила, может быть использован не только против врагов своего отечества, но и для совершения дел нечестивых. Благословение родителей, живущих благочестиво, значит очень много.

Любой человек способен на предательство; блудница Далила не является исключением. Странно, что она обрела такое глубокое доверие Самсона. Пример покаяния, кажущегося запоздалым, очень актуален сегодня.

Любой человек имеет свои личные грехи и страсти. Хочет он того или нет, но последствий не избежать, в том числе определенного помутнения рассудка, потери возможности здраво рассуждать и принимать правильные решения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: