Иван крылов ~ волк и журавль

Краткое содержание

Ребята рассказывают тебе краткие содержания книг. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.

Мальчик много хвастался и попал в неловкую ситуацию.
«Англичанин Павля», В. Ю. Драгунский

Очень отзывчивого человека все о чём-то просят.
«Телефон», К. И. Чуковский

История о том, как легкомысленно вообще не думать о будущем.
«Стрекоза и муравей», И. А. Крылов

История о том, что не стоит судить кого-то по внешности.
«Царевна-лягушка», русская народная сказка

Смешная история о том, как два друга напрасно испугались.
«Живая шляпа», Н. Н. Носов

Сказка о том, что случилось с мальчиком-грязнулей.
«Мойдодыр», К. И. Чуковский

Сказка о том, что случилось с мальчиком-грязнулей.
«Мойдодыр», К. И. Чуковский

История о вторжении в чужой дом.
«Три медведя», Л. Н. Толстой

Героиня этой истории не достигла цели из-за своего хвастовства.
«Лягушка-путешественница», В. М. Гаршин

Помощь настоящего друга помогла герою справиться со сложными испытаниями.
«Конёк-Горбунок», П. П. Ершов

Герой спасает волшебное существо и за это получает необычные способности, но это портит его характер.
«Чёрная курица», А. Погорельский

Двое героев отправились за едой и столкнулись с природными опасностями.
«Кладовая солнца», М. М. Пришвин

Юный герой заблудился, но благодаря своим знаниям и сообразительности нашёл дорогу домой.
«Васюткино озеро», В. П. Астафьев

Пример ответа:

Краткое содержание для читательского дневника

  1. Жадный Волк, как и его собратья, очень любил мясо и привык его есть вместе с костями.
  2. Однажды голодный зверь настолько увлёкся поглощением любимого блюда, что его настигла нежданная беда, – одна косточка застряла в волчьем горле.
  3. Волк испугался, ему тяжело дышалось, он боялся умереть.
  4. Неподалёку оказался Журавль, который согласился помочь несчастному хищнику и длинным клювом извлёк застрявшую кость.
  5. Когда Волку полегчало, Журавль спросил его об оплате за оказанную услугу.
  6. Хищник разозлился и прогнал своего спасителя, ведь волчья «благодарность» заключалась в том, что птица осталась жива.

Фильмы по книгам

Пример задания:

В каких книгах была героиня лиса? Отправь её на съёмки фильмов по этим книгам.

Дано на экране выбрать две книги, отправляем лису в обе и далее переходим к утке.

  • «Лиса и журавль», народная сказка — лиса
  • «Серая шейка», Д. Н. Мамин-Сибиряк — лиса

Отлично, теперь отправь утку на съёмки

«Серая шейка», Д. Н. Мамин-Сибиряк — утка

Переходим к основному заданию для всех классов, ищите свои варианты.

В каких книгах были такие герои (лягушка, лиса, медведь, баба-яга, старуха)?

Отправь их на съёмки фильмов по этим книгам.

  • «Гуси-лебеди», народная сказка — баба-яга
  • «Теремок», народная сказка — лиса, медведь и лягушка
  • «Царевна-лягушка», народная сказка — баба-яга и лягушка
  • «Квартет», И. А. Крылов — медведь
  • «Колобок», народная сказка — лиса, медведь и старуха
  • «Елена Премудрая», сказка — старуха
  • «Каша из топора» — солдат и старуха
  • «Сказка о рыбаке и рыбке», A. С. Пушкин — старуха

В каких книгах были такие герои (леший, казак, крестьянский мальчик, офицер, князь)?

Отправь их на съёмки фильмов по этим книгам.

  • «Ночь перед Рождеством», Н. В. Гоголь — казак
  • «Песнь о вещем Олеге», А. С. Пушкин — князь
  • «Филипок» Л. Н. Толстой — крестьянский мальчик
  • «Бежин луг», И. С. Тургенев — крестьянский мальчик
  • «Тарас Бульба», Н. В. Гоголь — казак
  • «Кавказский пленник», Л. Н. Толстой — казак, офицер и крестьянский мальчик
  • «Капитанская дочка», А. С. Пушкин — казак и офицер

Вот так выглядит ответ:

Главные герои басни крылова волк и журавль. О чём рассказывает басня

У волка, пожиравшего свою добычу, в горле застряла кость, которая причиняла ему такую сильную боль, что он с воем носился туда, сюда и умолял каждого встречного протянуть ему добрую руку, чтобы облегчить его страдания; более того, он обещал разумную награду тому, кто успешно выполнит эту операцию. Наконец журавль, соблазнившись выгодой вознаграждения и предварительно добыв его, чтобы подтвердить свое обещание клятвой, взялся за дело и сунул свою длинную шею в горло хищного преступника. Короче говоря, он вытащил кость и ожидал обещанного вознаграждения. Когда Волк, презрительно взглянув на него, сказал: Я не думал, что ты был так бессовестен! Я держал твою голову во рту и мог откусить ее, когда мне было угодно. Но позволил тебе забрать ее без всякого ущерба, и все же ты не доволен!

Есть на свете люди, которым человек может быть вдвойне несправедлив за свою службу: во-первых, потому, что они никогда не заслуживали того, чтобы им оказывали доброе дело; а во-вторых, потому, что, когда он уже занят, так трудно избавиться от их знакомства.

Эта басня не является примером неблагодарности, как это кажется на первый взгляд, и как ее понимают некоторые мифологи; чтобы провести параллель в этом случае, журавль должен был бы испытывать некоторые трудности в свою очередь, и Волк отказался помочь ему, когда это было в его власти. Весь смысл его заключается в том, что мы должны прежде всего подумать не принесет ли помощь вреда. А главное о том, что это за люди, которым мы желаем оказать добрые услуги. Ибо тот, кто оказывает милость или даже доверяет человеку, не имеющему чести, вместо того чтобы найти в ней свое оправдание, хорошо себя чувствует, если он не страдает. Человек конечно же должен помогать ближнему в беде. Однако есть множество людей отвечающих злом на добро. А следовательно ваш добрый поступок не вызовет у них чувство благодарности. В лучшем случае произойдет так как в басне. А в худшем помощника еще и сделают во всем виноватым или нанесут вред здоровью.

Журавль хотел, чтобы ему заплатили за то, что он вытащил кость из горла волка

Волк посоветовал соблюдать осторожность

Мораль:

Русская сказка

Отзыв к рассказу басне Льва Толстого «Волк и журавль»

Очень поучительная сказка писателя Льва Толстого. Такая ситуация часто встречается и среди людей, поэтому Лев Николаевич позволил себе придать человеческие характеры своим героям, волку и журавлю. Дети, читая произведение, смогут сами разобраться в поступках сказочных персонажей. Но, если рядом будут находиться мама и папа ребёнка, значит той цели, которой добивался классик, создавая книгу детских сказок, ему удалось достичь.

Пересказ сказки

Как известно, волк – это хищник. Во время очередной трапезы волк подавился костью, а самостоятельно выплюнуть и достать её из своего горла не мог. В надежде на то, что у журавля длинный клюв, волк попросил у него помощи. В грубой форме сделал это волк. По просьбе хищника журавль должен был засунуть в пасть волка не только клюв, но и голову. Требовалось вытащить кость, застрявшую в глотке зверя. Волк обещал награду за своё спасение. Журавль выполнил просьбу, достал кость и попросил вознаграждение, которое обещал ему волк. Хищник рассвирепел от такой наглости. Ведь наградой можно уже считать то, что зверь оставил журавля целым и невредимым, а ведь мог откусить голову, когда она была в его зубах.

Мораль басни

Волк повёл себя благородно, оставив журавлю голову и отпустив птицу, спасшую его от гибели? Если рассуждать, как хищник, то волк проявил верх благородства. В тексте об этом автор прямо говорит: «Тебе мало награды, что голову не откусил?». Во всём содержании басни чувствовался злой характер волка. А разве журавль не знал, с кем имеет дело? О какой награде он заговорил? Спасибо, что жив остался. Помощь в мире людей должна быть бескорыстной. А тот, кто получает помощь, сам должен сказать «спасибо» и отблагодарить. Нельзя об этом напоминать, как это сделал журавль в сказке. Благодарность за оказанную услугу не должна измеряться в материальных благах. От чего предостерегает Лев Николаевич людей? От недальновидности, которую проявил журавль. Он должен был предвидеть такое отношение хищника к спасителю. Следующий человеческий порок – скупость. Волк не смог за спасение своей жизни отблагодарить птицу. Неблагодарность – это ещё один недостаток в обществе людей. Трудно устанавливать правильные взаимоотношения друг с другом, но этому следует учиться. Читая такие нравоучительные истории и поучительные сказки, можно постичь науку человеческих отношений. У человечества мало осталось щедрых и бескорыстных поступков. А их нужно множить, развивать и закреплять в обществе, не боясь ничего.

Читайте басню русского писателя Льва Николаевича Толстого «Волк и журавль» онлайн бесплатно и без регистрации.

Басня Волк и журавль — анализ

Анализ басни Крылова «Волк и Журавель» начинается с анализа характеров героев. Волк – явно отрицательный персонаж данного произведения. В нем прозрачно угадывается заносчивый, неблагодарный человек, обладающий некой силой и считающий, что эта сила дает ему на право на любые блага. Но и такие люди попадают в неприятности, выпутаться из которых самостоятельно не могут. Из этого вытекает первая мораль басни Крылова «Волк и Журавель» — принимая помощь, старайся отплатить добром, иначе в следующий раз тебя бросят на произвол.

С первых же строк автор говорит, что всякий знает о жадности волков. Собственно, из-за этой самой жадности герой и попал в неприятность – кость застряла в его горле. Но Журавель все равно поспешил помочь своему естественному врагу, прельстившись наградой – и чуть не был съеден. Из этого и следует указанная мораль.

Журавль
свой нос по шею

Засунул
к Волку в пасть и с трудностью большею

Кость
вытащил и стал за труд просить.

«Ты
шутишь! — зверь вскричал коварный, —

Тебе
за труд? Ах ты, неблагодарный!

А
это ничего, что свой ты долгий нос

И
с глупой головой из горла цел унес!

Поди
ж, приятель, убирайся,

Да
берегись: вперед ты мне не попадайся».

ЗАДАНИЯ

1.Как
вы понимаете выражение «ноги протянуть»?

2.«Близко
тут Журавль случился
».
Каким словом можно заменить выделенное
слово?

3.Какие
качества характерны для Журавля? Какими
чертами обладает Волк?

4.Что
осуждается в басне? Выбери подходящее
слово и объясни свой выбор: жадность,
доброта, взаимопомощь, бескорыстие,
неблагодарность, коварство
.

ГУСЬ
И ЕГО КРИТИКИ

(И.А.Крылов)

Однажды
Гусь, вытягивая шею,

Расхвастался
на целый птичий двор:

«Сам
поражен я широтой своею.

Ведь
я, как человек, ходить умею,

Как
рыба, плаваю. А если захочу,

То
полечу!

Через
забор!»

Индюк
подпел: «Стихии вам подвластны!»

А
Утка молвила: «Я с Индюком согласна.

У
вас такой обширный кругозор!»

«Вы
— ко-ко-корифей! — Петух воскликнул
с жаром. —

Как
птица вами я горжусь!

Повсюду
говорят: хорош, мол, Гусь!»

Так
славил Гуся птичий говор,

Пока
не появился Повар.

И
только полетел гусиный пух…

«Я
знал, — вздохнул Индюк, — что Гусь
гогочет глупо,

Что
он годится лишь для супа».

«Как
он ходил! — вскричал Петух, —

С
такими лапками, с такой фигурой

Он
ко-ко-ковылял!

Над
ним смеялись куры!

А
Утка крякнула: «По правде говоря,

Гусь
плавать не умел, и хвастался он зря.

Летать
через забор — невелики дела.

Подумаешь,
орел! Я б тоже так могла!»

Пусть
этой басни птицы не услышат,

Но
в том беды особой нет.

Она
не для того, кто перьями одет,

А
для того, кто ими пишет.

ЗАДАНИЯ

1.Понравился
ли тебе Гусь? Почему? Какими качествами
характера он обладает?

2.Как
относятся к нему птицы? Что происходит
после появления Птицы?

3.В
каких строчках басни содержится её
поучительный вывод (мораль)? Как ты его
понимаешь?

4.Может
ли история, рассказанная в басне,
произойти с людьми?

5.Как
ты понимаешь смысл заглавия басни?
Объясни.

РАБОТА
В ГРУППАХ 6.Обсудите фразы, которые
произносят герои. Подберите необходимую
интонацию для их прочтения. Распределите
роли. Разыграйте басню по ролям (слова
необходимо выучить наизусть). С какими
трудностями пришлось столкнуться во
время подготовки? Проведите обсуждение
постановки.

Кот и повар

Какой-то Повар, грамотей,С поварни побежал своейВ кабак (он набожных был правилИ в этот день по куме тризну правил),А дома стеречи съестное от мышейКота оставил.Но что́ же, возвратясь, он видит? На полуОбъедки пирога; а Васька-Кот в углу,Припав за уксусным бочёнком,Мурлыча и ворча, трудится над курчёнком.«Ах, ты, обжора! ах, злодей!»Тут Ваську Повар укоряет:«Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?(А Васька всё-таки курченка убирает.)Как! Быв честным Котом до этих пор,Бывало, за пример тебя смиренства кажут,—А ты… ахти, какой позор!Теперя все соседи скажут:«Кот-Васька плут! Кот-Васька вор!И Ваську-де, не только что в поварню,Пускать не надо и на двор,

Как волка жадного в овчарню:Он порча, он чума, он язва здешних мест!»(А Васька слушает, да ест.)Тут ритор мой, дав волю слов теченью,Не находил конца нравоученью.Но что ж? Пока его он пел,Кот-Васька всё жаркое съел.________

А я бы повару иномуВелел на стенке зарубить:Чтоб там речей не тратить попустому,Где нужно власть употребить.

Русская сказка

О сказке

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Сказка об удивительной дружбе лисы и журавля – один из примеров сказочного фольклора, где воспитательное начало выявлено наиболее ярко и имеет первостепенное значение. Знакомое многим крылатое выражение «Как аукнется, так и откликнется» взято именно из этого произведения. В этой сентенции заключен весь смысл текста: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Краткое содержание сказки

Русская народная сказка «Лиса и журавль» состоит из двух частей, в центре каждой присутствует одно событие. В первой части лиса приглашает в гости своего друга журавля и кормит его манной кашей из плоской тарелки. Очевидно, что журавлю с его длинным клювом не удается полакомиться угощением. Во второй части сказки использовано зеркальное отражение событий — лиса идет в гости к журавлю с ответным визитом. Журавль, не желая уступать плутовке-лисе, приготовил обед ей под стать: окрошку в кувшине с узким горлышком. У лисы, как она ни старалась, так же не было возможности отведать блюдо и ушла она «не солоно хлебавши». На этом дружба героев и закончилась.

Характеристика персонажей

Любопытно, что в этой сказке отсутствует такое привычное и удобное деление героев на положительных и отрицательных. Действующие лица – лиса и журавль в одинаковой степени проявляют не самые лучшие стороны. У читателя нет повода обвинить лису в хитрости и коварстве, ведь она первая пригласила в гости журавля. Единственное, что создает перевес не в пользу лисицы – это тот факт, что она не поблагодарила журавля за «гостеприимство». Тогда как журавль, даже оставшись голодным, произносит слова благодарности. Тем не менее, оба героя демонстрируют однотипное поведение и заслуживают одинакового отношения со стороны читателя.

В сказке про лису и журавля много юмора, начиная уже с выбора персонажей, который вызывает удивление: совершенно не похожие друг на друга хищный зверь и птица. Однако такой выбор не случаен, на этом различии построен основной конфликт и мораль сказки. Именно отсутствие понимания индивидуальности и особенностей другого становится причиной разногласий героев. В сказке нет прямого указания, что лиса выбрала посуду и угощение из злого умысла. Возможно, она искренне хотела накормить гостя, но сделала все, исходя только из своих предпочтений, без учета возможностей журавля. В то время как настоящая дружба основана на умении встать в позицию другого, взаимопонимании и компромиссах. Реакция журавля вполне понятна, он, так же как и лиса, не стремиться угодить гостье, а делает все только для собственного удобства. В сказке нет прямого указания на причины такого поведения журавля: пытается ли он отомстить лисе и проучить ее или просто совершает эгоистичный поступок без всякого злого умысла. Сказка оставляет читателю возможность самостоятельно трактовать поступки персонажей и делать собственные выводы из прочитанного. Но как бы не истолковали слушатели поведение героев, мораль сказки останется неизменной: судить другого по себе не стоит.

Читайте русскую народную сказку «Лиса и журавль» на нашем сайте онлайн бесплатно и без регистрации.

ВОЛК И ЖУРАВЛЬ

Мораль басни Волк и журавль (09:13:00 29/06/2015): «Лучше людям жить в согласии и дружбе — в этом их взаимная польза. Добрый человек, а тем более настоящий товарищ и друг, как бы это для него самого трудно ни было («Волк и Журавль»), выручит из беды, хотя бы и с опасностью для своей жизни («Крестьянин и Работник»), и даже жизнь свою отдаст, спасая друга («Собака, Человек, Кошка и Сокол»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.) «Дружбе, товариществу и согласию он посвятил несколько басен, в которых в разных видах выставил, какой может произойти вред и даже несчастие, когда люди начнут пренебрегать этими священными обязанностями. Часто люди ищут дружбы с другими только потому, что нуждаются в посторонней помощи; но как только помощь оказана, то друг не только не нужен, но даже не получает обещанной награды за свои услуги, подобно тому, как в баснях «Два мальчика» и «Волк и Журавль»; помогавший доставать каштаны не пользовался ими, а журавль даже чуть не поплатился жизнью за то, что потребовал себе награду за И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

Суть и смысл и мораль басни «Волк и журавль» (18:04:00 15/11/2016): Своими словами, главная мысль и смысл в басне «Волк и журавль» можно выразить следующим образом – жадность всегда приводит к плохим последствиям, а тем, кто делает добро не стоит ждать благодарности от недостойных людей.

Русские народные пословицы, которые отражают суть басни Волк и журавль (15:11:00 16/04/2017): «Конь познается на горе, а друг в беде.» «Без друга в жизни туго.» «Верный друг — редкая птица.» «Не имей сто рублей, а имей сто друзей.» «Неверный друг — опасный враг.» «Большая заслуга — выручить в беде друга.»

Анализ басни Волк и журавль (13:06:00 23/10/2017): И.А.Крылов – известный русский баснописец, которого не зря прозвали «знатоком человеческих душ». Он как никто другой замечал все пороки современного ему общества, иносказательно описывал характер человека через образы животных. Его умение придавать вымышленному образу черты настоящих людей, а через комичные ситуации показать мораль басни, актуально до наших дней. Человеческие пороки со временем не меняются и во многих героях И.А. Крылова можно легко узнать знакомых даже через много веков после создания басни. Главным персонажем является волк, который с первых строк описывается как отрицательный герой. У баснописца он жадный, глотает все без разбору и не смотрит, что и откуда появилось. Конечно, такая безудержная жадность привела к тому, что волк поперхнулся. Тут и появляется второй герой басни – журавль. Волк беспомощен и не может справиться без помощи своего врага. Журавль же стремится помочь, даже тому, кто всегда был для него опасен. Однако после помощи он просит о благодарности, а в ответ получает только угрозы и ругательства. Журавль добр и сострадателен, но помощь стоит оказывать, не ожидая ничего в ответ, особенно от жадных и злых людей. Мораль состоит в том, что оказав помощь недостойному человеку нельзя получить ничего кроме ругательств и недовольства. Жадным и злым людям стоит запомнить то, что не поблагодарив за помощь один раз в другой ее можно и не получить.

Мораль басни Волк и журавль (19:48:00 18/02/2018): Мораль басни «Волк и Журавль» заключается в том, что настоящий друг помогает искренне и бескорыстно и не требует награды за свою помощь, потому что знает, что однажды и он может оказаться в беде. С другой стороны, из басни также можно сделать вывод: в трудной ситуации люди охотно прибегают к помощи окружающих и в этом нет ничего плохого; но плохо то, что после этого некоторые люди ведут себя неблагодарно и тут же забывают о том, кому они обязаны своим благополучием.

Мораль басни “Волк и Журавль” Крылова, анализ, суть, смысл

Басня “Волк и Журавль”. Рисунок М. М. Гужавина

Басня “Волк и Журавль” Крылова была впервые опубликована в сборнике “Новые басни” в 1816 г. (ч. IV). Время создания произведения неизвестно.

Басня была отнесена Крыловым к числу “переводов или подражания” и представляет собой обработку басни Лафонтена “Волк и Аист”, которая в свою очередь восходящей к басням Эзопа и Федра (“Волк и Журавль”).

В этой статье представлены материалы о морали басни “Волк и Журавль” Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни “Волк и Журавль” Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни “Волк и Журавль” заключается в том, что в трудной ситуации некоторые люди охотно прибегают к помощи окружающих, а после ведут себя неблагодарно и тут же забывают о том, кому они обязаны. Так, Волк, попав в беду, просит Журавля спасти его от гибели. Журавль, рискуя жизнью, сует свой клюв в пасть Волку, вынимает застрявшую кость и спасает его от гибели. За свою услугу Журавль просит у Волка вознаграждение, но тот, вместо того чтобы отблагодарить спасителя, хамит ему и грозит расправой.

Авторы книги “И. А. Крылов и его басни” комментируют суть и смысл этой басни так:

Это были материалы о морали басни “Волк и Журавль” Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Источник

Мораль сказочного сюжета

Она отчетливо просматривается сквозь призму отношений героев. Красной нитью проходит мысль о невозможности дружбы между людьми, не умеющими или просто не желающими учитывать возможности, привычки и вкусы других. Невоспитанность одной и желание другого проучить негостеприимную соседку приводят к разрыву дружеских отношений.

Такой итог – естественный исход дружбы между теми, кто не умеет заботиться о друзьях, стараться сделать им приятное даже в ущерб собственным привычкам и предпочтениям.

Составители сказки призывают читателей относиться к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к ним самим. В обратном случае велика вероятность проявления принципа бумеранга. А ведь бывает не всегда приятно пожинать плоды, которые сам же и посеял.

Волк и Кот

0 Волк из лесу в деревню забежал, Не в гости, но живот спасая; За шкуру он свою дрожал: Охотники за ним гнались и гончих стая. Он рад бы в первые тут шмыгнуть ворота, Да то лишь горе, Что все ворота на запоре. Вот видит Волк мой на заборе Кота И молит: «Васенька, мой друг! скажи скорее, Кто здесь из мужичков добрее, Чтобы укрыть меня от злых моих врагов? Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов! Все это ведь за мной». — «Проси скорей Степана; Мужик предобрый он», — Кот-Васька говорит. «То так; да у него я ободрал барана». — «Ну, попытайся ж у Демьяна». — «Боюсь, что на меня и он сердит: Я у него унес козленка». — «Беги ж, вон там живет Трофим». — «К Трофиму? Нет, боюсь и встретиться я с ним: Он на меня с весны грозится за ягненка!» — «Ну, плохо ж! — Но авось тебя укроет Клим!» — «Ох, Вася, у него зарезал я телёнка!» — «Что вижу, кум! Ты всем в деревне насолил, — Сказал тут Васька Волку, — Какую ж ты себе защиту здесь сулил? Нет, в наших мужиках не столько мало толку, Чтоб на свою беду тебя спасли они. И правы, — сам себя вини: Что ты посеял — то и жни». 1830

Щука

На Щуку подан в суд донос,Что от нее житья в пруде не стало;Улик представлен целый воз,И виноватую, как надлежало,На суд в большой лохани принесли.Судьи невдалеке сбирались;На ближнем их лугу пасли;Однако ж имена в архиве их остались:То были два Осла,Две Клячи старые, да два иль три Козла;Для должного ж в порядке дел надзораИм придана была Лиса за Прокурора.И слух между народа шел,Что Щука Лисыньке снабжала рыбный стол;Со всем тем, не было в судьях лицеприязни,И то сказать, что Щукиных проказУдобства не было закрыть на этот раз.Так делать нечего: пришло писать указ,Чтоб виноватую предать позорной казниИ, в страх другим, повесить на суку.«Почтенные судьи!- Лиса тут приступила,-Повесить мало, я б ей казнь определила,Какой не видано у нас здесь на веку:Чтоб было впредь плутам и страшно, и опасно —Так утопить ее в реке».- «Прекрасно!» —Кричат судьи. На том решили все согласно,И Щуку бросили — в реку!

Анализ, мораль басни Крылова «Мартышка и очки»

Хрестоматийная басня И. А. Крылова «Мартышка и очки» написана в 1815 году. Она неизменно входит в сборники лучших басен поэта, настолько ярок и самобытен ее язык, прост для восприятия сюжет и очевидна мораль.

В тексте множество устаревших оборотов и выражений, просторечных слов, оживляющих произведение, делающих его доступным для людей любого социального статуса. По нему можно изучать историю нашего языка. Но почти все они нуждаются в пояснении, так как употреблены либо в переносном смысле, либо их смысл вовсе ускользает от современного читателя, сводя на нет «назидательные» усилия великого баснописца.

В басне есть обороты с изменениями падежной формы: «к темю» – «к темени», «слушает врак (вздор, ерунду)» – «слушает враки», «у людей слыхала» вместо привычного нам «от людей слыхала», устаревшее союзное слово «ежели» в значении «если», наблюдается перенос ударения в слове «вертит». Просторечный разговорный глагол «хватила (о камень)» употребляется в значении «очень сильно ударила». Выражение «завести очки» надо понимать не в прямом значении, а в значении «ввести в обиход». Малоупотребительная сегодня «дюжина» – это мера счета, равная 12.

Значение выражения «невежда вещь …гонит» также требует пояснения: «гонит» – значит «подвергает гонению», отвергает, запрещает. Поэтому конструкцию «толк к худу клонит, гонит» можно считать примером градации – не просто ругает, но и запрещает.

Вводя конструкцию «Тьфу пропасть!», автор использует междометие, имитирующее звук плевка, и тем самым подчеркивает раздражение персонажа, характеризует его с определенной стороны – Мартышка невыдержанна, это подтверждает и бранное слово «дурак». Слово «пропасть» приобретает в басне новое, бранное значение, отдаленно приближающееся к значению «досадное непреодолимое препятствие, нечто, мешающее достижению цели». Оно выражает досаду и разочарование Мартышки, ожидающей немедленного результата и чувствующей себя обманутой.

Фразеологизмы «так и сяк», «большой руки», «проку на волос нет» придают басне особый колорит, расцвечивают ее новыми красками. Разговорный фразеологизм «большой руки» описывает значительность, масштаб события, явления. Смысл фразеологизма «проку на волос нет» заключается в попытке представить толщину человеческого волоса мерилом пользы (прока) – для того, чтобы подтвердить собственный вывод о бесполезности вещи. Глупая Мартышка сравнивает практическую пользу очков с толщиной волоска, которая, как мы понимаем, ничтожна.

В тесте есть пример многосоюзия – «то прижмет, то нанижет, то понюхает, то полижет», который вкупе с глаголами «достала, вертит» образует длинный ряд однородных сказуемых, иллюстрирующих множественность, хаотичность действий персонажа.

Среди других средств художественной выразительности – удивительные метафоры «слаба глазами стала (стала хуже видеть)», «брызги (осколки) засверкали», «толк клонит к худу (очерняет, хулит)», «знать цену (оценивать по достоинству)», инверсия – «все про очки лишь мне налгали», антитеза – «полезна вещь – толк к худу клонит, … гонит».

Басня содержит мораль и редкое в баснях Ивана Андреевича личное отношение автора к описываемой ситуации – вводный оборот «к несчастью». Поэт не боится намекать на невежд из числа знати.

Недалекая суетливая мартышка, несмотря на возраст, не приобрела никакого опыта – она и в зрелых годах является наилучшим олицетворением тех пороков, которые поэт обличает в басне. А он высмеивает людей, которые прислушиваются к мнению авторитетов, но толкуют его на свой лад, воспринимают информацию поверхностно, некритично, бездумно копируют чужой опыт. Басня является прекрасной иллюстрацией красоты и емкости русского языка, отличного владения автора словом при внешней простоте и лаконичности выражений. Она обличает самомнение, самодовольство скорых на суд невежд.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Басни Крылова ✑
Басни

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: