Детство христа: как иисус срывал уроки, убивал соседей и приручал драконов

БУДДИЙСКАЯ ВЕРСИЯ

Сейчас я должен вновь обратиться к рассказу, записанному Николаем Нотовичем в Хемисе, в котором говорится о рождении Иисуса. В нем сказано:

В это время наступил момент* когда всемилостивый Судья решил воплотиться в человеческом облике. И Извечный Дух, т пребывающий в состоянии совершенного покоя и всевышнего блаженства, проявился и отделил себя на неопределенный период от Извечного Существа, чтобы показывать в человеческом облике средства самоотождествления с божественностью и достижения вечного блаженства и демонстрировать своим примером то, как род людской может обретать нравственную чистоту и какие степени совершенства необходимы, при отделении души человеческой от ее смертной оболочки, чтобы вступить в царствие небесное, которое является неизменным и где счастье царит вечно. Вскоре после этого чудесный ребенок родился в земле израильской. Сам Бог говорил устами этого младенца о бренности тела и величии души.

Средневековое «Детство Спасителя»: как пальма попадает в рай

В IX–X веках возникают уже новые, латинские варианты евангелий детства Христа, которые затем переводятся и на национальные языки Европы. В средневековой «Книге о рождении Благодатной Марии и детстве Спасителя» в форме переписки противника апокрифов Иеронима с епископами (разумеется, подложной) от лица первого рассказывается, что книга была написана самим евангелистом Матфеем на арамейском языке, и будто бы сам Иероним перевел этот труд, чтобы отринуть всякие сомнения о доселе неизвестных эпизодах жизни Спасителя и его матери. Матфей, один из четырех авторов истории жизни Иисуса, был таким же неоспоримым авторитетом, как и Иероним, знаток Писания и его языков. Так как на самом деле Матфей не был автором этого Евангелия, ученые стали называть апокриф «Евангелием Псевдо-Матфея».

Кроме того, так как борьба с язычеством в X веке была уже неактуальна, главным врагом Христа становится сам дьявол, и дьяволом именуется даже мальчишка, разрушающий запруды Иисуса.

«Евангелие Псевдо-Матфея» начинается с рассказов о прародителях Марии, ее замужестве с Иосифом (право на женитьбу разыграли при помощи жребия — у Иосифа чудесным образом вылетела голубка из посоха, указывая на то, что именно он должен быть с Марией), о сомнениях Иосифа по поводу девственности Марии и последующей проверке в храме с помощью горькой воды.

Второе чудо младенца Христа происходит по дороге в Египет — святое семейство решает отдохнуть в тени пещеры, как вдруг оказывается, что это место населено великим множеством драконов. Все напуганы и хотят бежать, однако Иисус сходит с рук матери и драконы начинают кланяться ему. Выходят леопарды и львы и тоже поклоняются истинному Богу, а затем даже сопровождают семейство, показывая верную дорогу.

Отдыхая в пустыне на третий день пути, Мария захотела отведать плод с очень длинной пальмы, так как было нечего пить, но старец Иосиф не мог залезть так высоко. Тогда Христос заставил дерево склониться вниз и все смогли насытиться плодами. Под корнями пальмы открывается источник воды, и, будто бы в благодарность за эту услугу, Иисус с помощью ангела переносит ветвь этой пальмы в рай, чтобы посадить ее там.

Затем Христос сократил путь семейства с тридцати дней до одного, и они сразу же прибыли в Египет.

МОЛОДОСТЬ

После возвращения из Египта Иисус провел детство в Назарете. Его отец Иосиф работал плотником и жил в небольшом доме с глиняными стенами. К этому времени Иисус уже был образованным, мудрым и искусным в профессии своего отца, он изготавливал деревянные инструменты для сельского хозяйства. Назарет окружен холмами, и в нем было тихо и спокойно. Его поля были засеяны пшеницей, а в садах росли финиковые пальмы, инжир и гранаты. В те дни через него проходила военная дорога и древний караванный маршрут между Дамаском и Египтом, пересекавший равнину Джезрила к югу от Назарета.

Иисус любил читать псалмы Давида, а его мать Мария уделяла много времени молитве и служению Богу. Когда ему было двенадцать лет, родители взяли его с собой в Иерусалим на праздник пасхи, упомянутый в предыдущей главе, и он потерялся, а затем был найден в храме. Хотя после этого Иисус уважительно относился к своим родителям, было ясно, что теперь уже у него не было интереса к плотницкой работе, и он решил посвятить себя Богу.

Следующий случай также раскрывает, что в возрасте двенадцати лет Иисус был полностью сведущ в священных писаниях.

Когда он говорил с книжниками в храме, его знание учений вызвало обиду у фарисеев.

Когда Иисус говорил с книжниками о святых вещах, его поучения глубоко оскорбили фарисеев Иерусалима. Они знали, что он был из Галилеи, и они презирали его, как они презирали всех людей из Галилеи. Когда божественный ребенок публично говорил в храме, ессеи осознавали ту опасность, которая угрожала ему. Они знали, что фарисеи на частном совете решили запретить ему появляться впредь в соферимской синагоге. Но случилось так, что родители потеряли Иисуса в большом городе, в котором по случаю пасхи в те дни было много людей со всей страны. В конце концов на четвертый день Иисус был найден его родителями, сог-ласно ессеям.

Эта версия данной истории отличается от приведенной у Луки. Когда они пришли домой в Назарет, Иосиф и Мария были вынуждены смириться с тем, что Иисус сказал им в храме, что у него нет интереса к профессии плотника и что вместо этого он хотел бы служить Богу в качестве священника или другим сходным образом. Это было неизбежно из-за причастности Иисуса к ессеям с ранних лет его жизни, и это проявлялось в том отвращении, которое Иисус испытывал к фарисеям. Подобно фарисеям, ессеи тщательно соблюдали законы Моисея, субботу (священный день отдохновения) и ритуальную чистоту, также веря в бессмертие и божественное наказание грехов. Но в отличие от фарисеев ессеи отрицали воскрешение тела и отказывались погружаться в общественную жизнь. За немногими исключениями они избегали храмового поклонения, довольствовались аскетическим образом Жизни с использованием ручного труда в относительном уединении. Суббота посвящалась продолжающейся весь день молитве и медитации на Тору. Те, кто обретал право членства, клялись в благочестии и почтительном отношении к Богу, праведности по отношению к людям, ненависти ко лжи, любви к истине и преданном соблюдении других принципов ессеев.

Иосиф Флавий пишет, что Иисус был известен своей эрудицией, и с ним часто консультировались священники и доктора Иерусалима. Он, по всей видимости, проводил много времени в Иерусалиме, который был приблизительно в 30 км от Кумрана, где он посещал ессеев, обсуждая с ними философские проблемы. Ес-сеям не нравились римские поработители Палестины, и, чтобы обеспечить моральную поддержку движения против римлян, они обучали проповедников, включая растущих Иоанна и Иисуса.

Сюжет

В небольшой шведской деревушке жил мальчик по имени Нильс, который не любил учиться и помогать родителям по хозяйству. Однажды он поймал крошечного гномика, и отказался отпускать его. Неожиданно для себя Нильс уменьшился в размерах, и сам стал таким же маленьким, как гномик. Он выбежал во двор, и едва успел схватиться за хвост домашнего гуся Мартина, который вместе с гусиной стаей решил отправиться в Лапландию.

Поначалу Мартину было очень тяжело лететь так же быстро и долго, как его дикие сородичи, и он очень уставал. Однажды ночью к стае подкрался хитрый лис Смирре и утащил одного гуся. Нильс бросился за ним вдогонку и освободил гуся, а сам, забравшись на дерево, принялся издеваться над лисом. Смирре поклялся отомстить мальчишке.

По дороге Нильс совершил немало добрых дел. Он помог белке Сирле вернуть выпавшего из гнезда бельчонка. Узнав от аиста Эрменриха, что Глимменгенский замок оказался в распоряжении крыс, мальчик бесстрашно вывел их к воде при помощи волшебной дудочки.

Нильс стал первым человеком, который побывал на празднике птиц и зверей. Он проходил раз в год на горе Кулаберг. На этом празднике Нильс узнал от сов, что существует способ, как ему вновь стать человеком.

Во время всего перелета Смирре настойчиво преследовал стаю гусей, но однажды Нильсу удалось надеть на лиса собачий ошейник, и все птицы и звери веселились, узнав об этом.

Во время ночевки в городе Нильс стал свидетелем того, как ожила бронзовая статуя короля, которая компании деревянного человека отдавала честь старому кораблю, стоявшему на верфи. Довелось побывать Нильсу и в подводном городе, все жители которого были заколдованы из-за своей жадности и жестокости. Мальчику не удалось снять заклятье, потому что у него не было монетки.

Пережив еще немало приключений, Нильс со стаей прилетает в гусиную страну, где Мартин находит себе невесту Марту. На новом месте Марта и Мартин стали родителями, и Нильс помогал им ухаживать за маленькими гусятами.

Акка помогла Нильсу узнать, как снять заклятие – нужно найти того, кто захотел бы поменяться с ним местами, и при этом произнести волшебное заклинание. Спустя время мальчик вернулся домой и увидел, как сильно горюют о нем родители. Встретив капризного гусенка, который хотел все время оставаться маленьким, Нильс произнес заклинание и вновь стал обычным мальчиком. Родители были очень рады увидеть своего сына, который очень изменился: он стал послушным мальчиком, помогал родителям по дому и отлично учился в школе.

Юность Иисуса Христа

Жизнь еврейского ребёнка была подчинена правилам, которые устанавливали раввины. Молодые евреи обучались в синагогах жёстким законам, которые они должны были все до единого соблюдать. Но Иисус Христос был другим.

С самого детства Иисус Христос поступал так, как считал правильным, не обращая особого внимания на установления, потому что Он хорошо знал Писание, и слова «так говорит Господь» всегда были у Него на устах.

Наблюдая за жизнью общества, Спаситель постепенно начал понимать, что человеческие требования находятся в прямом противоречии с Божьим учением. Люди в большинстве своём утратили из виду Слово Божье и следовали пустым преданиям. Обряды, которые должны были помочь им понять Бога, не приносили ни пользы, ни покоя.

Иисус Христос пришёл, чтобы показать, что значит поклоняться Господу. Он не хотел, чтобы люди смешивали свои предания с Божьим законом бескорыстной любви. Он не критиковал и не осуждал раввинов, Он просто не следовал их предписаниям. Когда Его упрекали за поведение, не обременённое этими правилами, Спаситель всегда ссылался на Слово Божье.

Нежный, кроткий и заботливый Иисус Христос старался помочь каждому, кто встречался Ему на жизненном пути. Видя Его скромность и дружелюбие, учителя полагали, что им без труда удастся повлиять на Него. Они убеждали Его подчиниться правилам и традициям, дошедшим до них от раввинов минувших веков.

У Иисуса Христа был наготове простой ответ: «Покажите Мне, где об этом говорится в Писаниях?» Он охотно внимал всему, что сказано в Божьем Слове, но Его мало интересовали человеческие вымыслы. Казалось, Иисус Христос знает всё Писание от начала и до конца. Раввины понимали, что их предания во многом расходятся с Писанием. Они видели, что Иисус Христос разбирается в духовных вопросах лучше, чем они. И всё же им претило, что их учит отрок.

«Это наше дело — толковать Писание, а Твоё дело — принимать то, что мы говорим», — возмущались они. Их раздражало, что Он не желает принимать их авторитет.

С ранних лет Иисус Христос начал мыслить самостоятельно. Раввины немало досаждали Ему. Но Он, даже повзрослев, всегда оставался сдержанным и спокойным.

Братья Иисуса Христа — сыновья Иосифа — также злились на Него, когда Он проявлял упорство в строгом повиновении Писанию. Они знали, что Он нигде не учился, и удивлялись познаниям и мудрости, которые Он проявлял в беседах с раввинами.

Иисус Христос заботился о каждом

Всегда и везде Иисус Христос проявлял живую, искреннюю заинтересованность в людях, излучая вокруг Себя свет радости и благочестия, а это очень оскорбляло фарисеев. Среди вождей Израиля было немало священников и старейшин, разделяющих фарисейские взгляды. По их мнению, истинная религия была чем-то слишком священным для повседневной жизни. Святость, в их понимании, создавала разделительную стену, отгораживающую их от всех прочих людей и ставившую их выше остальных.

Иисус Христос отнюдь не стремился отмежеваться от людей, чтобы тем самым явить Свою святость. Напротив, Он постоянно общался с ними, приходя на помощь тем, кто оказался в нужде. Он учил на собственном примере, что настоящая религия должна проявлять себя в повседневной жизни. Он заботился о людях во всякое время и во всяком месте. Тем самым Он выставлял фарисеев в неприглядном свете. Их самоправедность не имела ничего общего с истинной святостью. С течением времени они прониклись ненавистью к Иисусу Христу, не оставляя попыток принудить Его подчиниться их правилам.

Жизнь Иисуса Христа была для них постоянным источником раздражения. Он же ненавидел только одно в мире — грех! Он не мог без боли смотреть на зло. Поскольку Он осуждал зло собственной жизнью, Ему приходилось сталкиваться с противостоянием повсюду, куда бы Он ни шёл. Люди осмеивали Его за бескорыстие и обзывали трусом за Его терпение и доброту.

Иисус Христос вкусил все горести, выпадающие на долю человека. Многие жестокосердные люди показывали на Него пальцами и разносили слухи об обстоятельствах Его рождения — о том, что Его мать забеременела ещё до того, как вышла за Иосифа. Если бы Он ответил на это хотя бы одним-единственным резким словом или взглядом, то уже не был бы совершенным образцом для нас и не смог бы осуществить намерения Божьи о нашем спасении. Признай Иисус Христос, что грех можно чем-то оправдать, и сатана восторжествовал бы, а мир навсегда погиб бы.

Вот почему сатана прилагал все силы, чтобы сделать земную жизнь Иисуса Христа как можно более тяжкой. Но всякий раз, столкнувшись с искушением, Иисус Христос давал один и тот же ответ: «Слово Божье говорит…»

Подготовила Светлана Садовская

Газета «Сокрытое Сокровище» № 02 (238) февраль 2021 г.

Поделиться

ИИСУС В ЕГИПТЕ, 6-4 гг. до н.э.

В евангелии от Матфея говорится, что Иосиф забрал свою жену и Иисуса в Египет и находился там до смерти Ирода (4 г. до н.э.). Нет никаких других доступных сведений об этом периоде их жизни. Однако апокрифические произведения указывают многие места, где Иисус жил с родителями, они находятся в монастырях Ва-ди-ел-Натрун, Матариа и аль-Мохаррак. Матариа также была известна как «травяной сад» и была знаменита своими уникальными плодами и цветами. Эти монастыри принадлежали ессеям, которые, согласно Филону Александрийскому, насчитывали четыре тысячи душ. Деревня Матариа расположена на правом берегу Нила, и именно здесь святое семейство нашло прибежище. В настоящее время в травяном саду находится церковь Святого Семейства, а также дерево инжира с полым стволом, в котором, согласно коптской легенде, Иосиф и его семейство однажды спрятались.

Во время пребывания в Египте братство ессеев обеспечивало Иосифа, Марию и Иисуса всем необходимым. Их сопровождали как гостей к их жилищу возле склона горы, где римляне построили храм, посвященный Юпитеру. Они также были представлены собранию ессеев, где научились молитвенной церемонии, а также вкушению освященных хлеба и вина. Позвольте мне процитировать из одного произведения ессеев:

Во время церемонии официального представления Иосиф был помещен среди половины круга мужчин по правую руку, а Мария, его жена, среди женщин по левую руку. Там они с нашими братьями ели хлеб и пили вино, и все вместе пели священные гимны.

Затем Иосиф дал здесь обет перед старшим из нашего братства, что он навсегда отказывается от любого права на ребенка, который впредь будет принадлежать ордену. После этого его ознакомили с приветствиями и знаками святого братства.

Иосиф Флавий описал ессеев как тайное братство, находящееся в оппозиции к фарисеям и саддукеям. Они проводили свои встречи далеко от городов в собственных монастырях. Они носили белые одеяния и интересовались целительными свойствами трав и камней. Одно крыло братства ессеев было известно как терапевты, члены его жили в смешанных общинах, но соблюдали безбрачие. Члены этого ордена жили раздельно, но танцевали каждую седьмую неделю после ужина, распевая гимны и танцуя до зари. Другое крыло ессеев было известно как кумраниты, которые жили главным образом на восточных берегах Мертвого моря.

Иосиф Флавий называл ессеев «наиболее совершенной из всех сект в Палестине». Он говорил, что члены ордена следовали по пути отказа от насилия и имели высокую моральную репутацию среди евреев. Они были вегетарианцами и не совершали жертвоприношение животных. Все это ведет нас к предположению, что ессеи могли быть буддистами западного толка, хранящими втайне происхождение своего учения и влияния, оказываемые на него.

Буддийские миссионеры появились в Египте вскоре после времен Александра Македонского, который умер в 323 г. до н.э. Через двести лет после ухода Будды Шакьямуни, как раз перед временами Александра Македонского, буддисты разделились на две главные секты — тхеравадины и сарвастивадины. Между упомянутыми Евсевием и Джоном Аллегро ессеями-терапевтами) и ессеями-кумранитами с одной стороны, и тхеравадинами и сарвастивадинами буддистов — с другой, могла иметься связь.

Во время» пребывания в Египте святое семейство находилось под защитой ессеев, которые проявляли большую заботу и внимание по отношению к Иисусу. Они предавались изучению, созерцанию, анализу и медитации, и в те годы, когда складывалась его личность, Иисус следовал их примеру

Когда опасность римского гнета в Галилее исчезла, Иосиф отправился в Назарет, а оттуда вернулся в Иерусалим.

Читательский дневник по рассказу «В Назарете» Сельмы Лагерлёф

Название произведения: «В Назарете»

Число страниц: 3

Жанр: рассказ

Главные герои: Иисус, Иуда, Мария.

Второстепенные герои: Зеленщик, Водонос.

Характеристика главных героев:

Иисус — добрый и великодушный.

Отзывчивый, доброжелательный. Хотел помочь Иуде.

Иуда — злой, безобразный, неряшливый мальчик.

Обидчивый, задумчивый. Понял свою ошибку.

Мария — добрая, ласковая, милосердная.

Характеристика второстепенных героев:

Зеленщик, Водонос — простые рабочие люди. Удивлялись птичкам Иисуса.

Краткое содержание рассказа «В Назарете»

Иисус лепил из глины, которую ему дал гончар, птичек-кукушек.

Он поделился глиной с Иудой, и тот тоже стал лепить птичек.

Птички Иисуса получались словно живые, и проходящие мимо люди радовались им.

Потом Иисус достал из воды в луже солнечный луч и стал им раскрашивать птичек.

Иуда тоже попытался достать луч, но у него ничего не вышло.

Он пришёл в ярость и раздавил свои птички. А потом стал давить птичек Иисуса.

Иисус крикнул птичкам лететь, и три оставшиеся фигурки ожили.

Они расправили крылья и полетели.

Иуда, увидев это, раскаялся, и бросился в ноги Иисусу.

Мария сказала Иуде, чтобы тот никогда не соревновался с Иисусом.

План рассказа:

  1. Глина от гончара.
  2. Лепка птичек.
  3. Водонос и зеленщик.
  4. Красота и уродство.
  5. Солнечный луч.
  6. Ярость Иуды
  7. Ожившие птички.
  8. Слова Марии.

Основная мысль рассказа «В Назарете»

Главная мысль рассказа в том, что невозможно в чём-либо превзойти Бога.

Основная идея автора состоит в том, что всё сотворённое Господом является совершенством.

И никакому человеку не под силу повторить её.

Каким бы мастером он ни был.

Только Бог может сделать живое из неживого, красить солнечным лучом.

Зависть — плохое чувство, которое уничтожает всё человечное в душе.

Нельзя завидовать Иисусу, ведь он необычный человек.

Чему учит произведение

Произведение учит не быть завистливым, уважительно относится к труду других, радоваться чужим победам.

Учит уметь признавать свои ошибки и просить прощения.

Учит терпеливости и смирению.

Краткий отзыв по произведению «В Назарете» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ о жизни юного Иисуса, я была поражена и воодушевлена.

Уже в раннем детстве Иисус был способен на великие чудеса, проявлял милосердие и доброту.

Ведь он всегда был и остаётся сыном Господа, а значит ему доступно многое.

Автору удалось заинтересовать читателя, в очень простой форме поделиться своей верой и чувствами.

Рассказ получился интересным и поучительным.

В нём говорится о попытке Иуды побороться с Иисусом в искусстве лепки птичек из глины.

Он потерпел поражение, ведь он пытался соревноваться с Богом.

Рассказ заставил меня задуматься о величии Господа, о тех чудесах, которые он нам являет.

Всё самое красивое, что есть на Земле, сама наша планета, мы обязаны своим рождением воле Творца.

И не может человек состязаться с Ним в мастерстве.

Я всем советую прочитать этот рассказ и задуматься над тем, какое место вера должна занимать в сердце человека.

Подумать о том, к чему следует стремиться, и научится понимать, что не всё может быть нам доступно.

Библиотека произведений автора пополняется.

ДЕТСТВО ИИСУСА ХРИСТА – библейский сюжет для детей

На сороковой день после рождения Иисуса Пресвятая Дева Мария вместе с праведным Иосифом принесли Новорождённого Младенца Иисуса Христа в храм, чтобы посвятить Его Господу.

Там их встретил старец Симеон, который жил в Иерусалиме. Он был человеком благочестивым и праведным, и Святой Дух обещал ему, что он не умрёт до тех пор, пока не увидит Мессию, Спасителя мира. Всю свою долгую жизнь он ждал Его.

Встретив в храме Марию с Младенцем на руках, Симеон с великой радостью и со слезами взял на руки Иисуса, поднял очи к небу и сказал:

— Господи, теперь я спокойно могу умереть! Я дожил до такой радости, что удостоился своими очами видеть Иисуса Христа, Спасителя мира!

А затем он обратился к Деве Марии с такими словами:

— Из-за этого Ребёнка возникнет много споров. Одни люди спасены будут через Него, а другие — погибнут. И Тебе Самой будет много горя из-за Сына, и через эти страдания Тебе откроются помышления многих людских сердец.

При Иерусалимском храме жила одна пророчица. Ее звали Анна. Она тоже подошла и славила Бога, рассказывая о Нём всем, кто ждал спасения.

Тем временем царь Ирод с нетерпением ждал волхвов… Догадавшись, что его обманули, он пришёл в страшный гнев и приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков моложе двух лет. Он думал, что среди этих детей окажется и Младенец Христос. Воины исполнили приказание царя, и вся иудейская земля наполнилась материнскими рыданиями. Невинные младенцы стали первыми мучениками за Христа.

Но жестокому царю не удалось убить маленького Христа. Ангел Господень предупредил Иосифа об опасности и повелел им бежать в Египет.

Вскоре Господь покарал Ирода, и этот злодей умер в страшных мучениях.

Когда царь Ирод умер, Иосиф, по повелению Божию, вернулся из Египта с Марией и Иисусом и поселился в Галилее в городе Назарете. Иисус вырос в простой и скромной обстановке, дружил с детьми незнатных родителей. Он преуспевал в премудрости и разуме, во всем слушался родителей и помогал им по хозяйству. Его любил Господь Бог и все люди. Ежегодно Иосиф и Дева Мария ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. Когда Иисусу было уже двенадцать лет, они взяли Его с собой.

Прожили они там несколько дней, помолились в храме, навестили родных и друзей и уже шли обратно. Вдруг смотрят, а Иисуса с ними нет. Сначала родители думали, что Он отстал от них и идёт с друзьями или знакомыми, но к вечеру оказалось, что нет.

Стали спрашивать знакомых, но Иисуса никто не видел. Тогда Иосиф и Мария поспешили обратно и три дня искали Его в городе. И что же? Мария, заглянув в храм по велению Своего сердца, увидела там Своего Сына. Он сидел, окружённый старыми учителями Закона Божия, и разговаривал с ними о Боге. Иисус, такой ещё маленький, предлагал им трудные вопросы и давал быстрые и умные ответы, и все поражались Его уму и богатству знаний.

Обеспокоенная Мать сказала Ему с лёгким упрёком:

— Сын Мой, что ты сделал с нами? Мы испугались и долго искали Тебя!

Но Иисус Христос отвечал:

— Зачем вы искали Меня? Разве вы не знаете, что Я нахожусь там, где должен находиться, в доме Отца Моего!

Иосиф с Марией не поняли смысла слов, сказанных Иисусом. Он покинул храм и вместе с родителями отправился в Назарет.

После этого Иисус возвратился домой и, пока не стал взрослым, никуда не отлучался без ведома Святой Матери.

Варианты апокрифов: превращение в свиней и смертельные прыжки

В некоторых версиях трех рассмотренных в этой статье евангелий детства встречается еще одна история, возможно, пришедшая из эфиопских сборников апокрифических сказаний.

Спаситель их, конечно же, исцеляет — впрочем, в некоторых версиях текста автор указывает, что Христос предвидел будущее, а следовательно специально искушал других детей, чтобы они помучались, ломая конечности.

В европейских рукописях встречаются многочисленные варианты перечисленных выше историй, в которых они становятся еще более фантастическими. К примеру, в эпизоде с прячущимися детьми те залезают в печь, а Иисус спрашивает у их родителей, что там. В ответ они сообщают ему, что там свиньи, и, открывая задвижку, удивляются тому, что ребята и правда превратились в свиней. Впрочем, Иисус сразу расколдовывает их, чтобы наконец-то с кем-то поиграть.

В другом варианте горожанин, боящийся за своего сына из-за Иисуса, запирает того дома, однако Христос вызволяет своего товарища по играм, вытаскивая его прямо через замочную скважину.

Мальчишки бьют свои горшки, чтобы слепить их обратно, как это только что сделал Христос, однако у них ничего не выходит — тогда Спаситель чинит их горшки и тоже вешает их на луч.

История о прыжках с крыши тоже имеет альтернативу — в ней дети прыгают с горок, что также приводит к их гибели.

Во многих версиях апокрифа о красильщике Иисус даже становится его подмастерьем. В этом варианте семилетнему Христу не терпелось скорее уйти домой от ненавистной работы, и он со злости бросил все ткани в чан с индиго. Расстроенный красильщик начал было ругать непослушного ученика, однако Христос, вытаскивая ткани обратно, чудесным образом поменял их цвета на необходимые (в некоторых версиях его об этом просит раздосадованная поведением сына Дева Мария). Эпизод с чаном особенно полюбился средневековому цеху красильщиков, которые считали Иисуса одним из святых покровителей своего ремесла.

Кроме того, на некоторых средневековых иллюстрациях к раннехристианским апокрифам о детстве Спасителя он помогает родителям с домашней работой, стирает белье, разжигает очаг или подает на стол.

Традиция таких изображений, где юный Иисус занят домашней работой, дожила до недавнего времени. На них Святое семейство предстает как идеал для всякой семьи, а прилежный отрок Иисус (который, например, подметает полы) становится образцом поведения для любого ребенка.

В России с конца XVIII в. иногда писали поучительные иконы на сюжет о «Физическом труде Святого Семейства» по европейским образцам: на них Иисус помогает своему отчиму Иосифу работать по дереву, а Богородица занимается пряжей. Они были распространены и в советский период во время обновленчества — движения, пытавшегося приспособить православие под новые социалистические реалии.

Такой образ имел дидактическую функцию и показывал прилежного и послушного отрока Иисуса в качестве образца поведения для советского ребенка.

***

Удивительным образом апокрифы дожили до наших дней не только благодаря запоминающимся сюжетам о детстве Христа и иллюстрациям к ним, но и потому, что новые тексты такого рода появлялись даже в XX веке. К примеру, в 1910 году в Германии один издатель утверждал, что нашел древнюю коптскую рукопись о детстве Христа, которую самостоятельно перевел на немецкий. В ней от лица египетского врача Бенана, якобы друга детства Иисуса, рассказывалось о том, как Спасителя воспитывал некий египетский астроном, а также о том, как его затем посвятили в тайное искусство лечения. Спустя десять лет ученые поняли, что перед ними подделка, однако сегодня ее также можно рассматривать как самобытный литературный памятник, показывающий, какое неизгладимое впечатление на ценителей старинной литературы в XX веке производили подлинные апокрифы о детстве Христа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: