Вопросы по разным сказкам Андерсена
- Как звали самую маленькую девочку? Ответ: Дюймовочка.
- Какие предметы из сказки «Снежная королева» некоторым людям попадали прямо в сердце и оно превращалось в кусок льда? Ответ: Осколки.
- Кто получил второй приз «за быстроту бега в течение целого года» в сказке «Скороходы»? Ответ: Улитка.
- Сколько братьев было у Элизы, героини сказки «Дикие лебеди»? Ответ: 11 братьев.
- Что каждое утро пила Дюймовочка, когда жила все лето и часть осени в большом лесу? Роса. Кто послал принцессе розу и соловья в сказке «Свинопас»? Ответ: Принц.
- Как называется сказка, повествующая о жизни и смерти одного лесного дерева? Ответ: «Ель».
- Кто украл ночью Дюймовочку из дома женщины, чтобы выдать малютку замуж за своего мокрого и безобразного сына? Ответ: Жаба.
- Из какого металла был выплавлен стойкий солдатик? Ответ: Олово.
- Что стояло посреди Замерзшего озера во дворце Снежной королевы, и на нем она восседала, когда бывала дома? Ответ: Трон.
- Какое слово должен был выложить Кай? За это ему обещали подарить весь свет и новые коньки в сказке «Снежная королева»? Ответ: «вечность».
- Кто был богатым и ученым соседом полевой мыши, который влюбился в Дюймовочку и пожелал жениться на ней? Ответ: Крот.
- Какое время года названо «молодым принцем» в сказке «История года»? Ответ: Весна.
- Одна из сказок Г.Х. Андерсена называется «…- Лукойе». Ответ: Оле.
- Сколько тюфяков, перин и горошин положили на постель принцессы в сказке «Принцесса на горошине»? (20 тюфяков, 20 перин и 1 горошину)
- Сколько поцелуев потребовал свинопас от принцессы за чудесные предметы? 110 (10 – за горшочек с бубенчиками и 100 – за трещотку)
Анализ сказки Свинопас
Сказка Свинопас стала очень популярной в Дании сразу после ее написания. Актуальна она и сейчас, так как в ней раскрывается тема инфантильности. Не сумела героиня оценить изысканные подарки принца и его благородное сердце. Отдавая предпочтение дешевым безделушкам, расплачиваясь за них поцелуями, принцесса показала свою легкомысленность и неумение вести себя, как подобает королевской дочери. Принц наделен чертами настоящего мужчины. Ради возлюбленной он готов отдать самое дорогое. Юноша стал свинопасом, чтобы находиться рядом с любимой и завоевать ее сердце. Наделен он умом и рассудительностью. Когда понял он, что его возлюбленная – пустышка, проучил принцессу и ушел. Чему учит сказка Свинопас? Сказка учит ценить настоящие чувства, быть ответственным, думать о последствиях своих поступков.
Кто кому говорит эти слова? И в какой сказке?
- «Фи, папа! Она не искусственная, а настоящая!» Принцесса – королю в сказке «Свинопас»
- «А хватит ли у тебя мужества идти за мной всюду? Подумала ли ты, как велик мир? Подумала ли о том, что нам нельзя будет вернуться назад?» — Трубочист — пастушке
- «Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого сегодня каша и свиные котлеты! Как интересно!» Фрейлины друг другу в сказке «Свинопас»
- «Это кто такой? А паспорт у тебя есть? Давай сейчас же паспорт! Держите, держите его! У него нет паспорта!» Крыса – оловянному солдатику
- «Обернитесь большими немыми птицами и улетайте прочь! Позаботьтесь о себе сами!» Злая королева – братьям Элизы в сказке «Дикие лебеди»
- «Тебя приютили, пригрели, тебя окружает такое общество, в котором ты можешь чему-нибудь научиться, но ты пустая голова, и говорить-то с тобой не стоит! Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя – так всегда узнаются истинные друзья! Старайся же нести яйца или научись мурлыкать и пускать искры!» Курица — гадкому утёнку
- «Ишь ты, бродяга! Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света! Маленькая разбойница — Каю в сказке «Снежная королева»
- «Не бойся, они умеют летать, когда захотят! Ты видела красивых красных, жёлтых и белых бабочек, похожих на цветы? Они ведь и были прежде цветами, только прыгнули со своих стебельков высоко в воздух, забили лепестками, точно крылышками, и полетели». Студент – Иде в сказке «Цветы маленькой Иды»
- «Да, да, правда ваша, умные слова приятно слышать. Какой прок от этого чириканья? Что оно приносит птице? Холод и голод зимой? Много, нечего сказать!» Полевая мышь – кроту в сказке «Дюймовочка»
- «Сильнее, чем она есть я не могу её сделать… Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас ей занимать силу, её сила в её сердце!» Финка – северному оленю в сказке «Снежная королева»
Находчивый юноша
Принц не стал впадать в отчаяние, он решил действовать иначе. Юноша вымазал свое лицо черной краской, надел шапку и явился ко двору в таком виде, попросил у императора работу. Оказалось, что у монарха имеется достаточно много свиней, за которыми некому ухаживать. Именно поэтому юноша получил должность придворного свинопаса и крохотную каморку. Весь день принц трудился, чтобы создать удивительный горшочек, украшенный бубенчиками. Особенности игрушки:
- Мог напевать песенку про Августина.
- Показывал, какие блюда готовят на всех кухнях королевства.
Прогуливающаяся со своими фрейлинами принцесса услышала пение горшочка и попросила фрейлин узнать, за какую сумму свинопас готов его продать. Ответ юноши поразил ее — ценой оказались десять поцелуев принцессы. Девушка в гневе отказалась, но желание заполучить игрушку было так велико, что она решила согласиться.
Работа
Так и определили принца свинопасом его величества и убогую каморку рядом со свинарником отвели, и там он должен был жить. Ну вот, просидел он целый день за работой и к вечеру сделал чудесный маленький горшочек. Весь увешан бубенцами горшочек, и когда в нем что-нибудь варится, бубенцы вызванивают старинную песенку: «Ах, мой милый Августин, Все прошло, прошло, прошло!»
Но только самое занятное в горшочке то, что если подержать над ним в пару палец — сейчас можно узнать, что у кого готовится в городе. Слов нет, это было почище, чем роза.
Вот раз прогуливается принцесса со всеми фрейлинами и вдруг слышит мелодию, что вызванивали бубенцы. Стала она на месте, а сама так вся и сияет, потому что она тоже умела наигрывать «Ах, мой милый Августин», — только эту мелодию и только одним пальцем.
— Ах, ведь и я это могу! — сказала она. — Свинопас-то у нас, должно быть, образованный. Послушайте, пусть кто-нибудь пойдет и спросит, что стоит этот инструмент.
И вот одной из фрейлин пришлось пройти к свинопасу, только она надела для этого деревянные башмаки.
— Что возьмешь за горшочек? — спросила она.
— Десять поцелуев принцессы! — отвечал свинопас.
— Господи помилуй!
— Да уж никак не меньше! — отвечал свинопас.
— Ну, что он сказал? — спросила принцесса.
— Это и выговорить-то невозможно! — отвечала фрейлина. — Это ужасно!
— Так шепни на ухо!
И фрейлина шепнула принцессе.
— Какой невежа! — сказала принцесса и пошла дальше, да не успела сделать и нескольких шагов, как бубенцы опять зазвенели так славно: «Ах, мой милый Августин, Все прошло, прошло, прошло!»
— Послушай, — сказала принцесса, — поди спроси, может, он согласится на десять поцелуев моих фрейлин?
— Нет, спасибо! — отвечал свинопас. — Десять поцелуев принцессы или горшочек останется у меня.
— Какая скука! — сказала принцесса. — Ну, станьте вокруг меня, чтобы никто не видел!
Кто кому говорит эти слова? И в какой сказке?
- «Фи, папа! Она не искусственная, а настоящая!» Принцесса – королю в сказке «Свинопас»
- «А хватит ли у тебя мужества идти за мной всюду? Подумала ли ты, как велик мир? Подумала ли о том, что нам нельзя будет вернуться назад?» — Трубочист — пастушке
- «Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого сегодня каша и свиные котлеты! Как интересно!» Фрейлины друг другу в сказке «Свинопас»
- «Это кто такой? А паспорт у тебя есть? Давай сейчас же паспорт! Держите, держите его! У него нет паспорта!» Крыса – оловянному солдатику
- «Обернитесь большими немыми птицами и улетайте прочь! Позаботьтесь о себе сами!» Злая королева – братьям Элизы в сказке «Дикие лебеди»
- «Тебя приютили, пригрели, тебя окружает такое общество, в котором ты можешь чему-нибудь научиться, но ты пустая голова, и говорить-то с тобой не стоит! Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя – так всегда узнаются истинные друзья! Старайся же нести яйца или научись мурлыкать и пускать искры!» Курица — гадкому утёнку
- «Ишь ты, бродяга! Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света! Маленькая разбойница — Каю в сказке «Снежная королева»
- «Не бойся, они умеют летать, когда захотят! Ты видела красивых красных, жёлтых и белых бабочек, похожих на цветы? Они ведь и были прежде цветами, только прыгнули со своих стебельков высоко в воздух, забили лепестками, точно крылышками, и полетели». Студент – Иде в сказке «Цветы маленькой Иды»
- «Да, да, правда ваша, умные слова приятно слышать. Какой прок от этого чириканья? Что оно приносит птице? Холод и голод зимой? Много, нечего сказать!» Полевая мышь – кроту в сказке «Дюймовочка»
- «Сильнее, чем она есть я не могу её сделать… Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас ей занимать силу, её сила в её сердце!» Финка – северному оленю в сказке «Снежная королева»
Дикие лебеди
Классическая сказка, где добро побеждает зло. «Дикие лебеди» можно читать детям, достигшим 3-летнего возраста. Сказка была опубликована в 1838 году.
Король один воспитывал 11 сыновей и дочку. Вскоре он женится. Злая мачеха невзлюбила детей короля и наложила на них заклятие. Юноши превратились в лебедей и улетели, на Элизу колдовство не подействовало.
Злая женщина хитростью добилась, чтобы король выгнал дочь из замка. Элиза нашла своих братьев, а ночью ей приснился сон. Она должна связать 11 рубашек из крапивы и набросить на братьев, тогда они превратятся в людей.
Элиза выдержала все испытания и смогла спасти братьев.
Свинопас (сказка)
Жил-был бедный принц. Королевство у него было маленькое-премаленькое, но жениться все-таки было можно, а жениться-то принцу хотелось.Разумеется, с его стороны было несколько смело спросить дочь императора: «Пойдешь за меня?» Впрочем, он носил славное имя и знал, что сотни принцесс с благодарностью ответили бы на его предложение согласием. Да вот, поди знай, что взбредет в голову императорской дочке! Послушаем же, как было дело.На могиле у отца принца вырос розовый куст несказанной красоты; цвел он только раз в пять лет, и распускалась на нем всего одна-единственная роза. Зато она разливала такой сладкий аромат, что, впивая его, можно было забыть все свои горести и заботы. Еще был у принца соловей, который пел так дивно, словно у него в горлышке были собраны все чудеснейшие мелодии, какие только есть на свете. И роза и соловей предназначены были в дар принцессе; их положили в большие серебряные ларцы и отослали к ней.Император велел принести ларцы прямо в большую залу, где принцесса играла со своими фрейлинами в гости; других занятий у нее не было. Увидав большие ларцы с подарками, принцесса захлопала от радости в ладоши.— Ах, если бы тут была маленькая киска! — сказала она. Но из ларца вынули прелестную розу.— Ах, как это мило сделано! — сказали все фрейлины.— Больше чем мило! — сказал император. — Это прямо-таки недурно!Но принцесса потрогала розу и чуть не заплакала.— Фи, папа! — сказала она. — Она не искусственная, а настоящая!— Фи! — повторили все придворные. — Настоящая!— Погодим сердиться! Посмотрим сначала, что в другом ларце! — возразил император.И вот из ларца появился соловей и запел так чудесно, что нельзя было сейчас же найти какого-нибудь недостатка.— Superbe! Charmant! — сказали фрейлины; все они болтали по-французски, одна хуже другой.— Как эта птичка напоминает мне органчик покойной императрицы! — сказал один старый придворный. — Да, тот же тон, та же манера!— Да! — сказал император и заплакал, как ребенок.— Надеюсь, что птица не настоящая? — спросила принцесса. — Настоящая! — ответили ей доставившие подарки послы.Так пусть она летит! — сказала принцесса и так и не позволила принцу явиться к ней самому.Но принц не унывал: он вымазал себе все лицо черной и бурой краской, нахлобучил шапку и постучался во дворец.— Здравствуйте, император! — сказал он. — Не найдется ли у вас для меня какого-нибудь местечка?- Много вас тут ходит! — ответил император. — Впрочем, постой, мне нужен свинопас! У нас пропасть свиней!
Страницы: 1
Сказки, одушевляющие весь мир
Пушкин в своём «Золотом петушке» говорит:
Добрым молодцам урок.
Это относится по существу ко всякой сказке. Вольно или невольно, но в ней должен быть урок, элемент нравоучительный, воспитательный. Сказка тем художественнее и привлекательнее, чем больше за яркостью образов скрыта её дидактическая основа.
В этом отношении сказки Андерсена выгодно отличаются от произведений многих других знаменитых сказочников. Он сумел создать своеобразный жанр, в котором конечный вывод, мудрая мораль не навязывается читателю, а вытекает сама собой из содержания его сказки.
Во всемирной литературе едва ли есть автор сказок более популярный, чем великий датчанин.
Ганс-Христиан Андерсен (1805-1875), выходец из народа, с большим трудом завоевал себе место в жизни. Нередко его третировали бездарные литературные педанты и богатые графоманы.
В соответствии с господствующим стилем в литературе той эпохи, когда Андерсен жил и творил, стиль его сказок содержит прихотливое сочетание романтических и реалистических черт.
Андерсен одушевляет весь мир, начиная от солнца и небесных светил и кончая горошинами, заключёнными в зелёный стручок. Его романтизм вовсе не носит реакционного характера, свойственного утешителям, уводящим от жгучих проблем дня в мир мечты и фантазии. Романтизм Андерсена в конечном счёте приводит к жизненным, реалистическим выводам. Андерсен психологичен, насколько сказка, упрощающая душевный мир людей, допускает психологичность.
Однако в творчестве Андерсена есть немало черт консервативного свойства. Великий сказочник пропагандирует умеренность, любовь к «малым сим», буржуазное сострадание к обездоленным. Поэтому-то, выбор сказок для советского (ещё не признавшего настоящий капитализм сейчас в России) читателя из богатого наследия знаменитого писателя представляет некоторые трудности.
В жестокое сталинское время горе-критики вели яростную атаку на сказки. Они признавали только те сказки, которые были очищены от всякой фантастики и которые могли нести для детей известные познавательные функции. Естественно, что Андерсен с его богатым миром оживлённых вещей и говорящих животных пришёлся не ко двору вульгарным материалистам.
Как хорошо высмеял сам Андерсен старческую немощь бескрылых душ этих вульгарных материалистов! Стоит вспомнить хотя бы старого дедушку из «Оле-Лукойе», горячо протестующего против мира сказок, вторгающегося в жизнь маленького Гиальмара.
В то счастливое для детей время, когда советская литература успешно развивалась под прекрасным лозунгом социалистического реализма, когда мы полной пригоршней черпали из сокровищницы мирового творчества всё лучшее и благородное, содействующее нашему победному шествию к несостоявшемуся социализму,- и Гансу-Христиану Андерсену было возвращено подобающее место.
К сожалению, у нас забывают социальную сказку Андерсена. Между тем такие его произведения, как «Сын привратника», «Она никуда не годилась», «Сказка моей жизни» и другие, прекрасно показывают острый контраст между миром богатых и бедных и резко оттеняют психологические свойства эксплуататоров, правящих классов, от благородных качеств народной души.
Эта социальная сказка Андерсена сейчас довольно редко встречается, наиболее популярными являются сказки Андерсена, исключительных по богатству фантазии и характеристикам действующих персонажей.
Многие из нас помнят с детства сказки о стойком оловянном солдатике, влюбившемся в кукольную балерину, о Дюймовочке, о самодовольной штопальной игле, сказку о голом короле и т. п.
Особого внимания заслуживают сказки «Свинопас», «Соловей» и «Принцесса на горошине». Здесь юмор Андерсена доходит до границ сатиры.
Так же как и в «Новом наряде короля», Андерсен раскрывает картину тщеславия, заносчивости, самовлюблённости, царящих в так называемом высшем свете. Фигуры капризных принцесс, придурковатых королей и наивных до глупости придворных даны с обличительной меткостью, но без особого шаржа, в мягких акварельных тонах.
На творческой палитре Андерсена нет густых красок социального гнева. Этот гениальный человеколюбец и добряк смеётся и посмеивается. Но смешное убивает. Поэтому Андерсен, подвергая насмешкам замкнутую касту дворян и аристократов, от которой он сам немало вытерпел в жизни, сокрушает этот затхлый мирок казалось бы беззлобными стрелами своего юмора. Этим объясняется художественная и идейная ценность его сказок.
Сказки Андерсена — это высоко художественные сказки, довольно разнообразные по темам и дающие представление о разнообразии жанра Андерсена.
Жестокая красавица
В этот миг девушка играла в саду со своими фрейлинами. Увидев дары, она очень обрадовалась, поскольку любила сюрпризы. Оказалось, что принцесса мечтала, чтобы в ларце оказалась кошка. Но из ларца достали прекрасный цветок. Фрейлины и сам император пришли в восторг от его чарующего аромата, но девушка оказалась разочарованной. Она хотела искусственную розу, настоящая же не понравилась капризной красавице.
Затем из ларца достали соловья. Крохотная птичка запела настолько проникновенно, что император, вспомнив свою умершую супругу, расплакался как младенец. Звуки песни соловья напомнили ему органчик (музыкальный инструмент) покойной.
Увы, дары принца, самое ценное, что было у него, оказались не нужны девушке, ей хотелось необычных диковинок, а не прелестей самой природы. Поэтому она не разрешила принцу явиться к ней лично.
Главные герои
В сказке Андерсена немного персонажей. Вот небольшая характеристика героев:
- Бедный принц. Уверенный в себе, смелый, целеустремлённый. Умеет видеть прекрасное в простых вещах. Нанялся работать свинопасом к императору, чтобы жениться на его дочери. Сумел добиться от принцессы сто поцелуев. Характеризуется честностью, порядочностью, щедростью.
- Дочь императора. Горделивая и надменная принцесса, совершенно не разбирается ни в красоте, ни в людях. Избалованной, капризной красавице нужны только подарки. Неспособна по-настоящему полюбить.
- Отец принцессы. Суровый, но справедливый старик.
https://youtube.com/watch?v=s0D4Qw83Sz8
Читательский дневник по сказке «Свинопас» Ганса Христиана Андерсена
Название произведения: «Свинопас»
Число страниц: 18.
Жанр произведения: сказка.
Главные герои: Принц — он же свинопас, Император, Принцесса.
Второстепенные герои: Фрейлины.
Характеристика главных героев:
Принцесса — капризная и привередливая.
Не ценила истинной красоты и настоящих чувств.
Глупая. Повелась на уловки принца.
Осталась ни с чем.
Бедный принц — он же Свинопас.
Был добрым и трудолюбивым парнем.
Проявил свои искренние чувства, а ими пренебрегли.
Проучил разбалованную принцессу.
Император — строгий, суровый.
Характеристика второстепенных героев:
Фрейлины — легкомысленные.
Краткое содержание сказки «Свинопас»
Однажды один небогатый принц решил жениться на дочке императора.
Для начала юноша отправил девушке подарки: голосистого соловья и красивую розу.
Но девочке подарки не понравились, ведь они были настоящие.
Тогда принц решил по-другому добиться сердца девушки.
Он переоделся в обычного сельского парня и попросился на работу к императору.
Тот устроил принца на должность свинопаса.
Свинопас стал показывать принцессе разные механические игрушки и требовать за них поцелуи.
Император увидел, как принцесса целует свинопаса и рассердился.
Он выгнал дочь, а принц ушёл в своё королевство.
План сказки:
- Бедный принц.
- Роза и соловей.
- Отказ принцессы.
- Новый свинопас.
- Механические игрушки.
- Поцелуй принцессы.
- Изгнание.
Основная мысль сказки «Свинопас»
Главная мысль произведения в том, что ценить нужно настоящее, а не игрушечное.
Основная идея сказки в том, что живое всегда лучше мёртвого.
Краткий отзыв о сказке «Свинопас» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что красоту природы ничто не сможет заменить.
Самые совершенные творения можно найти лишь в живой природе.
Принцесса этого не понимала и была наказана.
Это интересная и поучительная сказка.
Автору удалось показать, как важно ценить настоящую красоту. Мне не понравились герои произведения. Мне не понравились герои произведения
Мне не понравились герои произведения.
Принцесса была легкомысленной и глупой.
Принц был находчивым и умным, но слишком жестоким.
Ради мести он разбил судьбу несчастной девушки.
Я всем советую прочитать эту сказку и научиться любить и ценить природу.
Пословицы к произведению:
Кто в куклы играет, тот счастья не знает.
Встречают по одёжке, провожают по уму.
Не дорог подарок — дорого внимание.
И заяц умён, да задним умом.
Кто малым недоволен, тот большего недостоин.
Словарь неизвестных слов
- Ларец — шкатулка.
- Фрейлины — прислуга принцесс.
- Обер-гофмейстерина — заведующая придворными дамами.
- Попурри — отрывки различных мелодий.
- Закуток — потайное место.
- Жалованье — зарплата.
- Реверанс — поклон с приседанием.
Ещё читательские дневники по произведениям Андерсена
- «Стойкий оловянный солдатик»
- «Русалочка»
- «Принцесса на горошине»
- «Дюймовочка»
- «Огниво»
- «Снежная Королева»
- «Дикие лебеди»
- «Пятеро из одного стручка»
- «Чайник»
- «Гадкий утёнок»
- «Оле Лукойе»
- «Штопальная игла»
- «Новое платье короля»
- «Соловей»
- Краткая биография Ганса Христиана Андерсена и презентация
Библиотека произведений автора пополняется.
Сказки Ганса Христиана Андерсена. Полный список произведений
Ханс Кри́стиан А́ндерсен (в русском языке общепринятым произношением и написанием является Ганс Христиан, родился 2 апреля 1805 года — датский прозаик и поэт, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева» и многих других.
АистыАльбом крестногоАнне ЛисбетАнгелБлоха и профессорБузинная матушка БабушкаБутылочное горлышкоБлуждающие огоньки в городеБронзовый кабанБольшой морской змейВ день кончиныВ детскойВеселый нравВетер рассказывает о Вальдемаре До и его дочеряхВолшебный холмВсяк знай своё место!ВоротничокВэн и ГлэнВетряная мельницаГанс ЧурбанГадкий утёнокГречихаДва братаДве девицыДюймовочкаДочь болотного царяДикие лебедиДиректор кукольного театраДевочка, наступившая на хлебДворовый петух и флюгерныйДвенадцать пассажировДева льдовДень переездаДни неделиДомовой и хозяйкаДомовой у лавочникаДорожный товарищДевочка со спичкамиДриадаЕврейкаЕпископ Берглумский и его родичЕльЕсть же разница!ЖабаЖених и невестаЗеленые крошкиЗлой князьЗолотой мальчикКалоши счастьяКрасные башмакиКолокольный омутКапля водыЛён МотылекМаленький Клаус, большой КлаусМаленький ТукМуза нового векаИстинная правдаИ в щепотке порою скрывается счастьеИб и ХристиночкаИз окна богадельниИстория годаИстория одной материНа утином двореНовый наряд короляНочной колпак старого холостякаНавозный жукНа краю моряНемая книгаОгнивоОле-Лукойе О том, как буря перевесила вывески Отпрыск райского растенияОбрывок жемчужной нитиПринцесса на горошинеПастушка и трубочист Пятеро из одного стручкаПеро и чернильницаПоследний сон старого дубаПоследняя жемчужинаПтица народной песни Петер, Пейтер и ПерПобратимыПропащаяПодснежникРусалочка Райский садРебячья болтовняРомашкаСоловей СвинопасСтойкий оловянный солдатикСнежная королеваС крепостного валаСадовник и господаСвинья-копилкаСердечное гореСеребряная монетаСкверный мальчишкаСнеговикТеньЦветы маленькой ИдыЧайникШтопальная иглаЭльф розового куста
Читать все сказки Андерсена.СодержаниеЧитать сказки других авторов
Гнев императора
— Вон! — в гневе сказал император и вытолкал принцессу со свинопасом из пределов своего государства.
Стоит и плачет принцесса, свинопас ругается, а дождь так и поливает.
— Ах я горемычная! — причитает принцесса. — Что бы мне выйти за прекрасного принца! Ах я несчастная!..
А свинопас зашел за дерево, стер с лица черную и бурую краску, сбросил грязную одежду — и вот перед ней уже принц в царственном облачении, да такой пригожий, что принцесса невольно сделала реверанс.
— Теперь я презираю тебя! — сказал он. — Ты не захотела выйти за честного принца. Ты ничего не поняла ни в соловье, ни в розе, зато могла целовать за безделки свинопаса. Поделом тебе!
Он ушел к себе в королевство и закрыл дверь на засов. А принцессе только и оставалось стоять да петь:
«Ах, мой милый Августин,
Все прошло, прошло, прошло!»
Обмен
Загородили фрейлины принцессу, растопырили юбки, и свинопас получил десять поцелуев принцессы, а принцесса — горшочек.
Вот радости-то было! Весь вечер и весь следующий день стоял на огне горшочек, и в городе не осталось ни одной кухни, будь то дом камергера или сапожника, о которой бы принцесса не знала, что там стряпают. Фрейлины плясали от радости и хлопали в ладоши.
— Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Знаем, у кого каша и свиные котлеты! Как интересно!
— В высшей степени интересно! — подтвердила обергофмейстерша.
— Но только держите язык за зубами, ведь я дочь императора!
— Помилуйте! — сказали все.
А свинопас — то есть принц, но для них-то он был по-прежнему свинопас — даром времени не терял и смастерил трещотку. Стоит повертеть ею в воздухе — и вот уж она сыплет всеми вальсами и польками, какие только есть на свете.
— Но это же бесподобно! — сказала принцесса, проходя мимо. — Просто не слыхала ничего лучше! Послушайте, спросите, что он хочет за этот инструмент. Только целоваться я больше не стану!
— Он требует сто поцелуев принцессы! — доложила фрейлина, выйдя от свинопаса.
— Да он, верно, сумасшедший! — сказала принцесса и пошла дальше, но, сделав два шага, остановилась.
— Искусство надо поощрять! — сказала она. — Я дочь императора. Скажите ему, я согласна на десять поцелуев, как вчера, а остальные пусть получит с моих фрейлин!
— Ах, нам так не хочется! — сказали фрейлины.
— Какой вздор! — сказала принцесса. — Уж если я могу целовать его, то вы и подавно! Не забывайте, что я кормлю вас и плачу вам жалованье!
Пришлось фрейлине еще раз сходить к свинопасу.
— Сто поцелуев принцессы! — сказал он. — А нет — каждый останется при своем.
— Становитесь вокруг! — сказала принцесса, и фрейлины обступили ее, а свинопас принялся целовать.
— Это что еще за сборище у свинарника? — спросил император, выйдя на балкон. Он протер глаза и надел очки. — Не иначе как фрейлины опять что-то затеяли! Надо пойти посмотреть.
И он расправил задники своих туфель — туфлями-то ему служили стоптанные башмаки. И-эх, как быстро он зашагал!
Спустился император во двор, подкрадывается потихоньку к фрейлинам, а те только тем и заняты, что поцелуи считают: ведь надо же, чтобы дело сладилось честь по чести и свинопас получил ровно столько, сколько положено, — ни больше, ни меньше. Вот почему никто и не заметил императора, а он привстал на цыпочки и глянул.
— Это еще что такое? — сказал он, разобрав, что принцесса целует свинопаса, да как хватит их туфлей по голове!
Случилось это в ту минуту, когда свинопас получал свой восемьдесят шестой поцелуй.