Творческий путь
Творческая биография Андерсена началась на закате 20-х годов, как раз когда молодой человек закончил обучение в школе. В 1826 он начал писать. У литератора не было четкого понимания, в какую сторону двигаться. Сказочник пытался найти свое направление методом проб и ошибок.
Андерсен страстно желал стать серьезным романистом или драматургом, как те, с творчеством кого он был близко знаком. Ни повести, ни баллады, ни прочие произведения успехом не пользовались. Они были практически никому не нужны.
Однако случались и исключения. Дебютным произведением автора стал рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен…»
Небольшая приключенческая работа получилась на удивление удачной и привлекла внимание широкой публики
Следом творческая биография Ганса Христиана Андерсена пошла в гору. Он писал одно произведение за другим. С течением времени поняв, что лучше всего удаются сказки.
Сам литератор рассматривал авторские наработки как труды для взрослых. Хотя публика довольно быстро определила Андерсена в детские писатели.
Как известно со слов современников, литератора это несказанно злило и разочаровывало. Он говорил, что работает для всех: в том числе для взрослых.
Если посмотреть на тематику и манеру изложения материала, можно понять, что произведения Г. Х. Андерсена пронизаны философскими мотивами и сложными подтекстами, которые детям не понять. Однако публика была склонна видеть лишь вершину айсберга.
Дошло до того, что уже в годы, когда писателя признала широкая общественность и ему собрались установить памятник, Андерсен настоял, чтобы возле него не помещали детей. Быть увековеченным в таком виде литератор не хотел.
Работая над произведением, писатель проявлял поразительную наблюдательность и проницательность
Он обращал внимание на самые мелкие и, как казалось, незначительные, обыденные вещи
Нередко Ганс Христиан Андерсен обращался к народным мотивам, эпосу. В результате опоры на такие источники появлялись его наиболее известные художественные труды. Например: «Огниво», «Дикие лебеди», «Свинопас».
Многие из произведений автора вошли в сборник «Сказки, рассказанные детям». Он вышел в 1837 году и окончательно закрепил успех литератора.
Творчество Андерсена нередко перекликалось с его собственной личностью, биографией. Часто главными героями его историй становились существа, которые не могли найти своего места в обществе. Травимые и угнетаемые.
Среди таковых особую роль в творчестве писателя сыграли Дюймовочка или гадкий утенок, русалочка из одноименных произведений.
В зрелых работах Андерсен интересно и необычно играл смыслами и придавал простым на первый взгляд историям глубокую философскую суть. Чего стоит «Новое платье короля», которая стала символом человеческой глупости, всеобщего подхалимства, подобострастия и чинопочитания. Настоящей притчей.
Несмотря на статус детского писателя, который приклеился к Андерсену еще при жизни, взрослые также высоко ценили произведения знаменитого литератора. В первую очередь их любили за реализм.
Автор не увлекался историями со счастливым концом. Этот сказочник вполне мог обречь своих персонажей на трагическую смерть, если произведение должно складываться именно так. Из-за подобной особенности многие считают истории Андерсена жестокими.
Ближе к 35 годам автор пробует себя в новом жанре. Он готовил серию новелл-миниатюр. Его произведения малой литературной формы входят в сборник «Книга с картинками без картинок». Серьезного успеха цикл не принес.
Попробовать себя в новом качестве еще раз Ганс Христиан Андерсен решился больше чем через 10 лет. Он написал пару романов, например, «Две баронессы». Но и тут его ждало разочарование, поскольку широкой известности и популярности произведения не принесли. Автора все так же рассматривали в первую очередь как сказочника.
Ганс Христиан Андерсен. Маленький Клаус и большой Клаус
В одной деревне жили два человека; обоих звали Клаусами, но у одного было четыре лошади, а у другого только одна; так вот, чтобы различить их, и стали звать того, у которого было четыре лошади, Большой Клаус, а того, у которого одна, Маленький Клаус. Послушаем-ка теперь, что с ними случилось; ведь это целая история!
Всю неделю, как есть, должен был Маленький Клаус пахать на своей лошадке поле Большого Клауса. Зато тот давал ему своих четырех, но только раз в неделю, по воскресеньям. Ух ты, как звонко щелкал кнутом Маленький Клаус над всей пятеркой, – сегодня ведь все лошадки были будто его собственные. Солнце сияло, колокола звонили к обедне, люди все были такие нарядные и шли с молитвенниками в руках в церковь послушать проповедь священника. Все они видели, что Маленький Клаус пашет на пяти лошадях, и он был очень доволен, пощелкивал кнутом и покрикивал:
– Эх вы, мои лошадушки!
– Не смей так говорить! – сказал ему как-то раз Большой Клаус. – У тебя ведь всего одна лошадь!
Но вот опять кто-нибудь проходил мимо, и Маленький Клаус забывал, что не смел говорить так, и опять покрикивал:
– Ну вы, мои лошадушки!
– Перестань сейчас же! – сказал ему наконец Большой Клаус. – Если ты скажешь это еще хоть раз, я возьму да хвачу твою лошадь по лбу. Ей тогда сразу конец придет!
– Не буду больше! – сказал Маленький Клаус. – Право же, не буду!
Да вдруг опять кто-то прошел мимо и поздоровался с ним, а он от радости, что пашет так важно на пяти лошадях, опять щелкнул кнутом и закричал:
– Ну вы, мои лошадушки!
– Вот я тебе понукаю твоих лошадушек! – сказал Большой Клаус.
Взял он обух, которым вколачивают в поле колья для привязи лошадей, и так хватил лошадь Маленького Клауса, что убил ее наповал.
– Эх, нет теперь у меня ни одной лошади! – проговорил Маленький Клаус и заплакал.
Потом он снял с лошади шкуру, высушил ее хорошенько на ветру, положил в мешок, взвалил мешок на спину и пошел в город продавать шкуру.
Идти пришлось очень далеко, через большой темный лес, а тут еще непогода разыгралась, и Маленький Клаус заблудился. Едва выбрался он на дорогу, как совсем стемнело, а до города было еще далеко, да и домой назад не близко; до ночи ни за что не добраться ни туда, ни сюда.
При дороге стоял большой крестьянский двор; ставни в доме были уже закрыты, но сквозь щели светился огонь.
«Вот тут я, верно, найду себе приют на ночь», – подумал Маленький Клаус и постучался.
Хозяйка отперла, узнала, что ему надо, и велела идти своей дорогой: мужа ее не было дома, а без него она не могла принимать гостей.
– Ну, тогда я переночую на дворе! – сказал Маленький Клаус, и хозяйка захлопнула дверь.
Возле дома стоял большой стог сена, а между стогом и домом – сарайчик с плоской соломенной крышей.
– Вон там я и улягусь! – сказал Маленький Клаус, увидев эту крышу. – Чудесная постель! Надеюсь, аист не слетит и не укусит меня за ногу!
Это он сказал потому, что на крыше дома в своем гнезде стоял живой аист.
Маленький Клаус влез на крышу сарая, растянулся на соломе и принялся ворочаться с боку на бок, стараясь улечься поудобнее. Ставни закрывали только нижнюю половину окон, и ему видна была вся горница.
Путешествия и знакомства
Несмотря на стесненность в средствах, писатель все-таки имел возможность путешествовать по Европе. Получив небольшие денежные вознаграждения за свои литературные труды, он побывал в самых разных странах Европы, где завел множество интересных знакомств. Так, он познакомился с известными французскими писателями В. Гюго и А. Дюма. В Германии он был представлен немецкому поэту Гейне. К интересным фактам его жизни можно отнести и то, что у него был автограф Пушкина. Эти путешествия имели большое значение и для дальнейшего развития его творчества, поскольку благодаря им он освоил новый для себя жанр путевых заметок.
Другие биографии:
Пожалуй, при слове изобретатель или каком-то подобном довольно часто в уме появляется имя Архимеда. Этот древний мыслитель действительно был выдающимся изобретателем и оставил существенное количество открытий
И. А. Бунин был рожден 22 октября 1870 года в Воронеже. Его детство проходило родовом имении, находившемся в Орловской губернии.
Александр III – Всероссийский император, правивший страной в период с 1 марта 1881 по 20 октября 1894 года. Известен как Царь-Миротворец, так как за все время его правления страна не знала сражений и войн.
Булат Шалвович Окуджава – музыкальный и литературный деятель советского периода. Он рождён 9 мая 1924 года в городе Москва и умер 12 июня 1997 года в городе Кламар (Франция).
Александр Македонский – выдающаяся личность истории, полководец, царь, создатель мировой державы. Родился в 356 году до н.э в Македонской столице. Принадлежит к роду мифического героя Геракла
Суп из колбасной палочки (2 глава)
Что видела и чему научилась первая мышь во время своего путешествия.
— Когда я отправилась странствовать по белу свету, — начала мышка, — я, как и многие мои сверстницы, воображала, что давно уже разжевала и проглотила всю земную премудрость. Но жизнь показала мне, что я жестоко заблуждалась, и понадобился целый год и один день, чтобы постичь истину. Я отправилась на север и сначала плыла морем на большом корабле. Мне говорили, что коки должны быть изобретательны, однако нашему коку, по-видимому, не было в этом ровно никакой нужды: корабельные трюмы ломились от корейки, солонины и прекрасной заплесневелой муки…
Начало литературного пути
Огромное влияние на биографию Ганса Христиана Андерсенаоказало его творчество. В 1829 году опубликовали его первую работу. Это невероятная история под названием «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера». Данный рассказ имел успех и принес Гансу немалую популярность.
До середины 1830-х Андерсен практически не писал. Именно в эти годы он получил пособие, которое позволило ему впервые отправиться путешествовать. В это время у писателя, словно, открылось второе дыхание. В 1835 появляются «Сказки», которые выводят известность автора на новый уровень. В дальнейшем, именно работы для детей становятся визитной карточкой Андерсена.
Волжский класс
Биография Ганса-Христиана Андерсена
Ганс Христиан Андерсен написал 156 сказок. Совершенно невозможно поверить, что обыкновенный человек мог сочинить такие прекрасные истории. Да, Оле-Лукойе мог бы сочинить все эти сказки, но просто человек — нет. Человек не может знать, о чём думает штопальная игла, не слышит, о чём беседуют розовый куст и семейство серых воробьев, он не может разглядеть, какого цвета платье у принцессы эльфов, которую с некоторых пор зовут Дюймовочкой… И если вы думаете, что сказки Андерсена родились на бархатных подушках, между кружевных манжет и золотых подсвечников, то вы глубоко ошибаетесь… «Милый, добрый, чудаковатый человек», — так говорили о знаменитом датском писателе-сказочнике современники. Жизнь Андерсена была полна тягот и разочарований, но он никогда не утрачивал веры в людей, в добро и красоту. Он учил этому и своих читателей.
В Дании есть маленький остров Фюн, а на нём город Оденсе. Здесь в 1805 году и родился будущий знаменитый сказочник. Назвали мальчика Ганс Христиан, и его отца — сапожника — тоже звали Ганс Христиан. Сапожники бывают разные — бедные и богатые. Андерсен-отец был бедным. Он вовсе не хотел быть сапожником, он мечтал учиться и путешествовать. А так как ни то, ни другое не удалось, он читал сыну сказки и водил его гулять в окрестности города Оденсе. Он ходил с сыном в театр, который был в их маленьком городе.
Гансу Христиану в 12 лет пришлось пойти работать на суконную фабрику. И учиться он мог только по вечерам в бесплатной школе для бедных. Но он учился с увлечением, страстью, всё свободное время читал и слушал. Читал книги и слушал сказки — их он любил больше всего на свете.В четырнадцать лет Андерсен покинул родной дом и отправился в Копенгаген искать счастья на подмостках сцены, но упорные попытки стать актёром, танцором, певцом не привели к успеху. Андерсен не унывал и решил писать пьесы. К слову сказать, он был почти неграмотным, пришлось пойти учиться в школу. В 17 лет он сел за школьную парту вместе с второклассниками, в 22 года — стал студентом университета.
В домах своих знакомых Андерсен всегда рассказывал детям сказки, сочиняя их на ходу. Стоило ему войти в дом, где были дети, они тут же требовали новую сказку. И сказка никогда не заставляла себя ждать. Её героями становились синий дракон, нарисованный на китайской вазе, пролетевший за окном воробей, старая перчатка.С детства Андерсен умел вырезать из бумаги всякие фигуры. И когда лист бумаги превращался у него в старую ведьму на помеле, изящную балерину, аиста, стоящего на одной ноге в гнезде, сразу же рождались и сказки об этих фигурках.
В 30 лет ещё бедный и почти безвестный, Андерсен написал на листе бумаги: «Шёл солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку, он шёл домой с войны…». Так появилась история про бывшего солдата-храбреца. Важные господа смотрели на него как на пустое место, ведь у него не было ни гроша. Но старое огниво помогло храброму солдату стать королём. Это была сказка «Огниво». И это было начало новой жизни. Он решил стать писателем и писать сказки. Это было непросто, но Ханс Андерсен был такой же стойкий и упорный, как его оловянный солдатик. А в сказках он говорил всем правду так же, как мальчик из сказки о голом короле. Андерсен стал первым добрым советчиком всех детей на земле. А значит, и всех людей, потому что все взрослые люди были когда-то детьми. Сказки Андерсена написаны не только для детей. В них заложено много мудрых и глубоких мыслей, они доставляют людям радость всегда, до самой их глубокой старости.
И если обыденная жизнь превращалась у писателя в волшебный мир, то волшебное царство превращалось в живой, понятный мир. Проблемы, которые решали герои сказок, вовсе не сказочные и не мелкие. Любовь, верность раскрываются в сказках «Пастушка и трубочист», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», жадность порицается в сказках «Свинья-копилка», «Маленький Клаус и Большой Клаус», глупость и чванство — в сказках «Гадкий утёнок», «Принцесса на горошине», «Новое платье короля».
Сказки Андерсена быстро «разбежались» по свету, их перевели на разные языки. В России они появились в середине XIX века.
В 1965 году была организована премия имени Г. Х. Андерсена – литературная премия, которой награждаются лучшие детские писатели и художники-иллюстраторы. Она присуждается один раз в два года. Премия вручается второго апреля — в день рождения Ганса Христиана Андерсена.
Андерсен стал всемирно знаменит. Во всех европейских столицах готовы были без конца принимать и чествовать «великого сказочника». Самые знаменитые люди того времени становились друзьями Андерсена, и даже короли считали за честь пожать ему руку.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
4.4 / 5 ( 126 голосов )
Личная жизнь
Некоторые биографы Андерсена предполагают, что великий сказочник был неравнодушен к мужскому полу. Такие выводы делаются на основании сохранившихся романтических писем, которые он писал мужчинам.
Стоит заметить, что официально он никогда не состоял в браке и не имел детей. В своих дневниках он позже признавался, что принял решение отказаться от интимных отношений с женщинами, поскольку те не отвечали ему взаимностью.
Ганс Христиан Андерсен читает книгу детям
В биографии Ганса Андерсена было минимум 3 девушки, к которым он испытывал симпатию. Еще в юном возрасте он влюбился в Риборг Войгт, но так и не отваживался признаться ей в своих чувствах.
Следующей возлюбленной писателя была Луиза Коллин. Она отклонила предложение Андерсена и вышла замуж за богатого юриста.
В 1846 г. в биографии Андерсена была еще одна страсть: он полюбил оперную певицу Женни Линд, которая очаровала его своим голосом.
После ее выступлений Ганс дарил ей цветы и читал стихи, стараясь добиться взаимности. Однако и на этот раз ему не удалось завоевать женское сердце.
Вскоре певица вышла замуж за британского композитора, в результате чего несчастный Андерсен впал в депрессию. Интересен факт, что позже Женни Линд станет прототипом знаменитой Снежной Королевы.
Детство и юность
Краткая биография Андерсена будет неполной без описания его ранних лет. Мальчик появился на свет 2 апреля (15 апреля) 1805 года. Он жил в достаточно небогатой семье. Его отец работал башмачником, а мать – прачкой.
Юный Ганс был достаточно ранимым ребенком. В учебных заведениях того времени нередко применяли физические наказания, поэтому страх перед учебой не покидал Андерсена. В связи с этим, мать отправила его в благотворительную школу, где учителя были более лояльными. Руководителем этого образовательного заведения был Феддер Карстенс.
Уже в подростковом возрасте Ганс переехал в Копенгаген. Юноша не скрывал от родителей, что отправляется в большой город за славой. Некоторое время спустя, он попал в Королевский театр. Там он играл роли второго плана. Окружающие, отдав должное рвению парня, позволили ему учиться в школе бесплатно. Впоследствии Андерсен вспоминал это время, как одно из самых страшных в его биографии. Виной тому был строгий ректор школы. Ганс закончил обучение только в 1827 году.