Рассказы льва толстого для детей

Корова

(Быль)

Жила вдова Марья с своей матерью и с шестью детьми. Жили они бедно. Но купили на последние деньги бурую корову, чтоб было молоко для детей. Старшие дети кормили Буренушку в поле и давали ей помои дома. Один раз мать вышла со двора, а старший мальчик Миша полез за хлебом на полку, уронил стакан и разбил его. Миша испугался, что мать его будет бранить, подобрал большие стекла от стакана, вынес на двор и зарыл в навозе, а маленькие стеклышки все подобрал и бросил в лоханку. Мать хватилась стакана, стала спрашивать, но Миша не сказал; и так дело осталось.

На другой день после обеда пошла мать давать Буренушке помои из лоханки, видит, Буренушка скучна и не ест корма. Стали лечить корову, позвали бабку. Бабка сказала: корова жива не будет, надо ее убить на мясо. Позвали мужика, стали бить корову. Дети услыхали, как на дворе заревела Буренушка. Собрались все на печку и стали плакать. Когда убили Буренушку, сняли шкуру и разрезали на части, у ней в горле нашли стекло.

И узнали, что она издохла оттого, что ей попало стекло в помоях. Когда Миша узнал это, он стал горько плакать и признался матери об стакане. Мать ничего не сказала и сама заплакала. Она сказала: убили мы свою Буренушку, купить теперь не на что. Как проживут малые дети без молока? Миша еще пуще стал плакать и не слезал с печи, когда ели студень из коровьей головы. Он каждый день во сне видел, как дядя Василий нес за рога мертвую, бурую голову Буренушки с открытыми глазами и красной шеей.

С тех пор у детей молока не было. Только по праздникам бывало молоко, когда Марья попросит у соседей горшочек. Случилось, барыне той деревни понадобилась к дитяти няня. Старушка и говорит дочери: отпусти меня, я пойду в няни, и тебе, может, бог поможет одной с детьми управляться. А я, бог даст, заслужу в год на корову. Так и сделали. Старушка ушла к барыне. А Марье еще тяжелее с детьми стало. И дети без молока целый год жили: один кисель и тюрю ели и стали худые и бледные.

Прошел год, пришла старушка домой и принесла двадцать рублей. Ну, дочка! говорит, теперь купим корову. Обрадовалась Марья, обрадовались все дети. Собрались Марья с старухой на базар покупать корову. Соседку попросили с детьми побыть, а соседа дядю Захара попросили с ними поехать, выбирать корову. Помолились богу, поехали в город. Дети пообедали и вышли на улицу смотреть: не ведут ли корову. Стали дети судить: какая будет корова – бурая или черная. Стали они говорить, как ее кормить будут. Ждали они, ждали целый день. За версту ушли встречать корову, уж смеркаться стало, вернулись назад.

Вдруг, видят: по улице едет на телеге бабушка, а у заднего колеса идет пестрая корова, за рога привязана, и идет сзади мать, хворостиной подгоняет. Подбежали дети, стали смотреть корову. Набрали хлеба, травы, стали кормить. Мать пошла в избу, разделась и вышла на двор с полотенцем и подойником. Она села под корову, обтерла вымя. Господи благослови! стала доить корову, а дети сели кругом и смотрели, как молоко брызнуло из вымя в край подойника и засвистело у матери из-под пальцев. Надоила мать половину подойника, снесла на погреб и отлила детям горшочек к ужину.

Акула

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «купаться!» и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и, что было силы, поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Понатужься!»

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.

Акула плыла прямо на мальчиков.

— Назад! Назад! Вернитесь! Акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный, как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись, что было силы, к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

Рассказы для детей средней группы детского сада

Толстой Лев Николаевич «Булька»

У меня была мордашка. Её звали Булькой. Она была вся чёрная, только кончики передних лап были белые. У всех мордашек нижняя челюсть длиннее верхней и верхние зубы заходят за нижние; но у Бульки нижняя челюсть так выдавалась вперёд, что палец можно было заложить между нижними и верхними зубами.

Лицо у Бульки было широкое; глаза большие, чёрные и блестящие; и зубы и клыки белые всегда торчали наружу. Он был похож на арапа. Булька был смирный и не кусался, но он был очень силён и цепок. Когда он, бывало, уцепится за что-нибудь, то стиснет зубы и повиснет, как тряпка, и его, как клещука, нельзя никак оторвать.

Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка.

Медведь бил его лапами, прижимал к себе, кидал из стороны в сторону, но не мог оторвать и повалился на голову, чтобы раздавить Бульку; но Булька до тех пор на нём держался, пока его не отлили холодной водой.

Я взял его щенком и сам выкормил.

Когда я ехал служить на Кавказ, я не хотел брать его и ушёл от него потихоньку, а его велел запереть. На первой станции я хотел уже садиться на другую перекладную, как вдруг увидал, что по дороге катится что-то чёрное и блестящее.

Это был Булька в своём медном ошейнике. Он летел во весь дух к станции. Он бросился ко мне, лизнул мою руку и растянулся в тени под телегой. Язык его высунулся на целую ладонь. Он то втягивал его назад, глотая слюни, то опять высовывал на целую ладонь. Он торопился, не поспевал дышать, бока его так и прыгали. Он поворачивался с боку на бок и постукивал хвостом о землю.

Я узнал потом, что он после меня пробил раму и выскочил из окна и прямо, по моему следу, поскакал по дороге и проскакал так вёрст двадцать в самый жар.

Толстой Лев Николаевич «Лгун»

Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.

Толстой Лев Николаевич «Котёнок»

Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.

Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой кто-то мяучит тонкими голосами.

Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:

— Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

— Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять.

Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

«Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

Толстой Лев Николаевич «Отец и сыновья»

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит: «Сломайте!»

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит:

«Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит».

Толстой Лев Николаевич «Собака и её тень»

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, — она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло.

И осталась собака ни при чём.

Толстой Лев Николаевич «Хотела галка пить»

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.

Волки! Волки!! Или реабилитация пастушка.

Я в детстве слышал много басен и сказок. Многие были весьма популярны и широко известны. Вот, например, широко известная басня про мальчика, который кричал «волки! волки!»… Вы все ее слышали, уверен. Вкратце она известна в изложении Л.Н.Толстого:

Л.Н. Толстой. Басня «Лгун». Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает,— не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

У этой басни есть интернациональное изложение, которое присуствует в культурах многих народов. Оно чуть шире, чем в изложении Л.Н.Толстого:

Пастух и волки

Молодой пастух, который пас овец местных крестьян, после целого дня, который он провел, наблюдая за кроликами и бабочками, совсем заскучал. Он стал думать о зверях, которые живут в лесу, окружающем луг, вспомнил рассказы крестьян о волках, которые нападали на овец. И вздрогнул. Интересно, придут ли крестьяне к нему на помощь, как обещали, в случае опасности. Он решил проверить их. «Волки! Волки! » — закричал он.

Но это не всё. Я намедни докопался до возможного первоисточника, который уходит корнями в восьмой век до нашей эры в Древний Китай, который тогда назывался Государство Чжоу. Было это во времена правителя Ю-вана. И зафиксированно в официальных хрониках.

Ю оказался безнравственным правителем, ищущим лишь удовольствия. Произведя сына и наследника от старшей жены, Ю увлекся гаремной женщиной и попытался сменить царицу и кронпринца на наложницу и ее незаконного сына. Его советники восстали против этого, но Ю настаивал, и в конце концов советники отступились. «Бедствие обрело форму, — заметил в отчаянии великий историк, — и мы ничего не могли с этим поделать». Эта наложница, теперь ставшая царицей, разрушила царскую семью; не удивительно, что разрушение доставляло ей основное удовольствие. Она любила слушать, как рвется шелк, и поэтому приказывала приносить во дворец огромные куски дорогого материала, чтобы их рвали, развлекая ее. Несмотря на такое дорогостоящее занятие, она редко улыбалась и никогда не смеялась. Ю пытался придумать, как развлечь ее, и решил, что зажжет для нее все сигнальные огни и ударит в барабаны боевой тревоги. Это был сигнал, предупреждающий о вторжении варваров; придя в волнение, жившие близко князья вывели свои армии и направились к стенам города. По прибытии они не обнаружили варваров. Их удивленные лица были такими комичными, что наложница громко рассмеялась — едва ли не впервые. Но варвары также прибыли, и довольно скоро. Их земли располагались на севере и западе от земель Чжоу. Они перелились через границу и осадили столицу. Кроме того, с ними шли родственники первой жены царя Ю, разозленные, что ее отодвинули в сторону. Внешняя и внутренняя угрозы объединились в одном натиске, потрясшем династию. Царь Ю приказал зажечь сигнальные огни и бить в барабаны — но феодалы пожали плечами и вернулись к своим делам. Они не хотели во второй раз становиться дураками, только ради того, чтобы развлечь предмет увлечения императора. В сражении с варварами Ю был убит. Варвары разграбили дворец, взяли в плен наложницу и вернулись домой*.

Вот так и закончилась династия Западного Чжоу, а всё из-за хихиканья… женского. И пастушок тут ни при чём.

по материалам книги Сьюзен Уайс Бауэр «История Древнего мира. От истоков Цивилизации до падения Рима», гл. 46.

Сказки | Оставить комментарий

Оставьте свой комментарий

Власти Москвы объявили об обязательной вакцинации работников сферы образования

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести стипендии для школьников

Время чтения: 1 минута

Госдума приняла закон, упрощающий выезд детей за рубеж

Время чтения: 1 минута

Депутат Госдумы предложил отменить ЕГЭ по гуманитарным предметам

Время чтения: 1 минута

Уральскому студенту снизили дипломную оценку за цветные волосы

Время чтения: 1 минута

В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Мальчик, который кричал: «Волки»

Греческие сказки

Мальчик по имени Питер жил со своими родителями в деревне на склоне холма. Его родители, как и большинство других людей в деревне, были фермерами овец. Все в деревне по очереди позаботились о овцах, а когда Петру было 10 лет, он считался достаточно взрослым, чтобы повернуть на пастух.

Но Петру было слишком легко скучно, и ему было очень утомительно находиться на склоне холма только для овец. Поэтому он найдет способы развлечь себя, подбежать по камню, лазать по деревьям, преследовать овец, но ничто не помешало ему очень долго развлекаться. Затем он набросился на блестящую идею. Он поднялся на вершину самого высокого дерева и начал кричать в сторону деревни: «Волк! Волк! Wooolf! Woohoolf!»

Один из жителей деревни услышал его и собрал всех других людей, вооружившись топорами, мотыгами и вилами, они выбежали из деревни, чтобы преследовать волка и спасти свое стадо. Конечно, когда они добрались туда, они просто нашли, что Питер сидит высоко в своем дереве, смеется, и овцы пасутся мирно. Они очень раздражали его. В эту ночь Петр получил порку от матери и был отправлен спать без ужина.

Некоторое время жизнь продолжалась как обычно, и люди забыли об этом инциденте. Петру приходилось вести себя, всякий раз, когда ему приходилось думать о овцах. До одного дня ему снова стало скучно. Он взял палочки и, пробираясь туда, где пасутся овцы, начал бить палочки и кричать: «Волк! Волк! Wooolf! Woohoolf! Woohoohoooolf!»

Конечно, кто-то в деревне слышал, и вскоре все люди подбегают на холм, вооруженный палками и топорами, мотыгами и лопатами, готовыми выгнать большого плохого волка и спасти своих овец и бедного мальчика-пастуха. Представьте себе их ужас, когда они прибыли на поле, чтобы мирно пасти их стадо, а Питер сидит на большой скале, неудержимо смеясь.

В эту ночь Петр хорошо отзывался, еще лучше шлепал от своей матери и снова был отправлен спать без ужина. Несколько дней люди в деревне обошли стоны о Питере и его трюках, но вскоре все снова успокоилось, и жизнь возобновила свой обычный беспрецедентный курс, и Петру приходилось время от времени поворачиваться к пастуху. Он решил, что должен себя вести, он действительно не хотел все время огорчать, и он особенно не хотел, чтобы еще одна порция его матери!

Затем, однажды днем, когда Петр был на полях с овцами, он заметил, что некоторые из них нервничали, они начали блеять и бежать туда-сюда. Питер не знал, в чем причина этого странного поведения, овцы бегали повсюду и делали все более громкую ракетку. Он волновался и решил подняться на дерево, чтобы он мог видеть, что происходит. Он уравновешивал крепкую ветку и оглядывался вокруг, что, по его мнению, почти заставило его выпасть из дерева. Был большой большой волосатый волк, преследующий овец, кусающий на ногах, хватаясь за хвосты. В течение нескольких секунд Питер молчал. Затем он начал кричать: «Вулф! Woolof! Woohoohooloof!»

В деревне старик услышал крик. «О нет, не то, что Питер снова», — сказал он, покачав головой. «Что происходит?» — спросил другой житель деревни. «Это снова Питер, он просто не может помочь себе».

«Этот парень все время должен быть в центре внимания», — сказал другой. «Подождите, пока его мать схватит его», добавил еще один. Никто не верил, что на этот раз действительно был волк, и никто не получил свою мотыгу, или их топор, или их лопату. Все палки остались в сараях, и никто не бросился вверх по склону. Только в конце дня, когда мальчик отправил взять пастух из Питера, найдены мертвые тела овец, разбросанные по всему склону холма, и Питер все еще там на своем дереве, хныкая, что жители деревни действительно там На этот раз был волом.

Наконец Питер усвоил урок, что, если вы всегда лжете, люди перестанут верить вам; И тогда, когда вы говорите правду о переменах, когда вам действительно нужно, чтобы они вам поверили, они этого не сделают.

Раздел: Греческие сказки

Поделиться

Басня «Лжец»

Про­слу­шать басню «Лжец»


Из даль­них стран­ствий возвратясь, Какой-то дворяни́н (а может быть, и князь), С при­я­те­лем своим пеш­ком гуляя в поле, Рас­хва­стался о том, где он бывал, И к былям небы­лиц без счету при­лы­гал. «Нет», гово­рит: «что я видал, Того уж не увижу боле. Что́ здесь у вас за край? То холодно, то очень жарко, То солнце спря­чется, то све­тит слиш­ком ярко. Вот там-то прямо рай! И вспом­нишь, так душе отрада! Ни шуб, ни свеч совсем не надо: Не зна­ешь век, что́ есть ноч­ная тень, И круг­лый Божий год все видишь май­ский день. Никто там ни садит, ни сеет: А если б посмот­рел, что́ там рас­тет и зреет! Вот в Риме, напри­мер, я видел огурец: Ах, мой Творец! И по сию не вспом­нюсь пору! Пове­ришь ли? ну, право, был он с гору».– «Что за дико­вина!» при­я­тель отвечал: «На свете чудеса рас­се­яны повсюду; Да не везде их вся­кий примечал. Мы сами, вот, теперь под­хо­дим к чуду, Какого ты нигде, конечно, не встречал, И я в том спо­рить буду. Вон, видишь ли через реку тот мост, Куда нам путь лежит? Он с виду хоть и прост, А свой­ство чуд­ное имеет: Лжец ни один у нас по нем пройти не смеет: До поло­вины не дойдет – Про­ва­лится и в воду упадет; Но кто не лжет, Сту­пай по нем, пожа­луй, хоть в карете».– «А какова у вас река?» – «Да не мелка. Так видишь ли, мой друг, чего-то нет на свете! Хоть рим­ский огу­рец велик, нет спору в том, Ведь с гору, кажется, ты так ска­зал о нем?» – «Гора хоть не гора, но, право, будет с дом». – «Пове­рить трудно! Однако ж как ни чудно,

А всё чудён и мост, по коем мы пойдем, Что он Лжеца никак не подымает; И нынеш­ней еще весной С него обру­ши­лись (весь город это знает) Два жур­на­ли­ста, да портной. Бес­спорно, огу­рец и с дом величиной Дико­винка, коль это справедливо».– «Ну, не такое еще диво; Ведь надо знать, как вещи есть: Не думай, что везде по-нашему хоромы; Что там за домы: В один двоим за нужду влезть, И то ни стать, ни сесть!» – «Пусть так, но всё при­знаться должно, Что огу­рец не грех за диво счесть, В кото­ром двум усесться можно. Однако ж, мост-ат наш каков, Что Лгун не сде­лает на нем пяти шагов, Как тот­час в воду! Хоть рим­ский твой и чуден огурец…» – «Послу­шай-ка», тут пере­рвал мой Лжец: «Чем на мост нам итти, поищем лучше броду».

При­ме­ча­ния

Прилыга́ть – рас­ска­зы­вая о чем-либо, при­со­еди­нять вымы­сел, ложь; привирать. Хоро́мы – в ста­рину на Руси: боль­шой жилой дом бога­того владельца. Брод – мел­кое место попе­рек реки или озера, удоб­ное для перехода. По пре­да­нию, наве­яна рас­ска­зом какого-то при­ез­жего поме­щика за обе­дом в Англий­ском клубе о необык­но­вен­ной вели­чины стер­ляди. Сюжет о лжеце был чрез­вы­чайно попу­ля­рен в фаце­циях, жар­тах, под­пи­сях к лубоч­ным кар­тин­кам. Исполь­зо­вался он и рус­скими писа­те­лями («Хва­стун» А. Сума­ро­кова, «Лжец» И. Хем­ни­цера, «Лгун» В. Лев­шина). Порт­ной упо­мя­нут в басне в соот­вет­ствии со мно­гими рус­скими посло­ви­цами типа: «Не столько купец на аршине, сколько порт­ной на нож­ни­цах уне­сёт», «Нет воров супро­тив порт­ных мастеров».

Время напи­са­ния: не позд­нее ноября 1811 г. Кры­ла­тые выра­же­ния: 1. Из даль­них стран­ствий воз­вра­тясь. Упо­треб­ля­ется в слу­чае воз­вра­ще­ния кого-либо из даль­него путе­ше­ствия. 2. Рим­ский огу­рец. Ино­ска­за­тельно: неле­пая выдумка, чрез­мер­ное пре­уве­ли­че­ние. Кры­лов­ская строка пре­вра­ти­лась в народ­ную посло­вицу: «Хорошо ска­зы­вать сказку про рим­ский огурец».

Источ­ник: И.А. Кры­лов. Пол­ное собра­ние сочи­не­ний в 3‑х томах. Т. 3: Басни, сти­хо­тво­ре­ния, письма и дело­вые бумаги. Книга вто­рая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. лите­ра­туры. 1946

Орёл

Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.. Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетел к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.

Орёл выронил рыбу, люди подняли её и ушли. Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.

Орёл устал и не мог лететь опять на море; он опустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им перышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного.

Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали. Тогда орёл отлетел от них и сел на верхний сук дерева. Орлята засвистали и запищали ещё жалобнее.

Тогда орёл вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером: он летел тихо и низко над землею; в когтях у него опять была большая рыба.

Когда он подлетел к дереву, он оглянулся — нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.

Орлята подняли головы и разинули рты, орёл разорвал рыбу и накормил детей.

Лев Толстой. Басни, 1 класс. Литературное чтение

Басня «Два товарища»

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.

Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:

— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?

— А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Басня «Кто прав?»

Один человек сказал, что он хочет так жить, чтобы враги боялись его.

А другой сказал, что лучше так жить, чтобы враги боялись, а друзья бы любили.

А третий сказал:

— Лучше так жить, чтобы не было врагов, а чтобы все были друзья.

Басня «Лгун»

Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:

— Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

— Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его.

Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.

Басня «Осёл и лошадь»

У одного человека были осёл и лошадь. Шли они по дороге; осёл сказал лошади: «Мне тяжело, не дотащу я всего; возьми с меня хоть немного». Лошадь не послушалась. Осёл упал от натуги и умер. Хозяин как наложил всё с осла на лошадь, да ещё и шкуру ослиную, лошадь и взвыла: «Ох, горе мне бедной, горюшко мне несчастной! Не хотела я немножко ему пособить, теперь вот всё тащу, да ещё и шкуру».

Басня «Отец и сыновья»

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

— Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломили прутья поодиночке.

Отец и говорит:

— Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь — вас всякий легко погубит.

Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.

Басня «Учёный сын»

Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал: «Нынче покос, возьми грабли и пойдём, пособи мне». А сыну не хотелось работать, он и говорит: «Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли?» Только он пошёл по двору, наступил на грабли; они его ударили в лоб. Тогда он и вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит: «И что за дурак тут грабли бросил!»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: