Конспект интегрированного занятия по чтению художественной литературы и ручному труду «басня л. н. толстого «лев и мышь»

Анализ басни «Лев и Мышь»

Структурно басня «Лев и Мышь» представляет собой единое целое, но по смысловой нагрузке ее можно разделить на две части. Первая говорит о мудрости и доброте сильного льва, который отпустил на волю пойманную мышь, несмотря на то, что не поверил в ее возможную последующую помощь. Вторая – повествует о том, как слабая мышь спасает царя всех зверей, перегрызая веревку, которой тот был связан.

Мудрость Льва обернулась ему добрым исходом, спасшим жизнь. Однако в реальности чаще всего подобные «Цари» поступают совсем иначе: гнобят и пренебрегают низшими по должности или званию, пользуясь своим силовым (должностным) превосходством. И вопреки различным несправедливым догмам, те самые мелкие «Мыши» по истечение времени становятся самыми нужными и важными людьми, от которых зависит не только «честь мундира» и достоинство, но порой и жизнь.

Маленькая мышка

Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.

— Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый.

Мать спросила:

— Скажи, какие это звери?

Мышка сказала:

-Один страшный- ноги у него черные, хохол — красный, глаза на выкоте, а нос крючком.Когда я мимо шла- он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала куда уйти.

-Это петух, сказала старая мышь,он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?

— Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие. Сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.

Старая мышь сказала:

— Дура, ты дура. Ведь это сам кот.

Мораль басни «Лев и Мышь»

Каким добрым смыслом наполнен рассказ Льва Николаевича Толстого. Хорошая мораль басни Лев и Мышь — это история о доброте.

Всего в нескольких словах великий писатель сумел показать очень много уроков о доброте. Прежде всего, если даже ты всего лишь «мышь», то есть обычный человек, ты можешь оказаться полезным даже могущественному «льву», поэтому если видишь беду и можешь помочь — не пойди мимо и помоги.

Кроме того, здесь показано, что подмога порой может приходить из самого неожиданного источника, и никогда не бывает зазорно принять подмогу даже от постороннего человека, если он дарят ее от души.

А главный вывод: добрых людей, все равно больше, чем злых, и неважно сильный ты или маленький и слабый. мы все имеем возможности, а поэтому должны оказывать посильную помощь тем, кому она нужна

Выявление поучительного смысла басни;
Коррекция вербальной памяти на основе
графического упражнения.
Развитие речи учащихся;
Развитие техники и выразительности чтения;
Воспитание понятия о правильном поведении в
разных ситуациях;

Оборудование: презентация, распечатки басни,
листочки в клеточку для графического диктанта,
распечатки стихотворения Ю. Голубь для домашней
работы

Ход урока

Орг. момент.

1. Разминка (на доске или на экране)

Прочитайте и повторите чистоговорки

Разучивание скороговорки.

Прочитайте слова в столбиках сначала заботливо
и нежно, а потом строго и серьезно.

2. Сообщение темы урока.

Сегодня мы познакомимся с басней Л. Н. Толстого
«Лев и мышь»

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)- великий
русский писатель. Он написал много интересных
книг для взрослых и детей. В своем имении Ясная
Поляна, недалеко от Тулы, Л. Н. Толстой
организовал школу для крестьянских детей. Он
хотел, чтобы дети росли грамотными, честными,
добрыми, отзывчивыми людьми, чтобы они помогали
друг другу, жили в согласии. Для своей школы он
написал «Азбуку» и книги для чтения. Рассказы из
этих книг до сих пор с интересом читают дети. Л. Н.
Толстой знакомил учеников школы с культурой
других народов.

Словарная работа

Басня — это маленький рассказ, стихотворный
или прозаический, в котором действуют животные
или предметы, но под ними подразумеваются люди. В
баснях осуждаются, высмеиваются недостатки,
пороки людей. Басня содержит поучение. В басне
основная мысль чаще всего выражена отдельно,
особым предложением.

3. Знакомство с текстом (первичное чтение
учителем)

Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он
проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы
он пустил ее. Она сказала; » Если ты меня пустишь,
и я тебе добро сделаю «. Лев засмеялся, что мышь
обещает ему добро сделать, и пустил ее.

Потом охотники поймали льва и привязали
веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев,
прибежала, перегрызла веревку и сказала: »
Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе
добро сделать, а теперь видишь, — бывает и от мыши
добро».

Л. Н. Толстой.

Как маленькая мышь помогла огромному льву?

Игра » Буксир»

Учитель читает текст, варьируя скорость чтения,
ученики следят. Учитель внезапно
останавливается — учащиеся продолжают чтение.

4. Физкультминутка.

5. «Жужжащее» чтение

6. Работа по содержанию текста.

Восстановление последовательности событий:

Охотники поймали льва.

Лев поймал мышь.

Мышь спасла льва.

Мышь обещает сделать добро льву.

Сегодня мы говорили, что басня содержит
основную поучительную мысль. Постараемся найти
её.

«Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла
тебе добро сделать, а теперь видишь,- бывает и от
мыши добро»

А теперь скажите, соответствует ли основной
мысли басни данная пословица: «Друзья познаются
в беде»? Почему?

7. Графический диктант » Лев»

8. Творческое задание.

Разукрасьте льва и нарисуйте мышку по своему
замыслу.

9. Домашнее задание (выучить стихотворение)

10. Итог урока.

Выставка графических рисунков учащихся.

Список литературы

  1. Галкина Г.Г. «Пальцы помогают
    говорить».Коррекционные занятия по развитию
    мелкой моторики у детей. М., Издательство «Гном и
    Д», 2006
  2. Осипова А. А. » Диагностика и коррекция
    внимания» М., Творческий центр » Сфера» 2002
  3. Рудченко Л. И. Чтение. Коррекционно-развивающие
    занятия. Волгоград, Издательство «Учитель», 2007
  4. Рыбина А. Ф. » Коррекция звукопроизношения у
    детей» Волгоград, Издательство «Учитель»
  5. Семенака С. И. «Учимся сочувствовать,
    сопереживать» М., Издательство «Аркти» 2003
  6. Хохрина В. Т. «Дидактические основы урока во
    вспомогательной школе». Иркутск, 1997
  7. Черемошкина Л. В. «Развитие памяти детей».
    Ярославль «Академия развития», 1997
  8. Юрова Е. В. » 259 упражнений для развития устной
    речи», М., Издательство АСТ «Астрель» 2001

Басня Толстого «Лев и Мышь» – часть глубокой и извечной темы о равенстве, угнетении превосходства над слабыми и борьбе за истинную справедливость в социальном мире.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: