Поучительные притчи с моралью о жизни

II.

В одном селе, в том, что по правую руку от реки Уперты, в старом покосившемся доме, жил бедный человек, по имени Прохор. Жена его давно умерла, оставив ему на попечении трех дочерей – погодок. Все они были красавицы и умницы, каких мало.

Весной, как зацвело все вокруг, прилетел Змей Горыныч и стал рыскать, свое спрашивать. А Прохор, хоть и заранее заготовил для дочерей погреб, глухой да глубокий, страшился Змея так, что слова не мог вымолвить. — Где твои дочери? – спрашивает его Змей. Прохор молчит. Хотел сказать, что подались они в город, далеко от этих краев.

Но дрожь его взяла, так что у него зубы стучат, а слова с языка не слетают. Принюхался тогда Змей и обнаружил погреб потайной вместе с дочками. Случилось так, что на ту пору, как раз проходили через село богатыри отважные – отрада земель русских: Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец.

Увидали они, как Змей из-под земли девиц вынимает, и с первого взгляда полюбили их. Захотелось им спасти красавиц, да только поздно – унесла их Гадина Проклятущая в поднебесье.

И положили тогда себе богатыри – век чести молодецкой не видать, а девиц из неволи вызволить. Только где же искать злодея? Кто подскажет?

Ужасная смерть Шахмарана — Королева Змей

Тахмасп пообещал никогда не раскрывать ее секрет и вернулся на поверхность. Прошло много лет, и все было хорошо, пока однажды король города не заболел. Врачи сказали, что правителя можно будет вылечить, только если он съест плоть Шахмаран. Каким-то образом король узнал, что в городе есть кто-то, кто знает, где найти Шахмаран и страну змеи, но он понятия не имел, кто это был. Царь приказал полить водой всех жителей. Это покажет, у кого была кожа змеи.

Тахмасп понимал, что вода обнажит его, и пытался спрятаться, но было слишком поздно. Солдаты приказали всем пойти в общественные бани, и когда он попытался бежать, человек короля схватил его и отвел в городские бани.

Парень ничего не мог поделать, и когда солдаты облили его водой, то кожа стала похожа на змеиную. Тахмасп был доставлен к царю, где под пытками раскрыл тайну Шахмаран.

Как только солдаты узнали, где найти страну змей, они поспешил, схватил Шахмаран и отвели ее во дворец царя.

Охранники убили Шахамран и разрезали ее на три части. Капитан гвардии и король хотели стать мудрыми, а король хотел жить долго, поэтому они съели ее хвост. Тахмасп хотел умереть, поэтому он поглотил часть ее головы.

Чего они не знали, так это того, что Шахмаран обманула их. Король и капитан стражи погибли, но Тахмасп выжил. Правда заключалась в том, что мудрость Шахмаран наполняла ее голову и теперь стала частью Тахмаспа.

Тахмасп стал мудрым человеком, но ему было одиноко и грустно. Он не мог вынести печали о потере Шахмарана. Покинул свой дом и скитался по земле.

Притча про начальника

Секретарь, менеджер и их босс шли все вместе на обед. Неожиданно в пути была обнаружена старая масляная лампа. Потерев ее в попытках рассмотреть рисунок, они случайно вызвали джина, который предложил каждому исполнить по одному желанию. Первым вызвался желать секретарь. «Хочу оказаться на Багамах, кататься там на быстроходном катере и не думать ни о каких заботах!». Сказано – сделано, секретарь унесся вечно отдыхать на острова. «Желаю быть на Гавайях, расслабляться в обществе личной массажистки и иметь нескончаемый запас коктейлей!», — воскликнул менеджер и тоже отправился на отдых. «Что ж, теперь твоя очередь», — обратился джин к боссу. Недолго поразмышляв, тот ответил: «Пусть два этих бездельника окажутся снова в офисе после окончания обеденного времени».

Мораль:

Всегда давай шефу высказываться первым.

Удмуртская сказка

 
Однажды поздней осенью возвращался охотник из лесу. Устал, проголодался и решил отдохнуть.

Сел он у замёрзшего ручья на пенёк, скинул с плеч пестерь — берестяную сумку — и достал из него большую лепёшку — табань. Только откусил кусок — вдруг что-то зашуршало у самого берега.

Раздвинул охотник осоку, видит — лежит на льду плётка. Хотел он её поднять. Пригляделся, а это вовсе не плётка, а змея.

Змея подняла голову, увидела охотника и говорит жалобно-прежалобно:

— Спаси меня, добрый человек. Видишь, у меня хвост примёрз ко льду. Выручи, а не то пропадать мне тут.

Пожалел охотник змею, достал топор из-за пояса и разбил лёд вокруг змеиного хвоста. Выползла змея на берег еле живая.

— Ох, замёрзла я, приятель! Отогрей меня.

Охотник поднял змею и положил к себе за пазуху.

Змея отогрелась и говорит:

— Ну, а теперь прощайся с жизнью, овечья твоя голова! Сейчас я тебя укушу!

— Что ты! Что ты! — испугался охотник. — Ведь я тебе добро сделал — от верной гибели спас.

— Ты меня спас, а я тебя погублю, — прошипела змея. — Я за добро всегда злом плачу.

— Погоди, змея, — говорит охотник. — Пойдём-ка по дороге и у первого встречного спросим, чем надо платить за добро. Если он скажет — злом, ты меня погубишь, а если скажет — добром, то отпустишь.

Змея согласилась.

Вот пошёл охотник по дороге, а змея свернулась клубком у него на груди.

Встретилась им корова.

— Здравствуй, корова, — говорит охотник.

— Здравствуй, — отвечает корова.

Тут змея высунула голову из-за пазухи охотника и сказала:

— Рассуди нас, корова. Этот человек меня от смерти спас, а я хочу его погубить. Скажи, чем надо за добро платить?

— Я за добро плачу добром, — ответила корова. — Меня хозяйка сеном кормит, а я ей за это молока даю.

— Слышишь? — говорит охотник змее. — Теперь отпусти меня, как условились.

— Нет,- отвечает змея. — Корова — скотина глупая. Давай спросим кого-нибудь другого.

Пошёл охотник дальше. Встретилась им лошадь.

— Здравствуй, лошадь, — говорит охотник.

— Здорово, — отвечает лошадь.

Змея высунула голову и сказала:

— Рассуди нас, лошадь. Этот человек меня от смерти спас, а я его погубить хочу. Скажи, чем надо за добро платить?

— Я за добро плачу добром, — ответила лошадь. — Меня хозяин овсом кормит, а я за это на него работаю.

— Вот видишь! — говорит охотник змее. — Теперь отпусти меня, как условились.

— Нет, погоди, — отвечает змея. — Корова и лошадь — животные домашние, всю жизнь возле человека живут, вот они за тебя и заступаются. Пойдём-ка лучше в лес, спросим у дикого зверя, погубить мне тебя или нет.

Делать нечего — пошёл охотник в лес.

Видит — растёт в лесу берёза, а на самом нижнем суку сидит дикая кошка.

Остановился охотник возле берёзы, а змея высунула голову и сказала:

— Рассуди нас, кошка. Этот человек меня от смерти спас, а я хочу его погубить. Скажи, чем надо за добро платить?

Сверкнула кошка зелёными глазами и говорит:

— Подойдите-ка поближе. Стара я стала, плохо слышу.

Подошёл охотник к самому стволу берёзы, а змея высунулась ещё больше и закричала:

— Этот человек меня от смерти спас, а я хочу его погубить!.. Теперь слышишь? Рассуди нас…

Выпустила кошка свои острые когти, прыгнула на змею и задушила её.

— Спасибо тебе, кошка, — сказал охотник. — Ты меня из беды выручила, я тебе за это добром отплачу. Пойдём со мной, станешь жить у меня в избе, летом спать на мягкой подушке, а зимой — на тёплой печке. Буду тебя мясом кормить да молоком поить.

Посадил охотник кошку себе на плечо и пошёл домой.

С тех пор человек с кошкой в большой дружбе живут.
 

Читать удмуртские сказки

Королева змей читать бесплатно

В этот душный день пешеходов было немного, и стражники проклинали судьбу и невероятно скучали. На протяжении одного часа никто не перешел моста, кроме старухи, одетой в коричневое платье и черную шаль. Она погоняла перед собою осла, нагруженного небольшими связками дров для продажи. Вскоре после этого в тихом воздухе ясно раздались три коротких громких выстрела со стороны улицы.

Когда Боб Бекли бросил свое оружие и ближе подошел к своему противнику, обычный приступ страха овладел им. Его дыхание с трудом вырывалось из стесненной груди. Его ноги, казалось, были налиты свинцом. Во рту совершенно пересохло. Сердце так усиленно билось, что причиняло ему физическую боль. И все-таки он приближался, подстрекаемый гордостью и напрягая все усилия, чтобы победить позорное чувство. Расстояние между обоими мужчинами постепенно уменьшалось. Мексиканец стоял не шевелясь и ждал. Когда их разделяло каких-нибудь пять ярдов, с обрыва к ногам стражника посыпался песок и камни. Инстинктивно он взглянул наверх. Его взор встретился с парой темных глаз, полных мягкого блеска и страстной нежности. Самое трусливое и самое храброе сердце во всем округе Рио-Браво вошли в молчаливый и таинственный контакт. Альварита, все еще сидя на ветке ползучих растений, наклонилась вперед над кустами. Пышная, черная коса спадала через плечо. Губы были полуоткрыты; лицо выражало изумление — великое изумление. Глаза ее встретились со взором Бекли. Не спрашивайте и не старайтесь объяснить, каким таинственным образом свершилось чудо. Как при вспышке молнии две тучи сталкиваются и обмениваются избытком электричества, так и здесь, при обмене взглядами, мужчина обрел необходимое ему мужество, а девушка утратила самоуверенность, что увеличило ее прелесть. Мексиканец внезапно встрепенулся, изменив свою позу бесстрашного ожидания, и быстро вытащил из-за голенища длинный нож. Бекли отбросил свою шляпу и громко гаркнул, как школьник, радующийся веселой игре. Затем с голыми руками он бросился на Гарсию. Поединок кончился так быстро, что находившийся в воинственном экстазе стражник почувствовал даже разочарование. Вместо того чтобы нанести традиционный удар сверху вниз, мексиканец прыгнул прямо вперед с ножом в руке. Бекли воспользовался этой случайностью и ловко захватил его кисть. Затем он нанес ему сокрушительный удар в челюсть — и Гарсиа повалился без чувств под куст кактуса. Стражник победоносно взглянул наверх на Королеву змей. Альварита побежала ему навстречу. — Я очень рад, что случайно оказался поблизости, — сказал Бекли. — Он… он меня так напугал, — пожаловалась Альварита. Они не слышали протяжного, глухого шипенья пифона из-за кустов. Самое хитрое из животных, он, без сомнения, выражал свое презрение, что так долго жил в подчинении у этой дрожащей от страха повелительницы, которую он считал всегда сильной и могущественной. Затем к месту происшествия прискакали гражданские власти, и стражник передал им поверженного нарушителя общественной тишины, которого они и увезли, перебросив через седло одной из своих лошадей. Но Бекли и Альварита не спешили уходить. Они шли медленно, медленно. Стражник поднял свой пояс с револьверами. С нежной застенчивостью она попросила показать ей сорокапятикалиберные револьверы и с непривычной для нее робостью взяла их в руки, издавая охи да ахи. Сумерки спускались на овраг. За ним виднелся внешний мир — высокий берег реки, залитый еще последними лучами заходящего солнца. Внезапно с уст Альвариты сорвался крик — пронзительный, испуганный крик. Она отшатнулась назад, и сильная рука Бекли с готовностью приняла ее в свои объятия. Что навело такой зловещий ужас на неустрашимую доселе королеву? По тропинке ползла гусеница — противная, слизистая, двухдюймовая гусеница! Поистине, Куку, ты был отомщен! Так отреклась от своего престола Королева змей и viva la regina!

Насколько далеко нужно пройти человеку, чтобы стать мудрым?

Легенда о Шахмаран — красивая, но грустная история о человеке, который обрел мудрость, но не благими намереньями. Хотя он провел остаток своей жизни, как известный и уважаемый муж, его сердце всегда было наполнено горем. Как бы он ни старался, но никогда не мог забыть об удивительном умном существе, которого встретил и потерял.

Легенда Шахмарана — это не только рассказ о мудрости, любви, жадности и потерях, но также раскрывает, почему змеи стали смертельными врагами людей.

Притча «Ничего такого, что было бы неправдой…»

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой «Я слепой, пожалуйста помогите!». Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил ее слепому человеку и ушел. Днем он вернулся и увидел, что шляпа полна монет и денег. Слепой узнал его по шагам и спросил не он ли был тот человек, что переписал табличку. Он также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал ее немного по-другому». Он улыбнулся и ушел. Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть».

Нанайская сказка «Айога»

В роду самаров жил один нанаец — Ла. Была у него дочка Айога. Красивая девочка. Все её очень любили. И сказал кто-то, что красивее Айоги ни в этом, ни в каком другом стойбище никого нет.

Айога загордилась. Стала рассматривать своё лицо. И понравилась сама себе. Смотрит — не может оторваться. Глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде.

Совсем стала Айога ленивая. Всё любуется собой.

Вот однажды говорит ей мать:

— Пойди принеси воды, Айога!

Дочка отвечает:

— Я в воду упаду.

— А ты за куст держись, — говорит ей мать.

— Куст оборвётся! — отвечает Айога.

— А ты за крупный куст возьмись.

— Руки поцарапаю… Мать говорит ей тогда:

— Рукавицы надень.

— Изорвутся, — говорит Айога. А сама всё в медный таз смотрится, какая она красивая.

— Ты зашей рукавицы иголкой.

— Иголка сломается!

— Возьми толстую иголку, — говорит отец.

— Палец уколю! — отвечает дочка.

— Напёрсток надень из крепкой ровдуги.

— Напёрсток прорвётся!

Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

— Я схожу за водой, мать. Пошла и принесла воды.

Замесила мать тесто. Сделала лепёшки. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит:

— Дай мне лепёшку, мать!

— Горячая она. Руки обожжёшь, — отвечает мать.

— Я рукавицы надену, — говорит Айога.

— Рукавицы мокрые.

— Я их на солнце высушу.

— Покоробятся они, — отвечает мать.

— Я их мялкой разомну.

— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.

Взяла мать лепёшку и отдала соседской девочке. Рассердилась Айога. Пошла за дверь на реку. Смотрит на своё отражение в воде. А соседская девочка жуёт лепёшку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у неё вытянулась — длинная стала. Говорит девочка Айоге:

— Возьми лепёшку. Мне не жалко!

Совсем разозлилась Айога. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости — так замахала, что руки у неё в крылья превратились.

— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.

Не удержалась на берегу, бултыхнулась Айога в воду и превратилась в гуся. Плавает и кричит:

— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась.

Все слова забыла. Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит:

— Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!

• Понравилась тебе эта история? Это произведение — рассказ или сказка? Почему ты так думаешь? Эту сказку можно назвать волшебной? Какое волшебство в ней происходит?

• О ком эта сказка? Какой ты представляешь себе главную героиню сказки, Айогу?

• Что произошло с Айогой, почему она загордилась?

• Чем она занималась всё время, почему она стала ленивой?

• Расскажи, как Айога превратилась в гусыню.

• За что была наказана эта девочка?

• Тебе понравилась соседская девочка? Какой она была? (Доброй, заботливой, внимательной, приветливой, работящей.)

• Давай сравним двух девочек. Айога — ленивая, нерадивая, а соседская девочка какая? Айога — жадная, завистливая, а другая девочка какая? Айога — злая, а соседская девочка какая? Айога — невнимательная, чёрствая, а та девочка?

• Чему учит эта сказка?

• Если бы тебе пришлось нарисовать несколько иллюстраций к сказке, что бы ты изобразил на каждой из них?

Прошлое, настоящее или будущее?

Однажды три мудреца поспорили о том, что важнее для человека — прошлое, настоя­щее или будущее. Один из них сказал: — Именно прошлое делает человека, тем, кто он есть. Всем своим умениям, я научился в прошлом. — Не согласен! — воскликнул другой. — Че­ловека формирует будущее: какими бы знани­ями и умениями я ни обладал сегодня, я буду приобретать новые — те, которых потребует от меня будущее. Мои поступки продиктованы стремлением стать тем, кем я хочу быть. — Вы упустили из виду, — вмешался третий, — что прошлое и будущее существует лишь в на­ших помыслах. Прошлого уже нет. Будущего еще нет. Но любой поступок совершается вами в настоящем и только в настоящем. И только сегодняшний день определяет, какими вы вой­дете в будущее и не станет ли сегодня послед­ней точкой в вашем прошлом. Не пренебрегайте днем сегодняшним, от которого столько зависит!

Договор транспортной перевозки пассажиров
Предварительный договор купли-продажи доли в ООО
Договор дарения автомобиля между близкими родственниками
Договор купли-продажи автомобиля

Поземное королевство змей

Когда Тахмасп проснулся, он был в ужасе, увидев вокруг себя тысячи змей. Он был убежден, что его собираются убить, и начал молиться Богу. Однако, змеи не казались враждебными, они просто смотрели на него.

Когда Тахмасп внезапно открыл глаза, он увидел красивую женщину, которая была наполовину человеком и наполовину змеей. Тахмасп был поражен и потерял дар речи. Он никогда раньше не видел такого замечательного существа. Женщина-змея сказала ему не бояться. Она объяснила, что ее зовут Шахмаран — королева змей. Сказала, что теперь он находится в стране змей, и, как их гость, ему нечего бояться. Затем она ушла, и Тахмасп снова заснул.

На следующее утро Шахмаран вернулась и показал ему великолепное царство змей. Тахмаспа отвели в большой зал и красивый сад. Он позавтракал и был очарован красотой этой загадочной женщины-змеи. Со временем Тахмасп стал постоянным обитателем подземной земли змей. Он чувствовал себя в безопасности и ценил компанию этих ярких умных животных. Он и Шахмаран полюбили друг друга. Через некоторое время человек понял, что скучает по семье.

Шахмаран не хотел отпускать его, потому что она любила парня, но была мудрым существом и понимала, что он должен быть в компании себе подобных. Она позволила ему вернуться в мир наверху, но только при одном условии. Человек никогда не должен раскрывать местонахождение ее королевства и подземной страны змей. Сказала, что должен быть осторожен, потому что по прошествии всего этого времени он теперь приобрел некоторые навыки змей. Шахмаран объяснила, что он никогда не должен купаться с другими людьми, потому что контакт с водой покажет, что у него кожа змеи.

IV.

День бьются богатыри с Горынычем. Ночь бьются. Вышли уже из дворца. На Калиновом мосту близ озера бьются. Они ему головы рубят, а головы обратно отрастают. Отсекут одну – на ее месте две новых. Отсекут другую – три новых появятся.

Силы у Горыныча прибывают, а у богатырей исходят.
Кажется, уже конец этой битвы близится.
Вдруг, упал Добрыня Никитич. Лицом к воде припал и видит диво – на озере лебеди бьются, белые с черными. Черных уже тьма-тьмущая, а белых – только трое.

Вытащил он тогда из-за пазухи свой лук, и начал стрелы выпускать. Всех черных лебедей перебил. Обернулся – а у Горыныча только одна голова осталась. Да и ту Илья Муромец обрубить грозится.

Взмолился тогда Змей:
— Не губите меня, добры молодцы. Век на Русь нападать не буду. Здесь останусь, Калинов мост стеречь да Сороковое Царство охранять.
Думали богатыри, думали, и решили оставить Змея. Не стань его, кто ж и в самом деле проход в Сороковое Царство сторожить будет?

Положили так: посадить Змея на цепь длинную. Такую, чтоб на весь мост хватило. Но крепкую, чтоб не вырвался. А когда задуманное свершили, отправились во дворец, девиц вызволять.
По пути слышат – стон и плач доносится откуда-то. Спустились в подвалы дворцовые, а там люда честного – видимо-невидимо. И стар, и млад. Срубили тогда богатыри замки тяжелые и выпустили всех на свободу.

А дочек Прохоровых отвезли к отцу и испросили его родительского благословения, чтобы в жены их взять.

На том и сказка кончилась. А жизнь на Руси и по сей день продолжается, в довольстве, мире и благоденствии.

Древние верования о мудрых змеях

Змей играл важную роль в жизни наших предков на протяжении тысячелетий. Многие древние цивилизации утверждают, что ими руководили мудрые змеелюди, которые подарили знания в области архитектуры, астрономии, медицины, сельского хозяйства и научили землян всему, что им нужно было знать для создания цивилизации. Доказательства древнего поклонения змеям можно найти по всему миру. Змей часто появляется в мифах и легендах. Артефакты и резные фигурки, выполненные в виде змеи, были найдены по всему миру.

Змей — символ бессмертия, что, согласно древним поверьям, демонстрировалось сбрасыванием кожи.

Неолитическое место Гёбекли Тепе в Турции славится массивными каменными столбами Т-образной формы. На этих огромных мегалитах есть множество изображений животных, и среди них змей — одно из наиболее часто изображаемых существ. Легенды о различных змееподобных существах распространены по всей Анатолии. Турки, курды, езиды и иранцы сохранили память о мудрых змеях прошлого.

Мудрые притчи о морали

Слова «мораль» и «нравственность» в русском языке имеют разные оттенки. Мораль – это, скорее, общественная установка. Нравственность – внутренняя, личная. Тем не менее, базовые принципы морали и нравственности во многом совпадают.
Мудрые притчи легко, но не поверхностно затрагивают именно эти базовые принципы: отношение человека к человеку, достоинство и низость, отношение к Родине. Вопросы взаимоотношения человека и общества часто воплощаются в притчевую форму.

Ведро яблок

Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
– Кто чем богат, тот тем и делится!

Низкие и достойные

Один падишах прислал мудрецу три одинаковые бронзовые статуэтки и велел передать:
– Пусть решит, кто из троих людей, чьи изваяния мы посылаем, достойный, кто так себе и кто низкий.
Никто не мог найти никакой разницы между тремя статуэтками. Но мудрец заметил дырочки в ушах. Он взял тонкую гибкую палочку и воткнул её в ухо первой статуэтки. Палочка вышла через рот. У второй статуэтки палочка вышла через другое ухо. У третьей статуэтки палочка застряла где-то внутри.
– Человек, который разглашает всё, что услышит, – безусловно, низок, – рассудил мудрец. – Тот, у кого тайна входит в одно ухо, а выходит через другое – человек так себе. Истинно же благороден же тот, кто хранит в себе все тайны.
Так решил мудрец и сделал соответствующие надписи на всех статуэтках.

Измени голос

Голубка увидела в роще сову и спросила:
– Откуда ты, сова?
– Я жила на востоке, а теперь лечу на запад.
Так ответила сова и начала злобно ухать и хохотать. Голубка снова спросила:
– А почему же ты покинула родной дом и летишь в чужие края?
– Потому что на востоке меня не любят за то, что у меня противный голос.
– Напрасно ты покинула родные края, – сказала голубка. – Менять тебе надо не землю, а голос. На западе так же, как на востоке, не терпят злобного уханья.

Притча о трудностях жизни.

Жил-был фермер. У него был осёл, который исправно служил ему всю свою ослиную жизнь

Однажды осёл по неосторожности провалился в колодец и страшно закричал, зовя на помощь. Когда фермер прибежал и увидел в чём дело, он, конечно, очень огорчился, ведь осёл был у него один

Стал фермер думать, что же ему делать.

Думал-думал и рассудил так: «Осёл мой уже старый, своё он почти отслужил. Да и колодец этот почти высохший – я давно собирался его закопать. Осла мне всё равно не вытащить никак, так что закопаю его в колодце, да и, когда он умрёт, запаха разложения слышно не будет. А себе со временем куплю молодого ослика, выносливого.»

Взял фермер лопату и стал закапывать колодец. Осёл, поняв в чём дело, принялся истошно орать на своём ослином языке. И вдруг он умолк. Бросив в колодец ещё несколько лопат земли, фермер решил всё же посмотреть, почему осёл молчит. Как же он был поражён тем, что увидел! Каждый ком земли, который падал ему на спину, ослик стряхивал и подминал под себя ногами. Таким образом он поднимался всё выше и выше. Скоро под осликом оказалось так много земли, что он смог выпрыгнуть из колодца.

В жизни каждого из нас бывает немало трудностей. Иногда они следуют одна за одной. Но не стоит их воспринимать как попытку жизни «закопать» вас. Трудности – это ступени. Трудности – это опыт. А когда мы приобретаем опыт, то становимся на ступеньку выше в своём развитии.

Как бы ни было вам трудно, какие бы испытания не посылала вам жизнь, никогда не сдавайтесь. Последуйте примеру ослика: встряхнитесь и поднимайтесь. Если не останавливаться, то можно выбраться даже из самого глубокого колодца.

I.

Давно это было. В те времена, когда люди своим трудом жили. Руками себе пропитание добывали. С утра до поздней ночи в работах свой досуг коротали… Разводили скот, землю обрабатывали. А лишки меняли, так недостающее получали. На Русь-Матушку тогда со всех сторон враги ходить повадились. Что ни год – набегут орды да полчища неприятелей, разорят, разворуют все что хорошо ли, плохо ли лежит. А простым труженикам потом одна забота – восстановить бы утраченное, да с голоду от неурожая не помереть.

Но голод, хоть и не тетка, а все ж, не так страшен. Во сто крат хуже другая напасть. О трех головах огнедышащих, да со стрелой вострой на хвосте. И имя ей – Змей Горыныч, Гадина Подколодная.

Как повадился Змей девиц воровать – никакого спасения нету. Каждый год по весне облетает он деревни да села. Смотрит, и будто насквозь все видит. Не скрыть, не обмануть. Как есть, самых красивых молодых дев распознает, да с собой уносит. А что дальше, одному Богу ведомо.

Удмуртская сказка

Жил-был в Удмуртии в стародавние времена один старый шаман. И было у этого шамана трое сыновей – Адями, Шамаш и Лопшо Педунь. Адями был самый старший и самый умный, Шамаш – средний, но самый сильный, а Лопшо Педунь – самый глупый. А ещё люди говорили, что Лопшо Педунь когда-то был гораздо мудрее своих старших братьев, да только потом сдурел после одной неприятной истории. Вот об этой истории далее и пойдёт речь.

Деревня, где жили братья, стояла на болоте, неподалёку от Большой реки. Болото было огромное, и водились в том болоте громадные звери и гады. И жители деревни любили ловить и кушать их (особенно, когда есть им, было больше нечего)…
И вот однажды зимой отправились братья на охоту. Адями взял с собой лук и стрелы, Шамаш – копьё да дубинку, а Лопшо Педунь – маленькую верёвочку. Кого он хотел поймать этой верёвочкой, никто не ведает и теперь уже никогда не узнает, потому что сам её хозяин в тот день никого не поймал, а только ум свой потерял и теперь уже точно ничего не расскажет…

Итак, пошли братья на охоту до ближайшего болота. Идут, идут и вдруг видят – стоит посреди болота огромный зелёный заплесневевший камень-валун, прямую тропу перекрывает, и болото на три части делит. Остановились Адями и Шамаш возле этого камня и стали решать, в какую сторону пойти, чтоб зверей побольше поймать да всю семью накормить. Решали, решали, думали, думали, да так ничего и не придумали. А Лопшо тем временем осмотрел валун со всех сторон и увидел на самой его верхушке такие слова: «Кто направо пойдёт – тот обратно придёт, кто налево пойдёт – ничего не найдёт, а кто камень сдвинет да прямо пойдёт – большого зверя поймает и свой ум потеряет». Прочитав эту надпись, рассказал он о ней своим братьям, и решили тогда сыновья шамана, что Адями направо пойдёт, Шамаш – налево, а Лопшо Педунь – прямо.

И отправились братья в путь каждый по своей тропинке. Адями всё болото кругом обошёл, по пути трёх лягух для забавы пристрелил и обратно вернулся, Шамаш в топкое место попал, еле оттуда выбрался, ничего не нашёл и ни с чем пришёл, а Лопшо Педунь в это время всё пытался камень сдвинуть, да так и не смог – сил не хватило. И стал он тогда Инмару молиться. Услышал Инмар его молитвы и разломал камень, а потом утопил его в трясине. Обрадовался тогда Лопшо Педунь и пошёл вперёд. Долго ли, коротко ли шёл Лопшо Педунь, да только тропа всё не кончалась, и никто по пути ему не попадался.

И вот наступил вечер. Вышел на небо целый месяц, заслонил собою солнце и осветил всё болото. И тогда увидел оголодавший к тому времени Лопшо Педунь прямо на тропе огромного зверя. И решил поймать его и утащить с собой. Развернул верёвку свою, сделал петлю и попытался на зверя накинуть, да только поймать его не смог – зверь слишком большим оказался. И стал опять младший сын шамана Инмару молиться. Молился, молился, да так ничего и не добился – не услышал его Инмар. Присмотрелся тогда Лопшо Педунь к зверю, да и понял, что ошибочка вышла – принял он с голодухи за зверя свою тень.

Потом оглянулся по сторонам и вдруг заметил, что вдали мелькает чей-то хвост, поднял с тропы верёвку и поймал ею огромного зайца, запихал его в мешок и домой пошёл. А когда добрёл к утру до деревни, то братьям своим обо всём рассказал, а те разболтали всем остальным, как Лопшо Педунь тень свою ловил, и решил тогда народ, что сдурел Лопшо Педунь, да только про огромного зайца забыл и поэтому так и не понял, что оглупел не Лопшо Педунь, а его братья…

Читать удмуртские сказки

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: