Нанайская сказка «айога» текст распечатать

Сказка «Айога»

В роду самаров жил один нанаец — Ла. Была у него дочка Айога. Красивая девочка. Все её очень любили. И сказал кто-то, что красивее Айоги ни в этом, ни в каком другом стойбище никого нет.

Айога загордилась. Стала рассматривать своё лицо. И понравилась сама себе. Смотрит — не может оторваться. Глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде.

Совсем стала Айога ленивая. Всё любуется собой.

Вот однажды говорит ей мать:

— Пойди принеси воды, Айога!

Дочка отвечает:

— Я в воду упаду.

— А ты за куст держись, — говорит ей мать.

— Куст оборвётся! — отвечает Айога.

— А ты за крупный куст возьмись.

— Руки поцарапаю… Мать говорит ей тогда:

— Рукавицы надень.

— Изорвутся, — говорит Айога. А сама всё в медный таз смотрится, какая она красивая.

— Ты зашей рукавицы иголкой.

— Иголка сломается!

— Возьми толстую иголку, — говорит отец.

— Палец уколю! — отвечает дочка.

— Напёрсток надень из крепкой ровдуги.

— Напёрсток прорвётся!

Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

— Я схожу за водой, мать. Пошла и принесла воды.

Замесила мать тесто. Сделала лепёшки. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит:

— Дай мне лепёшку, мать!

— Горячая она. Руки обожжёшь, — отвечает мать.

— Я рукавицы надену, — говорит Айога.

— Рукавицы мокрые.

— Я их на солнце высушу.

— Покоробятся они, — отвечает мать.

— Я их мялкой разомну.

— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.

Взяла мать лепёшку и отдала соседской девочке. Рассердилась Айога. Пошла за дверь на реку. Смотрит на своё отражение в воде. А соседская девочка жуёт лепёшку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у неё вытянулась — длинная стала. Говорит девочка Айоге:

— Возьми лепёшку. Мне не жалко!

Совсем разозлилась Айога. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости — так замахала, что руки у неё в крылья превратились.

— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.

Не удержалась на берегу, бултыхнулась Айога в воду и превратилась в гуся. Плавает и кричит:

— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась.

Все слова забыла. Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит:

Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!

Вопросы для обсуждения:

• Понравилась тебе эта история? Это произведение — рассказ или сказка? Почему ты так думаешь? Эту сказку можно назвать волшебной? Какое волшебство в ней происходит?

• О ком эта сказка? Какой ты представляешь себе главную героиню сказки, Айогу?

• Что произошло с Айогой, почему она загордилась?

• Чем она занималась всё время, почему она стала ленивой?

• Расскажи, как Айога превратилась в гусыню.

• За что была наказана эта девочка?

• Тебе понравилась соседская девочка? Какой она была? (Доброй, заботливой, внимательной, приветливой, работящей.)

• Давай сравним двух девочек. Айога — ленивая, нерадивая, а соседская девочка какая? Айога — жадная, завистливая, а другая девочка какая? Айога — злая, а соседская девочка какая? Айога — невнимательная, чёрствая, а та девочка?

• Чему учит эта сказка?

• Если бы тебе пришлось нарисовать несколько иллюстраций к сказке, что бы ты изобразил на каждой из них?

«Айога» нанайская сказка: какова главная мысль? О чём сказка?

Эта нанайская сказка о девочке по имени Айога, которая помешалась на своей собственной красоте, не без помощи взрослых, поскольку именно они бесконечно нахваливали её за внешнюю красоту, чем и навредили ей. В итоге она не смогла смотреть на свою привлекательность объективно (ведь, по сути, в этом нет ничего особенного, каждый человек красив по своему) и единственным её «занятием» в жизни было самолюбование. Она часами могла смотреть, не отрываясь, на своё отражение.

Девочка совершенно ничего не делала по дому, у неё всегда были отговорки, она стала ленивой и огрызалась с матерью, мол, не престало такой раскрасавице заниматься физическим трудом.

В конечном итоге, безмерно возгордившаяся, завистливая и злая Айога превратилась в гусыню. Чуть позже она уже не могла говорить человеческим языком, но никогда не забывала своё имя.

Главная мысль сказки: нужно уделять бОльшее внимание качествам внутренним, таким как забота, вежливость, трудолюбие, послушание, доброта, но никак не внешнему лоску, так как, по большому счёту, пользы от этого нет. Также необходимо уважительно относиться к окружающим людям и прежде всего к родителям

Также необходимо уважительно относиться к окружающим людям и прежде всего к родителям.

К произведению подходит пословица:

Также можно обратить внимание на:

SNEGINKA для Большого вопроса.ru

Нанайская сказка «Айога» рассказывает о девочке, которая настолько гордилась своей красотой. что не хотела делать ничего по дому, не хотела помочь маме, ведь она боялась, что любая работа повредит ее красоте.

Но когда пришло время есть приготовленные мамой лепешки, Айога захотела получить лепешку, но мама ей не дала, ведь она могла испортить свою красоту.

В итоге Айога превратилась в гусыню и забыла человеческий язык.

Главная мысль сказки «Айога» в том, что настоящая красота не боится работы, не боится помочь по дому маме, настоящая красота не станет собой любоваться. Ведь настоящая красота не только внешняя, но и внутренняя. Человек красив не только своей внешностью, но и своими поступками.

Саазка о красивой нанайский девочке по имений Айога. Она настолько стала гордиться своей красотой, что перестала помогать матери по дому, а только отговаривалась. Однажды мать попросила принести её воды, но она отговорилась, что упадёт в реку, услышав это соседская девочка принесла воды. Когда мать испекла лепешку, мать сказала ей, что отдаст её тому, кто не жалеет своих рук как Айога. И отдала соседке лепешку. Айога тогда разозлилась и превратилась в гусыню при этом позабыла язык и помнила только имя своё.

Главная мысль сказки в том, что нужно быть не ленивым и помогать людям. Кроме того не нужно любоваться собой.

Источник

Конспект ООД «Нанайская народная сказка «Айога». Анализ пословиц»

Ольга Вязова

Конспект ООД «Нанайская народная сказка «Айога». Анализ пословиц»

Нанайская народная сказка «Айога»

.Анализ пословиц. — учить понимать и оценивать характер главного героя сказки

— закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений

— формировать умение понимать переносное значение пословиц, поговорок

— воспитывать отрицательное отношение к лени.

Оборудование: пословицы и поговорки.

Воспитатель: Ребята, какие сказки, рассказы о неблагодарных людях вы знаете?

Попробуйте изобразить ленивого человека, злого, доброго.

Дети позой и мимикой изображают характеры.

Послушайте нанайскую народную сказку «Айога»

, потом расскажите, какой вы представляете себе главную героиню.

Чтение сказки.

— Какой вам показалась девочка?

— Как по- другому можно назвать сказку?

— История об Айоге- сказка или рассказ?

— Почему Айога превратилась в гусыню?

За что была наказана девочка?

Айога-ленивая, а соседская девочка, какая? Айога – жадная, а другая девочка? Айога- злая, невнимательная, а та девочка?

Чему учит эта сказка?

О ленивых, нерадивых людях народ тоже придумал пословицы, в которых высмеивается, осуждается лень.

Воспитатель вместе с детьми анализирует значение пословиц.

Как вы понимаете пословицу «Лениться да гулять- добра не видать»

Придумайте об этом небольшой рассказ.

Объясните значение поговорки «Ленивому и лениться лень»

. Про кого так говорят?

Какие еще пословицы о лени вы знаете?

Повторите их, чтобы запомнить, и старайтесь не походить на таких людей.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка «Сивка-бурка» (старший дошкольный возраст) Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка- Бурка» ХОД НОД: В: «.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Русская народная сказка «Теремок» Коммуникация. Художественная литература. Тема: чтение русской народной сказки «Теремок». Цель: знакомить детей с устным народным творчеством.

Конспект НОД по развитию речи «Конкурс знатоков пословиц и поговорок» Тема: Конкурс знатоков пословиц и поговорок Цель: вызвать интерес к пословицам и поговоркам как яркой, образной форме народного творчества.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Чтение и пересказ нанайской сказки «Айога» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Липецкой области.

Источник

Читательский дневник по нанайской народной сказке «Айога»

Название произведения: «Айога»

Главные герои: Айога, мама, папа, соседская девочка.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Айога — ленивая девочка.

Не могла собой налюбоваться и считала, что любое действие испортить её красоту.

Завистливая и гордая.

Так ничему и не научилась.

Соседка — девочка, хозяйственная и добрая.

Помогла матери и была награждена.

Родители — трудолюбивые, справедливые.

Краткое содержание сказки «Айога»

Айога любовалась собой.

Она придумывала различные предлоги, чтоб не помогать маме.

Другая девочка помогла маме Айоги, за что получила лепёшки.

Айога рассердилась и вскоре превратилась в гусыню.

1. Айога любуется собой.

3. Предложение соседки.

4. Угощение для девочки.

Основная мысль сказки «Айога»

Главная мысль произведения в том, что каждый получает по заслугам.

Основная идея сказки в том, что внутренняя красота важнее внешней.

Краткий отзыв по сказке «Айога» для читательского дневника:

Прочитав эту историю, я подумала о том, что каждый человек должен заниматься каким-либо трудом.

Нельзя любоваться и гордиться самим собой.

Нужно заслужить уважение других людей.

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Нанайская сказка «Айога»

Цель : Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним. Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости. Воспитывать заботливое отношение к близким.

Ход : Играет спокойная музыка.

Дети стоят в кругу. Педагог показывает макет солнышка и читает стихотворение.

Добрые люди, вставайте с постели,

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идёт по домам.

И к нам солнышко заглянуло.

Доброе, ласковое, нежное!

Игра «Скажи ласково»

Педагог предлагает детям передавать друг другу солнышко, говоря ласково имя ребенка, которому передается солнышко :

Педагог : Доброе утро, солнце! (руки вверх)

Доброе утро, всем! (руки в стороны)

Дети садятся на свои места.

После презентации педагог беседует с детьми.

— Расскажите какая она по характеру? (самолюбивая, гордая, ленивая)

— Почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке? (матери было не безразлично, какая у нее растет дочь, она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями)

— Как можно охарактеризовать соседскую девочку? (отзывчивая, трудолюбивая)

— Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из них вы бы хотели подружиться?

— А в наши дни встречаются люди, которые любуются только собой, никого вокруг не замечая?

Педагог предлагает детям немного отдохнуть.

Музыкальная игра «Мы встречаем друзей, вот так»

Мы помашем рукой – вот так! (машем партнеру правой рукой)

Мы помашем другой – вот так! (машем партнеру левой рукой)

Подойдем друг ко другу – вот так! (четыре шага навстречу партнеру – обе шеренги сходятся по центральной линии)

И обнимем друг друга – вот так! (обнимаем партнера)

Улыбнемся друг другу – вот так! (улыбаемся и смотрим на улыбку партнера)

И подпрыгнем дружней – вот так! (подпрыгивают одновременно вверх – 1 раз на слово «так» )

— А как вы помогаете родителям?

Игра «Назови лишнее»

Из перечисленного ряда слов дети выбирают лишнее, не входящее в основное, смысловое значение групп слов и объясняют почему

улыбка, радость, грусть, веселье

доброта, забота, внимательность, злость

щедрый, добрый, жадный, заботливый

лживый, справедливый, честный, культурный

трудолюбивый, смелый, аккуратный, ленивый

Игра «Поляна добрых дел»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: