Краткое содержание
Историю о Фаусте предваряют три вступления.
Первое вступление: благодарность родным и друзьям, посвящение трагедии им.
Второе (театральное) вступление: Директор театра, Актёр и Поэт спорят о роли искусства. Директор считает, что это способ заработка, Актёр — что искусство предназначено развлекать людей, а Поэт настаивает, что искусство ищет правду и немного приоткрывает её нам.
Третье (небесное) вступление. Бог и Дьявол тоже спорят. Мефистофель утверждает, что Бог зря подарил человеку разум, ведь им никто не пользуется. Бог оспаривает это суждение и указывает на доктора Фауста: он невероятно умён и всё время совершенствуется. Мефистофель говорит, что может искусить Фауста. Если это удастся, его душа попадёт в ад, если же нет — в рай.
Часть 1
Доктор Фауст несчастен. Он посвятил всю свою жизнь изучению мира, но тайн всё равно гораздо больше, чем знаний. Фауст даже хочет прибегнуть к алхимии и вызвать духа, однако приходит его сосед Вагнер. Когда Вагнер оставляет Фауста одного, доктор решается выпить яду и покончить с собой. Но тут поют ангелы — начинается Пасха. Горько поблагодарив ангелов, Фауст идёт гулять с Вагнером.
Люди кланяются знаменитому доктору Фаусту, но он не рад славе. По дороге за Фаустом увязывается чёрный пудель. Фауст забирает его с собой, и в кабинете пудель превращается в Мефистофеля.
Мефистофель предлагает Фаусту сделку: Дьявол будет исполнять все желания Фауста, пока учёный не восхитится мгновением и не захочет его остановить. После этого душа Фауста достаётся Мефистофелю.
Фауст соглашается: загробная жизнь ему безразлична. Доктор становится молодым, кутит и развлекается как хочет, в частности — соблазняет крестьянку Гретхен (Маргариту). Чтобы увидеться с Фаустом, девушка вынуждена поить свою старушку-мать снотворным. Однако история эта оканчивается печально: Валентин, брат Гретхен, хочет вступиться за честь сестры — и гибнет, мать Гретхен не выдерживает очередной дозы снотворного и тоже умирает. У Гретхен рождается внебрачный ребёнок, девочка, и Гретхен убивает этого ребёнка, за что её сажают в тюрьму.
Гретхен сходит с ума в тюремной камере. Фауст поражён её обликом, он хочет, чтобы девушка сбежала с ним. Но Гретхен видит Мефистофеля, узнаёт в нём Сатану и отказывается уходить из тюрьмы: она хочет принять наказание. Голос с небес свидетельствует, что раскаяние Гретхен принято.
Часть 2
Через некоторое время Фауст просит познакомить его с прекраснейшей из женщин — Еленой. У доктора начинается роман с Еленой Прекрасной, у них рождается сын Эвфорион. Сын Фауста и Елены устремляется в небеса, оставив сверкающий след. Елена от глубокого горя буквально тает, оставляя на руках Фауста лишь свою одежду.
Фауст снова стареет, слепнет. Жизнь его разочаровывает. То, что предлагает Мефистофель, неинтересно. Только одно дело занимает его мысли: Фауст хочет сделать плотину и на завоёванном участке построить город для людей. Эта мысль так восхищает доктора, что он выкрикивает запретные слова, прося время остановиться. Мефистофель торжествует. Однако прилетают ангелы и возносят душу Фауста в рай: он постиг истину, а значит, спас свою бессмертную душу.
История легенды
В 1587 году была издана книга «Истории фон Иоганна Фаустена» о грехах Фауста и вскоре переведена на английский язык. Именно она вдохновила Кристофера Марлоу на написание пьесы. Образ доктора Фауста в изложении последнего изучался Иоганном Вольфгангом фон Гете (который также мог прочитать немецкую версию), и легенда об алхимике начала пускать свои корни. В ее основе ученый, который продает свою душу дьяволу. Хотя легенда представлена в литературе, здесь речь идет о реальном астрологе и алхимике, который жил в районе северной Германии в пятнадцатом веке.
Хотя он обучается богословию, он обращается к магии и совершает опасную сделку с дьяволом, в которой он насылает на свою душу вечное проклятие в обмен на власть и знание в этой жизни. Но он всего лишь человек, высокомерный и безрассудный. Может ли чернокнижник Иоганн Фауст — или кто-либо еще — владеть силами Бога или сопротивляться искушениям дьявола?
Легенда вдохновила многих великих писателей, музыкантов и художников. Самые ранние известные источники легенды — это рукопись Вольфенбютлера, датированная 1580-1587 годами, и печатная книга (издание «Шписы»), предназначенная для популярной продажи от 1587 года. Два знаменитых литературных произведения по теме Фауста — «Трагическая история» Кристофера Марлоу «Доктор Фаустус», и Иоганн Вольфганг фон Гете «Фауст».
В то время как последний был назван окончательным, далее последовали сотни или тысячи вариаций на эту тему в театре, музыке, кино, поэзии, искусстве и литературе, включая классику: «Портрет Дориана Грея», «Призрак оперы» и многие другие.
Легенда о докторе Фаусте и ее переработка Гете
Народная немецкая легенда о докторе Фаусте родилась в Средние века и была основана на суеверных рассказах о договоре человека с дьяволом. Согласно легенде, человек идёт на сговор с нечистой силой, желая обрести магическую власть над старением, получить тайные знания и овладеть силой, способной управлять своей жизнью и жизнью других людей. Легенда отражает языческие представления людей о существовании тайной магии, колдовстве и чудесах, прибегая к которым они могут бороться с неизбежностью смерти. Христианская церковь активно противостояла такого рода богоотступничеству, которое называла греховной ересью.
Народные легенды позднее стали ассоциироваться с конкретной исторической личностью — учёным-чернокнижником Георгом Фаустом, жившим в германском городе Гейдельберге в начале XVI века. Впоследствии легенда о Фаусте проникла в литературу и стала основой ряда литературных сюжетов, например театральных пьес времён Шекспира и театра эпохи Возрождения, но продолжает существовать и в форме фольклорной легенды. В середине XVIII века легенда оказалась востребованной в новой культуре Германии, и именно в силу её фольклорного происхождения была взята молодым Гёте в качестве сюжета о человеке, оказавшемся в сложной ситуации выбора между сомнением и порождаемым им искушением, с одной стороны, и подлинной жизнью — с другой.
Внутренний конфликт доктора Фауста в трагедии Гёте иной, чем в легенде и её литературных вариантах. Фауст Гёте, заключая договор с сатаной, не стремится к простому продолжению жизненных удовольствий, он не жаждет власти или бессмертия. Фауст Гёте более всего желает поверить в то, что жизнь наделена смыслом. Сомнения Фауста порождены его разочарованием в самых глубинных ценностях, ради которых он жил, — науке, истине, любви, дружбе, семье.
Трагедия начинается с того, что, разочарованный в традиционных средствах прийти к истине, доктор Фауст взывает к духам. Однако эти попытки оказались бесплодны, зато о сомнениях Фауста узнаёт дьявол и является к Фаусту в образе демона-искусителя Мефистофеля. Главную идею о сущности человека Гёте вкладывает в условия договора между Фаустом и Мефистофелем. Родился этот договор из спора: Мефистофель обещает служить Фаусту так, чтобы удовлетворять все его желания; Фауст же в презрении отвергает возможность для чёрта насытить человеческий дух:
Что дашь ты, жалкий бес, какие наслажденья?
Дух человеческий и гордые стремленья
Таким, как ты, возможно ли понять?
Ты пищу дашь, но не дашь насыщенья…
Отсюда рождается условие Мефистофеля, состоящее в том, что, когда Фауст воскликнет: «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!», — его душа будет предана искусителю, и тот унесёт Фауста в преисподнюю. Эта фраза также известна в переводе Б.Л. Пастернака: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» Смысл спора таков: жизнь человека и его поиск вечны, но если он прервёт его на мгновенье, тогда жизнь остановится, и тьма поглотит человека.
Идея трагедии «Фауст» отражает уровень развития и понимания жизни человеком Нового времени. Высказанные на рубеже XVIII и XIX веков, эти идеи оказали огромное влияние на мировую литературу и особенно на творчество Пушкина, Лермонтова и Гоголя.
Экранизации
Трагедия о борьбе добра и зла стала излюбленной темой для режиссеров, поэтому заядлые киноманы увидели далеко не одну экранизацию знаменитого «Фауста». Перечислим наиболее популярные из них.
«Фауст» (1926)
Немецкий кинорежиссер Фридрих Вильгельм Мурнау вдохновился германской легендой и представил публике одноименное немое кино. Сюжет киноленты мало чем отличается от бессмертного оригинала: Архангел Михаил и Сатана, который хвастается тем, что может совратить любого смертного на земле, заключают пари, предметом которого является известный алхимик Фауст.
Йёста Экман в роли Фауста
Примечательно, что кинодеятель основывался не только на произведении Гете, но и на творении другого писателя, английского поэта Кристофера Марло. Главные роли достались актерам Йёсту Экману-старшему (Фауст) и Эмилю Яннингсу (Мефистофель).
«Красота дьявола» (1950)
Француз Рене Клер снял киноленту по мотивам трагедии Гете, приправив оригинальный сюжет вольной интерпретацией. Картина рассказывает о том, как хитрый Мефистофель предлагает профессору Фаусту получить молодость и красоту, а тот без раздумий соглашается. Теперь главная цель Мефистофеля заключается в том, чтобы поскорее заполучить душу своего пациента.
Жерар Филип в роли молодого Фауста
В блестящий актерский состав вошли Мишель Симон, Жерар Филип, Паоло Стоппа, Гастон Модо и другие.
«Фауст» (2011)
Российский режиссер Александр Сокуров тоже не отстал от тенденций и поразил любителей кинематографа своим видением «Фауста», причем создатель картины получил за свое творение премию «Золотой лев» на 68-ом Венецианском кинофестивале.
Йоханес Цайлер в роли Фауста
Сюжет вращается вокруг первой части поэтического произведения, а зрители наслаждаются любовной линией межу Фаустом и Маргаритой. Александр Сокуров позволил примерить на себя запоминающиеся образы таким актерам, как Йоханес Цайлер, Антон Адасинский, Изольда Дюхаук и Ханна Шигулла.
Трагическая история доктора Фауста
История жизни главного героя трагедии Гёте имеет большой общечеловеческий смысл. Поведав о его судьбе, автор показал силу и величие человеческого разума.
В отличие от прототипа, Фауста в трагедии Гёте зовут Генрих, а не Иоганн (Генрихом главного героя называет Маргарита несколько раз, например, в конце 1-й части трагедии).
Главный герой этого произведения — учёный, ставший магистром и доктором и посвятивший свою жизнь поиску истины. Он убедился в бесплодности науки, разочаровался и в своей деятельности, и в жизни вообще. Фауста останавливает от самоубийства песнопение молящихся в храме. Он понял, что люди нуждаются в помощи и решил найти средства облегчить жизнь всему человечеству.
Фауст и Мефистофель
В кабинет главного героя приходит Мефистофель, решивший доказать Господу на примере этого учёного, что люди ничтожны. Фауст и Мефистофель заключают между собой договор о том, что Мефистофель будет исполнять все желания доктора до тех пор, пока тот не найдёт смысла жизни и не скажет: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» После этого душа Фауста будет принадлежать Мефистофелю. Мефистофель увлёк доктора из его кабинета в открытый мир, чтобы подвергнуть искушениям и совратить с пути искания истины.
Но пошлый разгул на пирушке студентов не по душе учёному. Тогда, по просьбе Мефистофеля, ведьма дала Фаусту омолаживающее зелье, и у того при виде проходящей мимо красивой девушки пробуждается чувственное желание.
История Фауста и Маргариты
После того, как доктор и Мефистофель покинули кухню ведьмы, они на улице встретили Маргариту (её уменьшительное имя Гретхен). Генрих Фауст загорелся к ней страстью, но, когда попал к ней в комнатку, понял наивность и чистоту этой девушки. Герой почувствовал к Гретхен настоящую любовь, и девушка тоже полюбила его всей душой.
Гретхен ждала ребёнка от Генриха, а в те времена женщина, вступившая в связь с мужчиной без церковного брака, считалась грешницей. В это время Генрих по велению Мефистофеля убивает шпагой в поединке брата своей возлюбленной Маргариты. Фаусту пришлось скрыться, и Гретхен осталась одна. Её осудили на смерть за то, что она убила своего новорождённого ребёнка, боясь людского осуждения за свой «грех».
Фаусту не удаётся спасти Маргариту из тюрьмы, так как она лишилась рассудка и Генрих стал для неё страшен.
Фауст во второй части трагедии
В этой части произведения герой предстаёт в мире не личных, а общественных и государственных интересов. Он при помощи Мефистофеля содействует победе императора над противником. За то, что учёный спас его от потери власти, император дал ему во владение участок земли. Люди, живущие там, страдали от набегов морских волн.
Мечта Фауста — сделать этот край цветущим, а жизнь людей на нём — свободной и благополучной. Для этого он хочет сделать этот участок земли безопасным от морских наводнений. Герой, достигший ста лет, ослеп, но решает руководить работой по ограждению края от набега волн. Учёный предвидит, что на этой земле будет свободная жизнь, и мечтает о том, что, когда его цель будет достигнута, он поймёт, что это мгновение прекрасно, и воскликнет: «Мгновенье! //О, как прекрасно ты, повремени!» Всё это герой сказал вслух и умер. Торжествующий Мефистофель хочет унести его душу в ад, но с небес появились ангелы и вознесли душу Фауста на небеса, где она встретилась с душой Маргариты.
Главные герои
Фауст
(Разговор Фауста и Мефистофеля)
Это не просто типовой собирательный образ прогрессивного ученого – он символически представляет собой весь род людской. Его сложная судьба и жизненный путь не просто аллегорически отражаются во всем человечестве, они указывают на моральный аспект существования каждой личности – жизнь, труд и творчество на благо своего народа.
Мефистофель
(Ф. Шаляпин в роли Мефистофеля)
Одновременно дух разрушения и сила противостоящая застою. Скептик, презирающий человеческую природу, уверенный в никчемности и слабости людей, не способных справиться со своими греховными страстями. Как личность, Мефистофель противостоит Фаусту неверием в добро и гуманистическую сущность человека. Он предстает в нескольких обличьях – то шутника и балагура, то слуги, то философа-интеллектуала.
Маргарита
(Маргарита и Фауст)
Простая девушка, воплощение невинности и доброты. Скромность, открытость и душевная теплота притягивают к ней живой ум и мятущуюся душу Фауста. Маргарита – образ женщины способной на всеобъемлющую и жертвенную любовь. Именно благодаря этим качествам она получает прощение от Господа, несмотря на совершенные ей преступления.
Анализ произведения
Трагедия имеет сложное композиционное построение – она состоит из двух объемных частей, первая имеет в составе 25 сцен, а вторая – 5 действий. Произведение связывает в единое целое сквозной мотив странствий Фауста и Мефистофеля. Яркой и интересной особенностью является трехчастное вступление, представляющее собой завязку будущего сюжета пьесы.
(Образы Иоганна Гёте в работе над «Фаустом»)
Гете основательно переработал народную легенду, лежащую в основе трагедии. Он наполнил пьесу духовно-философской проблематикой, в которой находят отклик близкие Гете идеи Просвещения. Главный герой трансформируется из чародея и алхимика в прогрессивного ученого-экспериментатора, восстающего против схоластического мышления, весьма присущего эпохе Средневековья. Круг проблем, поднимаемых в трагедии, весьма обширен. Он включает в себя размышления над тайнами мироздания, категориями добра и зла, жизни и смерти, знания и морали.
Иоганн Гёте — атеист и алхимик?
Нет. В юности Гёте пережил увлечение алхимической литературой, что потом вылилось в интерес к естественным наукам, которым писатель был верен на протяжении всей своей жизни. Также Гёте прекрасно знал Библию. В его семье ее читали на латинском и греческом языках. В автобиографии писатель рассказывает о том, как в детстве был очарован Ветхим Заветом и пытался читать его на древнееврейском языке с помощью учителя. Для него Библия была собранием поразительных историй о страданиях и радостях «героев веры», живших в непоколебимой уверенности в том, что Бог рядом, Он посещает их, сострадает, ведет их и спасает от бедствий. Бог в этих историях — знакомый и близкий, и когда ты смотришь на Него глазами персонажей, то и для тебя он кажется родным.
Иоганн Гёте в период начала работы над «Фаустом» (худ. Г.О. Май) Гёте пережил в молодости сложную эволюцию взглядов, и не принадлежал, по его словам, ни к противникам, ни к отрицателям христианства. Он уважал религиозное чувство других и говорил о христианской религии уважительно и серьезно. Церковным человеком он не был, нередко признавал, что «слаб в вере», но к самой религии относился с глубоким почтением. В тех произведениях Гёте, где затрагиваются религиозные темы, он никогда не выступает как богослов, а только как художник слова. «Заметим, кстати, что тот взгляд на мир, который транслируется в «Фаусте», может вызывать вопросы с христианской точки зрения. Вы наверняка, даже если не читали Гете, знаете фразу: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Русскому читателю она знакома благодаря роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Однако герой Булгакова на самом деле цитирует текст Гете: «Частица силы я, желавшей вечно зла, творившей лишь благое». Из этих слов можно сделать вывод (и некоторые читатели его делают!), что зло в мире — не так уж и бесполезно. Оно как бы дополняет добро, а в сложном сочетании добра и зла рождается гармония земной жизни. Однако христиане не видят в зле основания какой бы то ни было гармонии. Зло — это лишь порча добра, а не «естественная» составляющая мира. Разумеется, «Фауст» — не богословский трактат и не справочник по учению Церкви, и Гете вряд ли хочет подорвать основы веры. Он — поэт, и создает такую картину мира, которая позволила бы придать сюжету максимально высокий драматический накал
Обратите внимание, что в самом начале «Фауста» писатель настоятельно предупреждает, что перед нами будет разворачиваться не подлинная жизнь, а поэтический вымысел. Даром свыше Гёте считал поэзию: «истинная поэзия возвещает о себе тем, что она, как мирское Евангелие, освобождает нас внутренней своей радостью и внешней прелестью от тяжкого земного бремени»
Когда император Наполеон впервые увидел Гёте, то воскликнул: «Вот это человек!» Действительно, Гёте был исключительным человеком своего времени: знатоком языков, поэтом, ученым, государственным деятелем, художником, актером и театральным режиссером, долго руководившим Веймарским театром; человеком, который одновременно со стихами, поэмами, романами, драмами, критическими статьями писал сочинения по естествознанию, искусствоведению, занимался химическими опытами, оптикой, минералогией, геологией, ботаникой, зоологией, педагогикой, вопросами организации войск, финансами, народным просвещением, горнодобывающей промышленностью и ткацким ремеслом. Он знал передовую философию своего времени, интересовался взглядами Канта, Фихте и Спинозы, чьи натурфилософские идеи были наиболее близки ему. Гёте восторгался драмами Шекспира, полотнами Леонардо да Винчи и Рафаэля, увлекался античным искусством, народной поэзией, принимал у себя французскую писательницу Анну де Сталь и русского поэта Василия Жуковского. Таким человеком был Иоганн Гёте.
Сюжет трагедии в тезисах
Доподлинно известно, что произведение писалось на протяжении 60 лет, в период с 1773 по 1831 годы. Автор начал работу над ним в 20-летнем возраста и закончил всего за несколько месяцев до своей смерти. В основу трагедии Гете положил пересказ немецкой легенды о Фаусте – известном алхимике и чернокнижнике, жившим в Германии в шестнадцатом веке. Истории об этом герое носят преимущественно мрачный характер. Многие современники обвиняли его в поклонении дьяволу, занятиях черной магии и разгульном образе жизни. По легенде, Чернокнижник не жил подолгу на одном месте, много путешествовал с бродячими артистами, показывая фокусы с воскрешением мертвых и исцелением серьезно больных.
До Гете никто не пытался посмотреть на жизнь Фауста совершенно под другим углом. И только автор предпринял попытку представить этого человека как великого ученого, который пытается найти ответы на вечные вопросы, используя всевозможные способы. Знакомство с кратким содержанием бессмертного произведения Гете «Фауст», откроет перед читателем философскую трактовку цели жизни каждого человека, которая, по мнению автора, заключается в служении обществу. В завязке композиции Господь и Дьявол спорят о том, что на земле еще остались чистые души, которые помнят и чтят святые заветы. В своем споре они ставят на кон душу доктора Фауста.
Дьявол уверен, что, несмотря на великие идеи ученого и его заявления о том, что он предан Господу, Мефистофелю удастся соблазнить доктора земными удовольствиями, заставив отказаться от науки и великого предназначения. В начале оперы Фауст предстает перед нами человеком в возрасте, который сумел постигнуть все науки и добиться уважения окружающих. Однако, даже всеобщее признание не способны доставить герою удовольствия. Он недоволен собой настолько, что уже готов завершить свой земной путь.
Самоубийству Фауста мешает Мефистофель, который является доктору в образе студента и предлагает заключить сделку: все удовольствия мира и исполнение любых желаний в обмен на бессмертную душу. Ученый соглашается на предложенную сделку, после чего в компании Мефистофеля отправляется в захватывающее путешествие не только по миру, но и по основным вехам истории. Дьявол сумел дать своему подопечному богатство, власть и множество возможностей, которые, однако, так и не смогли принести счастье и покой доктору.
Он неоднократно становится причиной трагической гибели простых людей, имевших несчастье повстречаться на его пути. В конце своей жизни Фауст осознает, что власть и деньги – это все пустое, истинное наслаждение заключается в пользе для общества, что в итоге позволяет ему искупить грехи и спасти свою души от власти темных сил.
Образ Маргариты
Маргарита – скромная девушка, наивная во многих вопросах, стала главным искушением для уже немолодого героя. Она перевернула весь мир ученого и заставила его сожалеть о том, что он не властен над временем. Сам поэт очень любил образ Маргариты в трагедии «Фауст», вероятно, отождествляя его с библейской Евой, подавшей запретный плод Адаму.
Если все годы своей жизни Фауст полагался на свой разум, то, повстречав на улице эту обычную на первый взгляд девушку, он начинает полагаться на сердце и чувства. Маргарита после встречи с Фаустом начинает меняться. Она усыпляет свою мать, чтобы попасть на свидание. Девушка не столь беспечна, как может показаться в первом ее описании. Она прямое доказательство того, что внешность может быть обманчива. Встретившись с Мефистофелем, девушка подсознательно понимает, что его лучше обходить стороной.
Образ Маргариты Гете взял с улицы своего времени. Литератор часто видел милых и добрых девушек, которых судьба бросает в крайности. Они не могут выбраться из своей среды и обречены проводить свою жизнь так, как это делали женщины их семьи. Стремясь к большему, эти девушки все больше падают вниз.
Найдя свое счастье в Фаусте, Маргарита верит в лучший исход. Однако череда трагических событий не дает ей наслаждаться любовью. Ее брата убивает сам Фауст, не желая того. Тот проклинает перед смертью сестру. На этом несчастья не заканчиваются, и, выстрадав больше должного, сойдя с ума, Маргарита попадает в тюрьму. В момент полного отчаяния ее спасают высшие силы.
Смысл произведения «Фауст» Гёте
Произведение «Фауст» Гете не для разового прочтения. Этой книгой нельзя занять себя, когда нет никаких дел. Это не развлекательная литература. Ее не читают ради любопытства. Это великолепное произведение создано для того, чтобы человек открыл глаза на происходящее вокруг. Гёте призывает всех прикоснуться к истинной жизни. Автор настоятельно советует замечать прекрасное, которое нас окружает.
Философская драма дышит духом народа. Автор поднимает темы, которые близки каждому: любовь и ненависть, отчаяние и прощение, жестокость и сострадание. Произведение наполнено реально-бытовыми сценами, лирическими отступлениями, трагическими событиями. «Фауст» заставляет сопереживать героям, читатель невольно становится на место персонажа и решает, как бы он поступил в данной ситуации.
С помощью сказочных мотивов, легенд и мифов автор о сложном рассказывает просто и понятно. Реальность переплетается с фантастикой. Этот прием помогает воссоздать целостный уникальный человеческий образ. В центе произведения — Иоанн Фауст — чернокнижник и средневековый маг. Именно об этом герое повествует легенда. История, основанная на реальных событиях, не оставляет равнодушным ни одного читателя. Это произведение надолго остаётся в памяти людей. До конца понять его невозможно, его можно только прочувствовать.
У героя произведения была невероятная цель. Разочаровавшись в средневековых учениях, он самостоятельно попытался разобраться в законах природы. Кроме того, со временем он хотел подчинить все живое человеку. Однако его не поняли ни ученые того времени, ни церковные служащие. Он был объявлен практически врагом народа. Церковники и вовсе сошлись во мнении, что чернокнижник продал свою душу самому дьяволу.
Иоанн Фауст жил в эпоху Просвещения. Этим и объясняется его неимоверная тяга к знаниям, к изучению неизведанного. Герой олицетворяет порыв всей своей эпохи. У людей было больше вопросов, чем ответов. Все хотели знаний, все хотели докопаться до истины. Были и сторонники церковных предрассудков. Герой всеми силами боролся с этими течениями, пытаясь доказать, что сила и красота природы несокрушимы. Человек — лишь частица в неизведанном огромном мире.
Гете и Шиллер
Одним из переломных моментов в жизни и творчестве Иоганна Вольфганга стало знакомство с Шиллером. Два первоклассных автора не только вместе начинают развивать веймарский классицизм, основанный Гете, но еще и постоянно подталкивают один другого на новые шедевры. Под влиянием Шиллера Гете пишет несколько романов и продолжает работу над «Фаустом», которую так хотел увидеть Фридрих. Тем не менее «Фауст» вышел лишь в 1806 году, когда Шиллера уже не было в живых. Первая часть была создана под неустанным слежением Эккермана, личного секретаря Гете, который настаивал на выходе трагедии в печать. Вторую же часть по велению самого автора выпустили уже посмертно.
Часть вторая
Эта часть разделена на несколько актов, каждый из которых раскрывает нам новую ветвь содержания произведения и исканий Фауста.
1 акт
Сатана превращается в императорского шута. Во дворце идет совет, где говорят об упадке страны и опустевшей казне. Обманом злой дух пополняет казну, все во дворце охвачены эйфорией. Главные герои наблюдают за происходящим, но это им наскучивает.
Рис. 6. Фауст и Вагнер. Автор Эжен Делакруа
2 акт
Во время путешествий учителя Вагнер ставит эксперименты. К Вагнеру приходит сатана, они разговаривают о детях. Ученик уверен, что времена деторождения обычным способом — это нелепость. В один из экспериментов он выводит в пробирке Гомункула. Это неполноценный человек, хотя наделен многими способностями, он умен, любознателен, но он обитает в пробирке.Герои отправляются на празднование Вальпургиевой ночи. Фауст хочет найти Елену.
3 акт
Елена в это время возвращается в замок к мужу. Там она узнает от ключницы, что ее муж, царь Менелай, послал Елену в качестве жертвы. Ключница отправляет Елену в другой замок. В замке она встречает Фауста, они начинают встречаться. Раздаются звуки войны. Менелай идет с войском на Фауста. Герой вместе с возлюбленной уходит в подземелье. У влюбленных родился сын Эвфорион. Сын просит не играть и веселиться, а отпустить его на небо. Мальчик погибает, Елена не может перенести такого горя и исчезает из жизни главного героя.
Рис. 7. Фауст, Мефистофель и Барбет. Автор Эжен Делакруа
4 акт
Опять слышатся звуки войны. Императору нужна помощь, так как народ узнал о фальшивых облигациях, которые дали Мефистофель и Фауст. Мефистофель просит Фауста помочь императору, за это герой получит кусок земли, где Фауст хочет построить плотину. Доктор соглашается. Они помогают императору выиграть в войне.
5 акт
Фауст отправляется в Средневековье. Ученый выбирает землю, но там живут Филимон и Бавкида — пожилая пара, которая не хочет уходить из своего дома. Бесы во главе с сатаной убивают стариков. Проходит спор Фауста и дьявола, Мефистофель, уставший от своего подопечного, насылает на него слепоту. Уставший ученый засыпает. Во время сна Фауст слышит голоса и звон лопат, думает, что рабочие стали делать плотину. На самом деле, бесы начали рыть могилу главному герою. Фауст счастлив, что труд объединяет людей. Он достигает истинного наслаждения и в этом миг умирает. Сатана ждет душу Фауста, но архангелы не дают ему забрать душу. Бог решил пощадить Фауста. Пусть главный герой и не справился со всеми заданиями Мефистофеля, но ученый осознал, что истинное счастье в помощи другим людям. Его затея с постройкой плотины впечатлила Бога и душа ученого отправляется на небеса.
Рис. 8. Фауст, соблазняющий Маргариту. Автор Эжен ДелакруаТаким образом, трагедия Гете — философское рассуждение на извечную тему добра и зла. Мефистофель дает Фаусту различные испытания: любви, власти, денег, справедливости. С каждым испытанием душа Фауста становится все более черствой. Только в конце произведения герой понимает, что только собственный труд и усилия могут помочь в достижении целей, любая помощь, даже и сверхъестественная, приводит к необратимым последствиям.“Фауста”
История создания
В то время многие писатели, композиторы и художники использовали этот образ. Но по мнению литераторов только Гете смог изобразить его более живым, чувственным и мыслящим. Писатель описал его, как человека, стремящегося к истине и правде. Сегодня ходит немного легенд о докторе Фаусте, некоторые утверждают, что он был никчемным человеком, отстранился от веры, занимался магией и пытался воскресить мертвых.
Гете не акцентировал на этом свое внимание. Только он посредством своего повествования заявил, что доктор искал ответы на вечные вопросы жизни и был предан своему делу
Когда автор принялся за написание произведения, ему было двадцать лет. Мужчина не знал, что этому творению он посвятит всю свою жизнь. В 1790 году Гете подумывал над тем, чтобы перестать писать и заняться другой деятельностью. Но общение с Шиллером, который был его лучшим другом, повлияло на дальнейшее развитие трагической истории. Товарищ настоял на том, чтобы мужчина все же закончил этот шедевр.
Суть произведения
Драма открывается посвящением, после следуют два пролога и две части. Продажа душу дьяволу – сюжет на все времена, кроме того, любопытного читателя ждет еще и путешествие во времени.
В театральном прологе начинается спор между директором, актером и поэтом, и у каждого из них, по сути, своя правда. Директор пытается разъяснить творцу, что нет смысла создавать великое произведение, так как большинство зрителей не способно оценить его по достоинству, на что поэт упорно и возмущенно отвечает несогласием – он считает, что для творческого человека в первую очередь важен не вкус толпы, а идея самого творчества.
Перевернув страницу, мы видим, что Гете отправил нас на небо, где завязывается новый спор, только уже между чертом Мефистофелем и Богом. По мнению представителя тьмы, человек не достоин никаких похвал, и Бог разрешает проверить силы любимого творения в лице трудолюбивого Фауста, чтобы доказать черту обратное.
Следующие две части – попытка Мефистофеля выиграть спор, а именно дьявольские искушения одно за другим пойдут в ход: алкоголь и веселье, молодость и любовь, богатство и власть. Любое желание без всяких препятствий, пока Фауст не найдет, что именно достойно жизни и счастья и равноценно душе, которую дьявол обычно забирает за свои услуги.