Басни. толстой л.н. нравственная проблематика басен, злободневность басен: «два товарища», «лгун». изображение пороков, недостатков, хитрости, ума и глупости. мораль басен

Басня «Паша и Купец»

Грек торговал в стране одной. Купца поддерживал Паша высоким саном, И отдувался Грек за то своим карманом, Пашу отдаривал богатою казной.

Да, покровительство — товарец не пустяшный. Так стоил дорого Купцу пособник важный, Что коммерсантская взмолилася душа. Три турка, менее могучих, чем Паша, Поддержку общую тут предложили Греку: Просили меньше все втроем, Чем одному платил он человеку.

Грек выслушал их речь и порешил на том. Паша про все узнал сторонкой, Услышал и совет, как надо поступить: Злодеев провести уловкой тонкой, Предупредить и отпустить В Рай, к Магомету с порученьем; Притом скорей, не то они Предупредят: «Как много лиц, взгляни, — К тебе давно кипящих мщеньем: Отрава иль кинжал, глядишь, тебя ушлет Быть покровителем купцам иного света».

Но поступил Паша, прослушав речь совета, Совсем как Александр Великий: он идет В дом Грека; хладнокровный, Садится там за стол; как прежде, голос ровный И, как всегда, спокойный вид. И все убеждены, что их сокрыта тайна.

«Друг, знаю! — тут Паша нежданно говорит. — Бросаешь ты меня, и слышал я случайно, Про мщение, но все ж Не верю я, о нет! Ты чересчур хорош, На отравителя нисколько не похож. Я больше не скажу ни слова. А что касается людей, Толкующих тебе о помощи своей, То выслушай: болтать не стану я пустого, Нравоученьями не буду донимать, Одну лишь басенку хочу я рассказать:

Жил-был Пастух, и пас он стадо С большущим Псом. Спросили раз, к чему Он держит Пса? Ведь ежедневно надо Хлеб целый скармливать ему. Отдать бы старшине безбожного обжору, А для дозору Достать бы мог Пастух Дворняжек двух Иль трех, которые и меньше б хлеба ели, И лучше бы его стеречь стада умели. Хоть ел он за троих, а невдомек того, Что пасть у Пса была тройная, Когда он грыз волков, в отважный бой вступая. Пастух послушался: дворняжки для него Все три дешевле стоить стали, Но без оглядки вмиг от волка удирали. Стада беду свою почуяли тогда ж… И ты почувствуешь беду, коли отдашь Себя бездельникам, что в помощь назвалися… Желаешь доброго, скорей ко мне вернися».

Ему поверил Грек.

Урок для простаков: Как ни считай, а все вернее Защита одного царя, да посильнее, Чем слабых нескольких князьков.

Басня «Лжец»

Про­слу­шать басню «Лжец»

Из даль­них стран­ствий возвратясь, Какой-то дворяни́н (а может быть, и князь), С при­я­те­лем своим пеш­ком гуляя в поле, Рас­хва­стался о том, где он бывал, И к былям небы­лиц без счету при­лы­гал. «Нет», гово­рит: «что я видал, Того уж не увижу боле. Что́ здесь у вас за край? То холодно, то очень жарко, То солнце спря­чется, то све­тит слиш­ком ярко. Вот там-то прямо рай! И вспом­нишь, так душе отрада! Ни шуб, ни свеч совсем не надо: Не зна­ешь век, что́ есть ноч­ная тень, И круг­лый Божий год все видишь май­ский день. Никто там ни садит, ни сеет: А если б посмот­рел, что́ там рас­тет и зреет! Вот в Риме, напри­мер, я видел огурец: Ах, мой Творец! И по сию не вспом­нюсь пору! Пове­ришь ли? ну, право, был он с гору».– «Что за дико­вина!» при­я­тель отвечал: «На свете чудеса рас­се­яны повсюду; Да не везде их вся­кий примечал. Мы сами, вот, теперь под­хо­дим к чуду, Какого ты нигде, конечно, не встречал, И я в том спо­рить буду. Вон, видишь ли через реку тот мост, Куда нам путь лежит? Он с виду хоть и прост, А свой­ство чуд­ное имеет: Лжец ни один у нас по нем пройти не смеет: До поло­вины не дойдет – Про­ва­лится и в воду упадет; Но кто не лжет, Сту­пай по нем, пожа­луй, хоть в карете».– «А какова у вас река?» – «Да не мелка. Так видишь ли, мой друг, чего-то нет на свете! Хоть рим­ский огу­рец велик, нет спору в том, Ведь с гору, кажется, ты так ска­зал о нем?» – «Гора хоть не гора, но, право, будет с дом». – «Пове­рить трудно! Однако ж как ни чудно,

А всё чудён и мост, по коем мы пойдем, Что он Лжеца никак не подымает; И нынеш­ней еще весной С него обру­ши­лись (весь город это знает) Два жур­на­ли­ста, да портной. Бес­спорно, огу­рец и с дом величиной Дико­винка, коль это справедливо».– «Ну, не такое еще диво; Ведь надо знать, как вещи есть: Не думай, что везде по-нашему хоромы; Что там за домы: В один двоим за нужду влезть, И то ни стать, ни сесть!» – «Пусть так, но всё при­знаться должно, Что огу­рец не грех за диво счесть, В кото­ром двум усесться можно. Однако ж, мост-ат наш каков, Что Лгун не сде­лает на нем пяти шагов, Как тот­час в воду! Хоть рим­ский твой и чуден огурец…» – «Послу­шай-ка», тут пере­рвал мой Лжец: «Чем на мост нам итти, поищем лучше броду».

При­ме­ча­ния

Прилыга́ть – рас­ска­зы­вая о чем-либо, при­со­еди­нять вымы­сел, ложь; привирать. Хоро́мы – в ста­рину на Руси: боль­шой жилой дом бога­того владельца. Брод – мел­кое место попе­рек реки или озера, удоб­ное для перехода. По пре­да­нию, наве­яна рас­ска­зом какого-то при­ез­жего поме­щика за обе­дом в Англий­ском клубе о необык­но­вен­ной вели­чины стер­ляди. Сюжет о лжеце был чрез­вы­чайно попу­ля­рен в фаце­циях, жар­тах, под­пи­сях к лубоч­ным кар­тин­кам. Исполь­зо­вался он и рус­скими писа­те­лями («Хва­стун» А. Сума­ро­кова, «Лжец» И. Хем­ни­цера, «Лгун» В. Лев­шина). Порт­ной упо­мя­нут в басне в соот­вет­ствии со мно­гими рус­скими посло­ви­цами типа: «Не столько купец на аршине, сколько порт­ной на нож­ни­цах уне­сёт», «Нет воров супро­тив порт­ных мастеров».

Время напи­са­ния: не позд­нее ноября 1811 г. Кры­ла­тые выра­же­ния: 1. Из даль­них стран­ствий воз­вра­тясь. Упо­треб­ля­ется в слу­чае воз­вра­ще­ния кого-либо из даль­него путе­ше­ствия. 2. Рим­ский огу­рец. Ино­ска­за­тельно: неле­пая выдумка, чрез­мер­ное пре­уве­ли­че­ние. Кры­лов­ская строка пре­вра­ти­лась в народ­ную посло­вицу: «Хорошо ска­зы­вать сказку про рим­ский огурец».

Источ­ник: И.А. Кры­лов. Пол­ное собра­ние сочи­не­ний в 3‑х томах. Т. 3: Басни, сти­хо­тво­ре­ния, письма и дело­вые бумаги. Книга вто­рая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. лите­ра­туры. 1946

Купец Ферапонтов

Толстой упоминает много случаев, исторически подтвержденных, когда разные люди жертвовали своими интересами во благо Отечества. Эпизодический персонаж Ферапонтов держал постоялый двор в Смоленске, там же торговал мукой в своей лавке. Автор рисует непривлекательный портрет человека с толстым брюхом, красным носом от нервов, почерневшим лицом то ли от злости, то ли от зависти, что сосед успел сбыть товар в армию. Ферапонтов подвергает опасности свою семью с малыми детьми, но хочет успеть продать весь товар.

Вот загремели взрывы снарядов, русская армия отступает, оставляя Смоленск. В лавку врываются несколько солдат и хватают мешки с мукой. Ферапонтов, поняв, что скоро по улицам пройдет Наполеон, истерически хохочет, кричит, чтобы все разбирали, уносили с собой даром.

Мужчина, осознав, что враг входит в город, решает поджечь оставшееся добро, чтобы не досталось в лапы нечистому, каким он считает императора Франции. Манера поведения жадного купца в критический для города момент говорит о том, что думать он стал не о деньгах, а о борьбе. Поджог своего дома, чтобы мука не превратилась в стратегический запас вражеских войск – это подвиг гражданского обывателя.

Русская сказка

Рассказ сказка Льва Толстого «Лгун»

Сказка Льва Толстого о мальчике-лгуне очень коротенькая по объёму, а её текст напоминает басню. Но в конце каждой басни (а иногда и в начале) следует мораль. В содержании сказки Льва Николаевича морали нет, её предлагается найти самому. Иногда детям это бывает не под силу, тогда на помощь должны вовремя прийти их родители.

Пересказ текста первоисточника

Мальчику поручили стеречь стадо овец. Скорее всего, от скуки он стал кричать о том, что на стадо напал волк. Кричал он громко и правдоподобно, поэтому деревенские мужики прибежали на крик, чтобы спасти и овец, и пастуха. Прибежав, взрослые увидели, что волка нет, и не было, а мальчик их обманул. Три раза так продолжал развлекаться маленький пастух, пока не накликал настоящую беду: на стадо напал хищник. Мальчик звал на помощь изо всех сил, но обманщику уже никто не верил. В этот раз мужики на помощь не прибежали. Волк, почувствовав свою безнаказанность, смог забить всё стадо.

Что хотел сказать автор

Конечно, в сказке тяжело читать о том, что от зубов хищника пострадали все бедные овцы. А произошло это из-за лжи одного глупого пастуха. В жизни лучше говорить правду, как бы горька она не казалась, а ложь до добра не доводит. Зачем придумывать страхи и ужасы, которых нет. Потом тебе никто уже не поверит, и придётся с пришедшим несчастьем бороться самому. Но в этой сказке победить зло в одиночку не получилось. Беда оказалась непоправимой. Значит, с несчастьем и горем шутить не стоит. Маленькому пастуху не стоило обманывать взрослых людей, отрывать их от дел. Ему уже просто никто не доверял, когда настоящий живой волк появился перед стадом. Доверие легко потерять, а вернуть его гораздо сложнее – эта та мысль, о которой говорил автор сказки.

Откуда исходит ложь

Почему мальчик стал врать? Он хотел привлечь внимание взрослых людей? Он считал это безобидной ложью? А зачем она была нужна? Кому неправда пастуха принесла пользу? Итог этого – убитое волком стадо овец. А ведь мальчику доверили стеречь живых существ

Это ещё не просто враньё, это безответственность. Эта сказка не случайно помещена в книгу произведений для детей. На примере текста можно продемонстрировать своим сыновьям и дочерям, до чего могут довести их безобидные шалости, бесконечная ложь. Чего стоит опасаться? Того, что дети не смогут отличить ложь от бессмысленной игры. Серьёзные вещи в игру превращать нельзя.

Читайте детский рассказ русского писателя Льва Николаевича Толстого «Лгун» онлайн бесплатно и без регистрации.

Кутузов

Толстой почитает образ прославленного генерала, как образец русского патриота, принесшего победу России. Главнокомандующий действовал, как частичка своего народа, порой, не имея возможности применить свой опыт. Пока правительственные круги государства спорили о том, кто виноват, Кутузов пытался спасти оставшуюся армию, потому что без нее нет государства по определению. В период отступления французов многие генералы хотели организовать сражение, чтобы получить на свой счет победу и орден.

Кутузов снова уговорами, приказами и игнорированием стремился уберечь солдат от гибели, которая в той ситуации была бессмысленной.

Партизанское движение

Дубина народного гнева начала формироваться после сдачи Смоленска. Французы столкнулись с небывалым явлением, когда те же мужики, что вместе с ними растаскивали остатки догоравшей Москвы, жгли свое сено, чтобы не пополнять запасы наполеоновской армии. Желание защитить Родину неосознанно проявлялось в ненависти к оккупантам. Ярким образом патриота является Тихон Щербатый, не видевший ласки от жизни и царя. Мужчина обрушил на головы врага всю свою силу крестьянского кулака. Стал примером выносливости, сноровки и смелости, мог проникнуть в толпу французских солдат, выйти невредимым из опасной вылазки.

Петя Ростов погибает в лесу, пытаясь доказать окружающим свое мужество. Добрый мальчик, который хотел накормить пленного барабанщика, но стыдился своей доброты. Желание прогнать врага с родной земли преобладало над страхом погибнуть от французской пули.

Большинство героев той поры остались неизвестными, о некоторых сложились легенды. Автор упоминает батюшку, возглавившего партизанский отряд. Лев Толстой говорит, что во главе восставших крестьян, возмущенных и безжалостных, бывало, стояла женщина. История помнит Варвару, жену старосты, вокруг которой объединилось все село с вилами и топорами.

Лев Толстой. Басни, 1 класс. Литературное чтение

Басня «Два товарища»

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.

Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:

— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?

— А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Басня «Кто прав?»

Один человек сказал, что он хочет так жить, чтобы враги боялись его.

А другой сказал, что лучше так жить, чтобы враги боялись, а друзья бы любили.

А третий сказал:

— Лучше так жить, чтобы не было врагов, а чтобы все были друзья.

Басня «Лгун»

Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:

— Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

— Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его.

Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.

Басня «Осёл и лошадь»

У одного человека были осёл и лошадь. Шли они по дороге; осёл сказал лошади: «Мне тяжело, не дотащу я всего; возьми с меня хоть немного». Лошадь не послушалась. Осёл упал от натуги и умер. Хозяин как наложил всё с осла на лошадь, да ещё и шкуру ослиную, лошадь и взвыла: «Ох, горе мне бедной, горюшко мне несчастной! Не хотела я немножко ему пособить, теперь вот всё тащу, да ещё и шкуру».

Басня «Отец и сыновья»

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

— Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломили прутья поодиночке.

Отец и говорит:

— Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь — вас всякий легко погубит.

Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.

Басня «Учёный сын»

Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал: «Нынче покос, возьми грабли и пойдём, пособи мне». А сыну не хотелось работать, он и говорит: «Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли?» Только он пошёл по двору, наступил на грабли; они его ударили в лоб. Тогда он и вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит: «И что за дурак тут грабли бросил!»

Истинный патриотизм

Истинный патриотизм — это настоящие поступки, когда, прежде всего, думаешь о народе, его судьбе. Когда, не задумываясь жизнь отдашь ради Родины. Толстой был убежден, что русский народ глубоко патриотичен. Он способен непобедимой стеной встать, защищая своих. Война коснулась каждого, кто оказался в то время и в том месте. Она не выбирала, кто перед ней богатый или бедный. Разные слои населения попали под ее жернова. Каждый как мог в силу своих возможностей пытался внести свою лепту в общую победу над врагом.

Когда французы заняли Смоленск, крестьяне сжигали сено, лишь бы оно не досталось врагам. Купец Ферапонтов решил по-своему проявить патриотичность. Он собственноручно спалил свою торговую лавку, чтобы она не попала в руки французов. Жители Москвы тоже не остались в стороне. Народ не желал оставаться под гнетом самозванцев. Они покидали свои дома, уходя из родного города.

С любовью и гордостью Толстой описывает русских солдат. Бои под Смоленском, Шенграбеном, Аустерлицем, Бородинское сражение пример достойный уважения. Именно в бою проявились их лучшие качества: сила духа, железный характер, готовность самопожертвования, мужество. Каждый осознавал, что очередной бой может унести жизнь любого из них, но никто не собирался отступать или сдаваться. Они не стремились выглядеть героями, не бравировали своими победами. Они действовали искренне. В каждом шаге чувствовалась любовь к Родине и Отечеству.

Примером настоящего патриотизма стал полководец Кутузов. Против его назначения командующим был сам царь, но Кутузову удалось оправдать возложенное на него доверие. Кутузов чувствовал и понимал солдат. Жил их интересами, заботился о каждом, как о собственном сыне. Для него все были родными и любимыми.

Самым сложным решением в жизни Кутузова во время войны был приказ отступить. Далеко не каждый рискнул бы взять на себя такую ответственность. Трудный был выбор. С одной стороны Москва, с другой вся Россия. Отступая из Москвы, он сумел сохранить армию, количество солдат которой значительно уступало наполеоновской. Другое проявление патриотизма Кутузова в его отказе воевать за пределами России. Он был убежден, что народ выполнил гражданский долг перед Родиной и рисковать жизнью лишний раз нет необходимости.

Толстой не обошел вниманием партизан, сравнивая партизанские отряды с крепкой дубиной «поднявшейся со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил…гвоздившей французов…пока не погибло все нашествие»

Анализ басни «Паша и Купец»

Басня Лафонтена «Паша и Купец» интригует своим необычным построением. Это рассказ в рассказе, точнее, басня в басне. Персонажи басни – Купец и Паша, люди рассудительные и деловые. Купец – успешный торговец, потому что у него влиятельный покровитель – Паша. Конечно же за это Купец всегда щедро одаривал правителя. Рассчитывая на барыш, к Купцу, обращаются три турка. Они предлагают Купцу свое покровительство за меньшую плату. Купец «выслушал их речь и порешил на том».

Правитель узнал о предательстве Купца. Но поступил он мудро: чтобы не карать никого и иметь и в дальнейшем щедрые подношения от Купца, он идет к нему в дом, где рассказывает поучительную басенку: у пастуха был огромный надежный пес-сторож. Ни одна овца не пропадала из стада. Но и съедал он в день немало. По совету завистливых пастухов хозяин поменял его на двух дворняжек, которые ели очень мало, но «без оглядки от волка удирали».

Рассудительность Купца помогла ему сделать правильный выбор. В выгоде остались оба, Паша и Купец. Вот главные уроки басни: своих покровителей нужно ценить; гоняясь за выгодой, можно прогадать и понести убыток; за качественную услугу и плата должна быть достойной.

Оставьте свой комментарий

Власти Москвы объявили об обязательной вакцинации работников сферы образования

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести стипендии для школьников

Время чтения: 1 минута

Госдума приняла закон, упрощающий выезд детей за рубеж

Время чтения: 1 минута

Депутат Госдумы предложил отменить ЕГЭ по гуманитарным предметам

Время чтения: 1 минута

Уральскому студенту снизили дипломную оценку за цветные волосы

Время чтения: 1 минута

В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Гибель Болконского

Князь Болконский является примером офицерской чести и доблести. Под Шангребеном, рискуя жизнью, Андрей выводит из линии огня героическую батарею капитана Тушина. В Аустерлицком сражении полковник поднимает упавшее знамя и ведет за собою солдат в бой, получая боевое ранение. На Бородинском поле полк Болконского стоял, выжидая приказа о наступлении. Над головой летали снаряды, но Андрей ходил во весь рост, не сгибаясь, чтобы солдаты е сомневались в смелости своих командиров. Так он получил ранение, приведшее к его гибели, но остался в памяти своих подчиненных храбрым командиром.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: