Анализ стихотворения «Буква Я» Заходера
Произведение «Буква Я» Бориса Владимировича Заходера впервые было представлено читателям на страницах авторитетного литературного журнала «Новый мир».
Стихотворение датируется 1947 годом. В эту пору его автору исполнилось 29 лет. Позади война, на которую он ушел добровольцем. По возвращении он завершает прерванную учебу в Литературном институте. Казалось, что опыт публикации патриотических стихов в фронтовых газетах, образование должны были помочь молодому поэту найти себе поприще в мирной жизни. Более того, в журнале «Затейнике» уже красовалось его дебютное стихотворение для детей. Поэт сочинил «Букву Я», получил добрые напутствия в детскую литературу от Л. Кассиля и С. Маршака, однако приняли ее в печать только в 1955 году. Собственно, лишь после этого переломного момента книги Б. Заходера стали доступны детям, родителям, педагогам. В жанровом отношении – самая настоящая сказка (хотя автор называет ее «рассказом»). Смежная рифмовка чередуется с перекрестной, есть и строчки, оставшиеся вообще без рифм. Ритм и динамизм стихотворения просто головокружительные, эмоциональность персонажей зашкаливает. Материал строится почти по принципу лесенки В. Маяковского, интонация и темп – киты, на которых стоят эти стихи. Автор вовлекает ребенка в гущу событий, история. Он забрасывает его вопросами, на которые сам же отвечает, интрига также беспроигрышна: узнать, «отчего и почему» я – последняя буква в алфавите.
Завязка в фольклорном духе: жили, не тужили. Есть даже хвостик пословицы: дело спорится. «Только раз»: замена сказочному «однажды». Вполне себе современное понятие и просторечный эпитет: страшный скандал. «В строку не встала»: аллюзия на идиому. Итак, бунт. Автор мастерски передает ярость героини. В ее пламенных тирадах плещется вековая обида и, как и положено, всюду пестрят местоимения «я». Аргументы у нее железные: главная-заглавная (приставка в значении «очень»), а еще и целая самостоятельная часть речи. Сперва соседи по азбуке отвечают ей нестройным хором, выкриками с мест: встань на место! Затем удается разобрать отдельные голоса. Поэт одушевляет героев. Вот фыркает «Ф», сердится «С», а «П» объявляет себя предлогом. В этой строфе – апофеоз звукописи. Мягкий Знак мямлит (обыгрывается многозначность слова), а у Твердого Знака – пудовые кулаки. Гласные поднимают гвалт, препятствуя драке. Перифраз: грамотный народ. «Ни бе ни ме»: фразеологизм. Между тем, буква-зазнайка сама себя наказала, пообещав за час составить предложение только с «я». Поэт саму форму букв превращает в игру: «о» катится. Изобретателен автор и в определении «рода» своих персонажей. Многие из них среднего рода. Под общий смех мятежница разрыдалась и в порыве смирения сама выбрала себе место – самое последнее. Сравнение жить «как семья» — наказ рассказчика уже детям. Дружба и взаимовыручка важны во всяком деле. И, конечно, эгоизм, самолюбие следует придерживать. В финале поэт еще раз ставит главную героиню в конец произведения.
В «Букве Я» Б. Заходер сочетает словесную игру с воспитательным моментом.
Стихи про крыжовник
Созревший крыжовник
Немыслимо сладкий.
Пушистые ягодки
Любят ребятки.
Но кустик душистый
С шипами растёт.
Давайте попросим,
Он их уберёт.
И ягодки вкусные,
Те что на нём,
Мы бережно с веточек
Все соберём.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Сочный, крупный он и статный,
Среди ягод самый знатный,
И кафтанчик полосатый
Сразу узнают ребята.
Он зелененький по цвету,
Это цвет весны и лета,
А порой кафтанчик красен –
С виду тоже он прекрасен.
В ягодках – полезный сок.
Он крыжовник, ваш дружок.
Куст его в шипах колючих
Острых, тоненьких и злючих.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Этот куст зовут крыжовник,
Он колючий как чиновник.
Плод пузат и важен с виду,
Куст не даст плоды в обиду!
Знакомство с буквой Е
Знакомство с буквой Е лучше начать с поиска литеры в большом алфавите. Если это удалось с первого раза (дошкольники уже знают предыдущие буквы), можно двигаться дальше. В противном случае следует помочь детям подготовительным незамысловатым стихотворением:
Клеим палочки к черте:
Раз, два, три… и буква Е.
О трехзубом гребешке
Нам напомнит буква Е. (Рейн С.)
После прослушивания такого описания ребята с легкостью найдут букву Е. Будет хорошо, если дети выучат это стихотворение наизусть, чтобы лучше запомнить и лишний раз проговорить нужный звук. Для большего эффекта совместите повторение стихотворения с просмотром интерактивного ролика.
Следующий этап обучения — рассмотрение образца написания буквы. Можно прописать нужный символ индивидуально с каждым ребенком или на доске для всей группы (так мы учим детей самостоятельности).
Стихи про букву А для детей дошкольников
Вот мраморная арка
Ведет в аллею парка.
Идет аллея до ворот,
А у ворот автобус ждет.
Да вот фруктовый магазин!
Здесь припасли для нас
Антоновку и апельсин,
Арбуз и ананас.
Вот абрикос, а вот айва.
Какие вкусные слова –
И все на букву А.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Аист крылья расправляет,
Аист книгу раскрывает.
В книге – буквы и слова.
Аист видит букву А.
И, надев, очки на нос,
Он читает:
— АБ-РИ-КОС.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Учу слова на букву «А»:
АНАНАС, АРБУЗ, АЙВА,
АЛЫЧА и АВОКАДО,
Все попробовать я рада.
АБРИКОСЫ, АПЕЛЬСИНЫ —
АХ, как много витаминов!
Из-за стола встаю едва,
Вкусны’ слова на букву «А».
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
«А» — похожА нА шАлАш,
есть тАм и второй этАж
или, может быть, чердАк,
букву «А» узнАет всяк.
«А» — похожА на вигвАм.
Это дом индейский, тАм
ПереклАдинА-турник…
НА него мы утром – прыг!
Подтянулись – крАсотА!!!
С буквой дружим мы всегдА!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Буква «А», смотрите, дети,
Вот она, красавица.
Апельсину и Арбузу
Эта буква нравится.
Кто пожадничал у нас?
Взял три буквы АнАнАс!
Раз-два-три-четыре-пять,
Букву «А» нам надо знать!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Открывая алфавит,
Первой буква «А» стоит,
Словно лестница-стремянка.
— Рот откройте, обезьянка,
А-а скажите, — говоритДобрый доктор Айболит.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Акула по морю плывёт,
Нам букву А, она не отдаёт,
Акула, эта буква для нас важна,
Буква А нам всем нужна.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Буква «А» жила в Арбузе,
В полосатом толстом пузе.
Раз пришел к ней Абрикос,
Сладкий Ананас принес.
Мимо Аист пролетал,
Букву «А» он увидал,
И решил себе забрать.
Абрикос давай кричать:
— А-а-а, украли, помогите,
Букву «А» в букварь верните!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Возьми три палочки для «А».
Наклонились две сперва.
Ну, а третья, посмотри,
Третья спряталась внутри.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Обожают эту букву
И Андрей, и Аллочка,
Палка так и палка так,
И в середине палочка.
Загадки поговорки и пословицы
Дополнительной проверкой знаний дошкольников может послужить разгадывание загадок, прослушивание пословиц и поговорок. Их можно выучить наизусть или просто проговорить.
Слова на Е
1. Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее, пойди-ка:
Куст колючий, будто еж,
Так и назван …. (Ежевикой)
2. Немытое в рот
Ни за что не возьмет.
И ты будь таким,
Как чистюля …. (Енот)
Загадки про букву Е
1. Енот жует, жует енот,
Ежевику он жует,
И на розовой стене
Он рисует символ …
2. Целый день енотка Рая
В ручейке белье стирает,
Моет, полоскает
И домой таскает.
Наплескается в ручье —
Превратится в букву…
Енотка Рая стирает.
3. Шестой в алфавите,
Та буква стоит,
С полочкой схож
Ее внешний вид!
4. Перед нами лесенка,
Но нет.
Три ступеньки,
А поручней нет.
5. Две соседки в алфавите
Так похожи, ой-ой-ой!
Их почти не различите,
Только точки у одной!
(Е и Ё)
Ход образовательной деятельности.
Организационный момент звучит песня о детском саде.
Этюд «Улыбка».
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые!
Мы рады, что вы пришли к нам в гости.
Улыбнитесь друг другу. А я улыбнусь вам.
Загадки:
Добродушен, деловит.
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот быстрых ножек
Это наш приятель…. (ежик)
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная…. (елка)
Драчун и забияка
Живет в воде,
Кости на спине,
И щука не проглотит…. (ерш)
— Ребята, посмотрите-ка на доску. Что изображено на этих картинках? (Ёж, ёлка, ёрш). Какой одинаковый звук есть во всех этих словах? Правильно – Ё! Сегодня мы будем работать с этим звуком, а также узнаем, какой буквой он обозначается.
Преобразование слов:
— Сделайте «один» из «много»:
ежи – ёж, Ерши – ёрш, ели – ёлка.
2.Введение в тему занятия:
— Давайте с вами проверим, какой же у нас звук . Как мы его произносим – долго или коротко? – Долго. – Произнесем «Ёёёёёёёёё», есть ли преграда на пути? – Нет. – Значит, какой это звук – гласный или согласный? – Гласный. – Правильно.
3. Характеристика звука:
На доске прикреплена карточка – прямоугольная полоска бумаги, разделенная на 3 равных части, обозначающих начало, середину и конец слова. Это позволяет наглядно представить позицию звука в слове. Произнося слова со звуком Ё в разных позициях, уточняет у детей местоположение звука и передвигает букву по карточке – в ее начало или конец.Слова: ёрш, лёд, копьё, ёлка, ёжик, мёд, ружьё, телёнок, пелёнка.
5. Игра «Кто внимательный?»
— Запомните как можно больше слов с Ё, которые встретятся в сказке.
Ёжик и ёршик.
Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится. — Мам! Что это мы всё спим да спим. Можно, я схожу к своему другу Ёршику? — Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи! Лежал-лежал ёжик, ёрзал-ёрзал, ёрзал-ёрзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!
Прибежал к реке, а вместо реки — один лёд, и прорубь посередине. — Ёрш, ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш! — Выплыл заспанный ёрш: — Ну чего кричишь, спать не даёшь? — А разве вы тоже спите? — Ещё как, до самой весны. Шёл бы и ты, а? — Затрусил ёжик домой, в тёплую нору. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть, и залёг спать до весны. (Г. Юдин.)
— Какие слова с Ё вы запомнили?
6. Знакомство с буквой Ё. Различение понятий «звук» и «буква»
— Ребята, до этого мы с вами говорили о звуке , а теперь поговорим о букве Ё. Каждый звук обозначается своей буквой. Будьте внимательны и запомните, что звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.
— Посмотрите, какая важная буква к нам пришла? (воспитатель выставляет на доске букву). На какую букву похожа Ё? Правильно, на Е.
Е и Ё – родные сёстры, различать сестёр не просто.
Но у буквы Ё две точки, словно в лесенке гвоздочки.
— Ребята, я произношу «Ё-ё-ё-ё-ё», что это – звук или буква? – Звук. – Верно, потому что мы ее произносим и слышим. А вот это что (воспитатель показывает на доске букву? – Это буква. – А почему? – Потому что мы ее видим и пишем. – Всё правильно.
Эту букву называют «хитрой», так как она может обозначать два звука.
Произносим мы два звука, но одну лишь пишем букву! (Й) да (О, а вместе Ё. Не забыть бы про нее.
-А какие еще хитрые буквы вы знаете? (Ю, Я, Е).
7. Игра «Собери букву».
(дети собирают букву из материалов Фребеля- палочки и точки)
Физминутка:
Мороз
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне Мороз,
Тронет руки, тронет нос. (Надо показать руку, нос.)
Значит, надо не зевать,
Надо нам идти играть. (Движения.)
8. Сказка «Почему Ё всегда ударная».
— Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё две точки вверху.
Однажды буква Е убежала в лес. Тут подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно и она спряталась под ель. Но от ветра ель тоже начала качаться, и на букву Е упали шишки, от которых у Е на голове образовались две шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная.
-Хотите проверить? (чтение) –Елка, Ежик, пенЕк, весЕлый, котЕнок. (отхлопать каждое слово и проверить на какой слог падает ударение.
9. Игра «Рассыпались слова».
Дети расходятся на подгруппы. У каждой подгруппы, разрезанные на буквы слова: «ежик, елка, клест».
Схемы слов. Дети выкладывают слова по схемам.
10.Задание на внимательность:
— У вас на столах лежит карточка с заданиями.
1. Посмотрите на нее внимательно и обведите красной ручкой букву, которую мы сегодня учили.
2. Определите место буквы в слове (начало, середина, конец). Раскрасьте соответствующий квадрат.
3. По клеточкам нарисуйте правую сторону елочки.
11.Итог занятия:
— С какой буквой мы сегодня познакомились?
— Что нового вы сегодня узнали?
Задание для дошкольников: печатная буква Й
После наглядной демонстрации можно приступать к изучению буквы на бумаге. Перед этим дети с удовольствием повторяют за взрослым, как пишется Й в воздухе, а затем попробуют выполнить действие простым карандашом или ручкой.
Пропись печатной буквы й.
Для удобства лучше использовать тетрадный лист в клеточку. Начинать нужно с элементов: сначала показать, как вывести две вертикальные черточки, затем диагональную черту и верхнюю дужку. Когда ребенок выполнит эти задания, он легко справится со всей буквой. Если возникли трудности, предложите ему провести линии по опорным точкам или пунктирам.
Дети только начинают изучать алфавит, поэтому не стоит настаивать на правописании.
Пальчиковая гимнастика и стихи о звуках и буквах
Пальчиковая гимнастика и стихи о звуках и буквах.
Для закрепления понятий Гласный звук я использую авторское универсальное стихотворение.
В это стихотворение на этапе изучения гласных можно добавлять любой гласный звук по мере их изучения. Главное, чтобы сохранялась рифма и был изучен гласный «Ы».
Звуки ГОЛОСА польются,
их читаем, как поём, (плавным движением руки дети показывают, как льются звуки)
Звуки ГЛАСНЫМИ зовутся,
в каждом слове их найдём.
А, О, У, Э, И, Ы – (дети загибают пальцы)
ГЛАСНЫЕ пропели мы.
Когда в подготовительной группе знакомим детей с буквами в стихотворении можно заменить понятие «ЗВУКИ» на понятие «БУКВЫ» .И тогда наше стихотворение будет звучать так:
Звуки ГОЛОСА польются,
их читаем, как поём, (плавным движением руки дети показывают, как льются звуки)
БУКВЫ ГЛАСНЫМИ зовутся,
в каждом слове их найдём.
А, О, У, Э, И, Ы – (дети загибают пальцы)
ГЛАСНЫЕ пропели мы.
И уже при изучении «йотированных» в подготовительной группе (кстати, их тоже можно добавлять по мере изучения, только сохраняйте рифму) это стихотворение может звучать так:
Звуки ГОЛОСА польются,
их читаем, как поём, (плавным движением руки дети показывают, как льются звуки)
БУКВЫ ГЛАСНЫМИ зовутся,
в каждом слове их найдём.
А, О, У, Э, И, Ы – (дети загибают пальцы)
ГЛАСНЫЕ пропели мы.
Е, Ё, Ю, Я-(дети загибают пальцы)
Их запомните, друзья!
10 гласных- 10 пальцев.
Для закрепления понятия СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ использую такое четверостишие:
Во рту всегда преграда есть.
Их даже петь нельзя.
Мы их СОГЛАСНЫМИ зовём
Запомните, друзья!
И конечно же использую классическое, всем известное двустишие о «Звуках» и «Буквах»
ЗВУКИ мы произносим и слышим.
А БУКВЫ мы видим, читаем и пишем.
“
Стихи про русские буквы для дошкольников
Стихи про русские буквы для дошкольников
Стихи про русские буквы для дошкольников:
Буквам очень надоело В толстых книжках спать да спать. В полночь — кучей угорелой Слезли с полки на кровать. А с кровати на пол сразу, Посмотрели — люди спят — И затеяли проказу, Превеселый маскарад. А — стала аистом, Ц — цаплей, Е — ежом… Прекрасный бал! Я не спал и все до капли записал. Утром в дверь стучит художник (Толстый, с черной бородой И румяный как пирожник), Это был приятель мой. Прочитал он, взял бумагу Вынул семь карандашей И сейчас же всю ватагу Срисовал для малышей….
Ара, славный попугай, В шашки с Аистом сыграй. Белка прыгает с шестом, Небеса метет хвостом. Волк играет с Зайцем в мячик – Это что-нибудь да значит. Гуси спорят и галдят, А гагары победят. Динго по бревну ходила – Удивила Крокодила.
Еж надел трусы и майку. Сколько дыр в них, угадай-ка! — Жаба, чем ты недовольна? — Проглотила мяч футбольный. Зебра, Зубр, и Конь, и Вол – Все играют в волейбол. Игуана и Тритон Очень любят бадминтон. Кот надеть коньки не может. Кто из вас ему поможет? Лев летит на мотоцикле. Что ж такого? Все привыкли. Мишка на велосипеде Мчится к финишу – к победе. Носорогу-бегуну Перейди дорогу, ну! Осьминог надел перчатки, А Тюлень удрал с площадки. Пеликан ныряет ловко. Вот что значит тренировка! Рак раздумывать не станет, В каратэ клешней достанет. Слон летит на парашюте, Машет хоботом и шутит. Тигр прыгнул дальше всех – Вот невиданный успех! Утки плавали в канале, В результате – три медали. Филин пешкой взял ферзя – За доской дремать нельзя. Хомяки раздули щеки – Спят, лентяи, на припеке. Цапля – тренер по ходьбе, Даст советы и тебе. Черепаха выжать штангу Помогла Орангутангу. Шмель стрелял из лука в цель – В цель попал веселый Шмель. Щука плавает на яхте, У руля стоит на вахте. Эму-страуса берем Мы в команду вратарем. Юный заяц встал на лыжи. Вот он, финиш! Ближе! Ближе! Ягуар ракеткой машет, И Тапир за сеткой пляшет. Я сказать вам всем хочу: Слава шайбе и мячу!
Распечатать и читать стихи Маршака детям 4 класса
Маршак написал более 30 детских сказок, самые известные из них:«Двенадцать месяцев»«Кошкин дом»«Теремок»«Умные вещи»Многие из них экранизируются и до сих пор пользуются успехом на сценах детских театров.
*****
Лунный вечер
Мальчишки, девчонки,Гулять идём!Светло на улице,Как днём.
Оставь свой ужин,Оставь кровать.Айда на улицуГулять.
С гиком и свистомВо двор выходи.А если ты хмуришься,Дома сиди.
Вверх по стремянке,Вниз по стене.Славно мы будемИграть при луне!
*****
Вставай, хозяйка, и беги
— Вставай, хозяйка, и бегиПечь пироги, печь пироги.Пеки скорее пирогиПод праздник новогодний.
— Ах, нет огня в печи у нас,В печи у нас, в печи у нас.Не развели огня у насПод праздник новогодний.
Нет потому огня у нас,Огня у нас, огня у нас,Что дров хозяин не припасПод праздник новогодний.
— А он здоров? — Вполне здоров,Вполне здоров, вполне здоров.— Так пусть сидит без пироговОн в праздник новогодний!
*****
Первые стихи поэта вышли в свет, когда ему было 19 лет.
Детский дом
Весною в нынешнем годуВ зоологическом садуОлень и лев, барсук и рысьИ медвежата родились.
Для них устроен детский домС зеленым лугом и прудом.Они играют и лежат.Козел бодает медвежат.А лев и волк несутся вскачьИ разноцветный гонят мяч.
Промчатся быстро год и два,И станет волк бояться льва,И жить на свете будут врозьБарсук и лев, медведь и лось.
*****
Барабан и труба
Жил-был на свете барабан,Пустой, но очень громкий.И говорит пустой буянТрубе — своей знакомке:— Тебе, голубушка-труба,Досталась легкая судьба.В тебя трубач твой дует,Как будто бы целует.А мне покоя не даетМой барабанщик рьяный.Он больно палочками бьетПо коже барабанной!
— Да, — говорит ему труба,У нас различная судьба,Хотя идем мы рядомС тобой перед отрядом.Себя ты должен, баловник,Бранить за жребий жалкий.Все дело в том, что ты привыкРаботать из-под палки!
*****
Первые сказки для детей в стихах: «Пожар», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Детки в клетке» и другие.
Зеленая страница
Эта страница зеленого цвета,Значит, на ней постоянное лето.Если бы здесь уместиться я мог,Я бы на этой странице прилег.
Бродят в траве золотые букашки.Вся голубая, как бирюза,Села, качаясь, на венчик ромашки,Словно цветной самолет, стрекоза.
Вон темно-красная божья коровка,Спинку свою разделив пополам,Вскинула крылья прозрачные ловкоИ полетела по божьим делам.
Вот в одинаковых платьях, как сестры,Бабочки сели в траву отдыхать.То закрываются книжечкой пестрой,То, раскрываясь, несутся опять…
*****
Будущий лес
В лесу я видел огород.На грядках зеленелиПобеги всех родных пород:Березы, сосны, ели.
И столько было здесь леснойКудрявой, свежей молоди!Дубок в мизинец толщинойТянулся вверх из желудя.
Он будет крепок и ветвист,Вот этот прут дрожащий.Уже сейчас раскрыл он листДубовый, настоящий.
Вот клены выстроились в рядВдоль грядки у дорожки,И нежный лист их красноват,Как детские ладошки.
Касаясь ветками земли,В тени стояли елки.На ветках щеточкой рослиКороткие иголки.
Я видел чудо из чудес:На грядках огородаПередо мной качался лесДвухтысячного года.
*****
Артек
Флаги, белые палатки,Звуки трубные с утра,И линейка на площадке,И пахучий дым костра,Вот он, летний отдых детский,На горах, у чистых рек…Но во всей стране СоветскойЛучший лагерь — наш Артек!
Где лежит медведь косматый,К морю теплому прильнув,Где любил бывать когда-тоПушкин, ездивший в Гурзуф,Где о берег бьется дерзкоЧерноморская волна,Славный лагерь пионерскийТам построила страна.
Не забуду я вовекиТеплой ночи в октябре,Звонкой музыки в Артеке,Над заливом, на горе.За такую ночь, ребята,За Артек веселый вашНаша армия когда-тоНочью шла через Сиваш.
*****
Именем Маршака называют улицы, поезда в метро и даже самолеты!
Котята
Два маленьких котёнка поссорились в углу.Сердитая хозяйка взяла свою метлуИ вымела из кухни дерущихся котят,Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе.Два маленьких котёнка озябли на дворе.Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.— Ну что? — она спросила. — Не ссоритесь теперь?
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег.Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.И оба перед печкой заснули сладким сном.А вьюга до рассвета шумела за окном.
*****
Сказка про букву Ё
Ежик и ёршик
Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится.
— Мам! Что это мы всё спим да спим… Можно, я схожу к своему другу ёршику?
— Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи!
Лежал-лежал ёжик, ёрзал-ёрзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!
— Ой, как здорово! А ёршик-то сидит в реке, ничего этого не видит!
Прибежал к реке, а вместо реки — один лёд, и прорубь посередине.
— Ерш, а ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш!
Долго звал ёжик, замёрз весь. Наконец выплыл заспанный ёрш:
— Ну, чего кричишь, спать не даёшь?
— А разве вы тоже спите?
— Ещё как. До самой весны. Шёл бы и ты, а?
Затрусил ёжик домой, в тёплую нору. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть, и залёг спать до весны.
(Г. Юдин)
Сказки про букву
Е- шестая, значит, в запасе уже есть А, Б, В, Г и Д
Важно использовать их в небольших сказках, таким образом, дети повторят изученный материал
Изучаемые детьми буквы должны использоваться в сказках.
Сказка 1
Жила была Е, она дружила со всеми, всем помогала, если нужно, в письме заменяла. Когда заболела В, некому стало сидеть на трубе, пришлось доброй Е прислониться к ограде, и стали они похожи, как братья.
Другой наш приятель, попавший в беду, просил подменить его в слове «школа», ведь первый он стоит по счету. Добрая Е и здесь пришла на помощь, легла на спину и стала точь-в-точь как Ш.
Следом за ней и Т не успела встать на место в слове «батут».Тогда в помощь грамоте Е сложила все свои ножки и ручки в одну линию и стала как Т. Все вместе они встали на нужные места, и слово правильно сложилось. Так они детям праздник принесли.
Этой сказочке конец, а кто слушал — молодец!
Сказка 2
Слова в словарике живут, в своих домах — своих разделах.
Решила Е сходить в гости к А. С утра отправилась она в далекий путь: через горы, леса, реки. А для того чтобы не заблудиться, сестричка Е, Ё, дала ей один из двух своих клубочков. И отправилась Е в свое непростое путешествие.
Лесом катится клубок, Е еле успевает за ним, а в словаре начинается зима, все ели в блестках ледяных, окна в узорах расписных. А елки — они нам кажутся похожими друг на друга. Буква Е идет дальше и дальше и любуется красотой зимнего леса.
Буква Е гуляет по зимнему лесу.
И вдруг кто-то берет в руки словарь, начинает переворачивать страницы. Вся азбука в панике, ведь если буквы не на месте, слова нельзя найти и можно все их перепутать: енота, и ежа, и ерша, и елку.
Нужно азбуку спасать, надо Е на место возвращать. Для этого нужно сказать специальное слово. Знал его только еж. Тогда все собрались и дружно попросили: «Ёжик, говори слово». Он согласился, и Е вернулась на место как раз к тому моменту, когда перевернулась последняя страница.
Ассоциативные стишки для изучения букв – запись пользователя Светлана (id835023) в дневнике
В интернете очень много представлено стихов для изучения букв алфавита.
Здесь я напишу те стишки, благодаря которым мы выучили буквы меньше, чем за два месяца:
А: А – начало алфавита,
Тем она и знаменита,
А узнать ее легко,
Ноги ставит широко.
Б: Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком
В: В – буква очень важная
Воображала страшная,
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.
Г: Гриб растет среди дорожки
Голова на тонкой ножке
Д: Д – словно домик аккуратный
С высокой крышею двускатной
Е: В слове ель мы Е услышим,
Букву Е мы так напишем:
Ствол и у ствола три ветки
Букву Е запоминаем детки.
Ё: Е и Ё – родные сестры,Различать сестер непросто.Но у буквы Ё две точки,Словно к лесенке гвоздочки.
Ж: Ж имеет столько ножек,
Будто буква ползать может,
Буква Ж наверняка на бумаге тень жука.
З: На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3,
З не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
И: И похожа на гармошку
И на испуганную кошку.
И – меж двух прямых дорог
Одна легла наискосок.
Й: Над буквой И крючок поставить
Мы сможем слово йод читать,
Кто лапку из зверей поранит,
Мы будем йодом ранку прижигать.
К: К одною лапкой пляшет,
А другою лапкой машет,
И при этом буква К
Будто усики жука.
Л: Л на крышу так похожа,
Да и на стремянку тоже,
Я скажу вам по секрету,
Очень любит буква лето.
М: Палочка и палочка
Между ними – галочка,
И понятно сразу всем –
Получилась буква М.
Н: Н – натянутая сетка,
Сетку держат очень крепко,
Приходите к нам во двор
Поиграем в волейбол
О: Загляни-ка в колесо
И увидишь букву О.
П: На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
Говорил недавно кто-то
П похожа на ворота
Возражать мне было лень
Я то знал, что П – как пень
Р: Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.
С: Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Т: На антенну Т похожа
И на зонт как будто тоже.
У: Буква У напоминает ушки
У зайчонка на макушке,
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи.
Ф: Ф надула свои щеки
Или встала руки в боки.
Х: Х – забавная игрушка,Деревянная вертушка.Деревянная вертушка –Ветру вольному подружка.
Ц: Буква Ц стоит бочкомИ цепляет всех крючком.
Ч: Да, вы правильно решили:Ч мы пишем как четыре.Только с цифрами, друзья,Буквы путать нам нельзя
Ш: Буква Ш в таких словах:Школа, шест, шарада, шах.Букву Ш я написала:Три шеста и снизу шпала.
Щ: Эта буква Щ как будто…Все сомненья бросьте.Украшает эту буквуПоросячий хвостик.
Ъ: Твердый знак – пишут так:
Колесо и спичка,
Позади косичка.
Ы: Ы какая-то толстушка,
Твой животик как подушка,
Чтобы легче ей ходить,
Палочку пришлось добыть.
Э: Это Э – с открытым ртом
И большущим языком
Ю: Чтобы О не укатилась,
Крепко к столбику прибью,
Ой, смотри – ка, что случилось:
Получилась буква Ю.
Я: Куча яблок на прилавке
И заметил я друзья,
Если б яблоку две лапки
Сразу б вышла буква Я.