Стихи о родине

Содержание

В стихи романтизма Это композиции, в которых используются литературные источники, типичные для поэзии, созданные в рамках культурного движения под названием романтизм. Некоторые из наиболее известных ее представителей — Уильям Блейк, Уолт Уитмен, Виктор Гюго, Густаво Адольфо Беккер или Эдгар Аллан По.

Романтизм зародился в Германии и Англии в конце 18 — начале 19 веков и быстро распространился по европейскому континенту, США и остальному миру.

Его главной характеристикой во всех художественных выражениях было противостояние неоклассицизму, предшествовавшему ему течению.

Таким образом, стихи этого периода также следовали этим предпосылкам, где чувства преобладают над разумом, возможность свободного самовыражения за пределами заранее установленных правил, оригинальность и творчество в отличие от подражания и традиции. Следовательно, это явно субъективное течение.

Вас также могут заинтересовать эти стихи из эпохи барокко или из модернизма.

Сочинение Тема России в лирике Блока

Тема России занимает одно их главных мест в творчестве Блока. Он придерживался её всю жизнь. Будучи молодым, он пишет про богатую историю страны, затрагивает монголо-татарское иго. А потом закономерно перетекает в цикл «На поле Куликовом». Именно на этом поле решалась судьба России, именно здесь русское войско одержало победу над монголо-татарами. А его фраза: «И вечный бой! Покой нам только снится…» стала крылатой.

«Рождённые в года глухие…» Стихотворение показывает обречённость ровесников поэта. Он их называет всех «дети страшных лет России».

Эту фразу вложил в уста одной из своих героинь Борис Васильев в повести «А зори здесь тихие». Вот именно это стихотворение читает вслух студентка Соня Гурвич, она очень любит Блока. И эта фраза приобретает конкретный смысл. Девушка погибает за Россию от рук фашистов. Она тоже дитя «страшных лет России».

Россия никогда не застынет, не закостенеет. Её ждёт много перемен хороших и плохих. И не видно конца, только мелькают верстовые столбы. Для Блока Россия не мать, она – жена, невеста. Он так и пишет: «О Русь! Жена моя!» В другом стихотворении называет её «невестой». Сравнивает свою любовь к родине с любовью к женщине.

Стихотворение «Сытые» — это отклик Блока на события 1905 года, первая русская революция. Он надеется, что грядущие перемены изменят жизнь людей в лучшую сторону. Сколько же можно жить в доме без света!

Ещё одна, ставшая крылатой фраза о том, что к России надо подходить с особой меркой, а не мерить традиционным «аршином». У неё своя особая судьба. Она не поддаётся никаким расчётам, таинственная и непредсказуемая, как истинная женщина. В неё надо просто верить.

Социалистическая Революция 1917 года получила отражение в поэме «Двенадцать». Прежняя забитая Россия перестала существовать. Грандиозные перемены в России всегда сопровождаются погромами и пьянками. Вот и тут Блок пишет про грабежи и разгул в Петрограде. Но, несмотря на все издержки, поэт принимает революцию.

Поэт верил в свою страну. Верил в то, что пройдя свой нелёгкий путь, хлебнув горя и предательства, Россия всё-равно останется великой державой. Эти слова очень своевременны в наши дни.

В своих произведениях о России поэт стирает границу между вымыслом и реальностью. Поэтому, в поэме «Двенадцать» красногвардейцы представлены в виде ангелов, и вместе с ними идёт Иисус Христос. Конечно, это довольно трудно для восприятия.

Легкие стихи Блока о любви

«Я помню длительные муки…»

Я помню длительные муки:
Ночь догорала за окном;
Ее заломленные руки
Чуть брезжили в луче дневном.
Вся жизнь, ненужно изжитая,
Пытала, унижала, жгла;
А там, как призрак возрастая,
День обозначил купола;
И под окошком участились
Прохожих быстрые шаги;
И в серых лужах расходились
Под каплями дождя круги;
И утро длилось, длилось, длилось…
И праздный тяготил вопрос;
И ничего не разрешилось
Весенним ливнем бурных слез.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

«Я понял смысл твоих стремлений…»

Я понял смысл твоих стремлений —
Тебе я заслоняю путь.
Огонь нездешних вожделений
Вздымает девственную грудь.
Моей ли жалкой, слабой речи
Бороться с пламенем твоим
На рубеже безвестной встречи
С началом близким и чужим!
Я понял всё, и отхожу я.
Благословен грядущий день.
Ты, в алом сумраке ликуя,
Ночную миновала тень.
Но риза девственная зрима,
Мой день с тобою проведен…
Пускай душа неисцелима —
Благословен прошедший сон.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

«Я живу в пустыне…»

Я живу в пустыне.
Нынче, как вчера.
Василек мой синий,
Я твоя сестра.
Низкие поклоны
Мне кладут цветы.
На меже зеленой
Князь мой, милый, ты.
Милый мой, не скрою,
Что твоя, твоя…
Не дает покою
Думушка моя.
Друг мой, князь мой милый
Пал в чужом краю.
Над его могилой
Песни я пою.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

«Синеет день хрустальный…»

Синеет день хрустальный;
В холодных зовах высоты
Встает, горя, закат печальный,
И никнут поздние цветы.
Твой взор, Твой взор туманный,
Вернул мне ясность летних встреч…
Но нет! Лесов покров багряный
Спадает тихо, тихо с плеч.
И солнца луч прощальный,
Скользнув сквозь золото ветвей,
Зажег на миг бассейн овальный
Игрою призрачных огней…

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

«Разгадал я, какие цветы…»

Разгадал я, какие цветы
Ты растила на белом окне.
Испугалась, наверное, ты,
Что меня увидала во сне:
Как хожу среди белых цветов
И не вижу мерцания дня.
Пусть он радостен, пусть он суров —
Всё равно ты целуешь меня…
Ты у солнца не спросишь, где друг,
Ты и солнце боишься впустить:
Раскаленный блуждающий круг
Не умеет так страстно любить.
Утром я подошел и запел,
И не скроешь — услышала ты,
Только голос ответный звенел,
И, качаясь, белели цветы…

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

«Пусть рассвет глядит нам в очи…»

Пусть рассвет глядит нам в очи,
Соловей поет ночной,
Пусть хоть раз во мраке ночи
Обовью твой стан рукой.
И челнок пойдет, качаясь
В длинных темных камышах,
Ты прильнешь ко мне, ласкаясь,
С жаркой страстью на устах.
Пой любовь, пусть с дивной песней
Голос льется всё сильней,
Ты прекрасней, ты прелестней,
Чем полночный соловей!..

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

«Была пора — в твоих глазах…»

Была пора — в твоих глазах
Огни безумные сверкали:
Ты обрела в моих словах
Свои заветные печали.
Теперь их смысл тобой забыт.
Слова воскреснут в час победный,
Затем, что тайный яд разлит
В их колыбели заповедной.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

«Порою мне любовь сулят…»

Порою мне любовь сулят
И нежно в очи мне глядят,
Порой грущу я одинок,
Как вихрем сорванный листок,
Но с прежних дней красавиц власть
Тревожит в бедном сердце страсть!..

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

«В своих мы прихотях невольны…»

В своих мы прихотях невольны,
Невольны мы в своей крови.
Дитя, нам горестно и больно
Всходить по лестнице любви.
Сребристый месяц, лед хрустящий,
Окно в вечерней вышине,
И верь душе, и верь звенящей,
И верь натянутой струне.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

«Покраснели и гаснут ступени…»

Покраснели и гаснут ступени.
Ты сказала сама: «Приду».
У входа в сумрак молений
Я открыл мое сердце. — Жду —
Что скажу я тебе — не знаю.
Может быть, от счастья умру.
Но, огнем вечерним сгорая,
Привлеку и тебя к костру.
Расцветает красное пламя.
Неожиданно сны сбылись.
Ты идешь. Над храмом, над нами —
Беззакатная глубь и высь.

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

«Печальная блеклая роза…»

Печальная блеклая роза
Качала головкой своей,
И сыпались горькие слезы
Из плачущих горьких очей…
О чем же, печальная роза,
Ты плачешь во мраке ночей?
О том ли, что вешние грезы
Умчались с зеленых ветвей?
Не плачь, моя блеклая роза,
Вернется назад соловей!..
Не плачь, отряхни эти слезы
С заплаканных темных очей…

Основная тема стихотворения

Новая увлечённость Блока происходит на волне весны, поэтому этой поре года достаётся вся душевная радость поэта. Ключевым словом стихотворения идёт «Принимаю», ведь душевный восторг автора так велик, что он принимает не просто весну, как синоним любви, а и неудачи, бессонные споры и пустынные веси – всё, что даровано природой.

Весь мир принадлежит Блоку, для него нет границ и барьеров. Даже зная, что такой порыв может привести к гибели, он не отходит в сторону. Для него равноценно дорого всё, что его окружает и поэт не разделяет белое и чёрное, делая из них микс своей жизни и благодаря за него.

Виновницу этого торжества душу он готов встречать у порога, когда ветер развевает её змеиные волосы, а на сжатых и холодных от долгого отсутствия поцелуев устах застыло неразгаданное имя Бога. Эта встреча враждующая, потому что для него скрыты плечи, как часть сексуального начала женщины, но и это можно преодолеть, так как над ними его хмельная мечта – глаза и губы любимого человека. Зная об опасности такого свидания Блок держит наготове щит, а меч ему не нужен – он уже не завоеватель, а обладатель.

20- Ночь

Я хочу выразить свою тоску в стихах, которые отменили

они расскажут мою молодость о розах и мечтах,

и горькая дефлорация моей жизни

за огромную боль и небольшие заботы.

И путешествие на смутный Восток на увиденных кораблях,

и зерно молитв, расцветших богохульствами,

и путаница лебедя среди луж,

и фальшивая темно-синяя любознательная богема.

Далеко клавесин, что в тишине и забвении

Вы никогда не давали мечте возвышенной сонаты,

сиротская лодка, знаменитое дерево, темное гнездо

это смягчало ночь серебряной сладости …

Надежда, пахнущая свежей зеленью, трелью

весеннего и утреннего соловья,

лилия роковой судьбой отрезанная,

поиск счастья, преследование зла …

Роковая амфора божественного яда

эта внутренняя пытка приходится на всю жизнь;

отвратительная совесть нашей человеческой слизи

и ужас ощущения мимолетности, ужас

ощупью, в прерывистом испуге,

к неизбежному неизвестному, и

жестокий кошмар этого плачущего сна

От которого есть только Она, которая разбудит нас!

3- познай себя

Одна вещьтолько человек во все времена искал, и делал это везде, на вершинах и в пропастях мира. Под разными именами — напрасно — всегда прятался, И всегда, даже считая ее близкой, это выходило из-под контроля. Давным-давно был человек, который в милых мифах инфантильный показал своим детям ключи и путь замка скрыто. Мало кому удалось узнать простой ключ к загадке, но те немногие стали учителями судьбы. Это заняло много времени — ошибка обострила наш ум — и миф перестал скрывать от нас правду. Счастлив, кто стал мудрым и оставил свою одержимость во всем мире, Кто сам по себе жаждет камня мудрости вечный. Тогда разумный человек становится учеником аутентичный он все превращает в жизнь и золото, ему больше не нужно эликсиры. В нем кипит священный перегонный куб, в нем царь, а также Delphi, и в конце концов он понимает, что это значит знать себя. 

18- Спальня Эдема

Лилит была женой Адама

(Спальня Эдема цветет)

ни капли крови в его жилах не было человеческой,

но она была похожа на мягкую, милую женщину.

Лилит была в пределах Рая;

(и ох, спальня часа!)

Она первая оттуда выгнала,

с ней был ад, а с Евой рай.

Лилит сказала уху змея:

(Спальня Эдема цветет)

Я приду к вам, когда остальное случится;

Я был змеей, когда ты был моим любовником.

Я был самым красивым змеем в Эдеме;

(И, о, спальня и время!)

Волею Земли новое лицо и форму,

они сделали меня женой нового земного существа.

Возьмите меня, как я произошел от Адама:

(Спальня Эдема цветет)

Еще раз моя любовь покорит тебя,

прошлое прошло, и я прихожу к вам.

О, но Адам был вассалом Лилит!

(И, о, спальня часа!)

Все пряди моих волос золотые,

и в этой сети его сердце было поймано.

О, и Лилит была королевой Адама!

(Спальня Эдема цветет)

День и ночь всегда едины,

мое дыхание потрясало его душу, как перышко.

Сколько радостей было у Адама и Лилит!

(И, о, спальня часа!)

Сладкие интимные кольца змеиных объятий,

Когда два сердца лгут, вздыхают и тоскуют.

Какие великолепные дети были у Адама и Лилит;

(Спальня Эдема цветет)

Формы, которые вьются в лесу и в воде,

сияющие сыновья и сияющие дочери.

«О, весна без конца и без краю…» А.Блок

О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача, И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача, В тайне смеха — позорного нет!

Принимаю бессонные споры, Утро в завесах темных окна, Чтоб мои воспаленные взоры Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси! И колодцы земных городов! Осветленный простор поднебесий И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога — С буйным ветром в змеиных кудрях, С неразгаданным именем бога На холодных и сжатых губах…

Перед этой враждующей встречей Никогда я не брошу щита… Никогда не откроешь ты плечи… Но над нами — хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю, Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель — я знаю — Все равно: принимаю тебя!

Анализ стихотворения Блока «О, весна без конца и без краю…»

Александр Блок – достаточно сложный и многогранный поэт, произведения которого имеют свой подтекст, поэтому не могут восприниматься буквально. Отчасти это связано с символизмом, приверженцем которого долгие годы был автор. Однако в большей степени трактовка стихов Блока осложняется тем, что в них автор вкладывал ему лишь одному известный смысл, проследить который можно, если сопоставлять факты из биографии поэта.

К такому многоуровневому произведению с подтекстом относится и стихотворение «О, весна без конца и без краю…», которое было написано в октябре 1907 года. Уже один этот факт свидетельствует о том, что речь в нем пойдет совсем не о времени года и не о погоде, а о воспоминаниях, которые связаны с конкретным периодом в жизни автора. Точнее, о разрыве отношений с супругой Любовью Менделеевой, которая именно весной 1907 года ушла от него к поэту Андрею Белому. Поэтому на фоне буйства весны, которая представляется поэту как «без конца и без края мечта», автор переосмысливает свои взаимоотношения с любимой женщиной и пишет о своем смирении перед обстоятельствами. «Узнаю тебя, жизнь! принимаю! И приветствую звоном щита!», — заявляет во всеуслышанье автор. Щит в этом случае – тонкая метафора, за которым Блок пытается скрыть свое смятение и душевную боль, а также оградить себя от последующих жизненных разочарований, которые, как подозревает поэт, все равно неизбежны. Ведь его любовная история еще не завершена, и в отношениях с супругой нет какой-либо определенности. Поэтому, готовясь к решительному бою за свою возлюбленную, поэт пишет: «Принимаю тебя, неудача и удача, тебе мой привет!». Он готов к любому развитию событий, подчеркивая, но не будет стесняться ни слез отчаяния, ни радостного смеха .

В воображении Блок рисует себе предстоящую встречу с супругой, в тайне мечтая о ее возвращении. Примечательно, то он действительно предугадывает этот момент, и на самом деле будет встречать ее у порога с «с буйным ветром в змеиных кудрях». Однако, готовясь к этой встрече, поэт о. Это значит, что он не хочет больше страдать и мучиться неизвестностью. Поэт готов к любым поворотам судьбы, даже если ей угодно будет навсегда разлучить его с той, которую он любит. Тем не менее, «хмельная мечта» о счастливой семейной жизни все еще не покидает Блока. хотя он и понимает, что сложить собственный брак из осколков уже вряд ли удастся.

Будучи обманутым той, которую он боготворил, поэт не может совладать со своими чувствами, испытывая к супруге вражду и ненависть. Однако при этом он по-прежнему продолжает ее любить, и готов забыть всю ту боль, которую она ему причинила. Поэтому Блок заканчивает стихотворение строчкой «Все равно: принимаю тебя!».

Удивительный дар предсказывать будущее, свойственный этому поэту, не подводит его и на сей раз. Последующие взаимоотношения Александра Блока и Любви Менделеевой складываются именно так, как и автор и предсказывает. Неверная супруга все же возвращается к поэту, однако это совсем не означает, что отныне семья воссоединилась. Формально два эти человека остаются супругами и даже утверждают, что по-прежнему любят друг друга. Однако груз совершенных ошибок (Александр Блок в период разрыва отношений с женой также заводит несколько мимолетных романов), не позволяют им подолгу жить под одной крышей.

Любовь Менделеева постоянно гастролирует и продолжает менять любовников, как перчатки. Однако на столь эпатажное поведение супруги Блок теперь уже смотрит сквозь пальцы. В своем душе он сумел сохранить образ любящей, нежной и заботливой женщины, с которые не собирается расставаться даже после того, как становится известно, что Любовь Менделеева ждет ребенка от другого мужчины.

24- Тень этой липы, моя тюрьма

Они уже ушли, и я должен остаться здесь,

в тени липы, которая является моей тюрьмой.

Я потерял привязанности и красоты

это будут сильные воспоминания, когда

возраст слепит мне глаза. Между тем

мои друзья, могу ли я никогда не найти

снова через поля и холмы,

они ходят счастливо, может они приедут

в эту лесистую долину, узкую и глубокую

Я говорил тебе о том, что доходит только

полуденное солнце; или в этот багажник

что арки между скалами, как мост

и защитить ясень без веток и темный

чьи желтые листья

не вызывает бурю, но дует

водопад. И там они будут созерцать

мои друзья зелень трав

долговечно -фантастическое место! —

эта пряжка и плач под краем

из той фиолетовой глины.

Уже появляются

под открытым небом и снова приходите

волнистый и великолепный простор

полей и холмов, и моря

возможно, с кораблем, чьи паруса

сделай голубизну ярче между двумя островами

пурпурного мрака. И они ходят

всем доволен, а может и больше

мой благословенный Чарльз! много лет

вы тосковали по природе,

отшельник в городе, терпящий

с печальной и терпеливой душевной болью,

зло и бедствие (…)

Романтизация образа Родины


Но мифологизация образа Родины не является нововведением Блока. Многие его предшественники обращались к этому приему. Другое дело, что он подавал сказку и реальность в резком контрасте. Как известно, мифичные образы присущи эпохе романтизма. Но Блок не был романтиком, потому возвышенные образы в его поэзии приобретают иной характер, чем у предшественников. Так, к судьбе Родины поэт подходил не со стороны философской, отвлеченной. Он любил Россию, как любят женщину – самоотверженно, горячо.

Но, как говорил сам Александр Александрович, это происходит потому, что в мире поэзии, в котором он стремится пребывать повсеместно, нет разделения на свое и общее. Все общее, что касается самого сердца поэта, становится автоматически личным. Интимное в поэзии выносится на всеобщее обозрение, с целью быть услышанным и понятым.

Родина – это женщина. Возлюбленная, молодая красавица, жена, но не мать, как ее представляли в своем творчестве предшественники Блока. Это необузданная, сильная, манящая дива, но при этом нежная, смирная, красивая. Поэт поддает образ интимизации, наделяя его теми чертами, которые присущи и воспетой им же Прекрасной Даме.

Как декадент, он утверждает, что любить стоит только прекрасное. Страдания — тоже возвышенные чувства, которые должен принять и пропустить через себя каждый, но при этом не потерять себя. Потому, для того чтобы полюбить Россию, к ней сначала нужно почувствовать сострадание, постичь глубину ее горестей.

1- Мечта

Однажды сон соткал тень на моей постели, которую защитил ангел: это был потерянный муравей У травы, где я думал, это было

В замешательстве, недоумении и отчаянии, темный, окруженный тьмой, измученный, Я споткнулся в растянутом клубке, все убиты горем, и я слышал, как он сказал: «О, дети мои! Они плачут? Услышат ли они вздох отца? Они ищут меня? Они возвращаются и рыдают за меня? «

Сострадательный, я прослезился; но рядом я увидел светлячка, кто ответил: «Какой человеческий стон вызывает стража ночи?

Мне нужно осветить рощу пока жук ходит: теперь следует жужжание жука; маленький бродяга, иди домой скорее «.

28- От смерти к любви

Как тяжелые руки, слабые облака убегают

От ветров, сносящих зиму с высоких холмов,

Как многообразные и бесконечные сферы

Это наводнение ночи внезапным приливом;

Ужасы огненных языков, нечленораздельного моря.

Даже тогда, в каком-то мрачном кристалле нашего дыхания,

Наши сердца вызывают дикий образ Смерти,

Тени и бездны, граничащие с вечностью.

Однако вместе с надвигающейся Тенью Смерти

Сила поднимается, шевелясь в птице или текущая в ручье,

Сладко скользить, приятно летать.

Скажи мне, моя любовь. Какой ангел, чей Господь — Любовь,

Размахивая рукой у двери

Или на пороге, где трепещут крылья,

Есть ли в нем та пламенная сущность, которая есть у вас?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: