Алексей плещеев 📜 скучная картина

Несжатая полоса

Николай Некрасов

Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна. Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу: «Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли, Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы1 Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет. Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились? Или недружно цвели-колосились?

Нет! мы не хуже других — и давно В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял Чтобы нас ветер осенний развеял. «

Ветер несет им печальный ответ: — Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял, Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге — не ест и не пьет, Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти, Высохли в щепку, повисли, как плети.

Очи потускли, и голос пропал, Что заунывную песню певал,

Как на соху, налегая рукою, Пахарь задумчиво шел полосою.

Стихи про другие времена года:

Агния Барто

Мы не заметили жука И рамы зимние закрыли, А он живой, он жив пока, Жужжит в окне, Расправив крылья. И я зову на помощь маму: -Там жук живой! Раскроем раму!

«Скучная картина» А. Плещеев

Произведение «Скучная картина!» было написано Алексеем Николаевичем Плещеевым в 1860 году. Оно могло бы сойти за наивное стихотворение о природе и смене времён года, если бы не его острый социальный подтекст. В нём очень ярко проявляются нотки недовольства реалиями крестьянской жизни, скрытые под досадливыми комментариями в адрес осени.

Алексей Николаевич уже не первый раз обращается в осени в своём стихотворении. Этому времени года посвящено произведение «Осень» 1863 года, в котором поэт снова ругает его за тоску, пасмурность и сходство со старостью. В «Скучной картине» автор добавляет к этой критике ещё и разрушительное влияние на человека.

Произведение это написано в типичной для Плещеева манере. Оно состоит из коротких строк, которые рифмуются перекрёстно (abab). Размер – трёхстопный хорей, благодаря чему ритм стихотворения напоминает задорную считалку. Поэт использует просторечную лексику, сдобренную эмоциональными восклицаниями («Все тебе не рады!»). Он обращается к осени как к старой знакомой: Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Чахлая рябина…

Автор заканчивает эту часть фразой: «Ещё просит сердце света и тепла!». Это личное отношение автора. Далее он заводит разговор о том, осеннее похолодание сказывается на других людях.

В центре внимания поэта те, кто не может укрыться от непогоды в роскошной усадьбе или перебраться на время холодов в тёплые края.

Поэт обращает внимание на обездоленных, нищих крестьян, для которых ранний приход осени означает начало невзгод. Ведь если осень наступила слишком рано, то урожай нужно срочно убирать, иначе плоды тяжёлого труда погибнут

Кроме того, народ, занятый поспешной уборкой урожая, не успевает позаботиться о других вещах. Например, запасти дров для отопления избушек. Поэтому-то поэт упоминает замёрзших ребятишек: Крик и плач ребят; Видит, как от стужи Ночь они не спят; Нет одежды теплой,

Нету в печке дров…

Автор ругает осень за безжалостность по отношению к больным: Вон и худ и бледен

Сгорбился больной…

Таким образом, ранняя осень только для людей обеспеченных могла быть беззаботным временем отдыха, а для бедняков же почти всегда сулила голод и болезни

Именно над этой важной мыслью и предлагает призадуматься Алексей Николаевич Плещеев в своём стихотворении с ироническим названием «Скучная картина!»

Об авторе

Лучший пример анализа стихотворения – это детальный разбор произведений русской классической литературы. В качестве образца можно выбрать любовную лирику известного поэта Ф. Тютчева. Его произведение «О, как убийственно мы любим» — прекрасный образец для анализа на школьных уроках. Работу следует начать с краткой характеристики творчества автора. В данном случае необходимо указать, что поэт считается признанным мастером миниатюрных лирических сочинений.

Его стихи проникнуты философскими размышлениями о смысле жизни, о судьбах людей, их переживаниях и страданиях. Лирика поэта отличается страстным пафосом и эмоциональностью. Данный пример анализа стихотворения также включает небольшое упоминание о том, какие обстоятельства подтолкнули поэта к созданию рассматриваемого произведения.

Задумка

Второй пункт задания предполагает приведение небольшой исторической справки о том, какие события в жизни автора привели к написанию того или иного лирического сочинения. Как правило, речь идет о каких-либо важных переменах в личной жизни, в его творчестве, связанных с сильным душевным подъемом либо, наоборот, психологическим кризисом.

В данном случае речь идет о тяжелой сердечной драме Тютчева, который фактически вступил в гражданский брак, что по понятиям 19 века считалось крайне постыдным поступком. История создания стихотворения связана с этой тяжелой историей: возлюбленная поэта Е. Денисьева за свой роман с Тютчевым подверглась гонению светского общества, прошла через тяжелые нравственные страдания. Тютчев, остро чувствуя свою вину за мучения девушки, посвятил ей рассматриваемое произведения, в котором излил свою горечь и боль, а также просил у нее прощения за все то, что ей пришлось ради него перенести. Итак, описание истории создания стихотворения очень важен для понимания смысла и содержания произведения.

Несжатая полоса

Николай Некрасов

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!
Нас, что ни ночь, разоряют станицы1
Всякой пролетной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьет…
Где же наш пахарь? чего еще ждет?
Или мы хуже других уродились?
Или недружно цвели-колосились?
Нет! мы не хуже других — и давно
В нас налилось и созрело зерно.
Не для того же пахал он и сеял
Чтобы нас ветер осенний развеял?..»
Ветер несет им печальный ответ:
— Вашему пахарю моченьки нет.
Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.
Плохо бедняге — не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,
Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети.
Очи потускли, и голос пропал,
Что заунывную песню певал,
Как на соху, налегая рукою,
Пахарь задумчиво шел полосою.

***

Стихи про другие времена года:

  • Стихи про весну
  • Стихи про лето
  • Стихи про зиму
  • Стихи про 12 месяцев

***

Образ лирического героя

Школьник, который делает анализ какого-либо стихотворения, должен помнить, что в любом лирическом произведении присутствует автор. Последний либо высказывает свои мысли от имени другого персонажа, либо сам непосредственно обращается к читателям. В рассматриваемом сочинении Тютчев от своего имени выражает переполняющие его эмоции, что удваивает ценность данного стиха. Он имеет, таким образом, не только значение художественного произведения, но и показывает читателям реальные события из жизни поэта. Данное произведение, несмотря на его пафосность, вообще характерную для творчества Тютчева, имеет интимное звучание. Ведь в нем поэт делится с читателем своей личной драмой, которая оказала большое влияние на всю его последующую жизнь. О том, что стихотворение имеет личный характер, указывает ряд обращений к читателям, восклицательные предложения, междометия. Поэт очень искренен в выражении своих чувств: он прямо делится своим горем, говорит о жалости к возлюбленной, о ее страданиях. Из рассматриваемого примера видно, что характеристика образа лирического героя позволяет прочувствовать эмоциональный фон стихотворения, понять его содержание, сюжет и идею.

«Скучная картина» А. Плещеев

Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца… Чахлая рябина Мокнет под окном; Смотрит деревушка Сереньким пятном. Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла!

Все тебе не рады! Твой унылый вид Горе да невзгоды Бедному сулит. Слышит он заране Крик и плач ребят; Видит, как от стужи Ночь они не спят; Нет одежды теплой, Нету в печке дров… Ты на чей же, осень, Поспешила зов?

Вон и худ и бледен Сгорбился больной… Как он рад был солнцу, Как был бодр весной! А теперь — наводит Желтых листьев шум На душу больную Рой зловещих дум! Рано, рано, осень, В гости к нам пришла… Многим не дождаться Света и тепла!

Короткие стихи об осени

Утром мы во двор идем —Листья сыплются дождём,Под ногами шелестятИ летят… летят… летят…

Пролетают паутинкиС паучками в серединке,И высоко от землиПролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, этоУлетает наше лето.

Е. Трутнева

Дуб

Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый.

И. Токмакова

Осенний лес

Осенний лес готовится ко сну.Гоняет ветер желтую листву.Рябина красная, как огонек горит.Осина вся от холода дрожит.В лесу осеннем много треска,И дождик моет все до блеска.

Ольга Наумова

Модница-осень

-Зеленое платье мне не к лицу, —Воскликнула модница-осень.-Я перекрашу всю листву,И будет красиво очень.Люблю златой и багряный я цвет.Они украшают осенний рассвет.Надену красочное платье,Позолочу осеннее ненастье.

Ольга Наумова

Осень

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные — рябине,
Фартук розовый  — осине,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам.

И. Винокуров

Уж небо осенью дышало…

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

А. Пушкин

Есть в осени первоначальной…

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Ф. Тютчев

Дождь по улице идёт,
Мокрая дорога,
Много капель на стекле,
А тепла немного.
Как осенние грибы,
Зонтики мы носим,
Потому что на дворе
Наступила осень.

В. Семернин

Иду по маленькой дорожке,Утопают в листьях ножки.Сверху падают, летятИ шуршат, шуршат, шуршат…

Клён, как спелый апельсин.И такой он не один.Рябина гроздьями алеет,А рядом дуб её жалеет.

Берёзка пряди осветлилаИ красотою вяз смутила.А ива плачет над рекойВоды касаясь веточкой-щекой.

Ольга Наумова

Унылая пора! Очей очарованье!

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

А. Пушкин

Скучная картина

Скучная картина!Тучи без конца,Дождик так и льется,Лужи у крыльца…Чахлая рябинаМокнет под окном,Смотрит деревушкаСереньким пятном.Что ты рано в гости,Осень, к нам пришла?Еще просит сердцеСвета и тепла!….

А. Плещеев

Осеннее утро

Жёлтый клён глядится в озеро,Просыпаясь на заре.За ночь землю подморозило,Весь орешник в серебре.Запоздалый рыжик ёжится,Веткой сломанной прижат.На его озябшей кожицеКапли светлые дрожат.Тишину вспугнув тревожнуюВ чутко дремлющем боруБродят лоси осторожные,Гложут горькую кору.

Ю. Каспарова

Осыпаются астры в садах,Стройный клён под окошком желтеет,И холодный туман на поляхЦелый день неподвижно белеет.

Ближний лес затихает, и в нёмПоказалися всюду просветы,И красив он в уборе своем,Золотистой листвою одетый.

Иван Бунин

Наступила осень,Пожелтел наш сад.Листья на берёзеЗолотом горят.Не слыхать весёлыхПесен соловья.Улетели птицыВ дальние края.

А. Ерикеев

Скинуло кафтан зелёный лето

Скинуло кафтан зелёный лето,Отсвистали жаворонки всласть.Осень, в шубу жёлтую одета,По лесам метёлкою прошлась.Чтоб вошла рачительной хозяйкойВ снежные лесные теремаЩеголиха в белой размахайке –Русская, румяная зима!

Д. Кедрин

Лес осенью

Меж редеющих верхушекПоказалась синева.Зашумела у опушекЯрко – жёлтая листва.Птиц не слышно. Треснет мелкийОбломившийся сучок,И, хвостом мелькая, белкаЛёгкий делает прыжок.Стала ель в лесу заметней —Бережёт густую тень.Подосиновик последнийСдвинул шапку набекрень.

А. Твардовский

Ходит осень по дорожке,Промочила в лужах ножки.Льют дожди и нет просвета.Затерялось где-то лето.Ходит осень, бродит осень.Ветер с клёна листья сбросил.Под ногами коврик новый,Жёлто-розовый — кленовый.

В. Авдиенко

Осень

Опустел скворечник-Улетели птицы,Листьям на деревьяхТоже не сидится.Целый день сегодняВсё летят, летят…Видно, тоже в АфрикуУлететь хотят.

И. Токмакова

Осень

Осень лес позолотилаИ природу изменила.Только ель, сосна стоятИ меняться не хотят.

Клен всех ярче нарядился.Вот ведь как прихорошился!Берёзка желтая стоит,Осинка в страхе вся дрожит.

Белка шубку поменяла,В дупло орешков натаскала.Заяц тоже преуспел –Тёплый белый мех надел.

Медведь лапу лёг сосать…До весны уж будет спать.Ветер дует все сильней.Дождик льёт все холодней.

Ольга Наумова

Ссылка писателя в Сибирь

В 1847 году Алексей Плещеев стал посещать кружок Петрашевского, который уже в то время находился под полным контролем полиции. Здесь собирались писатели, философы и многочисленные революционеры-социалисты, которые обменивались информацией и своими идеями, читали друг другу запрещённую в то время литературу. В 1949 году полиция накрывает кружок Петрашевского, а всех его участников посадили в тюрьму Петропавловской крепости. Из 23 заключённых 21 человек, в том числе Алексей Плещеев, были приговорены к расстрелу.

Холодным зимним декабрьским утром 1849 года состоялась инсценировка казни, а в последний момент заключённым зачитали указ императора об их помиловании и замене расстрела на пожизненную ссылку в Сибирь. Плещеева определили в действующую армию и отправили на Южный Урал в одну из крепостей около Оренбурга.

Такая военная служба в тяжелейших условиях Сибири и Средней Азии длилась долгих семь лет. В одном из туркестанских походов Плещеев за смелость, проявленную при осаде АК-Мечети, был повышен в звании, после чего он смог выйти в отставку, в 1859 вернувшись в Москву, а в последующем и в Петербург.

Плещеев неоднозначно высказывался о времени, проведенном в ссылке. Он переосмыслил свои революционные социалистические взгляды, склонялся к тому, что только централизованная власть сможет обеспечить стабильность и процветание России.

Стихи о дружбе

В качестве других образцов лирических произведений можно назвать те, которые посвящены наиболее распространенным темам в лирике: природе, дружбе, Родине. А. Пушкину принадлежит ряд прекрасных сочинений-обращений к друзьям.

Все они при всем своем многообразии отличаются одной главной идеей, которую следует назвать в анализе: мысль о неизменности этого чувства, проходящего через всю человеческую жизнь. Известно, что поэт придавал большое значение дружбе со своими университетскими товарищами и поэтому его лирика является лучшим образцом описания данной темы. Ученики могут выбрать одно из его произведений для анализа на школьном уроке по литературе.

Постмодернизм и проблемы с поиском смысла

Можно сказать, что концепт – это и есть одновременно и тема, и главная мысль произведения. Литературоведы порой даже представляют концептосферу визуально в виде «паутины», в центре которой расположен самый сильный, основной концепт, а по всей периферии размещены все остальные ассоциации. Такое оформление позволяет максимально четко представить себе структуру стихотворения и выделить все стилистические средства, использованные автором для создания определенной атмосферы. Однако и после такого анализа учащиеся могут не понять, что такое тема стихотворения. Особенно часто вопросы возникают при анализе стихов спорного характера, относящихся к постмодернизму, где упор делается на образность и эмоциональность. Анализировать произведения этого направления вообще очень сложно, независимо от формы повествования. Тема и идея стихотворения в данном случае будут очень размытыми, многогранными, если сам автор не объясняет их в эпиграфе или пояснении в сноске.

Всю-то, всю мою дорожку

Всю-то, всю мою дорожку

Ранним снегом занесло!

Было время золотое,

Да как сон оно прошло.

Было время – и блистало

Солнце в яркой синеве,

И цветов пестрело много

В зеленеющей траве.

Шумом радостным шумели

И звенели в темной чаще

Вольных птичек голоса.

И река спокойно в море

Волны чистые несла;

И дрожащим в этих волнах

Звездам не было числа!

Но разнес осенний ветер

И под холодом поникли

Улетели в край далекий,

Под иные небеса,

Птички вольные, покинув

И в волнах реки шумящих

Не лазурный, чистый свод,

Не бесчисленные звезды –

Тучи смотрятся с высот…

Пожалуйста, оцените произведение

Оценка: 5 / 5. Количестов оценок: 1

Главная мысль

Тема стихотворения должна быть названа школьником с предельной точностью: ведь от ее правильного определения зависит дальнейший ход работы над анализом произведения. Идею лирического сочинения лучше всего выразить одной фразой для того, чтобы сам школьник отчетливо понимал, о чем именно писал поэт (о природе, дружбе, любви, Родине, поэзии, истории и т. д.). В рассматриваемом стихе Тютчева речь идет о раскаянии за причиненное возлюбленной горе. Поэтому ученики могут сказать, что перед ними – любовное стихотворение, однако сразу же необходимо пояснить, настоящая тема стихотворения – это скорее боль по ушедшему счастью, которое, пройдя, причинило возлюбленным столько горя.

Что ж ты рано в гости осень к нам пришла

Унылая пора! очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы.А.С. Пушкин

ЗайчикМаленькому зайчикуНа сырой ложбинкеПрежде глазки тешилиБелые цветочки.

Осенью расплакались Тонкие былинки,Лапки наступают на желтые листочки.

Хмурая, дождливаянаступила осень,Всю капусту сняли,Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгаетВозле мокрых сосен,Страшно в лапы волкуСерому попасть.

Думает о лете,Прижимает уши.На небо косится —Неба не видать.

Только б потеплее.Только бы посуше. Очень неприятноПо воде ступать!А.А.Блок

Уж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало,Короче становился день,Лесов таинственная сеньС печальным шумом обнажалась,Ложился на поля туман,Гусей крикливых караванТянулся к югу: приближаласьДовольно скучная пора;Стоял ноябрь уж у двора.А.С.Пушкин

Осень.Обсыпаетсявесь наш бедный сад.Листья пожелтелыепо ветру летят.

Лишь вдали красуютсятам, на дне долин,Кисти ярко-красныевянущих рябин.А.К.Толстой

Скучная картина!тучи без конца,Дождик так и льется,Лужи у крыльца. . Что ты рано в гости,Осень, к нам пришла?Ещё просит сердцеСвета и тепла!А.Плещеев

Ласточки пропали, А вчера с зарейВсё грачи летали, Да, как сеть, мелькалиВон за той горой.С вечера всё спится..На дворе темно. Лит сухой ложится. Ночью ветер злитсяда стучит в окно.А.Фет

ОсеньОпустел скворечник,Улетели птицы,Листьям на деревьяхТоже не сидится.

Целый день сегодня Всё летят, летят. Видно, тоже в Африку Улететь хотят.Ирина Токмакова

В старый сад выхожу я

В старый сад выхожу я, росинки Как алмазы на листьях горят; И цветы мне головкой кивают, Разливая кругом аромат.

Всё влечет, веселит мои взоры: Золотая пчела на цветке, Разноцветные бабочки крылья И прыжки воробья на песке.

Как ярка эта зелень деревьев! Купол неба так чист и глубок! И брожу я, восторгом объятый, И слеза застилает зрачок.

За оградой садовой чернеет Полоса взбороненной земли, И покрытые соснами горы Поднимаются к небу вдали.

Как любовью и радостью дышит Вся природа под вешним лучом, И душа благодарная чует Здесь присутствие бога во всем!

Снова крепнут дремавшие силы; Новой жизни приходит пора, И становится всё так возможным, Что мечтою казалось вчера!

Как прекрасна весна! Миллионы Ей навстречу звучат голосов, И в моем воскресающем сердце Ей привет вдохновенный готов!

Основной мотив стихотворения

Весна как самое яркое и волнительное время года вдохновляла многих русских поэтов на создание замечательных стихотворений. Конечно, в большинстве случаев они выражали восторг и надежду, любовь и счастье, связанные с картинами пробуждения природных сил вокруг. Например, стих Александра Пушкина «Гонимы вешними лучами…» или такие строчки Алексея Толстого:

Но нередко встречаются и противопоставления весенней светлой радости и мрачных страданий от одиночества или от осознания многих жизненных тягот, предназначенных людям судьбой. Здесь можно привести в пример отрывок из стиха Лермонтова:

Первые две строфы посвящены описанию весны, но описание это довольно отвлечённое, поэт не даёт иллюстрации какого-либо конкретного пейзажа, кроме безоблачного неба и яркого солнышка. Возникает ощущение, что лирический герой этого стиха сидит дома и лишь в открытое окно впускает запахи и звуки весеннего дня. Упоминание леса, соловьёв и пения птиц наводят на мысль о сельской местности, и всё же прямых указаний на это нет. Возможно, герой только в своих мечтах устремляется на природу.

В третьем четверостишии от приятных наблюдений и нахлынувших эмоций сердце его начинает биться сильнее, а все проблемы как бы отступают на второй план. В заключительной части стиха автор старается подвести юного читателя к следующим выводам:

  1. Никогда не унывать и не отчаиваться, так как в жизни всё переменчиво, «пора метелей злых и бурь» обязательно в своё время подходит к концу, и душа вновь обращается к надежде на что-то хорошее в будущем.
  2. Обновление неизбежно, жизнь в любом случае прекрасна и весной вызывает радостное чувство праздника у тех, кто готов принять и пройти «тяжкий труд и горе».

Проблема выбора

Часто школьникам бывает трудно определить, какое именно произведение взять для анализа на уроке по литературе. К сожалению, многие при этом руководствуются объемом произведения, ошибочно полагая, что небольшое лирическое сочинение легче для изучения. Однако выбор стихотворения должен определяться не данным параметром.

Лучше всего брать для анализа ключевое стихотворение в творчестве того или иного поэта. Так ученикам, которые уже ознакомились на занятиях с литературными сочинениями автора, будет легче выделить наиболее важные черты, характерные для его лирики. Например, в творчестве А. Пушкина главными являются тема дружбы и любви, М. Лермонтова – вольнолюбивая тематика, С. Есенина – русская природа и т. д. Автор и название стихотворения уже во многом являются своеобразной подсказкой для ученика. Школьник, знакомый с творчеством выбранного автора, уже по заголовку может примерно определить, о чем пойдет речь в данном произведении.

Выразительные средства

Стихотворение построено на противопоставлении зимы и весны, насыщено простыми, близкими к фольклорным, эпитетами: метелей злых, тяжкий труд, резвых деток, беззаботных птичек. Согласуются с фольклорной традицией и уменьшительно-ласкательные суффиксы: деток, птичек.

В «Весне» встречается инверсия: засвищут скоро соловьи. Олицетворения также привычны и просты: бегут ручьи, лес оденется, унесла зима. Как перифраз, за которым скрывается время года, употребляется выражение: пора метелей и бурь. Стук сердца сравнивается с ожиданием, а восклицание «Весна!» становится риторическим. Значение некоторых слов может быть не совсем понятным: миновала, взор.

Стихотворение отличается реализмом, герои его и чувства узнаваемы и понятны любому читателю. Для поэта весна — символ надежды, объединения всего живого, преображения человека. В стихотворении автор соединяет пейзажную лирику с гражданской, время года с временем перемен.

Стихотворение Плещеева А. Н. «Весна» — классическое произведение отечественной поэзии XIX века, одна из вершин русской пейзажной лирики. Оно прочно вошло в круг детского чтения, стало источником вдохновения для П. И. Чайковского, который положил его на музыку для своего цикла «Шестнадцать песен для детей».

Образ героя

Вопрос о том, как сделать анализ стихотворения, необходимо рассматривать на школьных уроках по литературе особенно тщательно, поскольку практика показывает, что данное задание часто оказывается особенно сложным для школьников, которым иногда легче работать с прозой, чем с лирикой

Важное место в анализе занимает описание действующих лиц произведения, которых, как правило, насчитывается не больше двух-трех персонажей. Их раскрытие помогает понять содержание и смысл произведения, так как их мысли, чувства и переживания, как правило, служат двигателем сюжета

В рассматриваемом стихе присутствуют два персонажа – сам поэт, скрытый под маской лирического героя, и его возлюбленная

Последней уделено основное внимание автора. Ее душевное состояние, страдания и нравственные мучения вызывают у автора ответную скорбь

Поэтому эти два героя неразрывно между собой связаны.

Композиция

В поэме – одиннадцать глав, каждая из которых имеет собственное лаконичное название и свою тему. Маяковский говорит о своей личности и главах “Мальчишкой” и “Юношей”, которые показывают, в каких условиях проходило его становление как поэта и личности.

«К морю» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – стихотворный размер, жанр, кому посвящено

Глава “Взрослое” – это уже история о взглядах поэта на любовь, на достойное и недостойное поведение, на причины, по которым люди влюбляются друг в друга.

Одной из самых важных глав в произведении является “Ты”, посвященная лирической героине, которая пленяет сердце мужчины тем, что она оказалась способна увидеть в нем ребенка и не высмеять его за это.

Глава “Вывод” совершенно соответствует пафосной манере поэта, который делает безапелляционные заявления и произносит высокие слова с искренней верой в них.

Стихи про осень для детского сада

«Дождь по улице идет. »

Дождь по улице идет, Мокрая дорога, Много капель на стекле, А тепла немного. Как осенние грибы, Зонтики мы носим, Потому что на дворе Наступила осень. В. Семернин

Листья солнцем наливались. Листья солнцем пропитались. Налились, отяжелели, Потекли и полетели, Зашуршали по кустам, Поскакали по сучкам. Ветер золото кружит, Золотым дождем шумит! М. Лесовая

Льет дождь, холодный, точно лед. Кружатся листья по полянам. И гуси длинным караваном Над лесом держат перелет. И. Бунин

Осень, Осень. Солнце В тучах отсырело — Даже в полдень светит Тускло и несмело. Из холодной рощи В поле, На тропинку, Выдуло зайчонка — Первую Снежинку. Т. Белозеров

Наступила осень, Пожелтел наш сад. Листья на березе Золотом горят. Не слыхать веселых Песен соловья. Улетели птицы В дальние края. А. Ерикеев

В небесах высоких тает Одинокий тонкий луч, Улетают птичьи стаи, Прилетают стаи туч. И. Никитин

Березы косы расплели, Руками клены хлопали, Ветра холодные пришли, И тополи затопали. Поникли ивы у пруда, Осины задрожали, Дубы, огромные всегда, Как будто меньше стали. Все присмирело, съежилось, Поникло, пожелтело. Лишь елочка пригожая К зиме похорошела. М. Садовский

Листья золотые падают, летят, Листья золотые устилают сад. Много на дорожках листьев золотых, Мы букет хороший сделаем из них, Мы букет поставим посреди стола, Осень золотая в гости к нам пришла. Е. Благинина

Лоскутное одеяло На деревьях Листьев мало. На земле — Невпроворот. Из лоскутьев Одеяло На прощанье Осень Шьет. С. Островский

Дождик, Дождик моросит Осенний. Сеет дождик через сито Дым серый. Дождь — художник: Он рисует Лужи, И на трубах он играет Не хуже. Вот и серый снег пошел, Лег густо. До чего же хорошо И грустно. Р.Сеф

Плакали ночью желтые клены. Вспомнили клены, как были зелены. С желтой березы тоже капало. Значит, береза тоже плакала. Э. Мошковская

Солнышко усталое, Скупо греешь ты! Желтые да алые Кружатся листы. В шелесте да в шорохе Наш осенний сад. На дорожках ворохи Пестрые лежат. М. Пожарова

Разыгрался ветер На лесной поляне, Закружил осину В красном сарафане. И листок с березы Золотистой пчелкой Вьется и летает Над колючей елкой. А под елкой грузди Замостили мостик. До свиданья, елка, Приезжай к нам в гости! Е. Трутнева

За осенними тучами где-то Журавлиный затих разговор. На дорожки, где бегало лето, Разноцветный улегся ковер.

Воробей загрустил за окошком, Непривычно притихли дома. По осенним ковровым дорожкам Незаметно приходит зима. В. Орлов

Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца.

Чахлая рябина Мокнет под окном; Смотрит деревушка Сереньким пятном.

Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла! А. Плещеев

— Улетели сегодня стрижи. — А куда улетели, скажи? — А туда улетели они, Где на солнышке греются дни, Где совсем не бывает зимы. Но милее им все-таки мы! И они прилетят по весне И опять засвистят в вышине. Е. Трутнева

Опустел скворечник, Улетели птицы, Листьям на деревьях Тоже не сидится. Целый день сегодня Все летят, летят. Видно, тоже в Африку Улететь хотят. И. Токмакова

На кусте-кусточке — Желтые листочки, Виснет тучка в просиниё — Значит, дело к осени!

В красных листьях бережок. Каждый листик — как флажок. Стал наш парк осенний строже. Бронзой весь покроется!

Осень, кажется мне, тоже К октябрю готовится. В красных листьях бережок. Каждый листик — как флажок! И. Демьянов

В золотой карете, Что с конем игривым, Проскакала осень По лесам и нивам. Добрая волшебница Все переиначила, Ярко-желтым цветом Землю разукрасила. С неба сонный месяц Чуду удивляется, Все кругом искрится, Все переливается. Ю. Капустина

Пусто чижика гнездо. До. День осенний на дворе. Ре. Воет ветер за дверьми. До. Ре. Ми. Светлых дней пуста графа. Фа. Побелела вся земля. Ля. Лед на лужах, словно соль. Соль. Шапку теплую носи. Си. До. Ре. Ми. Фа. Соль. Ля. Си. До. Дождь. Дождь. Дождь. Дождь. Снег! Л. Станчев

Урок листопада

«А дальше, ребята, урок листопада. Поэтому в класс возвращаться не надо. Звонок прозвенит, одевайтесь скорей И ждите меня возле школьных дверей!»

И парами, парами следом за нею, За милой учительницей своею Торжественно мы покидаем село. А в лужи с лужаек листвы намело!

«Глядите! На ёлочках тёмных в подлеске Кленовые звёзды горят, как подвески. Нагнитесь за самым красивым листом В прожилках малиновых на золотом.

Запомните все, как земля засыпает, А ветер листвою её засыпает». А в роще кленовой светлей и светлей. Всё новые листья слетают с ветвей.

Играем и носимся под листопадом С печальной, задумчивой женщиной рядом.

Урок листопада

Валентин Берестов
«А дальше, ребята, урок листопада.
Поэтому в класс возвращаться не надо.
Звонок прозвенит, одевайтесь скорей
И ждите меня возле школьных дверей!»
И парами, парами следом за нею,
За милой учительницей своею
Торжественно мы покидаем село.
А в лужи с лужаек листвы намело!
«Глядите! На ёлочках тёмных в подлеске
Кленовые звёзды горят, как подвески.
Нагнитесь за самым красивым листом
В прожилках малиновых на золотом.
Запомните все, как земля засыпает,
А ветер листвою её засыпает».
А в роще кленовой светлей и светлей.
Всё новые листья слетают с ветвей.
Играем и носимся под листопадом
С печальной, задумчивой женщиной рядом.

Стихи про осень Плещеева Помощь по литературе

Стихи про осень А. Н. Плещеева особенно милы нашему сердцу. Что ты, осень, поторопилась, что пришла так рано? Сердце еще просит тепла и света. Птички! Нам жаль ваших звонких песен. Не улетайте в теплые края, подождите!

«Осенняя песенка» Миновало лето, Осень наступила. На полях и в рощах Пусто и уныло.

Птички улетели, Стали дни короче, Солнышка не видно, Темны, темны ночи.

Алексей Николаевич Плещеев, потомок старинного русского дворянского рода, родился 22 ноября 1825 года в Костроме. Детство он провел в Нижнем Новгороде, куда двухлетнего мальчика привез отец. В 1838 году молодой Плещеев отправился в Петербург, где поступил в Университет.

«Дети и птичка» «Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких! Не улетай от нас прочь… Подожди!» — «Милые крошки! Из вашей сторонки Гонят меня холода и дожди.

Вон на деревьях, на крыше беседки Сколько меня поджидает подруг! Завтра вы спать еще будете, детки, А уж мы все понесемся на юг.

«Я с запасом новых песен К вам вернусь, когда с полей Снег сойдет, когда в овраге Зажурчит, блестя, ручей —

И начнет под вешним солнцем Вся природа оживать… Я вернусь, когда, малютки, Вы уж будете читать!»

Выйдя из Университета, Плещеев посвящает себя литературной деятельности, сначала как поэт, а потом, как прозаик. Его…первые стихотворения и рассказы печатаются в «Отечественных записках» 1847 и 1848 года.

«Осень» Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты.

Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях.

Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит..

Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В теплые края.

Много невзгод выпало на долю русского поэта Плещеева. Нужда, постоянно преследовавшая его, подрывала здоровье.

«Осень» Я узнаю тебя, время унылое: Эти короткие, бледные дни, Долгие ночи, дождливые, темные, И разрушенье — куда ни взгляни. Сыплются с дерева листья поблекшие, В поле, желтея, поникли кусты; По небу тучи плывут бесконечные… Осень докучная. Да, это ты!

Я узнаю тебя, время унылое, Время тяжелых и горьких забот: Сердце, когда-то так страстно любившее, Давит мертвящий сомнения гнет; Гаснут в нем тихо одна за другою Юности гордой святые мечты, И в волосах седина пробивается… Старость докучная. Да, это ты!

«Скучная картина…» Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца… Чахлая рябина Мокнет под окном, Смотрит деревушка Сереньким пятном. Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла. 1860 год

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: