Принципы семейного воспитания

ПРАВИЛО 8. Воспитывайте в совместной деятельности.

Важно помнить, что совместная деятельность улучшает межличностные отношения в семье. И, как следствие, создает благоприятные условия для дисциплины

В семье нужно иметь запас больших и маленьких праздников. Можно придумать несколько занятий с ребенком, или несколько семейных дел, традиций, которые будут создавать в семье зону радости. Сделайте некоторые из этих дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они обязательно наступят, если не случится чего-то непредвиденного (погода не позволит, ощутимый проступок ребенка, непредвиденная командировка одного из родителей и т.п.). Ю.Б. Гиппенрейтер подчеркивает, что позитивная совместная деятельность выступает «зоной радости», а это «золотой фонд» в воспитании ребенка и семейной жизни в целом. «Зона радости» одновременно и зона ближайшего развития ребенка, и основа доброжелательного общения, и залог бесконфликтной дисциплины.

Советы родителям по воспитанию детей

Итак, подошли к некоторым советам, которые хотелось бы здесь написать.

  1. Создавайте семьи с теми, кого вы на самом деле любите.
  2. Планируйте малыша вместе.
  3. Будьте с ребенком с самой первой секунды его жизни.
  4. Разговаривайте с малышом, когда он бодрствует и когда он или она засыпает.
  5. Позволяйте сынишке или дочке задавать вам любые вопросы и не смущайтесь отвечать на них честно.
  6. Будьте правдивы с детьми.
  7. Не заставляйте ребенка делать выбор, с кем идти гулять — идите всей семьей.
  8. Проводите как можно больше времени в совместной деятельности.

И, наконец, дорожите друг другом в глазах ребенка и никогда не расставайтесь.

Семья — это не надолго. Семья — это НАВСЕГДА!

Типы семей и особенности воспитания

Ребенок счастлив в полноценной семье

В зависимости от модели воспитания выделяют такие типы семей:

Диктатор. Один из членов семьи оказывает систематическое давление, в результате чего подавляется инициатива других ее членов. От ребенка требуется полное подчинение, его действия регулярно контролируются, критикуются, также оказывается физическое, моральное давление и наказание. В результате такого воспитания дитя становится психически неуравновешенным, злым. Родителей он не уважает, а боится.
Чрезмерная опека. Отец с матерью считают своим долгом выполнить все желания, угодить, всячески ограждают отпрыска, не дают ему приложить какие-то усилия, столкнуться с трудностями, принимают решение проблем за него.
Безучастие. Отношения в семье строятся по принципу самостоятельной жизни родителей и ребенка. Дети лишены заботы, тепла, любви, живут сами по себе. Взрослые не являются для них авторитетом.
Противостояние

Родители и дети доказывают свое мнение, не обращая внимание на чувства, точку зрения других членов семьи. В результате такого воспитания ребенок неадекватно себя оценивает, вступает в конфликт, грубит, скандалит, цинично относится к окружающим и т.д.
Снисхождение

Взрослые не жестко контролируют детей, дают им самостоятельность и свободу выбора. Конфликтов в таких семьях минимальное количество. Один из родителей общается с ребенком, а другой старается делать это как можно меньше. Дети учатся средне в школе, не имеют психических заболеваний, имеют высокую самооценку, хорошо умеют адаптироваться.
Совместная деятельность (авторитетная). В такой семье доверительные, теплые, уважительное отношение друг другу. Контроль ребенка есть, но при этом он развивается самостоятельно. Родители в воспитании используют поощрение, меняют требования в зависимости от его возраста, развития, потребностей, мнения. Поэтому такие дети умеют сами принять решение, хорошо адаптируются, имеют лидерские качества, меньше других поддаются негативному влиянию.

Оптимальный тип воспитания – авторитетный. Он гармонично развивает ребенка, способствует формированию самостоятельности, реализует все цели воспитания.

Проблемы семейного воспитания

Наказание — одна из сложностей в процессе воспитания

Проблемы, с которыми сталкиваются родители:

  1. Отсутствует четкая стратегия воспитания. Отец с матерью выбирают такую же или противоположную модель поведения и воспитания своих родителей, реализуют систему методов из педагогической литературы, других источников (интернет, соседи, знакомые). Бывает, что внутри своей семьи взрослые не могут договориться и используют разные приемы, которые между собой не согласованы.
  2. Не созданы условия для жизни, отсутствует система ценностей, нет понятий о морали, духовности. Главная задача – одеть и накормить ребенка. Не все семьи в состоянии приобрести книги, специальные развивающие игры, обучающие компьютерные программы. Когда в семье думают только о деньгах, не заботятся о духовности, морали, чадо вырастает черствым.
  3. Ограничивается влияние окружения. Нет преемственности поколений, отсутствуют походы в театр, музей и т.д.
  4. Незрелость родителей. Когда юные особы становятся родителями не имея образования, профессии, определенного жизненного опыта, они не знают как за малышом ухаживать, психологически не готовы быть родителями.
  5. Недостаток внимания.
  6. Взрослые не понимают, что ребенок – индивидуум со своими потребностями, взглядами, мнением, характером. Поэтому они считают, что он не соответствует их ожиданиям.
  7. Излишняя тревожность, эмоциональность. Чрезмерное проявление эмоций (недовольство, раздражение, крик) приводит к тому, что отпрыск начинает вести себя агрессивно или замыкается. Тревожность и гиперопека подавляют самостоятельность, занижает самооценку.
  8. Позволяют все или сильно ограничивают, решают все за ребенка (с кем общаться, сколько, как и т.п.).

Важным является то, чтобы малыш (не имеет значение пол) рос в полной семье. У каждого родителя есть определенная роль в воспитании. Отец формирует чувство защищенности, он становится для ребенка примером, авторитетом, представляет силу и мужественность. Мать дарит заботу, любовь, следит за здоровьем, принимает индивидуальность чада, поддерживает, разделяет его интересы.

Большинство проблем в воспитании имеет свои корни в недостаточном внимании родителей к своему ребенку, поэтому теряются доверительные отношения.

Проблемы воспитания в неполной семье

Уход одного из родителей ребенок часто расценивает как свою вину. Он чувствует себя покинутым обоими, т.к. один далеко, а второй (чаще это женщина) вынужден больше быть занятым на работе.

Хорошие отношения с оставившим семью родителем рождают недоверие к тому, с кем ребенок живет. Плохие взаимоотношения порождают чувство вины, которое усугубляется еще и выяснениями, кто прав или виноват между взрослыми.

Сплетни, вопросы доброхотов, непонимание сверстников отражаются на психологическом состоянии ребенка. Иногда дело осложняется еще и обвинениями родителя, который «жертвует всем», упрекает малыша в своей несостоявшейся жизни. Кто-то наоборот, навязывает чрезмерную заботу, чем портит характер и взаимоотношения.

Любящие родители не будут доводить дело до разрыва и станут для своего чада образцом дружной семьи.

Как вырастить здорового и счастливого ребенка

Характер формируется, начиная с раннего возраста, у дошкольников уже складывается определенный образ поведения. Все семейные проблемы, по мнению не только З. Фрейда, родом из детства. Воспитание потребует от родителей много усилий, а результаты родительского влияния не проявляются немедленно.

От чего любящие родители должны оградить своего ребенка:

  1. Применение насилия не только демонстрирует авторитет, оно заставляет бояться, создает негативную обстановку. Психика малыша травмируется, во взрослом возрасте возможны проявления агрессии, демонстрация силы без причины.
  2. Некоторые родители нарочито холодны, боясь развить в своем чаде эгоистичность и избалованность. Детские психологические проблемы требуют родительского внимания и любви. Не встречая понимания, ребенок замыкается в себе, теряет уважение к старшим.
  3. Обилие родительской любви тоже вредно. Выполнение любой прихоти ведет к рождению эгоиста. Сын или дочь не станут меньше любить отца или мать, если иногда будут слышать от них твердое «нет».
  4. Неаргументированные запреты на повышенных тонах – типичная ошибка. Любителю таскать конфеты из вазочки нужно объяснить, почему этого делать нельзя. Если не понял – еще раз терпеливо объяснить.
  5. Отсутствие запретов – другая крайность. Избалованность в будущем доставит массу проблем окружающим. Дети, которые не слышат дома слово «нет», ведут себя везде так, как считают нужным, а дома попросту манипулируют взрослыми.
  6. Унижение, оскорбления за провинности, встреча в штыки любого увлечения делает ребенка неуверенным, нерешительным. От родителей требуется выдержка и терпение, уважение к личности и ее интересам.

Демократический стиль семейного воспитания

При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности. Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.

Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.

Также демократический стиль воспитания характеризуется наличием взаимопонимания между родителями и детьми, проявлением теплых чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы.

В соответствии с возрастом родители поощряют самостоятельность и личную ответственность детей. Родители устанавливают правила и стандарты, границы приемлемого поведения и требуют их выполнения от ребёнка.

Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают возможность ребёнку взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия.

Каким вырастит ребёнок при демократическом стиле семейного воспитания

Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за за себя и близких ему людей. Дети хорошо учатся в школе, менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми.

Ребёнок вырастает ответственным, независимым, компетентным, уверенным в себе с адекватной самооценкой, умеющий контролировать свои желания и как правило добивается больших успехов в жизни. Дети знают, что родители всегда смогут его выслушать и помочь.

Правильное, ответственное социальное поведение формируется у ребенка при проявлении родителями справедливости, заботы, твердости и соблюдении дисциплины.

Демократический стиль воспитания, как утверждают многие психологи, является наиболее эффективным стилем семейного воспитания. Какой бы из вышеперечисленных стилей вы не избрали, воспитывая, учитывайте тип темперамента ребенка.

«Не задавай глупых вопросов! Ты не видишь, что я занята? Спроси у папы!»

Начиная с трёхлетнего возраста, дети проходят очень важный этап в становлении личности, своего «Я». Ярко выраженная особенность данного периода – кризис трёх лет. Помимо того, что этот этап характеризуется такими проявлениями характера, как упрямство, негативизм, своеволие – это еще и период новых открытий, находок, пробуждения фантазии, осознания себя как личности («Я-сам»), период множества вопросов, на которые малыш стремиться получить ответы. Тут родители допускают множество ошибок. Во-первых, несмотря на то, что ребенок в этом возрасте задает вопросы беспрерывно («а почему небо голубое?», «а как рыбки плавают?», «почему дождик идет?»), нужно иметь железное терпение и ни в коем случае не срываться на ребёнке.  Старайтесь отвечать на вопросы малыша, так, чтобы ответ был доступен его пониманию. Полезно будет вместо ответа на вопрос задать ему встречный: «а ты сам как думаешь?» — этот нехитрый приём поможет расширить кругозор вашего ребенка, научит высказывать своё мнение, самому находить ответы на вопросы.

Ни в коем случае не стоит отвечать ребенку фразами: «Ты не видишь? Я занята!», «пойди спроси у папы», «не задавай глупых вопросов!».  В этом случае ребенок больше не будет Вам доверять и Вы потеряете авторитет в его глазах. Если Вы действительно заняты, можно ответить «Я сейчас немного занята, но через час с удовольствием отвечу на все твои вопросы».

Врать ребенку тоже не стоит. Например, если ваш малыш задал Вам пикантный вопрос «откуда берутся дети», не стоит придумывать нелепые истории про аистов, покупку в магазине или прочие небылицы. Если сами не можете дать ответ, обратитесь за помощью к специалисту.

Помните, с ребенком нужно общаться, разговаривать, причем с самых ранних лет. Общаясь с ребенком, Вы учитесь понимать его, а он учится понимать окружающий мир! Уделяя время ребенку, вы завоюете его любовь, уважение и авторитет – все это поможет избежать многих проблем в будущем.

Работа с самооценкой малыша

Кроха с самого рождения должен чувствовать любовь родителей. Изначально об этом говорят мамины ласки, затем — слова. Всё, что малыш слышит, формирует его отношение к окружающим, к себе, влияет на характер и мировоззрение. Так развивается самооценка ребенка.

Немало проблем можно решить, если правильно общаться со своими детьми. Малыш должен чувствовать поддержку со стороны родителей. Но не стоит переусердствовать и с похвалой

Если ребенок обделен родительским вниманием и любовью, у него формируется заниженная самооценка. В противном случае он будет наделен завышенным самомнением

И тот и другой случай нехороши, так как такой показатель, как самооценка, должен быть в пределах нормы и не выходить за них.

Как повысить самооценку?

Родители должны показывать радость от существования малыша и подкреплять её словами. Когда взрослые ссорятся, дети чувствуют себя виноватыми в том, что происходит. А если родители ещё и говорят о том, что это произошло из-за них, ощущают свою вину с большей силой. Поэтому малышу стоит внушать уверенность — несмотря на то что между мамой и папой иногда возникают конфликты, он всё равно остается для них самым любимым.

  1. Нужно напоминать ребенку о своей любви к нему. Недопустимо сопровождение таких фраз указыванием на проступки. Малыш не должен думать, что заслуживает любовь родителей только своим хорошим поведением. Поэтому постарайтесь объяснить ребенку — то, что он разбрасывает игрушки, — плохо, но несмотря на это вы его любите.
  2. Старайтесь понять малыша. Если его любимая игрушка была потеряна или он верит в существование в темноте монстров, не делайте попыток утешить его, объяснив ему, что таковых не существует, или убедить в покупке другой игрушки. Так ребенок будет чувствовать, что вам не нужны его проблемы и вы не цените его мнение.
  3. Верьте в возможности своего малыша. Хвалите его за достижения. Говорите ему, что вы были уверены в его возможности сделать что-то. Гордитесь своим ребенком и выражайте это словесно. Так он поверит в себя.
  4. Чтобы ваш ребенок не вырос с кучей комплексов, не говорите ему, что он неумеха. Старайтесь поддерживать его во всех начинаниях. Подбадривайте малыша, когда он в который раз пытается завязать шнурки или самостоятельно поесть ложкой.
  5. Доверяйте своему ребенку. Никогда не сомневайтесь в его силах, ведь он пытается оправдать ваше доверие. Подбодрите его, даже если вам кажется, что он не справится. Вселите в него уверенность в том, что если не получилось сейчас, получится в следующий раз.

Как регулировать завышенную самооценку?

Постоянная похвала может привести к тому, что ребенок зазнается и будет считать себя самым лучшим. Если вы заметили такое в своём малыше, обязательно обсудите с ним это. Объясните ребенку, что вы любите его таким, какой он есть, но отношение к другим людям должно быть искренним. Малыш же не хочет, чтобы с ним поступили нечестно и проявили высокомерие по отношению к нему, поэтому и он должен вести себя лояльно с другими людьми и не делать того, чего ни хотел получить взамен.

При разговоре с малышом произносите все фразы искренне. Говорите спокойно. Перестаньте хвалить ребенка без повода. Ведь вы с самого его детства твердили ему, какой он красивый и умный, опрятный и сильный. Хвалите его только за то, что он действительно сделал. Так вы сможете вселить в него уверенность в том, что он не центр Вселенной и вокруг него такие же люди, как и он сам.

«Будешь баловаться – отдам тебя вон той тёте»

Серому волку, в детский дом, оставлю тебя здесь, а сама уйду. Детей до определённого возраста очень легко (и удобно) шантажировать тем, чего они бояться больше всего на свете, а именно – разлукой с родителями. Последствия таких манипуляций могут быть разными.  Как правило, дети от этого растут шуганные, пребывая в полной уверенности, что земля в любой момент может уйти у них из-под ног. Или же как вариант – развитие жуткой ревности и подозрительности – а вдруг жена бросит, муж кинет, девушка изменит и т.д. Или же отсутствие личной жизни, как таковой, ведь если у вас нет дома – пожары ему не страшны.

ПРАВИЛО 4. Вводите правила в жизнь семьи и ребенка.

Правила (запреты, ограничения, требования) обязательно должны быть в жизни ребенка. Детям не только нужен порядок и правила поведения (это многим родителям может показаться странным). Более того, они хотят и ждут их. Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности и нужности. Дети интуитивно чувствуют, что за родительским «нельзя» стоит забота о них. Дети восстают не против самих правил, а против способов их внедрения.

Ю.Б. Гиппенрейтер рекомендует находить золотую средину между попустительским и авторитарным стилями взаимодействия с ребенком с помощью образа четырех цветовых зон: зеленой, желтой, оранжевой и красной.  

В зеленую зону помещается все то, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению или желанию. Например, в какие игрушки играть, когда сесть за уроки, в какой кружок записаться, с кем дружить…
Желтая зона – действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода. Ему разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Иначе говоря, он может решать сам, но при условии соблюдения некоторых правил. Например, можно сесть за уроки, когда хочешь, но закончить работу к 8 часам вечера. Можно гулять в своем дворе, но дальше не уходить. Эта зона очень важна, так как именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине по механизму извне‑внутрь. Родитель на первых порах помогает ребенку сдерживать непосредственные импульсы, быть осмотрительным и учиться контролировать себя как раз с помощью норм и правил, которые установлены в семье. Постепенно, привыкая к этим правилам, ребенок следует им без особого напряжения. Однако это происходит, только если вокруг правил не было постоянных конфликтов. Поэтому бесконфликтное принятие ребенком требований и ограничений должно быть предметом особой заботы

Важно постараться в каждом случае спокойно (но коротко!) объяснить, чем вызвано родительское требование. При этом обязательно подчеркнуть, что именно остается ребенку для его свободного выбора

Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче принимают родительские ограничения.
В оранжевой зоне находятся такие действия ребенка, которые в общем нами не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются. Например, после долгого отсутствия папа приезжает в 10 часов вечера, и ребенку разрешают не ложиться спать до его появления и даже завтра не пойти в сад. Или: малыш напуган страшным сном, и мать берет его в свою кровать, пока он не успокоится. Исключения только подтверждают правила. Не стоит бояться подобных исключений, если они, действительно, редки и оправданы. Зато дети бывают очень благодарны родителям за готовность пойти навстречу их особенной просьбе. Тогда они даже больше готовы соблюдать правила в обычных ситуациях.
В красной, зоне находятся действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это родительские категорические «нельзя», из которых не делается исключений. Нельзя бить, щипать или кусать маму, играть с огнем, ломать вещи, обижать маленьких… Список этот «взрослеет» вместе с ребенком и подводит его к освоению моральными нормами и социальными запретами.

Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

Если мама говорит одно, папа другое, а бабушка третье – то и мира в семье не будет, и гармоничного воспитания не выйдет. В такой ситуации ребенку невозможно усвоить правила, привыкнуть к дисциплине. Он привыкает добиваться своего, устанавливая контакт с тем взрослым, который сейчас готов идти ему на уступки. К тому же от этого страдают отношения между взрослыми членами семьи.

Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эти минуты промолчать, а потом, уже без ребенка, обсудить разногласия и прийти к общему мнению.

Важна последовательность и однозначность в соблюдении правил.

Если ребенок 2-3 дня подряд ложился в 22:00 вместо 21:00, то затем будет сложно уложить его вовремя. Он резонно возразит, что вчера-позавчера родители ему «разрешили».

Стоит помнить, что дети постоянно проверяют требования родителей «на прочность» и принимают, как правило, то, что не поддается расшатыванию. В противном случае, научаются настаивать, вымогать, ныть.

Что такое семья и родительские отношения

Семьей называют социальную группу, которая оказывает огромное психологическое влияние на человека в течении всей его жизни и способствует формированию наиболее важных ценностей.

В семье взрослые и дети имеют определенные роли и очень тесно взаимодействуют друг с другом в течение долгого времени. Это во многом определяет психологическое, физиологическое, моральное состояние ребенка.

Абсолютно нормально и понятно желание семейной пары, которые готовятся стать родителями, дать малышу только самое лучшее. Но мать и отец должны понимать, что при воспитании они во многом будут повторять модель взаимоотношений, которая была в их семьях.

Психологические особенности отношений между детьми и родителями включают в себя:

  • Взаимное доверие. Отсутствие сомнений друг в друге обеспечивает спокойствие в семье. Появление подозрений ведет к потере доверия и становится в будущем основной причиной одиночества человека во взрослой жизни. Причем большинство не осознает, что корни проблемы именно в их семейных отношениях в детстве.
  • Рациональная оценка. Родители должны давать ребенку достаточно внимания адекватно оценивать его личные и профессиональные успехи. Нужно принимать участие в жизни ребенка, высказывать ему свое одобрение, сочувствие, где-то подсказывать. Только совместными усилиями можно добиться результата.
  • Поддержка и сочувствие. Важнейший пункт взаимодействия в семье. Если родители проявляют данные чувства, то ребенок в их обществе чувствует себя спокойно.
  • Адекватные требования. С детства ребенок должен четко понимать свои обязанности и выполнять их. В семьях, где распределения обязанностей нет, дети часто испытывают сильный психологический дискомфорт. Они пытаются порадовать родителей, но не знают, как это сделать, так как не понимают своего места в семейной иерархии.

Ребенку необходима постоянная оценка его действий родителями, их поддержка, внимание, чтобы понять, что он все делает правильно. Если реакция со стороны родителей отсутствует, то это приводит к развитию неуверенности, снижению самооценки

В результате ребенок часто пытается найти понимание вне семейных взаимоотношений, часто может быть опасно.

Взрослые люди должны четко осознавать, что их взаимоотношения в семье являются примером для ребенка. Основы характера малыша закладываются до семи лет. После этого что-то изменить в лучшую сторону можно будет только при помощи работы с психологами. А это требует много сил, времени, энергии.

Психология отношений детей и родителей включает в себя следующие важные пункты:

  • общение;
  • совместная деятельность;
  • влияние родителей на формирование характера ребенка;
  • влияние ребенка на отношения между отцом и матерью.

Отношения внутри семьи бывают благополучными, когда все уважают и доверяют друг другу, при принятии важных решений учитывают мнение всех членов семьи. Но бывает и противоположный вариант, когда в семье нет понимания, доверия, взаимоуважения.

Есть несколько типов взаимоотношений внутри семьи:

  • взаимовыгодное сотрудничество, с учетом интересов всех членов семьи;
  • соперничество, когда каждый старается стать лидером семьи и реализовать свои потребности даже путем ущемления интересов остальных членов;
  • союз — все люди, входящие в ячейку, имеют свои выгоды;
  • конфронтация — стремление стать главным, даже если это грозит существенным ущербом другим членам семьи;
  • антагонизм — полное неприятие желаний и мнений друг друга, независимо от семейного статуса.

Первым научным направлением, которое стало подробно изучать детско-родительские отношения и выяснять их влияние на процесс воспитания и формирования характера человека, стал психоанализ. В результате изучения были сформированы воспитательные позиции родителей, которые оказывают наибольшее влияние на характер ребенка и его эмоциональный фон:

1. Оптимальные позиции. Родители относятся к ребенку адекватно, четко видят его потребности, способны принять и понять возрастные изменения, вовремя перестроить свое поведение, чтобы найти подход к ребенку на любых стадиях его развития и взросления.

2. Неоптимальные. Родители ведут себя негибко, прямолинейно. Их поведение всегда неизменно, хотя ребенок растет, его потребности становятся другими, да и окружающая обстановка постоянно меняется. Неумение разглядеть эти изменения, неправильная оценка психологического состояния ребенка, неумение предугадать его действия и сыграть на опережение могут отрицательно сказаться на взаимоотношениях внутри семьи.

Необходимо понимать, что данные модели отношений при желании могут быть скорректированы. Но это большой и долгий труд, который требует помощи специалистов.

«-Мама! Я хочу стать юристом! – Нет! Будешь рок-музыкантом, как твой отец!»

Вам не удалось стать танцовщицей и теперь вы делаете всё, чтобы ваша дочь прославила вашу семью, став звездой паркета. (Ведь будет о чем рассказать коллегам по работе, соседи завидовать будут: «Мол, какая у Сидоровых дочь-умница!» … уууух!)  И вам абсолютно всё равно, что ваша девочка хочет стать ветеринаром, вам все равно, что она ненавидит танцы, костюмы, выступления, да одно слово «танцы» вызывает у неё нервную дрожь.

Не ломайте психику и счастливое будущее вашего ребенка своими несбывшимися мечтами! Пусть занимается тем, что ему по душе.  Согласитесь, что лучше стать отличным ветеринаром, как хочет он и любить свою работу, быть счастливым, чем стать плохим танцором по вашей указке и всю жизнь ненавидеть то, чем занимаешься.

ПРАВИЛО 6. Тон, которым сообщается требование или запрет, должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным.

Любой запрет желаемого для ребенка труден, а если он произносится сердитым или властным тоном, то становится трудным вдвойне. На вопрос ребенка: «Почему нельзя?» не стоит отвечать: «Потому, что я так сказал(а)!», «Нельзя, и все!». Необходимо коротко пояснить: «Уже поздно», «Это опасно» и т.п. Объяснения должны быть короткими и повторятся один раз. Если ребенок снова спрашивает: «Почему?», то это не потому, что он не понял, а потому, что ему трудно побороть свое желание. Здесь поможет активное слушание родителей. Приказы и «Ты-сообщения» только усугубят сопротивление ребенка».

Предложение, в котором родитель говорит о правиле, лучше строить в безличной форме. Например, стоит сказать: «Печенье едят после обеда» вместо: «Сейчас же положи печенье назад!» или «Я не дам тебе печенье!»; «Хвост у кошки не для того, чтобы за него тянули», вместо: «Перестань мучить кошку!».

Когда родители используют дружественный тон и дают понять, что входят в положение ребенка, то дисциплина от этого не страдает. Напротив, ребенок учится брать на себя ответственность за свои поступки.

Бывает очень полезно, предвидя трудности ребенка в выполнении требований родителей, обсуждать их заранее. Хорошо родителям помочь ребенку в выполнении договоренностей, напомнив ему минут за пять до назначенного времени. В таком случае родители оказываются помощниками ребенку в выполнении своего обещания, а не надоедливыми «полицейскими». А ребенок приобретает еще один опыт бесконфликтной дисциплины.

Заключение

Принимающие участие в воспитательном процессе взрослые должны уяснить следующее: на текущий момент не разработана единственно верная система воспитания, применение которой гарантирует формирование полноценно развитой личности, успешно общающейся с различными по характеру и поведению представителями социума.

На этапе выбора методики воспитания родители должны отдавать предпочтение тем разновидностям, в которых реализованы основные принципы воспитательного процесса, под которыми подразумеваются обязательность, равнозначность и комплексность. В любой семье порядок воспитания детей должен базироваться на соблюдении установленных норм и разработанного для ребенка режима дня. Сплочению домочадцев способствуют семейные традиции (проведение выходных на природе, совместные игры, беседы и т.д.). Взрослые не должны забывать о том, что развитие гармонично развитой личности невозможно без создания подходящих для ребенка условий, максимально отвечающих требованиям комфортности.

Также важно осознать силу влияния воспитателя на восприимчивую детскую душу. Очень мудрой выглядит мысль о необходимости воспитания самих себя

Воспитание ребенка при этом отходит на второй план из-за присущего детям свойства копирования окружающих их взрослых.

Наибольший эффект воспитательного процесса наблюдается при следовании главным принципам воспитания. Оптимальность данного подхода обуславливается возможностью адаптации воспитания под потребности и особенности конкретного ребенка, взрослеющего в пределах четко разграниченного микросоциума. Это понятие включает в себя социальное окружение и пространство обитания индивида, элементы которых оказывают влияние на становление и формирование человека.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: