Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте
Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция — переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. 1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом; 2) Общение — специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права.; 3) Общение — специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения. Психологи считают, что общение включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является КОНФОРМНОСТЬ— Склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность . Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.
Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте
Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция — переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. 1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом; 2) Общение — специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права.; 3) Общение — специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения. Психологи считают, что общение включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является КОНФОРМНОСТЬ— Склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность . Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.
Краткая психологическая характеристика подросткового возраста
Подростковым традиционно считается возраст от 10 до 14 лет. Это один из самых непростых периодов в жизни ребенка и его близких. Для смягчения ситуации родителям следует знать возрастные особенности подросткового возраста.
Ребенок попадает в новую для себя социальную ситуацию развития, находясь между детством и взрослостью. У него значительно меняется сфера интересов, что грозит снижением успеваемости в школе. Для получения удовлетворения и полноценного развития ребенка требуются уже не хорошие оценки и одобрение любимого учителя, а общение со сверстниками, возможность стать членом группы, выразить и утвердить свою личность.
Подросток начинает претендовать на личное пространство, возможность иметь и высказывать собственное мнение, быть услышанным и принимать участие в решении важных вопросов.
Анализируя поведение ребенка в этот непростой и для родителей, и для ребенка период, нужно учитывать, что поведение регулируется не только психически, но и гормонально. Подростковый период является еще и временем полового созревания, сопровождающегося грандиозной гормональной перестройкой, что не может не сказаться на настроении ребенка и его эмоциональной стабильности.
На пути развития подросток проходит через два важнейших кризиса:
- кризис идентичности,
- кризис отделения от семьи и приобретения самостоятельности.
Кризис идентичности
Первый кризис связан с необходимостью определения собственной идентичности. Подросток пытается познать себя, разобраться в своих мыслях и чувствах, а главное – понять, кем он является и кем хочет быть в дальнейшем. Ребенок находится на распутье и должен сделать свой выбор прежде, чем вступит в настоящую взрослую жизнь.
В этот период отмечается наиболее интенсивное развитие сознания и самосознания ребенка, становление его Я-концепции и установление модели его взаимоотношений с миром. Подросток изучает себя и окружающих, и вместе с тем через подражание и взаимодействие он находит самого себя.
Очень часто примерами для подражания подростки выбирают известных личностей, героев фильмов и книг, но героем подростка легко может стать и другой подросток, выделяющийся девиантными наклонностями. В случае обнаружения попыток подобного подражания родителям и педагогам стоит бить тревогу и обращаться за советом к специалистам.
Кризис отделения от семьи
Кризис отделения от семьи – это становление самостоятельности подростка, активное изучение им своих собственных возможностей и их границ. Подобное исследование нередко приводит к противостояниям внутри семьи. Однако, именно эти противостояния научат ребенка действовать самостоятельно и принимать решения, ответственность за которые ляжет на его собственные плечи.
Для того, чтобы избежать трагических последствий, родителям необходимо с самого начала уделять значительное внимание своему ребенку, изучать его предпочтения и характер
Что такое подростковый возраст. Когда ребёнок становится подростком
Подростковый возраст — это не только период активного полового созревания, это сильнейший кризис в развитии личности человека. Подросток стремится к самостоятельности. Формируется осознание собственного положения в обществе, усваиваются нормы и правила поведения в социуме, вырисовывается жизненная позиция и внутренние установки.
Пубертат проходит в течение нескольких лет. В среднем возраст от 11 до 17 лет. Всемирная Организация Здравоохранения немного увеличила рамки с 10 до 19 лет. А некоторые современные психологи уверены, что первые признаки могут появиться уже в 8-10 лет, а завершается взросление ближе к 23 годам. Сильнейшее стремление к самостоятельности и обособленности оставляет отпечаток на все стороны личности.
Подросток уже не является ребёнком, но вместе с этим он ещё не является и взрослым. То есть он требует большей свободы действий, но сталкивается с ограничениями и запретами взрослых. Таким образом, назревает конфликт в семье. Особенно это касается тех случаев, когда родители напрочь отказываются признавать взросление собственного ребёнка и продолжают себя вести с ним как с маленьким.
Психологи выделяют три этапа взросления:
-
Ранний подростковый период
Возраст 10-14 лет. В это время происходит активные физиологические изменения организма. Половое созревание, интенсивная выработка гормонов приводит серьёзным внутренним и внешним изменениям. У девочек наблюдаются скачки настроения, эмоциональная нестабильность. Внешне они становятся более женственными, округляются формы, появляются волосы в интимных местах, подмышками, а также происходит наступление первой менструации. У мальчиков созревание наступает немного позже, чаще всего на год, полтора. Оно характеризуется увеличением половых органов, появлением растительности на теле и поллюциями. Часто возникают перепады настроения так же, как и у девочек. -
Средний подростковый период
На него приходится 15-17 лет. В этом возрасте основные физиологические изменения уже заканчиваются. Подросток физически похож на вполне взрослого человека, гормональные перестройки завершились и стабилизировались. С физиологической точки зрения в это время юноши и девушки уже готовы к продолжению рода. Однако психологическое состояние ещё далеко не стабильно. Подростки отличаются крайней лабильностью и импульсивностью поведения. В этот период молодые люди часто категоричны в своих убеждениях и действиях, а также плохо ориентируются в последствиях собственных поступков, решений. -
Поздний подростковый возраст
Начинается он в 17-18 лет и полностью завершается к 23-25 годам. К этому возрасту молодые люди, как правило, уже умеют рационально мыслить, оценивать свои действия, имеют профессию, увлечения. Они имеют свои цели и знают, чего хотят добиться в жизни.
Цитата
Глобальные проблемы усложнились настолько, что за их решение не берутся даже подростки.
Роберт Орбен
Общение со сверстниками
Здесь складывается новая социальная ситуация развития — в сравнении с детским периодом. Общение со своими сверстниками становится ведущим типом деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто «уходит» из школы, разумеется, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально.
В детском периоде отношения со взрослыми носили в основном пассивный характер. Именно взрослые задавали тон в общении. В подростковом же возрасте происходит дистанцирование от взрослых, но дистанцироваться «в никуда» страшно, поэтому происходит дистанцирование в коллектив сверстников. В этом коллективе подростки общаются, их отношения строятся на кодексе товарищества, полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию.
В детском возрасте понятие «коллектив» еще не развито, ребенок больше доверяет своим наглядным представлениям, его интересуют непосредственные отношения с конкретными людьми. В подростковом же возрасте коллектив предстает в ином свете. Подросток начинает хорошо, отчетливо понимать, что коллектив это тоже некая сущность, о которой надо заботиться, соблюдая интересы коллектива, а не только отдельных индивидуумов.
В этот период учебная деятельность для подростка несколько отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она остается для многих преобладающей, в деятельность общения. В школе теперь для подростка, если можно так сказать, главное происходит не на самих уроках, а на переменках и после занятий — там, где развиваются отношения. В это время выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное.
Общение со сверстниками влияет и на отношения с учителем. Подросток часто конфликтует с учителем именно из-за того, что учитель требует от него чего-то, что идет вразрез с интересами детского коллектива. Например, учитель требует, чтобы ученик-отличник не давал никому списывать, но при этом для коллектива этот подросток ценен в первую очередь как тот, кто дает списывать. Со временем поэтому оценка учителя все чаще начинает проигрывать оценке коллективом.
Подростковый коллектив вообще несколько дистанцируется от учебы и знаний как некоторой универсальной ценности. В коллективе большим значением обладает сфера морального. В коллективе со стороны его участников происходит усвоение этих моральных норм, ценностей, даже при том, что эти самые нормы и ценности могут носит асоциальный и даже антисоциальный характер. Именно в этот сложный период жизни многие подростки склоняются к делинквентному образу жизни.
Подростковый коллектив продолжает поддерживать игровую функцию: он нужен в том числе и для того, чтобы легче было организовывать игры — спортивные, интеллектуальные, досуговые и пр. Но значительную часть времени подростки проводят в простых разговорах о жизни. Игра проникает и в эти разговоры. Подростки как бы играют в деловые игры — в них происходит мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. Эта возможность совместно — в мысли, в мечте — проработать, проиграть свои устремления, свои радости
И это имеет важное значение для развития внутренней жизни.
Представления отдельного подростка о взрослой жизни весьма скудны, односторонни, могут содержать ошибки. В такого рода разговорах, словесных играх подростки объединяют свои знания о жизни: «Вот не поступлю я на юрфак, придется пойти в армию по контракту «, «Я до сорока лет не женюсь, буду карьеру делать «, «Я выучусь на водителя, буду дальнобойщиком работать, если поеду за границу, мне там переводчика дадут, я не обязан английски учить «. От одного такого разговора может измениться вся дальнейшая жизнь человека. И подростки это понимают, и от этого их разговоры становятся еще более волнующими, интимными, исполненными глубокого смысла.
Иногда, конечно, общение обретает характер откровенной болтовни — бесцельной и хаотичной. Но в целом все равно общение можно рассматривать как деятельность. И эта деятельность чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова, в том числе и в подростковом возрасте.
Какой возраст считается переходным
Период полового созревания, или пубертат, длится несколько лет. Классик отечественной психологии Д. Б. Эльконин писал, что возраст подростков распространяется на период с 11 до 17 лет. Всемирная организация здравоохранения расширяет рамки с 10 до 19 лет.
Многие современные психологи считают, что критический период в жизни человека длится еще дольше. Первые его проявления можно заметить у детей уже с 8-9 лет. Завершается же взросление у некоторых людей ближе к 22-23 годам.
Специалисты выделяют 3 этапа взросления.
Ранний подростковый возраст 10-14 лет
В этот период в организме ребенка начинается активное физиологическое развитие. На фоне интенсивной выработки гормонов становятся заметными вторичные половые признаки.
Изменения у девочек начинаются с перепадов настроения, повышенной эмоциональности. Девичье тело приобретает более округлые формы, вырисовывается талия, бедра, на лобке, под мышками появляется растительность. Признаком наступления половой зрелости считаются первые месячные. В норме они приходят в период с 11 до 13 лет.
У мальчиков изменения наступают на 1-1,5 года позже. Признаком начавшегося взросления у будущих мужчин считается:
- рост яичек, увеличение размера пениса;
- рост волос на лобке, под мышками;
- поллюции.
Гормональные перепады провоцируют у мальчиков такие же эмоциональные перепады, как и у девочек.
Средний подростковый возраст 15-17 лет
К 15-17 годам период первых серьезных физиологических изменений завершается. Тело приобретает взрослые формы, стабилизируется работа гормональной системы. Физиологически подросток уже готов к продолжению рода.
Но психологическое взросление еще продолжается. Психика подростков очень нестабильна, что отражается в поведении. Молодые люди импульсивны, категоричны, склонны к необдуманным поступкам.
С одной стороны, они ощущают в себе силу действовать по-взрослому. С другой, еще не умеют предвидеть последствия своих поступков.
Значимыми людьми в этот период подросткового возраста становятся сверстники. Юноши и девушки прислушиваются к их мнению, отвергая и считаются устаревшими взгляды родителей.
Поздний подростковый возраст — старше 18 лет
Начинаясь в 17-18 лет, поздний подростковый период завершается к 20-23 годам. К этому времени человек приобретает умение рационально мыслить, становится независимым от родителей, часто уже владеет профессией и знает, чего хочет от жизни.
Повзрослевший человек уже не зависит от мнения окружающих, становится авторитетом сам для себя.
Ведущая или основная?
Стоит отметить, что то, чем занят ребенок на протяжении определенного промежутка времени, например, хобби или одно излюбленное занятие, хоть и влияют на его развитие, но по факту не являются ведущей деятельностью. Речь идет о тех процессах активности, которые оказывают стимулирующее воздействие на индивидуума. Для малышей лет до семи игра как ведущая деятельность — это норма. Впоследствии ее заменяют другие занятия. Так происходит естественный процесс эволюции игры, поэтому родители должны следить, чтобы малыш не зацикливался на одном и том же развлечении. Их задача — организовать ребенку разнообразное времяпрепровождение, предоставив ему возможность свободного выбора игр.
Виды ведущей деятельности
Современные представления об особенностях развития психики человека в онтогенезе позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности:
- непосредственно-эмоциональный вид общения младенца с близким взрослым;
- предметно-манипулятивный вид деятельности, который характерен для периода раннего детства. Процесс выполнения данного вида деятельности способствует усвоению ребенком исторически сложившихся способов действий с определенными предметами;
- сюжетно-ролевая игра, которая свойственна для дошкольного возраста;
- учебная деятельность, свойственная для школьного периода;
- интимно-личностный тип общения подростков;
- профессионально-учебный вид деятельности, характерный для этапа ранней юности.
Каждый из видов отличается своими специфическими особенностями и характерен для определенного этапа развития человека.
Концепция ведущей деятельности
Основное положение концепции ведущей деятельности можно сформулировать в виде закона ведущей деятельности. Данный закон заключается в том, что существует соответствия между стадией психического развития и определенным видом ведущей деятельности. В процессе каждого возрастного этапа происходит становление определенного типа ведущей деятельности. При этом формирование его осуществляется под контролем взрослых на этапе обучения и воспитания. Однако возникновение нового вида ведущей деятельности совсем не означает, что та ведущая деятельность, которая была на предшествующем этапе отходит на второй план.
Различные периоды психического развития характеризуются целым комплексом различных видов деятельности, однако в этом комплексе именно ведущая деятельность играет особую роль, определяя появление главных изменений в психическом развитии на каждом возрастном этапе.
Замечание 2
Изначально концепция ведущей деятельности была разработана для возрастного периода, который изучается в пределах детской психологии. Однако в последнее время данная концепция получила некоторые критические замечания. Область критики довольно обширна вплоть до отрицания основных положений, включая принцип выделения ведущих видов деятельности относительно разных этапов психического развития. Например, А.В. Петровский считает, что концепцию ведущей деятельности нельзя применить к процессу развития личности в целом. В частности, ее можно применить только к процессу развития психики, а точнее, ее когнитивного компонента. При этом понимание автора того момента, что развитие личности осуществляется в деятельности и в качестве главного фактора выступает деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, находится в компетенции обычного деятельностного подхода. Данный момент в свою очередь не вступает в противоречие с концепцией ведущей деятельности.
Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте
Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная
тенденция — переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.
1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом;
2) Общение — специфический вид межличностных отношений, он формирует
у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и
в тоже время отстаивать свои права.;
3) Общение — специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство
солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.
Психологи считают, что общение включает 2 противоречивых потребности:
потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется
свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине
с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время
стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой
подростковых групп является КОНФОРМНОСТЬ
— Склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек
и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем
не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают
как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.
Раннее детство — 1-3 года
После года дети начинают активно интересоваться окружающим их миром. Чтобы стать «похожими» на взрослых, они во всем им подражают, пытаясь использовать в качестве орудий труда различные заменители. Так, ложку им заменяет палочка, чашку — ведерко для песка, игрушки они лечат папиными наушниками, а машинку чинят с помощью своего же пальца, представляя его отверткой. Таким образом у детей развивается образное мышление, они изучают различные свойства предметов. Со временем игра эволюционирует и становится более интеллектуальной, разносторонний, в ней появляется несколько персонажей, каждый из которых имеет свою роль.
От рождения до года
В свой первый год жизни человек очень сильно зависит от других людей. По большому счету без родителей или других опекающих его взрослых он не выживет. Специалисты по детскому развитию считают, что к детям, не достигшим двухмесячного возраста, некорректно использовать само понятие «ведущая деятельность». Это неправильно, потому что такие крохи в принципе не в состоянии как-либо проявлять себя. Но преодолевая этот рубеж, они начинают первый этап своего развития, на котором они должны наладить эмоциональную и коммуникативную связь с близкими
В это время человек учится дифференцировать свои чувства, концентрировать внимание, адекватно воспринимать окружающую среду, у него развиваются зачатки речевых навыков и логического мышления, с осознанием причинно-следственных связей
Роль игры и психические новообразования
Развитие психических процессов в дошкольном возрасте находится в стадии становления. Ребенок активно познает мир и задает массу вопросов
Развиваются познавательные процессы — память, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевая сфера, а также творческие способности. Зная особенности психического развития детей дошкольного возраста, родители выстраивают с ними гармоничные отношения и воспитывают здоровую личность
Ведущая деятельность дошкольников — игра, освоение норм поведения в обществе и мира человеческих отношений. Ребенок стремится отделиться от взрослых, формирует собственную ситуацию, где он является хозяином положения. Но в действительности он не может принимать полноценное участие в жизни взрослых в силу ряда физических и психических ограничений. Символической формой, помогающей самоутвердиться, выступает сюжетно-ролевая игра, в которой соблюдается ряд условий:
- ребенок подражает действиям взрослых;
- придумывает ситуацию, где реальные вещи замещаются игрушками;
- символический характер происходящего;
- процесс включает ряд правил и ограничений.
Все это обеспечивает психологическое здоровье дошкольника, его умственное и эмоциональное развитие. Посредством игры он учится взаимодействовать с окружающими, познает мир, а благодаря подчинению правилам развивается произвольность поведения.
Психологические особенности дошкольного возраста включают ряд новообразований, характерных для данного этапа развития:
- формирование наглядно-образного мышления, предвосхищение будущего результата деятельности;
- развитие произвольности психических процессов (памяти, внимания), возможность приостанавливать реакции для оценки ситуации и прогнозирования;
- расширение спектра мотивов;
- становление и развитие самооценки и самосознания;
- активная функция речи;
- в нравственном развитии осуществляется сознательное принятие норм поведения в обществе;
- психологическая готовность к школе (интеллектуальная и личностная).
В большинстве случаев по достижении 7 лет у ребенка имеются данные новообразования в том или ином качестве.
Дошкольный возраст
Данный этап начинается в 3 года и заканчивается в 7 лет. Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, точнее, сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети познают отношения и последствия. Активно развивается личностная сфера психики. Возрастные новообразования – это потребность в общественной значимости и деятельности.
Ребенок умеет самостоятельно двигаться, его речь понятна взрослым и нередко он чувствует себя полноправным участником общения.
- Он понимает, что все действия и поступки имеют конкретную смысловую нагрузку. При обучении, например, правилам гигиены, объясните, зачем это нужно.
- Наиболее эффективный способ усвоения информации – игра, поэтому в сюжетно-ролевые игры нужно играть каждый день. В играх следует использовать не реальные предметы, а их заменители – чем проще, тем лучше для развития абстрактного мышления.
- Дошкольник испытывает острую потребность в общении со сверстниками, учится взаимодействовать с ними.
Ближе к концу этапа ребенок постепенно обретает независимость, умеет определять причинно-следственную связь, способен брать ответственность за свои поступки, подчиняется правилам, если видит их разумность. Он хорошо усваивает полезные привычки, правила вежливости, нормы взаимоотношений с окружающими, стремится быть полезным, охотно идет на контакт.
Подросток в современном мире
Авторы доклада ЮНИСЕФ «Положение детей в мире» (2011) отмечают, что подростковый возраст — важный этап развития человека. Ведь именно во втором десятилетии жизни ярко проявляются бедность и неравенство. У молодых людей из бедных слоев общества меньше шансов на получение образования. Они чаще подвергаются насилию. Они привлекаются к тяжёлому труду, их принуждают к ранним бракам. В развивающемся мире у девушек вероятность выйти замуж в возрасте до 18 лет в три раза выше, чем в развитых странах. Ранние браки сопровождаются высокой материнской и детской смертностью, а также нищетой и бедностью. Большинство сегодняшних подростков — 88 % — живут в развивающихся странах. Многие из них сталкиваются с огромными трудностями.
Согласно отчёту Всемирной организации здравоохранения о состоянии здоровья подростков в разных странах мира, молодые люди из этой возрастной категории чаще всего сталкиваются с депрессиями, именно поэтому третьей наиболее распространённой причиной смерти подростков является суицид, который опережают только ДТП и ВИЧ/СПИД. Депрессия также является ведущей причиной подростковой заболеваемости и нетрудоспособности. В отчёте отдельно отмечается, что выявлена прямая связь между самоубийствами подростков и так называемым буллингом — жёсткой травлей, которая регулярно уносит жизни все большего числа школьников и студентов.
Разновидности взаимоотношений
Взаимоотношения со сверстниками специалисты считают крайне полезным для ещё несформировавшейся психики юных людей. Объединяясь в группы, общение внутри которых подчинено определённым правилам, подростки получают гораздо больше пользы, чем от общения с представителями старшего поколения.
Ученики средней школы готовы к восприятию только двух видов отношений: сначала товарищеских, а затем – дружеских. Старшеклассники, которым внушают, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является подготовка к взрослой жизни, открывают для себя новые виды взаимоотношений:
внешние – модель деловых контактов;
товарищеские — позволяющие обмениваться знаниями и навыками;
дружеские — открывающие возможность решить эмоционально-личностные вопросы.
Вторая фаза подросткового возраста состоит из непосредственного общения с ровесниками и больше напоминает независимую деятельность. Учеников старших классов невозможно удержать дома, их тянет к друзьям, они хотят участвовать в жизни коллектива и крайне тяжело переживают проблемы, создавшиеся в процессе общения
Чтобы привлечь к себе внимание ровесников, некоторые подростки готовы на многое, в том числе и на несоблюдение общепринятых поведенческих норм
Самоопределение
Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Самоопределение это проектирование своего будущего
В этом процессе важно понять и то, кем ты являешься, и то, кем ты можешь стать, кем хочешь. Самоопределение основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта
Оно предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.
Подлинное самоопределение, как отмечала Л. И. Божович, не заканчивается в это время, оно «как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического развития личности ребенка».
В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя — своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.
Заключение
Для того чтобы помочь ребёнку пережить этот столь трудный, но очень важный период, родителям стоит быть в курсе всех психологических и физиологических изменений. Это поможет преодолеть трудности, а также сохранить доверительные отношения с детьми.
Окружите своего взрослеющего “малыша” любовью, поддержкой, заботой, взаимопониманием. Но постарайтесь “не перегибать палку” и не нарушать границы дозволенного. Разрешите принимать какие-то решения самостоятельно, считайтесь его словами и чувствами. Всегда уважайте его мнение и позицию. Ни в коем случае не высмеивайте действия, внешний вид, стиль или фигуру сына или дочери.
Все запреты и правила в семье должны быть чёткими и понятными для подростка, а также связаны с его ценностями или необходимые для его жизни. При любых обстоятельствах старайтесь быть на стороне своего ребёнка, пытайтесь понять его поступки, слова, ведь вы когда-то уже прошли этот период, и вряд ли вы его забыли. Станьте для своего ребёнка лучшим другом или подругой, которая всегда поймёт и поддержит.
Переходный период — это своего рода эволюция. Это непредсказуемое и сложное время. Однако отменить пубертат его не получится. А это значит, что его нужно прожить и пережить. Лучше, если вы это сделаете в тандеме, вместе с ребёнком, идя за руку друг с другом. Это период не вечен и закончится он так же внезапно, как и начался.
Никогда не отдаляйтесь от подростка, даже если он будет сам вас об этом просить. Ребята в 15 лет ещё совсем не понимают, что не готовы к самостоятельной жизни. Так помогите им пережить этот этап и ваши дети вернутся к вам совершенно новыми, взрослыми людьми. Правильно преодолев пубертат, вы получите не только взрослого, свободного и уверенного в себе человека, но и настоящего друга.
Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вы столкнулись со сложностями подросткового возраста, проконсультируйтесь со специалистом!