Обучение детей творческому рассказыванию

Содержание

  • Слайд 1

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 43 «Алёнушка» с приоритетным осуществлениемпознавательно-речевого направления воспитанников» города Невинномысска.Тема: Виды и приемы рассказывания в детском саду

    Выполнила: Чипуляева
    Юлия Александровна

  • Слайд 2

    Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Можно выделить следующие виды рассказывания:

    Рассказывание по игрушкам и предметам;
    Рассказывание по картине;
    Рассказывание из личного опыта (по памяти);
    Пересказ народных сказок или рассказов;
    Творческое  рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам).Например, «Как бы я помог маме».

  • Слайд 3

    В основе высказывания детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности.
    Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение.
    Игрушка создаёт возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов.
    Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.

  • Слайд 4

  • Слайд 5

    Дети 1-3 лет: Составление описательного рассказа по одной игрушке. В конце года другая игрушка, но есть те же части или особенности (например, щенок, котенок).
    Дети 1-4 лет: Составление описательного рассказа по набору игрушек. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.
    Дети 4-6 лет: Составление сюжетного рассказа по одной игрушке (ребенок предполагает, что было, что будет). Составление сюжетных рассказов с их обыгрыванием.
    Дети 5-7 лет: Спектакли с игрушками «Новогодняя ночь игрушек в магазине», «Слоненок в зоопарке».

  • Слайд 6

    У детей пяти-шести лет интерес к составлению описательных рассказов становится все устойчивее.

    В подготовительной к школе группе усложняется языковой материал, которым оперируют дети.

  • Слайд 7

    Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине.

  • Слайд 8

    В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов.

    Цель обучения — учить детей описывать изображенное на картине.

  • Слайд 9

    Старшая группа. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.

    Подготовительная к школе группа.
    Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие.

  • Слайд 10

    В рассказывании по игрушкам и картинам дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умения выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.

  • Слайд 11

    Начиная со старшей группы в детском речевом творчестве значительное место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх, о трудовых делах.

  • Слайд 12

    Во 2-ой младшей группе воспитатель учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводить их к воспроизведению текста.

  • Слайд 13

    Задачи обучения пересказыванию в старшей группе: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя: передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствующих с переживанием действующих лиц; излагать содержание близко к тексту, использовать авторские слова и выражения.

    В подготовительной группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, неизученные детали в старшей группе.

  • Слайд 14

    Творческое  рассказывание

    Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях.
    Сюжет для творческого рассказывания должен соответствовать требованиям:
    вызывать у детей желание придумать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний;
    соответствовать опыту ребенка, уровню его речевого развития;
    затрагивать нравственные и эстетические чувства;
    активизировать воображение;
    углубляет интерес к речевой деятельности;
    охватывать область детских игр и развлечений.

  • Слайд 15

    Ориентирами для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать также схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания.

Посмотреть все слайды

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Конспект НОД в подготовительной группе. Творческое рассказывание, придумывание сказки.

ОО Коммуникация.

Разработчик: Устинова Светлана Николаевна, воспитатель МДОУ «ЦРР-детский сад «Дружба»», город Качканар, Свердловская область.

Задачи:

Образовательные:

Учить придумывать и пересказывать сказку последовательно, эмоционально, логично, используя модели.

Создавать условия для:

  • совершенствования умения правильно строить сложные предложения, грамотно задавать вопросы, придумывать сказки разные по содержанию
  • проявления коммуникативных навыков, чувства уверенности в своих силах. Расширять активный и пассивный словарь детей.

Развивающие:

Создавать условия для:

  • развития способностей, интересов и мотивации деятельности (через домовенка Кузю)
  • развития творческого воображения, инициативы при сочинении сказок.

Воспитательные: Воспитывать в детях культуру поведения во время занятия (слушать других детей внимательно, не перебивая, с уважением относиться к высказываниям других). Создавать условия для воспитания способности удивляться, радоваться, восхищаться придуманным сказкам товарищей.

Ход занятия.

— Ребята, сегодня я в детский сад пришла не одна, а с домовенком Кузей. Он живет в моей квартире и каждый вечер перед сном рассказывает мне сказки Хотите с ним познакомиться? (да)

— Кузя, ты где?

— Я здесь, иду-иду. Здравствуйте, детишки, озорники и шалунишки!

— Кузенька, наши дети послушные и любознательные, славные и старательные, умнейшие и добрейшие.

— Я таких люблю, поэтому принес с собой сундучок, в котором сказки живут. Дети, а вы любите сказки? Прекрасно! я вам сейчас загадаю загадки, если вы их отгадаете, то узнаете какие сказки живут в моем сундучке. (Загадывает, открывает сундучок, начинает плакать.)

— Что случилось, Кузя?

— У меня в сундучке не осталось ни одной сказки.

— Не грусти, мы твоему горю поможем, дети придумают тебе много новых сказок. (Усаживают Кузю).

— Ребята, давайте вспомним из каких частей состоит сказка? (Зачин, середина, концовка).

— Какими словами она начинается? (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве…)

— Какими словами заканчивается? (Я там был, мед-пиво пил, по устам текло, а в рот не попало; сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок…)

— В сказке есть положительные и отрицательные герои. Назовите положительных — (Золушка, Мальвина…), отрицательных — (баба Яга, змей Горынович…)

— Кто вам больше нравиться, тот, кто поступает плохо или тот, кто поступает хорошо?

— Дети, а сказка получиться, если будут только положительные герои или только отрицательные? (Нет, потому что добро всегда побеждает зло.)

— Правильно, сказка не получиться интересной, если не будет злого серого волка, доброй Феи…Дети, в сказках всегда происходят чудеса, какие? (Есть колдовство, волшебные предметы, происходят чудеса.)

— Молодцы! А теперь немного отдохнем (физкультминутка):

«Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел- Ключик видно не нашел,

Чтобы ключик тот достать, Надо на носочки встать».

— Ребята, сегодня мы с вами будем сказочниками. А эти модели помогут вам придумать сказку.

Давайте вспомним, что означает эта модель (показываю, дети рассказывают).

— Дети, вам надо самостоятельно выбрать персонажей сказки и опираясь на опорные картинки, придумать сказку со счастливым концом. Сказки должны быть разными, не похожими друг на друга. Кто интереснее придумает, оценит Кузя. Итак, кто самый смелый, кто готов рассказать нам сказку? (Дети рассказывают).

— Кузенька, чья сказка тебе больше понравилась

— Спасибо вам, дети, за сказки. Вы все старались, поэтому и сказки получились интересными. Ваши сказки я положу в сундучок, и буду рассказывать их другим ребятам.

Следующая >

Составление сказки (подготовительная группа)

Воспитатель: Ребята, мы закончили составлять сказку? Что нам ещё надо сделать?

Дети отвечают на вопросы (придумать конец сказки, узнать, чем всё закончится)

Воспитатель: А сейчас мы попробуем с вами придумать конец сказки, опираясь на подсказки — схемы. Я буду выкладывать подсказки, вы предполагать, что они значат. И только потом мы откроем последнюю страницу.

Воспитатель выкладывает картинки-подсказки.

— Как вы думаете, что обозначает первая подсказка? Можно ли брать домой бездомное животное, гладить на улице без взрослых? Куда хозяева отнесли сначала котёнка? Подружилась ли Мурка с котёнком? Нравится ли ему жить в доме с хозяевами? Как вы это поняли?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель: Давайте посмотрим на картинку.

Правы ли мы были? Можно ли сказать, что котёнок грустит, или ему плохо?

Дети: Нет.

Воспитатель: Кто хочет рассказать конец сказки?

Ребёнок рассказывает конец сказки.

Воспитатель: Я думаю, что было бы интересно послушать всю сказку целиком. Кто желает? Я уверена, что у тебя получится, а если ты будешь затрудняться, то тебе помогут картинки-подсказки и ребята.

Ребёнок рассказывает сказку в полном объёме.

Воспитатель: Котёнок очень любит играть. А вы?

Разминка.

Воспитатель показывает схематические карточки, дети должны выполнять те упражнения, которые изображены на карточках.

Если увидите картинку – мальчика, то выполняют только мальчики. Если увидите картинку – девочку, то выполняют только девочки. Ну а если будет картинка – человечек, то выполняют все. Последняя картинка ребята держатся за руки.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы были очень внимательные, и я видела, как вы старались.

Стоя в кругу:

— Ребята, если вы взяли домашнее животное домой, то нужно нести за него ответственность. Это животное домашнее, а значит, без человека ему жить очень трудно. Каждый день бездомные животные погибают на улице: кто – то от холода и голода; кто – то под колёсами машины. Ухаживайте, любите, берегите своего питомца!

Рефлексия:

— Что мы сегодня хотели составить, придумать?

— Что помогло нам справиться с заданием?

— Кому вы сможете эту сказку рассказать?

— Вы сегодня довольны собой?

Предполагаемый результат:

Дети составили сказку по набору картинок с последовательно развивающимся сюжетом. Использовали в качестве плана схематическую модель. Могут объяснить образное выражение «Глаза- зеркало души». Проявляют бережное отношение и сострадание к домашним животным. Могут рассказать сказку своим близким.

Презентация на тему: » Методика обучения рассказыванию (из личного опыта, творческому). Консультация для педагогов ДОУ подготовила учитель-логопед Воробьева Ольга МАДОУ д/с «Радуга»» — Транскрипт:

1

Методика обучения рассказыванию (из личного опыта, творческому). Консультация для педагогов ДОУ подготовила учитель-логопед Воробьева Ольга МАДОУ д/с «Радуга»

2

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В зависимости от источника высказывания можно выделить виды рассказывания : 1)по игрушкам и предметам, 2)по картине, 3)из опыта, 4)творческие рассказы.

3

Рассказывание из опыта Основа — содержательная, интересная повседневная жизнь детей: наблюдения, экскурсии, прогулки, праздники, игры, интересные события. Особенности: 1) опирается на представления, полученные в процессе наблюдений и разных видов деятельности; 2) отражает переживания и чувства ребенка; 3) в их основе работа памяти и воссоздающего воображения; 4) недостаточно связны и последовательны; 5) имеют большое значение для развития мыслительных и речевых способностей ребенка, для проявления его индивидуальности.

4

Рекомендованные темы Средняя группа: как провели праздник новогодней елки; о родном доме, о своей кошке или собаке; как работали на огороде; как меняли рыбкам воду в аквариуме; что видели на кухне. Старшая и подготовительная группы: как провели праздник; что видели во время экскурсий в библиотеку, в школу; про то, как отдыхали летом; наш огород; как шьют одежду; мой лучший друг (подруга); как мы заботимся о малышах, о маме.

5

Рассказы из опыта можно разделить на два вида: 1.Рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимали участие все дети (экскурсия на почту). 2. Рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей («Расскажи, как ты провел выходной день»; «Расскажи о своем доме»).

6

Виды помощи при составлении рассказа из личного опыта: lвспомогательные вопросы lобразец рассказа воспитателя lплан рассказа lуказания lанализ и оценка детских рассказов lподсказ нужного слова lсовместный рассказ воспитателя и ребенка

7

Творческое рассказывание -это деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Виды творческого рассказа: 1) рассказы реалистического характера; 2) сказки; 3) описания природы; 4) по аналогии с литературным образцом: — замена героев с сохранением сюжета; — изменение сюжета с сохранением героев.

8

Условия успешного обучения творческому рассказыванию 1. Постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. 2. Пополнение и активизация словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. 3. Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. 4. Правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел.

9

Приемы обучения творческому рассказыванию 1. Рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам. 2. Придумывание детьми продолжения авторского текста. 3. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему.

Конспект занятия №2 по обучению детей составлению связных рассказов по картине в старшей группе.

Тема: «Составление связных рассказов по картине «В лесу»

Задачи
:

  • учить детей строить полный последовательный рассказ по сюжетной картине, в речи простыми распространенными предложениями (в том числе с однородными членами);
  • при рассказывании использовать коллективно со-ставленный план.

Подготовительная работа
:

рассматривание и беседа по данной кар-тине, составление рассказов-описаний, отдельных фрагмен-тов картины, чтение рассказов и стихов, беседа о лете.

Словарь:

  • чудесная, ясная, солнечная (погода);
  • березы, сосны, поляна, ромашки, колокольчики, незабудка, букет;
  • собирать, искать.

Грамматические формы:

отработать творительный падеж с предлогом «за».

Оборудование
:

картина, кружочки красного и синего цвета по количеству детей.

Ход занятия

1. Организация внимания.

Уточнение последовательности времен года: каждому ребенку задается вопрос типа: «Какое время года бывает после лета?»; «перед зимой?» и т.д.

Правильно ответивший на вопрос садится на свое место.

2. Вступительная беседа:

Какое сейчас время года?

Назовите весенние месяцы.

Какой весенний месяц сейчас?

Какое время года будет после весны?

Сейчас конец весны, как мы говорим про такую весну (поздняя)?

На какое время года похожа поздняя весна?

Какое летом солнце?

А какая погода бывает летом?

Ваня, скажи, какая летом погода, назови все слова, которые говорили ребята (ребенок строит предложение с однородными членами).

Куда мы пойдем на прогулку?

3. Работа с картиной:

Игра «К нам пришел волшебник «Я слышу».

Логопед вывешивает картину:

Посмотрите, дети решили пойти погулять в лес. Как вы думаете, где они живут? Давайте поиграем в игру «К нам пришел волшебник «Я слышу». Представьте себе, что вы тоже оказались здесь, в лесу. Какие звуки вы слышите? (Шумят деревья, жужжат жуки, разговаривают между собой девочки и мальчики, поют птицы, прыгают белки, шурша когтями по стволу дерева).

4. Физминутка.

А теперь вы встаньте со стульчиков, кто захочет, возьмите корзины для ягод, орехов и прогуляемся по лесу. (Дети изображают, как идут по лесу, рвут цветы, собирают ягоды в корзины (рука согнута в локте). А сейчас подкрадемся на цыпочках, спрячемся за дерево и посмотрим, как играют белки. Послушайте, как кукует вдалеке кукушка (дети тихим голосом ку-ку; ку-ку). Пойдем дальше. Нужно покричать, чтобы никто не отстал, не потерялся: Ау! Ау! (протяжно, не очень громко). Теперь можно идти домой.

Сейчас будем составлять по картине рассказ.

О чем будем говорить вначале?

О чем расскажем потом?

Что нужно сказать потом?

Чем закончим рассказ?

Рассказы детей.

5. Итог занятия.

Что мы сегодня делали?

Чьи рассказы вам понравились?

Логопед дает оценку ответам детей.

Ход занятия:

Дети заходят в зал, на экране изображение здания детского сада. (слайд №1)

— Дети, вы любите сказки?. А вы хотите отправиться в путешествие в сказочную страну?. На чём можно добраться? (ответы детей)

на экране появляется ковёр – самолёт и звук самолёта, с закрытыми глазами летят в сказку. (Слайд №2)

Вот мы и прилетели, но чтобы пройти в ворота, нам нужно превратиться в сказочных героев, изобразить их и при входе рассказать из какой сказки вы.

Дети превращаются в сказочных героев и поочерёдно заходят в сказочную страну. Они жестами и мимикой изображают и говорят из какой они сказки.н-р: лисичка идёт мягкой поступью и говорит: «Я Лисичка- сестричка из сказки «Теремок»

и. т. д.) (звучит музыка –рингтон(превращаются) , дети проходят в сказочную радужную страну.(слайд №3) .

На экране изображение радуги, под музыку дети ходят рассматривают атрибутику, любуются радугой. Вдруг раздаётся грохот и радуга исчезает. (слайд №4, №5)

Появляется Фея, (на экране)

и просит о помощи.(слайд №6, без звука, голос за ширмой, ТЕКСТ см. приложение № 1.) Восп-ль: ребята, но прежде, чем мы придумаем сказки, нам надо ещё собрать осколки радуги. Из каких цветов состоит радуга? Какого цвета будем искать первый осколок радуги? (красный)

. Где же он может быть?(подсказка – предмет красного цвета,н-р: шарик) .Дети находят подсказку и рядом сней красный конверт с заданием.

Дети становятся в круг и передавая друг другу «волшебный цветок»

говорят комплименты.(на экране появляется красная дуга) . Задание выполнено.(слайд №7) Дети ищут следующий предмет-подсказку и находят оранжево-жёлтую подсказку с таким же 2-х цветным конвертом.

2 задание: «Что ты знаешь о сказках?»

Вопросы: Что такое сказка, чему она учит, кто пишет сказки, каких авторов знают, из каких частей состоит, как начинаются и заканчивается, какое волшебство происходит и. т. д. (на экране появляется жёлтый и оранжевый цвет-дуги)

.(слайд №7) .

Конспект занятия №1 по обучению детей рассказыванию по картине в средней группе.

Тема занятия: «Беседа по картине «Куры»

Задачи
:

  • учить детей полно и точно отвечать на вопросы по содержанию картины, используя в речи простую распространенную фразу,
  • обогащать и активизировать словарь,
  • работать над развитием силы голоса.

Подготовительная работа
:

  • разучивать загадки о петухе,
  • беседа о домашних птицах.

Словарь
:

кукарекает, кудахчет, пищат, гребешок, бородка, шпоры, пестрые, хвост колесом.

Грамматика
:

  • винительный падеж существительных: «клюет зернышки», «нашли жучка», «клюнуть жучка», «пьет воду», «ищет червячков»;
  • предложный падеж: «на голове», «на ногах», «на пальцах», «на земле»;
  • существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Оборудование
:

картины «Куры», игрушка «Петух».

Ход занятия.

1. Организация внимания:

Сначала сядут девочки, потом мальчики.

2. Встреча с петухом
.

Его рассматривание.

Логопед достает коробку. Вдруг из нее раздается: «ку-ка-ре-ку!»

Ой, кто это там кукарекает? Как вы думаете, ребята?

Петушок.

Давайте посмотрим (логопед открывает коробку и достает из нее большого игрушечного петуха).

Здравствуй, петушок (дети здороваются)! Ты зачем залез в коробку?

Здравствуйте! А я хотел всех ребят разбудить.

Да ребята давно уже не спят. Смотри мы уже позавтракали и теперь сели заниматься.

Да? Ну вот, значит, я опоздал.

Петух огорчается.

Ну, ты не грусти. Хочешь, мы тебе загадку загадаем? (Петушок со-глашается и дети загадывают ему загадку: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами. Ночью — распевает, днем — время считает»).

Ну, это про меня загадка. Да, и днем, и ночью распеваю. Я прямо как будильник. Я очень нужный.

Да, Петя, ты не только нужный, но еще и очень красивый. Да, ребята? Хочешь мы про тебя расскажем? (Логопед вместе с детьми рассказывает).

А у меня есть картина, на которой нарисована куриная семья. Хотите посмотреть? (Логопед вывешивает картину). Давайте назовем всех-всех, кто нарисован на этой картине.

Кто это?

Расскажите, какой у него гребешок.

Что у него еще есть на голове?

Какой у него клюв?

Какие глаза?

Какой у петуха хвост?

Какие у петуха лапы? Что есть на лапах?

Какого цвета перышки у петуха?

Что делает петух?

Какой он?

А это кто? Какие они?

Какого цвета цыплята?

С кем гуляют цыплята?

Что делает их мама-курица?

Куда смотрят эти цыплята? Что они хотят сделать?

Что здесь нарисовано? Что делает эта курица?

Сколько всего кур здесь нарисовано?

Понравилась вам эта картина?

А тебе, Петя? Давайте покричим, как петух. Что он делает? (Кукарекает). Как он кукарекает громко или тихо?

А как куры своих детей созывают? (Изображают). Что они делают? (Кудахчут).

4. Итог занятия.

Дети прощаются с петухом и приглашают его еще в гости.

Рассказы из опыта

Начиная со старшей группы детей, важное место в детской речи занимают рассказы о себе, дружбе со сверстниками, интересных прогулках и играх, трудовой деятельности

Рассказам об игровом опыте детей следует уделять большое внимание, так как это создает условия для возникновения живой непосредственной связи между деятельностью и игровым творчеством детей

Часто рассказы об опыте связаны с наблюдениями за природой.

К моменту перехода в подготовительную группу дети приобретают первый опыт рассказывания историй на темы, отражающие их игры, наблюдения, прогулки, трудовую деятельность, взаимоотношения в коллективе.

В течение года в детском саду учитель продолжает обучать рассказыванию историй на темы из собственного опыта детей. Учитывая приобретенные навыки, учитель повышает требования к рассказам, чтобы дети проявляли больше активности и самостоятельности.

Рассказы детей седьмого года жизни несколько сложнее по структуре и грамматике, в них содержится гораздо больше фактического материала. Все чаще ребенок объясняет события, о которых он рассказывает, самостоятельно, без дополнительных вопросов или указаний взрослого. Так, в подготовительной к школе группе происходит продуктивное обучение рассказыванию на материале накопленного детьми опыта, которое включается в общую систему обучения развитию связной речи.

Темы рассказов основаны на интересах детей в детском саду и дома, а также на том, какие события произошли в их жизни.

Темы для историй из практики:

Средняя группа — Пример: как они провели праздник новогодней елки; о своем доме, своей кошке или собаке; как они работали в огороде; как меняли воду для рыбок в аквариуме; что они видели на кухне и т.д.

Старшая и подготовительная группы — Пример: как мы провели каникулы; что мы видели во время походов в библиотеку, школу; как мы отдыхали летом; наш огород; как мы шьем одежду; мой лучший друг (подруга); как мы заботимся о детях; о моей маме и т.д.

Виды рассказывания

Рассказывание по картинке:

В среднем возрасте дошкольники на занятиях по рассматриванию картинок практикуют построение высказываний, состоящих из нескольких предложений, связанных общим содержанием. Они также учатся внимательно слушать рассказ учителя по картинкам, так что их опыт восприятия ярких историй постепенно обогащается. Все это — готовит детей к самостоятельному составлению рассказов на последующих этапах обучения — в старшей и дошкольной группах.

В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а язык совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов с использованием картинок. Дети, которые воспринимают речевую модель, обычно учатся подражать ей. Описание учителя обычно раскрывает самую сложную или менее яркую часть картины. В остальных случаях дети выражают себя сами.

В дошкольной группе картинки продолжают широко использоваться при составлении рассказов. В течение всего учебного года ведется работа по улучшению и закреплению языковых навыков. При распределении заданий учитывается предыдущий опыт детей и уровень их языкового развития.

В подготовительной группе требования к детским рассказам возрастают в плане содержания, логического порядка изложения, точности описания, выразительности языка и т.д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; они самостоятельно придумывают события, которые предшествовали и следовали за тем, что изображено на картинке.

Рассказы из опыта:

  • Истории, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых участвовали все дети (поход на почту). Этот вид рассказа легче для учителя, потому что он сам был участником событий, о которых будут рассказывать дети, и имеет больше возможностей помочь им.
  • Истории, отражающие индивидуальный опыт детей (например: «Расскажи мне, как ты провел свой выходной день»; «Расскажи мне о своем доме»). Этот вид рассказывания сложнее — никто не наблюдал за тем, о чем будет рассказывать ребенок. В этом случае труднее направлять повествование, и детям требуется помощь взрослого.

Рассказ по предложенным сюжетам:

Обучение творческому рассказыванию является важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и играет важную роль в развитии их творчества и самостоятельности.

Одним из важных методических вопросов в обучении творческому рассказыванию является вопрос выбора сюжета. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание получить рассказ, сказку с четкой композиционной структурой, с включением элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его языкового развития, воздействует на нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности.
Сюжеты для придумывания реалистичных историй охватывают спектр детских игр и развлечений.

Творческие рассказы — это рассказы о вымышленных событиях. В методике творческое рассказывание понимается как деятельность, в результате которой дети придумывают сказки, реалистические истории с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически выстроенными, облеченными в определенную словесную форму. Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя они не встречались в личном опыте ребенка. Сказки обычно представляют собой отражение художественного опыта, который дети получают при восприятии и пересказе народных и литературных сказок. Дети также могут сочинять сказки. Творческие композиции могут быть не только повествовательными, но и описательные.

Сочинения-рассказы по воображению. Обучающие приемы

Творческое рассказывание в детском саду включает методы, помогающие развитию воображения:

  • Перед выполнением задания воспитатель предлагает разные варианты событий одной истории, затем дети, отталкиваясь от предложенных ситуаций, придумывают свои собственные.
  • Дети завершают историю, которую начинает рассказывать воспитатель; при этом предлагаемая ситуация должна быть «открыта» для разнообразных концовок.
  • Героям рассказа дается голос – включается прямая речь.
  • История рассказывается применительно к лицу автора – мальчика или девочки.

Развивая речь ребенка, взрослые тем самым развивают его мышление.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: