Популярные университеты Финляндии
В Финляндии свыше 40-ка, как государственных, так и частных университетов. Поэтому кратко расскажем только о трех наиболее престижных.
На нашем форуме сейчас активно обсуждают иммиграцию. Присоединяйтесь!
Как переехать в США? Способы легальной миграции за океан
39
Ответить
Как легально трудоустроиться в Канаде и остаться жить в стране
58
Ответить
Университет Хельсинки
Самый престижный университет страны, регулярно занимающий места в рейтинге лучших университетов мира:
- Основан в 1640-м году.
- 35 тыс. студентов.
- 8 тыс. сотрудников.
- 11 факультетов.
- Обучение на степень бакалавра возможно только на финском или шведском языке.
- Срок подачи заявлений на поступление декабрь — январь.
Университет Аалто
ВУЗ находится в Хельсинки. Возник в 2010 году в результате слияния 3-х ранее действующих университетов. Ведущее учебное заведение в области новейших технологий:
- 20 тыс. студентов из которых более 2 тыс. иностранцы.
- 4,7 тыс. сотрудников.
- Масса лабораторий и научных центров, оснащенных по последнему слову техники.
- 6 научных школ: инженерии; науки; искусств, дизайна и архитектуры; химических технологий; электротехники; экономики.
- Множество учебных программ на английском языке.
- Крайний срок подачи заявления — конец февраля.
Университет Турку
Находится в одноименном городе. Основан в 1920-м году. Является первым ВУЗом независимой Финляндии:
- 7 факультетов.
- 19 тыс. студентов. Из них 3,5 тыс. иностранных. Большая часть иностранцев — американцы.
- 3,5 тыс. человек персонала.
- 7 независимых институтов и научных центров.
- Есть программы на английском языке.
- Основной срок подачи заявления: декабрь — январь. Некоторые факультеты принимают заявления абитуриентов до конца февраля.
Финляндия имеет одну из лучших систем образования в мире. ВУЗы страны участвуют в болонском процессе, их дипломы признают по всей Европе. Выпускники финских университетов без проблем могут найти работу, как в Финляндии, так и в других европейских странах. Помимо получения образования, обучение в Финляндии открывает прекрасный путь к иммиграции в Европейский Союз.
Про домашнее задание и общение с учителями
Бытует мнение, что домашнее задание в Финляндии не задают. Это не так. Просто, во-первых, им не загружают с первого дня учебы в школе, нагрузка увеличивается постепенно, и, во-вторых, его объем отличается от объемов в российской школе. Для финнов важны увлечения ребенка (кстати, большое количество кружков не приветствуется), общение ребенка в семье, возможность быть на свежем воздухе, общаться с друзьями, поэтому свободное от учебы время – это обязательно.
Финские учителя отмечают в большей степени положительные стороны ребенка.
– За время обучения у нас было много встреч, собеседований, переписки с учителями, но ни разу ни один финский педагог ни об одном из моих детей не сказал: он плохой, он дурно поступил, он сделал грубые ошибки, он не справляется, – признается Сергей Силкин. – Всегда с их стороны есть оправдание поступку или неудаче ребенка. Ученика ведут вперед, не тыча носом в ошибки, а указывая на его сильные стороны – это основное отличие. Есть и оборотная сторона у этой медали: иногда очень сложно работать над ошибками с ребенком. Ответ с его стороны на все попытки всегда один: «Учитель сказал, что все хорошо!»
Общение с педагогом на 90 % проходит онлайн. В реальном режиме в единой системе родитель может следить за успеваемостью своего ребенка, опозданиями, прогулами, успехами, победами, пожеланиями или замечаниями. Родители видят все домашние задания, график тестов, контрольных работ, план работы в школе и внеклассные мероприятия. Личных встреч мало, если нет необходимости. Пару раз за год проходят общие собрания. На них никогда не обсуждают ученики лично или оценки учеников. Несколько раз в год проходят обязательные личные собеседования ребенка и родителей с учителем. При необходимости родитель может попросить о дополнительной встрече, так же, как и педагог может вызвать в школу дополнительно.
Условия поступления в вуз для иностранцев
Как ни странно, но единых правил для поступающих в вузы Финляндии не существует в природе. Каждое высшее учебное заведение регламентирует пополнение студенческих рядов самостоятельно. Они во многом похожи, но тем не менее имеются всё же и отличия.
И иностранцу, и коренному финну при поступлении потребуется аттестат о среднем образовании. Естественно, оно должно быть законченным. Решающую роль играет средний балл аттестата. Абитуриенты с низким баллом практически не имеют шансов на поступление, их могут даже не допустить к конкурсу аттестатов. Те абитуриенты, чьи аттестаты прошли этот конкурс, допускаются к сдаче вступительных экзаменов. Это характерная черта финляндских вузов. В каждом из них при поступлении придётся сдавать те дисциплины, которые определены администрацией.
Экзамен представляет собой скорее собеседование, чем привычный в нашем понимании смертный бой абитуриента с экзаменатором. Проходит оно исключительно в индивидуальном порядке, а не в набитой аудитории. В процессе экзамена-собеседования представитель вуза должен определить степень владения предметом, а также выяснить соответствие заявленной в аттестате оценки реальному уровню подготовки поступающего. Всё общение с иностранными студентами происходит на английском языке. Если абитуриент имеет сертификат, подтверждающий владение финским, это станет большим плюсом и собеседование будет проводиться на нём. Экзамены проходят, как правило, в июне — июле, дата определяется каждым конкретным вузом. Результаты вступительной кампании оглашаются в течение двух недель. По итогам заседания приёмной комиссии выносится решение, и абитуриенту будет выслано официальное приглашение для обучения либо отказ.
В некоторых государственных вузах экзамены не проводятся для тех абитуриентов, которые поступают на особо востребованные в финляндской экономике специальности. Их перечень ежегодно устанавливается Минобразования страны. Стабильно находятся в этом списке специалисты лесного хозяйства и отдельных сегментов пищевой промышленности.
В нескольких высших учебных заведениях Финляндии установлена квота на приём студентов из-за рубежа. Поэтому для начала следует обратиться в предполагаемый для поступления вуз и выяснить, какова квота. Может быть, стоит перестраховаться и выбрать другое высшее учебное заведение.
Будущим студентам понадобится завести счёт в банке на сумму не меньше годового прожиточного минимума в Финляндии
Немаловажным фактором станет материальный ресурс. Иностранный студент должен представить подтверждение наличия на банковском счёте достаточных средств, гарантийное письмо от родителей либо спонсорское обязательство организации. Деньги потребуются для проживания и приобретения учебно-методических материалов.
Необходимым условием для обучения в вузе является открытие студенческой визы. Это можно сделать в одном из дипломатических представительств Финляндской Республики в России или в стране проживания. Для получения визы потребуется стандартный пакет документов, необходимый для разрешения на пребывание в ЕС, а также официальное приглашение от вуза, где есть подтверждение зачисления на дневное отделение, указаны факультет и выбранная специальность, длительность обучения, а также другие условия. Студенту необходимо пройти медкомиссию на отсутствие заболеваний, представляющих опасность для общества, а также иметь медицинскую страховку единого для ЕС образца с минимальным покрытием в 30 тысяч евро. Также следует указать предполагаемый адрес проживания в Финляндии на время учёбы. Его можно написать ориентировочно, поскольку точно определиться с проживанием студент сможет только непосредственно по месту учёбы.
Первоначально студенческая виза открывается сроком на один год. Далее потребуется её продление. Продлить визу можно непосредственно в иммиграционной службе Финляндии на основании письма-отношения от администрации вуза, в котором она подтверждает переход студента на следующий курс. Стоимость годовой студенческой визы составит около 120 евро, продление обойдётся вдвое дешевле.
Стипендии и гранты
Финская образовательная политика направлена на активное развитие международного сотрудничества. Для привлечения иностранных учащихся были разработаны более 400 программ, преподавание которых ведётся на английском языке. В Финляндии полный курс обучения проходят более 7 тысяч иностранных студентов, из них около 4 тысяч учатся в университетах. Помимо этого, почти 7 тысяч студентов со всего мира посещают Финляндию по программам обмена.
CIMO — центр по международным связям — организация, координирующая программы по обмену и обучению и подчиняющаяся Министерству образования Финляндии. Также она занимается распространением информационных материалов и консультированием, содействует преподаванию финского языка и культуры, организовывает летние курсы для иностранных студентов.
Российские студенты могут получить грант как для полного курса обучения, так и для частичного в рамках программы обмена.
Молодые аспиранты и исследователи, а также представители малых финно-угорских народов России могут претендовать на получение стипендии от центра CIMO. Обычно они выдаются на срок от 3 месяцев до года, а размер составляет 700–1000 € в месяц и зависит от квалификации стипендиата и поддержки принимающего вуза.
Учите самому важному
«Финская система обучения: Как устроены лучшие школы в мире»
Когда я преподавал в школе под Бостоном, то благодаря особенностям расписания, где выделялось гораздо больше часов на классную работу, никогда не осознавал, что в процессе планирования отвлекаюсь от главного. Я мог позволить себе некоторую свободу в наполнении уроков. Конечно, я всегда действовал в разумных пределах и не отклонялся слишком далеко от основной линии, но, боюсь, планировал учебный процесс не так эффективно, как мог бы.
В Финляндии, где у меня было гораздо меньше времени для работы с учениками, просто не имелось возможности заниматься вещами, непосредственно не связанными со школьной программой. Волей-неволей приходилось более четко планировать целые модули и отдельные уроки, поскольку иного пути просто не было. Таким образом, оказавшись в новых условиях, я был вынужден отодвинуть вспомогательные аспекты на задний план, где им, в общем-то, самое место. Помню, как я удивился в тот первый год работы в Финляндии, узнав, что в учебном плане пятиклассников на изучение таких предметов, как биология, география, химия, физика и этика, выделялось всего по 45 минут в неделю. Да что там говорить, даже на математику и то отводилось лишь три стандартных урока. Честно говоря, поначалу я чувствовал, что, какую учебную дисциплину ни возьми, мне не хватает времени на ее преподавание.
Столкнувшись с этим, я обнаружил, что такое расписание, когда нагрузка на учителя не слишком велика, — это и проклятие, и благословение: с одной стороны, в Хельсинки у меня появилось больше времени на планирование и сотрудничество с коллегами, но с другой — теперь оставалось меньше времени на работу с учениками. Финские учителя помогли мне подойти к планированию уроков по-другому и сосредоточиться исключительно на преподавании базовых вещей. Сами они удивительно рационально использовали каждую минуту. И постепенно я тоже научился, подобно им, планировать от обратного: то есть исходить из количества оставшихся уроков, тщательно сверяясь с программой и методическими пособиями.
Наблюдая за местными педагогами, я обнаружил, что они добиваются хороших результатов с помощью методов, далеких от передовых или инновационных. Вопреки моим изначальным ожиданиям оказалось, что в Финляндии обычно используют старый добрый подход: учитель регулярно объясняет школьникам новый материал.
Как я узнал в первый год работы в этой стране, в финских школах традиционно используются учебники. Даже первоклассники здесь обычно проводят много времени, выполняя упражнения из рабочих тетрадей по самым разным предметам. Я много часов наблюдал, как учителя по всей Финляндии ведут уроки, и часто видел в классах учеников, которые изучали учебники, вели конспекты и копировали в тетради текст, написанный мелом или маркером на доске. Эта картина преподавания, которую я получил, так сказать, «на земле», не соответствовала сияющему образу финской системы образования, созданному международными СМИ. Признаться, это стало для меня открытием, и поначалу я даже не знал, что и думать.
В итоге я пришел к выводу, что финские учителя так любят использовать учебники, потому что это помогает им распределить изучение материала по темам и урокам. Я обнаружил, что число глав в финских учебниках обычно соответствует числу уроков по тому или иному предмету. Так, например, если в течение учебного года всего запланировано 36 уроков истории, то разумно ожидать, что в учебнике по этому предмету также будет 36 глав.
Да, финские учителя не слишком творчески подходят к работе на уроке, и это может показаться парадоксальным, особенно с учетом их репутации: ведь считается, что они предоставляют детям на занятиях немалую свободу. Но, думаю, эта особенность придает стабильность их ежедневным усилиям и позволяет ученикам хорошо усваивать материал.
Много лет я старался вырасти как преподаватель, но должен признать, что лишь недавно стал рационально планировать уроки
Я не хочу сказать, что ради стратегии учить самому важному педагогам следует пожертвовать методами, ориентированными на самостоятельную работу, в пользу изучения материала под руководством преподавателей. Я просто рекомендую не упускать при планировании самое важное и правильно расставлять приоритеты
Школа, школа, ты мне снишься
Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.
1. Когда и сколько учимся?
Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8 по 16, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских – «лыжных» каникул (финские семьи, как привило, отправляются вместе кататься на лыжах) и пасхальных.
Обучение – пятидневка, только в дневную смену. Пятница – «короткий день».
2. Чему учимся?
1–2 кл.:
изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или «Жизнепонимание» для тех, кого религия не волнует; музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.
3–6 кл.:
начинается изучение английского языка. В 4-м классе – еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины – предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах – игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.
В 5-м классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1-го по 6-й класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры – это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7-м классе.
7–9 кл.:
финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9-м классе – 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».
3. Кому нужны оценки?
В стране принята 10-балльная система, но до 7-го класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1-го по 3-й класс отметки в любых вариантах отсутствуют.
Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.
Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.
Среднее образование
К главным секретам успешного школьного образования Финляндии относят: обеспечение свободы детского самовыражения, максимальный упор на практические занятия, а также минимум тестов и домашек. Финские школьники показывают, один из самых высоких в мире уровень знаний по чтению, естественным наукам и математике (согласно международным исследованиям, проводимых ОЭСиТ). И при этом, они наименьшее количество времени уделяют обучению.
В Финляндии дети обычно идут в школу в 7-летнем возрасте. Среднее образование включает 2 ступени: нижнюю школу (1-6 классы) и верхнюю школу (7-9 классы). Учащиеся могут улучшить свои школьные оценки в 10-м дополнительном классе. Затем дети продолжают обучение или в лицее, гимназии или в профессиональном колледже (в нашем привычном понимании – это 11 и 12 классы). Основные принципы финского школьного образования:
- Равенство школьных учреждений, предметов, учеников, их родителей, учителей. «Элитных» школ нет, поскольку все они абсолютно одинаковы, имеют пропорциональное финансирование, идентичное оборудование и возможности. Социальный статус, место работы родителей учеников их учителям не разглашается. Сравнение учеников между собой – строго запрещено. Культивируется равенство прав детей и взрослых – унижение детей (и словом, и ремнем) как родителями, так и учителями запрещено законом. В целях своей защиты дети (уже с 1-го класса) могут обращаться к социальным работникам. Почти все школы в Финляндии – государственные.
- Не взимается плата за питание (обеды), транспорт, учебники, канцелярские принадлежности, и даже учебные ноутбуки-планшетники. Также запрещены любые сборы с родителей.
- Практичность. Главный девиз школ – «Мы готовим к жизни, а не к экзаменам». Поэтому контрольных и экзаменов нет. Школьная программа максимально направлена на изучение только того, что пригодится в реальной жизни.
- Самостоятельность. Школьников учат самостоятельно размышлять и получать знания (из книг, справочников, интернета). Финны убеждены, что главной целью школы является обучение ребенка будущей самостоятельной жизни.
- Индивидуальность и добровольность. Учебный план составляется для каждого ребенка отдельно. Оценивание школьников также осуществляется согласно персонального уровня. Если ребенок не проявляет интерес к обучению, его не заставляют, так как действует правило – «учатся только те, кто хочет учиться».
Школьная форма и любые другие требования по поводу одежды в финских школьных учреждениях отсутствуют. Уроки не обязательно проводятся в классах, за партами. Регулярно практикуется их проведение на полу, ковриках, траве, свежем воздухе возле школы. Школьники получают домашнее задание очень редко, поскольку по мнению педагогов, родители не обязаны заниматься уроками со своими детьми, а вместо этого, им рекомендуются совместные походы в бассейн, на природу.
Учащихся «к доске» не вызывают, и они не пересказывают пройденный материал. В школьных тетрадках разрешается писать карандашом и стирать его столько раз, сколько необходимо. Учитель, также, вправе проверять задание карандашом. В большинстве школ на входных дверях стоит система автоматического замка, поэтому в здание можно попасть только по расписанию. Обычно территория школ не ограждена и нет охраны при входе. Если будущий ученик относительно недавно переехал в Финляндию, то он имеет возможность пройти подготовку к учебе в средней школе. Такое подготовительное обучение обычно длится 1 год.
Хотите получить гражданство Европейской страны?
Пройдите бесплатный тест и узнайте свои шансы
перейти к тесту
Средняя образовательная ступень
Обучение в школе длится 9-10 лет и состоит их двух уровней. Начало учебного года в Финляндии выпадает на август – примерно с 8-го по 16-е число (единый день для всех не установлен). Окончание учебного процесса приходится на май.
В течение года предусмотрено 4 периода школьных каникул:
- 3-4 дня осенью;
- 2 недели на Рождество;
- 1 неделя в феврале;
- 1 неделя на Пасху.
Учатся школьники только в первую смену с выходными в субботу и воскресенье. В пятницу Министерство образования установило в школах короткий день.
Финские школы не делятся на элитные и обычные – все имеют одинаковые технические возможности и финансирование.
Классификация возможна только по форме собственности:
- государственные;
- частные;
- частно-государственные.
При приеме в учебное заведение администрации школы запрещено вносить в анкету данные о месте работы родителей и их должности.
Обучение в школе является бесплатным. Кроме того, не вносится плата за обеды, экскурсии, транспорт (если есть школьный автобус), канцелярские принадлежности, учебники, планшеты.
Для оценивания применяется 10-балльная шкала. При этом вплоть до 7-го класса учащиеся получают за свои ответы и выполненные задания только словесную характеристику: хорошо, удовлетворительно, посредственно, отлично.
В младших классах (с 1-го по 3-й) оценивать знания не принято ни в какой форме.
Во всех школах установлена электронная система Willa. Получив индивидуальный доступ к ней, родители могут контролировать успеваемость детей.
В этот виртуальный дневник выставляются все полученные учащимися баллы, отмечаются их успехи, вносятся пропуски, комментарии психолога, врача, учителей. В целом оценивание носит здесь сугубо формальный характер и используется только для мотивации учащегося. Ни на рейтинг школы, ни на другие показатели оценки никак не влияют.
Обучение в начальной школе начинается в 7 лет. Первые два года малыши изучают всего 4 предмета:
- чтение;
- математику;
- родной язык;
- природоведение.
Все занятия проходят в одном кабинете с одним и тем же педагогом. Отдельным предметом идет физкультура
Особое внимание уделяется развитию творческого потенциала учеников. С каждым годом количество предметов увеличивается, и к 6-му классу дети уже владеют ключевыми знаниями по всем общим предметам
Переход в 7-й класс знаменует собой начало старшей ступени школы. Предметы здесь уже преподаются разными учителями. Занимает процесс 3 года, причем к основным предметам школьники могут добавить дополнительные по своему усмотрению.
Обучение в гимназиях
Гимназия является альтернативой старшей школе. Выбрать учебное заведение ученик может самостоятельно. На текущий момент в Финляндии работает 441 гимназия, общее количество учащихся в них составляет 130 тысяч человек.
Обучение на этой ступени также является бесплатным. Государство оплачивает все, начиная от проезда и питания и заканчивая учебными материалами.
Единственное, к чему должны быть готовы учащиеся, так это к большой нагрузке и серьезной учебе, поскольку гимназия является своего рода подготовкой к поступлению в вуз. По завершении этого этапа обучения предстоит сдать выпускные экзамены.
Средние профессиональные училища
Управление системы образования предусмотрело еще один альтернативный вариант обучения для старшеклассников – средние профессиональные училища. Их в стране 334, общее число учащихся в них – 160 тысяч человек.
Отбор в учебные заведения этого типа осуществляется по среднему школьному баллу. Их выпускники получают специальное образование по определенной профессии. Продолжительность обучения – 3 года. Освоить профессию можно практически в любой отрасли: сельское хозяйство, спорт, искусство. По окончании можно подать документы для поступления в университет. После сдачи выпускных экзаменов учащиеся могут выбрать любой вуз страны.
Дошкольное воспитание
В дошкольные учреждения обычно принимают детей начиная с 9-месячного возраста и до 7-8 лет. Родители сами выбирают, в какой детский сад отдать свое чадо – в муниципальный, семейный, или же частный. В Финляндии дошкольное воспитание – платное. При этом, оплата за посещение детсада везде одинаковая и зависит только от доходов семьи (чем выше доход, тем выше и оплата). Когда родитель решает выйти на работу после декрета, то его малышу, согласно финского законодательства, предоставляется место в детском садике. В случае, если такого места не окажется (характерно для столицы и крупных городов), то местные муниципальные власти выплачивают ежемесячные денежные выплаты, чтобы один из родителей остался дома с ребенком.
Обычно рабочий день садика начинается в 6.30 и заканчивается в 17.00. Но существуют разные варианты его посещения – неполный день или даже пару часов. Самые жесткие правила действуют в муниципальном детском саду, а самые либеральные – в семейном. Законом предусмотрено, что на одного воспитателя приходится по четыре ребенка. В течении дня дети 3 раза кушают (учитываются особенности какой-либо диеты, если таковой ребенок придерживается), а также имеют дневной сон. Детей в 6-летнем возрасте бесплатно подготавливают к учебе в школе.
Поскольку Финляндия – это северное государство с достаточно суровой природой, то детей уже с детского сада закаляют и приучает к ее климатическим особенностям. Поэтому финские детсадовцы, одевшись потеплее, гуляют даже в непогоду: и в проливной дождь, и в мороз. Также в садах регулярно практикуются различные походы в лес, на природу.
Высшее образование в Финляндии
В 19 лет финны заканчивают обучение в школе. На этом этапе им таки предстоит сдать свой первый и единственный школьный общенациональный матрикуляционный экзамен. При поступлении в вуз он практически не сказывается на шансах абитуриента. Именно поэтому данное испытание не считается экзаменом в привычном понимании этого слова.
Чтобы стать студентом вуза, абитуриент должен сдать в нем вступительные экзамены. От них зависит буквально все. Организация этих испытаний в полной мере ложится на высшие учебные заведения. Во время вступительных экзаменов проявляются отличия между гимназистами и выпускниками профессиональных училищ. Первые, как правило, проходят в университеты, а вторые – в институты. Конечно же, выпускникам училищ никто не запрещает поступать в университеты – формальных ограничений тому нет. Это статистика, основанная на многолетнем опыте финских образовательных учреждений. Говоря о статистике, нельзя не упомянуть тот факт, что лишь треть выпускников школ в Финляндии продолжает учиться.
Высшее образование в Финляндии имеет ряд особенностей. Здесь нет частного сектора. Небольшое количество действующих частных вузов пребывает под полным контролем министерства образования страны и получает финансирование в виде субсидий. Среднего образования как такового в Финляндии нет. Благодаря этому существенно облегчен переход страны на Болонскую систему унификации статусов вузов. Раньше в стране существовало такое понятие, как средние специальные учебные заведения, но сейчас большинство из них приравнивается по статусу к вузу.
Вообще говоря, высшее образование в Финляндии несколько своеобразно. Как уже говорилось выше, в стране функционируют 29 университетов. Кроме них, работает Высшая школа обороны, которая действует вне рамок Министерства образования, но имеет университетский статус. Финские политехнические институты, как и аналогичные вузы других стран Европы, имеет практическую наклонность. Их образовательный процесс в обязательном порядке включает профессионально-трудовую практику.
Между университетами и профессиональными вузами есть четкая грань. Университеты занимаются фундаментальными научными исследованиями. Они могут присваивать своим студентам степень бакалавра и магистра. В них же защищаются докторские диссертации. Но прежде чем защитить диссертацию, ученый получает звание лиценциата – промежуточное научное звание, стоящее между магистром и доктором. В других странах мира такого звания не существует. В рамках отечественной системы образования оно отождествляется с кандидатом в доктора наук.
Что касается профессиональных вузов (они же политехнические или политехники), то в их компетенцию все вышеперечисленное не входит. Однако в последнее время профессиональные вузы стали присваивать студентам степень магистра, чего ранее не было. В 2002 году таким вузам дали разрешение на проведение преддипломной подготовки специалистов. Таким образом, единственное, что объединяет университеты Финляндии и профессиональные вузы – их равномерное распределение по всей территории страны.
Наибольшей популярностью у студентов на сегодняшний день пользуются такие направления образования: управление и бизнес, технологии и транспорт, а также здравоохранение. Также молодых людей привлекает образование в сфере культуры и туризма. Курс образования в таких вузах длится от трех с половиной до четырех лет.