Ориентиры при выборе режима «под себя»
Жесткий режим не способствует развитию ребенка в полной гармонии с самим собой и внешним миром.
Свободный график, напротив, комфортен для крохи психологически. Конечно, в некоторых ситуациях будить малыша в определенное время бывает необходимо. Хорошим решением в таком случае будет пробуждение в фазе быстрого сна (активные движения глаз, подергивания тела, форсированное дыхание). Из фазы глубокого сна (ровное дыхание, нет движения) ребенок выйдет недовольным, нервным и капризным. Если малыша трудно уложить спать вечером, родителям нужно сделать так, чтобы к желаемому времени сна он уставал за вечернюю прогулку с активными играми.
Индивидуальные особенности малыша, его биоритмы, характер, темперамент, а также потребности и возможности родителей — на стыке этих исходных данных и надо искать разумный компромисс.
Не ударяясь в крайности строгого режима и режима «отсутствия режима», поговорим о плюсах четкого распорядка дня, потому что они все-таки есть.
Плюсы режима сна для ребенка
- Бодр и активен;
- Уравновешен и пребывает в хорошем настроении;
- Лучше воспринимает и усваивает информацию;
- Открыт для освоения новых навыков;
- Социально активен и дружелюбен по отношению к окружающим.
Немаловажным аргументом в пользу режима является следующее наблюдение: если ребенок с раннего возраста придерживается заведенного распорядка дня, впоследствии ему легче адаптироваться к режиму, принятому в детском саду и школе.
Специалисты говорят о том, что малыш в первые годы жизни очень чувствителен даже к небольшим отклонениям от устоявшегося графика. При дефиците сна или повышенной физической и умственной нагрузке у него меняется настроение и поведение. По мере созревания коры головного мозга и совершенствования ее функций способность к адаптации у ребенка возрастает, но это не означает, что режим дня можно отменять.
Поддержание устоявшегося распорядка дня в домашних условиях помогает малышу благополучнее, спокойнее и без переутомления приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Если вы решили придерживаться режима, при составлении распорядка дня помните:
- График должен быть гибким, разумным и максимально ориентированным на интересы и потребности вашего ребенка;
- Верхние и нижние границы периодов бодрствования должны определяться не нормами, а особенностями нервной системы конкретно вашего ребенка, в том числе ее гибкостью и работоспособностью;
- Сон должен распределяться в течение суток так, чтобы нервная система малыша получала полноценный отдых;
- Периоды сна, бодрствования, кормления, игр и прогулок устанавливаются в такой последовательности, чтобы они не противоречили друг другу, а, наоборот, гармонично перетекали один в другой.
Требования к распорядку дня в ДОУ по СанПиН
Стандартный распорядок дня в детском саду рассчитан на 12 часов, которые ребенок проводит в стенах дошкольного заведения. Внесение каких-либо корректив осуществляется с учетом климатических условий, географического положения, других факторов. Режим составляют в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.12660–10. Основные положения:
В детском саду предусмотрено четырехразовое питание с временным интервалом 4 часа между трапезами.
Предусмотрено 2 прогулки на свежем воздухе – в первой половине дня и после дневного сна. В общей сложности гулять с детьми требуется 3–4 часа. Время пребывания на улице сокращается при температуре ниже –15 °С и скорости ветра от 7 м/с.
Согласно расписанию дня, время дневного сна составляет 2–2,5 часа, при этом воспитатель должен присутствовать в спальне и следить за спящими детьми.
Требуется проветривать помещение менее 10 мин. через каждые 90 мин. При отсутствии детей организовать проветривание за 30 мин. до их прихода с улицы или занятий
Температура воздуха не должна опускаться более 2–4 °С, важно избегать сквозняков.
Постельное белье в детском саду требуется менять минимум 1 раз за неделю (согласно графику).
В холодный сезон воспитатель должен встречать детей утром в группе, при теплой погоде – на улице (на групповой площадке).
Режим питания
Время | Прием пищи | Приблизительное меню |
8:30 | Завтрак | Горячее блюдо (молочная каша, творожная запеканка, яичный омлет), чай или какао, бутерброд с маслом, сыром. |
10:00 | Второй завтрак | Напиток с фруктами или без. |
12:00 | Обед | Первое блюдо (борщ, суп), второе (гарнир с мясом или рыбой), салат или овощи, холодный напиток. |
15:00 | Полдник | Выпечка (сдоба), напиток. |
18:00 | Ужин | Мясное или рыбное блюдо, творог, напиток. |
Занятия в детском саду
В детском саду развивают речевые навыки, расширяют кругозор детей, знакомят с азами математики и письма, прививают любовь к творчеству и культуре, дают новые знания. При отсутствии медицинских противопоказаний занятия ведутся по таким направлениям:
- физкультура;
- музыка, пение;
- изобразительное искусство;
- математика;
- развитие речи, логики, мелкой моторики;
- подготовка к школе.
В детском саду проводятся самостоятельные игры, когда дети общаются со сверстниками, заводят друзей, отдыхают. За день в детском саду проводится не более 3 занятий, перерыв между которыми составляет не менее 10 минут. Длительность урока:
- младшая группа (дети 3–4 года) – 10 мин.;
- средняя группа (4–5 лет) – 15 мин.;
- старшая группа (5–6 лет) – 20 мин.;
- подготовительная группа (6–7 лет) – 30 мин.
Основные моменты организации дня и режима для двоих детей
Чаще всего окончательный режим дня мамы с двумя детьми складывается тогда, когда младший достигает возраста полутора лет. Как ни странно, несколько легче состыковывается распорядок дня мамы погодков или близнецов, так как дети близки по своим потребностям. Но и в этом случае режим дня ребенка может сильно меняться в зависимости от его индивидуальности и темперамента.
В первые годы жизни до трех лет распорядок дня ребенка изменяется не один раз. А вот оставшиеся до школьного времени четыре года почти не затрагивают режим дня. С каждым этапом уменьшается необходимое в сутки количество сна, видоизменяется приемлемая для малыша пища.
Стоит заметить, что пока режим малыша, находящегося на грудном вскармливании, не стабилизируется, совмещать его с распорядком дня старшего ребенка не представляется возможным. Но если постепенно основные события в жизни грудничка, такие как еда, прогулка, купание, сон, будут происходить друг за другом, то ребенок быстро привыкнет, и с удовольствием будет следовать заведенному порядку. Ну а форс-мажор, который всегда имеет место, будет чем-то редким и не страшным.
Самое главное, состыковывая режим дня детей раннего возраста учитывать, чем будет заниматься старший ребенок, а чем — младший. Если стараться следовать последовательности действий хотя бы около месяца, то ритм жизни станет привычным и желанным для всех членов семьи.
Не стоит забывать, что распорядок дня — это понятие очень и очень гибкое. По мере взросления и роста каждого из детей он может, да и должен меняться. Каждый из детей переживает переход на двух, а потом и трехразовый сон, смена качества и количества пищи, количество занятий.
Основными компонентами, на которые следует ориентироваться при составлении распорядка дня для всей семьи, являются:
- Сон
- Прогулка
- Занятия
- Игровая деятельность
- Отдых и свободное время
- Прием пищи
- Гигиенические процедуры
Именно эти основные моменты следует учитывать, разрабатывая собственный распорядок дня ребенка, мамы и малыша, изменяя длительность и содержание компонентов, в том числе режим сна ребенка, в зависимости от возраста и потребностей детей.
Таблица режим дня по Комаровскому
Подготовка ребенка ко сну. Прогулки перед сном
Если малыш не ходит в детский садик, в любую погоду нужно выходить с ним на прогулку. Перед дневным сном прогулка должна длиться 1-2 часа, а вечерняя прогулка — не менее 2 часов. Если на улице плохая погода, можно усадить ребенка перед телевизором и заниматься своими делами, однако просмотром компьютера или телевизора не нужно злоупотреблять (это касается даже познавательных телепередач и мультфильмов). Ребенку после получасового просмотра обязательно нужно отдохнуть, причем отдых может быть не обязательно пассивным, но и активным, например, можно порисовать, поспать, поиграть, почитать и т. д. Оптимальное время для малыша, чтобы лечь спать — это 21:00-21:30. Перед вечерним сном не следует ребенку возбуждать нервную систему, поэтому смотреть мультфильмы с захватывающим сюжетом или слушать громкую музыку не стоит. Будет лучше, если после того, как малыш примет теплую ванну, вы с ним почитаете вместе сказку.
Если вы будете поддерживать (в то время, когда ребенок находится дома), распорядок дня, принятый в дошкольных учреждениях, ваш малыш сможет получить полноценный отдых, а вам удастся выделить для себя время, чтобы заняться своими делами.
Особенности сна двухлетнего ребёнка
Двухлетний ребёнок должен спать около 13-ти часов за сутки. Примерно 10-11 часов приходится на ночной отдых, а днём кроха спит порядка 2,5-3 часов, единожды. В два года может наступить очередной переходный период, вместе с которым придут некоторые проблемы со сном. Малыш всё активно познаёт, развивается и развлекается, поэтому он может отправляться отдыхать с капризами, негодованием и нежеланием. Такое поведение некоторые психологи называют ложным отказом от сна.
Ложный отказ от отдыха может быть особенностью эмоционального развития, но иногда он спровоцирован воздействием некоторых факторов, таких как отсутствие или несоблюдение распорядка дня, переутомления или, наоборот, отсутствие активности и возможности выплеска энергии, переедание и злоупотребление сладким, возбуждённое состояние или ссоры родителей, просмотр телевизора или игры со смартфонами и планшетами.
Важно! Обязательно наблюдайте за поведением своего ребёнка, ведь оно указывает на необходимость отдыха. Если малыш вял, капризен, сонлив, раздражителен и зевает — ему пора отдохнуть
Но иногда спаду активности предшествует период возбуждённости, когда малыш прыгает, бегает, кричит и проказничает. И за таким всплеском энергии наверняка последует острая потребность в передышке, выражающаяся в апатии, капризах и зевании.
Чтобы наладить ночной и дневной сон, следует соблюдать несколько несложных правил:
- Соблюдение определённых ритуалов – последовательности действий, предшествующих укладыванию. Это могут быть гигиенические процедуры, переодевание в пижаму, чтение сказки или пение колыбельной, приглушение света, поглаживания крохи по голове. Ритуал дарит ощущение спокойствия и подсказывает, что за ним последует сон.
- Благоприятная атмосфера в спальне: температура около 20-22 градусов, проветренное помещение, отсутствие громких звуков и шумов, приглушённый свет.
- Желательная прогулка перед сном. Она насыщает организм кислородом и расслабляет.
- Выплеск энергии в период бодрствования. Если малыш достаточно устанет (но не переутомится!), то он наверняка захочет отдохнуть и быстро уснёт.
- Заблаговременная подготовка ко сну. Укладывание не должно осуществляться внезапно и резко. Желательно за полчаса-час до засыпания снизить активность и перейти к спокойным занятиям, исключить все внешние раздражители (яркий солнечный свет, звуки).
- Увеличение временного интервала между приёмом пищи и сном. Если малыш только что плотно покушал, он не сможет быстро и крепко заснуть. Нужно подождать 30-60 минут, чтобы пища успела частично усвоиться.
Приблизительный распорядок дня в обычном ДОУ
Дневной распорядок в детском саду состоит из:
- режима питания, а именно – времени и количества приемов пищи;
- дневного сна;
- прогулок;
- времени приема детей;
- игр и занятий.
Воспитатели принимают детей в сад с момента начала его работы и до 8 часов утра. Период, пока длится прием, является временем самостоятельных игр в помещении группы или на площадке в теплое время года. Перед завтраком время с 8.00 и до 8.20/8.30 отводится для утренней гимнастики с воспитателем или физработником и для подготовки к завтраку.
Занятия в первой половине дня
Начиная с 9.00, для детей проводятся занятия, направленные на то, чтобы они познавали окружающий мир, развивали свои речевые навыки и знакомились с основами математики. За проведение занятий отвечают воспитатели. Они заблаговременно должны прописывать план деятельности, чтобы уложиться в отведенное для этого время. Помимо воспитателя с малышами также могут заниматься музработник и физкультурник.
Кроме обычных занятий в группе ребята могут посещать 2 раза в неделю бассейн, если таковой имеется. В старших и подготовительных группах также организовывают дополнительные занятия с логопедическим уклоном, на которых дети тренируют свою речь. Проводить их обязан только учитель-логопед.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как приучить ребенка к садику без слез и истерик?
Длительность и количество занятий зависит от возрастных показателей. Для дошкольников младшего возраста проводится 2 занятия в день, одно перед сном, другое после. В средней группе педагог занимается с малышами два раза в день в совокупности 10 часов. У старших дошкольников количество занятий увеличивается до трех, также растет и их продолжительность.
Между занятиями должны быть предусмотрены обязательные перерывы, когда ребята отдыхают и двигаются. Только так можно сохранить активность и познавательную способность ребенка на протяжении дня.
Прогулки и дневной сон
После того, как занятия окончены и дети получили второй завтрак, приходит время прогулки. В яслях прогулка начинается раньше, чем в других группах, а следовательно, и заканчивается тоже раньше, обедают дети в них соответственно самыми первыми. Так как в ясельную группу детки ходят в 2-3 года, учитывая особенности маленького организма, время бодрствования сокращается, а дневной сон наоборот становится дольше.
ИНТЕРЕСНО: с какого возраста можно отдавать ребенка в ясли?
С возрастом период активности у ребенка растет, тем самым организм крохи постепенно готовится к школе и режиму в ней. В средней группе прогулки обычно длятся до 11.30-11.50, а в подготовительной – вплоть до 12.15-12.30. После возвращения с улицы ребят ждет обед и дневной сон. Помещение, где спят дети, должно быть заранее проветрено, а кроватки подготовлены ко сну. Самые маленькие отправляются спать в 12.30, самые же старшие в 13.00-13.15.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: сколько в норме спит ребёнок в 8 месяцев?
Вторая половина дня
Время подъема в детском саду во всех группах одно и то же. Деток будят в 15.00, после чего следует их умывание, переодевание и полдник. В младших группах после этого проводится второе общеобразовательное занятие, в средних и старших для ребят наступает время самостоятельных игр, чтения, мультиков или посещения кружков, которые имеются в заведении.
Время вечернего питания может варьироваться в зависимости от установленного режима. Поужинав, малыши обычно отправляются снова гулять на улицу, куда за ними понемногу начинают приходить родители. В зимний период вторая прогулка длится недолго, поэтому ребят забирают домой в помещении группы.
Режим дня в детском саду
Внутренний распорядок дня фиксируется в уставе ДОУ, то есть регламентирован уже с момента образования детского сада как юридического лица.
Кто устанавливает
Определение и разработка требований санитарно-эпидемиологических служб осуществляется СанПиН, и этот ФГОС распространяется на государственные и на частные детские сады. Исключение — домашние детские сады, которые может организовать любой родитель в жилом комплексе или многоэтажном доме. Хотя ДОУ и близко не режимный объект, за соблюдением этих норм государство следит весьма строго.
Распорядок должен быть везде
Обратите внимание. Большинство требований являются обязательными, но не все — отдельные положения могут варьироваться в зависимости от местности
Нормативы СанПиН для ДОУ
Нормативы зафиксированы в специальном документе, где также обозначены некоторые общие положения:
- Четырехразовое питание.
- Прогулка дважды в день. Общее время – от 3 до 4 часов.
- Дневной сон – от 2 до 2,5 часов. Всё это время воспитатель обязан присутствовать в спальне. Эмоциональные и подвижные игры перед сном проводить не рекомендуется.
- Самостоятельная деятельность детей с 3 до 7 лет занимает как минимум 3-4 часа в день. Это и самостоятельные игры, и подготовка к образовательной деятельности, и личная гигиена.
- Все помещения без исключений ежедневно проветриваются каждые 1,5 часа не менее 10 минут в отсутствие детей. Максимальное отклонение температуры – 2-4 °С.
- Постельное бельё меняется еженедельно или чаще.
В ДОУ распорядок устанавливает СанПиН
Дополнительная информация. До 2019 года проветривание помещения, даже если в нём находился всего один воспитанник, было категорически запрещено, но после новых правок норм СанПиН было санкционировано проветривание в жаркую безветренную погоду.
Ясельная группа
Во всех без исключения детских садах пребывание ребёнка и его деятельность в стенах ДОУ строго регламентировано. Различия в режиме дня для разных групп логично, поскольку двухлетний ребёнок и тот, у которого заканчивается дошкольный период, имеют разные потребности. В целом рекомендуемый режим ребёнка в 3 года в круглосуточных детских садах выглядит приблизительно следующим образом:
Проветривание обязательно
- 7:00-7:30 – подъём;
- 8:00 – завтрак;
- 8:30-11:30 – прогулка, игры;
- 12:00-12:30 – обед;
- 12:30-15:30 – дневной сон;
- 16:00 – полдник;
- 16:30-19:30 – прогулка, игры;
- 19:00-19:30 – ужин;
- 20:30-7:00 – ночной сон.
Важно. В этом возрасте промежутки между сном и бодрствованием должны составлять приблизительно 4-5 часов, так как ещё не укрепившаяся нервная система ребенка нуждается в отдыхе
Младшая группа
Необходимо указать, что младшая группа неоднородна, она делится на 1-ю младшую и 2-ю группы, режим которых несколько отличается. Но это уже не ясли, на подготовку к прогулке для воспитания навыков самообслуживания выделяется 20 минут.
Вторая младшая отличается от первой тем, что малыши на 20 минут меньше спят, их прогулки длятся дольше на 15 минут (вторая прогулка) или на час (первая прогулка), а времени на обед чуть меньше.
Средняя группа
Режим в садике для средней группы практически идентичен расписанию 2 младшей группы. Единственное изменение – появление кружков.
Старшая группа
В старшей группе отличий становится значительно больше:
- первая прогулка на 10 минут дольше;
- второй завтрак на 5 минут быстрее;
- «тихий час» короче ещё на 30 минут;
- на кружки и НОД отводится на 5 минут больше времени;
- время первой прогулки увеличивается на 10 минут;
- вторая прогулка короче на 15 минут;
- на 15 минут растёт время подготовки к ужину и собственно ужина.
Подготовительная группа
У подготовительной группы обед и подготовка к нему занимают полчаса, и больше их расписание ничем не отличается от старшей группы, им необходимо обучаться точно так же.
Учим учиться
Здесь родителей поджидает самая большая сложность. Дети привыкли и любят играть. А вот обучение для них является чем-то непонятным в принципе, а потому – скучным и ненужным. В коллективе ровесников дети занимаются вместе, что является дополнительным стимулом. К тому же, опытные педагоги умеют находить подход к детям и заинтересовывать их предстоящей работой. А вот как объяснить ребенку дома, какой смысл в обучении?
Большинство из нас начнет пугать малыша тем, что «неучи, когда вырастают, работают дворниками или грузчиками». Ребенку такая перспектива кажется весьма далекой и туманной. И кроме того, что он обесценит для себя труд грузчика или дворника, толку от таких внушений не будет.
Вариант второй, и тоже не лучший, – подкуп: прочитаешь – получишь игрушку, сладости или поиграешь за компьютером. Такой подход лишь породит между дошкольником и взрослыми товарно-денежные отношения. Малыш не будет заинтересован в результате своего труда
Ему будет важно побыстрее закончить то, что мешает ему развлекаться, и получить желаемое вознаграждение
Как же помочь ребенку принять необходимость занятий?
- Цените все достижения своего чада: и уже имеющиеся, и предстоящие. Учите его, чтобы научить, а не чтобы удовлетворить свои нереализованные амбиции.
- Не впихивайте в него максимум знаний – всего не знает никто. Учитывайте прежде всего то, что интересно самому малышу, сопоставляя с требованиями по готовности к школе.
- Не сравнивайте собственного ребенка с чужими, более успешными – это занизит самооценку малыша и отобьет желание учиться. Сравнивайте с тем, как прогрессирует он сам.
- Нельзя покупать старания дошкольника какими-то благами, как и заставлять учиться в качестве наказания за провинность.
- Нельзя наказывать за допущенные ошибки или неумение. Родители – помощники, наставники и советчики.
- Всегда хвалите свое чадо за любые успехи, поддерживайте, выказывайте свою гордость его успехами и веру в его силы.
- Сложные задания исключать нельзя. Они максимально полезны для развития малыша. Просто показывайте ему, что вы всегда готовы помочь.
- Придерживайтесь установленного времени занятий, соблюдайте возрастные нормы по их количеству в день и продолжительности.
- Разнообразьте уроки веселыми физкульт-перерывами, чтобы малыш не засиживался и не утомлялся.
Режим дня дошкольника направлен, прежде всего, на его развитие и подготовку к обучению
Поэтому так важно составить его правильно и непреклонно придерживаться. Ребенку эта привычка будет помогать всю жизнь. Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным
Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным.
Режим дня в детском саду
Распорядок дня в детском саду зависит от возраста ребенка, специализации дошкольного учебного заведения, других факторов на усмотрение воспитателя (методиста, руководства). Занятия, требующие повышенного умственного напряжения детей, проводят в первой половине дня, чередуют с физическим воспитанием, музыкой, изобразительным искусством
Это важно, чтобы не перегружать ребенка, сделать его всесторонне развитой личностью на радость папе и маме
Ясельная группа (2–3 года)
Распорядок дня в садике важно соблюдать с яслей. Это необходимо, чтобы малыши быстрее адаптировались
Важно ускорить процесс привыкания к воспитателям и няне, чтобы ребенок не переживал, и каждое утро с радостью шел в детский сад. Приблизительный график дня:
Время | Режим дня |
7:00–8:00 | Прием малышей |
8:00–8:20 | Завтрак |
8:20–9:00 | Самостоятельные игры в группе |
9:00–9:30 | Подготовка к прогулке |
9:30–11:30 | Уличные игры |
11:30–11:45 | Возвращение в группу, подготовка к обеду |
11:45–12:15 | Обед |
12:15–12:30 | Подготовка ко сну |
12:30–15:00 | Тихий час |
15:00–15:15 | Пробуждение после дневного сна |
15:15–15:30 | Полдник |
15:30–15:45 | Самостоятельные игры |
15:45–16:15 | Занятия по группам |
16:15–16:30 | Подготовка к выходу на улицу |
16:30–18:00 | Прогулка |
Младшая группа (3–4 года)
Время | Режим дня |
7:00–8:20 | Прием детей, утренняя зарядка, игры |
8:20–8:50 | Подготовка к завтраку, прием пищи |
8:50–9:20 | Игры, подготовка к занятиям |
9:20–10:00 | Занятия |
10:00–10:20 | Подготовка к прогулке |
10:20–12:20 | Отдых на свежем воздухе |
12:20–13:00 | Обед |
13:00–15:15 | Тихий час |
15:15–15:45 | Пробуждение, игры, воздушные процедуры |
15:45–16:00 | Полдник |
16:00–16:30 | Игры, физическая активность |
16:30–16:50 | Сбор на улицу |
17:00–18:00 | Прогулка |
Средняя группа (4–5 лет)
Время | Режим дня |
7:00–8:20 | Прием воспитанников, гимнастика, подвижные игры |
8:20–8:50 | Подготовка к завтраку, прием пищи |
8:50–9:50 | Подготовка к занятиям, занятия |
9:50–11:50 | Сбор на улицу, прогулка |
11:50–12:15 | Возвращение в группу, подготовка к обеду |
12:15–12:50 | Обед |
12:50–13:00 | Подготовка со сну |
13:00–15:00 | Тихий час |
15:00–15:25 | Пробуждение, игры, воздушные процедуры |
15:25–15:50 | Полдник |
15:50–16:30 | Игры, физическая активность, музыкальные уроки, образовательная программа |
16:30–18:00 | Сбор на улицу, прогулка |
Старшая (5–6 лет)
Время | Режим дня |
7:00–8:30 | Прием воспитанников, дежурство, гимнастика, подвижные игры |
8:30–8:55 | Подготовка к завтраку, прием пищи |
8:55–10:50 | Развивающие занятия |
10:50–12:25 | Подготовка к прогулке, прогулка |
12:25–12:40 | Возвращение с улицы, подготовка к обеду |
12:40–13:15 | Обед |
13:15–15:00 | Подготовка ко сну, тихий час |
15:00–15:25 | Пробуждение, процедуры личной гигиены |
15:25–15:40 | Полдник |
15:40–16:20 | Игры, физкультура, труд, ИЗО |
16:30–18:00 | Отдых на свежем воздухе |
Подготовительная группа (6–7 лет)
Время | Режим дня |
7:00–8:30 | Прием воспитанников, дежурство, гимнастика, подвижные игры |
8:30–8:50 | Подготовка к завтраку, прием пищи |
8:50–9:00 | Сбор на занятия |
9:00–11:05 | Подготовка дошкольника к школе |
11:05–12:35 | Сбор на прогулку, прогулка |
12:35–12:45 | Возвращение в группу |
12:45–13:15 | Обед |
13:15–15:00 | Тихий час |
15:00–15:25 | Пробуждение, соблюдение личной гигиены |
15:25–15:40 | Полдник |
15:40–16:30 | Игры, труд, ИЗО, общение со сверстниками, сбор на улицу |
16:30–18:00 | Отдых на свежем воздухе |
Зачем нужен режим?
Режим дня имеет огромное значение для состояния здоровья ребенка и воспитания. Распорядок позволяет максимально продуктивно организовать жизнь ребенка и родителей, в результате чего все члены семьи способны справиться с большим количеством дел с минимальными потерями ресурсов на суету, панику и переживания, связанные с возможными опозданиями. Если приемы пищи, сон, прогулки и другая необходимая деятельность ежедневно проходят в одно и то же время, ребенок привыкает, начинает понимать, что такое дисциплина, и легче перестраивается с одного вида деятельности на другой.
Грамотно составленный режим, учитывающий рекомендации педагогов и педиатров, способствует гармоничному развитию личности ребенка. Организм привыкает жить «по часам», он «знает», когда необходимо принимать пищу или ложиться спать, и подготавливается к процессу. Нарушения режима могут привести не только к капризам, но и к развитию болезней. Чаще всего дети, привыкшие соблюдать распорядок дня, чувствуют себя бодро по утрам и в течение всего дня, пребывают в хорошем настроении и уравновешенном состоянии.
Проблемы могут возникать, когда ребенку приходится перестраиваться с одного режима на другой, а это неизбежно в процессе взросления и смены вида деятельности. По началу дети капризничают, плачут, не желая признавать новый распорядок, но в итоге успокаиваются, привыкают, и все становится на свои места.
Дети, посещающие детский сад, привыкают к режиму, который работает в дошкольном учреждении
Важно, чтобы и дома родители придерживались режима, тогда ребенку будет намного легче следовать распорядку дня в садике. Однако многие родители придают распорядку гораздо меньшее значение, чем нужно
Часто они позволяют детям отклоняться от установленного графика. Этого делать нельзя, поскольку постоянное попустительство мешает выработке привычки.
Соблюдение режима делает ребенка самостоятельным. Он четко знает, что ему необходимо делать, делает это без напоминания и без помощи (в определенном возрасте). Четкое выделение времени на выполнение каждой определенной задачи позволяет равномерно распределить нагрузку на организм ребенка, что исключает переутомление, капризы и истерики.
Характер закладывается именно в первые годы жизни, к пяти годам он является уже полностью сформированным, дальше возможна только незначительная корректировка. С помощью внедрения режима дня можно воспитать в ребенке дисциплинированность, самостоятельность, пунктуальность. Все эти качества благоприятно сказываются на качестве игрового и учебного процесса.
В итоге соблюдение режима дня имеет следующие преимущества:
- Ребенок растёт здоровым, поскольку своевременно принимает пищу, хорошо спит, много времени уделяет активным играм. Врачи считают, что соблюдение режима укрепляет иммунитет, поскольку организм подстраивается под него, в результате ребенок лучше спит и ест с аппетитом. В свою очередь, крепкий иммунитет защищает от болезней.
- Ребенок становится спокойным и уверенным, поскольку распорядок позволяет избежать нервозности, суеты, хаоса и беспорядка. Жизнь приобретает упорядоченность.
- Дети, которые дома соблюдали режим, гораздо легче проходят адаптационный период в детском саду и школе. Детям, которые дома не следовали распорядку дня, бывает тяжело привыкнуть к новым требованиям.
- Малыш рано становится самостоятельным, у родителей нет нужды постоянно контролировать его действия.
- Много времени уделяется развивающим занятиям и тем мероприятиям, которые не происходят ежедневно, тогда как постоянные регулярные задачи выполняются автоматически, на них тратится минимум времени.
Обязанности воспитателя
Помимо организации дня, приемов пищи и сна, воспитатель обязан обеспечит детям благоприятные условия для воспитания и обучения. На протяжении дня ребята должны участвовать в активных играх, развлекательных мероприятиях и обучающих занятиях.
В праздничные дни проводится особая программа, к которой дети готовятся заранее. В подготовке выступлений берут участие музыкальные руководители и инструкторы по физкультуре.
В ежедневные обязанности педагога входит поиск общего языка с каждым конкретным ребенком. В основе воспитания лежит понимание темпераментов и характеров малышей, на основе которых воспитатель находит индивидуальный подход к детям.
А также отдельное внимание уделяется уважительному отношению к ребенку. Это не значит, что педагог должен ходить на цыпочках вокруг воспитанников
Целью его работы должно стать формирование уважительного отношения ко всем членам группы: дети учатся уважать взрослых, а старшие прислушиваются к малышам.
Естественно, у каждого отдельного педагога имеется индивидуальный опыт общения с детьми, а также своя методика воспитания. Такие качества, как чуткость, внимательность и терпение — это признак не простого выполнения профессиональных обязанностей, а преимущество людей, работающих по призванию.
Как влияет отсутствие дневного сна
Малышу необходимо отдыхать днем, но чем старше он становится, тем легче организм переносит отсутствие дневного сна. Если маленькие дети пропускают дневной отдых, это дополнительный стресс для организма. Нервная система продолжает работать в усиленном режиме, что обязательно скажется на состоянии здоровья. Малыш перевозбужден, часто капризничает, плохо спит ночью. По каким признакам родители могут понять, что ребенок готов к отказу от дневного сна?
- Даже если крошка не отдохнул днем, он все равно бодр и весел. Настроение у него хорошее, не капризничает, с удовольствием играет, много двигается, занимается своими делами.
- Если днем малыш поспал несколько часов, вечером его невозможно уложить в нужное время. Ночной сон наступает очень поздно, ребенок активничает и отказывается укладываться в постель.
- Когда ребенок лежит в кроватке днем, он долго не может уснуть, крутится, много разговаривает.
- Без дневного отдыха малыш спокойно укладывается вечером в привычное время и быстро засыпает. Качество ночного сна хорошее, крошка не просыпается и спокойно спит до утра.
Пример распорядка дня в обычном ДОУ
Режим дня подлежит обязательному рассмотрению на педагогическом совете и утверждается заведующей на каждый учебный год в первых числах сентября.
Примерный режим дня в детском саду:
7.30 – 8.00 Открытие, прибытие детей, свободное время.
8.00 – 8.15 Зарядка.
8.15 – 8.45 Подготовка к завтраку, завтрак.
8.45 – 9.00 Свободное время.
9.00 – 9.40 Занятия согласно программе ДОУ.
9.40 – 10.00 Свободное время, сборы на прогулку.
10.00 – 12.00 Игры на улице.
12.00 – 12.45 Гигиенические процедуры, подготовка к приёму пищи, обед.
12.45 – 13.00 Подготовка ко сну.
13.00 – 15.00 Дневной сон.
15.00 – 15.20 Подъём, зарядка, гигиенические процедуры.
15.20 – 16.00 Свободное время, подготовка к приёму пищи.
16.00 – 16.30 Полдник.
16.30 – 17.00 Занятия, кружки согласно программе ДОУ.
17.00 – 18.00 Игры на улице.
18.00 Приход родителей за детьми, уход домой.
Это примерный распорядок, он может отличаться в разных учреждениях, в него вносятся коррективы в зависимости от времени года (тёплый или холодный период), но основные элементы – занятия, приём пищи, сон, прогулки, свободное время — обязательно должны присутствовать, независимо от населённого пункта или формы собственности детского сада.
Организация режима дня в детском саду соответствует возрасту ребёнка и на основе упорядоченности и неизменности приучает его к порядку, аккуратности, самостоятельности и организованности.
А эти качества, безусловно, пригодятся вашему ребёнку во взрослой жизни, поэтому очень важно применять режим и вне стен учреждения
Требования к распорядку дня в ДОУ по СанПиН
Начать нужно с того, что такое СанПиН. Это специально установленные законодательством санитарно-эпидемиологические нормы и правила, которые защищают человека от негативного влияния окружающей среды.
Нарушение этих правил карается законом. В детском саду их строго соблюдают, так как речь идет о подрастающем поколении.
Существуют основные требования, которые крайне важно соблюдать:
-
малыши от 3 до 7 лет должны бодрствовать не больше 5 — 6-ти часов после ночного пробуждения;
-
длительность ежедневных прогулок должна составлять минимум три часа;
-
гулять нужно два раза в день: до и после обеденного времени;
-
у детей от трех лет обеденный сон должен длиться в среднем 2 часа, у малышей младше трех лет – 3 часа;
-
питание должно быть четырехразовым с интервалом не менее четырех часов.
Конечно же, этих правил намного больше – это только самые основные из них. Соблюдение этих норм напрямую зависит от работы сотрудников детского сада. Они должны иметь понятие о дисциплине, организованности, терпении и знать весь перечень правил по СанПиН.