Психолого-педагогическая характеристика на класс

Исследование класса по методу №3

Диагностика «Краски»

У учащихся должны быть цветные карандаши, а также листы для диагностики. На каждом листе нарисовано по 10 кружков, в каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащихся – раскрасить кружки в тот или иной цвет.

Если ребёнок окрашивает предметы в тёмные цвета, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.

Цвет и настроение

Красный – восторженное, работоспособное, творческое.

Синий – грустное, печальное.

Оранжевый – радостное.

Жёлтый, зелёный – спокойное, уравновешенное.

Фиолетовый – тревожное.

Чёрный – мрачное, крайне неудовлетворённое.

Судя по данной диагностике ребята в основном выбрали яркие цвета, что говорит о позитивном настроении. Раскраска некоторых слов в диаграммах.

Основные моменты, которые должны быть отражены в характеристике класса

Как видно из предыдущего раздела, характеристика класса обязана отображать всеобъемлющую информацию о классе. Какие же главные моменты нужно отображать в таком документе?

  • В документе необходимо отобразить главные даты истории образования класса.
  • Важным фактором документа считается отображение мотивации и стремления класса, отображение роли школы и класса в деятельности школьников, их желания участвовать в коллективной деятельности и, как они относятся к таким нагрузкам.
  • Еще один важный момент в оформлении документа – это проведение метода социометрии, позволяющий определить лидеров в классе, выявить активных учеников, понять специфику взаимоотношений сверстников, различие формального и неформального звена класса, и роль активистов класса.
  • Нужно описать ответственность учеников к учебе и труду. Заинтересованы ли дети в общественном труде? Отобразить выражение профессиональной целеустремленности учащихся.
  • В документе обязательно должны быть описаны сведения о дружбе одноклассников. Имеются ли в классе неформальные группы и что их объединяет?
  • Нужно обязательно оценить психологическую атмосферу в классе. Как формируются взаимоотношения между учениками, с родителями, с педагогами и прочими сотрудниками учебного заведения? Описывается климат, царящий в школе и общения между сверстниками. Необходимо отобразить неформальных лидеров, «притягивающих» учеников.
  • При описании климата в классе оценить, обладают ли школьники одинаковым мнением по различным вопросам? Отношение в коллективе к критике и самокритике.

Характеристика класса разных звеньев школы обязана различаться индивидуальными особенностями, выявление которых имеет большое значение для формирования максимально реальной картины коллектива класса. Документ обязан содержать информацию об индивидуально-возрастных качествах каждого учащегося, его поведении и проблемах, появляющихся в период обучения. Характеристика класса обязана отображать данные об активе коллектива и ролей, выполняемых лидерами.

Особенность составления некоторых характеристик на учеников

Преподаватель может составлять характеристику на группу учащихся. В этом случае необходимо предварительно разбить школьников на группы по успеваемости, общению и т. д. И только после этого приступать к ее составлению.

Характеристика на ученика с плохим поведением должна помочь учителю найти подход к этому ребенку, а последнему влиться в учебный процесс. Поэтому этот документ должен непросто содержать данные о плохом поведении, но конкретизировать причины и в чем оно проявляется. Преподавателю нужно помнить, что главная цель такой характеристики – не наказание ученика, а оказание ему помощи.

Характеристика ученика начальных классов

Характеристика

ученика 4 класса

ИвановТимофей обучается в данной школе с _____20___ года.За время учёбы зарекомендовал себя, как дисциплинированный, отлично успевающий ученик. На уроках по всем учебным предметам Тимофей работает активно, сосредоточенно, стремится к выполнению каждой учебной деятельности на самом высоком уровне. При выполнении учебных заданий быстро способен переключаться с одного вида работы на другой. Ученика отличает усидчивость, трудолюбие, выносливость, любознательность, стремление к саморазвитию, общительность, организованность, работоспособность

Внимание, память, мышление развиты на высоком уровне

Тимофей добросовестно готовит домашние задания, заинтересован в том, чтобы сделать их больший, дополнительный объем. Старается самостоятельно организовывать свой труд. За второй и третий учебный год Тимофей имеет похвальные листы за отличную учебу. На протяжении четырех лет Тимофей активно участвовал в различных городских и школьных конкурсах, где часто достойно показывал свои знания. У ученика одно из самых ярких, содержательных портфолио класса, где содержится ряд грамот и дипломов, демонстрирующих разносторонние интересы и хорошие результаты. Ни один школьный конкурс, ни одна учебная конференция не обходятся без его активного участия.

Тимофейособенно интересуется такими предметами, как математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение, английский язык. Чтение – одно из многих самых любимых увлечений мальчика, читательский кругозор позволяетему уверенно пересказывать тексты произведений, свободно выражать свои мысли, содержательно писать сочинения. Любит ученик декламировать стихотворения, особенно во время проведения школьных и классных праздников. Неоднократно Тимофей участвовал в городском конкурсе чтецов города «Колокола мужества», где занимал призовые места.К выполнению общественных поручений относится очень добросовестно. Староста класса. У Тимофея наблюдается спокойный, доброжелательный стиль поведения. Одноклассники с симпатией относятся к Тимофею и самым важным в характере считают доброту, надежность, упорство, стремление добиться результатов во всем, чем он занимается. Многим ребятам импонирует его стремление к отличной учебе, хороший бесконфликтный характер. Тимофей заслуженно пользуется уважением среди ребят и симпатией у учителей. Говоря о морально-этических качествах ученика надо отметить в характере Тимофея доброту, отзывчивость, чуткость, эмоциональность, честность. Постоянно старается активно участвовать во всех классных делах, мероприятиях.

Ему можно поручить любое дело, и он уверенно постарается с ним справится. Если у Тимофея не сразу что – то получается, он расстраивается, но проанализировав свои недочеты и ошибки, стремится исправиться и добивается результата. Он не опускает руки, если возникают какие- либо трудности, а ищет пути их преодоления. Обращается открыто за помощью к своим учителям и родителям.

Физически развит, активно участвует во всех спортивных соревнованиях класса и школы.

Внеурочная школьная деятельность Тимофея разносторонняя. Режим дня насыщен.

Он занимается плаванием, бальными танцами, шахматами, посещает дополнительные занятия по английскому языку. В семье получает много внимания и любви и отвечает тем же.Родители – авторитет для Тимофея, они являются активными помощниками ребёнку в учёбе, которые стараются всесторонне развивать своего сына.

Мальчику требуется помощь родителей, которую, по словам ребенка, он не получает.

Начальная школа, Классному руководителю, Педагогика

Петя способный мальчик, но учится плохо.Родители не всегда интересуются учебой сына, не всегда заботятся о внешнем виде ребенка, не посещают родительские собрания.

ХАРАКТЕРИСТИКАна слабого ученика начальной школы

Иванов Петр родился 03.05.2006 г. В гимназию поступил 1 сентября 2013 года хорошо подготовленным. За время обучения показал себя не очень добросовестным учеником. Петя способный мальчик, но учится плохо. Домашние задания выполняет не всегда и не полностью. Учебная программа сложная и при выполнении домашнего задания требуется помощь родителей, которую, по словам ребенка, он не получает.

В данный период обучения ученик с программным материалом справляется удовлетворительно, но не успевает за общим темпом работы класса, постоянно нуждается в организующей помощи взрослого. Работоспособность крайне низкая; на занятиях – пассивен, рассеян. К концу урока количество ошибок увеличивается. На вопросы отвечает односложно, часто отказывается от устных ответов. У ребенка сильно нарушена каллиграфия. При чтении допускает ошибки, с нормой техники чтения справляется. Большой интерес проявляет к математике: достаточно быстро усвоил счет в пределах 20 и обратно. Петя решает простые задачи, справляется с решением примеров, но слабо усвоил таблицу умножения и деления.

Петр очень часто и без предупреждения пропускает уроки. Мама ссылается на болезни ребенка. Однако справки о болезни предоставляются редко.

Родители не всегда интересуются учебой сына, не всегда заботятся о внешнем виде ребенка, не посещают родительские собрания. Учитель неоднократно приглашал родителей на индивидуальные беседы. Но в течение года родители пришли только три раза. На первую беседу папа пришел с запахом спиртных напитков. Две следующие встречи были с мамой. После беседы успеваемость улучшалась только на короткий срок. Последние полгода обучения приглашения учителя на беседу игнорировались.

Замечания учителя мальчик выслушивает, но не старается действовать в соответствии с ними. Все поручения выполняет не очень добросовестно. В классе общается лишь с отдельными ребятами. Устав школы не нарушает.

Утром на уроки ребенок приходил без сопровождения родителей. После уроков папа встречал ребенка с признаками алкогольного опьянения, запахом спиртных напитков. Часто после уроков за ребенком никто не приходил, и Пете приходилось ждать родителей в здании гимназии.

Классный руководитель

Пример психолого-педагогической характеристики класса

Для большего понимания, как составлять психолого-педагогическую характеристику, приведем пример составления такого документа.

В 10 классе 28 учащихся: 15 девчонок и 13 мальчишек.

Из них 1 ученик ХХХХ года рождения, 1 ученик- ХХХХ года, остальные учащиеся – ХХХХ года рождения.

18 школьников класса проживают в полноценных семьях. Все ученики проживают в дружелюбном семейном климате.

Социальный статус коллектива невысок: 10 детей из неполноценных семей, имеют семьи, у которых родители со вторым браком, а один из родителей проживает в гражданском браке.

Имеются дети из малообеспеченных семей (указать фамилии), у одного учащегося (фамилия) оба родителя инвалиды.

Восемь детей занимаются классе из соседнего микрорайона.

Социальный статус родителей:

  • Служащих — 11.
  • Рабочих — 21.
  • Бизнесменов — 4.
  • Домохозяек — 12.

Образование родителей:

  • Высшее — 15.
  • Средне техническое — 23.
  • Среднее — 10.
  • Неполное — 1.

При общении с родителями и школьниками, и изучения их на протяжении последнего года учебы выявлено, что в классе имеются ученики с ярко выявленным темпераментом холерика, такие учащиеся нуждаются в постоянном наблюдении со стороны педагогов за их поведением (фамилии детей). В тоже время немало флегматиков (фамилии учащихся).

Наличие 2-х типов в одном классе при небольшом числе учащихся спокойного темперамента, вырабатывает определенные проблемы в деятельности преподавателей.

Необходимо заметить, что у 50-55% учеников класса средняя степень интеллектуального уровня.

Трое учеников обладают довольно низкой степенью познавательной и учебной заинтересованностью (фамилии учащихся).

Лишь небольшое число учеников обладает ярко выявленной индивидуальностью, острым мышлением (фамилии детей). Большая часть школьников класса посещают разные кружки и секции.

  • Учащийся 1- посещает школу художников, иностранный язык.
  • Учащийся 2 – посещает группу обучения при ДС «Пионер».
  • Учащийся 3 – занимается самбо.
  • Учащийся 4 – посещает ДЮСШ.
  • Учащийся 5 – в школе музыки.
  • Учащийся 6 – волейбол, гимнастика.
  • Учащийся 7, 8, 9, 10 – являются волонтерами

Часть учеников посещают спортивные секции, участвуют в состязаниях, добивается призовых мест.

Учащийся 11 – завоевал 1-е место по физкультуре в олимпиаде города.

Большинство детей легко контачат с одноклассниками и преподавателями. Имеются ученики, отличающиеся вздорным, драчливым характером, часто конфликтуют – это (фамилии ребят).

  • Учащийся 12 – находится на учете у психиатра. У него неустойчивая психика. Тем не менее он безобиден, в последнее время отличается спокойным характером, не конфликтует.
  • Учащийся 13 – отличается беспокойным нравом, но в последнее время ни с кем не конфликтует, помогает товарищам по классу.

Сверстники игнорируют не всегда адекватное поведение проблемных учеников, стараются с ними находить «общий язык» и заботиться о них. В классе существуют лидеры (как формальные, так и неформальные) – (имена учеников), которых ребята уважают. В классе существует актив, являющийся организатором всех мероприятий: (фамилии учеников). Необходимо отметить, что есть ребята, занимающие пассивную жизнь, с нежеланием принимают участие в мероприятиях школы – (фамилии учеников).

После диагностики степени воспитанности, было определено, что у 16-ти детей хорошая степень воспитанности, у 2-х – высокая, у 11-ти – средняя. Исследование мотивации участия детей в деятельности школы выявило, что только:

  • Учащийся 14 обладает коллективистской мотивацией.
  • Учащийся 15 – обладает престижной, прочие учащиеся обладают личностной мотивацией.

Немаловажную помощь в воспитании детей осуществляют родители: (их имена). В классе существуют часто болеющие дети, пропускающие уроки: (имена детей).  Одиннадцать учащихся класса с плохим зрением, пять –  с сердечными заболеваниями, два аллергика, два астматика, есть ученики с желудочными болезнями.

Основываясь на характеристике класса, необходимо установить приоритетные задания на 2022-2023 учебные годы:

  • Обеспечивать учащимся обширный выбор деятельности для осуществления процесса самоопределения, самореализации и самоутверждения.
  • Стимулировать у учеников тягу к самосовершенствованию.
  • Поощрять процедуру самоуправления в классе.

Описание других черт характера ребенка

В составленном педагогом документе, описывающем уровень и степень развития личности, должна быть указана работоспособность ребенка, реакция на замечания и требования, умение управлять своим поведением, особенности характера (скромный, тихий, импульсивный и проч.)

Описание личности дошкольника должно отражать и состояние психофизических процессов: внимание (устойчивое или нет), способность к концентрации, переключаемость, восприятие явлений (соответствует или нет возрасту), временные представления малыша, развитие памяти и словесно-логического мышления. Характеристика на ребенка в ДОУ от воспитателя обязательно датируется

На последней страничке ставится подпись педагога. Документ визируется заведующим ДОУ.

Образец характеристики на ученика класса

Характеристика на ученика 4-В класса

Средней общеобразовательной школы № 171

Васильковского Василия Васильевича

2006 года рождения

проживающего по адресу:

г. Тюмень, ул. Ленина дом, 56, кв. 158

Ученик осваивает школьную программу на среднем уровне, неконфликтный, сдержанный, спокойный. Дисциплину не нарушает, уважительно относится к педагогическому составу. Физическое развитие ребёнка в норме, активен, занимается восточными единоборствами. Видимых проблем со здоровьем нет, на учёте у узконаправленных специалистов не состоит. Рост и вес соответствуют норме.

Живёт в полноценной семье, которая состоит из отца, Васильковского Василия Ивановича, 1980 года рождения (работает инженером в мостостроительной компании), и матери, Васильковской Виктории Андреевны, 1984 года рождения (домохозяйка). Семья благополучная, судимостей у членов семьи нет, родители интересуются успеваемостью ребёнка в школе, участвуют в организационных вопросах класса.

Психологическая атмосфера в классе удовлетворительная, успеваемость на среднем уровне. В классе обучаются 26 детей, из них 15 мальчиков и 11 девочек. Третий класс на отлично закончило семеро человек, ещё пятнадцать детей окончили год хорошистами и четверо учащихся — удовлетворительно. Василий организован, выполняет порученные ему задания, исполнительный, лидерских качеств не имеет. С классом не конфликтует. У мальчика есть друг, с которым он проводит время на переменах и после школы.

Ребёнок дружелюбный, стеснительный, уравновешенный. Склонен в большей части к точным наукам, проявляет интерес к спорту. Проблемным предметом является чтение. Техника чтения ниже нормы.

У ребёнка есть целеустремлённость, но неярко выраженная. Эмоциям ярко не проявляет, скован в их выражении.

В целом ребёнок развит хорошо, отвечает всем нормам психического и физического развития. Психически уравновешен, посещать детский коллектив может

Следует обратить внимание на излишнюю застенчивость ученика, продолжать развивать умения в точных науках и улучшить технику чтения

Выше был представлен среднестатистический образец характеристики на ученика младшей школы. Характеристика на учащегося старших и выпускных классов составляется в этом же ключе, отличительной чертой является больший уклон на профессиональные навыки и предрасположенность школьника к тем или иным предметам. Указываются рекомендации по выбору направления в обучении в высшем учебном заведении и дальнейшему выбору профессии.

После того как характеристика на учеников составлена, её нужно задокументировать, присвоить регистрационный номер и внести в журнал входящей и исходящей документации. Объём характеристики в среднем должен быть на один лист формата А4. Используя описанные выше рекомендации и следуя примеру составления характеристики, вы без особого труда сможете подготовить необходимый документ на любого учащегося вашего класса.

Как составить психологическую характеристику класса

 Любой руководитель класса постоянно сталкивается с составлением плана воспитательной деятельности в классе. К одному из составляющих разделов такого плана относится “Характеристика класса”. Что же нужно отображать при оформлении такого документа? Как написать характеристику?

Напишем пошаговый план составления характеристики:

  1. Вначале необходимо составить список учеников класса, с указанием адреса проживания и контактных телефонов. Далее нужно описать состав учеников, т.е. сколько в классе мальчишек и девчонок и отметить их дату рождения.

Пример:

  • Дата рождения 2010 г. – 18 учеников
  • Дата рождения 2011 г. – 10 учеников
  • Дата рождения 2012 г. – 2 ученика.
  1. Нужно указать число полноценных и неполноценных семей, отобразить неблагополучные и многодетные семьи, а также семьи, у которых родители инвалиды. Все сведения обязаны быть подробными, с описанием фамилий.

Пример:

  • Многодетные семьи – 2 (Ивановы – 4 детей, Петровы – 3 детей).
  • Инвалидные семьи -1 (Данилины – 1 ребенок)
  1. При прибытии в класс нового ребенка, требуется отобразить процесс его адаптации.
  2. В следующем разделе документа необходимо проанализировать психофизическое здоровье учеников с указанием результатов медосмотра, число учеников, относящихся к основной, подготовительной или специализированной группе здоровья. Надо отобразить предложения докторов.

Пример:

Абрамов Валентин – специализированная группа, обладает плохим зрением, рекомендовать первую парту, приближенную к окну.

  1. При наличии среди учеников инвалидов, надо внести эту информацию в характеристику с указанием данных этих учеников, диагноза и назначением доктора. Также надо отобразить, где выполняет домашние задания каждый ученик: дома или в школе. Описать взаимоотношения ребенка-инвалида с родителями и одноклассниками, а также проанализировать соотношение здоровья ученика-инвалида с полученными достижениями в учебе.
  2. Нужно определить качество знаний и навыков учеников с отображением числа отличников, хорошистов, отстающих. Указать число учеников, посещающих кружки, с отображением наименования кружка или секции. Выполнить анализ степени активности, познавательной заинтересованности у детей и отобразить эти сведения по пяти-бальной шкале. Отметить наличие поручений в классе.
  3. В документе необходимо отобразить сплоченность класса, имеются ли микро-группы, по каким интересам формируются, кто лидер группы, какие взаимоотношения с параллельными классами.
  4. Отметить характеристику семей учеников с отображением среднего возраста родителей. Пример:
  • 25-35 лет – 11 семей
  • 35-35 лет – 17 семей
  • 35-45 лет – 13 семей
  1. Отобразить социальный состав семей.

Пример:

  • Интеллигенция – 8 семей
  • Рабочие – 21 семья
  • Пенсионеры – 1 семья
  1. Указать образование родителей.

Пример:

  • Высшее – 9 родителей
  • Среднее – 14 родителей
  • Среднее специальное – 11 родителей
  1. Записать отношение родителей к школе. Нужно перечислить фамилии семей, которые являются членами комитета родителей.

Таким образом, после заполнения всех перечисленных рекомендаций, будет получена полноценная психологическая картина класса.

Характеристика на школьника-прогульщика

Иногда школе приходится выдавать такой документ на прогульщика. Характеристика на ученика, который не посещает школу, имеет похожую структуру, но отличается по содержанию, что вполне оправданно.

Характеристика на ученицу 8-Б класса МОУ «Школа № 131» г. Москвы

Сидоренко Людмилу Глебовну, проживающую по адресу: г. Москва, ул. Героев Сталинграда, д. 14, кв. 5.

Учащаяся школа № 131 Сидоренко Людмила Глебовна обучается в данном общеобразовательном учреждении с 1 сентября 2003 года. Воспитывается в полноценной семье, но не считает своих родителей авторитетами, в связи с чем отношения в семье сложные

Родители стараются уделять максимальное внимание дочери, но все попытки вмешаться в ее личную и школьную жизнь воспринимаются в штыки

Интеллектуальные способности ученицы на достаточном уровне, проявляет интерес к химии и биологии, географии и истории. Одновременно показывает неудовлетворительный результат по математике, русскому языку и литературе. Умственные и мыслительные способности у Людмилы имеются, но в силу лени проявляет она их неохотно. Часто высказывает на уроках личное мнение, обосновывает его, но в довольно резкой форме. Не терпит компромиссов.

Уроки прогуливает часто и без причины, аргументируя это отсутствием интереса к учебе.

К положительным особенностям характера относятся: коммуникабельность, открытость, честность, повышенное понимание справедливости. Среди негативных черт характера упрямство, безответственность, лень, самоуверенность, граничащая с самолюбованием.

К творчеству интереса не проявляет. Показывает высокие результаты в спорте, занимается активно восточными единоборствами.

Отношения в коллективе напряженные. Умеет найти компромисс с одноклассниками, только если это выгодно, в противном случае предпочитает отмалчиваться, не вступая в открытые конфликты.

Вредных привычек нет.

Учится хорошо только по тем предметам, к которым проявляет интерес. Уровень знаний по русскому языку и литературе, алгебре и геометрии ниже среднего ввиду регулярных прогулов. Имеет склонность списывать, но потенциально способна показывать более высокие результаты.

Дополнительная информация

Костя много читает, увлекается исторической литературой, это позволило ему в 2015 году стать финалистом отборочного (заочного тура) и участником регионального этапа олимпиады «Наследники Ломоносова» в 2016 году. К выполнению общественных поручений Константин относился добросовестно, был избран старостой класса в 1 полугодии 2015 года. Юноша активно участвовал в общественной жизни класса, школы, города, района. Костя – постоянный участник практически всех культмассовых и спортивных мероприятий, в составе команды школы принимал участие в военно-патриотических играх «Зарничка», «Зарница». Юноша скромный, сдержанный, рассудительный, дисциплинированный, не поддается чужому негативному влиянию, проявляет ярко выраженные лидерские качества. Правила поведения всегда соблюдал, выполнял все рекомендации педагогов, пользуется заслуженным уважением среди преподавателей. Константин имеет авторитет и среди товарищей, поддерживает дружеские отношения со всеми одноклассниками.

Дата написания характеристики…

Классный руководитель…

Директор школы…

Выводы, постановка проблемы, задачи

Нет единой ценностно-ориентационной системы; низкий уровень сплоченности коллектива;

Необходимо:

  1. продолжить работу по формированию и сплочению коллектива, выработке единых ценностных норм и правил, которые бы принимали и осуществляли все члены коллектива;
  2. способствовать повышению уровня познавательной активности у учащихся с замедленным темпом деятельности, формировать у них познавательную активность, учебную мотивацию;
  3. формировать у учащихся адекватную самооценку;
  4. воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками, развивать их коммуникативные умения и навыки.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: