Лексическая тема «Насекомые» (старшая группа)
Словарная работа
Существительные:
Жук, бабочка, муха, божья коровка, муравей, комар, кузнечик, стрекоза, насекомое;
Голова, усы, туловище, лапки, крылья, жало, глаза, насечки, пыльца, улей, нектар, муравейник.
Прилагательные:
Красивый, разноцветный, жёлтый, мохнатый, трудолюбивый, блестящий, чёрный, коричневый, яркий, заботливый, красивый, лёгкий, вредный, полезный.
Глаголы:
Летать, ползать, трудиться, опылять, есть, вылезать, зарываться, жужжать, кусать, жалить, пищать, стрекотать, вредить.
Наречия:
Высоко, низко, далеко, близко, красиво, весело, шумно.
Предлоги:
Над, под, перед, около, за.
Пальчиковая гимнастика:
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками) Полосатая пчела, (На каждое насекомое загибают пальчик) А за нею шмель-шмелёк И весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. (Делают колечки и подносят к глазам) Приходили муравьи И травинку принесли. Пожужжали, полетали, (Машут ладошками) От усталости упали. (Роняют ладони на колени)
Артикуляционная гимнастика:
Лошадка, Грибок, Часики, Болтушка, Чашечка – Лопатка.
Дыхательная гимнастика:
Сдуть с руки насекомое.
Лексико – грамматические игры
«Кто это?»
— Рассматривание насекомых, их частей тела. — Отгадывание загадок про насекомых. — Обобщающее понятие «Насекомые» — Вред и польза насекомых.
«Подбери словечко»
Бабочка какая? – красивая, разноцветная, лёгкая, быстрая … Муравей – Пчела – Комар – Божья коровка – Майский жук – Кузнечик – Стрекоза –
«Подбери словечко»
Бабочка что делает? – летает, опыляет, прячется … Муравей – Пчела – Комар – Божья коровка – Майский жук – Кузнечик – Стрекоза –
«Скажи ласково»
Муравей – муравьишка Стрекоза — Жук – Усы — Муха – Крылья — Комар – Глаза –
«Один – много»
Жук – жуки Бабочка – Муха — Божья коровка – Муравей — Комар – Кузнечик — Стрекоза – Насекомое — Ус – Крыло — Улей –
Скажи со словом «много»:
Много жуков, муравьёв, мух, насекомых, …
«Что делает? – Что делают?»
Жук летает – жуки летают ползает – ползают пищит — пищат опыляет – опыляют жалит — жалят ест – едят жужжит — жужжат вылезает – вылезают улетает — улетают кусает – кусают работает — работают
«Где бабочка?»
— НА цветке, НАД цветком, ПЕРЕД цветком, ОКОЛО цветка, ЗА цветком.
«Кто как кричит?»
Комар – пищит Муха – жужжит Кузнечик – стрекочет
Развитие связной речи
Составить описательный рассказ о насекомом (с помощью наводящих вопросов взрослого).
1. Кто это? 2. Части тела 3. Цвет 4. Где живёт? 5. Пользу или вред приносит?
Заучивание стихотворений
1. Я нашла себе жука На большой ромашке. Не хочу держать в руке, Пусть сидит в кармашке.
Лапок шесть, а глаза два, Крапинка на спинке. Вот хорошая трава. На, поешь травинки.
Ой, упал, упал из рук, Нос испачкал пылью. Улетел зелёный жук, Улетел на крыльях.
2.- Где была ты? — Тут и там. — Где летала? — По цветам. — Что домой ты принесла? — Мёд, — ответила пчела.
Учитель-логопед Бузмакова Анастасия Фёдоровна Учитель-логопед Бугрова Елена Геннадьевна город Пермь
- Конспект группового занятия в старшей логопедической группе по теме «Насекомые»
- Лексическая тема «Фрукты» (старшая группа)
- Логопедическая зарядка по теме «Насекомые»
- Лексическая тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы»
- Лексическая тема «Продукты питания»
Loading …
Трудолюбивый муравей / современная притча
Жил-был на свете трудолюбивый и жизнерадостный Муравей. Каждый день спозаранку он приходил на работу, где много и продуктивно трудился. Муравей всегда был в хорошем настроении — улыбка почти никогда не сходила с его лица, он был весел и много шутил. Деятельность фирмы благодаря Муравью тоже была успешной.
Но однажды Шмель, генеральный директор той самой фирмы, где работал Муравей, вдруг решил, что Муравей не может и не должен работать сам по себе. Поэтому была придумана должность надсмотрщика. На эту новую должность Шмель взял Навозного Жука. Главной каждодневной заботой Жука-Навозника стала правильная организация работы Муравья. А для этого заставил он Муравья делать ежедневные многостраничные отчёты о проделанной работе.
Но теперь компании понадобилась должность секретаря, так как отчёты Муравья теперь надо было регистрировать и систематизировать, прежде чем давать на чтение Навозному Жуку. И тогда наняли Паучиху, которая классифицировала документы, а между делом отвечала на телефонные звонки.
А между тем, счастливый и работящий Муравей всё продолжал работать, не покладая рук. Шмель был крайне доволен отчётами Навозного Жука, а потому запросил дополнительные отчёты, а также прогнозы работы Муравья и расчёты различных показателей по ней. И теперь возникла необходимость нанять для Навозного Жука ассистента. И на эту должность был приглашён Таракан. А ещё понадобилось закупить кое-какую оргтехнику, что и было без промедления сделано.
Вскоре трудолюбивый и жизнерадостный Муравей начал вдруг жаловаться на всё увеличивающееся количество отчётов и всевозможные разборы полётов, и ему стало становиться всё менее и менее веселей, и улыбка совсем пропала с его лица. Тогда Шмель, генеральный директор, осознал, что надо срочно принимать кардинальные меры. И рабочее место Муравья было преобразовано в целый департамент. А раз департамент, значит положен и начальник. На эту должность был назначен Кузнечик. Он оборудовал для себя современный кабинет и обставил его мебелью и необходимой ему офисной техникой. Но Муравей уже не был так счастлив, как раньше. Он стал крайне раздражительным и необщительным.
Однажды Шмель, посмотрев очередные отчёты, понял, что департамент, где работал Муравей, перестал быть рентабельным, каким был в прежние времена. Хорошенько подумав и всё взвесив, Шмель пригласил в качестве консультанта Сову и поручил ей провести диагностику работы департамента. После трёх месяцев анализа Сова выдала заключение, что в департаменте слишком много лишнего персонала. Следуя совету специалиста, Шмель издал приказ о сокращении численности.
И первым в списке оказался Муравей, так как только он один был постоянно чем-то недоволен.
Раз тут с утра пораньше настало время Притч, есть и у меня несколько. Пока одну приведу, не самую свежую, но практически в тему:
Потерпел в шторм кораблекрушение круизный лайнер. Выбросило на берег тропического острова только троих: Американца, Француза и Русского. Жило на нём дикое племя.
Местные приютили страдальцев, подкормили их, чем могли, потом приводят их к Вождю, а тот им и говорит: — У нас тут скучно, и основная ценность – новые знания и простое человеческое общение. — Понимаем, — с готовностью и любезно отвечают новички. — Вот! – продолжает вождь. – И потому мы для всех прибывающих установили такой порядок: каждый должен суметь задать нам такой вопрос, на который мы НЕ сможем ответить. А потом разъяснить. И мы такому интересному и полезному человеку вежливо, с уважением и с почётом помогаем добраться до цивилизованных земель.
Выбора нет, согласились наши путешественники на предлагаемые обстоятельства, стали думать над вопросами.
Первым, с высоты своего образования, задал свой вопрос Американец: — Что такое синхрофазотрон? Дикари, значит, сбились в кучку, шу-шу-шу (посоветовались) – и отвечают про эту машину. Потом пир горой: съели Американца, как и договаривались.
Вторым задал свой вопрос весельчак-Француз: — Что такое минет? Дикари опять сбились в кучку, шу-шу-шу (долго в этот раз советовались) – и отвечают про эту технологию. Потом, соответственно, весёлый пир: съели и Француза, как и положено по Договору.
Русский почесал в затылке, и задает свой вопрос: — Что такое партком? Дикари в кучке: шу-шу-шу (советуются-советуются, и не знают ответа).
Источник
Лопухин А.П.
Ст. 6-11 Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник
То же чувство самосохранения, по мысли Премудрого, должно побуждать человека к трудолюбию и отвлекать от лености, причем в 6-8 в пример трудолюбия указывается муравей (по LХХ ст. 8 — еще и пчела), а в ст. 9-11 приводятся гибельные последствия для человека от лености его. Муравей, трудящийся во всякое время по собственному, инстинктивному побуждению — без внешнего принуждения (ст. 7) и мудро собирающий себе запасы летом для зимы (ст. 8), является весьма пригодным и внушительным символом и уроком трудолюбия; в качестве такого символа или образца муравей весьма нередко встречается в поэзии арабской и персидской, а также в классической письменности (у Аристотеля, Вергилия, Горация, см. Zockler. Die Spruche Salomionis, s. 69). LXX (также слав. и русск. синод. ) в ст. 8, кроме муравья, приводят в качестве образца трудолюбия и искусства еще пчелу (в Комплютенском изд. греч. текста речь о пчеле опущена): мед пчелы, собираемый ею с величайшим искусством, употребляют во здравие не одни простолюдины, но и цари, и у всех пчела в почете. Хотя о пчеловодстве, как промысле, в Ветхом Завете не упоминается (только уже у Филона и в Мишне), под именем меда (евр. дебаш) (напр., в выражении: земля текущая молоком и медом) разумеется, главным образом, фруктовый мед (и теперь еще называемый в Сирии дибс), но и о пчелином меде библейские евреи несомненно знали (см. Втор I:44; Суд XIV:8; Пс CXVII:12; Ис VII:18), и потому LXX могли в имевшемся у них еврейском подлиннике читать это другое сравнение или олицетворение трудолюбия . От сравнения Премудрый переходит (ст. 9 и сл.) к прямому обличению ленивца, беспечно почивающего непробудным сном. На приглашение проснуться (ст. 9, сн. Еккл IV:5; сн. Еф V:14), ленивец отвечает просьбой дать ему еще несколько поспать или подремать (ст. 10, сн. XXIV:33). Но Премудрый угрожает ему неизбежными последствиями беспечности и лености: нищетой бедностью, которая приходит быстро, нежданно, как прохожий как вооруженный разбойник (LXX: ὥσπερ κακος ὀδοὸπόρός ὤσπερ ὰγὰθος δρομευύς, Vulg.: quasi viator, quasi vir armatus), см. 11. В конце ст. 11 LXX, Vulg. (слав., русск.) имеют прибавку, выражающую обратную мысль той, какая высказана в первой половине стиха (в Комплют. Библ. прибавка отсутствует): прибавка имеет вид распространительной глоссы. В гл. XXIV ст. 33-34 повторяются стихи 10-11 рассматриваемой главы, но данной прибавки там не имеется.
предыдущий стихследующий стих
А что внутри муравейника?
Бывает, что снаружи муравейник выглядит совершенно безжизненным, словно спящим. Но внутри…внутри всегда кипит работа:
- Снуют муравьи-работяги, перенося личинок то вверх, то вниз. Все дело в том, что белые червячки совершенно беспомощные и уязвимые. Чтобы «детки» не замерзли, няньки несут их утром поближе к солнышку и теплу. Вечером предстоит обратный спуск в нижние этажи гнезда.
- В одной из камер собраны продукты питания. Большинство видов этих насекомых запасают семена разных трав. Перед едой они очищаются от кожуры и измельчаются в муку. Для малышей из муки готовится кашка, смешанная со слюной кормильца.
- Некоторые муравьи создают внутри муравейников целые грибные плантации. Грибы очень питательные. Муравьи готовят для них специальный грунт из зеленых листочков и своих экскрементов. Чтобы грибочки росли хорошо, грунт все время обновляется.
- Чтобы запасы еды не пропали при длительном хранении, их периодически выносят на поверхность и сушат.
- Муравьи тщательно следят за состоянием своего жилья. Они убирают мусор, следят, чтобы в муравейнике была нормальная влажность. Каждый день они поднимают наверх отсыревшие травинки и веточки, а сухой стройматериал спускают в нижние этажи.
- Вечером, чтобы в гнезде сохранялось тепло, входы закупориваются смолой.
Кто в муравейнике живет?
Муравьиная колония имеет четкое разделение на касты. Есть муравьи:
- Матки. В одном муравейнике может быть одна или несколько маток. Они являются основой гнезда и обеспечивают выживание колонии, откладывая яйца. Матки самые крупные, могут жить до 20 лет. Если «королева» неожиданно погибает, муравейник постепенно вымирает, потому как другие муравьи имеют короткую продолжительность жизни – 3 года, не больше.
- Работники. Самая многочисленная каста в муравейнике. Работниками становятся самки, которые не могут давать потомство. Они выполняют самые разные обязанности. Няньки следят за кладками яиц и кормят личинок измельченной пищей. Строители роют ходы, приносят палочки и травинки, занимаются ремонтом и расширением гнезда. Есть муравьи фуражиры, отвечающие за добычу пищи. Они, в свою очередь, разделяются на разведчиков и носильщиков. Первые отвечают за поиск пропитания. Найдя что-нибудь съестное, они оставляют по пути ароматный след, по которому носильщики находят еду и относят в муравейник. Есть среди работников скотоводы. Они «пасут» тлю: переносят на сочные зеленые листочки, собирают образующийся сироп, а в начале зимы загоняют «скот» обратно в муравейник. Работники могут менять свою профессию с возрастом, перераспределять обязанности, если часть колонии гибнет.
- Самцы и самки. Молодые особи с крыльями. Самки становятся матками после оплодотворения, а самцы погибают, прожив чуть менее месяца.
- Солдаты. Обладают мощными челюстями. Они защищают гнездо от врагов, и помогают раскалывать твердые зерна.
Схема муравейника
Самые распространенные в России земляные муравейники внешне напоминают гору из травинок и земли. Она имеет форму конуса и содержит небольшие отверстия. Это входы, которые одновременно играют роль вентиляционных шахт. Коническая форма выбрана неслучайно. Благодаря ей гнездо хорошо прогревается солнцем, получает достаточно кислорода и не промокает под дождем. Капли дождя не проникают глубоко внутрь.
Под куполом располагается много камер, соединенных между собой ходами. Строение может уходить вглубь почвы на 2 метра и делится на несколько секторов. За каждым сектором закреплены свои работники, самки, солдаты и есть своя тропа. Если что-то с одним сектором случается, колония всегда выживает.
Камеры выполняют разные функции:
- Хлебный амбар. В нем хранятся зерна.
- «Мясная» кладовка. Служит для хранения гусениц, жуков и прочей белковой пищи.
- Кладбище. В этот отсек относится мусор и мертвые собратья.
- Солярий. Самая верхняя камера, в которой муравьи греются после зимы.
- Зимовальная камера. Находится на большой глубине. В ней собираются насекомые в холодное время года.
- Комната матки. В ней живет самая крупная самка, откладывающая яйца. За ней ухаживают работники.
- Комнаты личинок. Здесь содержатся вылупившиеся яйца. В комнате живет до 10 личинок, которых кормят няньки.
- Коровник. В нем муравьи держат своих «коровок» тлей, обеспечивающих колонию сладким нектаром.
Схема муравейника для детей на фото:
Фото в разрезе:
Похожая притча
Ежегодный мировой чемпионат по рубке леса проводился в британской Колумбии. Финалистами были канадец и норвежец. Их задача была такова. Каждому из них отводился определенный участок леса. Победителем становился тот, кто…
- Владимир Демянович
- 02.09.2015
- Притчи о работе
- 0 комментариев
Умная притча из цикла «Путь торговли», Ямагучи Тадао: Ученик спросил Учителя: «Учитель, я никак не могу понять сути того, чем все восторгаются. А именно: в японском языке иероглиф, означающий слово «кризис»,…
Притча о художниках
- Владимир Демянович
- 13.08.2019
- Притчи о работе
- 1 комментарий
Однажды, странствуя по стране, Хинг Ши пришёл в один город, в котором в тот день собрались лучшие мастера живописи и устроили между собой соревнование на звание лучшего художника Китая. Многие…
Изменения
Мораль этой статьи!
Как я уже говорил, это мои любимые притчи, афоризмы и анекдоты. И вы понимаете, существуют и другие. Так что в путь! Безусловно, я рекомендую каждому тренеру копить свой арсенал красивых и смысловых историй. Подбирайте их под себя, под тему тренинга, под группу.
Тренируйте интерпретацию, мораль, каждой притчи, добавляйте новые смыслы, привязывайте к реальной практике в продажах, переговорах и управлении.
И еще один совет. Я завел привычку, сохранять новые интересные мне притчи, которые мне попадаются в книгах и на просторах интернета, в отдельный файл, чтобы потом подумать, где и как их использовать.
И перед подготовкой к тренингу, и даже во время тренинга, я иногда просматриваю этот список, чтобы выбрать что-то ценное для группы, учитывая контекст тренинга.
Притча о работе: собеседование
- Владимир Демянович
- 16.11.2013
- Притчи о работе
- 0 комментариев
Притча о работе, «Путь торговли», Ямагучи Тадао: Однажды ученик спросил Учителя: «Учитель, на следующей неделе я буду проводить собеседования с огромным числом людей, которые хотят устроиться в мою фирму на должность…
Два меча
Один мастер делал мечи как разящее оружие, второй мастер — как оружие, которым защищают свою жизнь. Чтобы сравнить, их клинки вонзили в дно ручья. По течению плыли опавшие листья. Все листья, что прикасались к первому мечу, оказывались рассечёнными на две части. Второй меч листья оплывали, не касаясь его.
Мораль. Вы можете по-разному отвечать на возражения клиентов (сопротивления ваших сотрудников), ваши технологии могут быть более жесткими и мягкими, активно-агрессивными и ненавязчивыми. Подбирайте приемы и методы по под специфику ситуации, клиента, под свой собственный стиль.
Как день прошел?
Встречаются два менеджера по продажам. Один у другого спрашивает:
Мораль. Все эти действия, которые описывает менеджер по продажам, очень важны. Но результат в продажах важнее всего! Давайте концентрироваться на наших основных целях! Давайте думать, как мы можем увеличить наши продажи!
Стражник
Мораль. Давайте поставим себе цели в начале тренинга. Цели ведут нас к результату, цели делают нашу жизнь более осмысленной, цели предают смысл нашей деятельности
Более того, важно понимать «кто я?», то есть свою позицию, свои сильные стороны и точки роста
Боинг
Корпорация Боинг, Сиэтл. В коридоре уборщица моет пол. По коридору идут очень важные люди: вице-президент США, совет директоров Боинга, мажоритарные акционеры, лучшие инженеры и финансовые консультанты.
Уборщица в запаре случайно ударяет шваброй одного из проходящих мимо. Он отскакивает и в раздражении кричит: «Что вы здесь делаете?!». Уборщица распрямляется, держа швабру вертикально, как флаг, и гордо говорит: «Мы здесь делаем самолеты Боинг!»
Мораль. Каждый человек может чувствовать себе членом команды, каждый человек в компании может ощущать себя частью единого целого и быть адвокатом, амбассадором бренда. Корпоративная культура компании является важнейшим элементом управления и позиционирования.
Предел человека
Что не знает человек? (Пауза). Человек не знает разве что предела своей собственной силы! Мы можем недооценивать свои способности, мы иногда можем даже их не видеть. В работе, на тренинге, если ты настраиваешься на новые возможности, ты получаешь шанс ими пользоваться и открываешь в себе новые грани!
-
Притчи лучше жить на кровле
-
Притча о первом впечатлении
-
Кино о притча о
-
Притча о женщине и льве
- Притча что муж не сделает то и хорошо
Муравьиный «табель о рангах»
Общение и взаимный контакт между соплеменниками производится с помощью каналов (сигнальных и пищевых). Колония условно разделена на «отряды»:
- Рабочие.
Солдаты.
Самки.
Самцы.
Во главе этого легиона стоит матка, она же королева
. У матки самые большие размеры. Это настоящий конвейер по производству яиц. Рабочий отряд муравьев обязан ухаживать за яйцами, куколками, искать и заготавливать пропитание, ремонтировать и укреплять муравейник. Отряд муравьев-стражников, так называемые солдаты осуществляют защитные функции, охраняют входы и расправляются с чужаками. Для самок и самцов уготована роль участников в процессе воспроизведения потомства.
Защитники муравейника — это подвид рабочего муравья, но с немного большими габаритами. Отдельные муравьиные разновидности имеют насекомых — солдат, неспособных питаться самостоятельно. Рабочие вынуждены их кормить.
Основная функция солдата защитная . Он охраняет муравейник, пищевые запасы и муравьев-фуражиров. Второстепенная задача — это помощь при расчленении крупной добычи на части, если рабочий муравей не в состоянии унести ее целиком.
Анализ / мораль басни «Стрекоза и Муравей» Крылова
«Стрекоза и Муравей» Ивана Андреевича Крылова – одна из самых обсуждаемых басен.
Басня написана в 1808 году. Ее автору было 45 лет, и он находился в расцвете своих творческих способностей, опубликовал сборник басен, скоро завоевавший ему необыкновенную популярность. Впрочем, трудился он и на государственной службе, в одном из департаментов. Размер произведения – четырехстопный хорей с разнообразием рифмовок: тут и смежная, и охватная, и перекрестная. Композиционно авторский рассказ переходит в диалог героев, а следом – в назидание. Итак, «лето красное» (фольклорный эпитет, а еще и инверсия) Стрекоза «пропела». Обычно эта строка мало кого настораживает. Между тем, стрекозы не отличаются выдающимися певческими способностями. Более того, «резвилась» она в «муравах» (еще одно народное словечко, означающее разнотравье). Понятно, что в траве стрекозам делать нечего. Противоречивость образа вызвана первоисточниками этого переводного сюжета. У Лафонтена героиня – цикада. На русской литературной почве такое насекомое вряд ли бы прижилось, поэтому писатель подразумевал скорее кузнечика. Тогда все сходится. «Зима катит в глаза» (метафора): меткая идиома из арсенала И. Крылова. И если у Эзопа зима с дождями, то здесь куда более привычная, с морозом, «холодная». Глагольность придает стремительности сюжету. Помертвело «чисто поле»: вновь использован сказочный эпитет и олицетворение в придачу. «Под листком стол и дом»: раз герои одушевлены, обладают даром речи, разума и чувств, то и живут, и ведут они себя соответственно. «На желудок петь голодный!»: в этом восклицании и ирония, и резонность крестьянского подхода к ситуации, прозаизм. Эпитет «попрыгунья» не сулит героине ничего хорошего. «Ползет она»: в этой инверсии и беспомощность, и униженность испуганной Стрекозы. Завязывается разговор. Она напоминает Муравью, что он ей кум (у них есть общий крестник). Далее следует рифма «милой-силой», состоящая из просторечия со специфическим ударением. «До вешних дней»: она готова покинуть приют с первыми признаками весны. «Прокорми и обогрей». Муравей отвечает сдержанно, почти ласково: кумушка. Выясняется, что героиня «не работала» под зиму. Она оправдывается, что праздник жизни вскружил ей голову, забыв себя («без души») она предавалась веселью. Что ж, по крайней мере, Стрекоза честна с героем. Наконец, кум ответствует: поди попляши! Множество читателей зовет Муравья черствым насекомым. Возможно, и сам писатель сочувствует певунье, однако решил встать на точку зрения крестьянской, трудовой логики, отрезвляющей многие ветреные головы.
Басня «Стрекоза и Муравей» И. Крылова была принята в печать редакцией журнала «Драматический вестник».
«Как жуки в футбол играют»
Авт. Б. Фортунатов. М.-Л.: Государственное издательство, 1928
В июньском номере ленинградского детского журнала «ЕЖ» (Ежемесячный Журнал) за 1928 год был опубликован анонс новой книги зоолога, в прошлом солдата буденновской армии, Бориса Фортунатова: «Ты видал, как люди играют в футбол? Наверно, видал. А вот как жуки в футбол играли, подглядел однажды Петя. Что потом было с Петей, и что он еще узнал интересного — узнаешь и ты, если прочтешь книжку».
Как и всякая реклама, анонс не вполне соответствовал тому, что увидели читатели. Во-первых, главного героя звали совсем не Петя, а Андрюша. Во-вторых, надежды на фантастическую сказку о жуках-физкультурниках не оправдались: жучиный футбол — только образ-манок, а не основа сюжета. Речь в книжке шла о скарабеях, которые катают шары из навоза, чем и привлекают Андрея. Сначала они кажутся ему спортсменами, но, понаблюдав за насекомыми, мальчик отбрасывает эти фантазии.
Справедливости ради, рассказ о быте навозников, их питании и размножении составлен Фортунатовым увлекательно и доступно
Упоминает он и о важности скарабея для древних египтян. Правда, по понятным причинам, не говоря ни о том, что жук был религиозным символом солнца, ни о скарабееподобном божестве утренней зари Хепри
Жук по Фортунатову — собрат-пролетарий, чумазый труженик, от которого в мире очень многое зависит.