Практический раздел. Анализ методики в учебнике.
Авторы учебников литературного чтения УМК «Перспектива» предлагают начинать работу над басней и использовать вышеизложенную методику с третьего класса.
Однако, во втором классе авторы учебника уже обращаются к ней.
В первой части в разделе «Мы- друзья» учащимся предлагаются два произведения: в рубрике «Самостоятельное чтение» басня С.В. Михалкова «Как друзья познаются» и в рубрике «Наш театр» басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей». Авторы не случайно располагают эти произведения в соответствующих рубриках: во втором классе не предполагается заниматься анализом басни. Произведение Михалкова предназначена именно для самостоятельного чтения детьми и пока не относится авторами к специальному жанру, басне. Учащимся предлагается ответить на вопросы по тексту, которые выводят на выразительное чтение и помогают раскрыть главную мысль произведения.
Произведение Крылова также не рассматривается авторами как материал для подробного анализа, а лишь предполагает инсценировку. А следующие за текстом вопросы позволяют детям задуматься над смыслом произведения, характерами героев. Во второй части авторы помещают такие произведения, как басня И.А. Крылова «Лебедь, щука и рак» — в рубрике «Семейное чтение» и басня С.В. Михалкова «Не стоит благодарности» — в рубрике «Наш театр».
Снова прослеживается четкая линия постепенного знакомства с новым жанром. Рубрика « Семейное чтение» предполагает чтение дома со взрослыми и дальнейшее совместное обсуждение. Рубрика «Наш театр» предлагает инсценировку произведения С.В. Михалкова и несколько вопросов к тексту, которые помогают учащимся раскрыть характеры героев, увидеть мораль, т.е. пронаблюдать за басней.
Следует отметить, что авторы к каждому из вышеперечисленных произведений подобрали пословицы, которые по смыслу соответствуют морали каждой басни. Учащимся предлагается сопоставить смыслы пословиц и басен. Таким образом, можно заметить, что авторы постепенно подводят учащихся к новому жанру, знакомят с ним, но не вводят понятие «басня», а только помогают пронаблюдать за ней.
Звуковой метод
На смену буквослагательному и слоговому методам обучения чтению в XIX веке пришло более прогрессивное звуковое обучение грамоте. Под словосочетанием «Звуковой метод» подразумевается система обучения чтению, которая предполагает на первом этапе обучения разделение слов на составляющие его буквы и фонемы, и на втором этапе обучения предполагает обратное действие, то есть соединение букв/фонем в слитные слоги и слова.
Главный центр тяжести этой системы лежит в упражнениях над выделением отдельных звуков из слов и затем в слиянии их в слова, причем за звуки признаются отдельно как гласные, так и согласные. Изучение звуков начинается обыкновенно с какого-нибудь гласного, напр. у, к которому затем прибавляется какой-нибудь согласный, напр. с, сначала в так называемом обратном слоге ус (причем предписывается «тянуть первую букву, а потом, не бросая ее, не останавливаясь, прибавлять к ней вторую»), а затем уже в прямом слоге су.
Пример: На первом этапе дети учатся делить слово МАСКА на составляющие его буквы/фонемы М-А-С-К-А, а на втором этапе учатся соединять эти буквы/фонемы в слитнопроизносимые слоги МАС-КА.
Наиболее яркий начинатель и подвижник звукового метода обучения грамоте в России — Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870).
Препятствием к применению чисто звукового метода в обучении чтению служит общее несоответствие звуков с буквами. Число звуков в русской речи (как, впрочем, и во всякой другой) гораздо больше, чем письменных знаков для них, почему одна и та же буква часто имеет разные оттенки произношения, смотря по своему положению в слове.
Главным недостатком звукового метода является то, что согласные, произношение которых по самому их свойству немыслимо без гласных, заставляют тем не менее произносить отдельно, что нередко дает звуки, вовсе не соответствующие естественным звукам речи.
Со времен К. Д. Ушинского звуковой метод обучения грамоте прошел сложный путь развития и с большими доработками лег в основу современного, традиционного звукового аналитико-синтетического метод обучения чтению.
Учебники слогового метода
В 1864 К. Д. Ушинский выпустил «Родное слово», включающее «Азбуку» и «Первую после азбуки книгу», составленные по звуковому методу. Вводя новую систему обучения грамоте, порвав со всеми традициями буквослагательного и слогового методов, Ушинский требует от детей не заучивания всех букв в алфавитном порядке, а усвоения их по степени трудности.
По методу Ушинского, дети выделяли звуки из простейших слов — а у, у а, у с, оса, учились писать буквы, обозначающие их, и читали написанное. Умело сочетая в своём методе анализ и синтез, Ушинский сделал процесс усвоения грамоты сознательным. Он подчёркивал, что задача школы не только в том, чтоб научить детей читать и писать, но ещё и в том, чтоб ознакомить детей с рус. яз., как основой образования и воспитания.
Главным в преподавании родного языка в начальной школе, по Ушинскому, являются беседа и сознательное чтение. «Родное слово» выдержало 147 изданий.
Дыхательные упражнения для знакомства с выразительным чтением
Чтобы воспроизведение текста было плавным, нужно развивать природные навыки. Дыхательная гимнастика – это способ обучиться правильному расходованию воздуха и своевременному наполнению легких, чтобы чтение не было прерывистым. Школьник не должен чувствовать, что пробежал кросс, когда прочитал пару абзацев текста.
В процессе знакомства ребенка с выразительным чтением, стоит выполнять следующие упражнения:
- «Задуй свечу». Назвать огоньком узкую бумажную полосу и плавно и долго дуть на нее.
- «Вдохни аромат цветка». Медленно втягивать воздух, представляя перед собой красивое растение.
- «Слови комара». При вдохе руки сводятся вместе, а при выпускании воздуха из легких – снова разводятся по сторонам. Чтобы было веселее, на выдохе ученик может копировать писк комара, а на вдохе – громко хлопать в ладошки.
Эти упражнения помогут ребенку расслабиться и научиться правильно дышать для ровного и выразительного воспроизведения напечатанного текста.
Управление дыханием поможет взять под контроль и голос. Для его постановки есть пять скрытых методов:
- Садимся ровно и прямо держим голову. На выходе тянем согласные: м, н, л, р, п и так далее. Потом в протяженное пение подключаются и согласные, образуя слоги: ма, ну, ло, ри, пу и другие. На третьем этапе можно усложнить задачу и попытаться сделать голосом волны, снижая или повышая тембр.
- Кратко и четко произносим слоги, сидя в том же положении. Постепенно скорость произношения увеличивается.
- Выполняем упражнение «обезьянка» – кривляемся перед зеркалом: показываем язык и корчим рожицы.
- Не забываем о скороговорках. Возьмите себе за правило учить с ребенком новую историю раз в неделю.
- Учимся выражать словами эмоции.
Правильный подход и внимательность родителей позволит избавить школьника от проблем с выразительным чтением. Не нужно подгонять малыша, вынуждать его копировать чужую манеру и читать с чувством с первого раза. Не надейтесь на помощь учителя, а сами принимайте непосредственное участие в учебном процессе.
Превратите домашние занятия в веселые игры, которые доставят удовольствие и вам, и ребенку. И тогда справиться с выразительным чтением можно быстрее, легче и комфортнее.
Типы чтения
В общих чертах, чтение делится на два типа: базовое и художественное. Базовое чтение – это навык, овладение которым позволяет воспринимать текст, вне зависимости от того, написан он от руки или напечатан. Однако, миссия художественного чтения гораздо шире. Ее можно охарактеризовать тремя задачами:
- передача настроения текста;
- расставление акцентов на основных словах;
- задание оптимального темпа речи.
Кроме овладения самой техникой чтения, необходимо выработать у ребенка умение демонстрировать свое отношение и к произведению, и к действительности, которая отображена в нем
Этому навыку нужно уделять особое внимание с самого детства, поэтому заботливые родители и задаются вопросом: «как выразительно читать?»
Конечно было бы проще возложить эту ответственную миссию на педагога. Мол, он все равно обучает ребенка технике базового чтения, письма и счета, что ему стоит научить ребенка еще и делать смысловые акценты в тексте?
На самом деле в классе много учеников, а на урок литературы отводится мало времени. У учителя просто физически не будет возможности посвятить этому процессу много времени. Конечно, ребенок может разучивать стихотворения и учиться художественному чтению с помощью репетитора, но если у родителей нет возможности вкладывать в обучение ребенка деньги, им придется отдавать свои силы. И для ученика, и для его мамы/папы будет гораздо лучше, если правильный подход будет известен сразу, а не обнаружится методом проб и ошибок.
При попытке разучить стихотворение вместе с ребенком, многие родители начинают вмешиваться, а именно:
- указывать на ошибки;
- ругать ученика за неправильные ударения в словах;
- подсказывать (или даже навязывать) смысловые акценты;
- требовать от ученика ускорения или замедления темпа.
На самом деле отправной точкой в тренировке выразительности является понимание сущности произведения. Красиво читать тексты ребенок сможет только тогда, когда понимает все в них. Учителя называют этот показатель сознательностью.
Из этого следует, что базовое чтение – это опорный навык, которым должен овладеть каждый человек. Художественное же восприятие напечатанного текста является осознанным процессом. Знакомиться с выразительным чтением нужно тогда, когда базовое не вызывает особых сложностей.
Прием «Губы»
При внешнем проговаривании скорость чтения замедляется. Поэтому детей следует также учить читать молча, без внешних признаков проговаривания. В ходе чтения, когда учитель даст команду «Губы!», школьники должны начать читать «про себя». При этом им нужно прижать палец к сомкнутым губам, чтобы не давать им шевелиться. После команды «Вслух!» палец следует убрать и перейти к чтению вслух.
Работая над улучшением техники чтения важно учитывать, что количественный показатель зависит от типа темперамента ребенка, уровня развития его мыслительных процессов. Поэтому, конечно же, не удастся всех учеников «подтянуть» к нужным нормам, но улучшить результаты каждого несомненно получится
Кроме того, параллельно с увеличением скорости чтения обязательно нужно уделять внимание развитию выразительности и осознанности чтения, приучать детей читать правильно, без ошибок.
Об авторе-составителе: Гладко Марина Геннадьева, учитель начальных классов, стаж работы около 25 лет.
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика позволяет научить размеренному и экономному расходованию воздуха во время речи, своевременному наполнению лёгких незаметно, без рывков.
- Узкую полоску бумаги представляем свечой и дуем на неё так, чтобы дыхание было ровным и без резких колебаний.
- Представляем, что нюхаем цветок: постепенно втягиваем в себя воздух, наполняя им грудную клетку.
- Ловим комаров: при вдохе руки разводятся в стороны, а при выдохе постепенно «чтобы не спугнуть нашего комара», сводятся обратно. Хлопок ладонями, и никто над ухом не пищит. При таком дыхательном упражнении во время выдоха дети произносят звук «ззззз».
Управление дыханием позволяет контролировать свой голос, для тренировки которого тоже есть свои приёмы.
- В положении сидя, прямо держа голову, на глубоком вдохе произносим плавно и протяжно согласные звуки «мммммм», «ннннн», «лллллл», затем включая в протяжное пение гласные звуки «лллааа», «мммиии», «ннннууу» и другие, какие вам больше нравятся. При этом волной повышаем-снижаем-повышаем тембр голоса.
- В том же исходном положении произносим слоги кратко «не, ни, му, ма, ля, лю», делая меду ними паузы и постепенно увеличивая темп.
- Включаем обезьяну, для чего встаём перед зеркалом и поднимаем-опускаем вытянутый язык, с открытым ртом крутим языком, касаемся верхних и нижних зубов.
Для развития дикции и речевого аппарата будущего умелого чтеца активно применяют и скороговорки, поэтому учите, как «ходит Саша по шоссе» и «рак кусает Греку».
Работа над интонацией
Надо учить читать сдержанно и просто.
Компоненты интонации:
- логическое ударение;
- мелодика речи, повышение и понижение голоса;
- пауза – короткая, длинная (/, //);
- темп – спокойный, замедленный, ускоренный(«Чуден Днепр …» – интонация замедленная, «Швед, русский колет, рубит, режет…» – интонация ускоренного чтения);
- тон – эмоциональная окраска речи.
Например,
«Пришла» – это неполное предложение можно произнести со многими оттенками: радостно, ласково, неуверенно, негодующе, заискивающе, удивлённо, тихо, громко, спокойно, быстро, медленно, с укоризной и т. д.
Задание: попросите ребят произнести это предложение с разной интонацией, чтобы они почувствовали богатство русской речи, в которой
интонация играет очень важную роль.
Основные теоретические аспекты выразительного чтения
Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным.
Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.
Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему. Она включает в себя:
Логическое ударение Пауза Интонация. В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки
В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов
В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов.
Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении.
В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств:
- темпом и силой голоса
- паузами
- удлинение звуков и др.
При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.
Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения.
Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.
Важное значение также имеет темп голоса (иным словам, ее скорость)
- Медленный темп повествует о торжественности момента.
- А вот к быстрому темпу прибегают, когда хотят передать сильные эмоции, волнующие рассказчика.
Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза. С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.
В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.
Для того, чтобы научиться выразительно читать, важно уметь улавливать и передавать мысль через интонацию. Интонация — это важнейший элемент выразительного и эффектного чтения и одна из основных сторон культуры речи
- Выделяют следующие виды интонации:
- Выразительная.
- Повествовательная
Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков.
Восклицательная
Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения.
Интонация перечисления
Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.
Этапы действенного анализа стихотворения или фрагмента текста
-
Всестороннее ознакомление с содержанием текста, постижение авторского замысла:
– выразительное чтение учителем текста (никаких заданий перед первым чтением!);
– самостоятельное чтение учащихся, определение отдельных событий и частей текста (заглавие или цитатный план);
– создание цепи вИдений и ассоциаций, связанных с эстетическим восприятием содержания текста (работа с ключевыми понятиями, вопросы по анализу текста, работа с образными средствами языка);
– выяснение основной мысли, идеи произведения. - Формулирование главной цели чтения, сквозного действия для всего текста.
-
Исполнительская задача для каждой части текста.
– Анализ текста, итог анализа: главная мысль – А.С. Пушкин любит и раннюю осень, пору прощальной красы, когда «в багрец и золото одетые леса», и позднюю осень, когда блеснёт «редкий солнца луч», когда в природе чувствуются «отдалённые седой зимы угрозы». (Можно записать этот текст как образец с частичным цитированием, которое используется при литературоведческом анализе произведений).
– Главная цель чтения, сквозное действие – передать любовь автора и к ранней, и к поздней осени.
– Исполнительская задача для каждой части: первая часть – восхищение ранней осенью, вторая часть – лёгкая грусть.
– Интонация (разметить).
Какие могут быть сквозные словесные действия?
- воздействовать на воображение слушателей (Ф. Тютчев «Люблю грозу…» – хочу нарисовать картину майской грозы не страшной, а радостной);
- воздействовать на чувства (хочу выразить чувство восхищения мужеством Остапа во время казни);
- воздействовать на сознание слушателей (хочу, чтобы поняли главную мысль текста или фрагмента (хочу показать, что Герасим из «Муму» возвращается домой не крепостным, во всём послушным рабом, а свободным человеком; недаром Тургенев сравнивает его походку со львом).
Для реализации целенаправленного словесного действия решающее значение имеют яркие видения и ассоциации.
Задание к стихотворению А.С. Пушкина «Унылая пора»
- После выразительного чтения учителем можно дать задание ученикам: письменно ответьте на вопрос «Какую осень любит А.С. Пушкин?» (Как правило, все пишут о красоте ранней осени).
- Перед повторным чтением задать вопрос: “Какие картины осени вы представляете, видите внутренним зрением?” Эти зрительные образы будут тем конкретней, чем ярче рисует их в своём воображении читающий.
- После второго чтения стихотворения ученики ещё раз обращаются к заданному вопросу, редактируют написанное.
Слоговый метод
Использование слогового метода в обучении чтению детей дошкольного возраста предполагает, что единицей чтения становится слог, а не буква и звук, который она обозначает.
Этот метод, в его древнейшем применении, знали еще римляне. По слоговому методу вслед за изучением алфавита шло запоминание слогов. Есть несколько разновидностей слогового метода. Наиболее древняя его разновидность основана на заучивании букв и слогов. Сначала учащиеся заучивали все буквы алфавита, затем, называя отдельные буквы, сочетали их в слоги и заучивали слоги, затем из знакомых слогов читали слова. Метод этот близок к буквослагательному методу обучения грамоте. Более поздняя разновидность слогового метода устраняла называние отдельных букв, входящих в состав читаемого слога, вела к слитному чтению слога и облегчала усвоение процесса чтения. В русском языке обучение по слоговому методу начинается с заучивания букв алфавита (славянские названия букв в начале XVIII в. заменили сокращенными названиями: а, бе, ее…). Затем идет заучивание слогов без складывания их из букв: учитель называет двухбуквенные открытые слоги — ба, ва, га, да, ученики повторяют их за ним (отдельное называние букв не разрешается), заучивают слоги и упражняются в слитном чтении слогов, т. е. к зрительным восприятиям букв и слогов добавляются слуховые, а также и речедвигательные упражнения. Далее вводятся упражнения в чтении двусложных слов, составленных из знакомых слогов. Это новый прием в методе обучения грамоте — переход от чтения слогов к чтению слов. Затем заучиваются слоги в три буквы: бра, ера, гра, в четыре буквы: стра, стру, стре, и дети упражняются в чтении слов из изученных слогов. Далее следуют упражнения в чтении текстов любой трудности, по-прежнему в первую очередь молитв, заповедей, нравоучений. Однако слоговые методы в том виде, как они применялись в XIX в., были отягчены недостатками, унаследованными от буквослагательного метода: механическое зазубривание букв и огромного количества слогов, порой искусственных, бессмысленных (взгра, взгру и т. д.), сложение слов из заученных элементов.
Тот факт, что в русской графике действует слоговой принцип (одна, отдельно взятая буква, как правило, не может быть правильно прочитана), казалось бы, говорит в пользу слогового метода обучения чтению. Однако до сих пор исторический опыт русской школы показывал, что слоговое чтение успешнее осуществляется в рамках звукового метода (например, звукового аналитико-синтетического, применяемого в школе наших дней), чем при обучении по слоговому методу.
Поиски и споры к середине XIX в. привели большинство букваристов к выводу о том, что, во-первых, звуковые методы обладают преимуществами перед буквенными, так как более соответствуют звуковой природе речи; во-вторых, аналитическая работа (не один лишь синтез!) обеспечивает лучшее мыслительное развитие; в-третьих, невозможно далее мириться с раздельным обучением чтению и письму, а также с чтением непонятных детям текстов.
Учебники слогового метода:
Среди многочисленных азбук слогового метода можно выделить изданную в 1844 г. красиво оформленную азбуку «Великолепная русская азбука. Подарок для добрых детей».
Разбираем текст по смыслу
- Выберите отрывок для чтения, близкий и понятный ребенку.
- Прочтите его вслух с нужным выражением.
- Спросите, о чем этот текст или стихотворение, с каким настроением его нужно читать. Желательно выбрать такое произведение, в котором интонация один или два раза изменяется, чтобы ребенок мог прочувствовать искусство выразительного чтения на этом примере.
- Расспросите его о героях произведения: понимает ли он их чувства, тревоги? Выразительное чтение предполагает как понимание читаемого текста, так и эмоциональную заинтересованность в тексте и том, как чтец его “подает”.
Первые занятия выразительного чтения лучше всего строить на интересных детских стихотворениях, например, историях из жизни школьников. Тогда детям будет проще понять, с каким выражением нужно читать текст.
Азы выразительного чтения
Обычно работа над выразительным чтением проводится в начальных классах педагогами
Именно они собственным примером показывают нашим детям, как при помощи слов и интонации можно завладеть вниманием слушателя, донести эмоции автора произведения и его чувства
Но представьте себе, сколько в классе учеников и как мало времени на уроках литературы можно этому процессу посвятить
Поэтому неудивительно, что слыша, как в детской комнате юный школьник учит очередное стихотворение, многие родители начинают вмешиваться, указывая на ошибки и подсказывая, где и как следует делать ударения, на каких словах особенно заострить внимание, ускорить или замедлить темп
Учителя важным отправным моментом при тренировке выразительности чтения считают понимание сущности читаемого произведения, называя это показателем сознательности. Согласитесь, что красиво прочитано может быть только то, что хорошо понятно. Поэтому
При работе с произведениями разбираем содержание.
Непонятные детскому мозгу слова могут стать причиной неправильной передачи смысла. Попросите ребёнка поставить себя на место героя произведения, чтобы пережить события самому.
Педагоги советуют не забывать, что ученикам начальной школы в силу возраста ещё свойственна обезьянья подражательность, когда дети фонетически точно копируют воспроизведение, особо не вникая в смысл.
Демонстрировать первоначальный образец чтения, безусловно, необходимо, но ставить это во главу угла не стоит. Это впоследствии может сыграть злую шутку: ведь читать, в конце концов, придётся когда-то самостоятельно, без субтитров. Так что
Используем наглядные примеры, но при этом соблюдаем меру и не переусердствуем!
Лучше дайте ребёнку шанс попробовать свои силы, ведь зачастую способности своих детей мы недооцениваем, спеша сразу на помощь, а зря!
Есть у процесса выразительного чтения и другая крайность: некоторые дети, ясно осознавая, что и про что они читают, тем не менее, делают это монотонно. Связано это с робостью и стеснительностью.
В таких случаях родителям приходится развивать смелость. Попробуйте старые способы: табурет и знакомые близкие лица в виде благодарных слушателей. Пусть ребёнок почувствует себя настоящим актёром, которому аплодируют. В связи с этим
Раскрываем таланты и преодолеваем застенчивость ребёнка, начиная с привычной для него бытовой обстановки, постепенно расширяя круг выступлений обязательным участием в школьных праздниках.
Многие дети открывают для себя актёрские способности при посещении театральных студий.
Считается, что выразительно читаться может всё: от поэтических произведений до математических таблиц умножения. Ведь это исключительно творческий процесс. Используя темп и ударения, нараспев или чеканя словесный шаг, в любом случае ребёнок должен видеть в тексте места пауз, где нужно передохнуть и остановиться. Итак
Для красивой и размеренной речи развиваем внимание и умение видеть в произведении молчаливые подсказки — точки, запятые, тире, знаки восклицательные и вопросительные. Разок прочитайте вместе текст, указывая на места нужных остановок
Разок прочитайте вместе текст, указывая на места нужных остановок.
Темп и ритм
Темп и ритм – это скорость чтения. Они могут быть ускоренными и замедленными.
Это зависит от идейного замысла. («Швед, русский колет, рубит, режет. Бой барабанный, крики, скрежет…» – динамика действия передаётся ускоренным чтением.
«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь поля и горы полные воды свои…» – величественная красота природы передаётся замедленным чтением.) Темп рождается в результате правильной эстетической оценки текста. Темп и ритм связаны между собой и определяют музыкальность стиха.
Задание-практикум для учащихся
Изобразить графически интонацию и объяснить свой выбор:
Воля / и труд человека / дивные дива творят.
Истинное воспитание / состоит не столько в правилах, / сколько в упражнениях.
Глупость / и гордыня / растут на одном дереве.
Я выглянул в окно: // кругом был мрак / и вихорь.
Утомлённый ходьбой по болоту, / я присел на пень.
Приемы для расширения угла зрения
В процессе чтения имеет значение количество знаков, которые попадают в поле зрения ребенка. Для расширения угла периферического зрения рекомендуется предлагать детям следующие упражнения.
Таблицы Шульте
Таблицы Шульте содержат числа от 1 до 30, которые расположены в хаотичном порядке. Школьникам нужно за 30 секунд отыскать и указать по порядку каждое число. Через несколько дней следует предложить другой вариант таблицы.
См. Онлайн-генератор таблицы Шульте.
Найди слово
Суть этого упражнения аналогична предыдущему. На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько разных, не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее отыскивать на листе слова, которые поочередно будет называть учитель.
Пирамидки слов
Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.
Первый — последний
Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог в каждой строчке.
Рамка для чтения
Необходимо подготовить полоску картона с прорезью, высота которой чуть больше высоты букв в учебнике. Ширина должна быть небольшой, примерно на 3 – 4 буквы. В процессе чтения ребенок перемещает эту рамочку по тексту. Через определенное время ширину рамки нужно постепенно увеличивать.
Со временем дети запоминают многие слова, которые часто встречаются в текстах, и воспринимают их как единое целое. Они уже не читают такие слова, а называют сразу. Подобное умение заметно экономит время при чтении, поэтому данный навык нужно целенаправленно развивать.