Глухие и звонкие согласные звуки в русском языке: таблица
Согласные могут быть звонкими и глухими. Звонкие получаются при участии голоса в образовании звука. Тогда как при образовании глухого звука голос практически не играет своей созидающей роли.
Звонкие согласные
образовываются при прохождении воздушной струи прохождении ротовой полости и колебании голосовых связок. Благодаря этому образовываются такие согласные как:
При образовании глухих согласных звуков
голосовые связки остаются в расслабленном состоянии. Такими звуками являются:
Если вычеркнуть из этого выражения все гласные буквы, останутся только глухие согласные.
Тест по изученной теме
1. Что такое парная согласная? _____________________________________________
2. Допишите предложение:
Чтобы проверить парные согласные, нужно _____________________________________
3. Выделите слова, нуждающиеся в проверке:
Погру..ка, подво..ный, гла..кий, наря..ный, лоша..ка, осторо..ный, гото..ить, ду..ки, дру..ный.
4. Напишите звуки в квадратных скобках:
травка, рыка, зуки, арбу, лока, корока, коти.
5. Подчеркните проверочное слово:
Сказочный – сказка, голова – головка, пирожок – пирожки, канава – канавка, берёза – берёзка, глаза – глазки, полоса – полоски, тетрадный – тетрадка, колосок – колоски, прыжок – прыжки
6. Ж или Ш?
Сапо…ки, доро…ки, бума…ки, кро…ки, ро…ки, поро..ки, бара…ки, ло…ки, игру…ки, ча…ки, лягу…ки.
7. Запишите проверочные слова и вставьте вместо точек буквы:
- гу…ки (__________);
- фла…ки (__________);
- гри… (__________);
- гла… (__________);
- пры…ки (____________);
- ло…ка (____________);
- лоша…ь (______________);
- зу.. (_______).
8. Выберите правильный вариант:
Ша(п/б)ка, прово(д/т), кру(г/к), повя(с/з)ка, мё(д/т), су(д/т), сла(д/т)кий, оши(б/п)ка, доба(в/ф)ка, ука(з/с)ка.
9. Вставьте буквы в тексте:
Лебе…ь — царь всех водоплавающих птиц. Он, как сне…, белый, грациозный, у него блестящие гла…ки, чёрные ла…ки и длинная ги…кая шея. Как красиво он плывёт по гла…кой воде пруда!
10. Исправьте ошибки:
- Я люблю читать скаски.
- Как душисты яготки земляники!
- На грятках посеяна моркофка.
- Гипкая береска трепещет лепестками на ветру.
- Лотка плыла по озеру.
- Берек постепенно приближается.
- Сторош не спит.
- Громко тяфкает во дворе дворняшка.
- Ёш шуршит в кустах.
Что такое твёрдые и мягкие согласные?
Начнем с того, что в нашей речи используются звуки, которые отличаются друг от друга различными характеристиками.
Если звук образует струя воздуха, свободно выходящая из полости рта, то она формирует гласные звуки , , , , , . Остальные звуки речи произносятся с шумом. Шум получается, когда выдыхаемый воздух встречает различные препятствия на своём пути в виде языка, зубов, губ и пр. Так образуются согласные звуки. Они различаются по соотношению голоса и шума, поэтому бывают звонкими и глухими.
А ещё согласные могут различаться по признаку мягкости и твердости. Чтобы понять, что такое твёрдые и мягкие согласные, произнесём, например, очень похожие на первый взгляд слова «пар» и «пир»:
- пар
- пир .
Слово «пир» произносится несколько иначе. При произнесении первого согласного серединка языка выгибается к нёбу в виде горбатого мостика, а воздух устремляется по боковым узким проходам мимо языка. Так образуется мягкий согласный. А твёрдый согласный звук произносится более широкой струёй воздуха.
Парные согласные в корне слова: что это такое и каково их правописание – примеры
Русский язык отмечается несоответствием правописания и произношения. Такая особенность создает немало трудностей. Чтобы владеть русским языком в совершенстве, следует изучать основы правописания с начальных классов. Особого внимания требуют парные согласные звуки в корне слова.
Основы правописания
Изучение парных согласных звуков в корне слова осуществляется в рамках образовательной программы 3 класса. Это обусловлено тем, что 3 класс ознаменовывается освоением основ правописания и правил русского языка.
Отдельное место в программе обучения отводится курсу правописания парных звуков.
Написание парных согласных звуков в корне слова требует повышенного внимания со стороны учителя русского языка.
Это связано с проблематичностью постановки учащимися правильной буквы. Не освоив правило, ученики столкнутся с трудностями в написании обычных текстов и проверочных работ.
В результате возникнут проблемы с успешным окончанием учебного года и переводом в следующий класс. Ошибки будут присутствовать не только при обучении в школе, но и при поступлении в среднее или высшее учебное заведение. Не радует перспектива безграмотности сотрудников на рабочем месте.
Обратите внимание! В русском языке при написании слова не руководствуются произношением. Произношение парных звуков отмечается способностью взаимозаменять друг друга. В письменном варианте такая взаимозаменяемость не отражается
В письменном варианте такая взаимозаменяемость не отражается
Произношение парных звуков отмечается способностью взаимозаменять друг друга. В письменном варианте такая взаимозаменяемость не отражается.
Написание парных согласных в корне слова сопровождается неизменностью букв. Присутствие иных звуков не учитывается. Данная особенность составляет основу морфемного единообразия.
Этот принцип используется при выборе, какой парный согласный в корне необходимо написать.
! Проверяем слова с безударной гласной буквой в корне слова
Парные согласные в корне и их написание подчиняется следующему правилу:
- Учитывается одинаковое отображение корня слова. Принцип единообразия определен семантикой.
- Проверка написания совершается путем подбора однокоренных слов или переменой словоформы. В качестве проверочного слова должно использоваться такое, где сомнительная буква сопровождается сонорным или гласным звуком. Под сонорными понимаются звуки й, л, м, н, р.
Основы правописания сопряжены с умением выделять корень. В первую очередь необходимо выделить исходное значение. Вторичным считается формирование проверочного варианта.
Обнаружение гласной, присутствующей после проверочного корня, отмечается подчеркиванием 2 чертами. Разбор подобного характера делает очевидным правильное написание первоначального варианта.
Также становятся ясными причины отображения той или иной согласной.
! Повышаем грамотность: сколько всего гласных звуков русском языке
Основополагающая задача учителя заключается в умении донести необходимые знания до группы учеников. Способность учащихся подбирать для проверки однокоренные слова определяет их успех в правописании.
Вывод
Знание основ русского языка существенно упрощает процесс написания. Доскональное изучение парных согласных звуков в корне слова предупреждает ошибки и безграмотность учащихся.
Школьная классификация
№ | Критерий | Пример |
1. | ТВЕРДОСТЬ/МЯГКОСТЬ18 согласных из 21 имеют пары по твердости мягкости, то есть в разных словах могут произноситься твердо или мягко.Нет пары по твердости/мягкости у шести звуков: ж/ш/ц (только твердые) и ч/й/щ – (только мягкие). Какой бы гласный не находился после ж/ш/ц – они будут твердыми: жизнь – , циркуль – , шить – .Ч/й/щ – всегда произносятся мягко: чёлка, щетка, йод, ёлка , щекотать, чай и т. д. | Корова, друг – к, р, в, д, г в этих словах – твердые. Однако мы можем подобрать другие слова, где они будут мягкими: реки, видеть, гикнуть – здесь мы уже произносим их мягко. |
2. | ЗВОНКОСТЬ/ГЛУХОСТЬСравните произношение и , и , и , и – в чем разница? В первом случае вы добавляете к произношению голос, во втором – голоса нет, только шум.Нет пары по звонкости/глухости у сонорных звуков. Их пять: , , , , . Они только звонкие. Чтобы запомнить сонорные было проще – произнесите их несколько раз в той последовательности, которая дана выше. Они произносятся легко, без запинок, остаются в памяти.Глухие непарные: , , , . У них не может быть звонкого аналога, его в принципе нет. |
Были рассмотрены признаки, которые выносятся на фонетический разбор в школе. Для примера разберем слово “клюква”, чтобы все признаки лучше отложились у вас в голове.
- Ударение: клю’ква.
- Слоги: клю-ква.
- Характеристика:
- К – – согласный, твердый (парный), глухой (парный).
- Л – – согласный, мягкий (парный), звонкий (непарный), сонорный.
- Ю – – гласный, ударный.
- К – – согласный, твердый (парный), глухой (парный).
- В – – согласный, твердый (парный), звонкий (парный).
- А – – гласный, безударный.
- 6 букв, 6 звуков.
Какие разные согласные звуки — твердые и мягкие
«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие?» — спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.
Ответ: никак.
Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, научился их слышать, а вслед за пониманием придет и знание.
Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?
Начнем с твердых и мягких согласных.
В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.
Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы
Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку.
А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.
Интересный вариант для запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: «Я придумала как запомнить моим деткам три всегда твердых звука, («Ж», » Ш», » Ц»)т. е. те ,которые никогда не смягчаются.
Железо, Шайба и Цемент — Что будет тверже? В чем секрет?
Есть еще всегда мягкие три звука : » Ч», » Щ», » Й». Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. ( » й» будет играть звук смеха)»
Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «песня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.
Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.
И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие фонематического слуха. И всем известную игру «Первый или последний» можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.
На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача. Например: одеяло и одуванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.
Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять твердые и мягкие согласные без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.
Полезная для Вас статья? Поделитесь с другими.
Упражнения для закрепления представления о твердых и мягких звуках
Самый простой игровой способ закрепления полученных школьником знаний — использование карточек со словами и фонемами. Они продаются в готовом виде. Но при желании их можно сделать самостоятельно, распечатать на принтере, разрезать. Посредством карточек можно обучаться не только дифференциации звуков, но и составлению слов. У школьника будет расширяться индивидуальный словарь.
Карточки со звуками можно использовать на начальном этапе обретения навыка чтения.
Важно, чтобы каждое изучаемое правило закреплялось упражнениями, доступными для понимания и восприятия в младшем школьном возрасте. Для начала пускай ребенок потренируется определять согласные фонемы в слогах
Когда начальный этап будет преодолен, можно предложить школьнику потренироваться на словах. Сначала слова должны быть примитивными и короткими, состоящими из 1–2 слогов: воз, дом, рот, пила, шар, крот, кит и прочие. Анализируйте с ребенком по 8–14 слов ежедневно. Школьник должен объяснять каждый звук, встречающийся в рассматриваемом слове.
Также можно попросить школьника среди перечисленных слов указать те, в которых значится звонкий либо глухой, твердый либо мягкий звук. Когда ребенок начнет легко управляться с простыми словами, переходите к сложным.
Можно сыграть с детьми в подвижную игру с мячом. Взрослый в игре исполняет роль ведущего, он становится в центр круга, сформированного игроками. Ведущий называет слог или короткое слово из трех букв, бросает мяч ребенку. Если в названом слоге согласная твердая, игрок ловит мяч, если мягкая, отбивает его обратно. Ошибившийся ребенок выбывает из круга. Победителем становится ребенок, не допустивший ни одной ошибки. Играть можно без ведущего, тогда следующее слово называет поймавший мяч игрок.
Хороший вспомогательный инструмент для закрепления знаний у школьника — музыкальный алфавит. Его можно приобрести в магазине детских товаров. С его помощью дети знакомятся со сказками, песенками.
Для усвоения парных звуков по глухости-мягкости рекомендуется разбирать схожие по произношению слова, составленные в пары. Например, мак — маг, дом — том, шар — жар, пруд — прут. Для удобства работы сделайте соответствующие карточки. Пусть школьник произносит слова попарно, разбирает каждый звук. Он должен сделать вывод, чем различаются схожие по звучанию слова. Попросите школьника составить с каждым из предложенных слов короткую фразу. Например, «в небе летит воздушный шар» и «из печки идет сильный жар».
Парные звонкие, глухие согласные звуки
Благодаря речевым способностям человека и помощи языка мы способны произносить различные звуки. А слуховой естественный аппарат помогает людям распознать эти звуки. Но дальше мы не будем изучать природные возможности человеческого организма. Остановимся на том, как пишутся и звучат согласные звуки и какие они бывают.
Классификация согласных звуков
По правилам грамматики, согласные бывают:
- Глухие, звонкие – произношение их разнится, благодаря работе речевого аппарата человека.
- Мягкие, твердые – большую роль играет в определении таковых согласных последующая буква после согласной, стоящая после нее.
Уже из самого словосочетания – парные согласные понятно, что это буквы, что имеют схожую пару по звучанию. Так схожими по звуку могут быть звонкие, глухие согласные звуки.
Некоторые буквы разнятся, как говорилось выше, и они имеют пару, а другие без пары. В схеме глухие-звонкие – непарными являются такие, как: х, ч, ц, м, л, й, щ. Эти согласные надо запомнить.
Задание: написать правильно глухую или звонкую согласную
Парные звонкие, глухие согласные:
Целый ряд звонких согласных существует в русском языке, к ним причисляют: р, г, в, ж, д, й, з, н, м, л, б. Когда вы произносите данные согласные, то в гортани всегда ощущается некоторое напряжение. Звонкие звуки сложно проговаривать тихо шепотом. Примеры слов, в которых все согласные относятся к звонким: зола, гордыня, зазор, Рим, ром, зона. Но не у всех звонких есть своя пара глухого звука.
Виды согласных
Таблица парных согласных – звонких, глухих:
б | ж | з | г | в | д |
п | ш | с | к | ф | т |
Благодаря изучению в школе этой темы учащиеся способны грамотно потом писать. Ведь существуют правила о написании и проверке той или иной парной согласной, в частности рассмотрим примеры: снег(х), проверить можно: чего нет? Снега, столб(п) – проверяется, как столбы, хлеб(п) (проверка – чего нет? Хлеба).
Русская речь богата целым арсеналом слов близких по звучанию, но с различным значением. Так сменив звонкий согласный на глухой, можно получить совершенно другое слово по смыслу. Примеры: зуд – суд, гора – кора, жар – шар.
Упражнение для закрепления тематики: парных глухих, звонких согласных
Имеется много наглядных примеров, благодаря которым можно разобраться в правописании звонких, глухих парных согласных. Смотрите некоторые из них:
- Код(т) – проверить можно так: коды
- Стог(х) – проверочное слово: стогами
- Лошадь(ть) – проверить можно так: лошади
- Лодка – слышится (т). Проверка слова: лодочка.
Как видите, проверить правописание согласных звуков не составит особого труда, а благодаря примерам можно запросто научить этой теме и ребенка.
Отличительные признаки мягких и твердых звуков
Какой звук стоит после согласного:
- Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
- Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.
Отработка на примерах: В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о». В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».
- Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
- Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.
Всегда твердые звуки – ж, ш, ц. Всегда мягкие – й, ч, щ . Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.
Мягкий знак и твердый знак
Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.
Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.
Движение языка при произношении мягких и твердых звуков
При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой. При произношении твердых звуков язык не движется вперед.
Звонкие и глухие согласные – как объяснить ребенку
Когда и как выговаривают звучные и глухие звуки, ребёнку объяснять не нужно. Он слышит речь постоянно и быстро усваивает правила оглушения слова на конце или правильное сочетание в корне. Однако такое восприятие не помогает писать правильно.
Чтобы определить, какой же звук произносится и как его обозначить, делают так.
- Закрыв руками уши произносят , а потом . Когда проговаривают , голос хорошо слышен. Задействуются голосовые связки и создают вибрацию, она отдаётся звоном в закрытых ушах. Если вибрация есть – тон звонкий, если нет – глухой.
- Можно сделать иначе. Произнести и , прикладывая ладонь к шее с правой или левой стороны. Когда говорят звучную гулкую букву, шея под рукой вибрирует, а когда глухую – нет.
Но если проговаривать слово можно по-разному, то записывать нужно по правилам. Ребёнок должен уяснить разницу между звуками и буквами, запомнить, который из них называется глухим или звонким.
Обучают этому постепенно. Сначала малыш учится различать произношение на слух, как в вышеописанном примере. Затем разбирается, что такое звонкие и глухие буквы.
Согласные можно запомнить вот таким вот стишком:
- звонкие — «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ»;
- глухие — «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фу!».
В ход идут цветные таблицы, где парные и непарные символы выделяют разными цветами. А еще лучше предложить ребёнку самому нарисовать схему.
Так ребенок может сам обозначить, где звонкий согласный, где глухой, и найти пару
Закрепляют урок игрой. Расселяют глухие и звучные звуки по домикам разного цвета, составляют слова, используя кубики. Полезно предложить ребёнку или дать ему самому поискать слова, которые при разном произношении меняют смысл.
Звуки
Звуки речи отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова.Звук является наименьшей основной единицей языка наряду со словом, словосочетанием и предложением. Но, в отличие от них, звук не имеет смыслового значения. Но, именно благодаря звукам мы различаем слова, которые слышим и произносим: дом и ром — различие в одном звуке. Звуки создают звуковую оболочку слов и этим помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию . С помощью звуков речи можно превратить одно слово в другое: сук -лук — тук — ток — рок — рот — ром — том — ком -… (при изменении одного звука меняется слово).
Слова различаются:
- количеством звуков, из которых они состоят: ворона (6 звуков) — воронка (7 звуков), спор — спорт ;
- набором звуков:
- различие в одном звуке: лимон — лиман ;порт — торт , лук — сук ;
- различие в нескольких звуках: загар — забор ; фасоль — пароль ;
- последовательностью расположения звуков: куст — стук ; нос — сон ;
- звуки в словах могут полностью не совпадать: школа — учитель ; карась — сом , дом — хата .
Образование звуков и их классификация.
Звуки речи образуются во время выдоха: выдыхаемая из лёгких струя воздуха проходит через гортань и ротовую полость. Колебаниями воздуха и работой речевого аппарата (гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, нёбо, язык, губы, зубы) формируется звук.
В образовании звуков речи участвуют тоны (голос) и шумы. Когда выдыхаемый воздух проходит в гортани через напряженные голосовые связки, что вызывает ритмические колебания связок, возникает голос (тон). Шум образуется в ротовой полости, когда выдыхаемый воздух преодолевает препятствия (щель или смычку), которые образуются нижней губой или языком при их сближении или смыкании с верхней губой, зубами или нёбом.
Когда выдыхаемый воздух без препятствий проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость , которая может менять свою форму, образуются гласные звуки. Они состоят только из голоса, они самые звучные. Если приложить палец к гортани и произнести гласный звук , , , , , , то можно почувствовать как дрожать голосовые связки. Гласные звуки можно петь.
Если выдыхаемый воздух встречает преграду в ротовой полости, то образуются согласные звуки. В их образовании уже участвует и голос, и шум. Согласные звуки , в образовании которых участвуют голос и шум, называют звонкими. Если в создании звука голос преобладает над шумом, то такие звонкие согласные звуки — сонорные. Глухие звуки создаются только шумом без голоса (голосовые связки расслаблены, не дрожат).
Звуки речи по степени звучности(по количеству голоса и шума):
- гласные: , , , , , — в их образовании участвует только голос;
- звонкие:
- сонорные согласные: , , , , , , , , — голоса больше, чем шума, всегда звонкие, непарные звонкие;
- шумные звонкие согласные: , , , , , , , , , , — шума больше, чем голоса, парные звонкие (в речи иногда используется звонкий звук : жюри , вожжи ) ;
- шумные глухие согласные: , , , , , , , , , , , , , , , — состоят только из шума.
Обратите внимание, что гласные и согласные звуки ( звонкие и глухие) различаются степенью участия голоса и шума, по способу образования (встречаются или не встречаются препятствия в ротовой полости при выдыхании воздуха). Голос (тон) обязательно присутствует при произношении гласных и звонких согласных. При произношении глухих согласных голосовые связки расслаблены, голос не образуется
При произношении глухих согласных голосовые связки расслаблены, голос не образуется
Голос (тон) обязательно присутствует при произношении гласных и звонких согласных. При произношении глухих согласных голосовые связки расслаблены, голос не образуется.
Специфическое звучание каждого гласного зависит от объёма и формы ротовой полости — положения языка и губ.
Звучание каждого согласного зависит от работы органов речи. Согласные звуки бывают сонорными и шумные, а шумные — звонкими и глухими в зависимости от участия голоса и шума в их образовании. Согласные различаются также по месту образования шума в зависимости от того, где и какими органами речи образовано препятствие, через которое проходит выдыхаемый воздух (губные, язычные и т.д.).
Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их образовании язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.
Согласные звуки по участию голоса и шума
По участию голоса и шума все согласные делятся на сонорные и шумные.
Сонорными являются такие согласные, в образовании которых участвует голос и незначительный шум. При образовании этих согласных голосовая щель сужена, голосовые связки напряжены и колеблются под воздействием выдыхаемого воздуха. К сонорным в русском литературном языке относятся: , , , и , , , , .
Шумными являются такие согласные, в образовании которых шум преобладает над голосом. С этой точки зрения они делятся на звонкие шумные, образование которых характеризуется шумом в сопровождении голоса, и глухие шумные, которые образуются только шумом (произнесение глухих шумных определяется тем, что голосовая щель открыта, а голосовые связки не напряжены и не колеблются).
Где образуется согласный звук
Звонкие шумные русского литературного языка — это , , и , и , и , , , (жалость, врач, зори, гвоздь, буря).
Глухие шумные — и , и , и , , , , , , , , , , (пилотка, фольклор, секрет, шепот, шум, гречка, цитата, хранить, шика).