Интересные сочинения по картинам
- Сочинение Описание Картины Александр Невский Корина Перед нами представлена картина художника Павла Корина под названием Александр Невский На картине изображён князь Александр Невский. Он оставил большой след в истории средневековой Руси
- Сочинение по картине Тропинина Кружевница 4 класс (описание) На картине запечатлен один момент из жизни обыкновенной крепостной крестьянки, занимающейся вышивкой.
- Сочинение по картине Шишкина Сосновый лес Картина Ивана Ивановича Шишкина была написана художником в 1889 году. В данный момент, картина хранится в музее-заповеднике имени В. Д. Поленова. Художник создал целый цикл картин
- Сочинение по картине Юона Мартовское солнце 8 класс (описание) Март… Месяц года, когда зима потихоньку теряет свою власть, а весна вступает в законные права. Именно это время года изобразил известный русский художник Константин Юон на своём полотне «Мартовское солнце» в 1915 году.
- Сочинение по картине Сайкиной Детская спортивная школа (описание)
Сочинение по картине Юона Русская зима Лигачево
Об авторе: Константин Федорович Юон- русский, советский живописец. В 1950 году ему было присвоено звание народного художника СССР. Кроме живописи занимался графикой и оформлением театральных постановок. До революции на его полотнах мы можем увидеть городские и деревенские пейзажи с элементами русского быта, традиций, православия. Сразу после революции основной темой его работ становится космическая, где идет речь о создании нового мира. Позднее Константин Федорович вернется к городским и провинциальным пейзажам. На них можно увидеть жизнь русского народа в советский период времени. На картине Юона Русская зима Лигачево, написанной в 1947 году, изображен зимний пейзаж подмосковной деревни Лигачево. Живописец часто бывал в этих местах и не раз изображал их на своих полотнах.
Сочинение по картине Юона Русская зима Лигачево: описание и анализ художественного полотна
На картине Юона Русская зима Лигачево мы видим зимнюю природу необычайной красоты. Этот пейзаж художник написал в окрестностях подмосковной деревни Лигачево. Перед нами предстает сказочная картина запорошенного снегом леса и небольшой деревушки. Выпавший снег преобразил всё вокруг. Деревья все покрыты белым инеем. На земле словно расстелили громадное белоснежное покрывало. Деревенские жители с радостью встречают русскую зиму.
На переднем плане изображена заснеженная опушка леса. Слева растут две белоствольные березки и несколько молоденьких сосен. С правой стороны через дорогу изображены также две большие березы, а в центральной части полотна еще три. И стволы, и кроны всех деревьев усыпаны пушистым снегом. Создается впечатление, что они одеты в белоснежные наряды.
Вдоль опушки по дороге идут шестеро деревенских ребят. Они рассказывают друг другу о чем-то веселом и размахивают руками. Впереди них бодро бежит радостный черный пес. Он периодически останавливается и ждет мальчишек. Чуть дальше видна красивая высокая ель, усыпанная охапками снега.
Справа за оврагом можно увидеть окраину деревни с несколькими домами. Издалека деревенские домики с белоснежными крышами выглядят словно игрушечные. Недалеко от них на пригорке детвора катается на санках. Несколько ребят играют в снежки и лепят снеговика. По дороге верхом на лошади скачет деревенский парень. Рядом с одним из домов можно увидеть лошадь, запряженную в сани.
Мы можем наблюдать атмосферу радостного оживления и всеобщего веселья среди местных жителей. Она появилась в деревне с наступлением зимы. Белый снег преобразил всю округу: леса, поля, дороги, дома и деревья. На улице стало намного светлее.
Художнику удалось и нам поднять настроение. Глядя на картину, каждый вспоминает, как сам катался на санках и играл в снежки. Художественное полотно получилось очень реалистичным. А самой красивой у живописца на холсте получилась русская природа.
Сочинение по картине Юона Русская зима Лигачево 4, 5, 6, 7 класс
«Бурлаки на Волге» Репина (1870—1873)
Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1870—1873 гг. Государственный Русский музей.
«Бурлаки на Волге» — главный шедевр Ильи Репина (1844—1930). Хотя создал художник его, когда ему не было и 30 лет.
Картина стала особенно популярной в советское время. Очень уж такой сюжет подходил под идеологию об угнетённых. Так что видели мы ее и в учебниках, и на спичечных коробках.
Помните, я рассказывала выше про революцию Александра Иванова? Он первым в русской живописи поставил в ряд обычных людей и наделил их разными эмоциями.
Так вот Репин все уроки Иванова усвоил. Но довёл реализм до абсолюта.
Позировали художнику реальные бурлаки. Мы знаем их имена и судьбы (то есть этим людям повезло: они вошли в историю).
Их внешний вид невероятно правдоподобен. Именно такой одежда и становится от многолетнего ношения и ходьбы по прибрежному бурелому.
В этом плане Иванов ещё был классицистом: хитоны его героев слишком чистые, как в витрине магазина.
Но не только оборванный вид бедняков заставляет нас им посочувствовать.
Художник ещё и пароход вдали нарисовал. Мол, уже двигатели изобрели, а все над людьми издеваются. Да, русские художники любили добавить вот это «Ах, как нехорошо».
Задорная зима Василия Сурикова
Начнём, пожалуй, с самых интересных для детей сюжетов – про озорные игры, ведь часто зимнее настроение чем-то напоминает ребячество.
Именно об этом и хочет поведать нам со своего полотна «Взятие снежного городка» Василий Суриков. Его работа считается одной из наиболее оптимистичных живописных картин, а в коллекции работ Сурикова – единственная, где нет ни трагической, ни конфликтной нотки, к чему был склонен автор.
Появилось художественное произведение живописи на свет во время пребывания автора на маленькой сибирской родине в Красноярске. Местные забавы с детства были по душе художнику с казацкими корнями. Такие игры он нередко наблюдал из окошка своего дома, да и сам в них участвовал. Снежные городки всегда появлялись как часть масленичных гуляний, к которым готовились за несколько дней.
Весь молодецкий задор нашёл воплощение на холсте, где главные герои – сибиряки с румяными и радостными лицами. Восхищённые взгляды крестьян в тулупах и полушубках направлены на всадника, взявшего снежную крепость.
Толпа победителей радостно смеётся, улыбаясь нам с полотна. Особенный колорит и праздник на картине создают примененные Суриковым эффекты праздника – расписные упряжки, яркие детали одежды. Наблюдается и привычная для художника техника – всегда много персонажей, каждый со своим выражением лица и в определённой позе, каждый наделён своим характером, словно автор вдохнул в них душу.
Суриковское полотно – это будто ожившая, полная движения морозная свежесть зимнего полудня, полного ярких контрастов.
Немного истории и терминов
Пейзажем принято называть жанр изобразительного искусства, где основной предмет картин художников — природа. Особое значение здесь имеет построение перспективы и композиции, достоверность передачи атмосферных явлений, изменчивости света и воздуха. История становления русского пейзажа прошла несколько этапов:
- Сначала природные сюжеты служили лишь декорациями для икон, изображали среду обитания главных персонажей или являлись сценой жанровых зарисовок и портретов.
- Затем долгое время пейзажи были обобщёнными и идеализированными картинками, и только изображение конкретной местности позволило сделать принципиальный поворот в осознании их художественной ценности.
- Важную роль сыграл европейский импрессионизм, который сформировал новую эстетическую концепцию — лирический пейзаж. Он облагораживал природу по велению академической науки, и до конца XVIII века авторитет итальянских и французских мастеров считался непререкаемым.
- Очарование первых русских пейзажей заключается в целомудренном стремлении достоверно передать все чёрточки и подробности отчего края. Расцвет этого направления пришёлся на XIX век и питался всё большим осознанием любви к родине.
https://youtube.com/watch?v=8wnmbQrJ64w
Это стало эмоциональным стержнем русской живописи того времени. Пейзаж воспринимался не только как природная данность, но и служил иллюстрацией человеческой души, отражал тоску по счастливой, вольной жизни, поиски места в мироздании, иллюзии и надежды. В рисунках Левитана, Саврасова, Куинджи и других знаменитых мастеров человек находил созвучность сокровенным мечтам и безотчётному стремлению на поиски лучшей доли.
↑ Сочинение по картине Зима Шишкина 2 класс
Картину «Зима» нарисовал художник И. Шишкин. На ней он изобразил зимний день в лесу. Этот лес старый. Деревья в лесу очень высокие. На картине совсем не видно их пушистых макушек. Они где-то высоко в небе.
У деревьев толстые стволы. Внизу на них много сухих голых веток. Местами лес сильно густой. Деревья растут совсем близко друг к другу. Солнечного света сюда приникает немного. Его постоянно не хватает маленьким деревцам. Поэтому здесь их так мало.
В лесу много снега. Он не только на земле. Его видно на маленьких деревцах, кустарниках и мощных ветках взрослых деревьев. Снег необыкновенно белый и чистый. Такого в городе почти не встретишь. Погода в лесу превосходная! Безветренно. Осадков нет.
Вдали виднеется лесная полянка. Она освещена ярким солнышком. Небо над ней очень ясное. Как же хорошо в этом лесу! Так и тянет в нём прогуляться! Но вдруг я замечаю четыре наклонившихся дерева. От падения их поддерживают рядом стоящие деревья.
Я внимательно всматриваюсь в картину и вижу под снегом ещё несколько упавших стволов. Нет! В таком лесу гулять нельзя! Здесь слишком опасно! Для прогулок лучше выбрать более спокойное место.
Загадочная зима Ивана Шишкина
Картина И.Шишкина под названием «Зима» — это настоящая тайна. Здесь только густые деревья и белый снег. На холсте лишь много стволов и огромных веток, покрытых большими белыми сугробами. И ничего более. А больше художнику ничего и не нужно было, чтобы передать нам всю таинственность зимнего дремучего леса.
Ни единого следа, говорящего о присутствии живой души, лишь поваленные стволы и безмолвие, скованное морозом. Всё говорит о том, что природа действительно спит.
Работа автора в некотором роде даже похожа на современную фотографию, настолько естественно близко ему удалось передать пейзаж. Смотришь сквозь могучие деревья и, кажется, что сейчас из-за них выйдет герой из сказок. Может, за деревьями прячется косолапый мишка, а может сквозь ветви пробирается Морозко с волшебным посохом?
Лишь два цвета – белый и чёрный, зато как умело пейзажист Шишкин смог передать нам зимнее спокойствие лесной поляны и уходящее вдаль в светлое «окошко». Но стоит присмотреться повнимательней, и на снегу мы увидим оттенки жёлтого, а деревья далеко не печально чёрные, а написаны в мягких коричневых тонах.
Да и жизнь присутствует на холсте, оказывается! Вглядитесь: на ветке в этом пустынном зимнем сказочном мире сидит птица. И это тоже прибавляет загадочности и мистики работе Шишкина.
«Девятый вал» Айвазовского (1850 г.)
Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург.
Карл Брюллов сказал, что чувствует соль на губах, когда смотрит на «Девятый вал» Ивана Айвазовского (1817—1900). Реалистично — это не то слово. Но не все так просто.
В открытом море волновые фартуки НЕ встречаются. Загибы у волн образуются только у берега. Поэтому серферам в открытом море делать нечего.
Иван Айвазовский пошёл на эту хитрость, чтобы буйство природы сделать … эффектнее. Ведь, как и Брюллов, он был романтиком и воспевал величие стихии.
У «Девятого вала» были все шансы стать шедевром. Айвазовский был единственным русским маринистом в то время. При этом работал невероятно мастерски. Да ещё и показал душещипательную трагедию моряков.
О картине читайте в статье «Девятый вал: почему это шедевр».
Сочинение по картине К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»
Сочинение по картине К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»
Выдающийся пейзажист Константин Фёдорович Юон родился 12 (24) октября 1875 года в Москве. Все картины художника восхищают удивительной красотой и гармонией. К. Ф. Юон создавал пейзажи, каждый из которых является настоящим шедевром.
В автобиографическом очерке художник писал: «В этих картинах я стремился передать величаво-монументальное и поэтическое звучание русской природы. Я искал торжественных нот, которые должны были выразить сильным художественным языком народные чувства к родной природе. «Русская зима» — одна из таких картин… К ней у меня было много этюдов и набросков; но писал её, в сущности говоря, из души, лишь опираясь на этюды и наброски».
В своём творчестве Константин Фёдорович часто обращался к родному Подмосковью. Особенно любил художник изображать виды Лигачёва. Это село в Подмосковье, где у Юона был дом.
Картина «Русская зима. Лигачёво» — одна из самых известных в творчестве художника.
Это произведение — настоящий гимн русской зимней природе. Всё вокруг в снегу, деревья, дома люди словно оказались в сказочном краю. Дети катаются на санках и играют с собакой. На полотне изображён самый обычный морозный день. Но художник видит в нем нечто необычное и удивительно прекрасное. Лес, укрытый снежной шалью, кажется спящим. Деревья абсолютно неподвижные, словно заколдованные. Неподвижным кажется даже сам воздух.
Вокруг белым-бело от снега. Он выглядит таким реальным, что к нему хочется прикоснуться. И кажется, что вот-вот услышишь скрип снега под ногами. Это самый обычный зимний день
Но только настоящий художник может обратить внимание на то, что окружающие обычно не замечают. Красота будничного дня открывается далеко не всем
Нужно уметь видеть и понимать всё великолепие окружающего мира.
Глядя на картину, мы видим большие деревья, которые сгибаются от тяжести снежного убранства. Тонкий узор инея на ветвях деревьев напоминает изысканное кружево. Всё это мы видим каждый день. Но чаще всего не обращаем внимания, потому что думаем о привычных делах и заботах.
Играющие на улице дети делают картину какой- то особенно живой и реальной. Детям свойственна любовь к зимним забавам. Их не пугает мороз и ветер, ведь на улице так весело. И зрители поневоле проникаются этим настроением. Когда смотришь на картину, хочется, пройтись по заснеженной улице, покататься на коньках или санках…
Художник поэтизирует русскую зиму. Вместе с тем картина естественна и реальна. В ней есть искренность и непосредственность.
Дорога уходит куда-то вдаль. Картина передаёт ощущение простора, пространство кажется весьма обширным. В картине невероятным образом сочетается ощущение неподвижности и движение. Бегут дети, впереди бежит собака. И всё это происходит на фоне застывшего зимнего дня, где неподвижные деревья и сугробы застыли, словно в заколдованном царстве.
На эту картину хочется смотреть как можно дольше. Великолепие зимнего дня, чистота и свет зимнего пейзажа восхищает и создаёт хорошее настроение.
Здесь искали:
- сочинение по картине русская зима лигачёво
- сочинение по картине юона русская зима
- сочинение по картине юона русская зима лигачево
Поклонник красоты русской земли
Но кто такой Константин Юон? По происхождению он наполовину немец со швейцарскими корнями. С 1892 по 1898 год был учеником Савицкого, Архипова, Касаткина, преподававших в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. После двух лет работы в мастерской Серова двадцатипятилетний художник основал свою студию и занимался в ней преподаванием живописи. Кстати, знаменитая впоследствии Вера Мухина была его ученицей.
Юон — участник объединения «Мир искусства», один из тех представителей искусства, кто принимал активное участие в создании и организации деятельности Союза русских художников. Начиная с 1907 года, Константин Фёдорович работал над созданием театральных декораций. Когда в Париже проходили «Русские сезоны» Сергея Дягилева, Юон выполнил оформление для «Бориса Годунова» — оперы знаменитого М. Мусоргского.
Оставшись после Великой Октябрьской революции в России, продолжил создавать живописные полотна. С 1925 года — член крупного объединения АХРР (Ассоциации художников революционной России).
После Великой Отечественной войны с 1948 по 1950 год возглавлял Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств при АХ СССР (Российской академии художеств). Однако творчество не оставил, создавал театральные декорации, графические работы.
В 1952 году стал профессором и занимался преподавательской деятельностью в Моско́вском ордена Трудового Красного Знамени государственном академическом художественном институте имени В. И. Сурикова. С 1957 года — первый секретарь правления Союза художников СССР.
Большинству россиян Константин Фёдорович Юон известен как создатель восхитительных пейзажей. Он запечатлел не только уголки своей любимой деревни Лихачёво, но и исторические и промышленные пейзажи Москвы. На его полотнах можно увидеть великолепные виды Сергиево-Посадской Лавры, трогательную провинциальную красоту Торжка Витебской губернии, зимний Ростов Великий.
Современники, близко знавшие художника, в своих воспоминаниях о нём говорят, что был он добрым и светлым человеком, счастливым в браке. Очень любил родные места, и пейзажи Подмосковья становились для него источником вдохновения
Наверное, поэтому от картин у зрителя возникает ощущение тепла — и не так уж важно, какое время года изобразил мастер: буйно-зелёное лето, весну с её оттепелью или лес, разодетый в великолепные наряды. И тут невольно возникает мысль, что зима, пожалуй, один из самых креативных дизайнеров
Сочинение по картине Зима в лесу (Иней) Шишкина
Такая красивая картинка! Целая картина в раме. В музее где-то висит… Иван Шишкин очень хорошо все нарисовал.
Чувствуется, как там холодно. Снег такой красивый. И иней особенно красивый. Почти не видно черных веток, все серебрит иней. Снега тоже много. Небо голубое! Ни облачка. Очень приятно было б погулять в этой картине. Там иней хрустит, сияет снег. Зима!
Я очень люблю зиму. Но вот такую, как Шишкин нарисовал. Чтобы снег, иней, небо голубое. Солнце яркое! И снег тогда сверкает. Не чтоб очень холодно. Можно лепить снеговика, кататься на санках.
Мы с бабушкой гуляем в лесу. Даже один раз видели настоящую белку. Она такая красивая, рыженькая, пушистая! Она почти нас не боялась. Мы до этого видели только беличьи следы. На этой картине нет белки, но, может быть, она где-то там прячется. Иван Шишкин умел рисовать животных, например, медведей. (Я видел ещё одну его картину.)
Я хотел нарисовать нашу белку после прогулки. Но мама подумала, что я нарисовал кота. А что коту делать в лесу?! Тогда я просто подписал на листке «белка».
На картине много деревьев. Они совсем разные – есть старые (одно уже лежит на земле), а есть совсем молоденькие. Все-все покрыты инеем.
Солнышко пригреет, иней пропадёт. Обычно он виден только ранним утром. Например, идешь в школу – ещё темно, а иней есть. А в обед возвращаешься, так потеплело – никакого тебе инея.
Вот если бы у нас, как в Японии было! Там, когда сакура цветёт, у всех каникулы… А что сакура? Она может неделю цвести. А вот иней к обеду тает. Было б так: посмотрел в окно – иней, в школу не идём, а гуляем, красоте радуемся.
Но всё не так. Спасибо Ивану Шишкину за такую картину. На ней в любое время, в любой сезон мы можем посмотреть на иней.
2 класс, 3 класс
«Грачи прилетели» Саврасова (1871 г.)
Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.
Алексей Саврасов (1830—1897), как и Александр Иванов, совершил революцию. Но более узкоспециализированную. В области пейзажа.
Именно с работы «Грачи прилетели» началась эпоха пейзажа настроения.
Картина имеет один парадокс.
С одной стороны, пейзаж … скучный и монохромный. А что ещё можно ожидать от конца марта, да ещё в малоухоженной русской глубинке? Тут уж слякоть, серый цвет и обветшалость обеспечены.
Но каким-то волшебным образом нам все это кажется милым и душевным. Секрет — в тонком направлении зрителя к приятным эмоциям.
Ведь художник выбрал очень интересный момент: ещё холодно, но уже вот-вот придёт тепло. Это ощущение скорых перемен к лучшему нам и нравится.
Отсюда приятные ощущения, казалось бы, без повода. Просто он еле уловим.
С тех пор, как Саврасов создал своих «Грачей» в 1871 году, почти все русские пейзажи были именно такими — поэтичными и настроенческими.
О картине читайте в статье «Грачи прилетели: почему картина стала культовой»
Описание картины Константина Юона «Русская зима. Лигачево»
Константин Юон, 1947 год, картина «Русская зима. Лигачево», Фото: bigslide.ru
Название | Русская зима. Лигачево |
Страна, художник | СССР, Константин Юон |
Год | 1947 |
Жанр | Пейзаж |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | Холст, масло |
Константин Юон, организатор Союза русских художников, прославился своими работами на тему пейзажей, и не раз он изображал на своих полотнах село Лигачево, в котором у художника находился домик. На картине «Русская зима» представлен ясный день где-то за деревней. Заснеженные деревья словно околдованы холодом и погружены в зимний сон. Выпавший снег такой тяжелый, что согнул хрупкие веточки.
Позади мы видим ели, которые стоят в белых пушистых шубках. Сверкающий повсюду снег заставляет жмурить глаза, настолько он яркий. Детей не пугает ни холод, ни морозец, который пощипывает носы, они весело резвятся на колючем снегу, играя в снежки, катаясь на саночках. А дети, идущие по вытоптанной небольшой тропинке, наверно, возвращаются со школы. Впереди бегущий пес словно тоже радуется зимнему дню.
Посеревшее небо извещает о том, что снег выпал еще не весь, и скоро он повалит с большей силой на радость малышне. Все зарисовки художника цепляют своей сердечностью и натуралистичностью, заставляя нас с восхищением и благоговейным трепетом смотреть на русскую зимнюю природу, летящие сверкающие снежинки и то серый, то безупречно белый снег.
Сказочная зима возвращает нас в то время, когда мы сами были детьми, проказничали и шалили, весело играли на улице друг с другом. Ничто не смогло укрыться от ее снежного покрывала. Морозный воздух, которым наполнена картина, как будто выходит за рамки, мы его чувствуем, мы им наслаждаемся. Несмотря на однообразие цветов, русский колорит картины передан блестяще. Белый снег контрастирует с темными фигурами людей и коней на заднем плане. Белый и голубой добавляют картине морозную зимнюю свежесть.
Сюжет картины заставляет задуматься о дальнейшем продолжении: вдоволь навалявшись в снегу, дети, щеки которых будут краснее утреннего заката, побегут домой, скинут мокрые шубки, стряхнут налипший снег с валенок и довольные прогулкой сядут вместе со своей родней за стол пить горячий чай, а завтра будет новый, не менее прекрасный день. Обыденная деревенская жизнь кипит вот такими простыми днями, в которых художник видел нечто прекрасное и духоподъемное. Картину по праву считают гимном очарования русского пейзажа, который, являлся музой для художников-пейзажистов.
Музеи ближнего зарубежья
После распада СССР многие известные пейзажисты и их картины оказались за пределами исторической родины, а россиянам теперь доступны только репродукции. В сборниках украинских музейных коллекций содержатся два весенних пейзажа с одинаковым названием «Ранняя весна», принадлежащие кисти разных авторов:
- Харьковский художественный музей. А. Куинджи, 1895.
- Полтавский художественный музей. И. Левитан, 1892.
Предвкушение чуда
Мастерское использование Куинджи световых эффектов создаёт реалистичный образ родной земли, наделяет пейзаж «Ранняя весна» особым настроем и эмоциональной силой. Выразительно смотрятся берёзы, передавая игру света и теней, а спокойные краски чистых пастельных тонов жизнерадостны и лиричны. Пробуждение природы средней полосы относится к концу февраля — началу марта.
Ещё не закончилась зимняя стужа, и весна едва начинается. В центре картины — изгиб реки, он подчёркивает перспективу и придаёт глубину. Ледяной покров начал истончаться, у края левого берега и на середине вода заструилась голубыми протоками. Подтаяли снежные пласты на суше, потеряли белизну, а очистившиеся участки земли выглядят по-осеннему уныло. Скорый приход весны выдаёт солнечный свет, заливающий картину.
Пятна мха на переднем плане радуют взоры нежной зеленью, а голубые краски неба и воды наполняют пейзаж чистым воздухом. Склонённый ствол берёзы в самом центре полотна тянется вверх светлыми ветвями. Они ещё не покрылись зеленью, им долго ждать настоящего тёплого солнца и лета. Но атмосфера картины не оставляет места унынию, ведь предвкушение чудесного — тоже праздник.
Светлая печаль
Левитана заслуженно зазывали мастером «пейзажа мотива и настроения». Художник не любил говорить о картинах, скучал, слушая рассуждения других, а живописью не с натуры не интересовался. В его пейзажах есть литературные черты — заброшенный дворец усадьбы с заколоченными ставнями, старое кладбище, гаснущие лучи заката. Любовь к родной природе проступает в каждом этюде как восхитительное описание тонкой грусти.
На картине «Ранняя весна» снег ещё не растаял полностью, но жёлтая пожухшая трава на переднем плане успела освободиться от его оков. Крытые соломой разномастные постройки бесприютно застыли на фоне тёмной лесной чащи в серо-голубой дымке. Видны белые стволы берёз, зеленеют ели, прозрачная синь неба проблёскивает золотым солнечным пятном. Всё замерло в ожидании тепла. Скоро это зимнее оцепенение сменится весной — птичьим гомоном, россыпью подснежников на лесных опушках.
Натюрморты
Изображение цветов, горшков, посуды или других бытовых предметов способно, как и просто порадовать насыщенностью и красотой, так и глубже раскрыть народные особенности и красоты местной природы. В русской живописи этот жанр менее популярный, но все же некоторые художники, несмотря на это, смогли создать несколько признанных шедевров.
Одуванчики — Исаак Левитан
Одуванчики — Исаак Левитан, 1889
Самые распространенные цветы в России очень часто незаслуженно остаются без должного внимания. Левитан в спокойной манере написал картину, где показал, насколько простые и невзрачные, казалось бы, растения могут быть прекрасны.
Свою известность «Одуванчики» и получили благодаря искренности, обыкновенности и открытости картины.
Черемуха в стакане — Кузьма Петров-Водкин
Черемуха в стакане — Кузьма Петров-Водкин, 1932
Кузьма использовал узнаваемый прием сочетания контрастных цветов. Таким образом, дополнил чистые и легкие белые цветы черемухи яркими красками. На то время такой прием выглядел очень свежо и ново, за что картину и оценили по достоинству. А для самого творца эта работа стала самой успешной.
Натюрморт с вербами — Таисия Афонина
Натюрморт с вербами — Таисия Афонина, 1964
За неделю перед Пасхой, в вербное воскресенье, принято срывать веточки этого растения. Таисия изобразила на своей работе утро такого дня: на столе готов завтрак, а в вазе уже стоят свежие цветы. Такое празднование было очень распространенно, поэтому и картину эту приняли очень тепло, ведь она напоминала о приятных событиях.
Пример сочинения 1
Как прекрасна зима в России! Многие здешние художники старались запечатлеть её во всей красе. Константин Юон не стал исключением. Сегодня мы в деталях рассмотрим его полотно «Русская зима».
На картине изображено, скорее всего, зимнее утро в деревне. Почему именно в деревне? Потому что во время написания картины города уже активно развивались, а детали, изображенные автором, для них характерны не были. Так, например, на заднем плане видны небольшие деревянные домики и лошади.
Вся картина посвящена любованию природой. Каждый мазок передает состояние автора, в котором он находился в момент написания шедевра. Природа изображена очень детально: деревья, снег, кустарники выглядят реалистично и очень красиво. Также хорошее настроение картины дополняют дети, которые катаются на санях, выгуливают собаку.
В момент написания картины художник использовал голубые, белые, зеленые краски, что сказалось на общих ощущениях при просмотре. С картины как будто веет холодком и свежестью морозного утра. Хочется оказаться среди тех ребят с собачкой, послушать их деревенскую речь и также порезвиться в снегу.
Какие ещё впечатления остаются от просмотра «Русской зимы»? Некоторая жалость за то, что почти не осталось деревень, в которые можно было бы поехать покататься на лошадях. Грустно, что дети все реже проводят время на улице, выбирая компьютеры и телефоны вместо реальных друзей. Мне нравится зима, нравится в это время играть в снежки, лепить снеговика и делать снежного ангела (это когда ты падаешь спиной в снег, машешь руками и ногами). Жаль, что иногда даже некого позвать поиграть во дворе. Интересно, задумывался ли Константин Юон, что в будущем подобные прогулки останутся только на картинах?
На мой взгляд, картина очень красивая. Дома, вроде бы, находятся очень далеко, но на них видно каждое окошко. Ветки деревьев и снежные шапки на них также очень реалистичны. А чего только стоит пушистая зеленая ёлка, укутанная снежком?
Наверное, только в России может быть такая зима. Не потому, что в других странах другая природа (хотя на Родине в этом плане тоже очень красиво), а потому, что в России есть особые места и люди, которые украшают государство. Я не могу себе представить похожих картин от зарубежных авторов. На мой взгляд, только пейзажисты нашей страны могут писать настолько особенные полотна (Шишкин, Пластов, Айвазовский).
Жанровые картины
Жанровые картины русских художников изображали бытовые сцены, включая ситуации уже давно ушедших дней. Так, наравне с повседневными делами на полотнах появлялись религиозные и былинные сюжеты, моменты из легенд.
«Явление Христа народу» (Александр Иванов)
Мне нравится1Не нравится
На картине А. Иванова 35 персонажей в разных одеяниях и с разными реакциями на появление Христа. Позы и жесты людей детально проработаны. Такую сложную композицию можно очень долго разбирать. При этом, внимательно рассматривая картину, можно заметить дополнительные детали. Например, в гуще деревьев находятся верующие, которые незаметны на первый взгляд.
«Бурлаки на Волге» (Илья Репин)
Мне нравитсяНе нравится
Репин сопоставил два полюса жизни того времени. Вдалеке виднеется пароход, который мог бы стать буксиром, а на переднем плане бурлаки тянут судно. Вокруг безоблачная, прекрасная погода, а на бурлаках такие лохмотья, которые ассоциируются лишь с непролазной грязью.
«Богатыри» (Виктор Васнецов)
Мне нравится1Не нравится
Сильные богатыри Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец изображены каждый по-особенному. У них разные черты и фигуры, кони разномастные, оружие – свое. Жесты тоже отличаются, несмотря на общее дело и готовность к защите.
«Опять двойка» (Федор Решетников)
Мне нравитсяНе нравится
Знакомая всем с детства картина показывает, что плохие оценки – это дело не только самого ученика, но и всей его семьи. Каждый из персонажей выражает свое отношение к ситуации, и даже собака участвует в выражении чувств. А на стене висит репродукция другой картины художника «Прибыл на каникулы».
«Последний день Помпеи» (Карл Брюллов)
Мне нравитсяНе нравится
Улица древних Помпей, изображенная Брюлловым, существовала в действительности. Она была восстановлена в процессе раскопок. Фигуры и позы персонажей художник также «подсмотрел» в руинах, ведь лава навсегда запечатлела всех так, как их застигла гибель.
Реалистичность картины выражается в усиленном выражении эмоций на лицах и в действиях людей. Брюллов передал весь трагизм, хотя некоторые критики называли эффект театральным.
«Не ждали» (Илья Репин)
Мне нравитсяНе нравится
Возвращение главы семьи застает всех врасплох. Эмоции детей видны, но мать стоит спиной, и о ее чувствах можно лишь догадываться. Сам герой тоже растерян. Все застыли от неожиданности, такая реакция передает правдивость и жизненность картины.
«Охотники на привале» (Василий Перов)
Мне нравитсяНе нравится
Персонажи картины полны эмоций. Слушатели переживают в не меньшей мере, чем рассказчик. Художник запечатлел охотников в момент движения. Такой прием помог хорошо изобразить эмоции, сделав их живыми и яркими.
«Иван-царевич на Сером Волке» (Виктор Васнецов)
Мне нравитсяНе нравится
Непролазная чаща, подступающая со всех сторон, тревога на лице царевича и усталость волка создают напряженность картины. Но герои оторвались от погони, и Елена, прильнувшая к Ивану, уравновешивает тревожность. Сюжет, навеянный сказкой, приобрел у Васнецова форму реальной жизни.
«Дети, бегущие от грозы» (Константин Маковский)
Мне нравитсяНе нравится
Девочка с маленьким братом вот-вот будут настигнуты грозой. Видимо, уже гремит гром, и на детских лицах смешаны страх и предвкушение дождя. Такое сочетание чувств объясняется обостренностью детских ощущений. А Маковский кистью мастера сумел их передать.
«На террасе» (Борис Кустодиев)
Мне нравитсяНе нравится
На террасе собралась счастливая и любящая семья. Художнику легко было вложить в лица теплоту и чувства, ведь он писал свою семью и себя. От каждого словно исходит внутренний свет и нежность с заботой друг о друге. Мягкие и плавные тона обстановки усиливают впечатление.
«Ковер-самолет» (Виктор Васнецов)
Мне нравитсяНе нравится
Глубина темного тона ковра контрастирует с ярким светом жар-птицы, исходящим наружу. По задумке художника, сюжет выражает победу, движение и торжество русских ценностей. Изображение раннего утра символизирует окончание темных времен и вселяет надежду в новый день.
«Боярыня Морозова» (Василий Суриков)
Мне нравитсяНе нравится1
В. Суриков сумел написать картину так, что не только толпа движется вместе морозовскими розвальнями, но и сам зритель чувствует себя втянутым вслед за ними.
Критик В. Стасов назвал «Боярыню Морозову» первой из всех сюжетов русской истории.
«Тайная вечеря» (Павел Попов)
Мне нравитсяНе нравится
Попов изобразил самый известный библейский сюжет, наиболее приблизив его к реальной жизни. При таком подходе далекие от простого человека события стали ему близки и понятны. Это вызывает еще больше теплых чувств у русского народа, который и так проникнут религиозностью.
В заключение. Немного об истории русской живописи
Вспоминая эти 7 потрясающих русских шедевров, мы заодно и в истории русской живописи немного разобрались.
В начале XIX века писали катастрофы, но не русские: либо несчастья древних римлян (Брюллов), либо отчаянную борьбу иноземных моряков с буйным морем (Айвазовский). Во всем этом много театральных страстей.
Потом пришёл Иванов и создал тихий шедевр: много людей и все со своими эмоциями. Работа оказалась этаким смешением реализма и классицизма (подвели художника нереалистичные хитоны).
Но именно с Иванова начинается в русской живописи эпоха реализма (Репин, Саврасов, Шишкин).
И лишь Серов сделал робкую попытку этот реализм пошатнуть, внеся в русскую живопись немного импрессионизма.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.