Спартанское воспитание: сила духа в ущерб силе мысли

Женщины спартанки. Бытовой аспект

В жизни каждого человека есть целый ряд областей, куда не дано проникать постороннему: воспитатели здесь бессильны. Есть опыт, который каждая девушка должна не столько изучить, сколько рано или поздно пережить сама. В «фаллической фазе» — так 3игмунд Фрейд называет пятый и шестой годы жизни — ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность; причем девушка, чтобы вжиться в роль женщины, берет за образец свою мать. В возрасте своенравном, когда любят задавать вопросы, подрастающая девочка проявляет повышенный интерес к жизненным процессам, но наталкивается на строгость или молчание. Всякая потребность в сексуальном знании подавляется с помощью запретов. Если маленькая девочка бессознательно или во сне трогает свои гениталии, мать отводит ее ручку. Девочка должна научиться сублимировать присущую ей наблюдательность и легкую возбудимость. Каждый день малютка слышит все те же предостережения. Всюду подстерегают и манят опасности, всюду ожидают запреты, возможность вины, угроза наказания — этого достаточно, чтобы отбить у девушки охоту к удовольствиям. Чувство вины связано с правомерными упреками к самой себе.

У слабых детей не было шансов на выживание

Если дитё рождалось слабенькое, с болезнями, родовыми травмами, его бросали на верную смерть, что случалось постоянно. После того, как родился младенец, отцы относили младенцев к старейшинам в городе.

Они обследовали ребенка на заболевания с уродствами. Когда что-либо обнаруживали, отдавали приказ бросать мальчика в специальную яму, в ней он помирал от голода. Когда дети выживали, то им обещались свободные земельные участки, но шанс выжить был минимальный. Больше половины младенцев, родившихся в Спарте, умирало.

Это интересно: 5 самых глупых вещей, которые изменили ход истории: изучаем со всех сторон

Поощрение воровства

Спартанское воспитание подразумевало то, что мальчики получали минимум необходимых вещей. Например, обувь уже относили к роскоши, поэтому дети ходили босыми. Еды давали ровно столько, сколько нужно, чтобы ребенок не умер от голода. С другой стороны никто не запрещал красть еду, но при этом не нужно было попадаться. Если поймали на горячем, жестокого избиения и лишения даже малейшего пайка тебе не избежать!

Драки за сыр

Это было что-то вроде регулярного фестиваля. На алтарь богини Артемиды клали кусок сыра. Голодные дети сходились и начинали драться за эту еду. Зрители имели право «мотивировать» участников драки при помощи плетей. Иногда детей забивали на смерть. Но людям нравилась эта забава, все смеялись и веселились, наблюдая за детскими драками.

Ужасная еда

Один путешественник, побывавший в Спарте, описывая местный обед написал:

Он упомянул некий черный бульон. Это было мясо, которое варилось в смеси крови, уксуса и соли. Обедали спартанцы в одной палатке. Черный бульон — основное блюдо, всем доставалось по одному небольшому кусочку мяса.

Если хочешь больше — иди на охоту. Например, убив оленя, спартанец должен был разделить его на всех, но себе мог взять дополнительную порцию, чтобы отнести домой. Это был единственный случай, когда спартанец имел право поесть дома…

Избиение за неправильные ответы

После ужина помощник надзирателя начинал задавать детям различные каверзные вопросы. Например, «кто лучший человек в городе?» Дети должны были хорошо продумать ответ, чтобы его сочли умным, но на это давалось минимум времени.

Если кто-то не справлялся, его били по рукам. Интересно то, что за всем этим наблюдали надзиратели. И если они считали, что их помощник был слишком строгим или слишком мягким во время викторины, его также избивали.

Образование делает тебя слабее

Спартанец — это воин. А значит, он не может быть философом, фермером, ремесленником или торговцем. Традиционное испытание для спартанца — это опасная роскошь. Максимум, чему его могли научить, — это читать, и то по необходимости. Тратить свое немногочисленное свободное время на какие-то вычисления или философские мысли о бытие было строго запрещено. Воин должен был быть готовым в любой момент выполнить приказ!

Публичное избиение

Ежегодный фестиваль под названием Diamastigosis — это ничто иное, как публичное избиение мальчиков до полусмерти. Интересно то, что участвовать в нём было огромной честью. Дети сами хотели чтобы их избили. Они мечтали доказать, что смогут выдержать намного больше, чем о них думают.

Это развлечение было настолько диковинным, что многие римляне приезжали в Спарту специально ради того, чтобы посмотреть на это. Спартанцы даже создали что-то вроде театра, куда продавали билеты, тем самым получая прибыль от Римской империи.

Криптия

Спартанских рабов называли илотами, и отношение к ним было просто ужасным. Во время ритуала под названием криптия мальчикам выдавали кинжалы и немного еды. Они должны были сидеть в засаде где-то неподалеку того места, где работали илоты. Дождавшись ночи, мальчики нападали на рабов и убивали всех, кто не смог убежать, постоять за себя или спрятаться. Криптия давала спартанцам небольшую практику реального боя и напоминала илотам об их месте в обществе.

Спартанские надгробия

Умереть от старости — огромный стыд и позор. Таких людей хоронили в безымянных могилах. Чтобы получить надгробие с именем, нужно было умереть в бою. Тогда тебя похоронят со всеми почестями. Женщины также могли получить надгробие только в одном случае — смерть во время родов.

Вот такое суровое общество! В современные нормы морали спартанское воспитание точно не вписывается. Но с другой стороны мы живем в совершенно другое время.

Если этот материал показался вам интересным, непременно поделитесь им с друзьями и знакомыми!

спартанское воспитание

С VI — го  века (около 550 г. до н. ), Образование меняется в природе. Оно становится ἀγωγή  / agôgế — само название относится только к эллинистическим временам . Теоретически установлено Ликурга, но только свидетельствует от начала IV — го  века, Ксенофонт ( Конституция спартанцев ), это:

  • обязательно  : необходимо (но не достаточно) быть полноправным гражданином. Для Ксенофонта неучастники — уменьшенные граждане, которые не могут получить доступ к магистратуре или элитному корпусу; для Плутарха они попросту лишены гражданских прав. И наоборот, лица, не являющиеся гражданами, проходящие агоге, могут стать свободными: это μόθακες  / móthakes (см. Илоты );
  • коллективный, по возрастным группам;
  • организованный городом, который привлекает похвалы Платона и Аристотеля .

Дети до 7 лет

Спарт проводит евгеническую политику, направленную на отбор здоровых и сильных детей. Согласно Плутарху, с самого рождения ребенка осматривает комиссия старейшин в Леше ( Λέσχη  / Léskhê, «крытое место, портик»), которая должна определить, красив ли ребенок и имеет ли он крепкое телосложение; если это не так, его бросают в Апотет, пропасть, расположенную у подножия Тайгета  : ребенок не должен быть обузой для города. Плутарх — единственный источник, в котором упоминается практика такого детоубийства; его показания недавно были подвергнуты сомнению археологами, пропасть Апотетов не содержала детских костей.

Через семь дней после рождения ребенка фасад дома был украшен гирляндами из оливок для мальчиков и шерстяными гирляндами для девочек. Семья принесла жертву богам и устроила вечеринку.

Затем воспитание, а точнее разведение ( ἀνατροφή  / анатроф ), в зависимости от употребляемого выражения, передается медсестре. Их оставляют обнаженными и натирают вином, чтобы они ожесточились. Задача уже состоит в том, чтобы обучить воинов. В 7 лет их забрали из семей. Строго говоря, это начало агоге .

От 7 до 20 лет

Когда юному спартанцу исполняется семь лет, его разводят с родителями и передают в ведение παιδονομός  / payonomós, магистрата, ответственного за надзор за образованием. Обычно его размещают в государственных школах, специально предназначенных для обучения военному искусству.

Молодые спартанцы учатся читать и писать ( Плутарх сообщает, что эта часть обучения сведена к строгому минимуму), а также петь (элегии Тирте, которые служат ходячими песнями). Суть их обучения состоит в том, чтобы закалить себя физически с помощью легкой атлетики, владения оружием, хождения строем, выживания на природе и, прежде всего, слепого подчинения начальству и постоянного стремления к благу города. Плутарх так объясняет в своей жизни Ликурга  :

Они поддерживаются государством до 20 лет. В детстве акцент делается на дисциплине и строгости, что объясняет нынешнее значение термина « спартанец»  : мальчики брили головы, ходят босиком и носят только одно пальто в год. А недоедание хронические заставляет их украсть пищу, и они спят на соломенных матрасах камышах Еврота они сами отрезали без инструментов. Анекдот о ребенке с лисой, рассказанный Плутархом, символизирует эту строгость. В распоряжении мальчиков остались слуги.

Вотивная плеть из бронзы из святилища Аполлона Корифоса в Пилии, возможно, связанная с образовательным обрядом, подобным тем, которые практикуются в Спарте, Национальном археологическом музее Афин .

В подростковом возрасте акцент делается больше на αἰδώς  / помощь, скромность, порядочность. На пути к взрослой жизни делается упор на подражание и соревнование, в основном за то, чтобы стать одним из хиппеев .

После 20 лет молодые спартанцы остаются в составе: они присоединяются к группам σφαρεῖς  / sphareĩs, буквально «игроки в мяч». Это обучение сделало спартанцев самыми опасными солдатами во всей классической Греции. согласно Плутарху,

Спартанские дети

Система воспитания мальчиков в древней Спарте (VIII – IV вв. до н.э.) носила название «агогэ», что значило «унесение».

Взращивание мальчиков в военно-героическом духе считалось привилегией, поэтому распространялось только на детей полноправных граждан Спарты – дорийцев.

Для всех остальных «неспартанских» детей прохождение через эту систему открывало перспективы получения гражданства, поэтому при любой возможности родители отдавали своего сына «на воспитание». Впрочем, «воспитание» — это не совсем правильный термин.

Это была государственная программа, призванная сформировать сильную армию, способную переносить тяжести и лишения долгих завоевательных походов. Этим целям была подчинена жизнь мужчины-спартанца с рождения до старости.

Плутарх в своей работе «Жизнеописание Ликурга» писал о том, что новорожденных мальчиков отцы приносили на совет старейшин. Те осматривали ребенка, и, если он оказывался здоровым, отдавали обратно отцу, чтобы тот кормил его. Вместе с ребенком отцу полагался земельный участок.

Слабых, больных и уродливых детей, по свидетельствам Плутарха, скидывали в пропасть Апофеты. В наши дни ученые доказали, что древнегреческий мыслитель преувеличивал.

Во время исследований на дне ущелья в горах Тайгета детских останков не обнаружено. Спартанцы, случалось, скидывали со скалы пленных или преступников, но детей – никогда.

Младенцы в Спарте росли в жестких деревянных колыбелях. Теплой одежды на мальчиков не надевали. С самых ранних лет их заставляли заниматься физическими упражнениями – бегом, прыжками.

В 7 лет мальчиков забирали из дома в воспитательные дома. Здесь детство их заканчивалось.

В жару и в самые холодные зимние дни они упражнялись на открытом воздухе: овладевали военными навыками, учились обращаться с оружием, метать копье.

Стрижены они были наголо, голову никогда не покрывали, теплая одежда тоже не полагалась.

Спали юные спартанцы на сене или камышах, которые сами должны были себе приносить. Еду часто воспитанники тоже должны были доставать самостоятельно – грабя соседние области. При этом попасться на краже было позором.

За любую провинность, шалость, оплошность мальчиков строго наказывали – избивали бичами.

Так в спартанцах воспитывались сила духа и стойкость. Считалось, что чем строже воспитание – тем лучше для юношей и государства в целом.

Образование в Спарте не ценилось. Воин должен быть не умным, а хитрым. Обязан быть изворотливым, приспособленным к жизни и лишениям.

Спартанцев учили говорить мало и коротко – «лаконично». Воспитание чувств, воображения, учение искусствам – все это считалось тратой времени и отвлечением воина от своего предназначения.

В 18 лет юноша уходил из воспитательного дома. С этого момента он мог не стричь волосы и не брить бороду, но продолжал заниматься военными упражнениями. В 20 лет спартанец переводился в отряд иеренов (юношей).

И хотя он уже был взрослым, до 30 лет по-прежнему находился под присмотром воспитателей и совершенствовал свои навыки в военном мастерстве.

Интересно, что в этом возрасте спартанцы могли жениться, создавать свои семьи, но все еще полностью не принадлежали себе.

Одним из принципов спартанского воспитания юношей было наставничество. Считалось, что опытный муж и воин способен научить молодого гражданина большему, чем официальная наука. Поэтому каждый спартанец зрелого возраста держал при себе мальчика или юношу, помогая развить ему свою гражданскую и военную доблесть.

Лаконичность

Река Эвротас, рядом со Спартой. Крупнейшая река Лаконии.

Слово «лаконичность» происходит от названия области Древней Греции — Лаконии, в которой находился древний город Спарта. Лаконичность — это краткий и емкий способ выражения мыслей, подходящий для отдачи военных приказов. Во время сражений необходим краткий и меткий язык, позволяющий быстро выражать мысли и мобилизовать войско.

Для тех людей, которые тонко чувствую мир, способных к высокоинтеллектуальной деятельности необходим богатый словарный запас, для точного выражения своих мыслей. А краткая форма изложения мыслей не всегда может подойти.

Краткость сестра таланта, только тогда, когда необходимо выразить основную мысль. А для глубокого научной работы необходимы обширные, подробно изложенные знания. Краткость хороша тогда, когда она является квинтэссенцией знаний.

Если же лаконичность, скованность словарного запаса, является постоянным спутником человека, то она начинает мешать ему познавать в полном объеме окружающий мир, делиться чувствами и переживаниями.

У людей с ограниченным чувственным восприятием — скудный словарный запас. Ограниченность словарного запаса, может быть и свидетельством ограниченности интеллектуальной деятельности.

Возможно, древняя Спарта может послужить историческим примером того, каким может стать общество находящееся в условиях постоянной военной опасности. Какие черты характера могут сформироваться в людях. Возможно, Спарта превратилась в страну «психопатов», людей с расстройством психики?

В устройстве спартанского общества, теоретически, существовали и положительные идеи, но из-за постоянного ведения войн они не смогли воплотиться в реальности.

Воспитание спартанских мальчиков

Обучение мальчиков заключалось в том, что в них развивали в основном физическую силу. Их забирали у матерей в семилетнем возрасте и помещали в казармах. Детей плохо кормили и одевали. Обувь для спартанских мальчиков была непозволительной роскошью – они ходили босиком. Пищу спартанских детей в современном мире можно назвать помоями. Голодные и постоянно мёрзнущие мальчики промышляли воровством. Кражи поощрялись их воспитателями, так как считалось, что кражи учат будущих воинов скрытности. Если же маленького воришку ловили, то его строго наказывали не за кражу, а за неумение скрываться.

Умение быть незаметным – качество, которое помогает сохранить жизнь во время военных походов. Также поощрялись и драки среди детей. Часто взрослые специально провоцировали их для этого. Дурь из детей выбивали кнутом. Если родитель ребёнка узнавал, что его чадо подверглось порке, то он обязан был выпороть его ещё раз. Баловать и жалеть детей в Спарте было запрещено. Иногда среди мальчиков проводили соревнования. На алтарь богини Артемиды клали небольшой кусочек сыра. Мальчики боролись друг с другом за обладание едой. Взрослые подстёгивали их плетьми при этом. Мужчинам было весело смотреть, как дети в борьбе за сыр калечили друг друга.

Большое внимание уделялось гимнастике, борьбе и владению оружием. Исключая кражи, спартанцам прививали моральные качества

Дети должны были контролировать свой аппетит, уважать старших и своих родителей, стойко переносить страдания и лишения. Постыдным считалась потеря контроля над своими эмоциями и поведением. Пьянство считалось недопустимым. Но не только военному искусству обучали молодых спартанцев. Жители Спарты очень любили музыку. В свободное время они развивали свои музыкальные навыки. Их песни были о войне и славных подвигах.

1.1 История спартанского образования

     Спарта,
непревзойденный источник сведений
об архаике, естественно составляет
следующий этап нашей истории. На
этом этапе мы наблюдаем, как гомеровское 
рыцарское образование, не прерываясь,
начинает постепенно изменяться. Напротив,
для нее делом чести будет оставаться
городом полуграмотных. Хотя ее мелочное
законодательство регламентирует практически
все стороны жизни, включая супружеские
отношения, орфография — замечательное
исключение! — никогда не будет там унифицирована.

     Спарта,
наряду с Критом — также консервативным,
аристократическим и воинственным государством,
— занимает особое место в истории греческого
образования и культуры в целом: она позволяет
нам представить архаический этап античной
культуры, ее преждевременный расцвет
в эпоху, о которой Афины, к примеру, ничего
не могут нам сообщить, поскольку никакой
роли еще не играли.

     С
VIII века искусство уже процветало в Лакедемоне,
VІІ век — век величия Спарты, а высшая
точка приходится примерно на 600 год.

     Это
так, потому что это преждевременное развитие
было резко остановлено: Спарта, некогда
возглавлявшая прогресс, окажется в противоположной
роли — теперь это Государство консервативное
по преимуществу, упрямо придерживающееся
древних обычаев, от которых все остальные
уже отказались. Для всей Греции она становится
краем парадоксов, легко возбуждая возмущение,
а у теоретиков-утопистов — страстное
восхищение.
   

     1.2
Государственное образование
в Спарте
 

     В
своей классической форме Спартанское 
образование имело совершенно определенную
цель: «выучку» гоплита (именно тяжелая
пехота создала военное превосходство
Спарты, которая будет побеждена лишь
в результате тактических нововведений
афинянина Ификрата и великих фиванских
полководцев IV века, продвинувших вперед
военное дело). Организованное исключительно
в интересах государства, это образование
целиком находится в его руках. Быть образованным
как положено, было необходимым, если и
не достаточным условием пользования
гражданскими правами.

     Педантичный
закон озабочен ребенком еще до его
рождения: в Спарте ведется настоящая
евгеническая политика. Сразу по рождении
ребенок должен предстать на Лесхе перед
комиссией старейшин: будущего гражданина
принимали только если он был красив, хорошо
сложен и силен; хилых и увечных сбрасывали
в пропасть Апотеты.

     Пока 
ребенку не исполнится семь лет, государство 
доверяет свои полномочия семье: по представлениям
греков, воспитание еще не началось
— до семи лет речь идет только о «вскармливании»,
спартанские женщины искони были в нем
искусны. Лаконские кормилицы пользовались
на рынке наибольшим спросом и особенно
ценились в Афинах.

     По 
достижении семи лет маленький спартанец 
переходил непосредственно в 
ведение государства — отныне
он принадлежит ему беспредельно
до самой смерти. Образование в 
собственном смысле слова продолжалось
с семи до двадцати лет. За него непосредственно
отвечало специальное должностное лицо,
настоящий комиссар народного образования.
Ребенка принимают в юношескую организацию,
чья иерархия представляет некоторые
аналогии со скаутизмом, а еще более –
с юношескими движениями тоталитарных
государств фашистского типа

Сложная
и живописная лексика, служившая для обозначения
годичных классов, привлекала внимание
эрудитов как в древности, так и в новое
время

     В
двадцать или двадцать один год молодой
человек, завершив свое образование, но
еще не вполне удовлетворяя требованиям
неумолимого тоталитарного государства,
входил в формирования взрослых мужчин,
прежде всего «игроков в мяч».

     Аналогию 
со скаутизмом можно продолжить: спартанские 
дети распределялись по единицам, аналогичным
«стаям» или «отрядам». Во главе их стояли
также взрослые юноши, двадцатилетние
старшие из иренов. Эти отряды подразделялись
на малые группы, аналогичные «шестеркам»
или «патрулям», руководимые самым бойким
из ее членов, получавшим завидное звание
«начальник патруля».

     Итак,
государственное образование — 
коллективное, оно изымает ребенка 
из семьи, чтобы поместить его 
в сообщество сверстников. Впрочем,
переход происходит постепенно: первые
четыре года «волчата» собирались только
для игр и упражнений. Лишь с двенадцати
лет юноша подчинялся более суровой дисциплине
и оставлял отчий дом для интерната, вернее,
казармы, которую уже не мог покинуть,
даже женившись, до тридцати лет.

Спартанцы. Классическая эпоха

Прежде всего спартанцы заключили союз с Элидой и Тегеей , а затем привлекли на свою сторону полисы остального Пелопоннеса . В образовавшемся Пелопоннесском союзе гегемония принадлежала Спарте, которая осуществляла руководство на войне, а также являлась центром собраний и совещаний Союза. При этом она не посягала на независимость отдельных государств, которые сохраняли свою автономию. Также союзные государства не платили Спарте взносы ( др.-греч. φόρος ), не существовало и постоянного союзного совета, но он при необходимости созывался в Спарте ( др.-греч. παρακαλειν ). Спарта не пыталась распространить свою власть на весь Пелопоннес, но общая опасность во время Греко-персидских войн подтолкнула все государства, кроме Аргоса, перейти под начальство Спарты. С устранением непосредственной опасности спартанцы поняли, что им не под силу продолжать войну с персами далеко от своих границ, и, когда Павсаний и Леотихид опозорили спартанское имя, спартанцы были должны допустить, чтобы Афины взяли на себя дальнейшее руководство на войне, а сами ограничились Пелопоннесом. Со временем начало проявляться соперничество между Спартой и Афинами, вылившееся в Первую Пелопоннесскую войну , завершившееся Тридцатилетним миром .

1.3 До воинское обучение в Спарте

     Чему 
же обучались в таких условиях юные спартанцы?
Муштра имела основной задачей сделать
их солдатами: все приносилось в жертву
этой единственной цели, и прежде всего—
интеллектуальная сторона образования,
отныне сведенная к минимуму: «Спартанцы
считают за благо, чтобы дети не учились
ни музыке, ни грамоте. Напротив, ионийцы
считают неприличным не знать всего этого»,—
пишет около 400 года, сразу после победы
Спарты, неизвестный автор, дорийский
софист, ученик Протагора.

     Спартанцы
не были полностью неграмотны, Плутарх
заверяет, что в отношении чтения и письма
они обучались по крайней мере «необходимому».

     Поскольку
все усилия были направлены на военную 
подготовку, очевидно, что физическое
воспитание стояло на первом месте. Но
занятия спортом, как и охотой,
уже не связываются с изысканным
образом жизни, а строго подчинены развитию
физической силы. Вероятно, к гимнастике
в собственном смысле слова очень рано
присоединялась непосредственно военная
подготовка: к владению оружием, фехтованию,
метанию копья добавлялись движения в
сомкнутом строю. Спартанская армия (единственная
профессиональная армия в Греции, которая
до IV века знала только импровизированное
ополчение граждан) восхищала всех своей
маневренностью, перестраиваясь из походного
в боевой порядок с безупречной быстротой
и правильностью, на поле битвы так же,
как на плацу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Комментарии: 1
  1. Аватар
    Аноним

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: