Нормы по скорости чтения в школе

Порядок проведения методики в классе

В течение нескольких дней учеников начальной школы проверяют на уровень сформированности навыка чтения. Проверку выполняют два экзаменатора: основной преподаватель класса, выступающий в качестве организатора, и сторонний учитель, заявленный в роли экзаменатора.

В аудиторию заводят по одному ученику. Организатор предоставляет бланк с текстом и следит за порядком и очерёдностью прохождения процедуры. Ученик не должен заранее читать текст, по которому проводится проверка.

Техника делится на несколько этапов:

  • Школьник в течение 1 минуты читает произведение до конца. Нельзя останавливать ученика до истечения требуемого времени.
  • Во время чтения учитель-экзаменатор засекает время и делает соответствующие пометки по тексту, ссылаясь на критерии в инструкции.
  • Экзаменатор отмечает слово, на котором истекает контрольное время.
  • Как только текст прочитан, экзаменатор задаёт уточняющие вопросы для проверки осмысленности и понимания произведения учеником.
  • Все контрольные вопросы по содержанию контекста подготовлены заранее в бланке, предназначенном для учителя.
  • Во время беседы учитель может задавать наводящие вопросы для более точного анализа осмысленности прочитанного учеником.
  • По окончании беседы ученик покидает класс. Экзаменатор подсчитывает количество прочитанных слов за минуту и заполняет таблицу по критериям, установленным в рекомендациях.

Что такое техника чтения. Критерии оценок

При проверке «техники чтения» учитель оценивает несколько показателей:

  • навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя) — ребенок должен не просто читать, но и понимать прочитанное;
  • способ чтения — слоговое чтение слов или чтение слова целиком, плавно,
  • выразительность чтения — правильная постановка ударений, соблюдение при чтении пауз и интонаций;
  • скорость чтения — количество знаков, прочитанных за определенный промежуток времени (рассчитывается в знаках в минуту);
  • ошибки чтения — ошибки чтения слов и запинки.

Как видите, скорость чтения — это всего лишь один из показателей техники чтения

Поэтому родителям первоклассников и тем, кто готовит ребенка к школе не стоит сосредотачивать свое внимание только на скорости чтения текстов. К тому же, тексты для проверок техники чтения учителя подбирают согласно рекомендациям методистов

Например, ребенок будет быстро и с выражением читать простой текст сказки , но очень медленно и по слогам прочитает про строительство ракет или технический текст к ремонту автомобиля.

Еще один совет родителям — не стоит гнаться только за скоростью чтения. Не заставляйте ребенка читать быстрее, пусть лучше малыш читает больше. Это расширит его кругозор и лексикон. Так ребенок узнает и запомнит много новых слов.

Как выбрать эффективную методику обучения чтению

Существует множество образовательных программ, которые могут эффективно развивать навыки работы с текстом. Но если ребенок учится в начальной школе, то этого недостаточно – чтобы повысить технику, он должен заниматься с интересом

Важно, чтобы у учащегося появилось желание тренироваться – только тогда результат будет максимальным. Вовлечь школьника в учебный процесс удастся в том случае, если занятия ведутся в формате игры

Именно на этом принципе основана методика обучения чтению от академии AMAKids. Она включает в себя два блока – Букварику и Читарику, которые выбираются в зависимости от уже имеющихся у ученика знаний. Букварика подойдет тем, кто только начинает изучать грамоту. На этом этапе ребята освоят алфавит, научатся читать по слогам. У Читарики другие функции – она поможет освоить пословное и текстовое воспроизведение, улучшить качество понимания материала.

Методика подходит как для дошкольников от 5 лет, так и для младших школьников, ведь начать заниматься можно с любого блока. Занятия ведутся по авторским учебникам и при помощи специальной игровой платформы. Ребята учатся играя, благодаря чему их навыки совершенствуются в увлекательном режиме. Запишите ребенка на Букварику или Читарику уже сейчас и оцените преимущества обучения грамоте в формате игры.

Техника чтения. Нормы 1-4 класс.

Так как многие родители упорно не желают понимать, в чем смысл проверки техники чтения в начальной школе (1-4 классы), я сдаюсь и публикую нормы чтения. Вместе с тем прошу внимательно прочитать не только количественную норму слов в минуту, но и мои пояснения как в таблице, так и под ней.

Нормы скорости чтения 1-4 класс *)

Класс

на конец I полугодия

на конец II полугодия

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

*) Количество слов может немного меняться в зависимости от учебной программы. В скобках даны повышенные нормы.

◊ 1 класс: оценка не ставится, ученик “справился” или “не справился”. В I полугодии техника чтения может не проводиться.

Иные параметры чтения 1-4 класс

Класс

на конец I полугодия

на конец II полугодия

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Критерии при выставлении оценки за технику чтения:

– чтнение по слогам или слово полностью,

– наличие ошибок при чтении,

– количество слов в минуту,

можно кликнуть для увеличения

Как видите, количество прочитанных слов не является определяющим.

То есть родителям нужно понимать, что такое понятие, как скорость чтения, является лишь одним из критериев определения уровня техники чтения. Проверяется способ чтения: читает ребенок по слогам или слово читается им гладко, целиком. Обязательно проверяется осознанность чтения, иными словами, понимает ли ученик то, что прочитал или нет. Для этого после прочтения может быть задан вопрос по тексту, чаще всего “О чем ты сейчас прочитал?” и требует простого ответа (подробный пересказ не нужен ? )

Так же учитывается выразительность чтения, наличие ошибок и/или запинаний. Иногда встречается возвращение к повторному прочтению предыдущего слова, это говорит о недостаточной осознанности и считается ошибкой.

Так же надо учитывать, что нормативы скорости (темпа) чтения могут отличаться в зависимости от общеобразовательного учреждения, требования к ученику гимназии будут выше, к ученику коррекционного класса – ниже.

Частота проверки техники чтения в начальной школе, как правило, 2 раза в год: конец первого полугодия и конец второго полугодия. Однако, в некоторых школах уровень чтения проверяют в конце каждой четверти или триместра.

Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в этот период и формируется темп чтения. Особенно тщательно техника чтения отслеживается в 1 классе. В этот период чтение выступает объектом усвоения.

По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Но оказалось, что фактором номер один является скорость чтения. Действительно, ребенок, который не умеет хорошо читать, испытывает огромные трудности при выполнении любого вида работ, ему зачастую не интересно на уроках, он не усидчив, он не хочет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.

Как проверить технику чтения?

Техника чтения включает в себя несколько элементов, а именно:

  • осознанность чтения (понимание ребенком того, о чем прочитал);
  • скорость чтения (характеризуется количеством слов, прочитанных за определенный промежуток времени);
  • способ чтения (читает ребенок по слогам или целыми словами);
  • выразительность чтения (проявляется в использовании пауз, нахождении нужной интонации, верной постановке ударения);
  • правильность чтения (выражается в том, что ученик избегает, или наоборот, допускает ошибки).

Так, скорость чтения представляет собой лишь отдельную составляющую техники чтения.

Одним из вопросов, интересующих родителей является: зачем проверять технику чтения у детей? Технику чтения в начальных классах нужно проверять обязательно. Делать это следует для того, чтобы следить за динамикой формирования навыка чтения — такова цель проверки техники чтения.

Нормы техники чтения в начальных классах по ФГОС (ориентировочно)

Техника чтения в 1 классе

В 1 классе техника чтения проверяется особенно тщательно.

Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов.

Темп чтения — 25-30 слов в минуту.

Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам.

Темп чтения — 30-40 слов в минуту.

Техника чтения в 1 классе по ФГОС

Жужжащее чтение

Чем чаще ребенок читает, тем лучше у него это будет получаться. Для тренировки техники чтения катастрофически мало занятий только на уроках. Чтобы достигнуть хорошего результата, рекомендуется проводить пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего школьного дня.

Такие пятиминутки организовываются в начале урока. У школьников на партах должны быть книги для дополнительного чтения. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения. Данный прием подразумевает, что все дети читают одновременно. Причем делать это надо вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Каждый ребенок читает в своем темпе. Через 5 минут чтение прекращается и дальше идет обычный урок, например математики, рисования или природоведения.

Никакого контроля или обсуждения содержания прочитанного не проводится. Этот прием используется только с целью увеличения времени для ежедневного чтения. Таким образом, на тренировку затрачивается не менее 30 минут, тогда как в обычном режиме каждый школьник читает в общей сложности около 5 – 10 минут за весь учебный день.

Две составляющие процесса чтения

В своей книге «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе» Г.Г. Мисаренко рассуждает о том, из чего складывается процесс чтения. Педагог приходит к выводу, что надо различать технику чтения и осмысленность чтения. Первое — это умение узнавать буквы, декодировать их в звуки, составлять слоги, а в дальнейшем — слова.

Второе — это способность понимать смысл прочитанного, воспринимать его суть и языковые особенности.

Прежде чем сформирован навык «декодирования» слов, невозможно требовать от ребенка осмысленного чтения: все его интеллектуальные силы уходят на опознавание букв, слогов и слов, на смысл не остается ни времени, ни сил. Так что решать проблему формирования осмысленности надо лишь тогда, когда собственно техника доведена до автоматизма на уровне, необходимом для учеников данного класса.

Техника чтения: что действительно важно?

Чтение – важнейший вид речевой деятельности, основанный на способности воспринимать и усваивать информацию. В отличие от рисунков, схем и видеоряда оно активизирует воображение. Учёными доказано, что при чтении стихов задействованы другие области мозга, чем при освоении прозы. Данный факт объясняется различной структурой фраз и словосочетаний, применяемых в прозаических и стихотворных произведениях. Поэтому умение читать можно рассматривать как инструмент для саморазвития. Но это не базовый навык, а приобретённый в процессе обучения

И здесь важно не форсировать события, а сосредоточиться на способностях и возможностях ребенка

Необходимо понимать, что техника чтения – это всего лишь один из критериев, и ориентироваться только на него не нужно. Особенно родителям, чьи дети ещё не ходят в школу. Не стоит гнаться исключительно за темпом. На этом этапе важнее расширять кругозор, знакомиться с разными темами, запоминать новые слова. И самый лучший способ добиться этого – читать много, ежедневно, но не ставить во главу угла скорость.

Что касается школьников, то здесь по сути имеют значение два параметра: техника и осмысленность чтения. Техникой принято называть умение различать буквы, трансформировать их в звуки, составлять слоги и слова. Осмысленность – более глубокое понятие. Оно базируется на понимании смысла и содержания текста.

Было бы ошибочным требовать от ребёнка осмысленность прочитанного до тех пор, пока у него не сформирован навык технического распознавания букв. Все усилия крохи, который только учится читать, направлены на запоминание и опознавание букв, слогов, слов. На то, чтобы разобраться в сути написанного в тексте, у него уже не остаётся ни интеллектуальных сил, ни времени

Поэтому педагоги начального образования сначала акцентируют внимание на технике, и лишь когда она будет доведена до автоматизма, приступают к формированию осмысленного подхода к чтению

Обучение чтению – основные рекомендации

Далеко не в каждом возрасте допустимо учить ребенка читать. У маленьких детей мозг еще не приспособлен для распознавания и запоминания букв и цифр. Но примерно к 5 годам ситуация меняется, и именно в этом возрасте специалисты рекомендуют начинать обучать ребенка грамоте. Также необходимо учитывать и другие факторы, которые говорят о готовности или неготовности приступать к занятиям:

  • развитая устная речь и отсутствие речевых дефектов. Чтобы начать заниматься, малыш должен уметь составлять связные предложения, понятно изъясняться.
  • умение концентрироваться на одном занятии. Чтение книг – это тот процесс, который требует внимания, поэтому малыш должен уметь продолжительное время заниматься каким-либо одним видом деятельности – рисованием, лепкой.
  • Хорошая память. Ребенок должен уметь рассказывать о событиях, которые с ним произошли, кратко пересказывать сюжеты ранее просмотренных мультфильмов или прослушанных сказок.

Обладая перечисленными навыками, малыш может приступать к обучению чтению. Задолго до того, как ребенок самостоятельно начнет читать книги, он должен последовательно изучить и закрепить звуковой, буквенный, слоговой и пословный этапы. Если уделить недостаточно внимания любому из них, то впоследствии это может сказаться и на скорости чтения, и на степени понимания прочитанного. Но в домашних условиях бывает сложно следовать определенной программе занятий, поэтому родители все чаще отдают детей на специальные курсы, которые позволяют научиться читать правильно.

Важно чтобы обучение чтению велось по проверенной временем методике, которая доказала свою эффективность. Тогда и дошкольники, и ученики младших классов смогут пройти все этапы изучения основ грамоты и быстро перейдут к беглому чтению

Полученные навыки станут отличном подспорьем для дальнейшей учебы в школе.

Упражнения для скорочтения: разминка

Помочь ребенку освоить быстрое чтение можно не только на специальных курсах, но и бесплатно — мы поделимся набором простых упражнений для скорочтения. Начнем с разминки, которая позволит расширить периферическое зрение и подготовит глаза к нагрузке.

Павел Палагин в книге «Скорочтение на практике» рекомендует следующее упражнение:

  • возьмите книгу стандартного размера А5 и начинайте водить взглядом по строчкам, словно лучом прожектора;
  • перемещайте взгляд вначале слева направо (как обычно), а после наоборот — справа налево;
  • расслабьте глаза и не вдумывайтесь в смысл текста, старайтесь просто различать буквы;
  • в течение 1-й минуты охватывайте взглядом одну строку, 2-ю минуту ведите взглядом по двум строками одновременно, 3-ю минуту — по трем строкам, дальше — по пяти строкам.

После такой разминки можно попробовать уже не просто различать буквы, а быстро читать текст по строке за раз.

Тренировка скорочтения

В начальной школе крайне важно развитие навыка чтения

Беглое и осмысленное прочтение литературы не только вызывает уважение у окружающих и гордость за себя, но и влияет на память, внимание, активизирует мыслительные процессы.. Улучшить скорость и качество чтения позволяют специальные упражнения и игры

Для малышей, которые уже знакомы с буквами алфавита, создана настольная обучающая игра-тренажер «Чтение по слогам». Игра помогает быстро научиться читать и превращает процесс обучения в развлечение. Игровое поле с дорожками облегчает задачу слитного прочтения букв в слоге, а картинки выполняют роль подсказок.

Улучшить скорость и качество чтения позволяют специальные упражнения и игры. Для малышей, которые уже знакомы с буквами алфавита, создана настольная обучающая игра-тренажер «Чтение по слогам». Игра помогает быстро научиться читать и превращает процесс обучения в развлечение. Игровое поле с дорожками облегчает задачу слитного прочтения букв в слоге, а картинки выполняют роль подсказок.

Для более опытных читателей подойдёт набор упражнений, предназначенный для развития скорочтения:

  • Упражнение «Бросок-засечка». Чтобы повысить зрительные способности к ориентации в тексте, применяют эту методику. Суть её в следующем: учитель подаёт сигнал, после которого ребёнок начинает читать произведение вслух, при этом руки находятся на коленях. Как только звучит слово «засечка», ученик прекращает читать, поднимает голову, закрывает глаза и таким образом отдыхает некоторое время. Затем звучит команда «бросок», в этот момент школьник возвращается к книге, находит место прерывания и продолжает читать вслух. Длится упражнение около 5 минут.
  • Многократное перечитывание. Школьник читает произведение первый раз в течение 1 минуты, отмечает место, до которого дочитал, затем опять читает тот же отрывок, заново отмечает место остановки. Конечно же, во втором случае объём прочитанного увеличится на 2, 5, 10 слов. Увеличение количества текста вызывает у ребёнка положительную реакцию, ему хочется продолжить упражнение, но не рекомендуется перечитывать текст более трёх раз. Желательно закрепить успех, похвалив ребёнка за хороший результат.
  • Упражнение «Молния». По методике необходимо чередовать чтение в умеренном, комфортном режиме с переключением на ускоренный темп, когда читать нужно на максимальной скорости. Динамический переход происходит по команде учителя «молния» и длится сначала 20 секунд, затем время увеличивается до двух минут. Тренировку можно выполнять несколько раз.
  • Упражнение «Буксир». Участвуют два человека: взрослый (родитель или учитель) и ребёнок. Первый читает про себя, при этом пальцем двигает по книге, в это время ребёнок читает за ним вслух, стараясь не отставать от пальца взрослого, это помогает ему увеличить темп чтения.
  • Прочтение слов методом наоборот. Упражнение заключается в том, что все слова читаются не слева направо, а справа налево. Метод тренирует и помогает правильно сливать буквы и без напряжения читать слова.
  • Повышает внимательность упражнение на поиск нужного слова из множества других. Учитель пишет на доске много разных слов, а ученики должны найти слово, которое он озвучил.
  • Развить навык помогает упражнение с линейкой. Школьник должен закрыть верхнюю или нижнюю половину букв непрозрачной линейкой и попытаться прочитать предложение.
  • Чтение произведений «вверх ногами». Дети обожают читать перевёрнутые книги, это интересно, развивает и способствует повышению скорости чтения.
  • «Искажённое слово». Во время чтения взрослый специально произносит неправильно слово. В это время ребёнок прерывает чтеца и старается правильно произнести искажённое слово. Возможность поправить взрослого поднимает уважение ребёнка к себе и увеличивает веру в свои силы.

Учиться скорочтению нужно регулярно. Около 5 минут ежедневного чтения вполголоса заметно подтягивает навык. Можно это делать как на уроке, так и дома. Обязательно нужно читать перед сном.

Какие могут быть тексты?

Для чтения на итоговом собеседовании предлагается несложный повествовательный текст. Текст посвящен какому-либо выдающемуся деятелю науки или культуры

Также центральным объектом текста может стать известное архитектурное сооружение, какое-либо важное открытие или жизненное явление

Вот примерные темы текстов:

  • О великом полководце Суворове;
  • О Московском Кремле;
  • О книгах в жизни А.С. Пушкина;
  • О деревянной церкви на острове Кижи;
  • О талантливой и юной художнице Наде Рушевой;
  • Об истории Олимпийских игр;
  • О гражданском подвиге Епистинии Федоровны Степановой.

Создатели заданий для итогового собеседования преследовали цель не только проверить у школьников умение читать. Тексты выполняют и воспитательную функцию. Предлагая текст о выдающемся человеке или архитектурном памятнике, разработчики заданий стремились расширить кругозор школьников, показать пример сильных и талантливых личностей.

Тексты не являются пересказом общеизвестных фактов из биографии или истории. Обычно они содержат интересные подробности, которые легко запоминаются. Например, все хорошо знакомы с биографией Пушкина. Его жизнь от рождения и до смерти известна каждому второму школьнику. А вот как он относился к самым обычным вещам, например, к чтению книг, практически никто не знает. Или же Александр Васильевич Суворов, известный полководец. Его заслуги известны многим. А как он добился этого? Легко ли ему было идти к намеченной цели? Понимаете, в чем изюминка предлагаемых для чтения текстов? Они, на самом деле, интересны и поучительны.

Что мешает нам быстро читать

Чтобы понять, как читать быстро, нужно разобраться, как вообще происходит этот процесс. Что мы делаем во время чтения? Следим глазами за текстом, но не линейно, а скачками — фиксируемся на одной группе слов, затем переходим к следующей, а иногда останавливаемся на осмысление или отходим назад. Такие движения (их называют саккады) занимают считанные доли секунды, но они происходят непрерывно, поэтому в целом замедляют чтение.

На устранении этих «скачков» основана одна из техник скорочтения. Специалисты советуют непрерывно отслеживать, куда направлен взгляд, и тренировать навык линейного движения — слово за словом, без забеганий вперед и возвратов назад.

У ребенка такой подход сначала снизит скорость чтения еще больше, но постепенно выработается привычка, и он сможет охватывать взглядом два-три слова сразу. Этот способ не сделает его рекордсменом, но поможет читать быстрее и лучше запоминать информацию.

Помимо привычки двигаться по тексту скачками, есть еще несколько факторов, которые влияют на скорость чтения:

  • Ограниченное поле зрения — наши глаза устроены так, что вмещают в поле центрально зрения всего 5-30°. Все остальное воспринимается периферическим зрением, которое развито намного слабее. Все, что не попало в видимый участок, мозг попросту «достраивает» по имеющимся данным. Поэтому нельзя прочитать страницу целиком за считанные секунды, но можно научиться понимать смысл текста по отдельным фразам.
  • Субвокализация или проговаривание слов — даже читая про себя, ребенок может мысленно проговаривать текст, поскольку ему не хватает навыка воспринимать слова, как зрительные образы, и моментально схватывать их суть. Чтобы избавиться от субвокализации, можно попросту больше читать, но эффективнее будут все-таки уроки скорочтения.
  • Проблемы с концентрацией внимания — низкая скорость чтения у младших школьников может быть связана со слабо развитой способностью сосредотачиваться на задаче. Так бывает, когда ребенок часто отвлекается, «витает в облаках» или не может усидеть на месте. Это может быть как признак СДВГ (синдрома дефицита внимания), так и последствия стресса, плохого сна, отсутствия дисциплины. Навык концентрации тоже можно развивать.

Критерии оценки

Все тексты для проверок разрабатываются методистами. Выбирая произведение, стараются отдать предпочтение простому формату изложения. Ребёнок гораздо быстрее прочтёт сказку, чем текст технического характера.

При проведении техники экзаменаторы основываются на нескольких параметрах оценки:

Насколько ученик осознал прочитанный отрывок. Чтение может быть вслух или про себя. Ребёнок должен не просто прочитать, но и осознать, в чём смысл текста

Здесь важно понимание мысли автора, оценка художественных средств, с помощью которых был реализован замысел, осмысление собственного отношения к прочитанному. Экзаменатор может сделать вывод, что учащийся не осмыслил и механически прочитал текст, если ответы на контрольные вопросы были неверны, ученик не смог передать смысл повествования, не выделил основную идею или нарушил ход событий, пересказывая контекст.
Метод чтения

Оценивается, каким образом произносятся слова: плавно (целиком) или по слогам.
Количество произнесённых слов за минуту. Оценивается скорость чтения с помощью подсчёта, прочитанных знаков за минуту.
Ошибки при прочтении. Сюда входят: запинки, неправильное произношение слова. При становлении навыка чтения у детей возникает несколько типов ошибок. В основном это искажение конструкции букв и слогов, когда пропускаются буквы, слоги, слова и даже строчки. Во время чтения школьник может переставлять единицы текста, менять буквенный ряд, слоги, слова. Иногда ребёнок вставляет произвольные части в конструкцию слова, заменяет элементы текста на другие. Частая ошибка — повтор слов и слогов.
Выразительность – расстановка пауз, ударений, интонаций. Выразительное чтение — это осмысленное, правильное, с эмоциональной окраской в необходимых местах прочтение текста. Выразительный текст формирует у человека минимальный навык культурной речи. Частые ошибки выразительности: нарушение произношения слова (орфоэпические ошибки), когда ребёнок не знает норм ударения или лексического значение слова. К другому типу ошибок относят орфографическое чтение. В этом случае части текста озвучиваются по правилам написания, но не произношения, а также неправильно произносятся окончания.

У школьников постоянно изменяется навык чтения, поэтому проверки на технику выполняются дважды в год

Оценивая выполненное задание, преподаватель может не брать во внимание некоторые недочёты.. Допустимые недочёты:

Допустимые недочёты:

  • Если во время чтения ученик неправильно поставил ударение не более чем в двух случаях.
  • Когда есть небольшие нарушения чёткости произносимых слов вслух или неправильно расставлены паузы.
  • Осмысление контекста произошло немного позже установленного срока.
  • Неточное пояснение основной мысли произведения.
  • Недостаточно выразительная передача характера персонажа.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: