Урок 2. Дети стремятся к компетентности — к мастерству, достижениям и росту
Вспомните о том, что вы умеете: о способности сделать доклад со сцены, или приготовить из ничего вкуснейший ужин, или запарковать параллельно машину в микроскопическом пространстве. Компетентность — это приятно, и это ощущение растет вместе с развитием умения.
К сожалению, сегодня дети все реже испытывают радость от движения вперед в учебных классах. «Очень многим детям мы даем понять: „Ты некомпетентен в том, что делаешь в школе“», — отмечает Райан. Отчасти, считает он, проблема заключается в повсеместном внедрении стандартного тестирования.
«Дети очень разные, и скорость развития у них сильно различается», — говорит Райан
Однако в случае стандартизированных тестов эти различия умышленно не принимаются во внимание
Урок 1. Дети нуждаются в автономии — в возможности изъявлять свою волю и контролировать свои поступки
Марисела Корреа-Чавес и Барбара Рогофф, профессора Калифорнийского университета в Санта-Крузе, провели следующий эксперимент: детей попарно заводили в комнату, где одного из них взрослый человек учил делать игрушку, пока второй ребенок просто ждал.
Исследователи хотели проследить, чем станут заниматься дети, оставшиеся без дела. В США большинство детей-наблюдателей делали то, что и ожидалось: ерзали на стуле, смотрели в пол и в целом проявляли признаки отсутствия интереса. Один нетерпеливый мальчик даже сделал вид, будто игрушка — это бомба, и вскинул руки, изображая взрыв и издавая звуки под стать картине массового уничтожения.
В отличие от них, дети индейцев майя из Гватемалы концентрировались на том, чему учился другой ребенок, и смирно сидели на стуле, пока взрослый его обучал.
Исследователи подсчитали, что в целом, по сравнению с детьми майя, время, в течение которого американские дети могли сохранять сосредоточенность, было вдвое меньше.
Но еще интереснее оказалось то, что дети майя, не вполне включенные в систему формального образования, «могли удерживать свое внимание и обучаться дольше, чем их сверстники из семей майя, полностью включенные в западную систему школьного образования». Психолог Сюзанна Гаскинс, на протяжении нескольких десятков лет занимавшаяся исследованиями в поселениях майя, рассказала NPR, что индейцы майя предоставляют своим детям огромную свободу
Психолог Сюзанна Гаскинс, на протяжении нескольких десятков лет занимавшаяся исследованиями в поселениях майя, рассказала NPR, что индейцы майя предоставляют своим детям огромную свободу.
Родители майя «твердо убеждены, что каждый ребенок лучше знает, что ему нужно, и цели достигаются, только если ребенок этого хочет».
Вместе с тем большинство школ системы формального образования в США и других промышленно развитых стран — это отнюдь не то место, где у детей есть автономия и они могут самостоятельно делать выбор.
По словам Рогофф, «вполне возможно, дети отказываются от самостоятельного контроля над своим вниманием, когда этим постоянно управляют взрослые». Иначе говоря, дети могут привыкнуть к отсутствию контроля с их стороны и, как результат, начать много отвлекаться
Иначе говоря, дети могут привыкнуть к отсутствию контроля с их стороны и, как результат, начать много отвлекаться.
Исследование Райана указывает, когда внимание детей начинает ускользать. Исследователь Роберт Эпштейн, написавший статью «Миф о подростковом мозге» для Scientific American, пришел к похожему выводу:
Исследователь Роберт Эпштейн, написавший статью «Миф о подростковом мозге» для Scientific American, пришел к похожему выводу:
Конечно, в подобную строгую атмосферу попадает не каждый американский учащийся, но становится ясно, почему столь многим детям не удается находить мотивацию в школе: их потребность в автономии, в исследовании своих интересов не удовлетворяется.
В отличие от жизни офлайн, в сети у детей есть огромная свобода; у них есть автономия, позволяющая им самим всем заправлять и экспериментировать с творческими стратегиями решения проблем.
«В пространстве интернета, как правило, бессчетное множество вариантов и возможностей и гораздо меньше контроля и надзора со стороны взрослых, — считает Райан. — Поэтому в сети подросток ощущает себя свободным, компетентным и связанным со сверстниками, особенно если в привычном окружении чересчур много контроля и ограничений или оно недостаточно его стимулирует».
Когда родителей начинает беспокоить, что их дети так много времени проводят в сети, они, как ни парадоксально, часто вводят еще больше правил, и эта тактика обычно дает обратные результаты.
Как у ребенка зависимость от телефона: симптомы номофобии
Мобильная зависимость – это, прежде всего, психологическое отклонение, которое не стоит оставлять без внимания. Нельзя легкомысленно смотреть на то, как твой ребенок осознанно уходит от реальности и вместо активного отдыха на улице выбирает вечерние посиделки со смартфоном в руках.
Для того, чтобы распознать наличие мобильной зависимости у подростка, достаточно обратить внимание на следующие ее симптомы:
- Вся жизнь подростка крутится вокруг смартфона, он просто ничем другим уже и не интересуется.
- Потеря мобильника ведет к панике, истерике и вспышкам агрессии.
- Каждые 10-15 минут ребенок тянется к смартфону.
- Постоянное стремление ребенка проверить мобильную почту или личные сообщения.
- Подросток постоянно обновляет контент на своем смартфоне.
- Подросток старается не расставаться с девайсом ни на минуту.
Важно
Зависимость от смартфона (номофобия) характерна для детей в возрасте от 12 до 16 лет. Именно в этот период у ребенка идет активное формирование личностных ценностей.
Как побороть
Приучить подростка к тому, что нужно выключать мобильник во время активного отдыха
Не разрешайте подростку носить с собой телефон, когда он передвигается по квартире.
Не допускайте того, чтобы ребенок брал с собой мобильник, когда ложиться спать, клал его под подушку.
Пусть все новости подросток узнает при личном общении с друзьями, мобильник использует только в редких случаях, когда нужно узнать что-то срочное, например, спросить, какие уроки задавали.
На время активного отдыха, например игры с мячом, нужно, чтобы телефон был отключен, позволял расслабиться.
Почаще отправляться с ребенком в какие-то путешествия в места, где отсутствует мобильная связь.
Если подростку жизненно необходимо быть постоянно на связи, важно, чтобы он делал перерывы на активный отдых.
Популярное за 7 дней
Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
25.11.22 08:48
Киево-Печерская Лавра зимой
22.11.22 13:08
Митр
Антоний (Паканич): Почему важно ценить Евхаристию
21.11.22 17:05
В Корецком монастыре рассказали о проведенной СБУ проверке
22.11.22 16:56
Годами каюсь в одном и том же грехе, но не могу от него избавиться. Что делать?
21.11.22 21:20
24 ноября — день памяти великомученика Мины Котуанского (Фригийского)
24.11.22 08:45
22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.22 08:10
Правильно ли ограждать ребенка от внешнего мира, чтобы уберечь от греха?
25.11.22 11:24
Заявление Священного Синода Украинской Православной Церкви от 23 ноября 2022 года
23.11.22 18:37
Как и какой хлеб используют на богослужениях?
21.11.22 11:24
Вся семья в гаджетах: родители работают, а ребенок играет
— Как правильно дозировать время, которое дети проводят в гаджетах, в интернете?
— Существуют рекомендации Всемирной организации здравоохранения — детям от 0 до года не рекомендуется пользоваться гаджетами. В идеале — от 0 до 3 лет ограничивать полностью, по мнению экспертов. Никакое экранное время в этом возрасте ребенку не нужно. В данном случае оно не несет ни смысловой нагрузки, ни пользы.
Для детей от 3 до 5 лет есть нормы — час в день, но при этом экранное время должно быть дробным. Если 15 минут мультики, потом 15 минут — развивающие занятия, если это происходит под присмотром родителей. Максимум час в день.
Дальше идет младший и средний школьный возраст — примерно 2 часа в будни и 4 часа в выходной. Но отмечу, что с учетом дистанционного обучения эти нормы уже не вписываются в рекомендации ВОЗ.
Для подростков с 12 до 17 лет нет норм как таковых. Родители спрашивают: «Что делать, сколько разрешать — час, два, три, четыре?» Основная рекомендация в этом возрасте — договариваться про то, какие правила существуют в семье, вырабатывать семейный цифровой кодекс. Но при этом быть готовыми самим его по возможности соблюдать, поддерживая и помогая, в том числе, подросткам следовать вашему примеру.
— Но родители очень много работают. Телефон для родителей — это рабочий инструмент чаще всего.
— Да.
— Мне кажется, ребенку сложно понять, что мы не играем в гаджетах. Я — мама, которая работает удаленно — читаю тексты, правлю их. Поэтому я все время с телефоном в руках.
— Да, это правда, сейчас большая часть родителей работает дистанционно. Но в любом случае вы оговариваете некие правила с подростками и вместе их соблюдаете. Мы говорим про подрощенных детей, которые, скорее всего, понимают, что мама с папой работают. Например, за обедом, за ужином — это то время, которое вы можете провести без телефона. И требовать того же от ребенка.
Взрослый человек сам себе устанавливает норму <экранного времени>, при желании его контролирует. Но, по большей части, речь идет не про развлечения, а про работу, это правда.
Для подростков в гаджете есть развлечения, некое общение. Но и для них это обучение, какие-то дополнительные курсы и прочее. Так они входят во взрослую жизнь, в которой, возможно, им предстоит работать дистанционно.
Ребенка надо научить взаимодействовать с гаджетом. Так же, как мы в какой-то момент обучаем держать ложку, переходить дорогу на зеленый свет.
Рассказывать, что гаджет — это некий инструмент, и существуют правила его использования, безопасности и так далее. Объяснять их стоит не в подростковом возрасте, а чуть пораньше, начиная с младшего школьного возраста. Тогда к подростковому возрасту это войдет в норму.
— Мне кажется, что часть нашего страха связана с собственным опытом. Я знаю, как переходить дорогу на зеленый свет, как пользоваться ножом и вилкой. Но с телефоном сложнее. У меня стоит счетчик экранного времени, каждую неделю его открываю: «В смысле, сколько-сколько я была в Instagram?!» Когда это происходит? Вспоминаешь, что на вопросы по делу отвечал, работал… Но для нас самих сюрприз, как это соотносится с жизнью.
Мне очень важно то, что вы сказали про правила — есть время, когда гаджет убирают, телефон не включают. Мы с мужем порой ловим себя на том, что оба за едой сидим в телефонах и дети вокруг скучающие
Я говорю: «Слушай, через пять лет мы будем спрашивать ребенка: “Ну, как у тебя дела? Что у тебя произошло?” — “Мама, все нормально”, — и глаза в телефон. Поэтому важно сейчас закладывать, что во время еды мы не достаем телефон. И у нас есть время совместное, когда у всех телефоны убраны. А не так, что мы играем с ребенком, а при этом смотрим в гаджет.
Дети живут в мире экранов. Не отбирайте у них смартфоны, а сделайте их своими помощниками
— Да, по поводу совместного времени — очень правильная мысль. Родители тревожатся: «Его от телефона не оторвать». Я говорю: «Хорошо. Какую альтернативу вы ему можете предложить? Что есть такого, что и вам, и ребенку интересно делать вместе?»
Предложить такую альтернативу — это ваша задача, как взрослого, даже если ребенку 12–13 лет. И это совместное занятие должно быть действительно ребенку интересно, а не «потому что мама сказала». Лучше вас вашего ребенка никто не знает.
Это не значит, что нужно сидеть рядом с подростком безотрывно, это не младший школьник. Но какие-то семейные ценности, совместные занятия нужны. Выделите место и время, где все будут чем-то заняты вместе как семья, без телефонов.
Кто виноват в зависимости?
Психиатры давно уже выделили этот феномен в отдельное психическое отклонение. В свое время были признаны болезнью привычки проводить все свободное время у телевизора и играть в азартные или компьютерные игры. И вот теперь новая напасть на все прогрессивное и высокотехнологичное общество – гаджеты. Исходя из проблемы, как обычно, возникают извечные вопросы: «Кто виноват и что делать?».
Современные родители начали понимать опасность, но метод воспитания под названием «чем бы дитя ни тешилось…», все же остается в приоритете у занятых или ленивых мам и пап. Им проще сунуть крохе в руки смартфон или планшет, чем пойти с ним поиграть в мяч на свежем воздухе или сесть порисовать вместе. Так им, родителям, проще, чем задуматься о последствиях.
Надо сказать, что современные дети рождаются уже готовыми к использованию разных технологий. Ведь их родители уже чуть ли не на генном уровне управляются и с компьютерами, и с другими гаджетами. Дитя еще в утробе знает, что такое интернет, социальные сети, компьютерные игры. Это мама, думает, что кроха в ее животике слеп и глух, но на самом деле все намного сложнее. А уж когда двухлетнему малышу показывают, на какие кнопочки нажать, чтобы мамин телефон показал ему мультики – тут все комментарии становятся лишними.
Так кто же виноват в зависимости деток от телефонов? Не будем показывать пальцем. И так все ясно.
Как отучить подростка от компьютера – важные советы родителям для профилактики компьютерной зависимости у детей
Бороться с компьютерной зависимостью у чада-подростка сложнее всего:
- Во-первых, интернет уже не отключишь и ноутбук не спрячешь.
- Во-вторых, учеба сегодня предполагает и задания на ПК.
- В-третьих, отвлечь ребенка в подростковом возрасте конструктором и игрой в снежки невозможно. Как быть?
- Интернет не запрещайте, компьютер на шкаф не прячьте – позвольте ребенку быть взрослым. Но контролируйте процесс. Блокируйте все неблагонадежные сайты, установите фильтры для вирусов и для доступа на те ресурсы, где подростку делать нечего в силу еще пока неустойчивой психики и подверженности влиянию извне. Проследите, чтобы время на ПК использовалось с пользой – изучение новых программ, освоение фотошопа, рисование, создание музыки и пр. Отдайте ребенка на курсы, чтобы дома ему хотелось практиковаться в навыках, а не просиживать часы в соцсетях.
- Спорт, секции и пр. Удовольствие, которое ребенок получает от спорта, танцев и других подвижных занятий, не сравнится с радостью от очередного «лайка» или «партии» в стрелялки. Любит пострелять в интернете? Отведите его в соответствующую секцию – пусть стреляет в тире или на пейнтболе. Хочет в бокс? Отдайте его в бокс. Дочь мечтает о танцах? Купите ей костюм и отправьте туда, куда ей хочется. Ребенок стесняется общения в реальной жизни? В виртуале он – смелый супер-герой? Отведите его на тренинг, где помогут воспитать в себе уверенного сильного человека.
- Станьте вашему ребенку другом. В этом возрасте приказной тон и ремень – не помощники. Сейчас ребенку нужен друг. Слушайте свое чадо и участвуйте в его жизни. Интересуйтесь его желаниями и проблемами – именно в них вы найдете все ответы на вопрос «как отвлечь…».
- Дарите ребенку абонементы в спортзал или на фитнесс, билеты на концерт или путевки в молодежные лагеря отдыха. Постоянно ищите способы – занять подростка реальным интересным делом, которое будет и полезным, и эмоционально насыщенным. Исходите из того – чего не хватает вашему ребенку, от чего конкретно он бежит в интернет. Вполне возможно, что ему просто скучно. Это самый легкий вариант (найти альтернативу будет несложно). Гораздо сложнее, если уход от скуки в «виртуал» перерос в серьезную зависимость. Здесь придется немало потрудиться, потому что момент уже упущен.
- Самореализация. Сейчас самое время – глубоко и полностью погрузиться в ту сферу интересов, которая уже наверняка засела в голове ребенка. До взрослой жизни – совсем чуть-чуть. Если ребенок уже нашел себя, но не имеет возможности развиваться в выбранном направлении – дайте ему эту возможность. Поддержите морально и материально.
А как Вы справляетесь с компьютерной зависимостью у ребенка? Поделитесь своим опытом с нами!
Что делать, если ребенок зависим от телефона?
Как избавиться от зависимости телефона? Можно ли избежать возникновения зависимости от телефона? Однозначного ответа на эти вопросы, конечно, нет. А вот минимизировать вероятность ее появления и наметить пути искоренения – определенно можно.
Рассмотрим наиболее действенные методы борьбы с зависимостью от телефона и Интернета у детей и подростков.
Личный пример родителей
У ребенка зависимость от телефона, что делать?
Прежде всего важно понять, что гаджеты – неотъемлемая часть повседневной жизни современного подростка. Исходя из этого, воздействие по минимизации рисков возникновения зависимости от телефона или ее искоренение должно основываться на особых принципах, среди которых – личный пример.. Не стоит навязывать строптивому подростку какие-либо правила и открытые ограничения
Достаточно на опыте показать, что кроме смартфона и Интернета есть еще масса вещей, способных разнообразить повседневную жизнь.
Не стоит навязывать строптивому подростку какие-либо правила и открытые ограничения. Достаточно на опыте показать, что кроме смартфона и Интернета есть еще масса вещей, способных разнообразить повседневную жизнь.
Досуг, детские секции
Чрезмерное увлечение гаджетами говорит о том, что ребенок находится в поиске интересного занятия, которое сможет принести пользу и подарить положительные эмоции.
Альтернативой и отличным методом борьбы с зависимостью от телефона может стать посещение различного рода секций или же организация досуга, с учетом особых предпочтений и пожеланий ребенка. Так, отвлечься от гаджетов может помочь обычный конструктов, настольные игры или наборы для творчества, способные подарить массу незабываемых впечатлений.
Сделать мобильный телефон полезным
Не хочется, чтобы ребенок тратил время в пустую? Не знаете, что предпринять при зависимости от телефона? Попробуйте обратить ситуацию в лучшую сторону, сделайте так, чтобы гаджет стал полезнее.
Ограничьте время использования телефона
Любое пагубное увлечение требует ограничения. Так должно происходить и с зависимостью от телефона. Чтобы ее побороть, необходимо установить временные лимиты использования гаджетов.
Важно, что в подростковый период сделать это достаточно трудно, однако вполне реально. Отличным помощником в этом может стать приложение родительского контроля, одним из наиболее эффективных среди которых является UsafeKids.. При помощи UsafeKids можно не только ограничить время использования гаджета, а еще и установить дополнительные ограничения на установку игр, совершение звонков и выход в Интернет.
При помощи UsafeKids можно не только ограничить время использования гаджета, а еще и установить дополнительные ограничения на установку игр, совершение звонков и выход в Интернет.
Арендуйте или купите для ребенка гироскутеры
Гироскутер поможет превратить обычную прогулку в увлекательное занятие. Пешие прогулки уже не удивляют и не привлекают ребенка. Спасти в этой ситуации может гироскутер, прогулка на котором отвлечет любого малыша.
Сейчас эта техника на пике популярности у молодежи. Но отметим, что спортивным такой отдых не назовешь, поэтому катание на гироскутере не сможет заменить занятие в спортивной секции. Но вот разнообразить досуг точно сможет. К тому же, этот способ передвижения развивает у ребенка координацию.
Чтобы иметь возможность кататься не только по асфальтированным дорожкам, выбирайте модель с колесами диаметром более 10 дюймов. Когда планируете дальние поездки на гироскутере, учитывайте, что вам большую часть пути вам придется его нести в руках. Именно поэтому кататься лучше в ближайшем от дома парке.
Можно ли наиграться в компьютер так, чтобы надоело
— Встречалось ли вам успешное решение, когда родители вообще не контролируют экранное время подростка? Установка ограничений на экранное время вроде бы решает эту проблему. Но при этом тебя ограничили, и это запретный плод, он сладок. Чем больше тебя ограничивают, тем больше тебе хочется.
Тутта Ларсен проводила эксперимент со своим старшим сыном — во время самоизоляции не ограничивала его экранное время. Надеялась, что в какой-то момент он наиграется и это перестанет быть интересным для него. Но осенью к ограничениям пришлось вернуться.
Может быть, все-таки стоит попробовать? Мол, играй, сколько влезет. По принципу, если два дня есть шоколад, то на третий день ты на него не сможешь смотреть. С гаджетами так не срабатывает?
— Я придерживаюсь позиции, что ограничения нужны. Если мы говорим про младший возраст, то экранное время нельзя не контролировать.
Со старшими детьми слово «ограничение» я бы заменила на «правила». Можно в какой-то момент обсуждать постепенную автономию. Ваш ребенок растет, и завтра-послезавтра он станет самостоятельной совершеннолетней личностью. Постепенная автономия, начиная лет с 14-15, нужна. Но это происходит плавно. Не так, что подарили на день рождения смартфон, и «ок, делай с ним, что хочешь».
Поэкспериментировать в какой-то момент можно с подростками, обсудив заранее какие-то правила: «Я тебе доверяю. Столько-то часов в день и в неделю ты можешь пользоваться смартфоном, я не контролирую твое экранное время. Но если мне покажется, что ты не справляешься, если у меня возникает тревога, я в любом случае подключусь к этому».
— Читатель пишет: «Устанавливать безлимитный интернет по тарифу 5 Гб на месяц, а ребенок пусть сам распределяет время».
— Да, вполне. Гигабайты заканчиваются, на следующий месяц опять какая-то норма. Это одно из правил, которые можно использовать в общении с цифровым поколением.
— Важно, чтобы ребенок не начал искать источники трафика у других людей. Наш старший ребенок сразу пишет слезно в вотсап: «Бабушка, положи денег на телефон
Дедушка, положи денег на телефон». Оказывается, что это тоже не контролируется.
Вот что пугает. Мы пытаемся договариваться в отношении гаджетов, смартфонов и компьютерных игр. Мы такие классные, мирные родители с белым флагом. Но против нас работает огромная индустрия. В компьютерные игры и социальные сети вкладываются огромные деньги, это один из самых прибыльных мировых бизнесов, в котором сосредоточено столько ресурсов, сколько ни в одной другой области. На одной стороне — маленький ребенок и его демократичные родители, которые пробуют договариваться. А на другой — кит, который жаждет нас поглотить, которому нужно как можно больше людей. Это не равные условия.
— Да, это правда, и это относится не только к детям. Если мы возьмем чуть шире, мы все — добыча того самого монстра, который находится по ту сторону экрана. Действительно, это крупные бизнесы, которые заинтересованы в том, чтобы не только дети, но и взрослые проводили как можно больше времени со смартфонами. Экранное время увеличивается, чтобы продать как можно больше каких-то услуг, товаров. Безусловно, здесь вы правы — это то, как сейчас работает реальность.
Нужно понимать — да, есть монстр по ту сторону экрана. Но есть вы и ваш ребенок.
Направьте ваше внимание в ту доступную зону, которую вы можете контролировать. Отрубить интернет, отобрать телефон — это очень краткосрочная мера
Поэтому надо договариваться. Правила и ограничения.
Контролировать то, что вам под силу — это способ адаптироваться к новой реальности, которую никто не в силах изменить. Вы не сможете полностью отключить от этого мира своего ребенка. Здесь его будущее. Это образование, которое возможно в дистанционном формате, какие-то профессии, удаленная работа. Все то, с чем нужно научить ребенка обходиться
Важно объяснить ему правила его безопасности у экрана, по ту сторону которого находится тот самый монстр
Почему гаджеты полезны и сколько времени можно проводить у экрана
Педиатры считают, что суммарно ребенок может проводить у любых экранов не более двух часов в сутки. Сюда входят и мультики по телевизору, и игры на смартфоне или планшете. Родителям нужно научиться пользоваться гаджетами: забавный и грустный парадокс заключается в том, что нынешние дети куда лучше разбираются в технике, чем «предки» (про бабушек и дедушек вообще помолчим).
«Родительский контроль» (или подобная функция контроля времени и контента) поможет оградить ребенка от посещения сайтов с нежелательной или вредной информацией. Перечислим и основные плюсы использования гаджетов:
-
удобно и легко изучать иностранные языки;
-
есть приложения для обучения чтению и для развития логики и даже моторики;
-
ребенок спокойно занят своими делами, так что мама может передохнуть, приготовить еду или принять ванну;
-
электронные учебники устроены по принципу «Википедии» – информация собрана тематически и залинкована на ключевых словах. Это удобно, ведь границы между многими науками все больше размываются.
Расскажем, какими способами можно отвлечь ребенка от гаджетов, чтобы он не скучал и не слонялся бесцельно по дому, навевая тоску на занятых взрослых и причитая о бессмысленно проходящей молодости.
1. Показывайте личный пример.
Странно ожидать от ребенка, что он с радостью будет учиться читать, если мама ничего, кроме «Фейсбука», не открывает. Читайте книжкисами и вместе с ребенком, бумажные или на электронных читалках, обсуждайте характеры главных героев и сюжет. Это сближает, а проводить такие беседы можно в транспорте или на прогулке – согласитесь, так куда веселее стоять в «пробке».
Не нужно привязываться к определенному возрасту при обучении чтению. Все дети развиваются по-разному: одни уже в три года читают на двух языках, а другие только в шесть лет добираются до чтения по слогам. Не торопите ребенка, будьте терпеливы и последовательны.
2. Больше гуляйте на улице.
Беда современного человека в том, что он слишком мало двигается. Зрение детей портится не только от того, что они читают при плохом или недостаточном освещении (кстати, в гаджетах и читалках этот вопрос решается на раз, в отличие от бумажных книг). Недостаток свежего воздуха и солнечного света приводит к нарушению кровоснабжения глаз. Катайтесь на велосипедах, устройте турнир по дартсуили гонки на лыжах(заодно вспомните, как вообще на них стоять: спорим, после школьных уроков физкультуры вы не держали палок в руках?).
3. Переключайте ребенка на другое интеллектуальное занятие.
Дети очень любознательны. Если предложить им другое занятие, они с радостью переключатся на него
Важно помочь малышу выбрать себе подходящее хобби и увлечь его. Можно изучить основы физики и разобраться, как работает ток, собрать конструкторили пазлы.
4. Дайте ребенку возможность заниматься творчеством самостоятельно или вместе с друзьями.
И девочки, и мальчики с удовольствием раскрашивают или лепят из песка и пластилина, устраивают представления или делают подарки друг другу и родителям. Подарите им пальчиковый театр: пусть они подготовят спектакль, пригласите на него всю семью или других детей, устройте буфет с настоящими пирожными и лимонадом.
Приготовьте все, что нужно для творчества(создания значков или магнитов на холодильник, например). Дети могут плести браслеты из резиночек или веревочек, лепить чашки или заниматься фейс-артом – все зависит от возраста, навыков ребенка и количества свободного времени у взрослых.
5. Играйте в настольные игры всей семьей.
Помните, как это здорово – играть всем вместе в «Лото» или «Мафию» (или стараться обойти всех в любой другой настольной игре)? Создайте семейную традицию (например, играть по воскресеньям после ужина или во время праздников), и ребенок будет с удовольствием следовать ей.
Старайтесь быть твердыми: если вы договорились, что ребенок играет в телефон не больше двух часов, это правило должно соблюдаться постоянно. Помните, что дети постоянно проверяют установленные границы – в первое время в ход пойдут попытки манипуляций истериками или нытьем. Сохраняйте спокойствие и дышите глубже – и тогда получится сделать так, чтобы гаджеты приносили радость и пользу, а ребенок заработал другие важные навыки и умения.
Как вы считаете, гаджеты – зло? Или ваш ребенок играет, и вам это кажется нормальным?
Как минимизировать вред от смартфона
- Постарайтесь установить с детьми доверительные отношения, расскажите о правилах пользования телефоном и Интернетом. Примерно так, как можно объяснить правила дорожного движения, — спокойно, последовательно, аргументированно. Не пытайтесь угрожать, обещать поощрения. Сделайте так, чтобы подросток вас понял.
- Попросите сына или дочь не выкладывать в общий доступ фото родственников, братьев и сестер, не ставить геолокацию на фото и не сообщать о крупных событиях. Например, не рассказывать в Сети о том, что семья едет в отпуск или планирует серьезную покупку. И, конечно, никаких фото / скан-копий паспортов и других документов.
- Научите ребенка, что смартфон — средство первой необходимости, созданное чтобы «быть на связи», а не развлечение и не игрушка. Он необходим, чтобы общаться с близкими людьми и друзьями. И, напротив, «зависать» в телефоне — значит отдаляться от семьи, от родных. Скажите ребенку, что вам обидно, что он все чаще вас игнорирует. Не давите, но дайте понять, что вы этим обстоятельством огорчены.
Критерии цифровой зависимости
Во-первых, надо обратить внимание, как ребёнок относится к девайсам, не наделяет ли он их какой-то особой ценностью. Возможно, он беспокоится, когда телефон не находится рядом с ним, даже в выключенном состоянии
Второй критерий — эмоциональная зависимость. Понаблюдайте, нет ли такого, что ребёнку плохо, и он использует телефон как средство для улучшения настроения. Если он ходил рассерженный, бубнил, злился — а потом взял телефон или планшет и сразу просветлел, это тоже тревожный звоночек.
Третий важный момент — рост толерантности к гаджету, увеличение времени, которое необходимо проводить за ним. Если взял телефон в руки, то сам оставить его не в силах.
Сразу хочу сказать: даже если вы обнаружили у ребёнка перечисленные признаки зависимости, не надо впадать в отчаяние. У всех нас есть большой запас прочности и возможность восстанавливаться. Мне бы хотелось донести всю эту информацию прежде всего до родителей малышей, потому что именно на них гаджеты оказывают самое губительное влияние. У меня был случай: я крестил ребёнка в возрасте немногим больше года. Это сложный возраст, обычно такие детки с опаской подходят к крещению, плачут. Так и случилось. Ребёнок плачет, я молюсь, крёстные судорожно пытаются его успокоить. Вдруг слышу, что он затих. Обернулся — оказывается, ему поставили на телефоне мультик, и он его смотрит в то время, как я совершаю таинство. У меня даже холодок по спине пробежал: что же нас ждёт, если так дела обстоят?
Лишь по делу
Четверть (26%) мам и пап дают ребёнку право самостоятельно определять, сколько времени уделять смартфону. Половина (48%) родителей разрешают детям брать в руки телефон только после выполнения домашнего задания. Еще 18% устанавливают временные лимиты и используют специальные программные средства, чтобы дети не отвлекались на гаджеты, 8% опрошенных считают, что смартфон нужен дошкольникам и подросткам только для образовательных целей.
«Если речь идёт о телефоне лишь как о средстве связи, то эталоном ограничения можно рассматривать общение лишь по делу», — считает психолог. Нагрузка от использования телефона в качестве игрового устройства влияет на здоровье ребёнка и приводит к переутомлению, проблемам в развитии и трудностям в обучении, предупреждает эксперт.
Ограничения на использование телефона должны устанавливаться в соответствии с возрастом, уровнем развития, самостоятельностью ребёнка, его психологическим типом
Важно не забывать, что дети берут пример с родителей, и, если папа или мама регулярно «залипает» в телефоне, ребёнок будет считать это нормой
Правила пользования телефоном должны устанавливаться с момента его появления у ребёнка и быть ясными, чёткими, простыми для понимания, выполнимыми. А также распространяться как на ребёнка, так и на родителей. Если они не установлены или не контролируются, ожидать от ребёнка самостоятельного проявления осознанного поведения бесполезно, подчеркивает эксперт.
Фото: Shutterstock. com
Зависимость от гаджетов у детей: основные опасности
Жизнь современного ребенка, а особенно подростка, сложно представить без гаджетов
Но важно не допускать развития у детей гаджетной зависимости. Она опасна как для физического, так и для психического здоровья ребенка
Опасность для здоровья
Гаджеты негативно воздействуют на организм, в частности, на мозг. Их частое использование приводит к рассредоточенности внимания. Ребенок не способен длительное время концентрироваться на чем-либо, он отвлекается и теряет интерес.
Память ухудшается, так как ее реже тренируют. Благодаря гаджетам у нас теряется необходимость удерживать информацию в голове. Зачем запоминать, если можно быстро найти ответ в интернете?
Использование гаджетов плохо влияет на качество сна и вызывает бессонницу. Практически все подростки спят с телефонами под подушкой. Мы проверяем телефон прямо перед сном и сразу же после пробуждения. При этом свет от телефона наш мозг воспринимает как продолжение светового дня, что плохо влияет на выработку мелатонина (гормона сна) и нарушает циркадные ритмы.
Смартфоны ухудшают зрение. Когда глаз фокусируется на каком-то объекте, сокращается количество морганий. Это приводит к сухости роговицы. Всматриваясь в экран смартфона, мы сильно утомляем наши глаза.
Еще одна непрямая опасность – низкая активность. Чем больше ребенок проводит времени с телефоном, тем реже он двигается. В сочетании с неправильным питанием низкая двигательная активность может спровоцировать ожирение.
Из-за неправильного положения тела при использовании смартфона, у ребенка могут возникать боли в шейном отделе позвоночника.
Психологические опасности
Психологи выделяют несколько социально-психологических опасностей гаджетов для ребенка:
- Потеря интереса к окружающему миру: новостные ленты пестрят яркими картинками и видео, на фоне которых реальная жизнь выглядит скучной и пресной.
- Снижение интереса к реальному общению со сверстниками.
- Нежелательные контакты: родители не всегда могут проследить, какие именно сайты посещает ребенок и какой контент он видит.
Чтобы смартфон и интернет не представляли для ребенка угрозы, родители должны рассказать ему о правилах безопасности в сети, особенностях общения в соцсетях и на форумах. Так взрослые смогут оградить ребенка от кибербуллинга, опасных групп и агрессивного контента.
Советы родителям клинического психолога, психотерапевта Александра Макарова:
1. Предъявляйте ясные, чёткие, выполнимые и однозначные требования к ребёнку в отношении использования телефона. Правила — не приказ, а договорённость о выполнении условий взамен на возможность пользоваться гаджетом.
2. Объясните ребёнку, что ответственность за нарушение использования телефона или нарушение режима обучения и воспитания лежит на нём. Если ребёнок сам понимает, что он нарушил договоренности, последовавшие за этим ограничения кажутся ему закономерными.
3. Также обсудите поощрения в случае честного выполнения или перевыполнения ребёнком требований к учёбе и прочим обязанностям.
4. Договоритесь о разумном количестве времени использования гаджета в соответствии с возрастом ребёнка и нормами сохранения здоровья.