Глаголы-исключения 1 и 2 спряжений+

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 107,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 176,
Полякова, Учебник, часть 1

3 класс

Упражнение 88,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 257,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 130,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Упражнение 187,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 193,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 206,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 129,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 152,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 175,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 111,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 142,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 146,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 263,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 88,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 89,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 182,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 192,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 142,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 646,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 648,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 649,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 390,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 408,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 511,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 512,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 513,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 556,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 593,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 305,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 306,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 368,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 446,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 533,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 42,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 43,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 47,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 219,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 238,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 337,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 370,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 118,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 120,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 130,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 208,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 222,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Глаголы I спряжения и их исключения

Безошибочно научиться выявлять глаголы 1-ого спряжения весьма просто. Достаточно лишь заучить следующие окончания: -ю(-у), -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ют(-ут).

я мету, ты метёшь, он/она метёт, мы метём, вы метёте, они метут;

я копаю, ты копаешь, он/она копает, мы копаем, вы копаете, они копают;

я живу, ты живёшь, он/она живёт, мы живём, вы живёте, они живут;

я сдаю, ты сдаёшь, он/она сдаёт, мы сдаём, вы сдаёте, они сдают;

я плету, ты плетёшь, он/она плетёт, мы плетём, вы плетёте, они плетут.

Особенные слова 1-ого спряжения составляют лишь 2 глагола-исключения: брить и стелить.

Их очень легко спутать со 2-ым спряжением, ведь перед суффиксом –ть стоит буква «И», которая обычно и указывает на глаголы II спряжения. Проверка: брить – брею, бреешь, бреет, бреем, бреете, бреют.

Однако глагол стелить особенный, он употребляется исключительно в форме инфинитива или прошедшего времени. Личные формы слова стелить получится образовать лишь от глагола стлать.

Стихотворная форма глаголов-исключений для запоминания

На основании стихотворного сложения существуют различные варианты стиха для запоминания всех слов-исключений 1 и 2 спряжения, некоторые содержат только глаголы второго спряжения, другие – и второго, и первого. Некоторые также для лучшего запоминания дополнены вспомогательными словами для создания смысловой нагрузки, чтобы ребенку легче было запомнить, поскольку память некоторых лвюдей основывается на восстановлении смысловых связей стихов.

Благодаря благозвучному сочетанию, продиктованному идентичным окончанием слов, обусловленных правилами глагольного словообразования, для стихотворного сложения существуют большие возможности, границы которых устанавливаются только пределом фантазии, эрудированности, заинтересованности в образовательном процессе педагога, родителя или ребенка. Эта форма запоминания отлично работает, поскольку вовлекает ученика в образовательный процесс, представая в виде игры, считалки, а исключения и правил спряжения глаголов обычно заучивают в том возрасте, когда для детей игры остаются намного интереснее учебы.

Впрочем, следует оговорить, заметив, что подобный формат запоминания чего-либо: правил русского и других языков, подготовки к экзаменам и тестированиям, – в принципе работает не только в начальных классах школы. Существуют различные методики тренировки памяти, основывающиеся на различных особенностей человеческого восприятия в принципе и восприятия людей различного эмоционально-психического склада. Что касается упомянутой стихотворной формы, то она хороша, прежде всего, тем, что объединяет в себе наличие рифмы и логической взаимосвязи, поэтому ее можно назвать лучшей методикой заучивания правил о глаголах-исключениях из первого и второго спряжений.

Вообще следует сказать, что существует множество интересных и профессионально составленных методик изучения языков, благодаря которым можно легко и быстро научиться грамотно писать и изъяснять не только на русском, но и на других языках.

Определение спряжения

В русском языке большинство глаголов распределяется по двум типам спряжения: глаголы первого спряжения и глаголы второго спряжения.

Спряжение определяется по следующему плану:

  • Определить личное окончание глагола. Если оно ударное, определять спряжение по гласной в личном глагольном окончании.
  • Если личное окончание глагола безударное, то поставить глагол в неопределенную форму.
  • Посмотреть, относится ли глагол к глаголам-исключениям.
  • Определить спряжение по гласной в основе неопределенной формы глагола.

Обязательно нужно определять личное глагольное окончание, так как оно определяет спряжение многих глаголов.

Данное правило поможет рассмотреть таблица «Личные окончания глаголов».

1 спряжение

2 спряжение

Лицо

Единственное число

Множественное число

Единственное число

Множественное число

1

у (ю)

ем

у (ю)

им

2

ешь

ете

ишь

ите

3

ет

ут (ют)

ит

ат (ят)

Форма 1 лица единственного числа в обоих спряжениях одинаковая, поэтому по ней нельзя определять спряжение.

Примеры определения глагольного спряжения:

Борешься – личное окончание безударное, инфинитив не на –ить, к глаголам-исключениям не относится, следовательно, это глагол 1 спряжения.

Спишь – личное окончание ударное, ударение падает на И, к глаголам-исключениям не относится, следовательно, это глагол 2 спряжения.

Глагол лететь, несмотря на то что оканчивается не на –ить, относится ко 2 спряжению, так как личное окончание ударное, ударение падает на гласную И: ЛетИт.

Чтобы определить, к какому спряжению относится тот или иной глагол, поможет таблица, в которой отражено также спряжение глаголов-исключений.

Спряжение

I

II

Глаголы

не на -ить

+ брить, стелить, зиждиться

на -ить

(кроме брить, стелить, зиждиться)

+ гнать, дышать, держать, слышать

+ смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, терпеть, зависеть

Ударные гласные в личных окончаниях

Е, У, Ю

И, А, Я

Что представляет собой спряжение глаголов

На изучение спряжений глаголов в русском языке школьная программа отводит несколько часов, поэтому, если у кого-то возникли проблемы с этой темой, за лето можно подтянуться по учебе и даже хорошо закрепить изученный материал. Но для начала нужно дать определение такому термину, как спряжение глаголов.

В русском языке под этим термином понимают целую систему изменений глагольных форм по лицам и числам, отвечающих настоящему времени.

Для изучения частей речи эта тема является достаточно важной, ведь мало изучать родной язык, нужно уметь правильно и красиво на нем разговаривать

В грамматике русского языка существует два типа спряжений глаголов: 1-е и 2-е спряжение. Определить к какому типу относится тот или иной глагол можно двумя способами:

  • во-первых, поставить ударение к окончанию глагола в настоящем времени;
  • во-вторых, проанализировать получившийся суффикс. Если поставить ударение к окончанию глагола не получается (т.е. оно безударное), то нужно анализировать суффикс неопределенной формы этого глагола.

Возможно, не всем все понятно из этого определения, поэтому будем все разбирать на конкретных примерах.

Варианты запоминания особых случаев

Для удобства учащихся, преподавателей и всех желающих освоить русский язык в совершенстве на предмет глаголов-исключений 1 и 2 спряжения существует специальный стишок.

Стишок представляет собой набор исключений. Их сочетание производится в рифмованной форме. Присутствие рифмы в тексте не только способствует процессу обучения, но и заинтересовывает учащихся.

Цель создания рифмованного текста – упрощение запоминания в первую очередь для учеников. Взрослые в состоянии создать собственные варианты запоминания. Допускается формирование не только уникальных текстов. Среди отдельных групп студентов присутствует заучивание исключений в виде рисунков.

На просторах интернет-пространства присутствует множество стихотворений. Основное их назначение заучивание особых случаев.

https://youtube.com/watch?v=ediBoMNcn0s

Среди наиболее распространенных выделяются следующие:

  • Ко второму вот спряженью отнесутся без сомненья все глаголы, что на –ить, исключая «брить, стелить». А еще запомни тоже: «И» в их окончаниях писать негоже!
  • Гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, и зависеть, и терпеть, а еще смотреть, вертеть. А теперь запомните, пожалуйста, друзья, «е» в их окончаниях писать совсем нельзя.

Алгоритм определения окончания глаголов

1 этап. Чтобы определить спряжение глагола, надо узнать, ударным или безударным является его личное окончание. Существует два способа:

  1. Поставить глагол в третье лицо единственного числа (он, она, оно) и посмотреть, какая гласная отчетливо слышится. Если отчетливо слышится гласная буква Ё, это глагол I спряжения: плыть — плывёт, пить — пьёт. Если отчетливо слышится гласная буква И, то это глагол II спряжения: лететь — летит.
  2. Поставить глагол в третье лицо множественного числа (они) и посмотреть, какая гласная отчетливо слышится. Если слышится -УТ, -ЮТ, это глагол I спряжения: плыть — плывут. Если слышится -АТ, -ЯТ, то это глагол II спряжения: лететь — летят.
  3. Если оба способа не помогли, то перед нами глагол с безударным личным окончанием, переходим ко 2-му этапу.

2 этап. Если глагол оказался с безударным личным окончанием, то его спряжение определяется по инфинитиву. При определении инфинитива: вид глагола не менять, -СЯ не отбрасывать, приставку ВЫ- отбросить! Исключить разноспрягаемые глаголы: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, а также особо спрягаемые ДАТЬ, ЕСТЬ (впрочем последние и не должны попасть на этот этап, так как у них ударные окончания)

  • II спряжение: глаголы, оканчивающиеся в начальной форме на -ИТЬ (кроме глаголов БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ — они относятся к I спряжению ), а также глаголы-исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ и ОБИДЕТЬ, а еще ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ и СМОТРЕТЬ (включая все глаголы, образованные от глаголов-исключений).
  •  I спряжение: все остальные глаголы, а также глаголы-исключения БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.

Следует запомнить правописание некоторых глаголов в инфинитиве!

  • веЯть, блеЯть, чуЯть, лаЯть, реЯть, таЯть, сеЯть, чаЯть и надеЯться, лелеЯть, кашлЯть, каЯться, стоЯть – их писать в  начальной форме надо только через  -Ять.
  • клеИть, вялИть, строИть, жалИть, метИть, молвИть и манИть, беспокоИться, осилИть, ездИть, бросИть, победИть – их писать в начальной форме надо только через -Ить.

Алгоритм определения спряжения глаголов

Сначала посмотрите внимательно на эту таблицу-алгоритм. Далее разберем все подробно.

У глаголов с ударным личным окончанием спряжение определяется по личным окончаниям.

У глаголов с безударным личным окончанием спряжение определяется по неопределенной форме или по 3 лицу множественного числа (не всегда удобно).

Разберем с примерами.

Еще раз. Чтобы определить спряжение глагола и правильно написать окончание, необходимо определить ударное или безударное личное окончание глагола.

Для этого ставим глагол в любую форму, кроме первого лица единственного числа.

Например: писать — пи́шем, пи́шете; лететь — лети́м, лети́те.

Если окончания безударные, то смотрим на неопределенную форму глагола.

Если она оканчивается на -ить, то это глагол II спряжения.

По́мнить — по́мним — по́мните.

Ме́рить — ме́рим — ме́рите.

Ве́рить — ве́рим — ве́рите.

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Думать — ду́маешь — думаем.

Со́хнуть — со́хнешь, со́хнем.

Писать — пи́шешь — пи́шете.

Искать — и́щешь — и́щете.

Если личные окончания ударные, то на инфинитив не смотрим. Спряжение определяем по личным окончаниям.

Можно заметить, что в первом спряжении «преобладает» буква «Е», во втором — «И».

Например:

  • Лететь — лети́м, лети́те, летя́т.
  • Спать — спим, спи́те, спят.
  • Гореть — вы гори́те — они горя́т.
  • Кричать — кричи́те — крича́т.

Это глаголы II спряжения.

  • Пить — пьёшь, пьёте, пьют.
  • Жить — живёшь, живу́т.
  • Лить — льёшь, льют.

Это глаголы  I спряжения.

При определении спряжения следует помнить, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок. Тоже правило распространяется и на постфиксы ся, сь.

Но есть еще глаголы-исключения, которые нужно помнить.

Особенности спряжения разноспрягаемых глаголов

Недаром о русском языке говорят, что он «велик и могуч», и что он является самым сложным в изучении языком. И рассматриваемая тема как раз является прямым тому подтверждением. Например, потому, что существует категория глаголов, которая сразу относится и к первому и второму спряжению одновременно.

Например, глагол «Хотеть». В единственном числе третьего лица он относится к 1-му спряжению (он/она – хочет), а во множественном третьего лица – ко 2-му (они – хотят). Такие глаголы являются исключениями из общепринятых правил и их следует запомнить наизусть: хотеть, чтить, бежать, брезжить.

Еще в русском языке имеется категория глаголов, которые имеют особую систему формирования окончания, например, «есть», «дать» и их производные формы. Их тоже следует запомнить.

Глаголы-исключения в стихах

Глаголы-исключения сле­ду­ет запом­нить наизусть, что­бы не оши­бать­ся в напи­са­нии их лич­ных окон­ча­ний. Предлагаем под­бор­ку сти­хов и запо­ми­на­лок, что­бы выучить глаголы-исключения. Надеемся, что эти весе­лые сти­хи помо­гут вам лег­ко запом­нить спи­сок глаголов-исключений вто­ро­го спря­же­ния, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -еть и -ать и гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния, име­ю­щих конеч­ное бук­во­со­че­та­ние -ить.

В рус­ском язы­ке несколь­ко гла­го­лов с без­удар­ны­ми лич­ны­ми окон­ча­ни­я­ми полу­чи­ли назва­ние глаголы-исключения, так как спря­га­ют­ся не так, как типич­ные гла­го­лы пер­во­го или вто­ро­го спря­же­ния.

  • гла­го­лы I спря­же­ния, име­ю­щие в кон­це -ить, — брить, сте­лить;
  • 7 гла­го­лов II спря­же­ния с конеч­ным соче­та­ни­ем -еть — смот­реть, видеть, нена­ви­деть, зави­сеть,тер­петь, вер­теть, оби­деть;
  • 4 гла­го­ла II спря­же­ния с бук­во­со­че­та­ни­ем -ать — гнать, дер­жать, дышать, слы­шать.

Выучить их пере­чень помо­гут сле­ду­ю­щие сти­хи и шуточ­ные запо­ми­нал­ки.

Случаи противоречий

Вариативность глаголов целесообразно представить в следующем виде:

Глаголы 1 спряжения. В инфинитивном варианте оканчиваются на –еть, –ать

Принимается во внимание факт наличия 4 глаголов-исключений на –ить. Представлены 3 глаголами, образующими группу исключений с подобным окончанием. К данной категории относятся: зиждиться, брить, стелить

Сюда же относятся слова на –оть, -ть, -уть. Допускаются прочие варианты окончаний. Примерами выступают: размолоть, прополоть, разуть.
Глаголы 2 спряжения. Имеют суффиксальную часть –ить. Подразумевают наличие суффиксальной части –еть, характерной для 7 глаголов. К данной категории относятся: терпеть, ненавидеть, видеть, зависеть, вертеть, обидеть, смотреть. Среди исключений и 4 глагола на –ать: слышать, дышать, держать, гнать.

К данной категории относятся: зиждиться, брить, стелить. Сюда же относятся слова на –оть, -ть, -уть. Допускаются прочие варианты окончаний. Примерами выступают: размолоть, прополоть, разуть.
Глаголы 2 спряжения. Имеют суффиксальную часть –ить. Подразумевают наличие суффиксальной части –еть, характерной для 7 глаголов. К данной категории относятся: терпеть, ненавидеть, видеть, зависеть, вертеть, обидеть, смотреть. Среди исключений и 4 глагола на –ать: слышать, дышать, держать, гнать.

Существует глаголы с окончаниями, которые соответствуют особой системе определения. К данной категории относятся: дать, есть. Также допускается выделение в этой группе производных от них. Им присуще отсутствие принадлежности к какому-либо спряжению. Это позволяет их тоже относить к числу исключений из правил.

Стихотворная форма глаголов-исключений для запоминания

На основании стихотворного сложения существуют различные варианты стиха для запоминания всех слов-исключений 1 и 2 спряжения, некоторые содержат только глаголы второго спряжения, другие – и второго, и первого. Некоторые также для лучшего запоминания дополнены вспомогательными словами для создания смысловой нагрузки, чтобы ребенку легче было запомнить, поскольку память некоторых лвюдей основывается на восстановлении смысловых связей стихов.

Благодаря благозвучному сочетанию, продиктованному идентичным окончанием слов, обусловленных правилами глагольного словообразования, для стихотворного сложения существуют большие возможности, границы которых устанавливаются только пределом фантазии, эрудированности, заинтересованности в образовательном процессе педагога, родителя или ребенка. Эта форма запоминания отлично работает, поскольку вовлекает ученика в образовательный процесс, представая в виде игры, считалки, а исключения и правил спряжения глаголов обычно заучивают в том возрасте, когда для детей игры остаются намного интереснее учебы.

Впрочем, следует оговорить, заметив, что подобный формат запоминания чего-либо: правил русского и других языков, подготовки к экзаменам и тестированиям, – в принципе работает не только в начальных классах школы. Существуют различные методики тренировки памяти, основывающиеся на различных особенностей человеческого восприятия в принципе и восприятия людей различного эмоционально-психического склада. Что касается упомянутой стихотворной формы, то она хороша, прежде всего, тем, что объединяет в себе наличие рифмы и логической взаимосвязи, поэтому ее можно назвать лучшей методикой заучивания правил о глаголах-исключениях из первого и второго спряжений.

Вообще следует сказать, что существует множество интересных и профессионально составленных методик изучения языков, благодаря которым можно легко и быстро научиться грамотно писать и изъяснять не только на русском, но и на других языках.

Учимся отличать глаголы

Что такое глаголы совершенного и несовершенного вида немножечко разобрались. Рассмотрим признаки конкретной части речи вне зависимости от того, совершенный вид глагола перед нами или несовершенный вид глагола.

Признаки глагола:

  1. Лицо. Глагол бывает в первом, втором или третьем лице. Но иногда лицо нельзя определить. Например, «взлететь». Это совершенный вид глагола неопределенного лица.
  2. Число. Бывает единственного и множественного числа. Например, «я учу». Перед нами предложение, состоящее из местоимения «я» и слова «учу». Это несовершенный вид глагола в единственном числе от первого лица. Если сказать «мы научились», то слово «научились» это глагол совершенного вида во множественном числе. Иногда число невозможно определить. Например, в инфинитиве.
  3. Время. Прошедшее, настоящее или будущее время. Порой нельзя определить время глагола. Так бывает с инфинитивом. Например, «взлететь» можно и в прошлом и в будущем. В первом случае рассказчик вспоминает о прошлых событиях, а во втором мечтает о будущих. Само слово «взлететь» это глагол совершенного вида и только из контекста можно узнать о каком времени идет речь.
  4. Наклонение. Включая инфинитив, в русском языке выделяют четыре формы наклонения. С ними вы познакомитесь ниже.
  5. Вид. Всего два вида. Теперь вы умеете определять вид глагола совершенный или несовершенный как определить тоже знаете.
  6. Род. Это очень важные признаки глагола. Лучше всего род определять у глаголов в прошедшем времени. Например, «ты уже прочитал книгу». Очевидно обращение к мужчине. Если сказать «ты читаешь книгу» или «тебе следовало бы прочитать книгу», определить род невозможно.
  7. Залог. Страшное слово означает всего лишь отношение глагола к конкретному объекту. Если «я ем кашу», это действительный залог. Субъект действует. Страдательный залог будет, если сказать «каша естся ртом». Действие совершается над объектом.
  8. Спряжение глаголов похоже на склонение существительных по лицам и числам. Спрягаются глаголы несовершенного вида и совершенного вида исключительно в настоящем и будущем времени.
  9. Возвратность. Наличие или отсутствие «ся» в слове.

Стихотворная форма глаголов-исключений для запоминания

На основании стихотворного сложения существуют различные варианты стиха для запоминания всех слов-исключений 1 и 2 спряжения, некоторые содержат только глаголы второго спряжения, другие — и второго, и первого. Некоторые также для лучшего запоминания дополнены вспомогательными словами для создания смысловой нагрузки, чтобы ребенку легче было запомнить, поскольку память некоторых лвюдей основывается на восстановлении смысловых связей стихов.

Благодаря благозвучному сочетанию, продиктованному идентичным окончанием слов, обусловленных правилами глагольного словообразования, для стихотворного сложения существуют большие возможности, границы которых устанавливаются только пределом фантазии, эрудированности, заинтересованности в образовательном процессе педагога, родителя или ребенка. Эта форма запоминания отлично работает, поскольку вовлекает ученика в образовательный процесс, представая в виде игры, считалки, а исключения и правил спряжения глаголов обычно заучивают в том возрасте, когда для детей игры остаются намного интереснее учебы.

Впрочем, следует оговорить, заметив, что подобный формат запоминания чего-либо: правил русского и других языков, подготовки к экзаменам и тестированиям, — в принципе работает не только в начальных классах школы. Существуют различные методики тренировки памяти, основывающиеся на различных особенностей человеческого восприятия в принципе и восприятия людей различного эмоционально-психического склада. Что касается упомянутой стихотворной формы, то она хороша, прежде всего, тем, что объединяет в себе наличие рифмы и логической взаимосвязи, поэтому ее можно назвать лучшей методикой заучивания правил о глаголах-исключениях из первого и второго спряжений.

Вообще следует сказать, что существует множество интересных и профессионально составленных методик изучения языков, благодаря которым можно легко и быстро научиться грамотно писать и изъяснять не только на русском, но и на других языках.

Сочинение 3

Наш язык очень богат, он состоит из частей речи, каждая важна и имеет свою роль. Части речи помогают выражать свои мысли. Существуют зависимые части речи и самостоятельные. Больше всего мне нравится глагол, он указывает на действие предмета или предметов. В предложениях, часто бывает сказуемым.

Три лица есть у глагола. Единственного и множественного числа бывает каждое лицо. Местоимения “я” и “мы” используются для первого лица, для второго – “ты” и “вы”, ну а для третьего “он”, “она” и “оно”.

В двух спряжениях возможно употребить глагол. Чтобы узнать спряжение, необходимо изменить лицо глагола и его число в будущем либо настоящем временах. Если глагол заканчивается на букву “е”, это значит спряжение первое. Если же на букву “и” — значит второе. Возможны и исключения из правил. Словами, которые пишутся не по правилам являются: стелить и брить для спряжения первого. А также существуют слова исключения и для второго спряжения и к ним принадлежат: дышать, слышать, видеть, гнать, обидеть, терпеть, зависеть, ненавидеть, смотреть, вертеть.

Также в нашем языке наклонения есть у глаголов. Что действие происходило, происходит или будет происходить в реальности, нам говорят глаголы, стоящие в изъявительном наклонении. Обозначают что действие может быть будет совершаться обозначают стоящие в условном наклонении глаголы, с частицей “бы”. Просят что-то сделать, побуждают действовать, глаголы, которые стоят в повелительном наклонении.

Всего в трёх временах возможно употребить глагол. Время прошедшее говорит о том, что уже случилось. Время настоящее говорит о действиях, происходящих в данный момент. Будущее время говорит о действиях, которые только ожидают своего совершения. Ещё у слов, обозначающих действие, есть форма, не имеющая ни лица, ни числа, ни времени. она называется начальной формой, отвечающей вопросам “что сделать?”, “что делать?”. Отвечающий на вопрос “что делать?”, глагол, является видом несовершенным. А отвечающий на вопрос “что сделать?”, глагол, употреблён в виде совершенном.

Я считаю глагол очень интересным для изучения, поэтому я хочу его изучить полностью.

Значение глагола в русском языке Глагол уступает место имени существительному по количеству слов, но не по значимости. С его помощью мы описываем действия разного характера. То, что происходит в реальности с нами или с другими людьми. И то, о чем мы думаем. Также он помогает описывать особенности природных явлений или алгоритм процессов. Это самая сложная для изучения и понимания самостоятельная часть речи.

Особенно важна роль глагола в письменной форме. Вживую мы можем воспользоваться мимикой или жестами, нарисовать схему. А на расстоянии сложно договорится о взаимодействии без слов действия

Это важно в эпоху технического прогресса, когда представители русского народа находятся на разных концах планеты. Если взять любой текст и удалить оттуда эту часть речи, получится бессмысленный набор слов

Русский язык считается одним из самых сложных именно благодаря глаголам. Без них не обойтись. Ведь не зря почти в каждом предложении есть сказуемое. Преимущественно оно выражается глаголом. А информация о его морфологических признаках занимает внушительную часть лингвистики. Я думаю, в английском языке все проще. Выводы: я бы тему этого сочинения написал утвердительно. Без знака вопроса.

Как определить

Ознакомление со спряжением глаголов в русском языке, а также исключениями происходит в рамках курса 4 класса

Спряжение глаголов в русском языке представляет собой видоизменение их формы. Спряжение является грамматическим признаком постоянного характера. Преображение осуществляется по признаку лица, числа, а также времени. Глагол изменяется с позиции настоящего и будущего времени.

правописания

Чтобы не ошибиться в верном написании окончания, следует провести проверку. Используется правило со следующим алгоритмом действий:

  • Слово, вызывающее сомнения в правописании, ставится в начальную форму. Цель – определение буквосочетаний, на которые оно заканчивается. Образуется инфинитив, или неопределенная (начальная) форма. Среди возможных вариантов буквосочетаний перед –ть принято выделять такие гласные звуки, как «а», «ы», «и», «у», «е», «я», «о». Исходя из выявленной буквы, осуществляется следующий этап проверки.
  • В том случае, если перед буквосочетанием –ть находится «и», тогда определяется глагол, относящийся ко 2 спряжению. Иные варианты буквосочетаний определяют 1 спряжение.

В результате их изменения получаем следующие варианты:

  • 1 лицо – нарисую, прорасту; нарисуем, прорастем;
  • 2 лицо – нарисуешь, прорастешь; нарисуете, прорастете;
  • 3 лицо – нарисует, прорастет; нарисуют, прорастут.

В качестве примеров 2 спряжения возьмем глаголы «доготовить», «закупить», «придержать». В ходе их изменения получаем следующие варианты:

  • 1 лицо – доготовлю, закуплю, придержу; доготовим, закупим, придержим;
  • 2 лицо – доготовишь, закупишь, придержишь; доготовите, закупите, придержите;
  • 3 лицо – доготовит, закупит, придержит; доготовят, закупят, придержат.

Результаты проверки временами связаны с возникновением трудностей. Суть проблемы заключается в наличии исключений. Их особенность состоит в неподчинении существующим законам русского языка. Вне зависимости от регламента проверки и основ правописания остается неясным, как правильно отображать в письменном варианте глагольные окончания.

Глаголы-исключения 1, 2 спряжения: схема

Давайте установим спряжение слова СМОТРИТЕ. Для этого следует определиться с ударением, а оно падает на О. Само окончание имеет безударный слог. Во множественном числе, третьем лице, слово СМОТРЯТ, окончание ЯТ – относится ко второму спряжению. А, если определить спряжение данного слова другим методом, то смотрите далее, что выходит. Ставим слово в неопределенную форму, т.е., чтобы оно отвечало на вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ? – СМОТРЕТЬ. Согласно правилам, суффикс перед ТЬ, Е означает, что слово имеет первое спряжение.

Давайте проспрягаем еще одно слово: ДЕРЖИТЕ. Ударение падает на слог ЖИ. Окончание Е безударное. Ставим слово во множественное число: они ДЕРЖАТ (ЧТО ДЕЛАЮТ?). Выходит, что глагол принадлежит второму спряжению. Но в неопределенной форме: ДЕРЖАТЬ (ЧТО ДЕЛАТЬ?). Окончание АТ. Означает, что слово имеет первое спряжение.

Возникает вопрос, почему так вышло, что в одном случае глаголы принадлежат первому спряжению, а в другом второму? Ведь, когда определялось спряжение, выполнялись все условия. Оказывается в русской грамматике есть некие слова-исключения. Именно к ним и принадлежат эти два глагола. Всего таких глаголов насчитывается тринадцать штук, эти глаголы-исключения следует выучить наизусть, чтобы потом не путаться.

Запомните: К первому спряжению следует причислить: СТЕЛИТЬ, БРИТЬ. Они в неопределенной форме выдают И (суффикс) перед ТЬ. А в третьем лице МНЖ. формы дают такие же окончания, как и в первом спряжении.

  • Первое лицо: СТЕЛЮ, СТЕЛИМ
  • Второе лицо: СТЕЛИШЬ, СТЕЛЕТЕ
  • Третье лицо: СТЕЛЕТ, СТЕЛЮТ.

Схема – глаголы исключения:


Исключения глаголов

Запомните слова-исключения, которые относятся ко второму спряжению:

  1. ВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ НЕНАВИДЕТЬ
  2. ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ОБИДЕТЬ
  3. ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, СЛЫШАТЬ
  4. ДЕРЖАТЬ, ГНАТЬ.

Когда их изменяешь, то они выдают окончания второго спряжения.

Пример:

  • Первое лицо: СМОТРЮ, СМОТРИМ.
  • Второе лицо: СМОТРИШЬ, СМОТРИТЕ.
  • Третье лицо: СМОТРИТ, СМОТРЯТ.

Легче будет запоминать глаголы-исключения, если выучить считалку:


Стихотворение для запоминания

Примеры:

ГНАТЬ, ГНАТЬСЯ, ВЫГНАТЬ, ЗАГНАТЬ – все это слова второго спряжения.

БРИТЬ, ПОБРИТЬ, ВЫБРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗАСТЕЛИТЬ, НАСТЕЛИТЬ – относятся к словам первого спряжения

Неважно, какая приставка у глаголов-исключений, все равно они подвластны правилам грамматики русского языка


Стихотворение с глаголами-исключениями

Выше есть еще один стих для запоминания слов-исключений. Благодаря простому тексту, запомнить глаголы не составит труда даже школьнику младших классов.

Интересно, что СТЕЛИТЬ применяют на письме только в неопределенной форме. И еще используют прошедшее время. СТЕЛИТЬ, СТЕЛИЛ

В другой форме используют слово – СТЛАТЬ: СТЕЛЮТ, СТЕЛЕШЬ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: