Одаренные дети способы работы с ними

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям «запустить ракету в космос», а для этого надо самостоятельно, без помощи взрослых выполнить несколько заданий. За каждое правильно выполненное задание будут даваться какие-то элементы, которые и помогут запустить ракету. Воспитатель напоминает ребятам, что выполнить задания можно, только если действовать сообща и прислушиваться к мнению другого

Обращает внимание, что по ходу игры будут звучать звуковые сигналы, указывающие игрокам, что они идут в неправильном направлении и нужно искать другой путь решения задачи. (Звуковые сигналы необходимы, так как это дает возможность детям немного ориентироваться в вариантах решений и не топтаться на месте.)

Задание № 1 — «Кувшин с секретом».

Предлагается кувшин с резиновым мячиком на дне. На кувшине знаки «Переворачивать нельзя» и «Рукой вынимать со дна нельзя». Чтобы достать мяч (а на нем закреплена цифра «1»), дети должны сообразить налить в кувшин воду, и мяч всплывет.

Чашки с водой стоят на столе. Для возможности экспериментирования стоят чашки с разными наполнителями.

Задание № 2 — «Пирамида».

Предлагается разобранная пирамидка, которую надо собрать по схеме, лежащей рядом. Собрав пирамидку, дети получают еще цифры «4» и «10».

Задание № 3 — «План группы».

На плане группы в определенных местах указаны номера игрушек, которых надо в эти места поставить. Игрушки с номерами стоят рядом на столе. После правильного выполнения задания игроки получают цифры «0» и «9».

Задание № 4 — «Вход на космодром».

Предполагается, что на «воротах в космодром» в пустые места ребята положат круги с нарисованными стрелками в том направлении, как указано на заборе рядом с воротами. Открыв ворота, ребята получают цифру «3».

Задание № 5 — «Код запуска».

Предлагается таблица 3/3. В верхнем ряду изображения месяца, звезды, планеты. На столе лежат 5 месяцев, 8 звезд, 6 планет и цифры от 0 до 9. Предполагается, что дети сосчитают месяцы, звезды, планеты и выложат в таблице соответствующие числа «5», «8», «6». Это и есть код запуска.  Разгадав код, игроки получают цифры «5», «8» и «6».

Задание № 6 — «К старту готова».

Предлагаются разрезанные буквы двух цветов, из которых собираются слова: красным — «ракета», синим — «старт». После правильного выполнения задания игроки получают цифры «2» и «7». Если ребята соберут все цифры от 0 до 10, то они смогут обратным счетом «запустить ракету в космос».

А вот как работать с детьми одаренными? Чему и как обучать их?

Порой мы, педагоги, не уделяем им достаточно своего времени и внимания. Ведь они и так со всем справляются лучше и быстрее своих сверстников. Да и в детском коллективе одаренных детей (действительно одаренных, а не просто способных) не так много. Два-три, а может, и того меньше

А ведь самое важное для взрослого — и родителя, и педагога — не упустить одаренного ребенка. Такие дети безусловно нуждаются в особых условиях, словно поддерживающих развитие их талантов и способностей

Почему я говорю о родителях? К сожалению, мамы и папы часто необъективно оценивают способности своего ребенка — или чрезмерно их завышают, или недооценивают. Скорее всего, это связано с тем, что родители не могут продиагностировать способности ребенка или хотя бы сравнить их с умениями и навыками других детей. Они не видят своего ребенка в широком диапазоне различных видов деятельности, а видят лишь за какими-то определенными, чаще режимными занятиями (прогулка,
игры дома, укладывание на сон и т. п.).

Педагог же не только может увидеть, выявить, пользуясь педагогическими инструментами, продиагностировать одаренность, но и дать рекомендации родителям, в каком направлении лучше развивать ребенка.

Одаренность имеет сложную структуру, обуславливаемую совокупностью психических качеств личности. Каждый вид деятельности требует своей особой совокупности качеств. Мы знаем, что люди обладают математическими, гуманитарными, художественными, музыкальными, литературными и другими, соответственно видам деятельности, способностями

Как важно увидеть направление одаренности ребенка!

Среди моих воспитанников выделялся необыкновенным талантом выдумщика и рассказчика Алеша К. Он не просто придумывал истории, у него были «живые» герои, со своими характерами и манерой поведения. В его рассказах сплетались сюжеты и приходили к неожиданному концу. При этом у Алеши огромные сложности вызывало в дошкольном периоде и вызывает сейчас в школе обучение точным наукам. Но он продолжает теперь уже писать свои рассказы и сказки. Не без помощи родителей продолжает развиваться Алешин талант уже на более высоком уровне — кружок литературы и журналистики. Вполне возможно, что через много лет мы увидим на полках книгу автора Алексея К.

Четвертым этапом является завершающий отбор

К моменту окончания четвертого класса учитель должен провести индивидуальную оценку интеллектуальных, творческих, познавательных возможностей каждого ребенка посредством разнообразных видов деятельности образовательно-воспитательного процесса, составить его характеристику.

Собранная информация дает возможность более конкретно определить сферу и степень одаренности и способностей ребенка и является достаточно надежным основанием для прогнозирования возможного направления развития каждого из учеников. Учителю начальных классов следует продолжать следить за успехами своих подопечных, реализацией и развитием их талантов.

Основными принципами работы с особо одаренными детьми должны быть:

максимальное разнообразие возможностей для самореализации, увеличение количества внеурочных занятий и уделение им большего внимания, индивидуализация процесса обучения, создание условий для работы детей не с учителем, а друг другом, предоставление полной свободы при выборе сфер дополнительного образования.

Главными формами работы при этом должны быть: индивидуальные и групповые занятия с интеллектуально более развитыми школьниками, специальные курсы, факультативы, кружки, исследовательская и творческая деятельность, конкурсы, олимпиады, викторины.

Признаки одаренности ребенка

Проявление неординарных способностей может быть замечено уже в дошкольном возрасте. Однако есть дети, одаренность которых предстоит раскрыть. Определить одаренность ребенка можно, наблюдая за его деятельностью, отношением к результатам своего творчества.

Одаренные дети в процессе выполнения деятельности:

  • с быстротой и легкостью усваивают новые виды деятельности;
  • проявляется индивидуальный стиль;
  • высокая способность к самообучению.

Мотивационная сфера одаренных детей:

  • повышенная любознательность;
  • ярко выражен интерес к определенным сферам знания или деятельности;
  • высокие требования к результатам своей деятельности;
  • интерес к нестандартным ситуациям.

«Одаренные дети» в детском саду

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности. Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности.Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий

Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиск у одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей

В современной педагогической литературе выделяются два полярных мнения о развитии интеллектуальных способностей детей в возрасте 3–7 лет:

а) необходимость специально выявлять и индивидуально развивать определенные способности;

б) развивать интеллект вообще у всех детей данного возраста.

Работа с одаренными детьми должна начинаться уже на ступени дошкольного образования. Это означает, что на уровне дошкольного образования должны быть созданы необходимые условия для распознавания одаренности воспитанников.Например, конкурс «маленьких интеллектуалов» направлен на выявление уровня умственных способностей дошкольников, а именно: разных видов мышления. Задания могут быть условно разбиты на серии: первая и вторая объединяют задачи логического, последовательного, предполагающего единственно правильное решение по заданному алгоритму, следовательно, приводят к овладению умениями анализировать, синтезировать, классифицировать, делать обобщения, выявлять закономерности. В третьей серии могут быть представлены задания, способствующие развитию объемно-пространственного мышления и в четвертой – задания на выявление оригинальности, гибкости мышления, где на один вопрос предполагается несколько версий ответов. Именно этот вид мышления является творческим и свойственен одаренным детям.

Детская одаренность — сложное и многоаспектное явление. Существует множество подходов к определению одаренности, точек зрения на проблему одаренности. Возникает острая необходимость в особых, научно обоснованных методах работы с детьми с различными видами одаренности.

Чем больше мы будем выявлять и развивать потенциал детей с признаками одарённости, тем радужнее и прекраснее будет будущее нашей страны. Ж. Брюно сказал: «Талант, данный нам от рождения, подобен необработанному алмазу. Дивен этот прозрачный камень. Но сколь ни замечателен алмаз, бриллиант отличается от него, как небо от земли. Только общество, которое не жалеет материальных затрат и труда на огранку таких «алмазов», может рассчитывать на россыпи бриллиантов в своей стране».

Список использованных источников.

1. Лосева, Алла Аскольдовна. Психологическая диагностика одаренности. — М.: Академический проект: Трикста, 2021.

2. Тарасова С.Ю. Опыт консультативного наблюдения одаренных детей / Психологическая наука и образование. — 2002.- N 1.- С. 59-63.

3. Одаренность и проблема ее идентификации / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская // Психол. наука и образование. – 2021. – № 5. – С. 5–13.

4. Джумагулова, Т. Н. Одаренный ребенок: дар или наказание / Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева // Книга для педагогов и родителей. – СПб., 2014. – 167 с.

Задачи:

Развивать:

  • умение детей осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
  • умение действовать по собственной инициативе;
  • умение выполнять задания без обращения за помощью и контроля взрослого;
  • умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
  • умение переносить полученные ранее знания и действия в новые условия;
  • умение анализировать и обрабатывать полученную информацию в соответствии с вводными данными;
  • исследовательские умения;
  • креативное мышление — умение находить нестандартные решения и мыслить за рамками готовых шаблонов.

Закреплять:

  • навыки счета предметов;
  • умение соотносить число с количеством предметов;
  • навыки ориентировки по плану местности.

Формировать:

  • умение и навыки работы в команде;
  • умение отстаивать свою точку зрения, прислушиваясь к мнению других;
  • умение конструктивно воспринимать критику и признавать свои ошибки.

Воспитывать:

  • ответственность перед друзьями при выполнении своей части работы;
  • чувство товарищества (поддерживать команду во всех ситуациях, не дистанцироваться от командного решения даже в случае его неэффективности);
  • уважение и терпимость к мнению других членов команды.

Форма проведения — «занятие без воспитателя».

Литература

1. Бурменская Г. В., Слуцкий В. М. Одаренные дети. — М., 1991.

2. Гарднер М. Hexaflexagons and Other Mathematical Diversions (русский перевод. Математические головоломки и развлечения). — М., 1999.

3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб., 2011.

4. Математическая энциклопедия. Коллектив под руководством И. М. Виноградова. — М., 1985.

5. Смаллиан Р. М. Принцесса или тигр. — М., 1985.

6. Теплов Б. М. Способности и одаренность. Психология индивидуальных различий. — М., 1982.

7. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Под ред. А. М. Матюшкина. — М., 2008.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, сентябрь 2015 года.

Фото: Анна Кузнецова. 

Третий этап работы — это оценка и коррекция

Его цель – создание благоприятных условий для скорейшего развития талантливых ребят, способности которых пока, возможно, находятся в зародыше, или детей, хотя бы ненамного опережающих сверстников по уровню интеллекта. При грамотном подходе возрастает вероятность качественного скачка в их развитии. Успех работы в огромной степени зависит от правильной организации процесса образования в младших классах.

Сами малыши проявляют большое рвение в учебе как под руководством педагога, так и самостоятельно. Для раскрытия и последующего развития интеллектуальных, познавательных, творческих способностей используют одновременно школьные уроки и внеурочную деятельность. Можно проводить викторины, познавательные и интеллектуальные игры, конкурсы, дающие возможность каждому из детей проявлять и повышать свои умственные, эмоциональные, психологические и физические возможности.

Основной характеристикой данного этапа является быстрое осваивание детьми навыкового содержания обучения как под руководством педагога, так и самостоятельно. Можно применять оригинальную методику внеклассной работы, успешно практикуемую во многих школах: один урок уделять выполнению занимательных тестов для развития детского интеллекта, другой – чтению и разбору сказок, третий – увлекательной истории, четвертый – ритмике.

Каждый учитель может сам составить программу внеурочных занятий, ориентируясь на наличии у своих подопечных тех или иных наклонностей. Акцент должен делаться на развитие творческих, познавательных способностей ребят, повышение их интеллектуального уровня, пробуждение интереса к новым областям: ведь не исключено, что ребенок обладает особыми талантами в сферах, которые пока ему не знакомы.

Можно проводить также фестивали наук. Это особый вид внеурочных занятий, которые нацелены на формирование позитивной мотивации по отношеною к процессу обучения, создания благоприятных условий для детального изучения серьезных наук.

Преподаватель должен уметь дать детям возможность совершенствовать свои способности и реализовывать потенциал в совместной деятельности с ровесниками и руководителями посредством самостоятельной работы. Дети должны принимать активное участие в научно-практических мероприятиях как в рамках школы, так и вне ее.

Одаренные дети в начальной школе

Уже в самом начале обучения педагог выделяет среди детей тех, которые отличаются обширными знаниями, быстротой усвоения материала, нестандартностью решений поставленных задач, лидерскими качествами, проявлением творческих способностей

В это время важно правильно оценить возможности таких детей, разработать индивидуальный план работы с одаренными детьми

Методика работы с одаренными детьми предусматривает организацию различных форм и методов обучения.

Используются методы организации занятий, максимально отвечающие принципам обучения одаренных детей, к которым относятся:

  • исследовательский;
  • поисковый;
  • проблемный;
  • проективный.

Эти методы позволяют раскрыть способности детей, стимулируют самостоятельную поисковую и творческую деятельность. Желательно, организовывать занятия в парах или малых группах. Это позволит развивать социализацию одаренных детей.

Для того, чтобы добиться хороших результатов, необходим регулярный анализ работы с одаренными детьми, на основе которого будут корректироваться программы и методы работы.

Для предоставления больших возможностей ребенку раскрыть свои способности в начальной школе не стоит ограничиваться только занятиями на уроках. Внеклассная деятельность позволяет ребенку более глубоко изучить то направление, в котором проявляются его способности.

Долгое время одаренные дети России не получали должной поддержки со стороны государства. Все проблемы по их воспитанию и образованию, в основном ложились на плечи семьи. В современной образовательной системе предусмотрены специальные программы и методики, даже обычные программы позволяют педагогам проявить творчество в их реализации и организовать индивидуальный подход.

Понимание того, что одаренность не является врожденной характеристикой личности, а может получить развитие вследствие создания условий, развивающих способности ребенка, приводит к тому, что стали появляться и специальные школы для одаренных детей, в которых создаются благоприятные условия для их развития.

Главный принцип работы с такими детьми, с моей точки зрения, должен строиться не на принципе «Делай как я; повтори за мной», а на принципе «Как ты думаешь, почему так?»

В этом году я разработала новый вид занятия для талантливых детей — «Занятие без воспитателя» и при поддержке старшего воспитателя детского сада провела его с одаренными детьми группы. Надо отметить, что идею мне подал все тот же Юра А. Как-то раз, увидев задание в тетради, он сказал: «А я понял, что надо делать». Потом закрыл уши и начал тараторить: «Только не говорите, только не говорите. Я сам». Увидев, сколько у мальчика желания сделать самостоятельно это задание так, как он это понял, я осознала, что именно таких заданий и игр ему не хватает. Заданий, где бы Юра и другие одаренные дети могли проявить способность самостоятельно без подсказки взрослого проанализировать проблему по вводным данным, принять решение, основываясь на полученных ранее знаниях. Я разработала серию занятий по принципу квеста (от английского quest — вопрос; один из основных жанров компьютерной игры, важнейшими элементами которой является обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий).

Конспект занятия предлагается ниже. Занятие включало несколько заданий, решая которые и получая за правильные ответы числа ребята в итоге смогли бы «запустить ракету в космос». Зачем числа, как запустить ракету, как выполнить то или иное задание, не объяснялось. Ребята должны были найти решение самостоятельно.

Конечно, что-то вызвало большие трудности, что-то — меньшие. Но в итоге «ракету отправили в космос». Ребята справились. Но было над чем поразмышлять нам, взрослым, по окончании занятия: и об уровне сложности заданий, и о звуковых сигналах, и об объеме приобретенного ранее опыта у детей. Но, несмотря на некоторые недочеты первого опытного занятия в такой форме, прежде всего было интересно наблюдать за детьми. Не все справились с поставленной задачей.

Благодаря нестандартным заданиям мы смогли продиагностировать ребят на способность к самостоятельному принятию решений. Была хорошо видна индивидуальность детей: кто в группе лидирует, дает много интересных версий и идей (совсем как в передаче «Что? Где? Когда?»); кто отмалчивается, кто не может «протолкнуть» свою идею в силу индивидуальных особенностей; кто предлагает идею, но отходит в сторону, не воплощая ее, лишь наблюдая за тем, как это делают другие и так далее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: