Какой календарь использовали русские до григорианского

Лунный календарь

Теперь обсудим нюансы системы исчисления времени, основанные исключительно на движении луны. Лунный календарь, как уже было сказано, основывается на синодическом месяце – цикле смены лунных фаз от новолуния к полнолунию. Средняя продолжительность такого месяца равна 29,53 суток. Поэтому в большинстве лунных календарей месяц длится 29 или 30 суток. При этом год чаще всего состоит из двенадцати месяцев. Таким образом, получается, что длина года составляет около 354,36 суток. Как правило, его округляют до 354, вводя при этом периодически високосный год в 355 дней. Делают это везде по-разному. К примеру, известен турецкий цикл, где на восемь лет приходится три високосных года. Другой вариант, с соотношением 30/11, предлагает арабская система, на основе которой составляется традиционный мусульманский календарь.

Поскольку лунные календари никак не связаны с движением солнца, они постепенно расходятся с ним из-за разницы в десять с лишним суток в году. Так, циклу солнечного календаря в 34 года соответствует 35 лет лунного. Несмотря на такую неточность, эта система удовлетворяла многие народы, особенно на ранней стадии развития, когда для них был характерен кочевой образ жизни. Луна легко наблюдаема на небе, и этот календарь не требует значительных сложных расчетов. Со временем, однако, когда возросла роль сельского хозяйства, его возможности оказались недостаточны – потребовалась более жесткая привязка месяцев ко временам года и кругу сельскохозяйственных работ. Это стимулировало процесс развития солнечного календаря.

Понятие «календарь»

Календарь представляет собой систему счисления больших промежутков времени, зависящую от периодичности движения различных небесных тел, например Солнца или Луны.

Само понятие возникло благодаря долговым книжкам, на основе которых люди должны были рассчитываться. Возврат долга обычно назначался на начало месяца. Эти дни именовались календами. Отсюда и пошло слово calendarium.

Но началом для отсчета времени разные народы считали совершенно разные события. Так, для древних римлян начальной точкой было основание Рима, а для египтян — дата возникновения новой правящей династии.

Популярное за 7 дней

Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
25.11.22 08:48

Киево-Печерская Лавра зимой
22.11.22 13:08

Митр

Антоний (Паканич): Почему важно ценить Евхаристию
21.11.22 17:05

В Корецком монастыре рассказали о проведенной СБУ проверке
22.11.22 16:56

Годами каюсь в одном и том же грехе, но не могу от него избавиться. Что делать?
21.11.22 21:20

24 ноября — день памяти великомученика Мины Котуанского (Фригийского)
24.11.22 08:45

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.22 08:10

Правильно ли ограждать ребенка от внешнего мира, чтобы уберечь от греха?
25.11.22 11:24

Заявление Священного Синода Украинской Православной Церкви от 23 ноября 2022 года
23.11.22 18:37

Как и какой хлеб используют на богослужениях?
21.11.22 11:24

Зачем знать даты тех или иных праздников или событий «по старому стилю», если они все уже «переведены» в новый?

Посмотрим на это под другим углом — например, какую дату брать, если речь идет о праздновании некого народного, дохристианского праздника?

Календарь наших предков был солнечным и отталкивался от 4-х основных точек равноденствий и солнцестояний:

  • Коляда — 21 декабря (на день зимнего солнцестояния)
  • Масленица/встреча Весны/проводы зимы/Ярило — 21 марта (на день весеннего равноденствия)
  • Иван Купало — 21 июня (на день летнего солнцестояния)
  • Авсень/Хорс/Оспожинки — 21 сентября (на день осеннего равноденствия).

Все эти важнейшие народные праздники были впоследствии приурочены к другим — уже христианским праздникам, в определенном смысле интегрированы в них. Получается, что значительная часть народных (дохристианских) праздников с течением времени неизбежно «уходит вперед», удаляется от соответствующих им астрономических точек. То есть их датировка «по новому стилю» уже НЕ отражает их изначальной сути, связи с солнцем, а значит теряется сам смысл многих традиций и ритуалов. Причем это происходит одновременно по двум причинам — потому что сами эти праздники:

а) были привязаны к церковным праздникам юлианского календаря, который НЕ является солярным и НЕ соответствует астрономическому году;
б) были зафиксированы этнографами в датах юлианского календаря, который на то время единственный и использовался в России. 

Борис Ольшанский. Ночь на Ивана Купалу.

То есть когда мы имеем некую дату «по новому стилю» — это лишь привязка старой юлианской даты к новому общегражданскому календарю. Но сам смысловой факт 14-дневного отставания здесь никак не учтен и не пересчитан. Например, праздник Ивана Купалы несомненно связан с днем летнего солнцестояния (21 июня). Когда-то он почти совпадал с церковным Рождеством Иоанна Предтечи (24 июня), но сегодня (по новому стилю) церковное Рождество Иоанна Предтечи перешло на 7 июля, хотя сама точка солнцестояния само собой осталась на прежнем месте. Отсюда разночтение — когда отмечать Купало. Вероятно, ответ в том, какой смысл тот или иной человек в этот праздник вкладывает — христианский или дохристианский.

Тем же самым принципом можно руководствоваться при определении дат других народных праздников, связь которых с солнечным циклом не столь очевидна: более «ранняя» дата (по старому стилю — когда расхождение юлианского календаря с астрономическим циклом была меньше) будет ближе к той реальной точке года, когда наши предки славяне этот праздник отмечали, нежели ее «пересчет» на новый стиль. То есть из двух дат — по старому и новому стилю — нужно выбрать более раннюю дату (по юлианскому старому стилю), но отмечать ее уже в соответствующий день по современному (григорианскому) календарю. Такой парадокс!

Например, сегодня день памяти Марии Египетской православной церковью отмечается 14 апреля (что соответствует 1-му апреля по старому стилю). То есть церковный праздник «ушел вперед» в пересчете на современный календарь. Но вот что интересно — касательно его народной составляющей — значительная часть народных обрядов на Марию Египетскую была связана с тем, что «просыпается домовой», поэтому, чтобы его запутать, люди символически обманывали друг друга в разных мелочах. Это сугубо обрядовое действие, связанное со встречей с потусторонним миром (домовой — потустороннее существо), где все — наоборот. В этом совершенно отчетливо видятся истоки первоапрельских розыгрышей и, как мы видим, люди «по старой памяти» продолжают «отмечать» эту народную традицию именно 1 апреля (так сказать в день, который соответствует числовой записи по «старому стилю»), хотя в пересчете на современный календарь церковный день Марии Египетской значительно отодвинулся. Астрономически 1 апреля ближе к тому дню, в который по народным преданиям «просыпался домовой».

В чем разница григорианского и юлианского календарей

Разница между календарями заключается, прежде всего, в том, что в юлианском календаре високосные года наступают через три года. И потому астрономический календарь получается длиннее более чем на 10 минут. И таким образом в сумме за 128 лет накапливается полный лишний день.

Главная разница между календарями, разумеется связана, с високосными годами. Из-за этой разницы, появляются дополнительные или недостающие дни. Такая разница все время увеличивается. Если еще в начале 16 века она составляла 10 дней, то к 22 веку разница будет около 14 дней.

Юлианский календарь удобен, прост в использовании, однако он не совершенен, так как опережает астрономический календарь. Григорианский календарь имеет основу Юлианского, однако является его более усовершенствованной формой. Но церковь не признает такой календарь в связи с тем, что нарушаются события, описанные в библии.

Из-за того, что наросла такая разница, уже в 2101 православной церкви придется считать рождеством не 7 января, а 8. Литургический календарь так и оставляет рождество 25 декабря.

В тех странах, где еще до 20 века все использовался юлианский вариант календаря, все происходящие события указываются до сих пор без изменений.

Разница календарей появилась в ходе истории нашего мира, однако она приводит к путанице в датах и событиях, поэтому часто в книгах по истории мы видим две даты

Церковь оставляет за собой использование до сих пор юлианского календаря, чтобы не нарушать события Библии, которые имеют важное значение во всей церкви

Важность событий, которые происходили с календарем, сложно на данный момент времени оценить по достоинству. Однако такие события имеют в нашей жизни важное событие

Мы отсчитываем важные даты, события и не задумываемся о том, что раньше все было иначе. Кроме того, сложно представить, что основные праздники отмечались в абсолютно другие даты и времена года. Нынешний календарь является самым совершенным, поэтому больше нет споров о том, какой календарь необходимо использовать.

Краткое сообщение о календаре

«Календарь» доклад по астрономии кратко расскажет детям о календаре много полезной информаций. Когда появился календарь и какие бывают календари?

Краткое сообщение о календаре

Кажется, что о календаре мы уже знаем практически все. Но мы попытаемся все же рассказать что-то новенькое.

Некоторые ученые утверждают, что календарь является первым изобретением человечества, которое сделало шаг от дикости к цивилизованной жизни. Считается, что в то время человек впервые задумался о вечном движении времени и понял, что его можно разделять на кусочки для упрощения своей жизни. Конечно, календарь прошел долгое время эволюции пока не стал таким, как мы привыкли. Он представлял сложную систему. Разные народы пользовались своими методами датировки исторических событий. Так, римляне вели исчисление с момента основания Рима, древние египтяне с начала правления новой династии (пришел новый фараон – начало нового исчисления).

Как появился календарь? Для детей этот вопрос всегда актуален.

Родиной слова календарь считают Древний Рим. С началом лунного месяца жрецы собирали проценты по долгам граждан. Первый день назывался «Kalendae», откуда и пошло собственно название. В Средневековье функции календаря изменилась, а название сохранилось до наших дней. Позднее календарями назывались книги с расписанием религиозных празднеств, дней рождений императоров, дней собрания сената. В XIV веке календари специально создавались для аристократии. Они назывались альманахами. Автором первого такого издания был Иоганн Гутенберг в 1448 году. С того времени их стали выпускать ежегодно. С XVII века они уже содержали даты, дни недели, праздники и интересную информацию о грядущих событиях в городе: ярмарках, придворных балах и так далее.

В 1699 году в альманахе стали печатать сведения о генеалогии французского королевского дома, а также списки высшего духовенства и дворян. Позже издавали подобные календари и для народа с анекдотами и занимательными рассказами, календарными сведениями. Постепенно календарные сведения начали выпускать отдельно под названием «Календарь», а альманах превратился в сборник развлекательного назначения.

В России Петр I в 1700 году издал указ о печатанье календарей по европейскому типу от рождества Христова, так как в русском тогда шел 7028 год от сотворения мира. Спустя 70 лет их переименовали на месяцеслов. Тогда календарь приобрел примерно современный вид.

Календарь: виды

Древнегреческий календарь. В нем содержалось 354 дней. Через расхождение с известным тогда солнечным годом на целых 11,25 суток, греки каждые 8 лет добавляли к нему 90 суток, поделенных на 3 месяца.

Древнеримский календарь. Сначала он состоял из 304 дней, поделенных на 10 месяцев. Первым месяцем в году считался март. После римский календарь перетерпел множество изменений: в него добавили 2 месяца и изменили начало года на январь.

Юлианский календарь. Его введение связано с Юлием Цезарем, императором Древнего Рима, который пытался увязать календарные даты с природными, сезонными явлениями. Он установил продолжительность года в 365,25 дней. Раз в четыре года приходил високосный год (366 солнечных сут).

Григорианский календарь. Его ввел папа Римский Григорий XIII как новая замена старому. Цель григорианского календаря –возвращение реальной даты весеннего равноденствия — 21 марта, которая была установлена во время Никейского собора, где утвердили пасхалию. Этот календарь наиболее точно приближен к тропическому году, единственное, что с разницей в 26 сек.

Основные типы календарей:

Основу любого календаря составляет цикличность 2-ух основных небесных тел – солнца и луны. Поэтому выделили такие основные типы календарей:

Лунный календарь, в основе которого лежит циклическая смена лунных фаз, происходящих в течение синодического месяца. Он равен 29,53 суткам, а год — 354,37 суткам. За каждые 30 лет вследствие дробных частей накапливалось 11 лишних суток. Типичный пример лунного календаря — мусульманский календарь.

Солнечный календарь, в основе которого годовой солнечный цикл продолжительностью 365,24 суток. Основные даты, на которые он ориентируется это дни солнечного солнцестояния и равноденствия. Типичный пример солнечного календаря – григорианский календарь.

Лунно-солнечный календарь, в основе которого попытка соединения двух циклов – солнечного и лунного. Типичный пример такого календаря — еврейский календарь.

Надеемся, что доклад на тему «Календарь» помог Вам узнать много полезной информации на эту тему. А свой краткий рассказ о календаре Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Общие черты в обоих календарях

  1. Деление. Как в юлианском, так и в григорианском календаре год делится на 12 месяцев и 365 дней, и по 7 дней в неделе.
  2. Месяцы. В григорианском календаре все 12 месяцев называются также как и в юлианском. У них такая же последовательность и такое же количество дней. Есть простой способ, как запомнить в каком месяце и сколько дней. Необходимо сжать собственные руки в кулаки. Костяшка на мизинце левой руки будет считаться январем, а последующая за ней впадина – февралем. Таким образом, все костяшки будут символизировать месяцы, в которых 31 день, а все впадины – месяцы, в которых 30 дней. Конечно, исключение составляет февраль, в котором 28 или 29 дней (зависит от того високосный сейчас год или нет). Впадина после безымянного пальца правой руки и костяшка правого мизинца не учитываются, так как месяцев всего 12. Такой метод подходит для определения количества дней и в юлианском и в григорианском календарях.
  3. Церковные праздники. Все праздники, которые отмечаются по юлианскому календарю, отмечаются и по григорианскому. Однако празднование происходит в другие дни и числа. Например, Рождество.
  4. Место изобретения. Как и юлианский, григорианский календарь был изобретен в Риме, однако в 1582 году Рим был частью Италии, а в 45 году до нашей эры – центром Римской империи.

Церковное летоисчисление

Многие люди, приходя в храм, сталкиваются с совершенно другим летоисчислением. Дело в том, что православный календарь придерживается юлианского стиля, поэтому происходит расхождение. Ведь за тысячелетия существования он постепенно стал отставать от реального времени, и сейчас разница составляет две недели.

Католические страны приняли во внимание данный факт и пришли к григорианскому календарю. А вот православные люди не приняли во внимание новый стиль и придерживаются старого летоисчисления

Однако православный календарь некоторых стран все же изменился. Он получил название новоюлианского, который сейчас совпадает с григорианским.

Вообще церковные календари имеют свои особенности

Поэтому разбираясь, что такое календарь, важно учитывать страну его происхождения и религию ее народа. Так, существуют ведическая, буддистская, исламская, коптская системы летоисчисления

При этом используются разные мерила: Луна, Солнце, звезды, возникновение династии. Поэтому их время отличается от официально принятого в европейских странах.

История календаря в России

На Руси долго действовал Юлианский стиль летоисчисления, а названия дней недели и месяцев были римскими. В допетровские времена русские праздновали наступление года после уборки злаковых культур, в сентябре, другие – в марте, в праздник весеннего солнцестояния. Царь Петр I издал строжайший указ о повсеместном праздновании Нового года 1-го января, как в государствах Европы.

До 1917 года Россия придерживалась Юлианского летоисчисления, отличаясь в датах от европейских государств на две недели. Советская власть издала декрет, в котором 1 февраля 2018 года переименовали в 14. Получилось, что после 31 января 1917 года сразу следовало 14 февраля 1918. Поэтому в России 1918 год оказался на тринадцать дней короче обычного, а российский календарь стал как в Европе.

Попытка уточнить летоисчисление была предпринята в ООН в 1954 году, когда рассматривался проект обновленного календаря. В нем первое число каждого квартала начиналось в воскресенья. Каждый первый месяц квартала длился 31 день, а второй и третий – 30. Проект был поддержан СССР, но США возражали, в итоге реформу отклонили.

В международном сообществе сегодня используется Григорианский календарь. Чтобы идти в ногу со временем, рекомендуем продукцию компании Ideaprint, которая производит календари отличного качества на заказ.

Основные существующие системы летоисчисления

И, если в одной части земли сейчас 2014 год, то в другой идет уже 2500, в третьей вообще наступило 8 тысячелетие! В этой статье мы хотим рассказать о некоторых существующих на данный момент системах летоисчисления у различных народов мира. И начнем, с нас самих, а именно с наших предков, календарей и летоисчисления Славянских народов.

Кстати эту информацию вы также можете узнать и из видео на нашем канале в озвучке хороших дикторов, так что выбирайте, что вам проще читать или смотреть и поехали дальше…

Летоисчисление и Календари Славян

Наши предки – Древние Славяне использовали календарь, который сейчас известен под названием – «Славяно Арийский» или «Ведический». Им до сих пор пользуются Инглиисты – Староверы, представители самого древнего течения Славяно Арийцев.

Они смогли сохранить древние знания о Круголете ЧислоБога – так раньше назывался календарь, что переводиться на старорусский как «Бога Коляды Дар».

И хорошо, что сохранили, ведь в последнее время, все больше людей возвращаются к своим корням и хотят изучить и использовать эти ценные знания. Тем более, что они не устарели, а напротив, дают ответы на многие вопросы, которые интересуют нас с вами сегодня.

Славяно-Арийский календарь

За один круг жизни наша планета, которую Древние славяне звали Миргард, совершала оборот вокруг центра Вселенной, побывав последовательно во всех 16 «домах» — столько созвездий различали славяне, в отличие от Китайского звездного календаря с его всего 12 Домами- созвездиями.

Какой сейчас год у Славян?

Сейчас по Славяно Арийскому календарю мы живем в 7523 лете. Счет лет официально ведется от «Сотворения мира в звездном Храме» — большинство источников говорят, что здесь есть прямой, а не иносказательный смыл – имеется ввиду подписание мирного договора, между нашими Пращурами – представителями «Державы Великой Расы» (России, Ариев) и «Империей Великого Дракона» (Современный Китай).

И знаменитая икона с изображением, как говорят Георгия — Победоносца, убивающего Дракона, на самом деле иллюстрирует те древние события. Так как Китай символизирует дракона или змею.

Какими были месяцы, недели и часы у Славян

Славяно-Арийский календарь рассчитывался, исходя из 16тиричной системы исчисления.

Соответственно, сутки у славян состояли из 16 часов. Начинались они вечером. Каждый час имел свое название и был приблизительно равен 90 минутам.

Месяц состоял из 40 суток, и назывался сороковником. (Отражением этого является сохранившаяся и в настоящее время, традиция отмечать 40 день поминанием ушедшего, о которой мы уже писали отдельно, да и 9 дней точно так же, так как это была славянская неделя).

Кроме того, девять сороковников (месяцев) – целое лето (год) – это полный цикл обращения нашей Земли вокруг Ярилы (Солнца). Лето состояло из трех сезонов, по три сороковника каждый – Весна, Зима, Осень. Каждый сороковник имел свое название и названия эти были очень поэтичными и точными:

«Сороковник белого сияния»

«Сороковник Пробуждения природы»

«Сороковник Посева и наречения».

Недели в календаре наших предков славян, как я уже говорила состояли из девяти суток и назывались в честь планет нашей Солнечной системы. Были еще более мелкие части измерения времени: час, доля, мгновение, миг, сиг.

Для понимания и восхищения мудростью наших предков скажу, что — 1 сиг примерно равен 30 колебаниям электромагнитной волны атома цезия, взятого за основу для современных атомных часов, и такой мелкой доли до сих пор не существует не в одних часах мира.

Один только этот факт показывает, насколько искажают истину те, кто стремиться показать наших древних предков неграмотными дикарями!

Как пересчитывать прошлые даты?

Если бы историки всего мира не договорились о том как и какой календарь использовать для датировки исторических событий, это привело бы к разнобою и сумятице в определении дат.

Какие бывают ошибки пересчета дат?

  1. В связи с разновременным переходом стран на григорианский календарь могут возникать фактические ошибки восприятия: например, иногда говорится, что Инка Гарсиласо де ла Вега, Мигель де Сервантес и Уильям Шекспир умерли в один день — 23 апреля 1616 года. На самом деле Шекспир умер на 10 дней позже, чем Инка Гарсиласо, так как в католической Испании новый стиль действовал с самого введения его папой, а Великобритания перешла на новый календарь только в 1752 году, и на 11 дней позже чем Сервантес (который умер 22 апреля, но был похоронен 23 апреля).
  2. Есть и другого рода ошибки, когда для получения даты исторического события по григорианскому календарю зачем-то добавляют число дней, составлявших разницу между календарями на момент перехода страны на новый стиль календаря. То есть распространяют разницу числа дней календарей в глубь веков. Такую ошибку продемонстрировала наша госдума, назначив государственный праздник на 4 ноября — депутаты к дате взятия Китай-Города 22 октября 1612 года прибавили 13 дней, хотя разница между календарями тогда составляла лишь 10 дней. Это уже не говоря о том что собственно Кремль, а вернее кремлевский гарнизон польских войск сдался еще много позже и этой даты.

    Кроме этого госдума также бесдумно назначила некоторые памятные воинские даты: • Ледовое побоище произошло 5 апреля 1242 года, памятную дату назначили на 28 апреля (разница опять 13 дней); • День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве; произошло 8 сентября 1380 года, дату зачем-то назначили на на 21 сентября (13 дней);

    Причем эти ошибки выборочные, большая часть дат верно подсчитаны, что особенно подчеркивает небрежность пересчета ранее упомянутых дат: • День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении; произошло 27 июня 1709 года, дату справедливо назначили на 8 июля (11 дней); • День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией; произошло 26 августа 1812 года, дату правильно назначили на 5—7 июля (12 дней);

  3. Если в историческом событии участвовали две страны в разные века перешедшие на новый стиль, небрежные историки обоих стран могут внести еще большую сумятицу, по незнанию пересчитывая старинную дату каждый по своему. Те же шведы дату невской битвы (15 июля 1240 по юлианскому календарю) могли бы неправильно пересчитать в 26 июля по григорианскому календарю (+11 дней), а наши такие же горе-историки пересчитали бы в 28 июля (+13 дней).

Во избежание подобной путаницы приняты правила перевода дат:

  • Для обозначения всех дат до 1582г н.э. чаще всего используется юлианский календарь, введённый с 1 января 45 года до н.э.
  • Даты до введения юлианского календаря 1 января 45 года до н. э. обозначаются по т.н. пролептическому юлианскому календарю. Пролептический (от греч. «предвосхищающий») календарь — календарь, расширенный на период до его введения. Проще говоря, даты считают по юлианскому календарю, несмотря на то что календарь еще не был даже придуман.
  • Для пересчета дат после 1582г в тех странах где на момент исторического события продолжал действовать юлианский календарь, дату пересчитывают в григорианский календарь добавляя то число дней, на которое отличались календари на момент совершения события.
  • В регионах, где вообще не использовался юлианский календарь, датировка всех событий производится по пролептическому григорианскому календарю (определяющему датировку событий по правилам григорианского календаря до его появления 15 октября 1582 года).

Византийский календарь

Это тот же самый юлианский календарь с небольшими изменениями. Он был утверждён в 988 году византийским императором Василием II (958 – 1025 гг.) и использовался вплоть до 1453 года, до падения Византийской империи (395 – 1453 гг.). Эта империя считается самой долго просуществовавшей в мире (больше тысячи лет). Дело в том, что ещё в 330 году римский император Константин Великий (274 – 337 гг.) перенёс столицу Римской империи в город Византий. Расширив и укрепив его, Константин нарёк город Новым Римом. Правда название не прижилось и в честь императора город стали именовать Константинополем (с 1930 года – Стамбул). В 395 году произошёл раздел Римской империи на Западную и Восточную. В этом году умирает последний император единой Римской империи Феодосий I (347 – 395 гг.) и оставляет своим сыновьям: Гонорию – Западную часть, а Аркадию – Восточную часть. После этого события единого императора Римской империи больше уже не было. 395 год считается началом Византийской империи (Восточной части Римской империи). Западная часть по-прежнему называлась Римская империя и просуществовала до 476 года (до отречения императора Ромула Августула). 

В византийском календаре летоисчисление начиналось с предполагаемой даты от сотворения мира. Вычислить точно её практически невозможно. Основываясь на Ветхом Завете, договорились дотировать сотворение мира датой 31 марта 5508 года до нашей эры. Дискуссии и споры шли очень долго. Всё это время в Византийской империи по политическим мотивам начинали новый год 1 сентября. В новом календаре решили оставить сентябрь месяц началом года. Соответственно, в официальных документах началом летосчисления стала дата 1 сентября 5509 года до нашей эры. Если в настоящее время возникает необходимость узнать какую-нибудь дату нашей эры по византийскому календарю, то нужно прибавить 5509 между датами 1 сентября и 31 декабря, и 5508 — между 1 января и 31 августа. С месяцами в византийском календаре всё было намного проще. Они были просто перенесены из юлианского календаря.  

Месяцы:

януариус – месяц, открывающий год (от имени бога открытых дверей Януса);

фебруариус – месяц покаяния и очищения (от слова februm – очищение);

мартиус – (от имени бога войны Марса);

априлис – месяц, раскрывающихся на деревьях почек (от слова aperire – раскрывать);

маиус – (от имени богини Майи);

июниус – (от имени богини Юноны);

июлиус – (в честь Юлия Цезаря);

аугустус – (в честь императора Октавиана Августа);

септембер – седьмой (перешло из древнего римского календаря, где год начинался с марта);

октобер – восьмой;

новембер – девятый;

децембер (десятый). 

После принятия христианства Древняя Русь переняла и византийский календарь, но начало года перенесли на март месяц.  Это было сделано из-за долго существовавшей на Руси традиции начинать отсчёт каждого годового периода весной, при посеве нового урожая. Только при великом князе Иване III (1440 — 1505 гг.) в 1492 году начало года возвратили на сентябрь. Для удобства понимания здесь приведены даты по летосчислению от начала нашей эры (от Рождества Христова). На самом деле в 1492 году на Руси шёл 7000-й год по летосчислению от даты сотворения мира, принятой в византийском календаре. Хотя сама Византийская империя уже перестала существовать в  6961 (1453) году, византийский календарь на Руси использовался ещё очень долго (больше 450-и лет). Очередное изменение он претерпел при первом русском императоре Пётре I (1672 – 1725 гг.). К моменту его реформ многие европейские страны уже жили по григорианскому календарю. Чтобы стать ближе к Европе император частично изменил существовавший византийский календарь (начало года перенёс на 1 января, а летоисчисление стали вести от Рождества Христова). Таким образом, по указу Петра I после 31 декабря 7208 года (от сотворения мира) наступило 1 января 1700 года (от Рождества Христова), но календарь так и остался византийский (по сути юлианский). Несмотря на изменение летосчисления, основа календаря не изменилась. Длительность года в нём составляла всё те же 365, 25 суток и вычислялась как в юлианском календаре. 

История отсчёта времени

Когда человечество осознало существование времени — неизвестно. Впрочем, предположение о том, что мысль эта пришла в чью-то светлую голову несколько тысячелетий назад, вполне себе оправдано. Потому что в Древнем Египте примерно 1500 лет назад появились первые солнечные часы.

В Китае солнечные часы появились лет на 400 позже, но были практически идентичны египетским. Если обратиться к древнерусским летописям, а точнее — к их переводам на русский — обнаружится, что очень многие события описываются с указанием на час, когда они происходили.

Это позволяет полагать, что и на Руси существовали средства отсчёта времени. Те же летописи замечательно иллюстрируют и календарный отсчёт времени, применявшийся в те годы и о котором мы обязательно расскажем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: