Статьи для родителей

Способы изложения

Изложение по русскому языку распространенное задание для учеников. Много не нужно думать над смыслом этого понятия, ведь итак можно ответить, что это повествование какой-то мысли. Но мы все-таки обратимся к известным толковым словарям и посмотрим, какое определение дают авторы. Ожегов характеризует это понятие следующим образом:

«Изложение – это письменное упражнение, перелагающее содержание прочитанного или услышанного».

А Ушаков дает немного сокращенное определение:

«Письменный короткий или полный пересказ какой-либо информации».

Иными словами, изложением называется любое перенесение информации на бумагу в сжатом или полном виде после услышанного или прочитанного текста. Чаще всего встречается сжатое изложение, то есть такое, в котором необходимо передать только самую главную информацию, а второстепенную отбросить.

Разделяют следующие способы изложения материала:

  • описание: характеризует предметы и явления, определяет их с точки зрения авторской оценки, богат прилагательными;
  • рассуждение: обозначает конкретную авторскую позицию, содержит риторические вопросы и рассуждение о вечном, наделен философскими мыслями;
  • повествование: последовательный рассказ о сменяющихся событиях, история из жизни, богатая глаголами и чередующимися действиями.

Краткое изложение также может быть представлено одним из этих способов изложения информации.

Особенности изложения. Основные функции

Суть изложения заключается в передаче ключевой информации большого текста. Главное – уметь ее выделить и правильно преподнести. Все части изложения взаимосвязаны между собой и играют особую роль.

Данный вид работы выполняет несколько значимых функций:

  • вырабатывает умение выделять главную мысль из текста, составлять его план и проводить краткий анализ;
  • обогащает словарный запас и способствует освоению новой информации;
  • учит последовательно и связанно излагать свои мысли;
  • подготавливает к будущей практической жизни.

Также различают и основные виды изложений:

Особенности сжатого изложения заключаются в том, что исходный текст должен быть сокращен минимум в два раза. Он должен сохранять свою главную мысль и уникальность, но при этом необходимо избавиться от ненужной и второстепенной информации.

А особенности подробного изложения в том, что в нем мысль должна быть передана максимально полностью и точно. В таком тексте вся информация важна и нуждается в детальном анализе.

План обучения

Данный алгоритм действий подойдет детям, которые ходят во 2 класс и старше.

  1. Выберите интересный текст, с учетом предпочтений вашего ребенка.
  2. Подберите правильную обстановку, обязательно, чтобы малыш был в хорошем настроении.
  3. Прочтите ребенку подобранный материал. Не забывайте хорошо выговаривать слова.
  4. Разъясните своему сыну или дочери, что во время того, как вы читаете ему произведение, необходимо записывать ключевые слова, а именно те, по которым он потом сможет построить свой пересказ.
  5. Оцените, как ребенок справился с заданием. Объясните, что было сделано неправильно, в чем его ошибки. Дополните недостающие словосочетания.
  6. Составляйте план написания работы.
  7. Пусть попробует устно воспроизвести услышанное. При необходимости, мама может помочь.
  8. Предложите малышу написать изложение по подготовленному плану.
  9. Оцените результаты ребенка, но за промахи не ругайте его, объясните, в чем его ошибки.

Виды изложений

Выделяют три основных вида изложений.

1. Подробное, близкое к тексту изложение небольшого текста, в котором есть сюжет. 

Этот вид практикуют во всех классах, в работе над ним дети учатся составлять связный текст. 

Для первого класса изложения должны быть познавательные или описательные. Первоклассникам может быть сложно писать изложение из-за слабых орфографических навыков. Чтобы избежать ошибок, поначалу текст, составленный учащимися, можно записывать на доске. Со второго класса можно подбирать более сложные тексты, чтобы школьники знакомились с новыми особенностями синтаксиса, лексики и композиции текста

В третьем и четвертом классах дети пишут подробные изложения: обращают внимание на нюансы и детали текста, соблюдают временную последовательность и причинно-следственные связи, приучаются к точности речи. Все это развивает мышление детей

2. Сжатое изложение. 

Во время него учитель сначала читает текст один-два раза, затем обсуждает его с учениками. Участники беседы решают, что необходимо оставить при сжатом пересказе, а что можно опустить. В этом виде работы школьники учатся разделять главное и второстепенное. При этом, сокращая текст, необходимо следить за логикой повествования, чтобы сюжет сохранился. Сочетание творческой и логической работы составляет главную ценность и сложность сжатого изложения. 

3. Творческие изложения. 

Одна из его разновидностей — изложение от лица персонажа текста. Для этого ребенок должен хорошо понимать его характер и роль, уметь взглянуть на события глазами героя. Этот вид работы развивает воображение детей, их творческие способности и литературный вкус.

Экзаменационная работа по русскому языку в двух вариантах 9 класс ОГЭ

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ Ответы и нормы оценивания.docx

Как развивать в человеке совесть? Совесть сама развивается, если в коллективе нет принуждения и есть честность во всём.

Для пробуждения совести ребёнок должен расти в атмосфере правды. Если человек всегда говорит правду, его называют совестью семьи, совестью класса, совестью школы, совестью народа.

В мире есть идеальная правда, единая для всех, которая существует в виде совести всех людей и каждого в отдельности. Правда и совесть есть без нас, а справедливость и совестливость требуют наших нравственных усилий.

Проверка заданий 2–14

За верное

выполнение заданийчасти 2 экзаменационной работы

экзаменуемый получает по одному баллу за каждое задание. За неверный

ответ

или егоотсутствие выставляется ноль баллов.

сказал приказал потребовал

с вареньем из вишни

он встал, начал мыть,оттирать

За выполнение экзаменационной работы выставляется отметка по

О

выставляется в том случае, если учащийся набрал не более

14 баллов (от 0 до 14) за выполнение всех частей экзаменационной работы.

О

выставляется в том случае, если учащийся набрал не

менее 15 и не более 24 баллов (от 15 до 24) за выполнение всех частей

О

выставляется в том случае, если учащийся набрал не

менее 25 и не более 33 баллов (от 25 до 33) за выполнение всех частей

экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее

4 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4

учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется о.

О

выставляется в том случае, если учащийся набрал не

менее 34 и не более 39 баллов (от 34 до 39) за выполнение всех частей

экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее

учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется о.

Выбранный для просмотра документ Текст для прослушивания.docxЧасть 1Текст для прослушивания

Как развивать в человеке совесть? Какие действия производить для этого? Несомненно, что совесть сама развивается, укрепляется, становится главным во внутреннем мире человека, коль скоро в классе меньше принуждения, больше творчества, лучше отношения – словом, всё кругом честно.

Для пробуждения и развития совести ребёнок должен расти в максимально правдивой атмосфере. Правда – кислород воспитания. Когда человека называют совестью народа, это означает, что он всегда говорит правду. Место народной совести занять очень легко: надо лишь всегда говорить правду. Если говоришь её в семье – совесть семья. В школьном классе – совесть класса. На педсоветах – совесть школы.

В мире есть идеальная правда, в которую нужно верить, в которую верят все нравственные люди. Общая, единая, единственная на всех правда существует в мире в виде совести всех людей и каждого в отдельности, подобно тому как единый язык народа живёт в языке каждого человека, говорящего на этом языке. Правда есть всегда, и совесть есть в каждом, но не каждый живёт по совести, не каждый совестлив. Правда и совесть есть и без нас, а справедливость и совестливость требуют наших нравственных усилий, которые даются нам тем легче, чем сильнее верим мы в существование правды и совести.

( С. Соловейчик 184 слова)

Выбранный для просмотра документ вариант 1.doc

Главная и второстепенная информация в тексте

Эти два вида информации имеют свои характеристики и особенности, о которых необходимо знать перед тем, как приступить к изложению текста. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Главная информация. Особенности и роль в тексте

Этот вид материала передает основную мысль автора, то есть то, что он хотел донести до нас большим объемом информации

Чаще всего главная информация передана в тексте в нескольких предложениях, которые важно уметь видеть и находить

Этот вид информации обладает следующими отличительными свойствами:

  • полнота;
  • достоверность;
  • понятность;
  • доступность;
  • ценность.

Именно главную информацию мы берем за основу написания сжатого изложения. Она обязательно должна быть в работе, ведь от нее исходит вся остальная структура.

Пример главной информации:

Второстепенная информация. Отличительная роль

Данный вид текстового материала отражает сведения, которые дополняют основное содержание текста

Такую информацию очень важно уметь отбрасывать при написании изложения, поскольку она сильно увеличивает текст, из-за чего данная единица речи может потерять свою уникальность и главную мысль

Отличительные детали, которые помогут определить второстепенную информацию:

  • история создания произведения;
  • факты из биографии писателей;
  • примеры;
  • подробные характеристики второстепенных явлений;
  • комментарии;
  • объяснительные толкования;
  • аргументы;
  • обоснования.

Все эти детали необходимо отбросить при написании сжатого изложения. Именно они символизируют второстепенную информацию. Но нельзя говорить о том, что этот материал может помешать восприятию всего произведения в целом. Он дополняет и детализирует единицу речи, распространяет сухую информацию. Однако в изложении данные факты будут явно лишними.

Пример второстепенного материала:

Жирным выделено то, что нужно отбросить.

Как отличить главную информацию от второстепенной

Не трудно справиться с этим заданием перед написанием изложения. Но все-таки иногда допускают ошибки, из-за чего и изложение текста является в корне неверным. Рассмотрим, как же отличить главный материал от второстепенного.

Алгоритм выделения главной информации:

  • прочитайте внимательно текст;
  • выявите самостоятельно главную мысль, по возможности озаглавьте;
  • найдите предложение, которое отражает основную суть текста;
  • постарайтесь увидеть дополнительные факты и сведения, которые можно исключить;
  • проверьте себя и мысленно уберите эти детали из текста, прочитайте без них. Если основная мысль не изменилась и не потерялась – все выполнено верно.

Если руководствоваться этим планом, то можно написать отличное сжатое изложение.

Этапы написания подробного изложения по русскому языку

Пытаться запомнить услышанный текст слово в слово нет смысла. Учитель даёт эту контрольную не для того, чтобы определить, насколько идеальна твоя память. Главные задачи изложения — проверить, как ты работаешь с текстом, умеешь ли грамотно строить предложения и не допускаешь ли орфографические и пунктуационные ошибки.

Тебе точно не один раз доводилось слышать от учителя, как правильно строить работу над изложением. Давай ещё раз пройдёмся по плану.

1) Внимательно слушай текст, когда его читают в первый раз. В процессе определи тему и стиль текста. Попытайся запомнить ключевые предложения текста.

2) Активно участвуй в обсуждении текста изложения. Вызовись его пересказать. Так он плотнее уляжется в голове.

3) Затем весь класс составляет план. Запиши пункты в черновик — это твои будущие абзацы. Для удобства оставь между каждым из подзаголовков приличный интервал, чтобы во время второго чтения пометить там ключевые фразы.

4) Не старайся записать за учителем всё. Пока будешь писать одну фразу, пропустишь следующих два предложения. Пометь важную информацию — имена, места, ключевые описания. Так тебе будет легче воспроизвести весь текст.

5) Теперь подробно перескажи текст на черновике. Когда он будет готов, несколько раз перечитай его — вдруг вспомнишь какие-то факты, которые забылись.

6) Когда все закончили работать с черновиком, учитель может вызвать кого-нибудь прочитать текст. Внимательно слушай одноклассника, так как в его варианте могут быть оказаться моменты, которые тебе вспомнить не удалось.

7) Проверь орфографию и пунктуацию. Нет уверенности в написании какого-то слова или расстановке знаков препинания — перепиши предложение. Получить за изложение отметку вроде 3/10 из-за ошибок, которых можно было избежать, довольно обидно.

8) Аккуратно перепиши свой текст в чистовик. Старайся не делать помарки, так как из-за них могут снизить отметку.

Как написать изложение кратко и правильно

В первой части ОГЭ по русскому языку необходимо написать краткое изложение объемом не менее 70 слов.

Экзамен проходит по следующей схеме:

  • Ученики 2 раза слушают аудиозапись, на которой актер читает небольшой текст из 3 абзацев.
  • После второго прослушивания ученики начинают выполнять задание.
  • Необходимо правильно определить 3 микротемы, то есть основные мысли 3 абзацев, дать им краткое, но емкое описание, сократив исходный текст примерно на 1/3.

Предложения должны быть короткими, точными и грамотными

При этом важно передать главную идею автора, сохранить логическую структуру текста и последовательность событий

Ни в коем случае нельзя искажать смысл текста, авторский стиль, менять местами микротемы, делать второстепенные фрагменты центральными.

Алгоритм работы над изложением

  1. Первое прослушивание:
  • определите тему текста и выделите его основную мысль (идею), отбросив все второстепенные, несущественные для понимания авторского замысла. Без понимания темы и основной мысли невозможно написать изложение;
  • определите тип текста: повествование, описание, рассуждение;
  • выявите особенности авторского стиля: наличие прямой речи, цитат, риторических вопросов, сложных предложений, инверсионный порядок слов;
  • составьте грамотный план. С помощью ключевых слов выделите смысловые фрагменты (микротемы). Напишите по одному предложению в каждой из трех частей. Эти предложения должны содержать основную мысль, на которую будете опираться при пересказе;
  • перескажите про себя то, что запомнили.
  1. Второе прослушивание:
  • теперь можно записать ключевые (важные) слова и выражения в соответствующие смысловые части;
  • допишите фразы, попытайтесь пересказать. Зачеркните те, которые не получилось логично завершить;
  • выберите приемы сокращения текста и используйте их для каждой части изложения, сохраняя главную мысль и все микротемы. В идеале — 3 способа на все изложение;
  • проверьте смысловую и грамматическую связь между частями изложения, а также наличие исходного авторского замысла;
  • посчитайте количество слов, их должно быть не менее 70, но экзаменаторы рекомендуют 90;
  • проверьте изложение на наличие грамматических, речевых, фактических, логических, орфографических и пунктуационных ошибок;
  • перепишите на чистовик, четко выделяя отступами начало каждого из трех абзацев.

Чтобы найти максимальное количество ошибок перед этим стоит на пару минут закрыть работу и переключить внимание

Правила сокращения текста

Очень важно сокращать эту единицу информации правильно, не упуская ничего важного. Познакомимся с основными методами и способами сокращения текста

Сокращение текста. Формулировка и особенности

Этот вид работы необходимо проделывать перед каждым изложением. Он нужен для избавления от лишней информации и передачи самой основной. Чтобы это сделать правильно, необходимо знать особенности сокращения текста.

Основы сжатия изложения:

  • отбрасывание второстепенной информации;
  • соединение нескольких предложений в одно;
  • использование различных средств связи для сокращения или замены предложений.

Исходя из этого, и происходит сжатие представленной в исходном тексте информации. После этого необходимо провести сокращение самого произведения и написать краткое изложение.

Способы сокращения текста. Основные приемы

Чтобы правильно убирать ненужную информацию требуются знания определенных правил и методов сокращения. Их всего несколько, но каждый из этих способов можно применять на практике во время написания сжатого изложения.

Эти приемы сокращения текста помогут сохранить в нем главную информацию и убрать второстепенную, тем самым хорошо передать главную смысл произведения. Текст без сокращений будет с трудом читаться и терять свою уникальность и индивидуальность. Ведь среди распространенных и сложных предложений будет сложно выявить основные мысли автора.

Различают и другие языковые методы сокращения текста:

  • замена ССП простым: Мы заметили, что он искусно играл на скрипке/Он искусно играл на скрипке;
  • смена однородных членов предложения на обобщающее слово: Погода сегодня была холодной, дождливой и ветреной/Погода сегодня была отвратительная;
  • исключение повторов: Она верила в любовь, верила в чудо, верила в спасение/Она верила в любовь, чудо и спасение;
  • замена фрагмента синонимом: И если бы только Анна знала, насколько искренне, трепетно и заботливо относится к ней Петр, она бы бросила все и примчалась к нему/ И если бы только Анна знала о чувствах Петра, она бы просила все и примчалась к нему;
  • исключение фрагмента из синтаксической единицы: И тогда он понял, что счастье не в деньгах и славе, а в окружении близких и понимающих людей/И тогда он понял, что счастье в окружении близких и понимающих людей;
  • смена фрагмента предложения на местоимение: В густом и тенистом лесу росли редкие растения/Там росли редкие растения;
  • соединение нескольких предложений в одно: Утром в поле пахнет росой. Она появляется на листьях и траве/Утром в поле пахнет росой, которая появляется на листьях и траве.

Все эти способы можно смело использовать при сокращении текста для краткого изложения. Они помогут избавиться от второстепенной информации и значительно уменьшить размер текста.

Правила сокращения текста. Алгоритм действий

Чтобы правильно сократить текст и корректно составить изложение, необходимо руководствоваться некоторым алгоритмом. Он поможет не допустить ошибок и верно преподнести главную информацию исходного источника.

Основы сокращение текста:

  • выделить основную мысль, тему текста и ключевые слова, разделить его на смысловые части;
  • составить план, исключить те пункты, которые будут не важны при написании;
  • сократить предложения, используя разные способы, перечисленные выше;
  • проверить, не изменился ли смысл полученного текста от исходного варианта.

Если все сделано правильно и ключевая мысль осталась прежней, то сжатое изложение было составлено абсолютно верно. Самопроверка – важная составляющая часть любой письменной работы.

Основные принципы написания изложения

Главное — передать основную мысль текста, а не дублировать его полностью

Сосредоточьтесь на запоминании и передаче основной мысли, не рассеивайте внимание на весь текст, на точные авторские формулировки. Пишите своими словами, но в рамках авторского стиля

Конспектируйте, чтобы не упустить важные детали. Используйте короткие предложения, а не длинные. Так проще донести мысль, и не допустить ошибки

Уделяйте внимание словам и повторам, заменяя их на синонимы, то есть избегайте тавтологии

Следите за грамотностью, она влияет на вашу оценку, поэтому тщательно проверяйте работу перед сдачей.

На что обратить внимание

В повествовательном тексте уточните прежде всего основную мысль. Порой для этого достаточно вдумчиво прочитать заглавие. На следующем этапе материал разбивается на микротемы, в каждой из которых выделяется главное. Проще станет работать, если учащийся «пройдется» по каждому из фрагментов и уяснит для себя:

1. Содержит ли данный отрывок информацию, без которой нельзя обойтись в дальнейшем повествовании?

2. Какие из деталей необходимы, какие второстепенные? Можно ли без них обойтись и почему?

3. Как можно лаконично сформулировать главную мысль каждого фрагмента?

4. В каких фразах и словах обнаруживается отношение к персонажам автора?

5. Кто в данном случае главное действующее лицо отрывка и как действия героя привязать к основному содержанию текста?

Критерии оценивания работы

Изложение может быть сжатым или подробным, но обязательно его соответствие требованиям объемности: краткая переработка от 40 слов и больше, творческая часть в виде сочинения от 70 слов для упражнений под литерой «К» в основной части, и 200–280 слов для вопросов с маркировкой «А» или «С» в отдельном блоке.

Полное изложение по объему не ограничивается и зависит от количества символов в исходном фрагменте.

Оценивающий считает все слова, включая служебные. С этого начинается проверка задания и если в основном блоке менее 30 слов, а в авторской части меньше 50, то все упражнение оценивается в 0 баллов и дальнейший разбор по содержанию и грамотности не требуется.

Экзаменаторы оценивают на ОГЭ содержание изложения по следующим критериям:

  • адекватное отражение микротем;
  • сжатие исходного текста;
  • смысловая цельность;
  • речевая связность трех частей;
  • последовательность событий;
  • грамотность — наличие орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых, фактических ошибок.

В оценку содержания входят умения:

  • передать основную мысль текста;
  • сохранить все микротемы;
  • делить текст на абзацы.

‍А ещё важна фактическая грамотность: она проверяет, не добавил ли ребёнок что-то от себя. В оценку грамотности входят орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

Как написать сжатое изложение

К старшим классам ученики владеют всем арсеналом знаний, необходимых для написания изложения. Кульминационным моментом в многолетнем обучении становится государственная итоговая аттестация, на которой выпускники 9 класса пишут сжатый вариант текста. Как правильно писать сжатое изложение?

Главная задача – передать смысл произведения, сократив на одну треть. Для этого надо полностью переработать текст, но сохранить его тип и стиль.

Есть несколько способов, чтобы успешно справиться с этим:

  • определяем, что в тексте главное, а что нет;
  • вычленяем микротемы (это тема абзаца) и составляем план;
  • выпускаем маловажные детали: примеры, лирические отступления, рассуждения;
  • обобщаем материал: например, эпизод можно заменить одним предложением;
  • упрощаем языковые конструкции: заменяем сложные предложения на простые, прямую речь на косвенную, исключаем однородные члены, синонимы, повторы.

На экзамене школьникам, чтобы получить высокие баллы, стоит избегать распространенные ошибки:

  • не менять стиль текста;
  • не превращать второстепенный материал в центральный;
  • не составлять подробный план;
  • не менять порядок микротем;
  • не выпускать из текста идею автора.

Сегодня изложение – не только выпускная работа. Многие учебные заведения профессионального образование включают его в список обязательных испытаний. И это правильно, потому что эта учебная работа наглядно демонстрирует интеллектуальный уровень школьника.

Каналы восприятия информации

Давайте разберемся подробнее, как хорошо написать изложение на ОГЭ и как правильно спланировать работу, чтобы на все хватило времени. Если главная цель — высокий балл по русскому языку, начинать тренировки лучше задолго до экзамена. И первым делом стоит определить, как именно ваш ребенок воспринимает информацию.

Есть три канала восприятия:

  • аудиальный;
  • визуальный;
  • кинестетический.

Как правило, у каждого из нас один канал развит чуть лучше остальных — и та информация, которая по нему поступает, воспринимается и запоминается лучше других.

Аудиалы хорошо запоминают звуковые образы, легко воспринимает устную речь. Если нужно вспомнить какой-то факт, вначале им приходит на ум то, что они слышали об этом факте от других людей.

Визуалы лучше всего помнят зрительные образы. Если ребенок с визуальным типом восприятия хочет вспомнить, как правильно пишется какое-либо слово, он представляет его на странице учебника или тетради.

Кинестетики ориентированы на ощущения и хорошо запоминают все, что может быть передано с их помощью. Если ребенку с ведущим кинестетическим каналом нужно вспомнить орфографию слова, ему потребуется это слово написать.

Определите главный канал восприятия информации, и вам будет проще понять, как лучше писать изложения именно вашему ребенку — сразу отмечать тезисы на черновике или мысленно выделять главные мысли текста. Если вы не уверены, какой канал ведущий, попробуйте все способы, чтобы к моменту экзамена определить лучшую стратегию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: