Сказка о том, как Водяной с Кротом подружились
Жил-был в одном пруду Водяной, у которого не было друзей. И от этого он очень сильно расстраивался. Дело в том, что никто не хотел с ним дружить, потому что другим обитателям водоема с ним было скучно и неинтересно.
Однажды, когда Водяной снова плакал из-за своего одиночества, это увидел Крот, который только что вылез из норки.
— Ты чего плачешь? — осторожно поинтересовался Крот. — Мне скучно, со мной никто не дружит и не играет, — ответил ему Водяной
— Мне скучно, со мной никто не дружит и не играет, — ответил ему Водяной.
— Так ты расстроен из-за того, что тебе скучно, или потому, что у тебя нет друзей?
— Я расстроен и потому, что скучно, и потому, что у меня нет друзей.
— А почему бы тебе не научиться самостоятельно занимать себя и быть интересным, прежде всего, самому себе? — вдруг предложил Крот.
— А как это? Поясни, пожалуйста, — заинтересовался Водяной.
— Я лучше тебе покажу. Пойдем со мной!
И очутились Водяной с Кротом под землей.
— Как тут темно и страшно! Как ты тут вообще живешь? Ведь здесь же еще скучнее, — воскликнул Водяной.
— Это тебе только так кажется. А теперь послушай меня внимательно. Каждый день я живу под землей и не скучаю. Иногда я рою подземный тоннель, иногда наблюдаю, как в земле копошатся червячки, а когда устаю, то останавливаюсь и просто прислушиваюсь, что вокруг меня происходит, наслаждаюсь запахом любимой земли. Заметь, ни в одном из этих случаев я не скучаю. Потому что мне с собой всегда интересно. А в твоем пруду разве нет ничего примечательного?
— Пожалуй, есть, — немного подумав, ответил Водяной. — Там живут замечательные рыбки, которые каждый день благодарят меня за то, что я ухаживаю за водоемом. А еще я люблю кататься на кувшинке, когда все засыпают. А как мне нравится запах моего любимого пруда!
— Вот видишь, — сказал Крот. — И ты можешь интересно проводить время, когда хочешь. А ты вместо этого что делаешь? Просто сидишь и скучаешь, ноешь и плачешь. Запомни: как только ты сам себе будешь интересен, другим тоже будет с тобой интересно и весело. А пока предлагаю тебе свою дружбу! Покажешь мне как-нибудь свой водоем?
— Конечно, спасибо тебе, Крот!
С тех пор Водяной перестал скучать на своем пруду. Каждый день он придумывал себе интересные занятия, делился своими идеями с Кротом и иногда забегал к нему в гости. Подземный житель тоже, в свою очередь, время от времени ходил в гости к своему новому другу. А у Водяного теперь появилось много друзей, потому что всем стало интересно с ним играть.
Происхождение водяного
Прежде, чем мы начнем разбираться с происхождением водяного, нужно сначала немного разобраться с тем, что это вообще за существо. Собственно говоря, древние славяне верили, что водяные обитают во всех водоемах пресных вод, несмотря на их размеры. Т.е., уже делаем вывод, что водяных, в старину, было много, и что это не один единственный дух на все славянские племена.
Что касается его происхождения, то тут образ водяного во многом соответствует домовым и лешим. Причем во всех их аспектах. Так, например, исходя из данных некоторых легенд, можно предположить, что водяные – это духи людей, погибших на воде. В целом, их происхождение чем-то напоминает происхождение русалок, только водяными становились мужчины, а о романтической истории нераздельной любви нет и речи.
Во времена христианизации Руси, образ водяного несколько преобразился. Так, например, версия о его происхождении была переиначена церковью. Происхождение водяных описывалось, как появление некрещенного человека после смерти в облике водяного, в качестве искупления за свой грех.
Кроме того, с развитием христианизации, появление водяного описывалось, как результат действия Бога, свергнувшего неверные души с небес. И те души, которые при падении попали в воду – стали водяными (как домовые, при падении в дом, а также лешие, при падении в лес).
У славян существовало поверье, согласно которому у водяного вполне могли родиться дети обычным способом. Как правило, водяные женились на русалках или красивых утопленницах, которые и рожали им потомство.
У славян существует даже легенда, согласно которой, если река выходит из берегов и разрушает преграды, встающие у нее на пути, то считалось, что это водяные хорошенько погуляли на свадьбе, подвыпили и начали сумасбродить. Когда жена водяного была готова разродиться, он отправлялся в ближайшее поселение, откуда звал бабку-повитуху, чтобы она приняла роды, за что благодарил ее золотом и серебром.
Другое поверье рассказывает о том, как рыбаки сумели выловить сетями ребенка, купающегося в воде. Согласно легенде, его привели в деревню и поселили в дом одного из рыбаков, но печален и мрачен был ребенок. Так рыбаки и догадались, что перед ними сын домового. Отпустили они его назад в реку, но с условием, что он будет нагонять в их сети много рыбы. С тех пор они зажили безбедной жизнью, ибо маленький водяной сдержал обещание.
Водяной – недруг или помощник?
Водяного сложно назвать тихим жителем водоёма. Ему нравится пугать людей. Часто он издаёт жуткие звуки, подражая зверям или людям. В белорусских преданиях рассказывается, что хозяин болот мог смеяться как ребёнок, издавать стоны и плакать, порой копировал голоса птиц, ухал, визжал, крякал.
Конечно, сегодня мы понимаем, что эти звуки действительно были природного происхождения, но в далёком прошлом люди верили, что водяной неустанно следит за своими гостями, теми, кто отправился на реку или озеро.
Обитать водяной мог не только в открытых водоёмах. Он мог поселиться на мельницах возле колеса или под шлюзами. Неспроста на Руси считалось, что успешный мельник умеет задобрить хозяина рек, который не портит работу водяной мельницы. Если же согласие с духом найти не удавалось, водяной мог сломать плотину или мельничные колёса.
Возможно, именно поэтому в восточнославянских поверьях у мельников недобрая слава. Народ поговаривал, что при строительстве мельниц те приносят кровавую жертву духу воды, прося его о покровительстве.
Рассказывали даже, что мельники заманивают к себе путников, которых сбрасывают в воду – для водяного. Конечно, это преувеличение, хотя жертвы для подводного хозяина действительно совершались. Нередко мельники сбрасывали в воду тела мёртвых животных, кусочки хлеба, выливали молоко или водку.
Опасен ли водяной и можно ли было от него защититься
Безусловно, каждый славянин в древности знал о водяных и о возможности утонуть, поэтому всегда, прежде чем вступить в водоем, славяне испрашивали у водяного разрешения. Строго настрого запрещались ночные купания, а если без этого нельзя было обойтись, то нужно было испросить особого разрешения, а для большей надежности – еще и задобрить водяного дарами.
При купании ни в коем случае нельзя было снимать с себя оберегов. Более того, нельзя было шуметь и баловаться на воде, а также вспоминать медведя или зайца – верных слуг лешего, с которым у водяного были особые счеты. Пик же силы водяного приходился на Купалин день.
Славяне вошли в историю не только как один из самых мирных народов, но и как один из самых адекватных. В то время, как в европейских племенах сплошь и рядом приносили в жертв людей и животных, у наших предков этого не было. Да, водяных (и не только) часто одаривали подарками, в том числе и едой. Но жертв славяне не приносили – это факт.
Так, например, рыбаки должны были отдать водяному первую рыбину. Люди, пользующиеся водоемом, должны были поддерживать его чистоту и порядок. А тех, кто очищал берега от сорняков, водяной одаривал жемчугом, золотом и серебром. Кроме того, считалось, что в подводном царстве водяного имеются не только драгоценности, но и могучие артефакты, способные вершить судьбы народов.
В некоторых славянских племенах существовало поверье, что если человеку суждено утонуть, то он связан с водяным нерушимыми узами, а потому они никогда не спасали утопающих, предоставляя их самим себе. Отчасти это делалось и для того, чтобы не разозлить водяного.
Также водяной нередко тащил из деревень все, что под руку попадется. Известны случаи, когда водяной не только переманивал живность из соседних водоемов в свой, но и встречаются легенды, в которых водяной грабил села и их жителей. Пик его активности приходился на весну, лето и осень, ибо считалось, что на зиму водяной впадает в спячку, т.к. зима сковывает водоемы снегом.
А вот крайне опасен водяной был именно раннею весною, когда он просыпался голодный от спячки. От злости он начинал крушить лед на своем водоеме. Чтобы умилостивить водного дедушку, славяне старались всячески ублажить водного дедушку дарами. Например, они поливали воду маслом, или отпускали на воду домашних птиц, которых водяной очень любил.
Волшебство: Водяной (сказка)
Коварен водяной, всё норовит человека под воду утащить. Потому после захода солнца будь настороже.Иной раз прячется он в нежной белой кувшинке. Рука так и тянется сорвать прекрасный цветок… Но стоит лишь его коснуться — в миг провалишься в глубокий омут, и водяной схватит тебя мокрыми, скользкими лапами.А то присядешь как-нибудь вечером один на берегу лесного озера… И поплывут воспоминания, одно за другим, — такие живые, тёплые, будто солнечные блики меж листьев кувшинок. Но берегись! Это водяной играет на струнах человеческой души. Волшебное озеро навевает воспоминания, а в глубине затаился водяной. Он знает, как легко поймать человека в сеть чудесных мерцающих отражений.Водяной может превратиться во что угодно. Вот лежит он на берегу, обернувшись драгоценной сверкающей брошью; дотронешься — и ты в его власти. Ох уж хитёр, даже забытой в траве удочкой с леской и крючками прикинуться ему ничего не стоит.Есть у водяного ещё одна уловка: обратиться в старую, наполовину вытянутую на берег лодку. Но он так часто к ней прибегал, что теперь уж мало кто на неё покупается. Однако случается и такое. Идёт мимо какой-нибудь простак, видит лодку и думает: «Что ещё за ветхое корыто! А воды-то в нём сколько… Ой, да тут и старое ведро осталось!» И давай вычерпывать водяного. Ну, а после садится в лодку — и вперёд!
Поначалу всё идёт хорошо: водяной любит поиграть со своей жертвой как кошка с мышкой. Как чудесно скользить среди кувшинок по неподвижной, будто зеркало, озёрной глади! Её и веслом-то грех замутить… Вон, вдалеке островок, поросший берёзками, виднеется — славно было бы к нему пристать!Глядь — на середине озера старая лодка даёт течь. А потом и вовсе трескается пополам и тонет. Тогда водяной обвивается вокруг своей жертвы и тянет её на дно.Бывает и так: водяной обращается в серую лошадь, ходит, пощипывая травку, по берегу и ждёт, чтобы кто-нибудь взобрался на него верхом, — тут он и прыгнет в воду вместе с седоком.Как-то раз увидал такую серую лошадь один крестьянин. Её откормленные бока так и лоснились, потому мужик решил, что из неё выйдет отличная рабочая лошадка. Правда, сперва он долго макушку чесал — откуда бы этакой лошади здесь взяться? — но так ничего и не придумал, бросился домой за уздечкой. Спрятал узду хорошенько за пазуху — и назад. А лошадь бродит, как и прежде, склонив голову к траве.«Ну, жеребчик! Поди сюда, милый, поди!» — стал приговаривать мужик.«Жеребчик» и пошёл. А сам только и думает, как бы усадить мужичонку к себе на спину.И вдруг мужик — хвать его за обе ноздри! Тут уж пошла другая пляска. Как ни прыгал, как ни брыкался водяной, уздечка сидела прочно. Хлопнул мужик коня ласково по лоснящемуся боку: «Ну, теперь со мной пойдёшь, радость моя!»Отныне водяной был в его власти. Но жеребец так и не присмирел, ведь его заперли в душной, вонючей конюшне, его, привыкшего плескаться в прохладных лесных озёрах меж водяных лилий. А когда его выводили из стойла, было и того хуже: крестьянин вздумал пахать на новом жеребце свой надел. Делать нечего, водяной тянул плуг — только земля во все стороны летела: силищи-то в нём — как у двадцати лошадей.«Жеребец просто на вес золота! Работает как чёрт и не ест ничего», — радовался мужик.Но иногда пугал его пронзительный взгляд колдовских лошадиных глаз, зелёных, как глубокий омут. А после захода солнца серый конь впадал в такое неистовство, что никому в конюшне покоя не было. Он громко ржал, лягался и рыл землю копытом — аж пыль столбом стояла.Мужик поначалу лишь посмеивался над этим, но день ото дня на душе у него становилось всё тяжелее. Вскоре он и вовсе сон потерял. Непонятная тревога обручем сдавливала грудь, а по телу пробегала дрожь. Ему всё время мерещились глубокие, тёмные воды да отражённые в них лучи солнца, и чудилось, что сам он медленно погружается в бездонную пучину.В конце концов позвал мужик своего работника и сказал: «Ула, снимешь уздечку с серого жеребца, дам тебе десять далеров!»«Отчего ж не снять! Тут работы-то всего на двенадцать шиллингов», — ответил Ула.
Стоило парню снять уздечку, как конь кинулся напролом сквозь стену конюшни, так что брёвна, как пушинки, разлетелись.А старая Ингер Баккен, что жила у озера, рассказывала потом, как серый жеребец одним махом перескочил через её огород. «Из ноздрей его валил дым, хвост стоял трубой, — добавляла она. — А как он летел! Богом клянусь, кинулся прямиком в воду — брызги стеной поднялись!»
— КОНЕЦ —
Норвежская народная сказка с картинками. Перевод А. Комковой иллюстрации Т. Киттельсен
Мёртвая вода – что это?
Мёртвая вода несколько отличалась от своего “живого” аналога. И если живая вода ассоциировалась с воскрешением, была своего рода способом избежать смерти, то мёртвую можно назвать универсальным лекарством. Вспомните сказку «Иван-царевич и Серый Волк».
Ведь именно там описано применение каждого из этих веществ. Чтобы оживить своего друга, Волк использует сначала мёртвую (она залечивает все раны на теле), а потом живую воду (благодаря чему герой смог ожить).
Процесс вполне логичный, ведь воскрешение живого, но израненного человека не дало бы результата. Он мог бы снова истечь кровью и умереть – теперь уже во второй раз.
Родниковая вода. Кто-то считает её мёртвой, а кто-то живой / Светлана marokkanka / fotokto.ru
Однако у советского фольклориста Владимира Проппа был иной взгляд на эту ситуацию. Он считал, что мёртвая вода должна была “добить” человека, по сути, обратив его в мертвеца. Эта особенность объясняется названием вещества. В.Пропп писал:
Также существовало предположение, что мёртвой водой могла именоваться влага, полученная из недр земли. Не секрет, что многие родники, горные источники обладают целительной силой, что и являлось главной особенностью мёртвой воды. Однако здесь мнения расходятся. Некоторые фольклористы считают, что родниковая вода – это как раз напротив, напиток жизни.
Умный Волк, чтобы оживить Ивана-царевича, вначале использовал мёртвую воду в качестве антисептика / nukadeti.ru
Существовал ли водяной на самом деле
Тут мы снова подбираемся к риторическим вопросам. Скорее всего, существование водяного, как мифического персонажа – это просто красивая легенда. А вот что касается происхождения образа – то тут все более туманно. В нашей статье о леших и русалках мы упоминали об изгнанниках, живших в лесу. Само собой, для жизни им тоже нужна была вода, поэтому они нередко селились вблизи водоемов.
Вполне вероятно, что на этих водоемах они встречались с простыми людьми, которые по ошибке принимали их за водяных. Ну а знахарям это было только на руку, меньше знают – крепче спят.
Вот такой он, водяной, дорогие читатели. Как видите, образ его в значительной степени исковеркался христианством. Тем не менее, память о нем не могли искоренить вплоть до 20 века. Ну а хороший это дух или плохой – вы будете судить уже сами. На этом мы заканчиваем нашу статью, всем удачи и до новых встреч.
Вымысел или правда?
Но правильно ли полагать, будто живая и мёртвая вода – лишь волшебные вещества из сказок? Вовсе нет. Во второй половине прошлого века учёные установили, что такие субстанции существуют на самом деле.
В медицине используются кислотная и щелочная вода, которые действительно являются аналогами мёртвой и живой воды соответственно. И хотя в составе разница их незначительна, особенности использования существенно отличаются.
Что интересно, и принцип воздействия этих веществ подобен тому, что описан в сказках. “Мёртвая” вода обладает антибактериальным эффектом, а вот “живая” имеет выраженные стимулирующие свойства. Обогащение воды происходит с помощью электролиза, что можно сделать даже в домашних условиях (но с ответственным подходом к правилам безопасности).
В сказке А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» герой оживлён с помощью мёртвой и живой воды / Кравец Юрий / labirint.ru
И всё-таки не слишком верится в то, что наши предки слагали предания о воде, состав которой был изменён под действием электролиза. Быть может, просто хочется оставить в жизни место чуду, а может, тайна живой и мёртвой воды так и остаётся по-прежнему неразгаданной.
Эти удивительные вещества знакомы нам с самых ранних лет, когда мы вместе с героями любимых сказок переживаем за пострадавших персонажей. Живая и мёртвая вода позволяли противостоять болезням и смерти, а потому очень хочется верить, что когда-нибудь люди сумеют раскрыть таинственную “формулу” этих веществ.
Облик водяного
Древние славяне верили, что в каждом водоёме есть свой хозяин. Называли его по-разному – водяником, водяным чёртом, топельником, дедушкой водяным. Распространение легенд о нём было связано с наличием болот или рек.
Например, в Белоруссии и северо-западных регионах России о водяном было сложено немало сказаний, а вот в засушливых южнорусских степях водяной практически не появляется в легендах. В некоторых преданиях образ водяного сливается с понятием о русалках и чертях, хотя он, несомненно, остаётся самостоятельным персонажем.
Как же выглядел водяной? Большинство его описаний открывают не слишком привлекательный портрет. Часто он предстаёт в виде голого старика с лысой головой и рыбьим хвостом, а восточные славяне в своих легендах отмечали, что у водяного есть длинные лягушачьи ноги.
Нередко в облике водяного сочетаются как рыбьи, так и звериные черты. Например, мне встретились упоминания о коровьем хвосте, гусиных лапах с перепонками, чешуе, покрывающей тело водного владыки. Хочу заметить, что далеко не всегда водяной появлялся перед людьми именно таким.
Он с лёгкостью умел принимать облик животных, что любил делать. Например, рыбаки рассказывали, что крупная тёмная рыба – это и есть водяной. Также он мог обратиться в утку, гуся, лошадь, даже в бревно или утопленника.
Водяного славяне называли хозяином рек и озёр
Можно ли было противостоять водяному
Древние славяне считали, что в своей стихии водяной является сильнейшим духом, которого невозможно победить. Именно поэтому они старались поддерживать с ним хорошие отношения. Однако нередко водяной выбирался на сушу, где ему приходилось сталкиваться с другими духами. На суше сила водяного была куда меньшей, поэтому известно много легенд, согласно которым он часто «получал» от домовых или леших и все заканчивалось тем, что он убегал к себе в пруд. Но если другому духу нужно было на воду, то пощады от водяного можно было не ждать.
Как и любого другого духа, водяного нельзя было убить, но можно было отпугнуть при помощи железа, а впоследствии и меди. Считалось, что его это разозлит еще сильнее, но это позволяло человеку спастись. Впоследствии же, чтобы помириться с водяным, пострадавший должен был хорошенько его задобрить дарами и честно попросить прощения.
Что касается моментов, когда водяной выходил на сушу, то тут все было несколько иначе. В таких случаях он предпочитал действовать не силой, а хитростью, заманивая путников в воду. Главное, в такие моменты, устоять перед чарами водяного. Считалось, что если в такой момент уколоть себя железной иглой, то на мгновение водяной предстанет в истинном облике, а чары его развеются.
СКАЗКА про Водяного ЧИТАТЬ
Дело было зимой. Пошла как-то девица одна к проруби, водицы набрать. Только ведро опустила, как вдруг видит – высунулась из-подо льда страшная рыбья рожа и смотрит на нее. Девица от страха ведро упустила, вскрикнула и хотела бежать, но тут услышала голосок, жалобный такой, тоненький:
— Постой! Не бойся меня! Помоги мне, а я тебе тайну открою.
Девицы, как известно народ пугливый, да жалостливый. А тут еще и тайна. Ну как тут откажешь?
И страшно ей, и интересно.
— А что надо делать? – спрашивает.
— Поди домой, да прикати мне сани, — отвечает рыбина.
Девица рассудила про себя: от саней с нее не убудет. Да и времени много не отнимет. Только вот ведро упущенное жалко. Хотела было сказать про то рыбине, как – глядь, а ведро тут как тут, рядышком. Еще и воды полнехонько.
Повесила она его на коромысло и домой скорехонько побежала. Отец ее как раз на ту пору в лес уехал. Схватила она сани и обратно к реке.
Прибегает и видит – сидит у проруби уже не рыбина, а парень молодой. С лица хорош: волосы русые по плечам разбросаны, кожа ясная, почти прозрачная и глаза бездонные, точно яхонты.
Только вот одежды на нем почти нет. Прикрыто немного тиною морской, а так, что ни есть срамота. Как увидят люди в селе, шум поднимут.
Засмущалась девица, раскраснелась. А парень ей и говорит:
— Не бойся меня. Тут, вишь какая беда приключилась… Ноженьки мои занемогли. По льду никак не желают ходить. Довези меня до бережка на санях своих. А уж за благодарностью дело не станет.
Посмотрела девица по сторонам, в прорубь заглянула. Рыбины страшной будто бы и след простыл. Да и людей поблизости не видать. «Что ж, отвезу – думает, — с меня не убудет». Взяла она сани и покатила к берегу.
Только с реки на берег выехали, подскочил парень, словно его болезни и след простыл. Радостный такой, пляшет, с ноги на ноги перескакивает.
— Спасибо тебе красна девица! – говорит. – Теперь проси у меня, что хочешь!
Удивилась она, — что же мне у тебя просить? Ты вон – голь перекатная.
Подмигнул парень одним глазом. Большущим, будто бы рыбьим. Пальцами прищелкнул.
— А хочешь, суженного своего увидеть?
Девица думает себе, — небось сам сватается.
Отвечает, — А если и хочу, что ж с того?
— Так приходи ночью к полынье, что у окраины села. Глянешь в нее и сразу увидишь. Только смотри – сегодня, до того, как петухи рассветные прокричат. Опоздаешь, ничего уже не исполнится.
Сказал он так, а тут со стороны села прозвенели бабьи голоса. Оглянулась девица, глядь – а парня и нет уж.
Пришла она домой. До вечера все дела переделала. Там и отец из лесу вернулся.
Накрыла девица на стол. Поужинали и спать пошли.
Вот лежит она, с боку на бок ворочается. «И любопытно ей, и с печи страшно слезть». Уже и ночь к концу подходит. У девицы сна ни в одном глазу нет.
Первый раз прокричали петухи. Лежит она ни жива, ни мертва.
Второй раз прокричали. Любопытно ей, мочи нет терпеть. Вскочила девица, тулупчик накинула, ноги в валенки и вперед на полынью. Пока третьи петухи не заголосили.
Прибегает, темень кругом, хоть глаз выколи. Нагнулась к самой воде. Смотрит…
И чудится ей, в самом деле, будто Ванька соседский, любовь ее давешняя, в реке отражается. И улыбается, так ласково.
Прибежала она домой, сама не своя от радости. А как третьи петухи прокричали, пошла корову доить.
Это был последний день перед Крещенским водосвятием. До самого вечера бабы в селе готовились к ночи, а как в Церковь пошли, так и узнала девица, что Ванька тот на грядущей неделе свадьбу наметил.
И так ей стало невмоготу, что пошла она на реку и с горя утопилась.
А как под воду ушла, встречает ее тот самый парень. Только теперь у него вместо ног хвост рыбий, и глаза совсем выпученные.
— Я ж говорит, что покажу тебе твоего суженного. Так вот он я – смотри.
Поняла тогда девица, что обманул ее коварный Водяной. Да только куда теперь денешься? Так и осталась она в его царстве-государстве Водяницей жить, да мельников с рыбаками пугать.
По крестьянским поверьям, перед Крещением каждый Водяной старался поскорее из воды выбраться. В противном случае, ему худо становилось от освящения воды. Для этого он использовал телеги или сани. Оттого-то крестьяне и переворачивали их вверх дном. Боялись, как бы Водяной не спасся.
Читать также:
Водяной ОПИСАНИЕ герояВасилиса Прекрасная СКАЗКАЦаревна-Лягушка СКАЗКАЗмей Горыныч СКАЗКА
Почитание водяного у славян
Белорусские сказания открывают иную ипостась водяного. В них говорится, что до Крещения дух сидит в воде, а после этого праздника выходит на землю, превращаясь в “лозовика”, ведь его обиталищем становится лоза.
В старину верили, что перед Крещением водяной ходит по деревням и ищет сани для своих “детей”, которых хочет вывезти из воды. Именно поэтому белорусы переворачивали сани вверх полозьями, чтобы водяной не смог украсть их.
В зависимости от места обитания менялось и имя водяного. Он мог быть омутником (дух болот и тёмных глубин) или вирником (проживающий в водоворотах). Водян Царь, как называли славяне водяного, мог быть женат на своей водяной царице, Водянице.
В некоторых преданиях говорится, что водяной часто вступает в любовную связь с русалками, может соблазнить даже простых женщин. Рыбак, вытащивший порванную сеть, говорил, что это – проделки водянят, детей водяного. Народ верил, что во время разливов рек водяные играют свадьбы, а молодая пара перебирается в новый водоём.
Водяной отличался непростым характером. Он мог заманить человека в топь, испугать до полусмерти, погубить пловца в водовороте, затопить луга и поля. Чтобы умилостивить хозяина рек, люди приносили ему ценные дары. По весне, когда сходил лёд, в воду бросали муку и различную еду, что считалась даром водяному.
В первой половине марта рыбаки отправлялись задаривать водяного. Заблаговременно они приобретали, не торгуясь, крупную лошадь, которую откармливали ко Дню Марии Египетской (по старому стилю – 14 марта).
Гриву животного красили в красный цвет, и в назначенное время везли к реке, где топили лошадь. Старший из рыбаков при этом лил в воду масло, произнося слова почтения к “дедушке водяному”.
Водяной следил за работой мельниц
Водяной в славянских мифах выступает властелином водной стихии, символом неукротимости и могущества этот природной силы
Конечно, мы можем считать истории о нём лишь вымыслом и поверьями, но важность воды и для современного человека нельзя преуменьшить. Жить следует в гармонии с природой – именно об этом говорят нам верования древних славян, и они остаются актуальными даже в нашем XXI веке
Тайны живой воды
Научное подтверждение происхождению жизни из воды было получено не слишком давно, однако много тысячелетий тому назад наши предки рассказывали друг другу удивительные истории, предания о чудодейственной силе этой стихии. Воду считали источником жизни ещё задолго до появления лабораторий, учёных и исследовательских институтов.
В народных сказках и преданиях привычное нам вещество и вовсе приобретало магические свойства
Однако это был не только плод воображения людей, но и суть, которая заключалась в жизненно важной стихии
Любая вода – это сокровище / ks-region69.com
Итак, предлагаю начать с “изучения” живой воды. Сразу же возникает вопрос – почему она живая? Секрет в том, что о такой воде ходили предания, связанные с воскрешением умерших. В сказках нередко поверженных недругом героев удаётся оживить с помощью такого чудодейственного “зелья”.
Согласно легендам, найти это вещество можно лишь “за морями”. Хотя существует и иное предположение. Согласно некоторым поверьям, живая вода имела небесное происхождение, то есть проливалась с дождями. Собранная в определённый день весенняя водица приобретала поистине волшебные свойства.
Великий полководец Александр Македонский мечтал найти живую воду и прожить долго, но не успел. Смерть настигла его в 32 года / deviantart
Конечно, живую воду можно назвать чистой воды вымыслом, однако в её существование верили люди, имена которых известны каждому. К примеру, в работах тюркского литератора Алишера Навои есть упоминание, что в последние годы своей жизни знаменитый Александр Македонский мечтал найти живую воду. Вероятно, он понимал, что смерть уже не так далека, а потому стремился к возрождению.
Живая вода упоминается и в Библии, однако в несколько ином контексте. Здесь она является синонимом вечной жизни. Кроме того, в христианские времена употребление сочетания “живая вода” связывалось не с неким воскрешающим веществом, а с благоденствием, побуждением к действию и духовным совершенствованием.