Толстой лев басня «старый дед и внучек»

Краткое содержание

Жила семья, состоящая из отца, его сына, невестки и внука. Дед со временем состарился, остался без зубов, практически ничего не видел и не слышал, а ноги и руки не слушались. Когда дедушка ел, то вся пища вываливалась изо рта, он чавкал. По этой причине его перестали сажать за общий стол, выделили ему место за печкой.

Как-то старик нечаянно разбил тарелку с едой, этим поступком он разозлил невестку. Та стала ругать старика за порчу вещей в доме. Она сказала, что теперь дед будет есть не из чашек, а из деревянной лоханки. Дедушка огорчился, вздохнул, но не стал ничего говорить.

Однажды сын с невесткой увидели, как их ребенок что-то делал из дощечек. Они спросили у мальчика, что он хочет соорудить. Ответ удивил родителей. Мальчик сказал, что делает лоханку, из которой он будет кормить маму и папу, когда те состарятся.

Краткое содержание

В одной семье стал старик очень дряхлым: ноги у него уже не ходили, он был ослепшим, глухим и беззубым, а когда ел, всё у него выливалось назад изо рта. Из-за этого его взрослый сын и невестка перестали сажать его за стол, а давали обедать за печкой.

Однажды они принесли ему обед в чашке, а он её случайно разбил. Забранила его тогда невестка, что он у них в доме посуду бьёт, и сказала, что теперь будет подавать ему еду в лоханке. Дед только вздохнул и промолчал.

Как-то раз заметили муж с женой интересную картинку: их сынишка Миша, внук старика, дощечками на полу играет и что-то слаживает. Спросили они, что он делает. Он и ответил, что мастерит лоханку — когда они старыми станут, он из неё их кормить будет.

Действующие лица

Большинство творений Толстого являются поучительными. Своим героям автор придает черты характера, которые позволяют различать добро и зло, положительные и отрицательные стороны людей.

В басне описаны четыре персонажа. Среди них старик, его сын, невестка и внук. Герои характеризуются следующими качествами:

  1. Старик — больной, глухой, беззащитный, немощный, беспомощный, беззубый.
  2. Сын с невесткой — эгоистичные, грубые, равнодушные, безжалостливые люди, осознавшие свою вину. Муж не перечил жене, соглашался во всем, даже с ужасным обращением с его родным отцом.
  3. Мальчик Миша — любящий, понимающий, заботливый и добрый ребенок, указавший своим родителям на их жестокое и неуважительное отношение к дедушке.

Сюжет

Старый дед совсем состарился: у него выпали зубы, глаза почти ничего не видели, ноги совсем не слушались, он почти ничего не слышал. Когда старик ел, то у него все выливалось обратно изо рта. Невестка с сыном перестали сажать его за общий стол, и отвели место за печкой.

Однажды старик случайно разбил чашку с едой, чем очень сильно разозлил невестку. Женщина принялась ругать деда за то, что он портит ей вещи в доме. Она заявила, что отныне он будет есть не из тарелок, а из деревянной лоханки. Старик вздохнул, но промолчал.

Как-то раз сидели сын с невесткой дома, и заметили, как их сынишка Миша что-то настойчиво пытался сложить из дощечек. Отец поинтересовался у мальчика, что же он хотел соорудить. Тот ответил, что пытается сделать лоханку, чтобы кормить из нее родителей, когда те станут совсем старенькими.

Муж с женой переглянулись, и заплакали. Им стало очень стыдно за свое поведение перед беспомощным стариком. Они вновь посадили деда на самое почетное место за столом, и с тех пор больше никогда его не обижали.

Сюжет

Старый дед совсем состарился: у него выпали зубы, глаза почти ничего не видели, ноги совсем не слушались, он почти ничего не слышал. Когда старик ел, то у него всё выливалось обратно изо рта. Невестка с сыном перестали сажать его за общий стол и отвели место за печкой.

Однажды старик случайно разбил чашку с едой, чем очень сильно разозлил невестку. Женщина принялась ругать деда за то, что он портит ей вещи в доме. Она заявила, что отныне он будет есть не из тарелок, а из деревянной лоханки. Старик вздохнул, но промолчал.

Как-то раз сидели сын с невесткой дома и заметили, как их сынишка Миша что-то настойчиво пытался сложить из дощечек. Отец поинтересовался у мальчика, что же он хотел соорудить. Тот ответил, что пытается сделать лоханку, чтобы кормить из неё родителей, когда те станут совсем старенькими.

Муж с женой переглянулись и заплакали. Им стало очень стыдно за своё поведение перед беспомощным стариком. Они вновь посадили деда на самое почётное место за столом и с тех пор больше никогда его не обижали.

Основная мысль

Главная идея басни в том, что нужно уважать старость, почитать своих пожилых родителей, дедушек и бабушек, заботиться о них. Это произведение учит:

  • милосердию;
  • терпению;
  • состраданию;
  • уважению.

Важно избавиться от эгоизма, бессердечия, равнодушия, благодарить своих родных за все. Они подарили жизнь своим детям и внукам

На примере мальчика автор преподнес ценный урок. Как родители относятся к старикам, так и дети будут. Ведь они берут пример с самых близких им людям. Каждый пока еще молодой человек станет старым. Старость придет обязательно. Ребенок дал урок своим родителям, показал, что их ждет такая же участь, как дедушку.

Уважение, помощь и забота — долг детей перед стариками. Брань и неуважение показывают человека с дурной стороны. Этому произведению прекрасно подходит пословица: «Что посеешь, то и пожнешь».

Идея и главная мысль

Главная проблема, затронутая в этом произведении, — правильное отношение к своим постаревшим родителям. Очень часто взрослые дети оказываются равнодушны к их болезням, со злобой относятся к их недостаткам, не понимают, что те прожили долгую жизнь, вырастили своих детей и теперь заслуживают уважения и благодарности с их стороны.

Основная мысль басни — необходимо уважать старость, оказывать пожилым людям почёт и заботиться о них, быть к ним терпеливыми и снисходительными.

Произведение учит, что за больными и немощными стариками нужно ухаживать, учит не быть равнодушным эгоистом и быть благодарным своим родителям, которые в своё время сделали для своих детей много хорошего.

Также автор хочет донести до читателей, что маленькие дети берут со старших пример, даже если этот пример — не всегда положительный. В силу своего возраста они не всегда понимают, что правильно, а что — нет. Поэтому маленький Миша решил, что кормить стариков из лоханки — это норма, и начал готовиться относиться так же к собственным родителям, когда они состарятся. Но тем самым он невольно открыл им глаза на неприглядную картину, показав, насколько они неправы. Спроецировав ситуацию на себя, они признали свою ошибку и изменились.

Анализ басни «Старый дед и внучек»

В басне «Старый дед и внучек» автор повествует нам о, казалось бы, обычной семейной жизни, в которой живут бок о бок три поколения: отец, сын с женой и внук. Отец беспомощен и стар, чем бесспорно раздражены и обозлены сын и его жена. Внук же, читая происходящее с позиции чистого и не уставшего от взрослых проблем и угнетенности сердца, открывает своим родителям глаза, всего лишь назвав вещи своими именами. Видя, с каким пренебрежением относятся к деду, мальчик делает вывод, что это норма, и готовится к аналогичной позиции по отношению к родителям в будущем. И лишь спроецировав сложившуюся ситуацию на себя, родители понимают, насколько же они были не правы.

Своей историей Толстой хотел наглядным образом показать истинное отражение реальности, которая настигает многие семьи – старость родителей, к сожалению, приходит вместе с нетерпеливостью и раздраженностью их детей. Это весьма жестокая сторона медали под названием «Семья». Однако решение отказаться от такой беспощадной несправедливости не станет для вас неподъемным, следует лишь на миг представить, что отношение ваших детей к вам в период беспощадного старения будет аналогичным. Устраивает? Нет? Значит, вы на верном пути.

Отнеситесь к своим старикам с должным уважением и заботой, дабы после не корить себя за обратное всю оставшуюся жизнь.

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Основная идея произведения

Главная мысль басни заключается в том, что необходимо относиться с уважением к старости, надо почитать родителей и заботиться о них

Следует всегда оказывать внимание и помощь больным и ослабевшим. Нельзя быть эгоистом, нельзя оставаться равнодушными к страданиям других

Разумеется, священный долг — никогда не забывать об отце и матери. Их надо благодарить и быть с ними рядом.

Мальчишка Миша научил своих родителей правильно относится к дедушке. Они поняли, что подавали своему сыну очень плохой пример, и через некоторое время сами вполне могут быть на месте состарившегося и болезненного деда. Все когда-нибудь постареют, преклонные года никого не обходят стороной.

Пословицы и поговорки, которые подходят для описания басни:

  1. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
  2. Как относишься к другим, так и они к тебе.
  3. Как откликнется, так и аукнется.
  4. Откапали кошке мышкины слёзы.
  5. Жалей отца с матерью, иных не будет.

Действующие лица

Большинство творений Толстого являются поучительными. Своим героям автор придает черты характера, которые позволяют различать добро и зло, положительные и отрицательные стороны людей.

В басне описаны четыре персонажа. Среди них старик, его сын, невестка и внук. Герои характеризуются следующими качествами:

  1. Старик — больной, глухой, беззащитный, немощный, беспомощный, беззубый.
  2. Сын с невесткой — эгоистичные, грубые, равнодушные, безжалостливые люди, осознавшие свою вину. Муж не перечил жене, соглашался во всем, даже с ужасным обращением с его родным отцом.
  3. Мальчик Миша — любящий, понимающий, заботливый и добрый ребенок, указавший своим родителям на их жестокое и неуважительное отношение к дедушке.

https://youtube.com/watch?v=PwWhz7uSdHY

Главные герои и сюжет басни

Основные персонажи произведения Толстого:

  1. Старик — пожилой дедушка, потерявший слух и лишившийся зубов. Ослаблен возрастом, беспомощен.
  2. Сын — жестокий, эгоистичный.
  3. Супруга сына — злобная, равнодушная.
  4. Внук — добрый, вежливый, смышлёный, любящий мальчишка.

Краткое содержание басни может поместиться в несколько предложений. Пожилой старик совершенно состарился: ухудшилось зрение и слух, повыпали все зубы, ноги перестали ходить. Описание дедушки Толстым вызывает у читателя сочувствие и грусть. Во время еды пища вываливалась изо рта на стол. Старичок совсем ослабел, превратился в беспомощного и уязвимого.

Сын со своей супругой прекратили садиться вместе с ним обедать, отправили деда в дальнее укромное место за печью. Как-то раз седовласый старик случайно уронил чашу с пищей, это весьма разозлило невестку. Молодая женщина начала кричать и возмущаться, она ругала деда, потому что тот испортил вещи в их домашнем хозяйстве. Она сообщила, что с этого дня старику придётся есть не из блюда, а из деревянной посудины. Дедушка перевёл дух, в ответ ничего не сказал.

Однажды дома находилась вся семья

Сын и его супруга в тот день обратили внимание, что их единственный сын Миша старательно сооружал что-то из дощечек. Папа спросил у мальчишки, что он там так с интересом увлечённо строит

Он ответил, что делает лоханку, из которой будет подавать еду родителям, когда те станут старыми.

Отец и мать мальчишки молча и с неким страхом посмотрели друг на друга, из их глаз покатились слёзы. В них проснулся стыд за своё плохое поведение в адрес немощного и усталого деда. С тех пор старика опять посадили на главном и почётном месте во главе стола. Более его никто и никогда не обижал.

План для пересказа произведения:

  1. Старость дедушки.
  2. Место за печью.
  3. Разбившаяся посуда.
  4. Внук и лоханка.
  5. Раскаяние.
  6. Почитание стариков.

Характеристика персонажей

Главные герои произведения — обычная семья. Их описание и характеристика:

  1. Дедушка — очень старый, немощный и беззащитный старик. Когда невестка бранит его, он только вздыхает и ничего не говорит, из чего можно сделать вывод, что ему самому неловко за свою немощность.
  2. Внучок Мишка — маленький мальчик, добрый и заботливый, мудрый не по годам, который указал родителям на их ошибку.
  3. Сын и невестка — равнодушные и жестокие люди, которых раздражала беспомощность старика. Предметы обихода, которые он мог им испортить в силу своей немощности, были для них важнее чувств пожилого человека. Однако они вовремя осознали свою вину перед ним, заплакали и исправились. Они оказались не бесчувственными, а сознательными людьми.

Описание дедушки не может не вызывать у читателя сочувствие и сострадание. Он настолько состарился, что ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, а во рту уже не было зубов. Поэтому, когда он ел, у него всё текло изо рта. Однако окружающие должны были понимать, что он не был виноват в собственной немощности.

Кровное родство

Существуют такие понятия, как кровное родство, которое бывает родством по прямой линии и кровное непрямое родство. Об этом и поговорим далее.

Кровное прямое родство

Кровные прямые родственники – это люди, чье родство друг с другом имеет в своей основе общего предка, от которого они произошли, либо их связь основана на том, что они биологически происходят друг от друга. В их перечень входят прямые родичи от первого известного представителя рода до последнего известного на данный момент представителя рода, которых разъединяет одно и/или несколько поколений:

  1. Прародитель и прародительница.

  2. Пращур и пращурка.

  3. Прапрабабушка и прапрадедушка.

  4. Прабабушка и прадедушка.

  5. Бабушка и дедушка.

  6. Мать и отец.

  7. Сын и дочь.

  8. Внук и внучка.

  9. Правнук и правнучка и так далее.

Все вышеперечисленные люди являются прямыми кровными родственниками через одно, два и более поколений, а также родственниками в соседних поколениях.

Кровное непрямое родство

Кровное непрямое родство – это родство между людьми, связанными по линиям их отца и матери, Поясняем: они появились на свет в результате брачного союза, а не по прямой линии от одного общего предка. Иными словами, кровное непрямое родство
демонстрирует связи между братьями и сестрами – родными, двоюродными, троюродными, четвероюродными и даже сводными в одном поколении, в соседних поколениях и через одно и более поколений.

Знали ли вы, что братья и сестры от разных браков также считаются родными, если у них есть один общий родитель? Для этого придумали специальные термины, и теперь родные братья и сестры в одном поколении именуются не иначе как полнородными и неполнородными.

Полнородные (или кровные) – это дети, рожденные от одних и тех же родителей. Сюда входят все сестры и братья, рожденные в одном браке (старшие и младшие по отношению друг к другу; близнецы); а также дети, рожденные этими же родителями до брака (в старину таких детей по отношению к рожденным в браке называли привенчанными (привенчанным братом и привенчанной сестрой).

Неполнородные – это дети, рожденные, к примеру, от разных матерей, но от одного отца, или наоборот – рожденные одной матерью, но от разных отцов. Детей, рожденных от одного отца и разных матерей, называют единокровными; а детей, появившихся от одной матери и разных отцов, называют единоутробными.

Самое большое в мире генеалогическое древо содержит 13 миллионов людей

Напоследок хочется рассказать о сводных сестрах и братьях, то есть о детях от прошлых браков, чьи родители создали новую семью. У таких детей нет кровных уз (в отличие даже от четвероюродных родичей, не говоря уже о родных сестрах и братьях).

Но как только у их родителей в новой семье появляются дети, сводные братья и сестры станут считаться кровными родственниками! Как так?! Да очень просто: сводные братья и сестры после появления на свет у их родителей совместного ребенка в новой семье станут по отношению к нему родными (единоутробными или единокровными, то есть неполнородными). Соответственно, они станут родными по отношению друг к другу через потомка – самый необычный момент признания родства!

Идея и главная мысль

Главная проблема, затронутая в этом произведении, — правильное отношение к своим постаревшим родителям. Очень часто взрослые дети оказываются равнодушны к их болезням, со злобой относятся к их недостаткам, не понимают, что те прожили долгую жизнь, вырастили своих детей и теперь заслуживают уважения и благодарности с их стороны.

Основная мысль басни — необходимо уважать старость, оказывать пожилым людям почёт и заботиться о них, быть к ним терпеливыми и снисходительными.

Произведение учит, что за больными и немощными стариками нужно ухаживать, учит не быть равнодушным эгоистом и быть благодарным своим родителям, которые в своё время сделали для своих детей много хорошего.

Также автор хочет донести до читателей, что маленькие дети берут со старших пример, даже если этот пример — не всегда положительный. В силу своего возраста они не всегда понимают, что правильно, а что — нет. Поэтому маленький Миша решил, что кормить стариков из лоханки — это норма, и начал готовиться относиться так же к собственным родителям, когда они состарятся. Но тем самым он невольно открыл им глаза на неприглядную картину, показав, насколько они неправы. Спроецировав ситуацию на себя, они признали свою ошибку и изменились.

Басня «Старый дед и внучек»

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Читательский дневник по басне «Старый дед и внучек» Льва Толстого

Название произведения: «Старый дед и внучек»

Число страниц: 2

Жанр произведения: Басня

Главные герои: Старый дед, невестка, внучок Миша и сын.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Дедушка — старый, слабый и невнимательный.

Миша — добрый и отзывчивый.

Помог своему дедушке и преподал родителям урок.

Невестка и сын — злые и нетерпимые.

Краткое содержание басни «Старый дед и внучек»

Дед сильно постарел.

Он плохо слышал и видел.

Каша вываливалась у него изо рта.

Невестка и сын стали кормить деда за печкой.

Когда дед разбил чашку, ему пригрозили кормить из лоханки.

Миша стал выстругивать дощечки.

Родители спросили, что он делает.

Миша ответил, что лоханку, чтобы в старости родителей кормить.

Родителям стало стыдно и они посадили деда за стол.

Основная мысль рассказа «Старый дед и внучек»

Главная мысль рассказа в том, что старость нужно уважать.

Основная идея рассказа в том, что как ты относишься к своим родителям, так и твои дети поступят с тобой.

Учит уважать стариков.

Учит почитать родителей.

Учит милосердию и состраданию.

Краткий отзыв по басне «Старый дед и внучек» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что очень плохо, когда люди не уважают своих родителей и просто старого человека.

Очень неприятно было читать про поведение сына старика и его невестки.

Только маленький мальчик понял, что надо сделать и как пристыдить родителей.

Это очень хороший и поучительный рассказ.

Автору удалось показать, как важно хорошо относиться к родителям, сколь бы старыми они не были. Мне понравился мальчик Миша, добрый и отзывчивый

Мне понравился мальчик Миша, добрый и отзывчивый.

Он не хотел, чтобы дедушку обижали и сумел преподать отцу и матери урок.

Я всем советую прочитать этот рассказ и никогда не забывать о родителях.

Мы должны помнить, что они точно также нуждаются в нашей любви и заботе, как мы в их.

Пословицы:

  • Что посеешь, то и пожнёшь.
  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Старость не радость.
  • Жалей отца с матерью, других не найдёшь.
  • Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Ещё читательские дневники по произведениям Льва Толстого:

  • «Котёнок»
  • «Акула»
  • «Прыжок»
  • «Филипок»
  • «Лев и собачка»
  • «Два брата»
  • «Лебеди»
  • «Отец и сыновья»
  • «Волга и Вазуза»
  • «Правда всего дороже»
  • «Как гуси Рим спасли»
  • «Детство»
  • «Булька»
  • «Как мужик камень убрал»
  • Краткая биография Льва Толстого и презентация на отличную оценку

Библиотека произведений автора пополняется.

Басня «Старый дед и внучек»

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Краткий анализ текста

В произведении Толстого «Старый дед и внучек» описана поучительная история, крайне актуальная до сих пор. Эта басня распространилась в обществе в качестве поучения, как быль «реальной» семьи.

Тема старости

Литературное произведение — иллюстрация уважения к старшим, описывает важность заботы о родителях. При чтении это произведение Льва Толстого нашло живой отклик в сердцах каждого

Оно повествует о противостоянии старости и полноценного существования, где слабость нуждается в терпении и снисхождении окружающих.

Образ дедушки — краткий пересказ пожилых лет любого человека, потому что каждого ждут немощь и старческое время. Старостью принято называть период жизни с момента потери человеческим организмом возможности продолжать свой род до смерти. В старческие годы обычно плохое здоровье, умственные способности снижаются, замедляется и увядает функционирование организма.

Образ семьи у Толстого

В басне Толстого мальчик всего-то называет вещи своими именами с точки зрения чистого сердца. Безусловно, родители угнетены своими проблемами и озлоблены. Их глаза закрыты на всё происходящее в их семье. Наблюдая, как пренебрежительно они относятся к дедушке, сын решает, что так и надо себя вести. Он начинает заблаговременно готовиться к такой же позиции перед собственными родителями. Мать и отец проецируют обстоятельства на себя и осознают свою неправоту.

Этим поучительным рассказом автор хотел показать действительность, которая есть во многих семействах — старость приходит, к сожалению, рука об руку с раздражительностью и озлобленностью домочадцев.

Русский классик Толстой задавался вопросом: «Что для счастья нужно?», и тут же дал на него ответ. Необходимы близкие, надо делать добро для окружающих. Уютное слово «семья» — от него веет любовью, взаимопониманием, миром. Это наиболее ценное в жизни, а объединение семейства — это основа благополучия и счастья.

Действующие лица

Большинство творений Толстого являются поучительными. Своим героям автор придает черты характера, которые позволяют различать добро и зло, положительные и отрицательные стороны людей.

В басне описаны четыре персонажа. Среди них старик, его сын, невестка и внук. Герои характеризуются следующими качествами:

  1. Старик — больной, глухой, беззащитный, немощный, беспомощный, беззубый.
  2. Сын с невесткой — эгоистичные, грубые, равнодушные, безжалостливые люди, осознавшие свою вину. Муж не перечил жене, соглашался во всем, даже с ужасным обращением с его родным отцом.
  3. Мальчик Миша — любящий, понимающий, заботливый и добрый ребенок, указавший своим родителям на их жестокое и неуважительное отношение к дедушке.

Основная идея произведения

Главная мысль басни заключается в том, что необходимо относиться с уважением к старости, надо почитать родителей и заботиться о них

Следует всегда оказывать внимание и помощь больным и ослабевшим. Нельзя быть эгоистом, нельзя оставаться равнодушными к страданиям других

Разумеется, священный долг — никогда не забывать об отце и матери. Их надо благодарить и быть с ними рядом.

Мальчишка Миша научил своих родителей правильно относится к дедушке. Они поняли, что подавали своему сыну очень плохой пример, и через некоторое время сами вполне могут быть на месте состарившегося и болезненного деда. Все когда-нибудь постареют, преклонные года никого не обходят стороной.

Пословицы и поговорки, которые подходят для описания басни:

  1. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
  2. Как относишься к другим, так и они к тебе.
  3. Как откликнется, так и аукнется.
  4. Откапали кошке мышкины слёзы.
  5. Жалей отца с матерью, иных не будет.

Сюжет

Старый дед совсем состарился: у него выпали зубы, глаза почти ничего не видели, ноги совсем не слушались, он почти ничего не слышал. Когда старик ел, то у него всё выливалось обратно изо рта. Невестка с сыном перестали сажать его за общий стол и отвели место за печкой.

Однажды старик случайно разбил чашку с едой, чем очень сильно разозлил невестку. Женщина принялась ругать деда за то, что он портит ей вещи в доме. Она заявила, что отныне он будет есть не из тарелок, а из деревянной лоханки. Старик вздохнул, но промолчал.

Как-то раз сидели сын с невесткой дома и заметили, как их сынишка Миша что-то настойчиво пытался сложить из дощечек. Отец поинтересовался у мальчика, что же он хотел соорудить. Тот ответил, что пытается сделать лоханку, чтобы кормить из неё родителей, когда те станут совсем старенькими.

Муж с женой переглянулись и заплакали. Им стало очень стыдно за своё поведение перед беспомощным стариком. Они вновь посадили деда на самое почётное место за столом и с тех пор больше никогда его не обижали.

Русская сказка

Рассказ сказка Льва Толстого «Старый дед и внучек»

Лев Николаевич Толстой никогда не мог отказать себе в удовольствии общаться с детьми. Графа Толстого знали в округе все малыши, особенно они любили слушать его увлекательные рассказы, истории про таких, как они, маленьких ребятишек, и, конечно поучительные сказки. Эти повествования были о людях и о животных, об обычных ситуациях и о таких, которые могут произойти только в сказках.

О чём сказка

Жил-был очень старый дед. Совсем был больной, болели уши, глаза. А зубы не болели, потому что их у деда вовсе не было. Трудно было ему удержать пищу во рту: нечем уже было, и всё вытекало обратно. Стыдно стало родному сыну и его жене того, что дед с ними за одним столом ест. Усадят его за печкой, дадут чашку с едой – вот дед там и ест один. Однажды принесли ему обед, а дед уже плохо двигался. Думал, что подвинет, а она упала и разбилась. Невестка начала ругаться, всё, что было разбито, всё ему приписала. Пообещала, что в хорошей чашке он больше еды не получит. Будет наливать ему суп в такой посуде, в которой стирают бельё и моют посуду, в лоханке. Что старику на это решение сказать? Он и промолчал, даже сыну ничего не рассказал.

Однажды Миша, сынишка мужа и жены, что так отца обидели, что-то мастерил из дощечек. Расспросив малыша, чем он занят, получили в ответ: «Лоханку». Мальчик подробно объяснил, что посуда эта будет для родителей, когда они станут такими же старыми, как их отец. Расплакались муж с женой. Вот какое они воспитали себе будущее. Обижали они старика, а их ребёнок сделал свои выводы из такого отношения к деду. После этого случая старик стал со всеми за столом кушать.

Мораль в сказке есть

Сказки писателя, которые помещены в книге для детей, содержат глубокий смысл, в каждой из них имеется свой смысл. Его можно предложить найти детям самостоятельно, можно после чтения объяснить понятными и доходчивыми словами. Что же смогут дети без труда найти в содержании этой сказки? Старших нужно уважать, нужно заботиться о пожилых людях. Ведь всё время, пока дети растут, набираются ума-разума и взрослеют, о них всегда заботятся родители. Им не страшно было, что дети чего-то не умели, разбивали и ломали предметы. Мамы и папы стареют с течением времени, они становятся к старости беспомощными, такими, какими когда-то были их дети. Они как будто отдали все свои умения, силы и знания своим сыновьям и дочерям. Теперь им нужна помощь. Если рядом есть тот, кто сможет подать кружку с водой для утоления жажды, значит, родители не зря прожили свои годы и воспитали хороших детей. Об этом текст произведения: об уважении и заботе о пожилых людях.

Читайте рассказ русского писателя Льва Николаевича Толстого «Старый дед и внучек» онлайн бесплатно и без регистрации.

Характеристика персонажей

Главные герои произведения — обычная семья. Их описание и характеристика:

  1. Дедушка — очень старый, немощный и беззащитный старик. Когда невестка бранит его, он только вздыхает и ничего не говорит, из чего можно сделать вывод, что ему самому неловко за свою немощность.
  2. Внучок Мишка — маленький мальчик, добрый и заботливый, мудрый не по годам, который указал родителям на их ошибку.
  3. Сын и невестка — равнодушные и жестокие люди, которых раздражала беспомощность старика. Предметы обихода, которые он мог им испортить в силу своей немощности, были для них важнее чувств пожилого человека. Однако они вовремя осознали свою вину перед ним, заплакали и исправились. Они оказались не бесчувственными, а сознательными людьми.

Описание дедушки не может не вызывать у читателя сочувствие и сострадание. Он настолько состарился, что ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, а во рту уже не было зубов. Поэтому, когда он ел, у него всё текло изо рта. Однако окружающие должны были понимать, что он не был виноват в собственной немощности.

Анализ басни «Старый дед и внучек»

В басне «Старый дед и внучек» автор повествует нам о, казалось бы, обычной семейной жизни, в которой живут бок о бок три поколения: отец, сын с женой и внук. Отец беспомощен и стар, чем бесспорно раздражены и обозлены сын и его жена. Внук же, читая происходящее с позиции чистого и не уставшего от взрослых проблем и угнетенности сердца, открывает своим родителям глаза, всего лишь назвав вещи своими именами. Видя, с каким пренебрежением относятся к деду, мальчик делает вывод, что это норма, и готовится к аналогичной позиции по отношению к родителям в будущем. И лишь спроецировав сложившуюся ситуацию на себя, родители понимают, насколько же они были не правы.

Своей историей Толстой хотел наглядным образом показать истинное отражение реальности, которая настигает многие семьи – старость родителей, к сожалению, приходит вместе с нетерпеливостью и раздраженностью их детей. Это весьма жестокая сторона медали под названием «Семья». Однако решение отказаться от такой беспощадной несправедливости не станет для вас неподъемным, следует лишь на миг представить, что отношение ваших детей к вам в период беспощадного старения будет аналогичным. Устраивает? Нет? Значит, вы на верном пути.

Отнеситесь к своим старикам с должным уважением и заботой, дабы после не корить себя за обратное всю оставшуюся жизнь.

Читать все басни Толстого

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: