Трудолюбие
«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» (Притч. 6:6-11).
«Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный» (Притч. 10:5).
«Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен» (Притч. 12:11).
«Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий» (Притч. 15:20).
Притчи:
- Напоминание
- По справедливости
- Это хорошо
- Путь к морю
- Кто главный?
- Правильно ли я живу?
- Сердце женщины
- Карандаш
- Мудрость в одной строке
- Притча о женщинах
- Полная банка
- О бизнесе
- О неприятностях
- Следы на песке
- Любовь и время
- Притча о лесорубах
- Девять испытаний
- Беззаботная жена
- Медведь и бревно
- Страх богатыря
- Идеальный верблюд
- Истинная мудрость
- Мудрый заяц
- Мудрый совет
- Волк и перевозчик
- Дровосек и Гермес
- Ещё не время
- Нужда всему научит
- Польза бесполезности
- Путь на вершину
- Сам себе враг
- Притча о блудном сыне
- Соломоново решение
- Что всего сильнее?
- Волшебный карман
- Истинная дружба
- Как стать мудрым
- Завещание орла
- Мельник и осёл
- Арифметика счастья
Притча «Ничего такого, что было бы неправдой…»
Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой «Я слепой, пожалуйста помогите!». Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил ее слепому человеку и ушел. Днем он вернулся и увидел, что шляпа полна монет и денег. Слепой узнал его по шагам и спросил не он ли был тот человек, что переписал табличку. Он также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал ее немного по-другому». Он улыбнулся и ушел. Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть».
Притча про бабочку
Как-то раз куколка бабочки попала в руки к человеку. Он взял её и рассматривал в течение нескольких часов, видя, как она изо всех сил старается вытиснуть своё тело из маленькой дырочки в коконе. Время шло, она всё пыталась вылезти из кокона, но прогресса никакого не было. Казалось, что она совсем выбилась из сил и больше не может… Тогда человек решил помочь бабочке. Он взял ножницы и разрезал кокон до конца. Бабочка легко вышла из него, но её тело было несколько атрофированным, маленьким, а крылья сложенными и сдавленными. Человек продолжал наблюдать за ней, он ожидал, что в любой момент она раскроет крылья и полетит. Но этого не произошло. До конца своих дней бабочка осталась с деформированным телом и склеенными крыльями. Она никогда не смогла расправить крылья и полететь. Человек не знал, что жёсткий кокон и невероятные усилия, прикладываемые бабочкой для выхода из небольшого отверстия, были необходимы, чтобы тело приняло правильную форму и чтобы через крепкое тело в крылья вошли силы и она была готова лететь сразу, как освободится от кокона. Мораль: Не помогай, если не умеешь или не уверен, что твоя помощь действительно принесет пользу. Не вмешивайся в природу вещей, которые ты не создавал. Иначе ты можешь просто навредить.
Отношение к богатству
Настоящее богатство, по мысли автора книги Притчей, достигается трудолюбием:
«Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает» (Притч. 10:4).
«Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью» (Притч. 12:24).
«Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно» (Притч. 12:27).
«Нерадивый в работе своей — брат расточителю» (Притч. 18:9).
«К неправедным приобретениям он относится с презрением:
«Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет» (Притч. 22:16).
«Лучше любого богатства автор ставит мудрость и добродетель:
«Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Притч. 22:1).
«Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат» (Притч. 28:6).
Мудрец призывает не осуждать бедных — ведь каждый, кто живёт сегодня в достатке, может в один прекрасный момент оказаться на их месте:
«Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным» (Притч. 17:5).
«Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и — его уже нет» (Притч. 23:4-5).
Отношение к богатству и бедности раскрывается в молитве Агура, которая приводится в конце книги Притчей:
«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30:7-9).
Близнецы
Жили два близнеца в материнской утробе,
И другому один как-то высказал мысль:
-А ты знаешь, мне кажется, есть после родов
Удивительная и прекрасная жизнь.
И другой, потянувшись под маленьким сводом,
Тут улыбки беззубой своей не сдержал:
-Это просто смешно — верить в жизнь после родов,-
Брату верующему в ответ он сказал.
— Как, по-твоему, жизнь может выглядеть эта?
-Я не знаю, как точно, — близнец отвечал,-
Но, мне кажется, там, на Земле, больше света,
Я однажды во сне этот свет увидал.
Я, конечно, не знаю, как всё это будет,
Но мы, может, своими ногами пойдём,
И ещё, правда, это похоже на чудо,
Но возможно, что мы даже есть будем ртом.
-Ерунда! Вот уж это никак невозможно!
Наша жизнь — пуповина — и так коротка.
А ногами ходить — и представить-то сложно,
Нет, не сможем ходить мы ногами никак!
И оттуда никто ещё не возвращался,
Что за бред у тебя, братец мой, на уме?
Всё закончится родами, не обольщайся,
Наша жизнь — это только страданье во тьме.
-А мне кажется, брат,- первый не унимался,
Что когда-нибудь сможем увидеть мы мать…
И мы временно здесь, чтобы мало-помалу
К жизни той, после родов, готовыми стать.
Брат неверующий лишь качал головою:
-Верить в мать — это просто за гранью идей,
Я не вижу её, значит, нет её вовсе,
Ну, скажи, если умный, скажи, она где?
Как ответить тебе, братец, даже не знаю,
Но я чувствую сердцем заботу её,
И ночами, когда всё вокруг затихает,
Она гладит наш мир и тихонько поёт…
Всё наполнено ею, и радость такая,
Словно в ней пребываю, и ею живу,
И хоть точно про жизнь после родов не знаю,
Но я верю, что будет она наяву.
А эта притча, когда я ее слушала, просто заставляла плакать.
Правдивость
Мудрый царь Соломон не просто напоминает заповедь не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Он даёт руководство, как избежать лживого человека. Это настоящий трактат по психологии. Здесь в подробностях приводятся жесты, которые помогут распознать неправдивого собеседника:
«Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит — без исцеления».
Автор Притчей почти не проводит грани между грехами лжи и убийства — они оказываются тесно связаны:
«Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями» (Притч. 6:12-19).
Древняя поэзия
Притчи Соломоновы — это стихи. Они составлены по законам древнего стихосложения, с параллелизмами и особым ритмом. Многие перекликаются с псалмами:
«Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых»(Притч. 4:14) — «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных» (Пс. 1:1).
«Праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее» (Притч. 2:21-22) — «Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» (Пс. 1:6).
«Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления» (Притч. 3:25-26); «Не приключится праведнику никакого зла» (Притч. 12:21) — Ср. Пс. 90.
«Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле» (Притч. 10:30). — «Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде. Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник» (Пс. 111:5-6).
«Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен» (Притч. 12:3), «Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть» (Притч. 11:28). — «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так — нечестивые; но они — как прах, возметаемый ветром» (Пс. 1:3-4); «Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего» (Пс. 91:13-14).
Стихотворная форма помогала древнему читателю легче запомнить поучения, чтобы затем применять их в своей жизни. В переводах поэтические особенности этой книги утрачены: она воспринимается как проза.
По структуре эта книга — сборник сочинений разных эпох. Непосредственно притчи царя Соломона начинаются только с 10 главы. Она имеет такое надписание. В книге также собраны притчи загадочных царя Лемуила и мудреца Агура, сына Иакеева (30 и 31 главы). Никто не знает, кто это такие. Некоторые видят в первом имени псевдоним царя Соломона («Лемуил» значит «преданный Богу») или царя Езекии, при котором, как считают, произошло собирание разрозненных свитков притч в один сборник.
Окно
Лежали в больнице в палате одной
Два тяжко больных человека.
Один у окошка лежал, а другой –
У двери, где не было света.
Один постоянно в окошко глядел,
Другой — лишь на краску дверную,
И тот, что у двери, узнать захотел,
Про жизнь за окошком другую.
С готовностью первый больной рассказал,
Что видно ему из окошка:
— Там тихая речка, дощатый причал,
И ходит по берегу кошка.
По синему небу плывут облака,
Причудливые, как зверушки,
Сидят на причале там два рыбака,
И с внуком гуляет старушка.
И так каждый день — то про сказочный лес
Рассказывал, то про влюблённых…
Другой же сосед перестал даже есть,
Считая себя обделённым.
Он мучился злобой, и зависть росла,
Его постепенно съедая,
Не мог он понять, почему же была
Тут несправедливость такая.
Однажды сосед у окна занемог,
Что не было сил разогнуться,
Он стал задыхаться и даже не мог
До кнопки своей дотянуться.
У двери сосед мог на кнопку нажать
И вызвать сестру милосердья,
Но он не нажал, а остался лежать,
Глаза закрывая усердно.
Наутро сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным,
Сосед попросил, и она помогла
Занять эту самую койку.
Когда ж он в окно, наконец, посмотрел, —
На шее задёргалась вена:
Увидел он вместо того, что хотел, —
Глухую высокую стену.
Он был потрясён и сестре рассказал,
Про тихую чистую речку,
Про сказочный лес, про дощатый причал
И небо в кудрявых овечках…
-Ах, если б он видел, — сказала сестра, —
Всю жизнь он слепым оставался.
— Зачем же тогда?..- тут больной прошептал.
— Да он вас утешить старался…
Прослушать притчи скачать можно здесь и здесь.
Популярное за 7 дней
Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
25.11.22 08:48
Киево-Печерская Лавра зимой
22.11.22 13:08
Митр
Антоний (Паканич): Почему важно ценить Евхаристию
21.11.22 17:05
В Корецком монастыре рассказали о проведенной СБУ проверке
22.11.22 16:56
Годами каюсь в одном и том же грехе, но не могу от него избавиться. Что делать?
21.11.22 21:20
24 ноября — день памяти великомученика Мины Котуанского (Фригийского)
24.11.22 08:45
22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.22 08:10
Правильно ли ограждать ребенка от внешнего мира, чтобы уберечь от греха?
25.11.22 11:24
Заявление Священного Синода Украинской Православной Церкви от 23 ноября 2022 года
23.11.22 18:37
Как и какой хлеб используют на богослужениях?
21.11.22 11:24
Притча про жизненный урок
Отец с сыном шли через горы. Мальчик споткнулся о камень, упал, больно ударился и закричал: – А-а-а-й!!! И тут же услышал откуда-то из-за горы голос, который повторил за ним: – А-а-а-й!!! Любопытство одержало верх над страхом, и мальчик прокричал: – Кто тут? И получил ответ: – Кто тут? Рассерженный, он закричал: – Трус! И услышал: – Трус! Мальчик посмотрел на отца и спросил: – Папа, что это? Мужчина, улыбаясь, крикнул: – Сын, я тебя люблю! И голос ответил: – Сын, я тебя люблю! Мужчина крикнул: – Ты – лучший! И голос ответил: – Ты – лучший! Ребенок был удивлен и ничего не понимал. Тогда отец объяснил ему: – Люди называют это эхом, но в действительности это есть жизнь. Возвращает тебе все, что ты говоришь и делаешь. Мораль: Наша жизнь – это просто отражение наших действий. Если хочешь больше любви от мира – отдавай больше любви окружающим. Желаешь счастья – дай счастье тем, кто вокруг тебя. Хочешь улыбки от души – улыбнись от души тем, кого знаешь. Это касается всех аспектов жизни: она нам возвращает все, что мы ей дали. Наша жизнь – не совпадения, а отражение нас самих.
Притча про ожидания от жизни
Один известный художник написал своё очередное полотно. В день презентации его публике собрались много журналистов, фотографов, известных людей. Когда подошло время, художник сбросил с картины закрывавшую её ткань. Последовал взрыв аплодисментов. На картине была изображена фигура Иисуса, легонько стучавшего в дверь дома. Иисус казался живым. Прислонив ухо к двери, он будто хотел услышать, отвечает ли ему кто-то внутри дома. Все любовались прекрасным произведением искусства. Один же любопытный посетитель нашёл в картине ошибку. Дверь не имела ни замка, ни ручки. Он обратился к художнику: – Но эта дверь, похоже, закрыта изнутри, она без ручки, как же в неё войти? – Так и есть, – ответил автор полотна. – Это дверь сердца человека. Она может открыться только изнутри. Мораль: Все мы ждем, что в нашей жизни будут Любовь, Радость, Сочувствие, Счастье, Успех. Но для того, чтобы они появились в нашей жизни, нельзя сидеть, сложа руки. Нужно предпринимать действия. Хотя бы просто открыть дверь…
Притча Сократа «Самое важное»
Однажды Сократ обратился к людям с вопросом:
— Что самое главное в жизни? Окружившие его люди стали высказывать свои представления по этому вопросу. Один из них сказал: — Самое главное в жизни — это здоровье. Другой сказал: — Самое главное — это иметь хорошо сложённое тело, быть привлекательным и пользоваться успехом у женщин. Третий сказал: — Самое главное — это иметь деньги и положение в обществе. После того, как высказались все, они спросили у Сократа: — А ты что думаешь об этом? Сократ сказал: — Я думаю, что самое главное в жизни — это счастье! Как вы думаете, обязательно ли каждый человек, имеющий здоровье, будет счастлив в жизни? Слушающие его люди сказали: — Нет, Сократ, это не обязательно. — А человек, имеющий хорошо сложенное тело и пользующийся успехом у женщин, обязательно ли будет в жизни счастливым? — Нет, Сократ! И это не обязательно, — ответили люди. — Тогда скажите мне, — продолжал Сократ, — человек, имеющий много денег и положение в обществе, всегда является счастливым? — Нет, Сократ, — отвечали люди, — скорее, даже наоборот. Такие люди часто бывают одинокими. —А какой из типов людей, перечисленных здесь, вы посчитаете самым достойным? — продолжал спрашивать Сократ. — Представьте, что вам нужен совет врача. К какому врачу вы обратитесь? К очень богатому, имеющему положение в обществе, хорошо сложенному, имеющему успех у женщин или вы предпочтёте врача, который счастлив в этой жизни? Все присутствующие в один голос заявили, что обратятся за советом к врачу, который счастлив в жизни, потому что признают его наиболее достойным
— Таким образом, — объявил Сократ, — мы все единодушно признали, что счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни
Похожая притча
Когда в следующий раз вы захотите сказать обидные слова, вспомните об этой притче.
«Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу. Тот ответил, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: «Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры
И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется»
Притча «Шрамы на сердце»
Главные герои сказки «Шрамы на сердце» и их характеристика
- Отец. Мудрый, опытный человек
- Сын. Молодой, несдержанный, эмоциональный.
- Несдержанный сын
- Мешок с гвоздями
- Вбитые гвозди
- Извлечение гвоздей
- Дырки от гвоздей
- Не оставляй шрамы
- Отец дал своему несдержанному сыну мешок гвоздей.
- За каждую вспышку гнева сын вбивал в забор гвоздь.
- Настал день, когда он не вбил ни одного гвоздя.
- Сын стал вытаскивать гвозди из забора.
- После гвоздей остались шрамы-дырки.
- Отце сказал сыну не оставлять шрамы в сердцах других людей.
Чему учит сказка «Шрамы на сердце» Притча учит сдерживать свои эмоции, не поддаваться гневу, никого не обижать.
Отзыв на сказку «Шрамы на сердце» Мне понравилась эта притча, ведь в ней говорится о том, что любая обида оставляет в нашем сердце шрам. Мы можем простить нанесшего нам ее, но не можем забыть.
Пословицы к сказке «Шрамы на сердце» Всякому своя обида горька. Человека словом убить можно. От обидного слова навек ссора. У огня не бывает прохлады, у гнева рассудка. Судит бог обидчика, а человек прощает.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Шрамы на сердце» У одного очень достойного человека рос очень несдержанный в эмоциях сын. И вот однажды, после очередной вспышки гнева, отец дал сыну мешок с гвоздями и молоток. Он сказал, что каждый раз, когда сын поддастся гневу, он должен вбивать один гвоздь в забор. В первый день сын забил в забор более десяти гвоздей. Во второй на один меньше, с каждым днем число забитых гвоздей становилось все меньше, молодой человек учился сдерживать свои порывы. Наконец настал день, когда в забор не было забито ни одного гвоздя. Отец похвалил сына и сказал, что в этом случае он должен вытащить из забора один гвоздь. И теперь каждый день, когда сын ни разу не поддался гневу, он вытаскивал из забора один гвоздь. И вот пришел день, когда все ранее вбитые им гвозди были извлечены. Отец пришел с сыном к забору и показал мальчику на дырки от гвоздей. Он сказал, что несмотря на то, что гвозди были удалены, забор уже не станет таким, каким был прежде. От вбитых гвоздей на нем остались шрамы. И такие же шрамы остаются в сердцах несправедливо обиженных людей. И никакие извинения не удалят эти шрамы. И отец посоветовал сыну никогда своими поступками не оставлять шрамы в чужих сердцах.
-
Притча о царе давиде
-
Почему герой притчи старый человек
-
Притча о птицах небесных
-
Притча об умении слышать
- Одна из лучших притч царя соломона
Прошлое, настоящее или будущее?
Однажды три мудреца поспорили о том, что важнее для человека — прошлое, настоящее или будущее. Один из них сказал: — Именно прошлое делает человека, тем, кто он есть. Всем своим умениям, я научился в прошлом. — Не согласен! — воскликнул другой. — Человека формирует будущее: какими бы знаниями и умениями я ни обладал сегодня, я буду приобретать новые — те, которых потребует от меня будущее. Мои поступки продиктованы стремлением стать тем, кем я хочу быть. — Вы упустили из виду, — вмешался третий, — что прошлое и будущее существует лишь в наших помыслах. Прошлого уже нет. Будущего еще нет. Но любой поступок совершается вами в настоящем и только в настоящем. И только сегодняшний день определяет, какими вы войдете в будущее и не станет ли сегодня последней точкой в вашем прошлом. Не пренебрегайте днем сегодняшним, от которого столько зависит!
Договор транспортной перевозки пассажиров
Предварительный договор купли-продажи доли в ООО
Договор дарения автомобиля между близкими родственниками
Договор купли-продажи автомобиля
Гвозди
Жил человек, гневливый до предела,
Он молод был, и вот отец его
Сказал, чтоб он, когда не сдержит гнева,
Вбивал бы в столб забора длинный гвоздь.
Сначала столб пронизывали гвозди
По нескольку десятков каждый день,
Потом всё меньше, и однажды вовсе
Он молотком забора не задел.
Отец его заданье дал другое:
Когда он сможет снова гнев сдержать,
За каждую победу над собою —
По одному теперь их выдирать.
И вот настал тот день, когда в заборе
Он не нашёл гвоздя ни одного,
И сын сказал, довольный сам собою:
-Смотри, отец, я победил его!
Гнев побеждён, и для отца важнее,
Чем столб, дырявым ставший от гвоздей,
И молвил он, что сказанное в гневе,-
Гвоздей железных может быть острей.
И как забор уже не будет новым,
Так в сердце шрамы, словно от гвоздей,
От грубого презрительного слова
А вот эту притчу я любила слушать, когда была беременная
Подруги
Встретились как-то раз случайно cредь тополиной вьюги
Близкие в недалёком прошлом бывшие две подруги.
Первую звали Жизнь, вторая — Смертью звалась с рожденья:
Модница-Жизнь — в красивом платье, Смерть — в строгом облаченьи.
Жизнь пригласила Смерть на ужин, столик взяв в ресторане.
И — словно не было разлуки, не было расставанья…
Лучший коньяк, закуска, фрукты — щедрое угощенье…
Очень уж ей вернуть хотелось Смерти расположенье.
Смерть не была на Жизнь в обиде — просто другие взгляды,
И подружиться с ней, пожалуй, снова была бы рада.
Кстати, коньяк хороший, правда — чокнулись, всё по чину…
Но обойти не удалось им ссоры былой причины.
Вспомнили, как в ту ночь подруги спорили да рядили,
Как златокудрого младенца между собой делили,
Как невозможно было слушать матери плач из окон…
«Смерть, почему его взяла ты, разве пожить не мог он!?»
И, призадумавшись немного, жизни она сказала:
« Господом было мне открыто, что его ожидало:
Если б ребёнок жив остался, — стал бы тогда убийцей,
И, очерствев душой, не смог бы к Господу обратиться».
«Надо же так! — тут Жизнь вздохнула, — этого я не знала…
Ну, а ты помнишь ту старуху, что тебя призывала?
И как мы с ней тогда просили эти прервать мученья…
Но только ты призывам нашим не придала значенья».
«Да, — отвечала Смерть, устало, — помню я ту старуху, —
Это она своим проклятьем дочь обрекла на муку.
Надо успеть приехать было дочери издалёка,
Чтоб та сняла с неё проклятье перед дорогой к Богу».
Жизнь головою покачала: «Этого я не знала, —
Ну, а вот тот, сорокалетний, тоже ведь пожил мало?»
«Мало, — сказала Смерть сурово,- только наделал много,
И никогда б уже не стал он каяться перед Богом».
Тут телефон запел у Смерти тихий мотив церковный,
Стало лицо её бледнее, голос — спокойным, ровным.
И извинившись перед Жизнью, чмокнув её неловко,
Проговорила, убегая: «Срочно! Командировка!»
Следующая притча мне сильно помогла в свое время.
Притча о трудностях жизни.
Жил-был фермер. У него был осёл, который исправно служил ему всю свою ослиную жизнь
Однажды осёл по неосторожности провалился в колодец и страшно закричал, зовя на помощь. Когда фермер прибежал и увидел в чём дело, он, конечно, очень огорчился, ведь осёл был у него один
Стал фермер думать, что же ему делать.
Думал-думал и рассудил так: «Осёл мой уже старый, своё он почти отслужил. Да и колодец этот почти высохший – я давно собирался его закопать. Осла мне всё равно не вытащить никак, так что закопаю его в колодце, да и, когда он умрёт, запаха разложения слышно не будет. А себе со временем куплю молодого ослика, выносливого.»
Взял фермер лопату и стал закапывать колодец. Осёл, поняв в чём дело, принялся истошно орать на своём ослином языке. И вдруг он умолк. Бросив в колодец ещё несколько лопат земли, фермер решил всё же посмотреть, почему осёл молчит. Как же он был поражён тем, что увидел! Каждый ком земли, который падал ему на спину, ослик стряхивал и подминал под себя ногами. Таким образом он поднимался всё выше и выше. Скоро под осликом оказалось так много земли, что он смог выпрыгнуть из колодца.
В жизни каждого из нас бывает немало трудностей. Иногда они следуют одна за одной. Но не стоит их воспринимать как попытку жизни «закопать» вас. Трудности – это ступени. Трудности – это опыт. А когда мы приобретаем опыт, то становимся на ступеньку выше в своём развитии.
Как бы ни было вам трудно, какие бы испытания не посылала вам жизнь, никогда не сдавайтесь. Последуйте примеру ослика: встряхнитесь и поднимайтесь. Если не останавливаться, то можно выбраться даже из самого глубокого колодца.
Притча про школу
Пошёл Гусь в огород посмотреть, всё ли там в порядке. Глядь — на капусте кто-то сидит.
— Ты кто? — спрашивает Гусь.
— Гусеница.
— Гусеница? А я — Гусь, — удивился Гусь и загоготал. — Вот здорово — Гусь и Гусеница
Он гоготал и хлопал крыльями, потому что такого интересного совпадения ему никогда встречать не приходилось. И вдруг замолчал.
— А ты почему не хлопаешь? — спросил он почти обиженно.
— У меня нечем, — объяснила Гусеница. — Посмотри: видишь — ничего нет.
— У тебя нет крыльев! — догадался Гусь. — Как же ты летаешь в таком случае?
— А я не летаю, — призналась Гусеница. — Я только ползаю.
— Ага, — припомнил Гусь, — рождённый ползать летать не может. Жаль, жаль, тем более, что мы почти однофамильцы.
Они помолчали. Потом Гусь сказал:
— Хочешь, я научу тебя летать? Это совсем не трудно, и если у тебя есть способности, ты быстро научишься.
Гусеница охотно согласилась. Занятия начались на следующий день.
— Вот это земля, а это — небо. Если ты ползаешь по земле, то ты просто ползаешь, а если ты ползаешь по небу, то ты уже не ползаешь, а летаешь.
Так говорил Гусь. Он был силён в теории.
Из-под капусты высунулась чья-то голова:
— Можно и мне? Я буду сидеть тихо.
— Ты что — тоже Гусеница?
— Нет, я Червяк. Но мне бы хотелось летать… — Червяк замялся и добавил, немного смутившись: — Это у меня такая мечта с детства.
— Ладно, — согласился Гусь. — Сиди и слушай внимательно. Итак, мы остановились на небе…
Они занимались каждый день с утра до полудня. Особенно старался Червяк. Он сидел не шелохнувшись и смотрел учителю в рот, а по вечерам старательно готовил уроки и даже повторял пройденный материал. Не прошло и месяца, как Червяк уже мог безошибочно показать, где находится небо. Гусеница не отличалась такой прилежностью. На уроках она занималась бог знает чем: плела паутину и обматывала себя, пока не превратилась из живой, подвижной Гусеницы в какую-то восковую куколку.
— Так у нас дело не пойдёт, — делал ей замечание Гусь. — Теперь я вижу, что ты, Гусеница, никогда не будешь летать. Вот Червяк полетит — за него я спокоен.
Червяк и тут прилежно слушал учителя. Ему было приятно, что его хвалят, хотя он и прежде не сомневался, что полетит: ведь у него по всем предметам были пятёрки.
И вот однажды, придя на занятия. Гусь застал одного Червяка.
— А где Гусеница? — спросил Гусь. — Она что, больна?
— Она улетела, — сказал Червяк. — Вон, посмотрите. Видите?
Гусь посмотрел, куда показывал Червяк, и увидел Бабочку. Червяк уверял, что это — Гусеница, только теперь у неё выросли крылья. Бабочка легко порхала в воздухе, и даже сам Гусь не смог бы за ней угнаться, потому что хоть он и был силён в теории, но всё-таки был домашней птицей.
— Ну, ладно, — вздохнул Гусь, — продолжим занятия.
Червяк сосредоточенно посмотрел на учителя и приготовился слушать.
— Итак, — сказал Гусь, — о чём мы говорили вчера? Кажется, мы остановились на небе?..
Отличие притчи от аллегории
Чем отличается притча от аллегории? Притча – это некий рассказ или пример, который был дан Иисусом Христом или кем-то другим, чтобы проиллюстрировать какую-то мысль.
Например, «дети, вам нужно быть аккуратными, внимательными и слушаться родителей». Как им это объяснить на примере? Вот, например, воробушек сидит в гнезде и выглядывает, так как ему интересно, что там происходит. Родители говорят ему, чтобы не выглядывал, так как это опасно. Но он все равно делает по-своему. В результате он упал и его съела кошка.
Вот этот рассказ – это иллюстрация мысли «будьте послушны и не будьте любопытны». Такой рассказ не нужно трактовать по деталям (например, гнездо – это дом; а почему воробушек не слушается и так далее). Рассказчик не углубляется в детали, а притча была рассказана для того, чтобы показать к чему приводит непослушание.
Аллегория отличается от притчи тем, что она детализирует. Каждая деталь рассказа имеет какую-то аналогию с жизнью. Например, книга Джона Баньян «Путешествие пилигрима в Небесную страну» переполнена аллегориями, в каждой из которой заложен определенный смысл. Каждая деталь книги отражает нашу жизнь. Поэтому и комментариев к книге вышло больше, чем сам ее объем.
Итак, есть два вида иллюстрированных рассказов: первый, который позволяет увидеть только одну мысль, а второй – аллегории, когда много деталей и все они несут определенный смысл.
Приведем основные отличия в виде таблицы:
ПРИТЧА АЛЛЕГОРИЯ Имеет основную мысль. Имеет одну основную мысль и несколько важных дополнительных мыслей
Крайне осторожно нужно толковать детали и придавать им какое-либо аллегорическое значение
Большинство деталей аллегории имеют значение
Как же распознать: где аллегория, а где притча? В большинстве случаев те рассказы, которые приводил Христос – притчи. Но распознать будет не сложно, придерживаясь следующего правила:
«Если Сам Христос не объяснял детали притчи, то нам не следует искать образы и аналогов в каждой части притчи».
Зачем Иисус Христос говорил притчи?
По этому поводу есть два противоположных мнения:
- Христос говорил притчами, чтобы не все поняли то, что Он хотел сказать. Притча – это некая форма, завуалированного знания, чтобы не все поняли, что Иисус имеет ввиду.
- Христос говорил притчами, чтобы еще понятнее изложить то, что Он хотел сказать.
Вот что говорит Сам Господь:
Вот эту фразу христиане воспринимают двояко.
Иоанн Златоуст считает, что Иисус Христос использовал притчи, чтобы:
Притчи в его понимании – это картина, то есть живой образ.
Известный православный священник Александр Мень высказал свое мнение на этот счет:
Спаситель так характеризовал Своих слушателей:
«Ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат».
Но когда они слышали притчу, они хоть что-то запоминали, и истина приходила к ним не сразу, а постепенно.
Итак, зачем же Христос говорил притчи:
- Это образные яркие рассказы, которые помогают лучше понять. Когда мы пытаемся что-то объяснить детям «вот посмотрите на воробушка», «вот посмотрите на листочек» и так далее, мы тоже применяем тот или иной вид притч.
- Человек, который может даже не хотел бы слушать проповеди Христа, так как внутренне с Ним не соглашается, все равно запомнит притчу. Придет время, и эта притча начнет действовать в его жизни и сердце.
ИНТЕРЕСНО: Молитвы Иисусу Христу о детях.