Краткое содержание
Даже краткое содержание «Снежной королевы» для читательского дневника придется разбить на главы, поскольку каждая из них самобытна, наполнена событиями и по-своему интересна. Но если пересказать сюжет «Снежной королевы» кратко, как если бы была нужна только аннотация к книге, то его можно свести к следующему.
Жила на свете Герда. Дружила с мальчиком по имени Кай. Они были неразлучны с самого детства. Но однажды мальчику попал в глаз осколок волшебного зеркала, из-за которого Кай все теперь видит в самом неприглядном свете. Он становится злым, но Герда все равно его любит
Когда Кая забирает в свои ледяные чертоги королева, маленькая Герда отважно отправляется в опасное путешествие, чтобы спасти своего друга
Более полное описание произведения состоит в следующем:
Рассказ первый. Он называется «Зеркало и осколки». Это предыстория всей сказки, она повествует о том, что однажды самый злобный тролль изготовил зеркало, которое даже все доброе и светлое делало злым. Ученики мастера потехи ради повсюду бегали с этим зеркалом, и однажды они решили подняться на небеса, чтобы посмеяться над ангелами и Богом. Но чем выше поднимались они, тем тяжелее было удерживать в руках гримасничающее зеркало. Оно вырвалось у троллей из рук, упало на землю и разбилось. Некоторые осколки пошли на то, чтобы смастерить очки, другие были вставлены в оконные рамы, но хуже всего было то, что некоторым людям осколки попали прямо в сердце, превратив его в кусочек льда.
Рассказ второй знакомит с Каем и Гердой. Он так и называется — «Мальчик и девочка». Они дружат с детства и много времени проводят вместе. Однажды, когда они сидели в своем садике, который вырастили под крышей, Каю в глаз попал осколок волшебного зеркала, о котором рассказывала предыдущая глава. С тех пор мальчик начинается смеяться над Гердой и над окружающими, его больше не радует красота роз, ему нравятся только снежинки. А однажды его увозит с собой королева.
Рассказ третий повествует о том, как Герда отправилась на поиски Кая. Вскоре она встретила женщину, умеющую колдовать, которой очень понравилась девочка, и она захотела оставить ее у себя. С помощью магии она сделала так, чтобы Герда забыла обо всем. Чтобы ничего не напоминало ей о Кае, женщина даже прячет все розы у себя в саду. Но забывает спрятать те, что украшали ее шляпу. Герда видит эти розы, все вспоминает и после этого слушает необыкновенные истории, которые рассказывают ей волшебные цветы, и снова пускается в путь.
Рассказ четвертый знакомит читателя с придворными воронами и очаровательной принцессой. Из разговора воронов Герда узнает, что жених принцессы родом из чужих краев, она думает, что это Кай, но ошибается. К счастью, принцесса оказывается доброй девушкой, узнав историю Герды, она дарит ей и новое платье, и башмаки, и хорошенькую муфту, и роскошную карету, чтобы она быстрее нашла своего друга, да еще отправляет с ней целую свиту.
Рассказ четвертый называется «Маленькая разбойница»
Роскошная карета привлекает внимание местных разбойников. Они нападают на Герду, расправляются с ее кучером и слугами, забирают все ее вещи себе
Но Герде повезло. Она понравилась маленькой разбойнице, дочке атаманши этой банды, и та спасает героиню. Разбойница кажется жадной и упрямой, но в глубине души она неплохая. В итоге разбойница отпускает Герду и дает ей своего Северного оленя, который знает, где находится дворец Снежной королевы. И выясняется, что Герде нужно добраться до самого Северного полюса.
Рассказ шестой. В пути Герда и ее олень встречают гостеприимную лапландку. Она узнает их историю и советует путникам отправиться к ведунье-финке. Та дает оленю питье, которое придает сил, но Герде такое снадобье не нужно, ведь ее сила — в ее добром сердце.
Рассказ седьмой. В этой части северный олень оставляет девочку одну, дальше идти он не может. Герда, несмотря на все препятствия, на страшную бурю, через которую ей приходится идти, даже не имея теплых сапог и рукавиц, попадает во дворец Снежной королевы, где она встречает Кая, поет ему их любимый псалом про розы, и он все вспоминает. Когда дети возвращаются домой, то по дороге встречают молодую разбойницу, которая выросла и захотела посмотреть мир. А придя в свой маленький розовый сад, обнаруживают, что стали взрослыми.
Похожие сказки:
753
Снежная королева (музыкальный спектакль)
Г.Х. Андерсен, Е. Шварц 1:13:15 Спустя почти сто лет сказочный сюжет Андерсена пережил превращение в произведении Евгения Шварца. Персонажи андерсеновской «Снежной королевы» получили у Шварца новую жизнь, потому что драматург наделил их особенными чертами, соответствующими реалиям… 0:00 192
Снежная королева (читают В. Ларионов и К. Румянова)
Г.Х. Андерсен 53:35 Жил-был злой тролль. Однажды он сделал волшебное зеркало, в котором всё доброе и красивое уменьшалось донельзя, а всё плохое и безобразное выступало ещё ярче и казалось ещё хуже. Тролля это очень смешило, а его слуги бегали с зеркалом по… 0:00 145
Снежная королева (сказка-мюзикл)
Г.Х. Андерсен, А. Морсин 1:13:45 И дети и взрослые с удовольствием будут слушать музыкальную постановку по мотивам сказки «Снежная королева». Ее герои говорят и поют голосами известных артистов. А режиссер постарался привнести во всем известный сюжет нечто новое. Что из этого получилось, вы узнаете,… 0:00 122
Снежная королева (аудиоспектакль)
Ганс Христиан Андерсен 1:1:23 Аудиоспектакль по мотивам известной сказки Г.Х. Андерсена понравится и малышам, и их родителям. Снежная королева украла мальчика Кая и увезла его в свой ледяной замок. Но дома у него осталась верная подруга Герда. Множество испытаний пришлось ей пройти, чтобы спасити… 0:00
Сказка: «Снежная королева» (краткая версия)
Давным-давно жили по соседству двое детей: мальчик Кай и девочка Герда. Однажды зимой они сидели у окна и смотрели, как на улице кружаться снежинки. — Интересно, — задумчиво протянул Кай, — а у них есть королева? — Конечно, — кивнула бабушка. — Ночью она летает по улице в снежной колеснице и заглядывает в окна. И тогда на стеклах появляются ледяные узоры. На другой день, когда дети снова играли у окна, Кай вдруг вскрикнул: -Ай, что-то кольнуло меня в глаз, а потом в сердце! Бедный мальчик еще не знал, что это осколок ледяного зеркала Снежной королевы, который должен был превратить его сердце в лед. Снежная королева
Однажды дети отправились играть на площадь. В разгар веселья вдруг появились большие белые сани. Никто и глазом не успел моргнуть, как Кай привязал к ним свои саночки. Сидевшая в санях Снежная Королева, а это была она, усмехнулась-и унеслась вместе с Каем в свой ледяной дворец. Околдованный Кай забыл и Герду, и бабушку: ведь его сердце превратилось в лед.
Снежная королева
Но Герда не забыла Кая. Она отправилась на его поиски: села в лодку и поплыла куда глаза глядят. Вскоре лодка причалила к удивительному саду. Навстречу Герде вышла колдунья: -Какая очаровательная девочка! -Вы не видели Кая? — спросила Герда. -Нет, не видела. Зачем тебе Кай? Оставайся, мы с тобой славно заживем! Колдунья показала Герде волшебный сад с удивительными цветами, которые умели рассказывать сказки. Там всегда светило солнце и было очень красиво, но Герда отправилась дальше-искать Кая.
Снежная королева
По дороге она встретила старого ворона
-Я видел Кая,-важно сказал ворон. — Он теперь живет у принцессы! И Герда отправилась во дворец
Но оказалось, что это был не Кай! Она рассказала принцессе и принцу свою историю. -Ах, бедняжка!-расплакалась принцесса. — Мы тебе поможем. Герду накормили, дали теплую одежду и золотую карету, чтобы она быстрее нашла своего Кая.
Снежная королева
Но тут случилась беда: на богатую карету в лесу напали разбойники. Ночью Герда не сомкнула глаз. Два голубя рассказали ей, что видели сани Снежной Королевы и в них сидел Кай. -Наверное, она увезла его в Лапландию, — курлыкали голуби. Дочь атаманши, маленькая разбойница, хотела, чтобы Герда осталась с ней, но когда узнала ее печальную историю, так растрогалась, что решила отпустить Герду и приказала своему любимому северному оленю девезти девочку до Лапландии. День и ночь бежал олень. Он уже совсем выбился из сил, когда среди снегов показался наконец ледяной дворец Снежной Королевы.
Снежная королева
Герда осторожно зашла внутрь. На ледяном троне восседала Снежная Королева, а у нее ног льдинками играл Кай
Он не узнал Герду, и в сердце его ничего не дрогнуло-ведь оно было ледяным! Тогда Герда обняла его и заплакала.
Снежная королева
Ее слезы были такими горячими, что растопили ледяное сердце Кая. — Герда!-воскликнул он, словно проснувшись. — Кай, мой милый Кай!-ахнула Герда. — Ты узнал меня! Конец колдовству! Теперь им была не страшна Снежная Королева. Кай и Герда вернулись домой и зажили, как и раньше, весело и дружно.
Краткая биография
Андерсен родился в 1805г. в небольшом городке Однесе. Его семья была очень бедной. Отец чинил башмаки, а матушка стирала белье. Несмотря на уготованную ему тяжкую судьбу, Гансу с детства прививалась любовь к книгам и театру. Он пронес ее через всю долгую и нелегкую жизнь. Наверное, жизнь мальчика была такой суровой, что, будучи ребенком, Андерсен выдумал историю о своем близком знакомстве с наследником престола, впоследствии ставшим королем Федериком VII. Скорее всего, именно тогда в уме и создавались будущие знаменитые сказки Ганса Христиана Андерсена.
Начать трудиться будущему писателю пришлось слишком рано, сначала подмастерьем ткача, а затем портного и, наконец, на сигаретной фабрике. В 14 лет мать отпускает Андерсена в Копенгаген, с надеждой, что парень, мечтавший о славе, быстро одумается и возвратится в родной дом. Неуклюжий, долговязый подросток не сразу смог найти себя в столице. Но, его желание учиться было таким сильным, что нашлись сочувствующие, которые помогли Гансу начать обучение, испросив на это разрешение у короля. Учеба Андерсена завершилась в 1827 г. Справедливости ради, стоит сказать, что будущий великий сказочник так и не научился писать грамотно.
К сожалению, Андерсену не повезло и в личной жизни. Он никогда не имел детей и не был женат. Серьезные травмы, полученные при падении, впоследствии стали причиной смерти писателя, которая произошла в августе 1875г.
Сказки, одушевляющие весь мир
Пушкин в своём «Золотом петушке» говорит:
Добрым молодцам урок.
Это относится по существу ко всякой сказке. Вольно или невольно, но в ней должен быть урок, элемент нравоучительный, воспитательный. Сказка тем художественнее и привлекательнее, чем больше за яркостью образов скрыта её дидактическая основа.
В этом отношении сказки Андерсена выгодно отличаются от произведений многих других знаменитых сказочников. Он сумел создать своеобразный жанр, в котором конечный вывод, мудрая мораль не навязывается читателю, а вытекает сама собой из содержания его сказки.
Во всемирной литературе едва ли есть автор сказок более популярный, чем великий датчанин.
Ганс-Христиан Андерсен (1805-1875), выходец из народа, с большим трудом завоевал себе место в жизни. Нередко его третировали бездарные литературные педанты и богатые графоманы.
В соответствии с господствующим стилем в литературе той эпохи, когда Андерсен жил и творил, стиль его сказок содержит прихотливое сочетание романтических и реалистических черт.
Андерсен одушевляет весь мир, начиная от солнца и небесных светил и кончая горошинами, заключёнными в зелёный стручок. Его романтизм вовсе не носит реакционного характера, свойственного утешителям, уводящим от жгучих проблем дня в мир мечты и фантазии. Романтизм Андерсена в конечном счёте приводит к жизненным, реалистическим выводам. Андерсен психологичен, насколько сказка, упрощающая душевный мир людей, допускает психологичность.
Однако в творчестве Андерсена есть немало черт консервативного свойства. Великий сказочник пропагандирует умеренность, любовь к «малым сим», буржуазное сострадание к обездоленным. Поэтому-то, выбор сказок для советского (ещё не признавшего настоящий капитализм сейчас в России) читателя из богатого наследия знаменитого писателя представляет некоторые трудности.
В жестокое сталинское время горе-критики вели яростную атаку на сказки. Они признавали только те сказки, которые были очищены от всякой фантастики и которые могли нести для детей известные познавательные функции. Естественно, что Андерсен с его богатым миром оживлённых вещей и говорящих животных пришёлся не ко двору вульгарным материалистам.
Как хорошо высмеял сам Андерсен старческую немощь бескрылых душ этих вульгарных материалистов! Стоит вспомнить хотя бы старого дедушку из «Оле-Лукойе», горячо протестующего против мира сказок, вторгающегося в жизнь маленького Гиальмара.
В то счастливое для детей время, когда советская литература успешно развивалась под прекрасным лозунгом социалистического реализма, когда мы полной пригоршней черпали из сокровищницы мирового творчества всё лучшее и благородное, содействующее нашему победному шествию к несостоявшемуся социализму,- и Гансу-Христиану Андерсену было возвращено подобающее место.
К сожалению, у нас забывают социальную сказку Андерсена. Между тем такие его произведения, как «Сын привратника», «Она никуда не годилась», «Сказка моей жизни» и другие, прекрасно показывают острый контраст между миром богатых и бедных и резко оттеняют психологические свойства эксплуататоров, правящих классов, от благородных качеств народной души.
Эта социальная сказка Андерсена сейчас довольно редко встречается, наиболее популярными являются сказки Андерсена, исключительных по богатству фантазии и характеристикам действующих персонажей.
Многие из нас помнят с детства сказки о стойком оловянном солдатике, влюбившемся в кукольную балерину, о Дюймовочке, о самодовольной штопальной игле, сказку о голом короле и т. п.
Особого внимания заслуживают сказки «Свинопас», «Соловей» и «Принцесса на горошине». Здесь юмор Андерсена доходит до границ сатиры.
Так же как и в «Новом наряде короля», Андерсен раскрывает картину тщеславия, заносчивости, самовлюблённости, царящих в так называемом высшем свете. Фигуры капризных принцесс, придурковатых королей и наивных до глупости придворных даны с обличительной меткостью, но без особого шаржа, в мягких акварельных тонах.
На творческой палитре Андерсена нет густых красок социального гнева. Этот гениальный человеколюбец и добряк смеётся и посмеивается. Но смешное убивает. Поэтому Андерсен, подвергая насмешкам замкнутую касту дворян и аристократов, от которой он сам немало вытерпел в жизни, сокрушает этот затхлый мирок казалось бы беззлобными стрелами своего юмора. Этим объясняется художественная и идейная ценность его сказок.
Сказки Андерсена — это высоко художественные сказки, довольно разнообразные по темам и дающие представление о разнообразии жанра Андерсена.