Сорока.
За калиновым мостом, на малиновом кусту калачи медовые росли да пряники с начинкой. Каждое утро прилетала сорока-белобока и ела пряники.
Покушает, почистит носок и улетит детей пряниками кормить.
Раз спрашивает сороку синичка-птичка:
— Откуда, тетенька, ты прянички с начинкой таскаешь? Моим детям тоже бы их поесть охота. Укажи мне это доброе место.
— А у черта на кулижках, — отвечала сорока-белобока, обманула птичку.
— Неправду ты говоришь, тетенька, — пискнула синичка-птичка, — у черта на кулижках одни сосновые шишки валяются, да и те пустые. Скажи — все равно выслежу.
Испугалась сорока-белобока, пожадничала. Полетела к малиновому кусту и съела и калачи медовые, и пряники с начинкой, все дочиста.
И заболел у сороки живот. Насилу домой доплелась. Сорочат растолкала, легла и охает…
— Что с тобой, тетенька? — спрашивает синичка-птичка. — Или болит чего?
— Трудилась я, — охает сорока, — истомилась, кости болят.
— Ну, то-то, а я думала другое что, от другого чего я средство знаю: трава Сандрит, от всех болестей целит.
— А где трава Сандрит растет? — взмолилась сорока-белобока.
— А у черта на кулижках, — ответила синичка-птичка, крылышками детей закрыла и заснула.
«У черта на кулижках одни сосновые шишки, — подумала сорока, — да и те пустые», — и затосковала: очень живот болел у белобокой.
И с боли да с тоски на животе сорочьем перья все повылезли, и стала сорока — голобока.
От жадности.
Полкан
На весеннем солнышке греется пес Полкан.
Морду положил на лапы, пошевеливает ушами – отгоняет мух.
Дремлет пес Полкан, зато ночью, когда на цепь посадят, не до сна.
Ночь темна, и кажется всё – крадется кто-то вдоль забора.
Кинешься, тявкнешь – нет никого.
Или хвостом по земле застукает, по-собачьи; нет никого, а стукает…
Ну, с тоски и завоешь, и подтянет вон там, за амбаром, зальется чей-то тонкий голос.
Или над поветью глазом подмигивать начнет, глаз круглый и желтый.
А потом запахнет под носом волчьей шерстью.
Пятишься в будку, рычишь.
А уж жулики – всегда за воротами стоят, всю ночь.
Жулика не страшно, а досадно – зачем стоит.
Чего-чего не перевидишь ночью-то… охо, хо…
Пес долго и сладко зевнул и по пути щелкнул муху.
Поспать бы.
Закрыл глаза, и представилась псу светлая ночь. Над воротами стоит круглый месяц – лапой достать можно. Страшно. Ворота желтые.
И вдруг из подворотни высунулись три волчьи головы, облизнулись и спрятались.
«Беда», – думает пес, хочет завыть и не может.
Потом три головы над воротами поднялись, облизнулись и спрятались.
«Пропаду», – думает пес.
Медленно отворились ворота, и вошли три жулика с волчьими головами.
Прошлись кругом по двору и начали всё воровать.
– Украдем телегу, – сказали жулики, схватили, украли.
– И колодец украдем, – схватили, и пропал и журавль и колодец.
А пес ни тявкнуть, ни бежать не может.
– Ну, – говорят жулики, – теперь самое главное!
«Чтосамое главное?» – подумал пес и в тоске упал на землю.
– Вон он, вон он, – зашептали жулики.
Крадутся жулики ко псу, приседают, в глаза глядят.
Со всею силою собрался пес и помчался вдоль забора, кругом по двору.
Два жулика за ним, а третий забежал, присел и рот разинул. Пес с налета в зубастую пасть и махнул.
– Уф, аф, тяф, тяф…
Проснулся пес… на боку лежит и часто, часто перебирает ногами.
Вскочил, залаял, побежал к телеге, понюхал, к колодцу подбежал, понюхал – всё на месте.
И со стыда поджал пес Полкан хвост да боком в конуру и полез.
Рычал.
Ход образовательной деятельности
Этап
образовательной деятельности Организация
рабочего
пространства Деятельность
взрослого Деятельность
детей Психолого-педагогические условия/ задачи
Вводная часть Игра «Встали дружно все мы в круг»
Встали дружно все мы в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся Дети выполняют действия в соответствии со смыслом текста Условия для психологической поддержки детей
Основная часть
Загадываю загадку
— Ребята, вы любите отгадывать загадки?
«Сердитый недотрога,
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной»
— Как вы узнали, что это ёжик?
— Где мы можем узнать о характере ежа? Дети стоят в кругу
Рассуждение детей
Условия для мотивации детей
Условия для поддержки речевой активности детей
Чтение сказки Л. Н, Толстого «Еж» — Сегодня мы познакомимся с новой сказкой «Еж», которую написал русский писатель Л. Н. Толстой
«Теленок увидел ежа и говорит:
— Я тебя съем!
Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:
— Попробуй!
Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
— Ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове–матери, жалуется:
— Еж меня за язык укусил.
Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась рвать траву. А еж покатился в темную нору, под рябиновый корень и сказал ежихе :
— Я огромного зверя победил, должно быть льва!
И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за темный лес:
— У нас еж – богатырь, — шепотом со страху говорили звери». Дети садятся на стульчики, слушают сказку
Условия для восприятия сказки
Обсуждение сказки
— Что я вам прочла? Как вы определили?
— Почему ёж испугался теленка?
— Что сделал еж?
— Как в сказке вел себя теленок, увидев ежа? (читаю описание этой сценки)
— Как жаловался теленок корове-матери?
— Как хвастался еж своей победой перед своей ежихой?
— А отчего на зверей такой страх нашёл?
— Что говорили звери про храбрость ежову?
— Какой ёж в этой сказке?
— Хорошо или плохо быть хвастливым? Почему?
— Если бы ёж не хвастался своей победой, звери бы называли его храбрым богатырем?- Может быть, это хорошо, что ёж прославился благодаря своему хвастовству? Рассуждение детей
Дети произносят фразу шёпотом Условия для развития навыков полного ответа на поставленный вопрос
На столе лежат картинки с изображением животных
-Ребята, а мы можем изобразить поведение героев?
— Сейчас разделитесь на две группы так, чтобы вас было поровну.
— Первая группа будет глупым телёнком, вторая группа – ежом.
— Представьте себя на месте этих животных и покажите его поведение.
— Слушайте внимательно:
«Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа»;
«Ой, ой, ой! – закричал теленок побежал к корове-матери, жалуется: «Еж меня за язык укусил»;
«А еж покатился в темную нору, под рябиновый корень и сказал ежихе :
«Я огромного зверя победил, должно быть льва!» Дети делятся на подгруппы
Каждая группа выбирает героя, которого будут изображать
Дети самостоятельно интерпретируют образ животных Условия для самостоятельного выбора партнера по деятельности
Условия для
взаимодействия детей друг с другом; для развития самостоятельности и инициативы;
для развития творческой активности
Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.
— Ребята, как у вас здорово получается! Сегодня мы будем пересказывать сказку, но необычно, а от имени героев: телёнка и ежа.
— А чтобы ваши пересказы получились интересными, послушайте ещё раз сказку Дети садятся на стульчики своей подгруппы, повторно слушают сказку Условия для участия в ситуации речевого общения
Пересказ сказки в подгруппах.
— Ребята, давайте нашим гостям расскажем события, происшедшие в сказке Дети встают на позицию одного из героев и с его точки зрения передают события, происшедшие в сказке Условия для поддержки речевой активности детей
Заключительная часть — Кто из героев более точно, выразительно передал события?
— Кому мы можем рассказать эту сказку? Как мы можем рассказать сказку? Высказывание детей Условия успеха, уверенности, поддержки речевой деятельности
Рассказ Ёж Пришвина М. читать с картинками
Раз шел я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шел автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога; он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.— А, ты так со мной! — сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понес домой.Мышей у меня было много, я слышал — ёжик их ловит, и решил: пусть он живет у меня и ловит мышей.Так, положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза все смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда и выбрал себе наконец место под кроватью и там совершенно затих.
Когда стемнело, я зажег лампу и — здравствуйте! — ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам. И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка. Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна, и облака, а ноги мои были как стволы деревьев и, наверное, очень нравились ежу, он так и шнырял между ними, понюхивая и почесывая иголками задник у моих сапог.Прочитав газету, я уронил ее на пол, перешел в кровать и уснул.Сплю я всегда очень чутко. Слышу — какой-то шелест у меня в комнате, чиркнул спичкой, зажег свечу и только заметил, как ёж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Так я и оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая: «Зачем это ёжику газета понадобилась?» Скоро мой жилец выбежал из-под кровати — и прямо к газете, завертелся возле нее, шумел, шумел и наконец ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил ее, огромную, в угол.
Тут я и понял его: газета ему была как в лесу сухая листва, он тащил ее себе для гнезда. И оказалось, правда, в скором времени ёж весь обернулся газетой и сделал себе из нее настоящее гнездо
Кончив это важное дело, он вышел из своего жилища и остановился против кровати, разглядывая свечу — луну
Я подпустил облака и спрашиваю:— Что тебе еще надо?Ёжик не испугался.— Пить хочешь?Я встал. Ёжик не бежит.
Взял я тарелку, поставил на пол, принес ведро с водой, и то налью воды в тарелку, то опять вылью в ведро, и так шумлю, будто это ручеек поплескивает.— Ну, иди, иди, — говорю, — видишь, я для тебя и луну устроил, и облака пустил, и вот тебе вода…Смотрю: будто двинулся вперед. А я тоже немного подвинул к нему свое озеро. Он двинется — и я двину, да так и сошлись.— Пей, — говорю окончательно.Он и залакал.А я так легонько по колючкам рукой провел, будто погладил, и все приговариваю:— Хороший ты малый, хороший!Напился ёж, я говорю:— Давай спать.Лег и задул свечу.
Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа. Зажигаю свечу — и что же вы думаете? Ёжик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в уголок, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дернулся и опять бежит — на колючках другое яблоко тащит в гнездо.Так вот и устроился у меня ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью на блюдечко — выпьет, то булочки дам — съест.
Краткое содержание Ёж:
Отправившись однажды в лес, автор наткнулся на лесной ручей. Когда в траве у подножья ручья что-то зашелестело, он увидел маленького ежика. Забрал его в свой дом, чтобы тот ловил мышей. Ежик быстро освоился в доме, даже сделал себе из газеты гнездо, затем натаскал из мешка к себе яблок. Герой включил лампу, она была как луна для ежика, а колечки дыма как облачка. С того времени ежик так и живет в доме.
Главная мысль Ёж:
В природе всё удивительно и интересно. Еж животное очень интересно, умное и веселое. Его, как и любое другое животное следует любить и относится к нему бережно.
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
Картина.
Захотела свинья ландшафт писать. Подошла к забору, в грязи обвалялась, потерлась потом грязным боком о забор — картина и готова.
Свинья отошла, прищурилась и хрюкнула.
Тут скворец подскочил, попрыгал, попикал и говорит:
— Плохо, скучно!
— Как? — сказала свинья и насупилась — прогнала скворца.
Пришли индюшки, шейками покивали, сказали:
— Так мило, так мило!
А индюк шаркнул крыльями, надулся, даже покраснел и гаркнул:
— Какое великое произведение!..
Прибежал тощий пес, обнюхал картину, сказал:
— Недурно, с чувством, продолжайте, — и поднял заднюю ногу.
Но свинья даже и глядеть на него не захотела.
Лежала свинья на боку, слушала похвалы и похрюкивала.
В это время пришел маляр, пхнул ногой свинью и стал забор красной краской мазать.
Завизжала свинья, на скотный двор побежала:
— Пропала моя картина, замазал ее маляр краской… Я не переживу горя!..
— Варвары… варвары… — закурлыкал голубь.
Все на скотном дворе охали, ахали, утешали свинью, а старый бык сказал:
— Врет она… переживет.
Корова
(Быль)
Жила вдова Марья с своей матерью и с шестью детьми. Жили они бедно. Но купили на последние деньги бурую корову, чтоб было молоко для детей. Старшие дети кормили Буренушку в поле и давали ей помои дома. Один раз мать вышла со двора, а старший мальчик Миша полез за хлебом на полку, уронил стакан и разбил его. Миша испугался, что мать его будет бранить, подобрал большие стекла от стакана, вынес на двор и зарыл в навозе, а маленькие стеклышки все подобрал и бросил в лоханку. Мать хватилась стакана, стала спрашивать, но Миша не сказал; и так дело осталось.
На другой день после обеда пошла мать давать Буренушке помои из лоханки, видит, Буренушка скучна и не ест корма. Стали лечить корову, позвали бабку. Бабка сказала: корова жива не будет, надо ее убить на мясо. Позвали мужика, стали бить корову. Дети услыхали, как на дворе заревела Буренушка. Собрались все на печку и стали плакать. Когда убили Буренушку, сняли шкуру и разрезали на части, у ней в горле нашли стекло.
И узнали, что она издохла оттого, что ей попало стекло в помоях. Когда Миша узнал это, он стал горько плакать и признался матери об стакане. Мать ничего не сказала и сама заплакала. Она сказала: убили мы свою Буренушку, купить теперь не на что. Как проживут малые дети без молока? Миша еще пуще стал плакать и не слезал с печи, когда ели студень из коровьей головы. Он каждый день во сне видел, как дядя Василий нес за рога мертвую, бурую голову Буренушки с открытыми глазами и красной шеей.
С тех пор у детей молока не было. Только по праздникам бывало молоко, когда Марья попросит у соседей горшочек. Случилось, барыне той деревни понадобилась к дитяти няня. Старушка и говорит дочери: отпусти меня, я пойду в няни, и тебе, может, бог поможет одной с детьми управляться. А я, бог даст, заслужу в год на корову. Так и сделали. Старушка ушла к барыне. А Марье еще тяжелее с детьми стало. И дети без молока целый год жили: один кисель и тюрю ели и стали худые и бледные.
Прошел год, пришла старушка домой и принесла двадцать рублей. Ну, дочка! говорит, теперь купим корову. Обрадовалась Марья, обрадовались все дети. Собрались Марья с старухой на базар покупать корову. Соседку попросили с детьми побыть, а соседа дядю Захара попросили с ними поехать, выбирать корову. Помолились богу, поехали в город. Дети пообедали и вышли на улицу смотреть: не ведут ли корову. Стали дети судить: какая будет корова – бурая или черная. Стали они говорить, как ее кормить будут. Ждали они, ждали целый день. За версту ушли встречать корову, уж смеркаться стало, вернулись назад.
Вдруг, видят: по улице едет на телеге бабушка, а у заднего колеса идет пестрая корова, за рога привязана, и идет сзади мать, хворостиной подгоняет. Подбежали дети, стали смотреть корову. Набрали хлеба, травы, стали кормить. Мать пошла в избу, разделась и вышла на двор с полотенцем и подойником. Она села под корову, обтерла вымя. Господи благослови! стала доить корову, а дети сели кругом и смотрели, как молоко брызнуло из вымя в край подойника и засвистело у матери из-под пальцев. Надоила мать половину подойника, снесла на погреб и отлила детям горшочек к ужину.
Лиса
Под осиной спала лиса и видела воровские сны.Спит лиса, не спит ли все равно нет от нее житья зверям.И ополчились на лису еж, дятел да ворона.Дятел и ворона вперед полетели, а еж следом покатился.Дятел да ворона сели на осину.Тук-тук-ту-к, застучал дятел клювом по коре.И лиса увидела сон будто страшный мужик топором машет, к ней подбирается.Еж к сосне подбегает, и кричит ему ворона:Карр еж!.. Карр еж!..«Кур ешь, думает ворона, догадался проклятый мужик».А за ежом ежиха да ежата катятся, пыхтят, переваливаются…Карр ежи! заорала ворона.«Караул, вяжи!» подумала лиса, да как спросонок вскочит, а ежи ее иголками в нос…Отрубили мой нос, смерть пришла, ахнула лиса и бежать.Прыгнул на нее дятел и давай долбить лисе голову. А ворона вдогонку: «Карр».С тех пор лиса больше в лес не ходила, не воровала.Выжили душегуба.
В началоНазад1ВпередВ конец
Рачья свадьба
Грачонок сидит на ветке у пруда. По воде плывет сухой листок, в нем — улитка.
— Куда ты, тетенька, плывешь? — кричит ей грачонок.
— На тот берег, милый, к раку на свадьбу.
— Ну, ладно, плыви.
Бежит по воде паучок на длинных ножках, станет, огребнется и дальше пролетит.
— А ты куда?
Увидал паучок у грачонка желтый рот, испугался.
— Не трогай меня, я — колдун, бегу к раку на свадьбу.
Из воды головастик высунул рот, шевелит губами.
— А ты куда, головастик?
— Дышу, чай, видишь, сейчас в лягушку хочу обратиться, поскачу к раку на свадьбу.
Трещит, летит над водой зеленая стрекоза.
— А ты куда, стрекоза?
— Плясать лечу, грачонок, к раку на свадьбу…
«Ах ты, штука какая, — думает грачонок, — все туда торопятся».
Жужжит пчела.
— И ты, пчела, к раку?
— К раку, — ворчит пчела, — пить мед да брагу.
Плывет красноперый окунь, и взмолился ему грачонок:
— Возьми меня к раку, красноперый, летать я еще не мастер, возьми меня на спину.
— Да ведь тебя не звали, дуралей.
— Все равно, глазком поглядеть…
— Ладно, — сказал окунь, высунул из воды крутую спину, грачонок прыгнул на него, — поплыли.
А у того берега на кочке справлял свадьбу старый рак. Рачиха и рачата шевелили усищами, глядели глазищами, щелкали клешнями, как ножницами. Ползала по кочке улитка, со всеми шепталась — сплетничала.
Паучок забавлялся — лапкой сено косил. Радужными крылышками трещала стрекоза, радовалась, что она такая красивая, что все ее любят.
Лягушка надула живот, пела песни. Плясали три пескарика и ерш.
Рак-жених держал невесту за усище, кормил ее мухой.
— Скушай, — говорил жених.
— Не смею, — отвечала невеста, — дяденьки моего жду окуня…
Стрекоза закричала:
— Окунь, окунь плывет, да какой он страшный с крыльями.
Обернулись гости…
По зеленой воде что есть духу мчался окунь, а на нем сидело чудище черное и крылатое с желтым ртом.
Что тут началось… Жених бросил невесту, да — в воду; за ним — раки, лягушка, ерш да пескарики; паучок обмер, лег на спинку; затрещала стрекоза, насилу улетела.
Подплывает окунь — пусто на кочке, один паучок лежит и тот, как мертвый…
Скинул окунь грачонка на кочку, ругается:
— Ну, что ты, дуралей, наделал… Недаром тебя, дуралея, и звать-то не хотели…
Еще шире разинул грачонок желтый рот, да так и остался — дурак дураком на весь век.