Краткое содержание «синей птицы» мориса метерлинка

Содержание

Мальчик Тильтиль и его сестра Митиль, дети бедного дровосека, отправляются искать чудесную Синюю Птицу, чтобы та исцелила их больную соседку — внучку доброй Феи. Они попадают в волшебный мир, где встречают одушевленные предметы и явления. Одни вещи становятся их друзьями, другие же — врагами. В путешествие с детьми отправляются Душа Света, Хлеб, Сахар, Огонь, Вода, Молоко, Пёс и Кошка. В своих странствиях Тильтиль и Митиль посещают разные волшебные края — Страну Воспоминаний, Дворец Ночи, Лес, в котором оживают деревья, Сады Блаженств. Дети сталкиваются с различными испытаниями, с которыми успешно справляются. В финале пьесы оказывается, что Синяя Птица — домашняя горлица, которая всегда была у них дома: «Да ведь это же и есть та Синяя Птица, которую мы искали!.. Мы за ней в этакую даль ходили, а она, оказывается, здесь!..»

Читать краткое содержание Метерлинк Синяя птица

В зимнюю ночь к дровосеку приходит старая и страшная женщина. Ее пускают в дом дети хозяина, Тильтиль и Митиль. Она утверждает, что им необходимо отправиться в путешествие, чтобы найти Синюю Птицу, ведь только она может излечить от болезни внучку старухи. Чтобы им помочь, она дарит Тильтилю волшебную шапочку. Если на ней крутить алмаз, то человек сможет видеть истинные души окружения. Когда мальчик повернул алмаз, все в доме начинает меняться и оживать. Старуха превращается в фею Берилюну, а домашние животные обретают внешность человека. Из различных вещей появляются их души. Внезапно кто-то постучал в дверь, и мальчик крутит алмаз. Все становится на свои места, однако Души Света, Огня, Воды, Хлеба, Сахара и Кошки с Собакой возвратиться не успели. Фея велит им также искать птицу, но большинство их них отказываются. Однако фея ведет всех в свой дворец. Там тайком души пытаются создать план бунта. Лидером выступает Кошка. Она утверждает, что если у человека окажется Синяя Птица, то он получит власть над душами всех вещей, стихий и животных. Один только Пес возражает Кошке. Фея, дети и Душа Света возвращаются и все успокаивается.

Первое место путешествия детей – Страна Воспоминаний. В этом месте они встречаются со своими умершими братьями и сестрами, а также – дедушкой и бабушкой. Они играют с детьми, а после – садятся обедать всей семьей. Перед уходом, Тильтиль и Митиль просят, чтобы им отдали синего дрозда. Однако, покинув Страну Воспоминаний, они видят, что птица стала черной.

Путники продолжают поиск и заходят во владения Ночи. Однако всех опережает Кошка и предупреждает хозяйку о прибытии гостей. Ночь не имеет права запретить людям открыть врата ее владений и только надеется, что дети ничего не смогут найти. При этом хозяйка хитрит и обманывает Тильтиля. Однако тот ее не слушает и потихоньку открывает двери комнат дворца, где живут признаки, болезни, войны и т.д. Когда он доходит  до большой двери, Ночь говорит, что он уже достаточно увидел и эту точно открывать не следует, ведь здесь живут самые грозные видения. Все путники прячутся, кроме Тильтиля и Пса. Открыв дверь, они видят прекрасный сад, где порхает множество птиц с синим оперением. Путешественники радуются и ловят птиц, однако все они в скором времени гибнут, поскольку оказались не настоящими.

Далее дети ищут волшебную птицу в лесу и на кладбище, однако их опять сопровождает неудача. После они попадают в Сады Блаженств. Здесь путников Тучные Блаженства пытаются втянуть в свои забавы, но Тильтиль с помощью шапочки отстраняется от них. Немного далее дети видят иных, красивых существ и это оказываются домашние Блаженства. Они, узнав о появлении детей, призывают ангелоподобных существ – Великие Радости. Увидев Душу Света, Великие Радости величают ее как свою властительницу и просят, чтобы она откинула покрывало, и они могли познать новые Истины и Блаженства. Душа Света отвечает, что время еще не пришло. Обнявшись, она прощается с новыми знакомыми.

Последний пункт путешествия – Лазоревый Дворец в Царстве Будущего. Здесь дети встречаются с теми детьми, которые когда-то должны родиться, в том числе и со своим будущим братиком. Однако встретив Время, которое гневается, что они сюда пробрались, Тильтиль поворачивает камень на шапочке.

Путники оказываются дома, и всем пришло время возвращаться на свои места. Хлеб отдает Тильтилю пустую клетку. Хижина дровосека преображается, наступает день. Тильтиль и Митиль мирно спят в кроватках. Их будит мама, и они рассказывают ей о своем путешествии. Через некоторое время приходит их соседка Берленго, в которой дети узнают фею. Она вспоминает в разговоре о своей больной внучке, которой бы хотелось иметь горлицу Тильтиля.  Мама просит сына отдать девочке птицу. Мальчик, смотрит в клетку, и видит, что вместо горлицы в ней сидит Синяя Птица. Соседка приводит внучку, которая удивительно похожа на Душу Света. Тильтиль начинает объяснять ей, как ухаживать за птицей, но та вырывается на свободу и улетает.

Оцените произведение:

  • 3.61

Голосов: 259

Читать краткое содержание Метерлинк — Синяя птица. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Метерлинка «Синяя птица»

Каждый ребенок верит в сказку. Откроешь книгу — и перед тобой удивительные, насыщенные солнцем мира, где можно путешествовать, не зная усталости. И в тех мирах с каждым случится что-то необычное, что изменит жизнь. Писатели, которые это понимают, является мудрыми людьми. Одним из таких людей был Морис Метерлинк.

«Синяя птица» является образцом философской пьесы-сказки. Главные герои произведения — девочка Митиль и мальчик Тильтиль — похожи на своих сверстников. Они так же любят развлечения и шалости, ждут праздничные подарки, радуются жизни. Отец этих детей — бедный дровосек, и поэтому Тильтиль и Митиль чаще всего приходилось довольствоваться мечтами о вкусные сладости. И даже в мечтах они делились сладостями друг с другом. Как-то накануне Рождества к детям пришла Фея. Она отправила брата и сестру на поиски Синей птицы, который должен был помочь выздороветь ее больной внучке. Тильтиль Фея подарила волшебный бриллиант, который делал окружающий мир сказочным и открывал истинную сущность людей. Отсюда начинается уже настоящая философская теория, изложенная легко и красиво. Тильтиль и Митиль побывали в волшебных мирах: в Стране Воспоминаний, Царстве Будущего, Дворце Ночи, Саду Блаженств. Встречи с аллегорическими персонажами выглядели как этапы духовного воспитания Тильтиль и Митиль. Дети шаг за шагом накапливали опыт, следуя по этапам познания самих себя и мира, Тильтильи Митиль осознали то, что не под силу многим взрослым: истин очень много, но истинный смысл их поисков — в духовном росте. Детям также встретился один из важнейших персонажей пьесы. Это бородатый старик с косой и песочными часами, который олицетворяет время. Старый четко разделяет сегодняшние и завтрашние события, отличает прошлое, настоящее, будущее. Рядом с таким конкретным и достаточно точным счетом времени в пьесе имеет значение и другая мера времени. Ею измеряется хода времени, который лежит за пределами непосредственного восприятия путешествующих по миру маленьких героев произведения.

Тильтиль и Митиль не нашли Синей птицы. В этом нет ровно ничего удивительного, Синяя птица — символ счастья — на самом деле всегда рядом с человеком, надо только суметь его разглядеть. Уже дома в пьесе таки появляется Синяя птица, Тильтиль дарит больной девочке-соседке свою любимую горлышка, которая жила в клетке, Горлица становится синей. Вот таким оказался Синяя птица, на поиски которого дети потратили столько усилий. Оказывается, счастье пришло не только к больной девочки. Сам Тильтиль меняется, начиная воспринимать мир иначе, Все кажется ему более красивым, значительным, содержательным. Девочка-соседка не удержала в руках Синей птицы: он вырвался и взмыл в небо. Духовно возмужавший Тильтиль, обращаясь к каждому из зрителей или читателей, говорит: «Если кто-то из вас его найдет, то пусть принесет нам: он нужен нам, чтобы стать счастливыми в будущем».

Ребенок гораздо ближе от взрослого к цветку, зверья. Ребенок способен в одно мгновение понять все бесконечности вселенной, услышать голоса звезд, понять песню ручья. Вот почему именно девочке и мальчику Морис Метерлинк поручил раскрыть самые сокровенные тайны строения пространства, времени, а затем и человека. Прошлое, настоящее и будущее обращаются к нам со страниц «Синей птицы» языком народной сказки. Важнейшим, что меня, в пьесе то, что Тильтиль и Митиль стали первооткрывателями простой и благодаря этой простоте самой среди истин: «Мертвых нет». Так существуют солнце, трава, деревья, люди, которые кружат в бесконечном танце жизни. Метерлинк сделал обобщающим рефреном пьесы «Синяя птица» именно отрицание смерти как состояния, которое кладет конец существованию живого существа. Центральный символ произведения — Синяя птица — есть без преувеличения многоликим и многозначным. Этот символ можно шире открыт для множества толкований на философский или литературоведческий манер. Собственно мне нравится достаточно простое толкование образа Синей птицы: он является символом недосягаемости, сквозь который проглядывает обыденность с ее разнообразием. Ведь Синяя птица имеет оперение сказочного цвета, и его синева хоть и является бездонной, сказочной, потусторонней, все же подсказана голубизной неба. Неба, которое одинаково красивое для всех людей, именно того неба, в которое так сладко заглядываться в детстве. Помните это, и однажды каждый из нас увидит совсем рядом необычную птицу, которая приносит счастье на своих синих крыльях.

История создания и постановки

К. Станиславский

Сам Морис Метерлинк вспоминал: «Моя пьеса «Синяя Птица» исполнена по специальному заказу Московского художественного театра к его десятилетнему юбилею». Константин Станиславский, основатель и художественный руководитель МХТ, которому было передано право первой постановки пьесы, вспоминал, что «Метерлинк доверил нам свою пьесу по рекомендации французов, мне незнакомых». Два года неизданная рукопись «Синей Птицы» «была в распоряжении Xудожественного театра, но спектакль показали лишь осенью 1908-го, в дни празднования десятилетия МXТ». Станиславский говорил: «Постановка должна быть наивной, простой, легкой, радостной, как сон десятилетнего ребенка, но в то же время и грандиозной, ибо она должна явиться воплощением мечты великого поэта. Спектакль должен восхищать детей и будить серьезные мысли у взрослых». Пьеса имела огромный успех и у публики, и у профессиональных критиков. В письме Станиславскому Метерлинк благодарил режиссера за «несравненное и гениальное чудо», в которое он превратил его «скромную поэму».

Приключения детей

После того как души сахара и хлеба накормили голодных детей, они ушли в страну Воспоминаний. Там они повстречали бабушку и дедушку, которые умерли. Эта встреча подарила им счастье. Как оказалось, воспоминания о жителях страны дарит им радость. Дети забирают у взрослых птицу. На выходе она становится чёрной.

После герои посещают Ночь. Открывая двери её ключами, они встречаются с призраками, духами тьмы, болезнями, тайнами, ужасами. Тильтиль открыл последнюю дверь и за ней находился прекрасный сад с птицами. Позже они умрут.

Кошка опередила своих спутников и прибежала в лес, чтобы настроить его против ребят. Дух дуба изъявил желание отомстить человеку за гибель своих сородичей. Завязалась драка, в ней яростным защитником малышей выступил пёс. Душа света пришла им на помощь, она повернула алмаз. Всё вокруг погрузилось в молчание.

Далее герои сказки проходят испытание кладбищем. Восставшие из могил мертвецы пугают ребят. Сады блаженств пытаются искусить персонажей вседозволенностью в своих желаниях, но они успевают повернуть алмаз и не поддаться искушению. Следующее их знакомство происходит с радостью матери и другими её сёстрами.

Дальше герои попадают в царство Будущего, где действующие лица общаются с детьми, которые ещё не родились. Им даже удалось познакомиться с братом, который ещё не родился. Они увидели как старик по имени Время пропускал малышей, чья очередь родиться уже подошла.

Тильтиль дарит зашедшей соседке, которая очень похожа на фею, горлика. Она уходит домой и её внучка излечивается. Потом девочка приходит поблагодарить детей за своё выздоровление, но птичка вырывается у неё из рук и улетает. В финале девочка плачет, а Тильтиль обещает снова отыскать для неё птицу.

Читательский дневник по сказке «Синяя птица» Мориса Метерлинка

Название произведения: «Синяя птица»

Число страниц: 342

Жанр: пьеса-сказка

Главные герои: Тильтиль, Митиль, Тило, Тилетта,

Второстепенные герои: Душа света, фея Берилюна.

Характеристика главных героев:

Тильтиль — Добрый и храбрый мальчик.

Честный и открытый.

Митиль — Его сестра.

Честная и добрая, немного робкая.

Тило — Верный пёс-помощник.

Тилетта — Кошка, обманщица.

Не хочет помогать детям.

Характеристика второстепенных героев:

Душа света — Маленькая девочка.

Помогает детям в поисках.

Фея Берилюна — добрая волшебница, стремилась помочь детям.

Краткое содержание сказки «Синяя птица»

Дети отправляются на поиски синей птицы, чтобы спасти больную дочь соседки.

Фея даёт им помощников, домашних животных, но кошка Тилетта не хочет помогать детям.

Дети последовательно посещают разные волшебные страны.

Они оказываются в стране Воспоминаний и Дворце ночи, в котором они открывают разные двери.

В лесу детей чуть не убивают враждебные деревья, а в садах блаженства они наслаждаются и едят.

Потом они видят будущее и возвращаются домой через год.

Горлица становится синей птицей и улетает, а дочь соседки оказывается вылитой Душой света.

План сказки:

  1. На поиски синей птицы.
  2. В стране воспоминаний.
  3. Во дворце ночи.
  4. Враждебный лес.
  5. Враждебные звери.
  6. На кладбище.
  7. Сады блаженства.
  8. Видения будущего.
  9. Синяя горлица.

Основная мысль сказки «Синяя птица»

Главная мысль сказки в том, что счастье можно искать, но нельзя удержать.

Основная идея сказки заключается в том, что наше счастье всегда рядом с нами, надо просто его увидеть.

Чему учит сказка

Сказка учит верности, дружбе, умению поддерживать друг друга во всех трудностях.

Учит добру и справедливости.

Учит не думать о прошлом и не пытаться заглядывать в будущее.

Учит верить в мечту и делать всё, чтобы её осуществить.

Учит искать счастье рядом.

Краткий отзыв по произведению «Синяя птица» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я поняла, что счастье можно искать очень долго, но так и не найти его.

Ведь счастье может скрываться совсем рядом, и надо просто оглянуться по сторонам, чтобы заметить его.

Так и герои этой сказки проделали огромный путь, увидели много необычного и опасного, а счастье нашли только вернувшись домой.

Это очень интересная сказка, в которой описаны как человеческие пороки, мешающие нам достичь счастья, так и добродетели, помогающие найти верный путь.

Автору удалось создать удивительную историю, одновременно сказочную и философскую.

Это размышление о смысле жизни, о том, как остаться людьми и не изменить самому себе.

Мне понравились брат и сестра, главные герои сказки.

Они были добрыми, смелыми и упорными.

Мне понравился верный пёс Тило, который во всём помогал своим друзьям-хозяевам.

Мне не понравилась коварная Тилетта, которая хотела погубить детей.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что счастье всегда рядом с нами.

Оно в наших родных, друзьях, самых обычных вещах, что нас окружают.

Не следует стремиться к чему-то недостижимому, нужно просто радоваться тому, что уже имеешь.

Пословицы к произведению:

  • Счастье — вольная птица, где захотела, там и села.
  • Много желать — ничего не удержать.
  • Дорогу осилит идущий.
  • Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.

Сословие — группа людей.

Тирания — власть, основанная на угнетении.

Базальтовых — каменных.

Бедокур — притягивающий беду, неудачник.

Интересные факты

01.

Для первой постановки «Синей Птицы» музыку написал композитор Илья Сац. Его дочь, известный педагог и режиссер Наталья Сац, основала первый в мире Детский музыкальный театр, эмблемой которого стала синяя птица.

02.

Антон Чехов очень ценил творчество Мориса Метерлинка

Именно автор «Чайки» посоветовал дирекции МХТ обратить внимание на бельгийского драматурга и всячески приветствовал постановку одноактных драм Метерлинка на сцене

(На фото — сцена из современной постановки «Синей Птицы» театра Натальи Сац)

03.

Костюм Хлеба в составе реконструкции спектакля на сцене МХТ

В пьесе около 70 действующих лиц, среди которых люди, животные, одушевленные предметы (Душа Света, Духи Тьмы, Лазоревые Дети, Время, Насморк, Ужасы, Дух Плюща и др.). Вслед за романтиками-сказочниками, такими как, например, Гофман, Метерлинк дает вещам жизнь и наделяет их душой.

04.

Готовясь к постановке, Станиславский ездил в гости к Метерлинку, который жил в старинном бенедиктинском аббатстве Сен-Вандриль в Нормандии (интерьеры аббатства послужили прообразом Дворца Ночи в «Синей Птице»). Свою встречу с Метерлинком Станиславский с юмором описал в своих мемуарах:

«На перроне не оказалось ни одного носильщика. Нагруженный массой свертков, которые валились из рук, я подошел к выходу. Спросили билет. Пока я шарил по карманам, мои свертки полетели в разные стороны. Как раз в эту критическую для меня минуту один из шоферов окликнул меня: «Monsieur Stanis­lavsky?!» Я оглянулся и увидел бритого, почтенных лет, седого коренастого красивого человека в сером пальто и фуражке шофера. Он помог мне собрать мои вещи. По дороге мы перекидывались замечаниями об автомобиле, об опасности скорой езды. Наконец я спросил, как поживает господин Метерлинк. — «Maeterlink? — воскликнул он удивленно. — C’est moi Maeterlink!» (Метерлинк? Я и есть Метерлинк!) Я всплеснул руками, а потом мы оба долго и громко хохотали».

05.

В 1980 году по «Синей птице» сняли 26-серийное японское аниме.

Энциклопедия Школьника – содружество русского слова и литературы

Значит главное — это готовность отправиться в поход за истиной, желание изменений, стремление к идеалу. Именно в этом, по мнению Метерлинка, и заключается смысл жизни понять, зачем ты пришел в мир, который смысл в том, что ты живешь, потому, что жизнь — вечна.

Морис Метерлинк был тем человеком, который создал символистский «театр».

Вот теперь можем говорить о поисках счастья героями «Синей птицы». Понятно, что этой феерии предшествовал сложный творческий и духовный путь, если на смену ему, где всем руководит Неизвестное, т.е. невидимые и неизвестные фатальные силы, намерения которых тайные, неизвестные. В конце концов, это была Смерть, к которой прислушались все лица, которые лишь ждали.

И вот читателю и театру предлагается произведение, в котором нет ощущения предсказуемости, герои которого не ждут, а действуют и изменяют прежде всего свой духовный мир. Через то большая часть действующих лиц есть символами духовной деятельности человека, как такового творческого начала.

Так, Душа Света отправляется на поиски Синей птицы счастья семьи, которую бы никто не назвал зажиточной, в сопровождении Душ Огня, Воды, Сахара и двух созданий, которые уже давно сопровождают человека на его пути. Души детей не примитивные и много что познали. Волшебный бриллиант помогает детям на их пути. И тот путь — опаснейший, которым проходит человек. Это путь самовоспитания. Одна за другой изменяются картины. Из нищей хижины дровосека мы попадаем в роскошные покои феи, лишь бы встретиться с достояниями еще первоначальных людей — огнем, водой, хлебом, сахаром, первыми свойскими животными. Сперва, как и надо было ждать, на пути самопознания мы обращаемся к нашим воспоминаниям… Страшная демонстрация материнской судьбы бедных для меня полностью снимает идиллическое расположение духа картины: семеро умерших детей один за другим выходят на конец.

Углубление в дальнейшее приводит маленьких людей к ужасам и темным порываниям человеческой психики. Пойманные здесь Синие птицы не выдерживают света. «Лес» личности недалеко пошел от «леса» природы, который старался осудить человека, которого, тем не менее, не по силам ему победить. Открытие Бриллианта кладбища уверяет мальчика и девочку, что смерти нет.

Тем не менее и свет можно затмить — есть блаженства разные за сущностью, и если сорвать маски, выглядят, как чудовища. И только и радости Понимать, Видеть, Не бояться, так же, как Материнская Любовь, истинные. Самые трагичные символы, наверное, в голубом дворце, где ждут жизни, в нем все заранее, неродившиеся дети…

И потому возвращаемся к хижине дровосека, так и не найдя Синей птицу. И что-то подобное было уже только еще к началу его странствований. Он передаст его девушке-соседке, а и не удержит Птицы счастья.

Может, потому, что счастье нельзя выбрать или получить в подарок. За ним надо идти. Напрасно обращается к зрителям Тильтиль: Мы очень вас просим: если кто-то из вас его найдет, то пусть принесет к нам, он нам нужен для того, чтобы стать счастливыми в будущем…

Философия произведения

«Синяя птица» Мориса Метерлинка содержит в себе много символизма и глубоких идей, которые становятся понятными уже во взрослом возрасте. Дети воспринимают «Синюю Птицу» как замысловатую и необычную сказку, но стоит копнуть глубже, и на нее можно посмотреть совсем по-другому. Как долго бы дети ее ни искали, как бы отчаянно они ни пытались ей овладеть, у них ничего не выходило. Но стоило отвлечься — птица всегда была под носом, она всегда жила в их доме. Чему же учит эта сказка детей и взрослых? Метерлинк заложил в свое произведение следующие идеи:

  • Счастье есть в каждом доме, оно всегда рядом. За ним не нужно бежать без оглядки, оно само придет в самый нежданный момент.
  • Все в мире имеет свою душу. Автор учит ребенка бережно относиться к картине окружающего мира и тонко чувствовать.
  • Все желания и мечты осуществляются, если к ним стремиться.
  • Помогать другим — залог счастья. Без сочувствия и милосердия человеческая жизнь тщетна.

Идеи Метерлинка, воплощенные в пьесе, бессмертны. Они подарят надежду зрителю или читателю любого возраста. Рекомендуется читать «Синюю Птицу», сказка является хорошим примером того, что к старым добрым детским произведениям иногда приятно и полезно вновь возвращаться. Книга отлично подходит для внесения в читательский дневник.

Блок и Метерлинк

В России на рубеже XIX–ХХ вв. творчество Метерлинка особенно ценили поэты-символисты Валерий Брюсов, Вячеслав Иванов, Андрей Белый, Константин Бальмонт и, конечно, Александр Блок. Метерлинка активно переводили, о нем писали статьи, по его пьесам ставились спектак­ли. Тексты бельгийского драматурга оказали серьезное влияние на развитие символизма в России. В одном из самых известных и глубоких откликов на «Синюю Птицу» — статье «О “Голубой Птице” Метерлинка» — Блок рассуждал о той правде, которая заложена в этой пьесе: «Правда в том, что тот, кто ищет и не стыдится искать, — тот находит то, чего искал; в том, что надо открыть в каждой человеческой душе глубоко зарытое в ней детское сознание, для которого стирается грань между будничным и сказочным и будничное легко превращается в сказочное; и главная правда в том, что счастья нет и вместе с тем оно всегда рядом с нами, вот здесь, надо только не полениться протянуть за ним руку».

Куда привело путешествие Митиль и Тильтиля?

Далее краткое содержание «Синей Птицы» повествует о том, как дети оказываются во дворце феи Берилюны. Души предметов и животных уже переоделись в нарядные сказочные костюмы, и начали составлять заговор против детей. За главную на этом собрании – Кошка. Она говорит о том, что деспотичные люди поработили души, и, отыскав Синюю Птицу, они окончательно завладеют ими. Но появление самой феи в сопровождении Души Света и детей заставляет их замолчать. Чтобы дети немного подкрепились перед дальним странствием, Хлеб отрезает пару ломтей от своего брюха, а Сахар отламывает свои пальчики, которые тут же вырастают вновь.

Первый пункт назначения на пути детей – Страна Воспоминаний. Туда Митиль и Тильтиль отправляются без сопровождения. Брат и сестра гостят у своих покойных дедушки и бабушки, видят своих умерших сестриц и братьев. Здесь они узнают о том, что ушедшие в мир иной будто бы погружены в сон, но пробуждаются, когда близкие вспоминают их. Отобедав со своей семьёй, дети собираются на встречу с Душой Света. Бабушка и дедушка отдают внукам дрозда, который кажется им совершенно синим. Однако как только дети покидают пределы Страны Воспоминаний, птица меняет свой окрас на чёрный.

Но нам этом странствия только начинаются. Краткое содержание «Синей Птицы» рассказывает о событиях, происходящих во Дворце Ночи, куда первой добирается Кошка. Она предостерегает хозяйку о том, что к ней направляются Тильтиль и Митиль. Однако Ночь не властна запретить человеку познавать её тайны, а потому ей и Кошке остаётся лишь надеяться, что детям не удастся поймать настоящую Синюю Птицу. Когда брат, сестра, а также Сахар, Хлеб и Пёс появляются во дворце, Ночь долгое время пытается запутать их, чтобы не давать ключи, отпирающие любые двери в здании. Но Тильтиль, не слушая её, по очереди открывает все двери. Болезни, насморк, войны скрываются за первыми тремя. За четвёртой дверью Тильтиль обнаруживает излюбленные Ароматы ночи, Светляков, Блуждающие Огоньки, Пение Соловья, Росу. Большую среднюю дверь Ночь настоятельно не рекомендует открывать и убеждает своих гостей, что за ней сокрыты настолько страшные видения, что им даже названия не дали. Все спутники мальчика, кроме Пса, прячутся. Однако Тильтиль перебарывает свой страх. По ту сторону двери открывается волшебный сад ночного света и мечты, где меж планет и звёзд порхают сказочные синие птицы. Мальчик, его сестра и каждый из их спутников ловит по нескольку птиц и выносят их, однако вскоре те погибают – им так и не удалось отыскать ту единственную, что способна выдержать дневной свет.

Продолжаем краткое содержание «Синей Птицы» Метерлинка. Персонажам предстоит побывать ещё в нескольких удивительных местах, где юные герои и их помощники встречаются и с опасными, коварными персонажами, и с теми, кто желает помочь им. Дети успевают побывать и в древнем Лесу, и на кладбище, и в Саду Блаженств.

Особо интересной была их остановка в Лазоревом дворце Царства будущего. Здесь они встречают Лазоревых детей – людей, которые ещё только должны родиться. Каждый из них уже приготовил для мира какой-то свой подарок. У одного это – Машина Счастья, у другого – несколько способов продлить жизнь, у третьего – машина, летающая без помощи крыльев. Здесь Тильтиль и Митиль встречают и своего братика, который только должен появиться на свет.

Характеристика героев

В сказке Матерлинка главные герои отправляются на поиски птицы. Они прошли множество испытаний прежде, чем её найти. Главные действующие лица пьесы и их характеристика:

  1. Тильтиль. Добрый мальчик, он честен и храбр, несмотря на то, что мал.
  2. Митиль. Сестра главного героя, робкая и отзывчивая девочка.
  3. Фея Бирилюна. Добросердечная и милосердная волшебница.
  4. Кошка Тилетта. Коварное животное, которое мечтает о гибели человечества.
  5. Пёс Тило. Настоящий, верный и преданный друг, который никогда не предаст.
  6. Душа Света. Маленькая девочка с белокурыми волосами, которая помогает Тильтилю в поисках Синей птицы.

Автор указывает, что нужно ценить каждую минуту в жизни. Смысл прост: время скоротечно и его не вернуть.

четверг, 21 марта 2021 г.

Метерлинк М. «Синяя птица»

Главные герои сказки «Синяя птица» и их характеристика

Чему учит сказка «Синяя птица»

Сказка учит верности и смелости, преданности и самоотверженности, любви и дружбе. Учит стремиться к идеалу, бороться за свое счастье, помогать другим людям. Сказка учит гуманизму и человеколюбию. Сказка учит бережно относиться к природе, к животным и растениям, быть им другом, а не врагом.

Отзыв на сказку «Синяя птица»

Вся компания оказывается во дворце феи и Кошка служит проводником. Души наряжаются в красивые костюмы. Тильтиль наряжается мальчиком-с-пальчик, а Митиль наряжается в Гретель. Кошка говорит, что им нельзя допустить, чтобы дети нашли Синюю птицу, иначе они потеряют свои души. Пес возмущается, но Кошка пытается уговорить души восстать против тирании человека. Появляется фея и дети. Фея говорит, что проводником детям будет служить душа Света, и что им надо отправиться в прошлое. Дети говорят, что хотят есть, и Хлеб дает им кусочек от своего живота, а Сахар разрешает полизать его пальцы. Фея говорит, что детям предстоит обедать у дедушки с бабушкой, но путь в страну воспоминаний детям придется совершить одним. Фея уводит все души, а дети отправляются в прошлое.

Душа Света приводит детей на кладбище и говорит,что Синяя птица наверное прячется там. Но все души боятся заходить на кладбище, кроме Пса. Однако душа Света говорит, что детям нужно справится одним.

Дети заходят на кладбище, им страшно, но они ждут полночи. Бьют часы и Тильтиль поворачивает алмаз. И могилы раскрываются, но из них бьет яркий свет и появляются прекрасные цветы. Кладбище превращается в сад. Мертвых нет.

Душа Света и дети стоят перед входом в волшебные сады, где обитают Радости и Блаженства. Душа Света говорит, что все Блаженства обычно благодушные, но среди них есть и опасные. А рядом, за тонкой пеленой живут Несчастья. Душа Света снова остается снаружи, а дети, Пес, Кошка, сахар и хлеб входят в сады Радости.

К Тильтилю идут тучные Блаженства, но душа Света предупреждает мальчика, что ему нельзя ничего есть у Блаженств.Тучное Блаженство зовет Тильтиля на пиршество, но мальчик отказывается и спрашивает про Синюю птицу. Тучное Блаженство говорит, что эта птица не съедобная. В это время Пес, сахар и хлеб уже оказываются за столом, и Тильтиль не может их дозваться. Душа Света кричит мальчику, чтобы он повернул алмаз и испуганные блаженства разбегаются, а стол исчезает. Появляется прекрасный сад, в котором живут самые милые Блаженства, способные выносить свет алмаза. К детям подбегают милые маленькие Детские Блаженства. Остальные Блаженства радостно танцуют и приветствуют Тильтиля. Вдруг к Тильтилю подскакивает маленький чертенок, который оказывается Блаженством быть невыносимым, и пристает к мальчику, а потом с хохотом исчезает. Но Блаженства не знают ничего про Синюю птицу. Появляются радости и среди них самая заметная Радость Материнской любви. Она хочет обнять и расцеловать Тильтиля. Радости замечают душу Света и зовут ее подойти. Они радуются и обнимают душу Света, но та кутается в плащ и говорит, что еще не пришло ее время. Она уходит, а Радости вдруг плачут.

История создания

Морис Метерлинк начал работу над пьесой в начале XX века, она была написана в 1908 году. Примечательно, что первая постановка произведения прошла в Москве, в Театре академического искусства (МХАТ) под руководством широко известного режиссера Константина Станиславского. Возможно, поэтому сказка так прижилась в российской культуре. В постановке принимали участие такие известные актеры:

  • Алиса Коонен (Митиль; после революции стала Народной артисткой РСФСР);
  • Софья Халютина (Тильтиль; также стала советской актрисой);
  • Мария Германова (Фея Берилюна; умерла в эмиграции);
  • Иван Московин (Кот; стал советским актером).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: