Всемогущая катгыргын

Старик и старуха

Жил старик со старухой в яранге на берегу моря, а их оленье стадо паслось в тундре. Однажды старик пошел в стадо, а старуха в тундру — по шикшу пошла. Собирала она, собирала ягоды в камлейку, уже домой собралась, как вдруг увидала злого черта. Сидит он, дохлую собаку ест: — А-а!.. Вот ты мне попалась, я и тебя съем!

— Разве ты не видишь, что я старая, худая, костлявая?- Ладно. Отгадай из чего моя яранга — я тебя отпущу.Подумала старуха, — если он снял шкуру с со- баки, значит она ему нужна, а его одежда не из собачьей шкуры. И кости он сложил в порядке, — значит, тоже нужны.- Скажи, чем покрыта моя яранга?- Собачьей шкурой!- Правильно! Какие подпорки у меня в яранге?- Из собачьих ребер.- Верно!

Научный подвиг Кузнецовой

Экспедиция отбыла на Чукотку в апреле 1948 года. Варвара Кузнецова работала, как говорят этнографы, в полевых условиях, то есть, жила среди кочевых чукчей в течении трех лет. Это было в районе реки Амгуэмы, в наиболее удаленных от цивилизации частях тундры.

Отправляясь в эту даль, она, разумеется, отдавала себе отчет в том, что будет непросто. Но пережив лесоповал и блокаду, молодая женщина не особенно боялась. Она полагала, что раз на Чукотке имеются колхозы (в газетах писали, что есть), она сможет устроиться на какую-нибудь административную должность. К работе в поле ее готовил выдающийся лингвист И.С. Вдовин, учивший чукотский язык еще у Богораза. До сих пор неясно, как Варвара ухитрилась скрыть от него свое незнание чукотского языка. В путь она отправилась, взяв с собой чукотский букварь,  легкомысленно полагая, что этого достаточно.

Кроме того, институт этнографии выдал ей спальный мешок из меха и овечий полушубок (который в условиях тундры оказался совершенно бесполезным). Еще у Варвары Григорьевны было несколько ящиков разных необходимых вещей. Прежде всего — фотоаппарат и пленки, а также бумага и карандаши для письма. Подарки для чукчей – бусы, зеркальца, иголки с нитками, наперстки и другие мелочи – тоже заняли целый ящик.

Добравшись до места, этнограф поняла, как она ошиблась. Колхоз «Тундровик» существовал только на бумаге. На деле он представлял собой большую чукотскую семью, кочевавшую по необозримой тундре. Председателем был Тымнэнэнтын – глава этого чукотского клана.

Вначале Кузнецову принимали, как гостью. Но позднее стали воспринимать как обузу. Работать наравне со всеми Кузнецова не могла, просто не имела нужных навыков, но кормить ее приходилось, поскольку она была русская, а русских чукчи привыкли воспринимать вроде как начальников. Мало ли что они скажут, если эта странная женщина вдруг умрет? Был найден компромиссный вариант: Варвару стали плохо кормить и практически издеваться над ней, давая ей понять, что она тут никому не нужна.

Особенно тяжело стало, когда умерла жена Тымнэнэнтына, и он взял другую. Молодайка взъелась на Варвару, плевала ей в лицо, не позволяла спать в пологе – так называется теплая часть чукотского жилища, кормила практически объедками. Зато Варвара Кузнецова стала свидетельницей и описала настоящий чукотский свадебный обряд – едва ли не первая из этнографов.

Чукчам не нравилось, что она жжет по ночам свечи, делая записи. Они считали, что так Варвара колдует, наводя порчу. Однажды хозяин в сердцах уничтожил один из ее дневников. Питаться приходилось такими «аппетитными» блюдами, как содержимое оленьего желудка и волчеедина (недоеденное волками оленье мясо).

Вот несколько записей, сделанный Кузнецовой во время ее скитаний.

«Как я страдаю от вшей и грязи, до крови расчесываю тело»

«За утренним чаем Тымнн сказал мне, что я совсем не думаю и не беспокоюсь, что скоро наступит зима — данные им две шкуры мне на одежду так и лежат никем не обработанные. Я сказала — Раглин’аут не сможет сделать? Хозяйка посмотрела на меня и ответила — конечно, нет, женщина одна, нет женщины-​работницы… Я начала счищать мездру шкуры. Жарко, тяжело».

«Для меня это был тяжелый, гнетущий день. Вчерашнее, вечером высказанное недовольство Тымнна, хозяйка возвела в квадрат и сегодня в его отсутствие кричала на меня, как на рабыню или еще хуже, как на скотину. — Иди за хворостом, работай, только кушаешь. Я стала выбивать айкол… Этих айкол много, после 4-х или 5 выбитых шкур я остановилась отдохнуть. — Если ленишься выбивать айкол, иди за хворостом, — опять завопила она».

«Хозяева, как и всегда, кушали хорошие жирные куски, мне — полусырую пленку мяса. Всегда полуголодная, истощенная, исхудавшая, наяву вижу кастрюлю с горячей кашей. Хлеб, картошка, каша, все равно что, лишь бы досыта поесть, не ощущать бы ежедневно полуголода. Моя жизнь у Тымнна хуже блокадного периода в Ленинграде, лишь бомбежек да обстрелов нет, а голод мой мучительнее блокадного».

Вернувшись после трехлетней экспедиции, Кузнецова защитила диссертацию. Но больше заниматься наукой не смогла, сказались тяжелые условия жизни, они спровоцировали образование кисты головного мозга.

Чукотская народная сказка «Сиротка (2)»

У одного богатого оленевода была жена и маленькая дочь. Захотел муж жениться второй раз. Стал несправедлив к жене, стал обижать ее.

Взяла женщина дочь и ушла в тундру. Идет она, идет и видит |- стоит одинокая яранга. Зашла женщина в ярангу, а в ней — полог из новых шкур, да и вся-то яранга новая. Стала женщина ждать хозяев, наварила мяса, чаю, а хозяев все нет и нет. Так женщина ждала день-два, а потом и ждать перестала.

Жила в этой яранге много лет. Дочь ее выросла большая. Захворала женщина, говорит дочери: — Дорогая, живи долго, долго! — и умерла. Осталась девушка одна. Скучно ей стало в своей яранге. Забралась она на самую высокую сопку и увидела, что по другую сторону стоит еще одна яранга. И стала девушка ходить на сопку каждый день, смотреть на чужую ярангу.

Видит она, как по утрам восемь молодцов уходят на охоту и поздно возвращаются. Захотелось ей посмотреть, как живут другие люди. Кинулась она с сопки, как дикий олень, прибежала в чужую ярангу, посмотрела, как живут братья, прибрала все и убежала домой.

Вернулись братья с охоты, увидели восемь пар чижей. Думали-гадали братья, откуда чижи, ничего не придумали и опять ушли на охоту.

Сшила им девушка восемь кухлянок. Удивились братья, когда увидели кухлянки — кто это им помогает?..

Вот старший брат и говорит:

— Идите все на охоту, а я спрячусь, погляжу! Спрятался он за камнем и видит: девушка, как дикаякоза, мчится с сопки в их ярангу. Пошел он следом за ней. Заходит в ярангу, говорит:

— Здравствуй!..

Девушка испугалась, прыгнула в полог, закрыла лицо руками и сидит, прижалась в угол. Стал он опрашивать ласково, кто она и кто ее родители.

Рассказала девушка все. Тогда старший брат сказал:

— Оставайся у нас навсегда, если хочешь, выходи за меня замуж.

— Не знаю, — сказала девушка,- нет у меня матери!

Вернулись братья домой и обрадовались за брата, только младший брат-дурак сказал, что и он мог бы остаться дома и жениться.

Заругались братья на младшего, он и замолчал.

Утром братья пошли на охоту. Младший пошел в другую сторону. Спрятался, и когда братья скрылись в тундре, вернулся и начал играть с девушкой.

Схватила девушка палку, размахнулась и не успела ударить, как голова у дурака раскололась пополам.

Испугалась девушка и спрятала дурака в тушах мяса.

Пришли братья домой, ждали младшего и решили, что он заночевал в тундре. Еще день прошел, — нет ‘брата. Стали по всей тундре искать дурака, а его нигде нет.

И вот один из братьев увидел убитого.

Стали братья думать, как наказать девушку. Выкопали глубокую яму, принесли из тундры волосяных червей, накидали их в яму. Идут братья с охоты, бросают в яму мясо. Если хорошая добыча — делятся, если плохая- всё бросают.

Девушка спрашивает:

— Где мясо?

А они говорят, что ничего не добыли. И уже черви в яме выросли с ремень.

Сидит девушка в яранге, шьет братьям одежду. Прилетел тут комар. Вьется возле самой иглы, дунула девушка на него и опять шьет. Опять летает комар, так и лезет в глаза. Опять девушка дунула на него:

— Уйди, не мешай работать! — говорит она. Говорит тогда комар:

— Сшей ты мне красивую одежу, торбаза и кухлянку, а за это скажу я тебе, что братья завтра бросят тебя в яму на съедение червям. Но ты не гляди в яму, а гляди вверх — куда будешь смотреть, туда и полетишь!

— Спасибо! — сказала девушка, и сшила комару кухлянку и торбаза.

Наутро братья сели возле ямы. Разложила девушка красивую одежду братьев на край ямы, а сама села подальше. Братья говорят:

— Сядь на край!

Села девушка на край, братья и толкнули ее в яму. Взглянула девушка вверх и — стала подыматься!

Стали братья ловить девушку и достали только до ее ног. Тогда она сказала им, что не убивала их брата, что он хотел взять ее силой. И не стало девушки.

Пришли братья домой, поужинали и легли спать, а костер не загасили. Вот черви ждали-ждали мяса и вылезли из ямы, поползли на огонек.

Наутро остались от братьев только кости да голая яранга без шкуры…

Чукотские народные сказки — Сиротка (2) читать

Сказка о бедняке и кулакеЖили в тундре кулак и бедняк. У кулака было большое стадо оленей, а у бедняка — всего один…

СобакиЖила в тундре большая собачья семья.
Однажды старший сын говорит матери:
— Я хочу женить…

Ворон и куличок

Пошли ворон и куличок жениться. Приходят они в лебединое стойбище, а тут поднялась пурга. Хозяинговорит: — Ну, женихи, кто из вас умеет делать хорошую погоду? — Я, — говорит ворон,- только дайте мне крепкую одежу и побольше еды. Дали ворону крепкие торбаза и мяса, и пошел ворон в солки. Залег всугроб и не вылез оттуда, пока не съел все, а потом пришел и сказал: — Не могу я сделать хорошую погоду. Тогда пошел куличок, взял с собой кусок юколы и улетел на небо.

Увидел там куличок небожителя. Стоит небожитель и бросает лопаткой снег на землю. — Дай я тебе помогу! — говорит куличок. — Да лопатка-то у нас одна! — Ну, ты отдохни, а я поработаю, — говорит куличок. Взял лопатку и полетел на землю. Нечем стало снег-то кидать на землю… Небожитель кинулся в погоню, да сколько ни гнался, так и не догнал куличка. Куличок утащил лопатку, и стало на земле тепло.

Девушка и месяц. Чукотские сказки!! — Самоглядное Зеркало. Энциклопедия русской сказки

Девушка и месяц. Чукотские сказки!!

Был среди чукчей человек с одной дочерью. Девушка — лучшая помощница
отцу. Каждое лето стережет она стадо далеко от своего стойбища, каждую зиму еще
дальше со стадом уходит. Только изредка ездит на своем упряжном олене-быке в
стойбище за едой.

  • Однажды ночью ее упряжной олень голову поднял, на небо глянул и
    говорит:
  • — Смотри, смотри!
  • Взглянула девушка на небо и видит: спускается Месяц на нартах, на двух
    оленях.

— Куда он? Зачем? — спрашивает девушка.

— Тебя утащить хочет! — говорит олень.

Встревожилась девушка:

— Что делать? Унесет меня к себе!

Упряжной олень копытом снег разбросал — ямка получилась. Говорит он:

— Садись скорее сюда!

Девушка села. Олень снегом ее забросал. Нету девушки — одна снеговая
кочка!

Спустился Месяц с неба, остановил своих оленей, слез с нарт. Ходит,
осматривает все кругом — девушку ищет. Не может найти! К кочке подошел ,
макушку увидел — догадаться не мог, что это такое.

— Что за диво? — говорит Месяц. — Куда девушка девалась? Не найти мне ее!
Уеду теперь, а потом опять спущусь. Тогда уж непременно найду ее и к себе
утащу!

  1. Сел на свои нарты, понесли его олени на небо.
  2. Только Месяц уехал, упряжной олень разгреб снег.
  3. Вышла девушка и говорит:

— Поедем скорее в стойбище! А то Месяц усмотрит — опять спустится. Тогда
уж не спрятаться мне!

Села она на нарты. Понесся ее упряжной олень во весь опор. Примчались в
стойбище. Вбежала девушка в чум. Отца в чуме нет. Кто поможет?..

  • Упряжной олень торопит:
  • — Прятаться надо, а то прискачет Месяц вслед за нами!
  • Куда же мне спрятаться?

— Я тебя превращу во что-нибудь! Может быть, в каменную плаху!

  1. — Узнает!
  2. — Ну, жердью в чуме сделаю!
  3. — Узнает!
  4. — Ну, волоском в пологе!
  5. — Узнает, узнает!

— Что же делать? Превращу тебя в светильник.

— Хорошо! Хорошо!

— Ну, садись!

Села девушка. Олень копытом стукнул — превратилась она в светильник.
Горит светильник ярко, весь чум освещает.

Только стала девушка светильником, а Месяц опять обыскал все ее стадо и
примчался в стойбище.

Оленей своих привязал, вошел в чум. Стал искать. Ищет, ищет — найти не
может. Смотрит и между жердями, рассматривает всю утварь, каждый волосок на
шкурах, каждый сучок под постелями, каждую частичку земли в шатре — нигде
девушки нет!

А светильника не замечает, потому что светильник яркий и Месяц такой же
яркий.

— Диво! — говорит Месяц. — Где же она? Видно, вернуться мне надо.

Вышел из чума, стал развязывать оленей. Развязал, уселся на нарты.
Только собрался уезжать, а девушка выбежала, высунулась по пояс, засмеялась,
крикнула Месяцу:

— Вот я! Вот я!

Бросил Месяц оленей — опять в чум. А девушка опять превратилась в
светильник.

Принялся Месяц искать. Ищет между сучками и между листьями, между
шерстинками и между частицами земли — нигде девушки нет!

— О, что за диво! Где же она? Куда пропала? Видно, ни с чем придется
вернуться!

Только вышел из чума, стал развязывать оленей, а девушка высунулась по
пояс из полога, смеется, кричит:

— Вот я! Вот я!

Кинулся Месяц в чум, снова принялся искать.

Долго искал, все перерыл, а найти не может…

От поисков устал он, похудел, ослабел. Еле-еле ногами переступает,
еле-еле руки поднимает.

Тут уж девушка перестала бояться его. Приняла свой прежний облик,
выскочила из чума, бросила Месяц на спину, связала ему руки и ноги.

— Ого! — говорит Месяц. — Убьешь ты меня! Ну что ж, убивай, потому что я
сам виноват — с Земли тебя утащить хотел. Только перед концом положи меня в
полог, дай погреться, потому что озяб я…

Удивилась девушка:

— Как это озяб? Ты вечно на воле живешь, чума у тебя нет, бездомный ты,
оставайся и теперь снаружи! Какой полог тебе!

Стал Месяц упрашивать девушку:

— Если я вечно бездомный, отпусти меня наружу! Я буду забавой твоему
народу.

Отпусти меня — я буду заметой твоему народу! Отпусти меня — я буду
превращать день в ночь! Отпусти меня — я твоему народу измерю год! Сперва я
буду Месяцем старого быка, потом Месяцем рождения телят, потом Месяцем вод,
потто Месяцем листьев, потом Месяцем тепла, потом Месяцем обдирания рогов, потом
Месяцем любви у диких оленей, потом Месяцем первой зимы, потом Месяцем
укорачивающихся дней…

— А когда выпущу, когда сильным станешь, когда окрепнут у тебя руки и
ноги, — не будешь за мной приезжать?

— О, не стану! Забуду! Куда — очень уж ты смышленая! Никогда больше не
сойду с верхового пути! Отпусти — засвечу!

Отпустила — засветил.

++++++++++++++++++++

Вдова чукчи

Чукчи. Семья

Жизнь чукчи-мужчины очень сложна и полна опасностей, и неважно занимается он разведением оленей или охотой. Везде его могут поджидать хищники, травмы, холод, голод и болезни, в результате чего его жена может стать вдовой

Но женщине трудно одной в столь суровых условиях. А если у нее есть дети, то ситуация еще больше усугубляется. Чукчи всегда заботились о своих близких и детях, поэтому придумали обычай, который называется — «левират».

Левират — это когда младший брат умершего мужчины (или другой близкий родственник, если брата нет) должен жениться на вдове и усыновить всех его детей.

И дело не только в стремлении дать благополучие вдове и детям. Чукчи стремятся к тому, чтобы оставшиеся без отца дети продолжали воспитываться в его семье и не забывали свои корни.

Если вдова почему-то отказывалась выйти за брата усопшего мужа, она должна была вернуть семье мужа калым.

Животный мир

Не менее разнообразным является животный мир в этом регионе. В ЧАО обитает много видов животных. Особый интерес здесь представляют северные пищухи, олени и длиннохвостые суслики. В горах обитают снежные бараны, также там живут бурундуки, лисы, норки и ондатры. В лесах водятся волки.

Помимо этих видов животных на Чукотке можно встретить морских жителей, среди которых самыми популярными у туристов считаются моржи, морские зайцы, ларги. Также здесь встречается большое разнообразие рыбы. В реках обитают гольцы, лососи, чир, щука и много других представителей водного мира. Иногда в регионе можно встретить китов. Некоторых животных осталось очень мало, поэтому они занесены в Красную книгу. В округе водятся насекомые, например, мошки, комары, слепни.

Великий Сэкен

Жили старик со старухой, У них не было детей и было всего два оленя, которые паслись на длинной веревке тут же возле яранги, чтобы не убежали з тундру. Много детей было у соседей, и старик со старухой завидовали им. Однажды соседи откочевали, и тогда старик со старухой совсем заскучали.Старик сказал старухе: — Бей в бубен! — Я не могу удержать бубен в руках,- Я буду держать бубен, а ты бей! — сказал старик. — Хотя мы уже и не сможем бить так, как в молодости. Так они и сделали, и старуха стала бить в бубен.

На звон пришли черти. — Что тебе надо от нас, старая? — спросили они. — Мы со стариком хотим сына. — Сделайте два деревянных тюленя и бросьте на пути, когда будет проходить караван чертей. Наутро старуха варит чай, а старик делает тюленей. Сделал старик тюленей, положил под подушку и не успел напиться чаю, как услышал шум каравана. Идет мимо яранги караван чертей. Бросила старуха на дорогудеревянного тюленя, и остановился весь караван.

Саамский фольклор

Характерная черта бытовых сказок саамов – отсутствие противопоставления богатых и бедных и вражды между родами, а саамы или их богатыри никогда не начинают военные действия первыми.

Мифология самого западного из коренных народов Крайнего Севера во многом близка финно-карельской и скандинавской и находит отражение в волшебных сказках. Это предания о духах-хозяевах – покровителях промыслов: охоты, оленеводства, рыболовства, а также история о Мяндаше – чудесном олене-человеке, родоначальнике саамов. Особое место в фольклоре занимает богатырский эпос и героические сказания о защитниках родной земли, среди которых немало женщин.

Старик со старухой жили. Было у них три дочери. Девушки выросли, невестами стали. И вот приехали в вежу старика однажды три жениха: ворон, тюлень и дикий олень.
Старик дал женихам задание сделать три резных ковша и тогда приходить за невестами.
Сделали женихи резные ковши и на следующий день пришли за невестами. Взял старик
ковши и отдал дочерей мужьям. Старшая дочь вышла замуж за ворона, средняя – за
тюленя, а младшая – за дикого оленя…

Саамская сказка про женщину и дикого оленя

Экономика

По показателю ВРП на душу населения уступает лишь нефтедобывающим Тюменской и Сахалинской областям и Москве.

Основой экономики на начало XXI века являются золотые прииски и рудники.

Государственные услуги на 2008 год составили около 25 % ВРП.

Промышленность

Значительным источником электроэнергии в регионе является Билибинская АЭС. Осуществляется добыча угля для собственных нужд региона, действуют небольшие рыбоперерабатывающие предприятия, предприятия по производству строительных материалов.

Транспорт

Чукотка отличается крайне низким уровнем обеспечения транспортом; этому способствуют как очень низкая плотность населения, так и суровые климатические условия (зима до 9 месяцев), что делает строительство дорог очень дорогостоящим и трудоёмким. На данный момент дороги с покрытием присутствуют только в городах и прилегающих к ним посёлкам; на всей остальной территории Чукотки используются зимники — дороги без покрытия, на которых движение возможно только зимой по укатанному снегу. Для передвижения используются вездеходы, снегомобили и грузовики повышенной проходимости.

В 2012 году начато строительство федеральной дороги «Колыма-Омсукчан-Омолон-Анадырь», которая обеспечит круглогодичную транспортную связь Чукотки с дорожной сетью Дальнего Востока России.

Железных дорог на Чукотке нет. Кое-где существуют лишь незначительные узкоколейки на местных предприятиях.

Основные виды транспорта для дальних передвижений — морской и воздушный. Каждый город имеет свой аэропорт. Однако, несмотря на близость Аляски, регулярного воздушного или морского сообщения с ней не существует. Морское сообщение также бывает очень затруднено в период ледостава или ледохода.

Действуют несколько морских портов Северного морского пути

Довольно интересный и малореальный транспортный проект — Тоннель через Берингов пролив.

Основная авиакомпания Чукотки — Чукотавиа. Действует значительное количество аэродромов

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство Чукотки представлено оленеводством, рыбным и морзверобойным промыслом, а также — весьма незначительно — пушным звероводством, растениеводством, животноводством и птицеводством.

Туризм

Туризм представлен экспедициями, круизами, этнотуризмом. Морские круизы привлекают наибольшее число посетителей, главным образом иностранцев.  Основные достопримечательности находятся в пограничной зоне.

Окружающая природа

Одним из богатств этого региона является природа. Здесь располагается заповедник, который занесён в список наследия ЮНЕСКО. Также на Чукотке водится много разных видов животных, которые привлекают туристов.

Поскольку здесь очень суровый климат, природа считается бедной, но она довольно разнообразна. На Чукотке очень много редких тополевых и светлохвойных лесов. В последних растут карликовые берёзы. Тундры в этом автономном округе также разнообразны. В них произрастают:

  • осока;
  • пушиница;
  • брусника;
  • голубика.

Чаще всего на Чукотке встречаются арктические и горные тундры. Также здесь можно увидеть 400 видов лишайников и мхов.

На Чукотке почва не увлажняется, поэтому многие территории становятся болотами. Это происходит из-за того, что в регионе наблюдается многолетняя мерзлота.

Два брата и сестра

Было это давно-давно. На берегу Берингова моря жили два брата и сестра — сироты. Съели они все свое небольшое стадо оленей, а потом стали промышлять зверя, так они и кормились. Сестра братьям ни в чем не уступала, — ходила на медведя одна, но она успевала и готовить пищу и шить одежду, для братьев. Стали братья мужчинами.

Говорит им сестра: — Надо искать людей. Надо вам жениться, а мне замуж выйти. Я хочу иметь детей, я хочу, чтобы кровь моя жила зечно. Братья не спорили, но и не торопились идти на поиски жен и жениха. Однажды сестра ушла в тундру, забралась на самую высокую сопку и увидела тундру: озера, речки и сопки, как на ладони. А далеко среди сопок стойбище и большое стадо оленей. Вернулась сестра, рассказала братьям, А те и не думают брать в руки копья.

Янранайский охотник

Жил на Янранае охотник по имени Экекенуси. Никогда он не возвращался домой без добычи, всегда что-нибудь да приносил — то нерпу, то моржа или тюленя. Но кто-то позавидовал ему, и охотник перестал приносить домой добычу. Вот поехал он на каюке в море, стал охотиться на тюленя. Но как ни бросит он гарпун — тюлень нырнет и уходит все дальше и дальше от берега. Наконец охотнику удалось убить тюленя далеко в море.

Положил Экекенуси тюленя в каюк, оглянулся, и уже больше ничего не видно: везде густой туман. И поехал он, сам не зная куда. К вечеру достиг земли. Вытащил каюк на берег, залез на сопку и увидел вдали костер. «Хорошо. Пойду-ка я туда, — подумал он, — да поджарю мясо и поем!» Нарезал он тюленьего жира и мяса, положил в мешок из нерпичьего пузыря и пошел на огонек. Приходит — а у костра никого нет. Зажарил он мясо, стал есть и вдруг слышит голос, как из-под земли: — Я тоже хочу!

Население округа

Жить в таком месте очень трудно, так как здесь весь год наблюдается суровый климат. На сегодняшний день в регионе насчитывается около 50 тыс. жителей. Некоторые люди считают, что в Чукотском автономном округе проживают только чукчи, но это неправда. 49% населения составляют русские и только 26% — коренные жители. Остальными гражданами Чукотки являются эскимосы, эвены и юкагиры. Народ занимается сельским хозяйством, охотой, оленеводством.

Численность населения Чукотки периодически меняется и зависит от того, кто находится у власти. Например, в 1991 году количество жителей составляло более 150 тыс. человек, но правительство наплевательски относилось к ним. В результате люди бросали работу и свои жилища, чтобы переехать в другой город или страну. В 2001 году численность населения составляла 57 тыс. человек, а в дальнейшем снизилась до 50.

С 2008 года по сегодняшний день главой администрации округа является Копин Роман Валентинович. Он сменил на этом посту губернатора Романа Абрамовича.

В этом регионе, в отличие от многих других субъектов России, наблюдается высокая рождаемость. Однако продолжительность жизни намного меньше — всего 58 лет.

Эмемкут

Далеко в тундре жил Эмемкут со»своим младшим братом. Задумали братья жениться, а невест нет. Думали-думали и придумали., Взяли да и спрятали они реку на высокой, высокой сопке и стали ждать. Вот сидят они день, сидят два — никого нет, а на третий день увидали они — кто-то подходит. Все ближе, ближе, и увидели братья двух девушек- это были две кабарги. Оказал Эмемкут брату: — Отпусти воду!

Отпустил младший брат воду, заблестела она на Солнце. Увидели воду девушки, кинулись к сопке, а когда Добежали, то струя воды стала совсем тонкой, а потом только кап-кап-кап! — девушки не могли зачерпнуть и пригоршни воды. Посмотрели они на сопку. Старшая сестра сказала: — Пойдем отсюда скорее, мне страшно здесь! А младшая говорит: — Я пить хочу. Там, наверное, горное озеро! — Пойдем, пойдем отсюда! — сказала старшая и потащила сестру за руку.

Воспитание мальчиков

Чукча учит сына стрелять из лука

С шестилетнего возраста чукчи начинали воспитывать в мальчике воина. Они приучали его к спартанской обстановке, что звучит странно, учитывая условия жизни чукчи. Они и так живут, на мой взгляд, по-спартански. Ребенок должен был научиться быстро просыпаться и мгновенно реагировать на посторонние звуки. Его учили быстро бегать, тренировать остроту зрения, стрелять из лука. Не случайно, во Второй мировой войне чукчи зарекомендовали себя как великолепные снайперы.

Чукча-снайпер

Сейчас мальчики любят играть в чукотский «футбол» с мячом из шерсти оленя, также у них популярна борьба в экстремальных условиях — на скользкой шкуре моржа или на льду.

Хантыйский фольклор

Медвежьи игры – традиционный хантыйский праздник с песнями, танцами и ритуалами, приуроченный к зимнему солнцестоянию и весеннему равноденствию.

Одну из главных ролей в культуре и фольклоре хантов играет медведь, который для этого народа – и предок, и хозяин тайги, и дух-покровитель. По хантыйскому обычаю, каждой истории – свое время и место. Во время медвежьих праздников обычно звучали мифы, в том числе о происхождении медведя. Героические песни исполняли на культовых торжествах и свадьбах, а сказания и сказки – вечером, во время отдыха после долгого дня.

Особое отношение в культуре и фольклоре хантов существует к домашним животным, в частности – к собаке. Считалось, что она может вступать в связь с миром духов и миром мертвых. А ее связь с человеком признавали тесной настолько, что убийство собаки приравнивалось к убийству человека.

– Почему не улетаете oтcюдa?
Детеныши говорят:
– Мы отращиваем крылья. Только начнут они отрастать, как кто-то приходит и отгрызает
у нас их. Потому и не улетаем.
Ими-Хиты говорит:
– Я знаю, кто отгрызал ваши крылья. Это была большая жаба. Я ее убил, теперь некому
отгрызать ваши крылья, теперь отрастут.
Он вынул из кармана золотую бутылочку с водой и помазал концы крыльев у детенышей
летающего Тунгха. Помазал и велел:
– Машите крыльями!

Хантыйская сказка «Ими-Хиты и Вошинг Урт»

Жена — главное сокровище

У каждой семьи на Чукотке – свой дом, и во внутренний полог чужаков не пускали. Одинокий пастух или женщина с чужого стойбища могли остаться и в лютый мороз ночевать на открытом воздухе. И только по большой дружбе их могли пустить в первый, холодный полог яранги.

Но надо понимать, что жена для чукчи – это не просто женщина, с которой он делит постель, но прежде всего помощница. Она помогает мужу управиться с оленями, а главное – шустро ставит ярангу после длительного перехода и каждый день выбивает лед, намерзший на внутренний полог яранги.

Этнограф, советский ученый Владимир Германович Тан-Богораз в книге «Чукчи» указывает, что холостяком чукча мог быть только в одном случае – если у него были серьезные проблемы в интимной сфере. Во всех остальных случаях мужчина должен был жениться хотя бы просто потому, что это необходимо для выживания и воспитания детей. Кто-то должен шить мужчине одежду, выбивать внутренний полог яранги и заботиться о детях.

Женщина, оставшаяся в тундре одна – вдова или разведенная, тоже не могла выжить в одиночестве. Даже если она могла прибиться к какому-нибудь стойбищу, она начинала полностью зависеть в еде от милости других людей. Гуманизма в суровой тундре было очень мало, поэтому женщина часто начинала голодать. Поэтому ради выживания она старалась во что бы то ни стало обзавестись мужем.

Суровая жизнь предполагала совершенно другие каноны женской красоты – женщина должна была быть физически сильной, выносливой, способной к длительной работе и, главное, здоровой, ведь чукчи никогда не помогали роженицам. Чукотская женщина уходила в отдельный чум и там должна была сама разрешиться от бремени или умереть. Помочь ей было некому.

Корякский фольклор

Персонажами корякских сказок и легенд часто выступают рыбы и морские животные.

В корякском фольклоре мифы часто переплетаются с мотивами сказок и былин.
Центральный персонаж мифов – ворон, предок коряков и их защитник, выступающий
посредником между людьми и божественными силами. Особенность исторического
фольклора коряков – ярко выраженный локальный характер. В каждой территориальной
группе рассказывают о своих событиях и персонажах.

Жила когда-то в тундре красивая девушка – дочь ворона. Женихи давали отцу за дочь
большие стада оленей или готовы были сами идти в пастухи на три года.
Отец прочил в зятья старшего соседского сына. Дочь же хотела полосатого кита, – она
давно его любила.

Корякская сказка «Ворон и кит»

Свадебные традиции

Счастливая пара

В суровом климате раньше жило немного людей, да и сейчас ситуация не намного лучше. И когда приходило время создавать семью, молодым и выбирать-то особо было не из кого — уж слишком мало было «свободных» людей. Что же делать? Заключать родственные браки и обмениваться женщинами.

Нередко чукчи крали женщину из другой семьи, например, невесту для своего сына. Тогда родственники этой девушки могли требовать отдать им какую-нибудь женщину из той семьи. Зачем? Вовсе не для любовных утех, просто потеря одной пары рабочих рук могла нанести серьезный урон для быта, поэтому и брали взамен украденной другую женщину. А уж если она могла составить пару кому-то неженатому — это было настоящим подарком!

Семья чукчей

У чукчей практически все семьи многодетные. Поэтому нередко делалось так: если какая-то семья отдавала свою дочь замуж в соседнее поселение, то требовала оттуда невесту для своего сына.

Среди чукчей, как и среди всех людей, всегда были и богатые, и бедные. Чукча-бедняк, если не хотел жениться на такой же нищей девушке, как и он сам, шел работать в богатую семью. Спустя время (как правило, несколько лет) он либо получал разрешение жениться на дочери своего хозяина, либо усыновлялся этим хозяином.

Были у них и групповые браки, внутри которых мужчины менялись женами. Дети, рожденные в этих браках, считались общими. Этот обычай появился вовсе не из-за распущенности чукчей, а из-за необходимости. Как правило, пары, входящие в групповой брак, жили в разных селениях. Когда оленевод не мог быстро добраться до своего дома, он останавливался в доме «партнеров» по браку, где получал и кров, и еду, и жену.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для многих деток
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: