Содержание
Семья Демьяна принимает в гостях своего соседа по имени Фока. Так начинается «Демьянова уха». Басня написана в стихотворной форме и очень легко воспринимается на слух. Диалог начинается с того момента, когда Фока уже отведал три тарелки славной ушицы, которая, по мнению хозяина, сварена на славу. Но тот продолжает потчевать:
Нахваливая, Демьян предлагает съесть еще ложечку, при этом заставляя супругу кланяться гостю. Истекающий потом сосед из последних сил съедает еще одну тарелку ухи, но похвала Демьяна и уговоры продолжить застолье заставляют его схватить шапку и кушак, чтобы покинуть ненавистный дом, в который больше возвращаться он не собирается.
Анализ басни Демьянова уха, герои
Басня – это небольшая сценка с диалогом. В басне всегда можно увидеть мораль, которую говорит автор или это могут быть герои. Но мораль не похожа на скучную нотацию и никогда не бывает длиной. Она всегда учит мудро и не заметно. Гостеприимный человек Демьян всю ситуацию видит полностью и сразу. В его характере можно увидеть настойчивость, навязчивость, не в чем не знает меры. Фока очень вежливый, проявляющий терпение. Зная характеры этих героев, можно басню читать за них, выразительно и с интонацией. Такие авторы как Крылов и Грибоедов смогли передать тот тон, который нужен. Они очень хорошо знали какой тон голоса, интонация и где нужна.
И вот трагедия! История все еще может вызвать много отражения — даже ее насыщение чувствами. Безразличие окружения может быть удивительным, бессмысленность смерти смеется сквозь слезы и в сочетании с смущением мальчика. Но можете ли вы ошибаться в отношении варсовцев, что они не сделали ни единого жестов? Притворились ли они, что ничего не произошло? Осознание гестапо, несомненно, принесет больше жертв.
История дает нам статистику — огромные цифры производят впечатление, но они пустые. На самом деле обобщение ничего не значит. Это не обвинение против королевы жизни — история должна быть такой. Но представление драмы индивидуума становится более красноречивым. Человек больше не сухая фигура подряд.
Вообще подобрать правильную интонацию дело непростое. Возьми себя на время Демьяном. И тебе предстоит от чистого сердца накормить своего товарища, и он в этот момент не желает. Что за слова ты бы подобрал, в каком тоне их сказал? А как поступил в этот момент Фока?
Если обратить внимание на фразы Демьяна, то видим, как он уговаривает Демьяна. Он использует ласковые, внимательные слова
Его слова звучат так: «Миленький дружочек». Также он не забывает хвалить и свое кушанье, звучат милые слова. Используется разный тон голоса. Здесь есть и просьба «Поешь же», и мольба «Еще хоть», хвала «Как жирна».
Он не ожидал его в самых смелых мечтах. Вероятно, он был одним из тех Стасиев или Фелкасов, которые не писали бы в истории, и память о них заняла бы время. Просто память — все еще жива, о чем свидетельствуют обзоры и дискуссии. Они напоминают мне о судьбе тех, кто бессознательно строил памятник. Еврейские дети: Анна Франк и Давид Рубинович, существование которых было охвачено войной, оставляя только записи. Если не самопомощь — это перо создателя. Варшавский Икар не является изолированным случаем.
Тем не менее, каждое такое воспоминание о одном, сером человеке имеет что-то особенное и движется в нем. И сколько анонимных смертей, о которых никто не помнил? Мне кажется, что с течением времени эта работа приобрела более универсальный характер, хотя он должен был быть военным дневником. Разве мы не закрываем глаза сегодня, не отрываясь от некоторых вещей, предпочитая не видеть их? Но эти события часто не равны трагедии молодого, обнадеживающего мальчика.
Сейчас узнаем и Фоку. Тяжело ему. Во время еды он постоянно вздыхает, вытирает часто пот, поглядывает наевшимся взглядом на своего товарища и вскоре встает и уходит из-за стола. После этого он к Демьяну в гости не ногой. Сыт остался на долгое время. Что есть смешным в данной басне? Часто басню воспринимают: накормил товарища чуть ли не до смерти – угощай в меру. Когда используется «демьянова уха»? Отсюда подводим итог, что все что нам предлагают лишнее, мы называем это «демьяновой ухой». Поэтому название данной басни стало пословицей.
Все права сохранены. Копирование без разрешения автора запрещено. Все формы привязанности оптимистичны. Когда мы думаем о предмете похоти, мы действительно думаем о множестве обещаний, которые кто-то или что-то должен был бы нам дать или что-то, что сделало бы нас счастливыми. Этот луч может быть встроен в человека, вещи, учреждения, текст, норму, клетку, запах или хорошую идею — во что угодно. Именование «объекта желания» кучей обещаний позволяет нам противостоять тому, что наши привязанности непоследовательны или таинственны.
Дело не в подтверждении нашей иррациональности, а в разъяснении того, что ощущение пребывания в объекте, поскольку близость к объекту предполагает близость к множеству вещей, которые он обещает, — один из них нам понятен и, конечно, хорош, Не совсем. Таким образом, не все формы привязанности выглядят оптимистичными: вы можете бояться, например, вернуться к голоду или тоске или к фарсу, чтобы повторить предсказуемые ошибки вашего любовника или родителя. Однако желание вернуться в сцену, в которой объект подвешен между различными возможностями, является результатом оптимизма как аффективной формы.
Подумаем о смысле
Итак, сюжет басни понятен. Теперь выясним, как применяется в обыденной жизни выражение «демьянова уха». Значение фразеологизма следующее: если вам, к примеру, настойчиво предлагают угощение, которого в данный момент вы не хотите уж никак, то вполне приемлемо назвать это все «демьянова уха».
Читаемая автором как нельзя вовремя, после скучных и длинных выступлений предыдущих чтецов, басня была воспринята на «ура» в литературном сообществе 1813 года. Лаконично и глубоко. Сюжет прочитанной басни был настолько похож на события прошедшего вечера, что все присутствующие прыснули от смеха, а хозяева испытали сильнейшее смущение. С тех пор в русской речи появилось распространенное выражение «демьянова уха». Совершено ясно, что оно значение своё находит в сути человека. Движение в сторону усложнения вещей и желания качество компенсировать количеством, создаёт людей очень поверхностных во всех сферах общественной жизни.
История написания
К моменту написания произведения известный литератор И. Крылов уже слыл замечательным сатириком, начавшим свое творчество с переводов Лафонтена. Он часто участвовал в заседаниях в доме Державина, где писатели и поэты представляли коллегам свое творчество. Вечера часто были довольно скучными. Шел 1813 год. Накануне заседания к именитому автору обратились с просьбой познакомить с каким-либо новым произведением.
Он согласился, но приехал не к началу, а в самый разгар чтения довольно длинной пьесы малоизвестного драматурга. К моменту, когда публика была уже довольно утомлена и начала зевать, Крылов взял слово и объявил: «Демьянова уха». Уже через минуту в зале раздался смех. Содержание настолько соответствовало реальным событиям, что зрители отблагодарили автора проявлением настоящих эмоций.
Есть версия: не только длинные заседания литературного общества стали причиной появления подобного произведения И. Крылова. Его председатель Д. И. Хвостов прославился тем, что надоедал публике чтением своих басен, и острое перо Ивана Андреевича было направлено против него.
О Фоке
Так много рассуждают о Демьяне и так мало говорят о Фоке. Почему? Рассмотрим и его позицию. Он, конечно, жертва настырного соседа. Но что его заставило терпеть такое поведение и не уйти раньше. Или не сказать веское «нет»! К сожалению, зачастую «Фоки» подталкивают «Демьянов» вести себя именно так. Воспитанные, аккуратные в словах и делах, застенчивые люди позволяют самоутверждаться за свой счет нахальным и влюбленным в себя «нарциссам», и в этом их вина. Результатом неумения поставить на место нахалов является полное разрушение отношений, потому что единственный способ избежать повторения подобного — это отсутствие контактов. Это бегство, тактика страуса, но она не решает всех личностных проблем.
И несколько слов в заключение. Конечно, если бы кто-то так угощали сегодня, как «угощал сосед-Демьян соседа-Фоку, что не давал бедному ни продыху, ни сроку», то про него сказали бы – альтруист! А переедание, ну извините, это всего лишь форс-мажор, курьёз. Простите, что до слёз! Но не нравится нам делать то, к чему нас принуждают…
Идея создания
Автор начал писать свое произведение в 1811 году и закончил только в 1813. В этот же год басня Крылова была опубликована в известном журнале «Чтение в Беседе любителей русского слова». Главной целью создания рассказа является донести до читателя, что нельзя навязываться, каков бы ни был мотив, даже если это несет за собой добро.
Суть морали басни Крылова «Демьянова уха» распространяется и на писателей, которые утомляют окружающих своим чтением в публичных местах. Всему этому есть свое объяснение. Когда Иван Андреевич Крылов вступил в литературное общество, ему приходилось общаться с любителями, а профессиональных писателей там было совсем мало.
Автор попросил принять его туда только потому, что возглавлял эту группу Гавриил Романович Державин. Когда все члены сообщества собирались, многие из них под любым предлогом старались уйти пораньше. Именно этот сюжет четко прослеживается в басне.
На одном из вечеров писатель сам вызвался прочесть свое произведение. Последняя строка звучит так: «То ведай, что твои и проза, и стихи тошнее будут всем Демьяновой ухи». Этим Крылов дал понять, какое значение для него имела каждая встреча с малоизвестными, скучными писателями. Пусть такая аллегория и была жестокой, зато честной и справедливой.
Сюжет басни
Самые простые события, встречающиеся в жизни каждого, могут стать сюжетом блестящей басни. Так случилось и с притчей «Демьянова уха».
Фока зашел к соседу в гости. Радушный хозяин Демьян стал потчевать гостя вкуснейшей ухой, которую он как раз очень любил. Но после двух порций явно насытившийся визитер испытал сильнейшее давление со стороны хозяина, который уговаривал съесть еще и еще и так достал того, что гостю пришлось спасаться бегством. К сожалению, такое «радушие» хозяина привело к разрыву дружеских отношений. Уж не известно, ел ли когда-нибудь еще бедный Фока уху? Так получилось, что все вроде было хорошо — и уха, и гостеприимство Демьяна, но результат получился отвратительным.
Сюжет басни
Самые простые события, встречающиеся в жизни каждого, могут стать сюжетом блестящей басни. Так случилось и с притчей «Демьянова уха».
Фока зашел к соседу в гости. Радушный хозяин Демьян стал потчевать гостя вкуснейшей ухой, которую он как раз очень любил. Но после двух порций явно насытившийся визитер испытал сильнейшее давление со стороны хозяина, который уговаривал съесть еще и еще и так достал того, что гостю пришлось спасаться бегством. К сожалению, такое «радушие» хозяина привело к разрыву дружеских отношений. Уж не известно, ел ли когда-нибудь еще бедный Фока уху? Так получилось, что все вроде было хорошо — и уха, и гостеприимство Демьяна, но результат получился отвратительным.
Великий Крылов
Иван Андреевич Крылов знаком каждому еще с детских лет как величайший баснописец, который смог выразить в своих коротких произведениях такую суть, какую не каждый сможет увидеть, не то чтобы описать. Многие афоризмы, встречающиеся в русском языке, являются его детищем. Кроме того, Иван Андреевич был удивительным человеком, со своими сильными и слабыми сторонами. Одной из последних была неумеренность в еде, оттуда — избыточный вес, но и особый вкус к жизни, умение ее прочувствовать, как искусно приготовленный пирог.
Баснописец любил смотреть на огонь, поэтому обязательно ехал полюбоваться на пожар, случавшийся в Петербурге. Прекрасно играл в шашки и вообще был азартным человеком. Его басни рождались из наблюдаемого в жизни, многие узнавали в них других людей, но, к сожалению, редко самих себя. Император Николай приглашал «дедушку Крылова» рассказывать свои басни наследнику Александру на сон грядущий, для того чтобы последний мог формировать в себе чувство юмора и умение зреть в корень.
Слушать Басню Ивана Крылова Демьянова уха
Басня «Демьянова уха»
была написана Крыловым в 1813 году. Согласно одной версии, басня направлена против Д.И. Хвостова, который утомительно долго потчевал знакомых своими баснями. По другой версии, в басне имелась в виду «Беседа любителей русского слова» с ее длинными и скучными заседаниями. М.Е. Лобанов вспоминал о первом публичном чтении басни: «Иван Андреевич, зная всю силу своего литературного оружия, т.е. сатиры, выбирал иногда случаи, чтобы не промахнуться и метко попасть в цель; вот доказательство. В «Беседе любителей русского слова», бывшей в доме Державина, приготовляясь к публичному чтению, просили его прочитать одну из его новых басен, которые тогда были лакомым блюдом всякого литературного пира и угощения. Он обещал; но на предварительное чтение не явился, а приехал в «беседу» во время самого чтения и довольно поздно. Читали какую-то чрезвычайно длинную пиесу; он сел за стол. Председатель отделения А.С. Хвостов, сидевший против него за столом, вполголоса спрашивает у него: «Иван Андреевич, что, привезли?» — «Привез». — «Пожалуйте мне». — «Вот ужо, после». Длилось чтение, публика утомилась, начинали скучать, зевота овладела многими. Наконец дочитана пиеса. Тогда Иван Андреевич руку в карман, вытащил измятый листочек и начал: «Демьянова уха». Содержание басни удивительным образом соответствовало обстоятельствам, и приноровление было так ловко, так кстати, что публика громким хохотом от всей души наградила автора за басню, которою он отплатил за скуку ее и развеселил ее прелестью своего рассказа».
Оптимизм заставляет субъекта склоняться к обещаниям, сделанным в настоящий момент встречи с объектом. Это связано с тем, что, независимо от содержания этих привязанностей, непрерывность их форм в какой-то мере гарантирует непрерывность субъективного чувства того, что значит жить и, надеюсь, думать о том, чтобы оставаться в мире. Жестокий оптимизм — это состояние, в котором поддерживается привязанность к значительно проблематичному объекту.
Часто этот страх потерять оптимизм остается невысказанным, и мы переживаем его только в неожиданные моменты, когда мы не можем справиться с непредвиденными ситуациями. Это может привести к чему-то столь же банальному, как токсичная любовная интрига, но и открыть навязчивые аппетиты, жизненную работу, патриотизм и тому подобное. Чтобы понять жестокий оптимизм, нужно исследовать косвенность, которая позволяет нам захватывать причудливую временность проекции на объект, который одновременно активирует и дезактивирует меня.
Демьянова уха |
Слушайте басню Крылова «Демьянова уха»
«Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай». — «Соседушка, я сыт по горло». — «Нужды нет, Еще тарелочку; послушай: Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» — «Я три тарелки съел». — «И полно, что за счеты: Лишь стало бы охоты, — А то во здравье: ешь до дна! Что за уха! Да как жирна; Как будто янтарем подернулась она. Потешь же, миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!» Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку И не давал ему ни отдыху, ни сроку; А с Фоки уж давно катился градом пот. Однако же еще тарелку он берет, Сбирается с последней силой И — очищает всю. «Вот друга я люблю! — Вскричал Демьян. — Зато уж чванных не терплю. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!» Тут бедный Фока мой, Как ни любил уху, но от беды такой, Схватя в охапку Кушак и шапку, Скорей без памяти домой — И с той поры к Демьяну ни ногой. ______________________________________ Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь: Но если помолчать во время не умеешь И ближнего ушей ты не жалеешь: То ведай, что твои и проза и стихи Тошнее будут всем Демьяновой ухи. Этот эстетический процесс напоминает оптимизм привязанности, поэтому позвольте мне написать несколько слов о сути моего перевода из мысли Барбары Джонсон. В частности, для меня важная статья апостроф, анимация и Аборты автор отслеживает политические последствия котировки для того, обычно называют человеческой личности в плодный период: тупые, аффективно присутствующих, но и физически далеко собеседником в живых в акте речи, как до сих пор все еще возможно говорил, и достаточно близко, чтобы оратор, в голове которого играла вся сцена, мог представить это.
Басня Демьянова уха — анализ
Гостеприимство, что так желанно, порой бывает чрезмерным. Оно ни в коем случае не должно становиться в тягость, проявлять слепую настойчивость. Демьян, отличный хозяин, как раз такую грань и перешёл. Его гость – Фока не знал куда деваться, ведь и оставаться ему не хотелось, и уйти, обидев хозяина, было как-то уж очень некрасиво. Настырность и деликатность столкнулись, но обе уступили место простому бегству. Фока сбежал от чересчур добродушного Демьяна, так и не сумев вовремя сказать Нет.
Разберемся, как Крылов передает нам суть сложившейся ситуации и почему не формирует мораль в четкой форме
Что ж, достаточно внимательно прочитать басню Демьянова уха, чтобы обратить внимание на приторно ласковые речи Демьяна. Фока же, напротив, говорит вежливо и, на первый взгляд, искренне. Попал соседушка в трудное положение
Терпел-терпел и не вытерпел. Тут-то всю его воспитанность как рукой снесло: сбежал и всё тут. Наелся ухи на всю жизнь. Комична сама ситуации, из которой можно почерпнуть немало интересного, потому и мораль Крылову выражать не потребовалось
Попал соседушка в трудное положение. Терпел-терпел и не вытерпел. Тут-то всю его воспитанность как рукой снесло: сбежал и всё тут. Наелся ухи на всю жизнь. Комична сама ситуации, из которой можно почерпнуть немало интересного, потому и мораль Крылову выражать не потребовалось.
Демьянова уха написана в виде сценария, так сказать в лицах. Разговорными интонациями, в житейский случай о посиделках двух соседей, Крылов в свойственной ему манере и с завидной простотой вкладывает глубочайший смысл. С первых слов басни мы врываемся в прикрытый дружелюбием спор Демьяна и Фоки. Присмотревшись к их диалогу поближе, мы увидим, как назойлив Демьян, как он не приемлет отказа и после нескольких тарелок ухи уже не может остановиться. В тоже время слабовольный Фока не умеет отказываться и говорить простое Нет.
Демьянова уха
Ирон. То, что назойливо предлагается, навязывается кому-либо в большом количестве. Музыкант ищет в этом произведении красот музыкальных, он их находит скорее в избытке, чем в надлежащей пропорции; это — музыкальная демьянова уха, которая очень скоро порождает ощущение пресыщенности (П. Чайковский. Байрейтское музыкальное торжество).
— От названия басни И. А. Крылова «Демьянова уха» (1813 г.).
Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ
.
А. И. Фёдоров
.
2008
.
Смотреть что такое «Демьянова уха» в других словарях:
Демьянова уха — (чрезмѣрное угощеніе противъ воли гостя). Ср. Писатель, счастливъ ты, коль даръ прямой имѣешь: Но если помолчать во время не умѣешь И ближняго ушей ты не жалѣешь, То вѣдай, что твои и проза, и стихи Тошнѣе будутъ всѣмъ Демьяновой ухи. Крыловъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ДЕМЬЯНОВА УХА Толковый словарь Ушакова
ДЕМЬЯНОВА УХА — ДЕМЬЯНОВА УХА. см. уха. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Демьянова уха — УХА, и, ж. Суп из рыбы (с кореньями, специями). Стерляжья у. Рыбацкая у. (сваренная на костре из только что выловленной рыбы). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Демьянова уха — Название басни (1813) И. А. Крылова (1769 1844). Сосед Демьян так усердно угощал своей ухой соседа Фоку, что тот Как ни любил уху, но от беды такой, Схватя в охапку Кушак и шапку, Скорей без памяти домой И с той поры к Демьяну ни ногой.… … Словарь крылатых слов и выражений
ДЕМЬЯНОВА УХА — что Излишество, избыточность. Имеется в виду нечто (Р) назойливо предлагаемое или навязываемое кому л. в неумеренном количестве, сверх всякой меры. Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ Р это демьянова уха. В роли именной части сказ., а… … Фразеологический словарь русского языка
демьянова уха — (чрезмерное угощение против воли гостя) Ср. Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь: Но если помолчать вовремя не умеешь И ближнего ушей ты не жалеешь, То ведай, что твои и проза, и стихи Тошнее будут всем Демьяновой ухи. Крылов. Демьянова… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
«Демьянова уха» — ДЕМЬЯНОВА УХА назв. басни И. А. Крылова (1813); в широком смысле выражение обозначает нечто назойливо предлагаемое или навязываемое в чрезмерном кол ве … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Демьянова уха — Разг. Неодобр. О том, что назойливо предлагают, навязывают кому л. против его воли и в неумеренном количестве. БМС 1998, 589; ШЗФ 2001, 65; БТС, 250, 1408; ФМ 2002, 569; Мокиенко 1989, 23 … Большой словарь русских поговорок
демьянова уха — демь янова ух а, демь яновой ух и … Русский орфографический словарь
Анализ басни И. А. Крылова «Демьянова уха»
Басня «Демьянова уха» давно стала классикой русской классической литературы, а ее фрагменты разобраны на цитаты. Она является редким образцом того, насколько самокритичным может быть большой русский поэт. Сценка, в которой радушный хозяин пытается насильно осчастливить собеседника, несет глубинный философский смысл. Недалекий Демьян выказывает ту самую простоту, которая хуже воровства.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- частотные обращения – «соседушка», «мой свет дружочек», «жена», «мой милый», «писатель» – позволяют выделить всех без исключения персонажей и адресата поэтического послания;
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «соседушка», «тарелочка», «ушица», «дружочек», «лещик», «кусочек», «ложечка» – подчеркивают умильный и одновременно иезуитский, издевательский характер Демьянова угощения;
- множество восклицательных предложений – «…мой свет!», «ушица на славу сварена!», «ешь до дна!», «Что за уха!», «Потешь (порадуй) же…!», «вот … кусочек!», «Еще ложечку! …», «кланяйся, жена!», «друга я люблю!», «скушай … , мой милый!» – отражают чувства Демьяна, его простодушную ретивость, доводящую гостя до исступления;
- фразеологизмы – «ни ногой» – «не ходит, избегает встречи», «до дна», «без памяти» – «не помня себя, не отдавая себе отчета в том, что делает», «сыт по горло» – в значении «пресыщен чем-либо» – горло упоминается в контексте как мера полноты – такие обороты народной речи используются для придания достоверности простой жанровой сценке;
- метонимия – «три тарелки съел», «скушай тарелочку» – перенос значения по смыслу позволяет сократить объем текста без потери смысла;
- сравнения – «жирна, как будто янтарем подернулась», «катился градом»;
- эпитет – «миленький дружочек»;
- ряды однородных членов предложения – «лещик, потроха, … кусочек» – то есть уха была сборная, из разных сортов рыбы – Демьян готовил угощение, не жалея средств, «ни отдыху, ни сроку (времени подумать)», «берет, сбирается, очищает»;
- инверсия – «подернулась она», «потчевал Демьян», «катился пот», «дар прямой», «ближнего ушей», «тошнее будут всем», «друга люблю», «Фока мой»;
- контекстуальные антонимы – «проза – стихи»;
- архаизмы – «кушак – пояс из шнура или широкого куска ткани, «ведай» – «знай»;
- старославянизм – «здравье»;
- антонимы – «люблю – не терплю»;
- эллипсис – «скорей без памяти (побежал) домой».
Некоторые выражения требуют пояснения. Вводное слово «ей-же-ей» употребляется в значении «ей-богу». «Мой свет» – ласковое, приветливое просторечное обращение. Наречие «на славу» означает «прекрасно, хорошо, очень удачно», выражение «стало бы охоты» – «было бы желанье», «подернулась» – значит «покрылась». Мастер русского слова единственным словосочетанием – «янтарем подернулась» – описывает покрывающую рыбный бульон аппетитную пленку жира желто-оранжевого – янтарного – цвета.
Произведение адресовано в первую очередь пишущим творческим людям. Великий мудрец И. А. Крылов убеждает их в том, что творцу мало таланта, ему необходимы еще такт и чувство меры. А графомания является проявлением неуважения к читателю.
Но посыл писателя – не только им, но и всем нам. На примере басни мы видим, что преувеличенное, чрезмерное гостеприимство превращается в свою противоположность и заставляет человека спасаться бегством, как смиренный незадачливый Фока. Человек, который допускает злоупотребления – угощая ли, угождая ли – тешит прежде всего свое самолюбие. Такое поведение несет в себе элементы самолюбования и доминирования, подавления, поэтому оно нестерпимо.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Басни Крылова ✑
Басни
Мораль басни Демьянова уха
В любом деле важно иметь чувство меры, уметь вовремя замолчать, остановиться и т.д. Даже если что-то делается из лучших побуждений, не нужно это навязывать и доводить окружающих до «тошноты»
В частности, Крылов подразумевает писателей, которые, не имея чувства меры, утомляют окружающих чтением своих произведений на публичных мероприятиях.
- https://nauka.club/literatura/demyanova-ukha.html
- https://basni-krylova.ru/demyanova-uha/
- https://www.literaturus.ru/2017/12/moral-basnja-demjanova-uha-krylov.html
- https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/krylov/analiz-basni-demyanova-uha-s-moralyu
- https://mishka-knizhka.ru/basni/basni-krylova/demjanova-uha-basnja-krylova/
Синица
Синица на море пустилась:Она хвалилась,Что хочет море сжечь.Расславилась тотчас о том по свету речь.Страх обнял жителей Нептуновой столицы;Летят стадами птицы;А звери из лесов сбегаются смотреть,Как будет Океан, и жарко ли гореть.И даже, говорят, на слух молвы крылатой,Охотники таскаться по пирамИз первых с ложками явились к берегам,Чтоб похлебать ухи такой богатой,Какой-де откупщик и самый тароватыйНе давывал секретарям.Толпятся: чуду всяк заранее дивится,Молчит и, на море глаза уставя, ждет;Лишь изредка иной шепнет:«Вот закипит, вот тотчас загорится!»Не тут-то: море не горит.Кипит ли хоть? — и не кипит.И чем же кончились затеи величавы?Синица со стыдом всвояси уплыла;Наделала Синица славы,А море не зажгла.________
Примолвить к речи здесь годится,Но ничьего не трогая лица:Что делом, не сведя конца,Не надобно хвалиться.